Рабочая программа по мировой художественной культуре для 7 класса - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса 1 103.31kb.
Рабочая программа по Мировой художественной культуре разработана... 1 238.27kb.
Программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной... 2 607.08kb.
Программа среднего (полного) общего образования по мировой художественной... 1 220.87kb.
Рабочая учебная программа по мировой художественной культуре ( наименование... 2 424.28kb.
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных... 1 188.5kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре 10-11 класс 2 513.02kb.
Программа по мхк представляет собой целостный документ, включающий... 2 412.71kb.
Рабочая программа по православной культуре для 9 класса разработана... 1 272.34kb.
Задания олимпиады по искусству (мировой художественной культуре) 1 172.07kb.
Рабочая программа по истории для 11 класса Павловой Татьяны Ильиничны... 3 480.88kb.
- 1 229.64kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 7 класса - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верейская средняя общеобразовательная школа №1


Утверждаю

Директор МБОУ Верейской

средней общеобразовательной школы №1

_____________С.Д. Осипова

«____»________________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по мировой художественной культуре для 7 класса

(Базовый уровень)

Составитель Барчей Олеся Вячеславовна,

учитель МХК



I Пояснительная записка

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 7 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — 6-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2011.»


Программа выбрана с учетом интересов и потребностей обучающихся и их родителей, направлена на реализацию целей и задач школы по обучению и воспитанию обучающихся 2 ступени.

В соответствии с учебным планом школы на 2012-2013 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год



(1 час в неделю).

Тип программы: программа изучения МХК на базовом уровне.

Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием «Г.И. Данилова: Мировая художественная культура: Вечные образы искусства. Мифология. 7-9 классы. – М.: Дрофа, 2011», включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.



Цели и задачи учебного предмета МХК
Образовательные цели и задачи курса:

изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;



  • формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

  • освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и задачи курса:

— помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;



  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

  • развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.


Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся.

Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся.


Требования к результатам обучения и воспитания:

Личностные:

  • формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах бытия искусства;

  • развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;

  • накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического переживания;

  • формирование творческого отношения к проблемам;

  • развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

  • гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;

  • подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Метапредметные:

  • формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;

  • выявление причинно-следственных связей;

  • поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;

  • развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;

  • формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;

  • применение методов познания через художественный образ;

  • использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;

  • определение целей и задач учебной деятельности;

  • выбор средств реализации целей и задач в их применении на практике;

  • самостоятельная оценка достигнутых результатов.

По предмету:

  • наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;

  • восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;

  • осознание места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

  • усвоение системы общечеловеческих ценностей; ориентация в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

  • усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности;

понимание условностей языка искусства;

  • различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;

  • классификация изученных объектов и явлений культуры, структурирование изученного материала, информации, полученной из разных источников;

  • осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;

  • уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;

  • формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи;

  • развитие индивидуального художественного вкуса; расширение своего эстетического кругозора;

  • умение видеть свои ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;

  • реализация своего творческого потенциала; использование различных художественных материалов и выразительных средств искусства в своем творчестве.


Сведения о планируемом уровне подготовки обучающихся

В результате изучения курса МХК в 7 классе обучающиеся должны



знать/понимать:

- общие и различные черты мировой художественной культуры,

- образы и сюжеты шедевров национального искусства разных стран,

- происхождение объектов культуры, традиций, обрядов разных стран;



уметь:

- проводить параллели между похожими сюжетами и образами разных народов,

- определять национальную принадлежность памятников культуры,

- находить нравственный смысл и культурное значение этих объектов,

- изобразить в меру своих способностей главные атрибуты объектов и субъектов культуры.

II. Содержание учебного материала

МИР И ЧЕЛОВЕК В ИСКУССТВЕ 34 часа




Раздел

программы



Содержание ФКГОС

Кол-во часов

I. Мир и Человек в художественных образах

1.Божественный идеал в религиях мира.

Сложность и противоречивость взаимоотношений Бога и Человека, их отражение в произведениях искусства.

Божественный идеал в буддийской религии. Художественный канон изображения Будды в произведениях искусства. Выдающиеся памятники монументального искусства (ступы, пещерные храмы) как символическое воплощение буддийского учения. Отрешенность от мира, идея обретения нирваны, загадочность и непроницаемость взгляда Будды, переданные в его скульптурных изображениях.

Божественный идеал «кроткого и смиренного сердцем» человека в христианском искусстве. Истоки художественного воплощения канона. Особенности первых изображений Христа на стенах римских катакомб. Фигура Доброго Пастыря (пастуха) как наиболее часто встречающийся христианский символ. Облик Доброго Пастыря в мозаиках Равенны. Образ Христа в произведениях средневекового искусства.

