Рабочая программа по музыкальному искусству за курс 5, 6,7 классов - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по изобразительному искусству для 5-7 классов на 2013-2014... 2 411kb.
Рабочая программа по искусству для 8 классов 1 303.92kb.
Рабочая программа по искусству родного края для 8 классов 1 345.78kb.
Рабочая программа по искусству 8- 9классы учитель: Колесникова Светлана... 1 350.35kb.
Рабочая программа по искусству (музыка) для 7 класса мбоу «Красноярская... 1 281.12kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса 2 630.3kb.
Рабочая программа по искусству для 9 класса составлена на основании... 1 132.48kb.
Программа для общеобразовательных школ: География. Программы для... 6 2449.84kb.
Рабочая программа мировая художественная культура Предмет ( 2013-2014... 1 93.6kb.
Рабочая программа практический курс первого иностранного языка Направление... 3 534.64kb.
Рабочая программа по литературе для 11 классов 2 467.66kb.
Льготы по оплате за обучение 1 37.64kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по музыкальному искусству за курс 5, 6,7 классов - страница №1/1

Рассмотрено на методсовете : Согласовано: зам. директора по УВР Утверждаю: директор школы

_______________________ ______________ ( Гитр О.Г.) _____________ ( Герасимова Р.В.)

Рабочая программа

по музыкальному искусству

за курс 5, 6,7 классов

учителя МБОУ Богословской ООШ

Карасукского района Новосибирской области

Жерибор Марины Кондратьевны




Пояснительная записка

Изучение учебного предмета «Музыка» в 5 -7 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой. Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.


Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
-.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
-Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
-3-го издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год)АвтоААпррская программа
-утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
-требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

^ Целью уроков музыки в 5-7классе является установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и музыки с изобразительным искусством. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия.


Данная рабочая программа рассчитана на 35 час.
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

Основные содержательные линии:


обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства;
усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);
обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности;
воспитание слушательской и исполнительской культуры
Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся 5 -7классов.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:


метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод перспективы и ретроспективы;
метод создания «композиций»;
метод игры.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 -7 классов
Учащиеся должны знать/понимать:
специфику средств художественной выразительности каждого из видов искусств;
взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов;
знакомые жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
Уметь:
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусств;
выявлять сходства и различия между музыкой и другими видами искусства;
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
передавать свои музыкальные впечатления в устной, письменной форме, в изобразительной деятельности;
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации и игре на простейших шумовых инструментах);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение

Календарно – тематическое планирование

п/п

Дата

Тема урока

Основной материал

Оборудование, ТСО

Цели, ЗУН

Д/З

1.




Классика и современность

Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора».


. Мусоргский М.П. Вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке».

2. Прокофьев С.С. Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта».

3. Бетховен Л. Увертюра «Эгмонт».

4. Уэббер Э.-Л. Ария «Память» из мюзикла «Кошки».

5. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия».


Рассмотреть понятия «классика», «классика жанра», «стиль», «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора»; показать современность классической музыки.





2.




В музыкальном театре. Опера.

Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке.

Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический.




Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы.

1. Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

2. Римский-Корсаков Н.А. Песня Садко из оперы «Садко».

3. Глинка М.И. «Интродукция» и «Полонез» из оперы «Иван Сусанин».

4. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия».


Рассмотреть понятия « опера», «драматургия»,

« жанры оперы», учить видеть этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка.






3.




Опера «Иван Сусанин». Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля.


Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин».

Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др



1. Песня Вани «как мать убили» из I действия.

2. Ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал» из IV действия.

3. Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» из III действия.

4. Каватина и рондо Антониды «Солнце тучи не закроют» из I действия.

5. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия.

6. Хор «Славься» из эпилога оперы.

7. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия».


Познакомить с творчеством основоположника русской классической музыки – М.И.Глинка; учить видеть этапы сценического действия; рассмотреть составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др.




4.




Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария князя Игоря

Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря

1. Хор «Солнцу красному слава!» и сцена затмения из пролога.

2. Ария князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу…» из II действия.

3. Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога».


Рассмотреть героические образы русской истории в опере

«Князь Игорь»; дать музыкальную характеристику главному герою.






