Рабочая программа по литературе в 5 классе - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по литературе в 8 а классе 1 178.31kb.
Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. /Курдюмова Т. 1 264.38kb.
Рабочая программа по литературе 10 класс Базовый уровень Ушакова О. 1 276.64kb.
Рабочая программа по литературе в 10 классе Переславль-Залесский... 1 214.98kb.
Рабочая программа по литературе в 10 классе на 2013-2014 учебный год 3 612.39kb.
Рабочая учебная программа по коми литературе в 10-11 классах. 1 328.58kb.
Рабочая программа по литературе в 6 классе 1 172.32kb.
Приказ № от 2013г. Рабочая программа педагога высшей квалификационной... 2 381.05kb.
Рабочая программа по литературе в 7 класс 1 405.1kb.
Рабочая программа педагога гафуровой Илоны Ивановны, II категории... 2 538.63kb.
Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы... 6 709.42kb.
1 «Живые истоки» творчества М. Шолохова 1 487.85kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по литературе в 5 классе - страница №1/1

Рабочая программа по литературе в 5 классе

(Образовательная система «Школа 2100»)

Пояснительная записка.
Литература , как один из ведущих гуманитарно-учебных предметов в российской школе, содействует формированию разносторонне развитой гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека. Авторы данной программы подчеркивают, что «быстро взрослеющий подросток… должен и может относиться к чтению как к душевной и интеллектуальной потребности».

«Шаг за горизонт» - учебник-хрестоматия для 5 класса представляет собой первый этап работы авторов над курсом литературы в 5-8 классах, который , согласно авторской концепции, призван «поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать».

Выбранные для чтения и изучения тексты объединены по жанрово – тематическому принципу. В соответствии с программой произведения изучаются текстуально или обзорно. Текстуальное изучение предполагает, помимо общего осмысления содержания произведения, анализ текста, наблюдение над художественной формой его, выполнение заданий в рабочей «Тетради по литературе» , возможно обращение к истории создания произведения и биографии писателя. Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга» избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип.

Достоинством данного учебника- хрестоматии является удачное тематическое сочетание прозаических и поэтических текстов.

Книга «Шаг за горизонт» , как и прежние книги Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, имеет своих «сквозных» персонажей, вместе с которыми юному читателю будет интересно совершать все новые и новые открытия. Это мальчик – пятиклассник Олег и его старшие друзья – литературные герои: Жак-Элиасен-Франсуа Мари Паганель, великий сыщик мистер Шерлок Холмс, бесстрашный гасконец, королевский мушкетер д, Артаньян и полярный летчик капитан Александр Григорьев. А лирические стихотворения как «заставки» к теме, разделу помогают эмоционально «проживать» прочитанное и выражать свои эмоции.

Основная цель литературного образования в 5 классе – обеспечить постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, предполагающего активное сотворчество читателя с автором. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную литературу, произведения о своих сверстниках о животных, природе, ориентированные на познавательные и личностные интересы школьников определенного возраста. В программу включены уроки по развитию речи: различные виды творческих пересказов, письменные размышления о характере и поступках героев, отзывы и мнения о прочитанном. Такая практическая работа ведется в рабочей «Тетради по литературе».

В примерном планировании используются работы ученых Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, методические рекомендации для учителя Е.С. Баровой . Программа рассчитана на 2 часа в неделю.



Кол-во часов

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата

1

1ч.

Введение


Наш новый предмет

Урок-лекция

Рассказ о своеобразии литературы как вида искусства. Объяснение происхождения слова «литература».



Входной контроль.




С.3,4-7.




2

1ч.

Новый учебник и его герои


Урок ознакомления с новым

Объяснение о жанрово- тематическом построении учебника. Беседа о героях и «сквозных персонажах» учебника. Работа учащихся с книгой – чтение вслух описания новых друзей Олега.

Фронтальный контроль.

Работать над развитием устной речи учащихся.







3

1ч.

Часть 1. От чего захватывает дух.