Художественный канон Божественного идеала в исламской религии. Орнамент и каллиграфия как символическое воплощение религиозных воззрений мусульман. Преобладание геометрических узоров и растительных мотивов, их особая роль в оформлении культовых сооружений (мечетей, дворцов, медресе).



1

2.Святые и святость.

Образы святых — посредников между Богом и людьми, великая сила их воздействия на умы и сердца верующих людей. Прочность народных традиций сохранения памяти о святых, их отражение в произведениях устного народного творчества.

Образы первых мучеников, погибших и пострадавших за веру во времена гонений на христиан в стихотворении иеромонаха Романа «Ликует Рим в языческом веселье...».

Образ святого Себастьяна в произведениях художников итальянского Возрождения. Картины А. Мантенья, С. Боттичелли и Тициана. Различия в художественных трактовках образа (по выбору).

Князья Борис и Глеб — первые святые, канонизированные русской церковью. Жизнь святых как пример смирения, незлобия и кротости, их христианская заповедь любви к людям. Древнерусская икона «Святые Борис и Глеб», ее глубокий нравственный смысл и символическое звучание.



1

3.Герои и защитники Отечества.

Понимание защиты Отечества как священного долга и обязанности. Народный идеал защитника Родины и его художественное воплощение.

Георгий Победоносец — мужественный воин и доблестный защитник Отечества, его готовность к состраданию и прощению. История жизни святого — пример стойкости и твердости характера, преданности идеалам христианской веры. Повсеместное распространение культа: написание жития, икон, возведение храмов. Особенности иконографического изображения.

Скульптура Донателло «Святой Георгий». Храбрый воин, облаченный в рыцарские доспехи. Спокойствие, скрытая энергия и сила, гордый вызов противнику, непоколебимая уверенность в победе. Картина Рафаэля «Святой Георгий, поражающий дракона». Отчаянный поединок скачущего на белом коне всадника со страшным чудовищем. Решительность и отвага доблестного воина.

«Чудо Георгия о змие» — одна из любимых тем древнерусского искусства. Икона «Святой Георгий» из Успенского собора Московского Кремля. Особенности композиционного и колористического решения картины. Икона «Чудо Георгия о змие» с парящим на белом коне всаднике.

Образ святого Георгия в военной геральдике и государственной гербовой системе России. Герб города Москвы.

Александр Невский — наиболее почитаемый и любимый в народе защитник земли Русской. «Житие Александра Невского» —- основные вехи героической жизни легендарного воина. Проявленная храбрость в битве на Чудском озере с войсками шведского короля.

Образ Александра Невского в произведениях искусства. Фильм «Александр Невский» режиссера С. М. Эйзенштейна. Художественное решение массовых сцен, мастерство в передаче внутреннего мира главного героя. Музыка С. Прокофьева как воплощение главной идеи фильма — защиты земли Русской от неприятеля. Единство зрительных и музыкальных образов.

«Идеи стойкости, мужества, отваги» в живописном триптихе П. Д. Корина. Духовная связь времен, непобедимость русского народа, красота родной земли, воплощенные в произведении. Образ Александра Невского — центральная часть общей композиции. Готовность героя отстоять рубежи родной земли. Особенности композиционного и колористического решения картины.



1

4.Идеал благородного рыцарства.

Благородный и доблестный рыцарь — идеал человека в эпоху Средневековья. Понятие о рыцарском кодексе чести: защита Отечества, бесстрашие в сражениях, верность сеньору, забота и милосердное отношение к слабым и беззащитным. Военные навыки рыцарей, их непременное участие в битвах и рыцарских турнирах. Внешний облик, доспехи средневекового рыцаря. Отношение к жизни, подвиги во имя дамы сердца.

Мужественные деяния рыцарей в «Песне о Роланде», величайшем памятнике средневековой французской литературы. Готовность храброго рыцаря Роланда защитить «милую», «нежную» Францию. Подвиг во имя французского короля Карла Великого.



1

5.Священный идеал материнства.

История искусства — вдохновенный гимн женщине-матери.

Культ Мадонны в западноевропейском искусстве Средних веков и Возрождения.Дева Мария с младенцем Иисусом — возвышенный образ материнства и жертвенной любви к людям.

Картины Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» — жемчужина коллекции Эрмитажа.
Необыкновенная выразительность образа исключительной красоты и благородства. Воплощение авторской идеи о счастье, земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств.

«Пречистой Девы лик священный» в творчестве Рафаэля, представления художника об идеальном женском образе. «Сикстинская мадонна» как гениальное воплощение идеи материнства и жертвенности любви. Естественное сочетание простоты и торжественности, нежной женственности и царственного величия. Особенности композиционного и колористического решения картины.

Образ Богородицы на Руси как покровительницы и защитницы родной земли, заступницы людей перед Богом.

Икона «Владимирской Богоматери» — один из лучших образцов византийской живописи. Чудодейственная «жизнь» иконы на Русской земле. Благородный лик «радости святой печали», «извечная песнь материнства», запечатленные в образе Богоматери.