5.




Опера «Князь Игорь». Портрет половчан. Плач Ярославны.

Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы.



1. Песня половецких девушек «Улетай на крыльях ветра» из II действия.

2. «Половецкие пляски» из II действия.

3. «Плач Ярославны» из IV действия оперы.

4. Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога».




Рассмотреть женские образы оперы; дать музыкальную характеристику главным героям.




6.




В музыкальном театре. Балет.


Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами.

Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета.




1. Фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица» Чайковского П.И., «Ромео и Джульетта» Прокофьева С.С.

2. Вступление к первому действию.

3. Хор «Стон русской земли» из I действия.

4. Номера балета: «Первая битва с половцами», «Идол», «Стрелы».

5. Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога».


Рассмотреть характерные особенности современного спектакля; учить видеть основу драматургического балета при сопоставлении двух противоборствующих сил.




7.




Балет «Ярославна». Плач Ярославны. Молитва

Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П.


1. «Плач Ярославны».

2. «Молитва».

3. Б.Окуджава «Молитва».

4. Крылатов Е. «Будь со мной».

5. Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца».


Рассмотреть женские образы в балете «Ярославна», учить сравнивать образные сферы балета с оперой.




8




Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.


Контрольный тест.

Особенности музыкальной драматургии героико-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства: И. Глазунов «Слава предкам», «Два князя»; В. Верещагин «Не замай – дай подойти!»; П. Корин «Александр Невский»; И. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В.Серов «Въезд Александра Невскаого в Псков»; И.Козловский «Памятник Александру Невскому



1. Фрагмент 1-ой части «Симфонии №2» («Богатырской») Бородина А.П.

2. Песня Садко «Высота, высота ль поднебесная» из оперы «Садко» Римского-Корсакова Н.А.

3. Кант «Виват».

4. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия.

5. Хор «Славься» из эпилога оперы.

6. Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца»



Повторить и закрепить раннее изученный материал.




9.




В музыкальном театре. Мой народ – американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.


Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки.


1. Гершвин Д. «Хлопай в такт».

2. Гершвин Д. Фрагменты из «Рапсодии в стиле блюз».

3. Гершвин Д. Вступление к опере «Порги и Бесс».

4. Гершвин Д. «Колыбельная Клары».

5. Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца».


Познакомить учащихся с создателем национальной классики 20 века –

Д. Гершвином; рассмотреть жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл;

симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки.





10




«Порги и Бесс». Развитие традиций оперного спектакля.

Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля

1. Гершвин Д. Песня Порги «Богатство бедняка» и ария «О, Бесс, где моя Бесс».

2. Гершвин Д. Песни Спортинга Лайфа «Это совсем не обязательно так» и «Пароход, отправляющийся в Нью-Йорк».

3. Гершвин Д. Дуэт «Беси, ты моя жена».

4. Гершвин Д. Хор «Я не могу сидеть».

5. Муз. Минкова М., сл. Синявского П. «Песенка на память».


Дать музыкальную характеристику главных образов музыкальных произведений; учить сравнивать музыкальные характеристики.




11.




Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире

Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.


1. Бизе Ж. Увертюра к опере «Кармен».

2. Бизе Ж. «Хабанера» из оперы «Кармен».

3. Бизе Ж. «Сегидилья» из оперы «Кармен».

4. Бизе Ж. Сцена гадания из оперы «Кармен».

5. Муз. Минкова М., сл. Синявского П. «Песенка на память».


Рассмотреть музыкальный образ главной героини, раскрыть его через песенно – танцевальные жанры испанской музыки.




12.




Опера «Кармен». Образы Хозе и Эскамильо

Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса.

Музыкальная характеристика Эскамильо.




1. Бизе Ж. Песенка Хозе из I действия.

2. Бизе Ж. Ария Хозе из II действия «Видишь, как свято сохраняю цветок…».

3. Бизе Ж. Марш Тореодора из IV действия.

4. Сл. и муз. Дольского А. «Исполнение желаний».




Раскрыть музыкальный образ главных героев через интонации французских народных песен, военного марша, лирического романса.




13.