От чего захватывает дух. Анализ стихотворения Н.С. Гумилева из цикла «Капитаны»



Беседа с автором ( умение видеть авторские вопросы к читателю…, прогнозировать развитие действия…). Чтение стихотворения учителем, учащимися, обсуждение картин, возникших в их воображении. Рассказ учителя о личности поэта –путешественника.



Устный контроль.

Пробудить интерес учащихся к жизни и творчеству поэта.

Ч.1, гл.1-4.




4

1ч.

Раздел 1.


Жизнь по законам чести.

Александр Дюма и его роман «Три мушкетера». Герои бессмертной книги



Урок -беседа

Краткий рассказ учителя о личности Александра Дюма-отца(1802-1870) и о времени правления короля Людовика XIII. Беседа по содержанию первых глав романа и знакомство с литературными героями.

Фронтальный контроль.

Уметь выборочно пересказывать прочитанное.

Ч.1, гл.5.




5

1ч.

«Законы чести» в главе «Королевские мушкетеры и гвардейцы г-на кардинала».


Урок текстуального изучения эпизодов романа.

Чтение эпизодов по ролям. Учащиеся должны проследить по тексту, как ведут себя мушкетеры и гвардейцы кардинала. Найти в тексте оценочные замечания автора к своим героям.

Устный контроль.

Понять отношение автора к своим героям.

Ч.1.глю9,11,12,17,18.




6

1ч.

Что такое дружба (по главе «План компании»).


Урок-беседа

Краткий рассказ учащихся о событиях в прочитанных главах. Обсуждение : «Что такое настоящая дружба, с точки зрения А.Дюма».

Фронтальный контроль.

Раскрыть смысл девиза мушкетеров «Все за одного, один за всех».

Учебник с.29-37,сочинение в черновике.




7

1ч.

Р. Р. Чтение и обсуждение домашних сочинений учащихся.


Урок развития речи.

Написание работ в тетради

Письменный контроль.

Знать признаки эссе; объяснить, что значит «Дар дружбы?»

Д.з. нет.




8.

1ч.

Жюль Верн «Дети капитана Гранта». Жюль Верн- удивительный писатель.


Урок ознакомления с новым.

Рассказ о жизни и творчестве Жюля Верна.

Устный контроль по прослушанному.

Пробудить интерес учащихся к писателю.

Ч.1, гл.1-4.




9

1ч.

Мужественные и честные сердца.


Урок-беседа

Беседа по первым четырем главам первой части романа. Что значит для героев Жюля Верна «жить по законам чести ?».

Фронтальный контроль.

Уметь обобщать обсуждаемые проблемы.

Ч.1, гл.6-8.




10

1ч.

Знаменитый географ на борту «Дункана». Роман- учебник, роман- открытие.

Урок текстуального изучения эпизодов

Рассказ учащихся о Паганеле; работа с текстом над характеристикой героя. Чтение вслух главы 8.

Взаимоконтроль.

Углубить восприятие текста.

ч.1, гл.22-25.




11

1ч.

Как был найден капитан Грант.

Урок применения знаний и умений.

Пересказ самостоятельно прочитанных учащимися глав

Устный контроль.

Уметь сжато пересказывать.

.№1-5 в рабочей

тетради.





12

1ч.

Развитие речи. Подготовка к сочинению. «Что значит жить по законам чести?» (по книгам А.Дюма «Три мушкетера» и Ж.Верна «Дети капитана Гранта»).

Урок развития речи.

План.

I. Вступление. Что значит «любимый герой?»

II. Основная часть. Мой любимый герой-это…

а) Что меня привлекает в портрете героя ?

б) Какие черты характера и поступки героя мне особенно нравятся?

в) Что сделал автор для того, чтобы… стал моим любимым героем?

Ш Заключение. Хочу быть похожим на любимого героя.


Письменный контроль.

Продолжить работу над развитием письменной речи.

Написать

сочинение в

чистовик.





13


1ч.

Раздел 2


Шифры и вклады.