Основные типы изображения Богоматери в произведениях древнерусской иконописи: Богоматерь Знамение, Оранта, Одигитрия, Елеуса (по выбору). Икона Феофана Грека «Богоматерь Донская» — шедевр мировой живописи.

Новое звучание темы материнства в творчестве К. С. Петрова-Водкина. Картина «Петроградская мадонна» как попытка осознать новые взаимоотношения человека с миром, ощущение гармонии «планетарного бытия». Облик человека нового времени, характерные приметы революционного Петрограда. Возвышенный и поэтичный образ матери, его душевная чистота и нравственная сила. Красноречивость жеста матери — выражение решимости уберечь сына от лишений и невзгод. Общечеловеческое звучание картины, глубина философских обобщений художника.

Тема материнства в художественных произведениях периода Великой Отечественной войны. Плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Особенности композиционного и колористического решения произведения.


1

6.Лики женской красоты в русской живописи классицизма.

Щедевры русского женского портрета — сокровенная исповедь души, искренний диалог со зрителем.

Женские образы Ф. С. Рокотова, полные неизъяснимой прелести и очарования. «Портрет неизвестной в розовом платье», «Портрет В. Е. Новосильцевой» > «Портрет В. И. Суровцевой» — лучшие творения художника (по выбору). Отсутствие светской жеманности, кокетства и демонстративного величия — главная и характерная черта портретируемых. Внимание художника к отображению внутреннего мира героини, тонкий лиризм и точность психологической характеристики. Особенности художественной манеры: цветовая гамма, рисунок, фон и детали.Образы романтической мечтательности, благородства и красоты в портретах О. А. Кипренского и К. П. Брюллова. Черты парадного и камерного портрета в картине Брюллова «Всадница». Романтическое повествование о безмятежных радостях жизни и красоте мира, цельность и красочность композиции.Величавая славянка в творчестве А. Г. Венецианова. Многообразие характеров русских крестьянок, занятых привычной и нелегкой работой, их одухотворенное начало и яркая индивидуальность. Женщина как хранительница лучших традиций крестьянской жизни. Картины «На пашне. Весна», «На жатве. Лето» — лучшие произведения художника.Портреты В. А. Тропинина как воплощение подлинной женской красоты, «Кружевница» — шедевр портретного искусства художника. Гармоничность образа, особенности композиции, характерные детали и их смысл, свето-теневая передача иллюзорности пространства.Трагическая судьба женщины в русской живописи второй половины XIX в. Картина П. А. Федотова «Вдовушка». Возвышенно идеальные и земные черты одинокой скорбящей женской души.



1

7.Человек в мире природы.

Человек на Земле. Земля как дар Человеку и источник его вдохновения.

Отношение к природе как к грозной и стихийной силе в искусстве древнейших эпох.Пантеистическое отношение человека к природе в эпоху Возрождения. Человек — активный творец и преобразователь природы, согласие и гармония с ней. Природа как живая, одухотворенная среда благополучного и гармоничного обитания человека.


Изменение представлений человека о природе в XVII в. Человек — ничтожно малая частица мироздания и одновременно великая сила, управляющая миром.

Расширение представлений человека о природе в XVIII в. Человек как часть природы, жизнь по законам опыта и разума (А. Поуп. Поэма «Опыт о человеке»).

Особенность взаимоотношений человека и природы в наше время. Проблема защиты окружающей среды в произведениях современного искусства.


1

8.Времена года.

Смена времен года, запечатленная средствами разных искусств. Философское осмысление темы как смены периодов человеческой жизни.

Весна как символ обновления жизни природы и человека. Картины весеннего пробуждения природы в музыке к балету «Весна священная» И. Ф. Стравинского. Театральные декорации Н. К. Рериха («Поцелуй Земле»: тема пробуждения природы).Картины знойного лета в творчестве И. И. Шишкина («Рожь») и золотой осени в произведениях И. И. Левитана («Золотая осень»).

Музыкальные картины годичного круговорота тепла и холода, расцвета и увядания природы в фортепианном цикле «Времена года» П. И. Чайковского. «Осенняя песня» — элегический портрет осени.Мотивы и образы зимней природы в скрипичных концертах А. Вивальди «Времена года» и картине «Охотники на снегу» П. Брейгеля Старшего.


1

9.Человек в художественной летописи мира.

Эволюция взаимоотношений человека и общества. Нравственные ценности и идеалы человека в определенные исторические эпохи и их отражение в произведениях искусства.Вечная жизнь души в искусстве Древнего Египта. Особенности изображения бога, фараона и простого человека.Человек в искусстве Древней Греции — настоящий гимн его величию и духовной мощи.Личность государственная и общественная в эпоху Римской империи. Римский скульптурный портрет как художественное воплощение прославленных личностей: императоров и полководцев, выдающихся общественных деятелей и достойных граждан. (Портрет императора Филиппа Аравитянина, конная статуя Марка Аврелия, голова Юлия Цезаря — по выбору).Человек в «центре мира» (эпоха Возрождения). Повышенный интерес к неограниченным творческим возможностям Человека. Воплощение идей гуманизма в произведениях итальянского искусства.