Опера «Кармен». Балет «Кармен-сюита»

Новое прочтение оперы Бизе. Образы Кармен, Хозе, образы «масок» и Тореодора.

Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р.Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р.Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро.



1. Щедрин Р. Вступление к балету «Кармен-сюита».

2. Щедрин Р. «Выход Кармен и Хабанера», «Болеро», «Дуэт Тореро и Кармен», «Сцена гадания».

3. Щедрин Р. «Развод караула», «Хозе» и «Адажио».

4. Щедрин Р. «Тореро» и «Дуэт Кармен и Тореро».

5. Сл. и муз. Дольского А. «Исполнение желаний».


Дать понятие легкой и серьезной музыки; учить сравнивать музыкальные образы разных музыкальных произведений.




14.




Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».

Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени;

характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений Баха И.С.

Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер.


1. Бах И.С. «Шутка» из «Сюиты №2».

2. Бах И.С. Фуга №2 из «Хорошо темперированного клавира».

3. Бах И.С. Фрагменты из «Высокой мессы»: «Kyrie, eleison!», «Gloria», «Agnus Dei».

4. Рахманинов С.В. Фрагменты из «Всенощного бдения»: «Придите, поклонимся», «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево, радуйся».

5. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».


Рассмотреть музыкальное зодчество России. Выявить характерные особенности музыкального языка И.С. Баха.;

современные интерпретации музыкальных произведений

Баха И.С.





15.




Вечные темы. Главные связи.


Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда».


. Уэббер Э.Л. Фрагменты из рок-оперы: увертюра, сцена из Пролога и сцена в Гефсиманском саду, песня «Суперзвезда», «Колыбельная Марии Магдалины», хор «Осанна», «Небом полна голова», «Сон Пилата», «Песня царя Ирода», «Раскаяние и смерть Иуды» - по выбору учителя.

2. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».




Дать понятие легкой и серьезной музыки; учить сравнивать музыкальные образы разных музыкальных произведений.




16.




Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита».

Контрольный тест.

Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики.




Кабалевский Д.Б. Фрагменты из музыкальных зарисовок «Ромео и Джульетта»: «Утро в Вероне», «Шествие гостей», «Встреча Ромео и Джульетты».

Фрагменты из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» Шнитке А.: «Увертюра», «Завещание».




Повторить и закрепить раннее изученные темы.




17.




Два направления музыкальной культуры. Светская музыка.


Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки.

1. Бах И.С. «Kyrie eleison» из «Высокой мессы» или фрагменты из «Реквиема» Моцарта В.А.

2. Березовский М. «Не отвержи мене во время старости».

3. Шуберт Ф. «Аве, Мария».

4. Бородин А.П. «Ноктюрн» из «Квартета №2».

5. Сл. и муз. Кукина А. «За туманом».


Рассмотреть два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка; особенности драматургии светской и духовной музыки.




18.




Камерная инструментальная музыка. Этюд.

Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.


1. Шопен Ф. Прелюдия, ноктюрн или мазурка.

2. Мендельсон Б. «Песня без слов».

3. Рахманинов С.В. «Прелюдия».

4. Шопен Ф. «Этюд №12», «Революционный».

5. Лист Ф. «Метель» из цикла «Этюды высшего исполнительского мастерства».

6. Сл. и муз. Кукина А. «За туманом».




Рассмотреть особенности развития музыки в камерных жанрах; мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и

Бузони Ф.; понятия «транскрипция», «интерпретация»; характерные особенности музыки эпохи романтизма.







19.




Камерная инструментальная музыка. Транскрипция.

Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации.


1. Глинка М.И. - Балакирев М. «Жаворонок».

2. Шуберт Ф-Лист Ф. «Лесной царь».

3. Паганини Н. - Лист Ф. «Каприс №24».

4. Бах И.С. - Бузони Ф. «Чакона» для скрипки соло.

5. Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика».


Рассмотреть транскрипцию как жанр классической музыки; фортепианные транскрипции музыкальных произведений.




20.




Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо.

Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.

1.Шнитке А. 5-я часть «Concerto grosso».

2. Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика».




Рассмотреть особенности формы инструментального концерта; характерные черты музыкального стиля Шнитке А.; музыкальную драматургию концерта; понятие полистилистики;

стилизацию как вид творческого воплощения художественного замысла.