Что такое шифр и что такое вклад. Э.По «Золотой жук». Понятие о литературном портрете, К.Г. Паустовский «Эдгар По».



Урок изучения нового

Знакомство учащихся со статьей хрестоматии.



Чтением учителем произведения К.Г. Паустовского и сравнить его очерк с биографической справкой об Эдгаре ПО.


Устный контроль.

Заинтересовать учащихся творчеством писателя.

Учебник, с.59. ,в.1-2.




14

1ч.

Тайна золотого жука ( по рассказу Э.По «Золотой жук»).


Урок-беседа

Работа учащихся со словарем: определение сюжета и композиции рассказа. В печатной тетради- составление элементов сюжета.

Самоконтроль.

Знать теоретико-литературные понятия, выделять элементы сюжета.

Пересказ глав.




15

1ч.

Р-Л Стивенсон и неизведанные острова. (1850-1894) Роман «Остров сокровищ»


Урок изучения нового.

Пересказ учащимися глав I-XI. Подробный анализ главы XII «Военный совет».

Фронтальный контроль.

Развивать навыки анализа текста.

Гл.30-34.




16

1ч.

Цена честного слова. «Вьется по ветру «Веселый Роджер», люди Флинта песенку поют».


Урок текстуального изучения глав.

Характер Джона Сильвера, пирата, разбойника, многосторонний; беседа по вопросам.

Устный контроль.

Уметь характеризовать героев произведения

Учебник, с.99-107




17

1ч.

Анатолий Наумович Рыбаков «Кортик». Тайны повести «Кортик».


Обзорное изучение повести

Обзор повести А.Н Рыбакова «Кортик» - приключенческая повесть.

Фронтальный контроль.

Доказать, что «Кортик» -приключенческая повесть.

Рабочая тетрадь, с.11-12









Раздел3.экстремальные ситуации




















18

1ч.

Экстремальные ситуации и жизнь Джека Лондона (Джон Гриффит, 1876-1916)

Урок изучения художественного произведения

Беседа «Что такое экстремальная ситуация?». Чтение учебника с.136. Краткий учителя рассказ о жизни Джека Лондона.

Фронтальный контроль.

Заинтересовать учащихся творчеством писателя.

Прочитать рассказ «Любовь к жизни»




19

1ч.

Что такое любовь к жизни?

Урок-беседа

Текстуальный анализ рассказа Джека Лондона

Устный контроль.

Углубить восприятие текста.

Прочитать рассказ Житкова




20

1ч.

Оставаться человеком при любых обстоятельствах. (Борис Житков и его рассказ «Механик Салерно»)

Урок применения знаний и умений

Анализ рассказа, наблюдения над языком и построением рассказа. Экстремальная ситуация.

Текущий контроль.

Понять, что человек в ответе за свои действия.

С.176,в.8,9.




21

1ч.

Развитие речи. Что объединяет рассказы «Любовь к жизни» Джека Лондона и «Механик Салерно» Б.Житкова.(Подготовка к сочинению).

Урок развития речи

План.

I. Вступление. Главная тема обоих рассказов.

II. Основная часть. Человек в экстремальной ситуации.


  1. Должно хватить выносливости.

  2. Главное – это сила духа.

  3. Нужно уметь отвечать за других.

Ш. Заключение. Подобное может случиться с каждым.

Рубежный контроль.

Проверить уровень усвоения изученного.

В чистовик.










Раздел 4.

Мы становимся взрослыми




















22

1ч.

Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна».

Марк Твен и его маленькие герои.



Комбинированный урок

Работа с учебником-хрестоматией с целью знакомства с некоторыми сведениями о самом писателе. Чтение 1-2 глав повести.

Устный контроль.

Заинтересовать учащихся книгой и её героями.

Гл.4-7.




23

1ч.

Приключения – игра.

Приключения - игра и жизнь.



Урок-беседа

Рассказы учащихся от лица Гека Финна о его жизни у вдовы Дуглас. Работа в рабочих тетрадях (задание 1-4, с.21-22).