Портрет как зеркальное отражение души человека. «Портрет мальчика» Пинтуриккьо — возвышенный поэтический образ, сочетающий богатство внешней и внутренней сущности юноши. X. Гольбейн Младший «Портрет Георга Гиссе» (по выбору).

Человек и новая картина мира в искусстве XVII—XVIII вв. Теснейшая связь человека с окружающей средой.

Интерес к изображению социального превосходства верхушки общества (Ф. Халс «Портрет молодого человека с перчаткой в руке») и повседневной жизни простого человека из народной среды (Л. Ленен «Семейство молочницы»).Поиски героической, общественно значимой личности в искусстве XVIII в. (Неизвестный художник «Портрет М. В. Ломоносова»).

Романтическая мечта о свободной личности и ее конфликт с обществом. Исключительные герои в исключительных обстоятельствах, их внутренняя раздвоенность, одиночество, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств (И. К. Айвазовский «Прощание А. С. Пушкина с морем»).Человек в искусстве XX столетия. Роль Человека и невиданные достижения прогресса и цивилизации. Человек перед решением сложнейших жизненных и социальных проблем, бегство в мир абстрактных грез и иллюзий. Э. Мунк «Крик»


1

II. Художественная культура народов мира

10.Художественные символы народов мира.

Мировая художественная культура как совокупность множества культур народов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении исторического развития цивилизации.

Художественные символы народов мира. Зримые образы египетских пирамид, Эйфелевой башни в Париже, американской статуи Свободы, Московского Кремля, Императорского дворца в Пекине.

Сакура — художественный символ Японии, его отражение в произведениях живописи и поэтическом творчестве. Береза как художественный символ России, его отражение в произведениях устного народного творчества, обрядах и праздниках русского народа.


1

11.Единство и многообразие культур.

Культура народов мира — общее достояние человечества. Культурные связи народов мира. Универсальность идей мировой культуры и их постижение через шедевры искусства. Возможность человека познать свое прошлое и настоящее, заглянуть в будущее.

Национальная самобытность и ее воплощение в культуре разных народов, стран и континентов.

Основные критерии, определяющие национальную самобытность народа и его культуры (географическое положение, доминирующая религия, исторические и социальные традиции, обращенность к культурам других народов и наций).


1

12.Героический эпос народов мира.

Понятие о героическом эпосе, художественно отразившем представления об историческим прошлом, воссоздавшем целостные картины народной жизни. Сказания о значительных исторических событиях, подвигах легендарных героев, ставших символами мужества, доблести и благородства. Мифические представления человека о природе и окружающем мире.

Героический эпос — результат коллективного народного творчества. Безымянный характер эпических произведений.

Шедевры народного эпоса: «Сказание о Гильгамеше» (шумерский эпос), «Махабхарата» (Индия), «Беовульф» (Англия), «Песнь о нибелунгах» (Германия), «Песнь о моем Сиде» (Испания), «Старшая Эдда» (Исландия), «Песнь о Роланде» (Франция), «Калевала» (карело-финский эпос). Обзор (по выбору).

Эпос народов Востока и Крайнего Севера. Олонхо — сказания якутского народа о подвигах богатырей. Нартский эпос кавказских народов о доблестном племени богатырей, живших в древние времена и боровшихся с чудовищами, великанами и драконами. Армянский героический эпос «Давид Сасунский» и эпос киргизского народа «Манас». Обзор (по выбору).

Литературные интерпретации народного эпоса. Поэма грузинского поэта Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» и «Песнь о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло.

Развитие эпических традиций в русской музыкальной культуре. Эпическая песенная симфония А. П. Бородина «Богатырская», эпические оперы М. П. Мусоргского «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оперы-былины и оперы-сказки Н. А. Римского-Корсакова «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Псковитянка» (по выбору).

Эпическая тема в произведениях русской живописи (В. М. Васнецов, М. А. Врубель, И. Я. Билибин, Н. К. Рерих, К. А. Коровин, Е. А. Кибрик и К. А. Васильев). Обзор (по выбору).


1

13.Герои и темы народного эпоса.

Общие черты и сходные признаки произведений героического эпоса. Повторяемость тем и сюжетов, общность характеристик главных героев.

Сюжет сотворения мира и его воплощение в исландском эпосе «Старшая Эдда». Выразительность и поэтичность легенд о сотворении мира в славянском и индийском эпосе.