21.




Сюита в старинном духе А. Шнитке.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках.

1. Шнитке А. «Сюита в старинном стиле»: «Пастораль», «Балет», «Менуэт», «Фуга», «Пантомима».

2. Сл. и муз. Егорова В. «Следы».




Выявить жизненные явления и их противоречия в симфонической сюите; особенности формы сюиты; характерные черты музыкального стиля Шнитке А.




22.




Соната. Соната №8 («Патетическая»)

Л. Бетховена.



Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М.,


1. Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

2. Бетховен Л. «Соната №8 («Патетическая»)».

3. Шопен Ф. «Этюд №12», «Революционный».

4. Сл. и муз. Егорова В. «Следы».




Рассмотреть особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты; форма сонатного allegro; драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме; характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена




23.




Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А.

По выбору учителя:

1. Прокофьев C.C. «Соната №2».

2. Моцарт В.А. «Соната № 11».

3. Сл. и муз. Вихарева В. «Я бы сказал тебе».



Рассмотреть жизненные явления и их противоречия в сонатной форме; драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме; характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. и Моцарта В.А.




24.




Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта.


Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта.

По выбору учителя:

1. Гайдн Й. «Симфония №103» («С тремоло литавр»).

2. Моцарт В.-А. «Симфония №40».

3. Сл. и муз. Вихарева В. «Я бы сказал тебе».




Рассмотреть особенности драматургического развития в жанре симфонии; строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле.




25.




Симфония №5 Л. Бетховена.


Контрольный тест.

Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена



1. Бетховен Л. «Симфония №5».

2. Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате».




Повторить и обобщить раннее изученные темы.




26.




Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта.


Претворение традиций и новаторства в музыке Прокофьева С.С. Характерные черты музыкального стиля Прокофьева С.С.

Романтические, лирико-драматические образы симфонии Шуберта Ф. Характерные черты музыкального стиля Шуберта Ф.




По выбору учителя:

1. Прокофьев С.С. «Симфония №1» («Классическая»).

2. Шуберт Ф. «Симфония №8» («Неоконченная»).

3. Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате».




Рассмотреть претворение традиций и новаторства в музыке Прокофьева С.С; выявить характерные черты музыкального стиля Прокофьева С.С.





27.




Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского

Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И.


Симфония №5 П.И. Чайковского

Рассмотреть автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И; выявить характерные черты музыкального стиля

Чайковского П.И.






28.




Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича


Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д.


1. Шостакович Д.Д. «Симфония №7» («Ленинградская»), 1 часть.

2. Муз. Френкеля Я., сл. Гамзатова Р. «Журавли».

3. Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате».


Рассмотреть воплощение исторических событий в симфонии; контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д.; выявить характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д.





29.




Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.


Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К.


1. Дебюсси К. Симфоническая картина. «Празднества».

2. Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго».




Рассмотреть приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества»; выявить характерные черты музыкального стиля Дебюсси К.





30.




Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А.

1. Хачатурян А. «Концерт» для скрипки с оркестром.

2. Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго».




Рассмотреть особенности драматургического развития в концерте

Хачатуряна А. выявить характерные черты стиля композитора Хачатуряна А.






31.




«Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина.

Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д.


1. Гершвин Д. «Рапсодия в стиле блюз».

2. Сл. Пляцковского М.и муз. Чичкова Ю. «Дом, где наше детство остается».




Дать представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д.





32.- 33




Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит.


Контрольный тест.

Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции.



Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Музыка по выбору учителя и учащихся.




Повторить и закрепить раннее изученный материал.




34 - 35




Исследователь-ский проект


Защита исследовательских проектов.




Повторить и закрепить раннее изученный материал.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: Гуманитарный издательский Центр ВЛАДОС, 2000.

4. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

5. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

6. Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

8. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М.: Педагогика, 1985.

9. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

10. Могилевская С. У лиры семь струн: Научно-художественная лит-ра / художник Н. Мищенко. –М.: Дет. лит., 1981.

11. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

12. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

13. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

14. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

15. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

16. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

17. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – СПб: Композитор, 1997.

18.Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.



19. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.