Самоконтроль.

Уметь определять характерные черты героев.

Гл.8,12,13.




24

1ч.

Приключения – жизнь.

Урок применения знаний и умений

Рассказы учащихся о главном герое книги «Приключения Гекльберри Финна»: о его жизни, характере. Литературные приемы.

Рубежный контроль.

Знать литературные приёмы раскрытия характера героя.

С.158.з.10-12.




25

1ч.

В.П.Катаев «Белеет парус одинокий». Валентин Катаев и название его повести.

Урок ознакомления с новым

Сообщение учителя о творческой истории повести, о писателе и о времени действия повести.

Фронтальный контроль.

Заинтересовать учащихся повестью.

Гл.2,11.




26

1ч.

Море Пети и море Гаврика.

Урок текстуального изучения повести

Рассказы учеников о Пете и Гаврике, об их семьях, занятиях. Понаблюдать, какие великолепные краски и образы находит автор, чтобы изобразить море глазами Пети и Гаврика.(Рабочая тетрадь, с.27-28).

Взаимоконтроль.

Найти сходство и различие между героями, увидеть выразительность языка повести.

Гл.5,7,8;13-15;21-22.




27

1ч.

Большие события и маленькие дети.

Урок-беседа

Анализ сцен, связанных с Родионом Жуковым и с походом детей на Ближние Мельницы. (Глава 21 «Честное благородное слово» - чем Петя и Гаврик похожи и чем отличаются друг от друга?).

Текущий контроль

Углубить восприятие текста.

Гл.26-32;35-45.




28

1ч.

Дети становятся взрослыми.

Урок-практикум

Составление цитатного плана с последующими выводами.

Письменный контроль.

Проследить путь героев.

Р.т.С.28-29,з.1-4.




29

1ч.

М.Ю.Лермонтов «Парус».

Урок художественного восприятия

Выразительное чтение стихотворения учителем, учащимися. Устное словесное рисование увиденного во время чтения. Работа (коллективная) в рабочей тетради (с. 25-26).

Устный контроль.

Осмыслить идею стихотворения. Найти связь между двумя произведениями.

Выучить наизусть.










Раздел 5.

Правда истории и вымысел.





















30

1ч.

В.А.Каверин «Два капитана». Капитан Татаринов входит в жизнь Сани Григорьева.

Урок ознакомления с новым

Чтение статьи учебника-хрестоматии (с.192-194) о приключенческой литературе. Краткий рассказ учителя о В.А.Каверине и его творчестве Анализ отдельных эпизодов повести (ч I, гл.1; ч. П, гл 3,7; ч.Ш гл. 5,6,7; ч.Ш гл. 13, 14.

Фронтальный контроль.

Заинтересовать учащихся автором романа.

Ч.3,гл.20-24.




31

1ч.

«Я найду экспедицию».

Урок-беседа

Рассмотреть проблемы (ч.3, гл.20-24): прблема Марьи Васильевны; проблема Кораблёва; проблема Кати; проблема Николая Антоновича.

Устный контроль.

Развивать умения и навыки работы над литературным произведением.

Ч.4,гл.1-7.




32

1ч.

Летчик Григорьев и штурман Климов.

Урок текстуального изучения.

Беседа с учащимися по главам 1,3,4,5,6,7 Iуч. Романа:

  • Расскажите о том, как жил Саня, когда поступил в летную школу. Его черты характера?

Кто в эту пору был для Сани образцом,

примером и почему?



  1. Найдите рассуждение Сани о смысле собственной жизни. «Чего я хочу? Зачем я стал летчиком? Почему я стремлюсь на север?»

Обобщение. Что говорят прочитанные главы о характере Сани Григорьева.

Устный контроль.

Уметь грамотно строить своё высказывание, сжато пересказывать.

Ч.8,гл.1-13.




33

1ч.

Капитан Григорьев на войне.

Урок текстуального изучения.