Сюжет чудесного рождения героя и его первых подвигов в юности. Сватовство героя, сопряженное с трудновыполнимыми условиями (добывание огня, изготовление орудий труда). Описание битвы, демонстрирующей подлинные чудеса отваги, находчивости и мужества.

Русские былинные богатыри и их отличие от средневековых рыцарей. Илья Муромец — идеал русского богатыря, наделенный сверхъестественной силой, отвагой и находчивостью.

Верность дружбе, великодушие и честь — главные качества героев народного эпоса. Их готовность прийти на помощь, защитить слабых и обиженных, помочь влюбленным. Верная и преданная дружба Гильгамеша и Энкиду («Эпос о Гильгамеше»), поэтические достоинства и художественное своеобразие «плача Гильгамеша».


1

14.Шедевры народного эпоса ( «Калевала» ).

Карело-финский эпос «Калевала», его идейно-художественное значение. Эпические руны (песни), рассказывающие о далеких временах и первых героях. Характерные особенности их исполнения.

Главный герой Вяйнямёйнен — старый певец и мудрый прорицатель, пахарь, охотник и умелый мастеровой. Первый творец мира, постигший жизненную мудрость и снискавший славу у своего народа. Борьба Вяйнямёйнена и его товарищей за волшебную мельницу Сампо — основа сюжета «Калева- лы». Сладкозвучное пение и игра на народном инструменте кантеле, их великая чудодейственная сила. Суровые испытания, выпавшие на долю главного героя.



1

15.Храмовая архитектура

Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира, отразившая представления человека об устройстве мироздания.

Базилика — основа католического христианского храма, ее структура и назначение. Аскетизм внешнего облика. Пышность и великолепие внутреннего убранства.

Распространение на Руси крестово-купольного типа храма как символа христианского православия. Выразительная символика православного храма (количество венчающих куполов, особенности формы и цвета купола). Шатровые храмы с восьмигранным остроконечным завершением — уникальные сооружения русского культового зодчества. Церковь Вознесения в Коломенском. Интерьер православного храма, его символическое звучание.

Традиции буддийской храмовой архитектуры. Борободур (остров Ява, Индонезия) — крупнейший памятник мирового храмового зодчества. Кубические сооружения, увенчанные пирамидальным покрытием, их структура и связь с буддийским учением о священном пути к просветлению — нирване. Символическая роль скульптуры и рельефов, призванных воплощать буддийское «постижение истины».

Культовые постройки ислама. Мечеть — основное сооружение мусульман. Тип колонной арабской мечети-крепости, окруженной глухими стенами. Соборные мечети и их общественное назначение. Башни-минареты и их особая культовая роль. Минарет Кутб-Минар (Индия) — прославленный шедевр мусульманской архитектуры. Медресе — культовые учебные заведения. Медресе Улугбека и Шир-Дор в Самарканде (Узбекистан) — жемчужины архитектуры Средней Азии (по выбору).


1

16.Домжилище человека.

Древнейшие дома человека, обнаруженные археологами в Месопотамии, Древнем Египте и Греции. Инсулы — первые многоэтажные дома и роскошные виллы в архитектуре Древнего Рима. Раскопки в древнейшем италийском городе Помпеи.

Изба — традиционный рубленый дом русского народа. Многообразие внешнего вида, планировка и назначение избы. Искусство возведения избы, ее декоративное убранство (резные наличники на окнах, конек над крышей, сказочные крылечки).

Иглу — жилищные постройки народов Гренландии, Аляски и Арктики. Переносные жилища кочевых народов Крайнего Севера — яранги. Современное устройство яранги — жилища для оленеводов. Конический шестовой чум — жилище северных народов, особенности его внутреннего устройства.

Юрты — основной тип жилища народов Средней Азии и Монголии. Легкие, удобные дома без внутренних перегородок, рациональность и простота их конструкции.

Жилища народов Африки, их неожиданные архитектурные решения и формы (шара, цилиндра, усеченного конуса).

Традиционные конструкции японского дома (крыша, опирающаяся на деревянный каркас). Раздвижные створки, служащие наружными стенами, отсутствие окон, дверей. Особенности внутреннего убранства, сад — естественное продолжение японского дома.





1

17.Древнерусская иконопись.

Древнерусская иконопись — уникальное явление мировой художественной культуры. Следование византийским канонам, выработка собственного способа отражения религиозных представлений. Исключительная роль иконы в жизни русского человека.

Художественный мир иконы и его символическое звучание. Представления о времени и пространстве. Принцип «обратной перспективы», особая роль света и цвета.

Икона — коллективное творчество многих мастеров. Процесс создания иконы и его основные этапы.


1

18.Книжная миниатюра Востока.

Книжная миниатюра — замечательное явление в изобразительном искусстве Востока. Особое отношение к книге как к святыне и драгоценности.

Создание книжной миниатюры — сложный творческий процесс, требующий особых навыков и мастерства. Тончайший и выразительный рисунок, многокрасочность и яркая насыщенность цвета, изысканная простота в передаче пейзажа и архитектурных зарисовок.

Условный и декоративный характер искусства книжной миниатюры, особенности изображения человека. Излюбленные сюжеты: природная красота Земли, исторические легенды и народные сказания, сцены пышных царских приемов и пиров, портреты правителей (на примере шедевров восточной миниатюры — по выбору).

Шедевры художника К. Бехзада, создавшего утонченный декоративный язык миниатюрной живописи. Мягкий и звучный колорит его произведений, виртуозное мастерство композиций, красота и музыкальность линий, глубокое проникновение в духовный мир образов. Портрет основателя узбекского государства Шейбани-хана.

Искусство индийской книжной миниатюры (могольская школа).


1

19.Скульптура Тропической и Южной Африки.

Самобытность культуры народов Африки. Деревянная скульптура как воплощение народных представлений о жизни в ее настоящем и прошлом. Выразительность и экспрессивность силуэта, декоративность, монохромность, использование природных материалов.
Традиционные маски народов Африки, их символическое значение, отражающее религиозные представления о мире. Использование масок во время традиционных обрядов и празднеств. Маски, связанные с культом животных — покровителей рода или племени.

Скульптурные произведения Бенина и города-государства Ифе (Нигерия). Особенности изображения человека, стремление к художественному обобщению, отказ от воплощения конкретных и индивидуалистических черт.



1

20.Традиции народного орнамента.

Как и почему возник орнамент. Его отличие от живописи. Элементы-мотивы древнейших орнаментов: круг, квадрат, ромб, волнистые линии (меандр, спираль). Орнаментальный ритм как своеобразное отражение важнейших природных процессов. Единство мотивов и ритмов.

Роль орнаментального декора в культуре Древнего Египта. Символическое значение знаков-иероглифов в орнаментальных композициях (крылатый жук-скарабей, пучки цветов лотоса и папируса, солнечные диски, ладья). Орнаментальное искусство Древней Греции. Краснофигурная и чернофигурная вазопись.

Русский народный орнамент — наследие наших предков. Прялка как отражение сложнейшей космогонической системы мира. Система изображения солярных знаков. Характерные орнаменты резных и расписных русских прялок.

«Дивное узорочье» русских народных вышивок, павловских головных платков и жостовских подносов. Традиционный цветочный орнамент — основа их композиции.



1

21.Художественные промыслы России.

Народное искусство как основа национальной культуры, память человечества о своем прошлом. Повторяемость основных художественных элементов (сюжета, образов, композиции, особенностей колорита и рисунка, орнамента). Народ как коллективный художник.Русская игрушка как отражение народных представлений о мире, добре и красоте. Содержание, форма и декор народной игрушки, отражение в ней древнейших представлений и верований человека. Женские фигурки, конь, птица — традиционные персонажи, в которых воплощена идея жизни, тепла и света.

Каргопольская игрушка народных мастеров Севера. Особенности колорита и разнообразие типажей дымковской игрушки. Филимоновская глиняная игрушка, ее характерные особенности и постоянные образы.

Гончарное искусство Гжели, гармония синего и белого цветов, связь декора с формой украшаемых изделий. Искусство жостовских росписей: импровизация, игра света и тени, мастерство передачи ритма и цвета. Излюбленные сюжеты и образы городецкой росписи и их художественный смысл.

Искусство Хохломы: красочность узоров и лаконичность форм, уникальность использования традиционных линий иконописи и рукописной миниатюры.



2

22.Праздники и обряды народов мира.

Праздник — неотъемлемая часть духовной жизни народа, важнейший элемент традиционной народной культуры.

Понятие об обряде как совокупности установленных обычаем действий, связанных с религиозными или бытовыми традициями жизни народа. Религиозные, семейно-бытовые, календарные и общественно-политические праздники, их особая значимость и своеобразие.

Религиозные праздники и обряды. Крещение Руси, следование византийским традициям церковного богослужения. Православное богослужение и особый порядок его проведения. Церковная служба как своеобразный синтез искусств, «храмовое действо». Понятие о трех «кругах времени» и недельном круге в православном богослужении. Внутреннее убранство храма (иконы, фрески, предметы церковной утвари), вокальная и хоровая музыка, колокольные звоны. Особое значение и роль священного слова молитвы. «Двунадесятые» праздники православия.

Паломничество в Мекку (хадж) — особый обряд поклонения главным святыням ислама. Основные этапы ритуала хаджа и его символическое значение.



1

23.Ах, карнавал! Удивительный мир...

Происхождение карнавала в странах Западной Европы, его традиции в Средние века и эпоху Возрождения.

Италия — родина карнавальных шествий. Наиболее популярные герои итальянского карнавала. Традиции проведения венецианских карнавалов.


Бразильские карнавальные шествия, их особая зрелищность и театрализация. Сочетание индейских, португальских и негритянских традиций.