Пересказ эпизодов, сопровождаемых самост-оятельными выводами учащихся. Найти, как изображается развитие характера героя, его поведение в экстремальных ситуациях. С какой целью автор заставляет своего героя пройти через большие жизненные испытания: потерю друзей, предательство Романова, ранение, душевные страдания. .

Фронтальный контроль.

Понять развитие характера героя, его поведение в экстремальных ситуациях.

Ч.9,гл.8.Ч.10.гл.1-9.Эпилог




34

1ч.

Как была найдена экспедиция?

Урок обобщения и систематизации изученного.

Расскажите содержание гл.8 ч.IX. как была найдена экспедиция? Какие чувства вызвали у вас эти сцены? Выразительно прочитайте эпилог. Почему на памятнике капитану Татаринову высечены слова, бывшие Саниным девизом: «Бороться, искать, найти и не сдаваться»? Объясните смысл названия романа.

Рубежный контроль:проверка уровеня усвоения темы

Прийти к выводу о сходстве характеров капитана Татаринова и Сани Григорьева. Найти в романе черты приключенческого жанра.

Ответить на вопросы в р.т.




35

2ч.

М.Ю.Лермонтов «Бородино». «Ведь были ж схватки боевые…».

Урок выразительного чтения

Краткое вступительное слово учителя о войне 1812 г и о Лермонтове-патриоте. Чтение стихотворения учителем (наизусть). Анализ по плану:

а) характеристика старого солдата;

б) идея стихотворения «Бородино»

в) художественные особенности стихотворения.



Устный контроль.

Уметь выразительно читать, знать идею и художественные особенности стихотворения.

Наизусть, Р.Т..з.1-3.




36

1ч.

1ч.


Раздел 6.

Романтика неиведанного

Стихи о прекрасном и неведомом.(Н.Гумилев, В.Маяковский, А.Блок и другие).

Что узнали о приключенческой литературе?(Обобщающий урок).




Уроки выразительного чтения.

Стихи о прекрасном и неведомом. Работа над стихотворениями Н.С.Гумилева В.В.Маяковского, М.А.Светлова, Д.С.Самойлова, В.Д.Берестова:

  • Выяснить настроение, содержание, образный строй стихотворений.

  • Выразительное чтение.

Устный контроль.

Пробуждать и развивать интерес учащихся к поэзии.

Наизусть (на выбор),Р.Т.










Книга П

Часть П. Что можно увидеть с закрытыми глазами.






















37



Раздел1. Мир, «затерянный в нас».


А. Конан Дойл. «Затерянный мир». Наука и полет фантазии. (Анализ главы ХП из романа «Затерянный мир»).

Урок изучения нового

Познакомиться со статьей в учебнике-хрестоматии(с.4-5) о писателях-фантастах

Краткое вступительное слово учителя о событиях, предшествующих ХП главе. Анализ главы «Как страшно было в лесу!»

-Как выглядит «затерянный мир» в изображении писателя.

-Как автору удается создать атмосферу таинственности?

Расскажите об обитателях этого удивительного мира, о его природе.


Фронтальный контроль.

Заинтересовать учащихся в литературе научно-фантастического жанра.

Учебник, с.17-18.




38

1ч.

1ч.
1ч.


Радел 2. Научная и «ненаучная» фантастика

А.Беляев «Голова профессора Доуэля». Фантастический мир Александра Беляева.

Мари Лоран и голова профессора Доуэля

Профессор Доуэль и профессор Керн.



Уроки текстуального изучения художественного произведения.

Рассказ учителя о жизни и творчестве Александра Романовича Беляева (1884-1942), выдающегося русского писателя-фантаста.

Краткий рассказ учителя об истории создания романа. Анализ основных эпизодов, повествующих о том воздействии, которое оказал профессор Доуэль на Мари Лоран.

-Докажите на основе прочитанных глав, что это научно-фантастический роман. Беседа по вопросам:

-Сопоставим двух ученых: каковы же цели Доуэля и Керна?

-Чем опасны такие люди, как Керн?



Текущий контроль.

Углубить восприятие текста.

Р.Т з.7.