Карнавалы различных стран мира (обзор).



1

24.Идут по Руси скоморохи...

Народное искусство скоморохов — странствующих актеров и музыкантов. Первые упоминания о скоморохах в «Повести временных лет» и в произведениях устного народного творчества (былинах, исторических песнях). Историческая судьба скоморошества на Руси, его отношения с представителями церковной власти.Актерское мастерство скоморохов, народных потешников, сочетающих в импровизационных представлениях шутки, небылицы и комические сценки. Участие скоморохов в народных гуляниях, празднествах, крестьянских свадьбах и княжеских пирах. Искусство скоморохов — пролог к искусству цирка, эстрады и кукольного театра. Тема скоморошества в различных видах искусства.

1

25.В музыкальных театрах мира: Пекинская опера.

Пекинская музыкальная драма — уникальное явление мировой художественной культуры, воплотившее лучшие традиции китайского народа. История создания и основные этапы развития.

Народные легенды и популярные романы с историческими и вымышленными персонажами — основа сюжетов спектаклей музыкальной драмы. Особое исполнительское мастерство актеров, их основные сценические амплуа.

Условный характер театральных декораций и реквизита. Символическое звучание музыкальных инструментов. Символика традиционных костюмов и театрального грима. Синтетический характер Пекинской музыкальной драмы.


1

26.Искусство кукольного театра.

История происхождения кукольного театра. Разнообразие типов кукольного театра в Древних Греции, Риме и Китае. Традиции кукольного театра в Средние века и эпоху Возрождения.

Любимые герои кукольного театра (Пульчинелла, Полишинель, Панч, Гансвурст, Карагез — по выбору). Петрушка — наиболее популярный герой кукольного театра в России. Традиции представления русского бродячего кукольного театра.Кукольный театр теней Индонезии (ваянг), его происхождение и символическое звучание. Произведения классической литературы — основа сюжета театрального действа. Особая роль ведущего (даланга) — искусного импровизатора и актера. Символическое назначение кукол. Роль музыкального оркестра в организации спектакля.



1

27.Музыка в храме.

Особое эмоциональное воздействие на человека музыки, звучащей в храме. Музыка как своеобразный синтез искусств, особое храмовое действо. Вокальное и хоровое пение и колокольные звоны — основа музыкальной традиции православия. Церковное пение как выражение стремления к гармоническому единству человека и Бога. Знаменный распев — основа древнерусского певческого искусства. Партесное (многоголосное) пение. Выдающиеся композиторы русской церковной музыки: Д. С. Борт- нянский, А. Т. Гречанинов, П. Г. Чесноков, П. И. Чайковский и С. В. Рахманинов.Культовая музыка ислама, ее строгий регламентированный характер. Выразительный и динамичный голос муэдзина — служителя ислама, призванный донести смысловое значение призыва к молитве (азана).

Театральный характер церемонии азана. Мелодичные декламации священного Корана — особый вид культовой музыки.

Характерные особенности буддийской музыки. Особое отношение к звуку в буддийской религии. Молитвы-заклинания, сопровождающие обряды богослужения, их символический смысл и значение. Музыкальные инструменты буддийского богослужения.


1

28.Колокольные звоны Руси.

Русская колокольная музыка как часть православной культуры. Виды колокольных звонов: благовест, трезвон, набат, малиновый. Тембровое богатство и ритмическое своеобразие колокольных звонов. Искусство колокольного звона в Новгороде, Москве и Ростове Великом (по выбору). История знаменитых русских колоколов. Современное искусство колокольных звонарей.

Дальнейшее развитие темы колокольного звона в операх М. И. Глинки «Иван Сусанин» и М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (сцена венчания на царство), в произведениях С. В. Рахманинова и А. Г. Шнитке (по выбору).




1

29.В песнедуша народа.

Песенное творчество — ценнейшее достояние народов мира. Искренность и глубина чувств как отличительные черты лучших народных песен.

Песня — живой свидетель народной жизни.

Развитие традиций песенного искусства. Коллективный характер народных песен и особенности их исполнения. Н. В. Гоголь и М. Горький о богатстве и разнообразии русского народного песенного творчества.

Разновидности русских народных песен и их художественная выразительность. Роль поэтической символики.



1

30.Радуга русского танца.

Русский танец — один из древнейших и любимых видов народного творчества, его многовековая история и традиции. Широта движений, молодецкая удаль, особая жизнерадостность, поэтичность и тонкий лиризм, скромность, простота и чувство собственного достоинства — характерные черты русского народного танца. Языческие игрища, выступления странствующих скоморохов — основы развития искусства русского танца.Хоровод — простейшая форма народного танца. Сочетание пения и драматического действия. Девичьи хороводы и их характерные особенности. Сеяние и обработка льна, прядение и ткачество — традиционные сюжеты девичьих хороводов.

Ведущая и организующая роль «хороводницы». Разнообразие рисунков хоровода («репье», «змейка», «витье веревки», «крест» и «полукруг»).

Пляски-кадрили и переплясы — вольные импровизированные танцы. Трепак — популярная мужская пляска, ее характерные особенности.


1

31.Искусство индийского танца.

Древнейшее происхождение индийского танца и его отражение в народных легендах. Росписи пещерного храма в Аджанте, отражающие изысканные изображения апсар — небесных танцовщиц. Привилегированное положение танцора в индийском обществе.

Система индийского классического танца, ее основные положения, изложенные в древнем трактате «Натьяшастра». Мудра — танцевальный язык жестов танцора, его богатая мимика.

Синтетический характер индийского танца. Использование музыки, поэзии, драматического искусства и пантомимы, связь с живописью, скульптурой и архитектурой.

Танец как составная часть храмовых обрядов, постепенная утрата ритуального значения. Светский, придворный характер современного индийского танца. Особое значение эффектных и красочных костюмов.



1

32.Страстные ритмы фламенко.

Фламенко — своеобразный художественный символ Испании. Основные версии происхождения танца. Характерные особенности импровизированного мужского и женского исполнения. Фламенко — танец, выражающий богатство оттенков человеческих чувств и эмоций.Гармония музыки, танца и пения. Музыкальное сопровождение на гитаре. Ласкающие ритмы кастаньет — старинного деревянного ударного инструмента.Болеро, сегидилья и хота — наиболее популярные испанские танцы.

1

33.Под звуки тамтама

Традиционные танцы народов Африки — неотъемлемая часть их образа жизни. Удивительное чувство ритма и особенности пластики — главная особенность африканского танца. Гармоничность, выразительность движений и жестов танцоров, их горделивая осанка, степенная и плавная походка.

Африканский танец — синтез многих искусств.


Коллективный характер африканского танца, особенности его исполнения. Имитация трудовых процессов, обрядовые эпизоды, различные виды национальной борьбы — основные сюжеты африканских танцев.

Разнообразие видов и форм танцев («танцы отдыха», развлекательные соревнования-игрища, танцы ремесленников, магические, ритуальные танцы-заклинания от злых духов). Магические обрядовые танцы народов Центральной Африки. Символические танцы-перевоплощения в животных.



1




Итого часов

34

III. Учебно-тематическое планирование

№№

Содержание

Кол-во часов

В том числе на:

Выполнение практической части программы:

уроки

резерв

Проверочные работы

1

Мир и человек в художественных образах.

9

9







2

Художественная культура народов мира.

25

25







Итого:

34

34




4


IV. Календарно-тематическое планирование



Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

Корректировка дата

1 четверть Мир и человек в художественных образах.

1

Божественный идеал в религиях мира

1







2

Святые и святость.

1







3

Герои и защитники Отечества.

1







4

Идеал благородного рыцарства.

1







5

Священный идеал материнства.

1







6

Лики женской красоты в русской живописи классицизма.

1







7

Человек в мире природы.

1







8

Времена года.

1







9

Человек в художественной летописи мира.

1







2 четверть Художественная культура народов мира.

10

Художественные символы народов мира.

1







11

Единство и многообразие культур.

1







12

Героический эпос народов мира.

1







13

Герои и темы народного эпоса.

1







14

Шедевры народного эпоса.

1







15

Храмовая архитектура.

1







16

Дом – жилище человека.

1







17

Древнерусская иконопись.

1







3 четверть

18

Книжная миниатюра Востока.

1







19

Скульптура Тропической и Южной Африки.

1







20

Традиции народного орнамента.

1







21

Художественные промыслы России.

2







22

Праздники и обряды народов мира.

1







23

Ах, карнавал! Удивительный мир…

1







24

Идут по Руси скоморохи…

1







25

В музыкальных театрах мира: Пекинская опера.

1







26

Искусство кукольного театра.

1







4 четверть

27

Музыка в храме.

1







28

Колокольные звоны Руси.

1







29

В песне – душа народа.

1







30

Радуга русского танца.

1







31

Искусство индийского танца.

1







32

Страстные ритмы фламенко.

1







33

Под звуки тамтама (танцы народов Африки)

1







Итого:

34








Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:

1. Г.И. Данилова: Мировая художественная культура.7-9 классы. – М.: Дрофа, 2011.

2. «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — 6-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2011.»


3. Т.Васильева: Музыка. ИЗО. МХК: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – Вентана-Граф, 2008.

4. А.М. Вачьянц: 7 чудес Древнего мира. – Айрис-Пресс, 2011.

5. Ю.А.Солодовников. Человек в мировой художественной культуре.–М.:Просвещение,2006.


Согласовано

Заместитель директора по УВР

_________М.А. Лубенникова

«____» __________________2013 г
Согласовано

на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла



Протокол от «____» __________________2013 г. №___