:

.С.27, в 3,7.Читать главы романа






39

1ч.

Рэй Бредбери «И грянул гром».

Каждый из нас в ответе перед будущим.(Анализ рассказа «И грянул гром»).



Урок обзорного изучения произведения.

Краткое слово учителя о писателе, его взглядах.

Беседа по содержанию рассказа, посвященная анализу основной идеи рассказа: все мы в ответе перед будущим за каждый свой поступок



Фронтальный контроль.

Заинтересовать учащихся творчеством писателя.

читать одну из повестей Н.В.Гоголя.




40

1ч.


Н.В.Гоголь. «Портрет». Н.В.Гоголь и научная фантастика.

Урок ознакомления с новым.

Краткое вступление учителя о Николае Васильевиче Гоголе (1809-1952) и о повестях из петербургской жизни. Д/з читать фрагменты повести «Портрет»

Входящий контроль.

Познакомиться с реалистической фантастикой.

Читать «Портрет».







2ч.

Странное, причудливое, фантастическое в повести «Портрет»

Урок текстуального изучения произведения.

Анализ ряда эпизодов, помогающих понять характер Чарткова:

-Что победит в душе главного героя и почему?



  • Какой путь к славе выберет герой?

  • Как изображен Гоголем процесс работы над портретом?

  • Как относится к претензиям заказчиков?

Фантастическое в повести. Роль таинственного портрета

  • Докажите, что Чартков не в силах сопротивляться портрету.

  • Кто же виноват в том, что случилось с героем?

Фронтальный контроль.

Углубить восприятие текста учащимися, понять роль фантастического в этой повести и смысл заглавия.

С.52,в.4.




41

. 2ч

Раздел 3. Сказка и фантастика

.А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». «Руслан и Людмила». Жизнь и фантастика в сказке.


«Там чудеса…» (Сказочное в поэме «Руслан и Людмила»).



Урок применения знаний и умений.

Чтение учащимися статьи в учебнике на с.53; отличие сказки от других видов художественного эпоса. Работа над текстом пушкинской сказки с опорой на вопросы и задания (р.т. с.47).

Выразительное чтение вступления к поэме.

-Какие «чудеса» происходят в ней

-Проследите за развитием сюжета

-Анализ сцен, связанных с главным героем. .



Текущий контроль.

Воспитывать чуткого, восприимчивого читателя

Наизусть вступлениев к




42

1ч.

Часть Ш. В лабиринте событий

Что такое детектив? Истоки детективной литературы (Э.По «Убийство на улице Морг»).



Урок обзорного изучения произведения.

Основные составляющие композиции рассказа, которые соответствуют законам детективного жанра. Что больше интересует автора – преступление как таковое или работа мысли?

Фронтальный контроль.

Познакомить учащихся с признаками детективного жанра.

Прочитать рассказ




43.

1ч.

Часть IY. Я и другие.

В.Г.Короленко. « В дурном обществе».

Драмы взрослых и драмы детей.


Урок ознакомления с новым.

Краткое знакомство с личностью писателя. Анализ I-III глав:

-Драма Васи и Васиного отца.

- Драма Тыбурция и его друзей.



Устный контроль.

Заинтересовать учащихся повестью В.Г. Короленко.

Гл.4-7.




44

1ч.

Уроки добра и справедливости

Урок текстуального изучения повести.

Перечитывание сцен знакомства Васи и Валека (глава IY).

Сопоставление Маруси и Сани (глава5)

Чтение в классе главы УП «На сцену является пан Тыбурций».

(Продолжение ) Глава «Кукла»(IX) Драматизм сцены между Васей и его отцом. Какую роль сыграл Тыбурций в жизни Васи и Васиного отца? Д/з учебник с.127 , вопросы 15-17.



Фронтальный контроль.

Углубить восприятие текста, грамотно строить своё высказывание.

С.126,в.8,15-17.




45

1ч.

Смысл названия и основные идеи повести.

Урок обобщения знаний.

Обобщающая беседа на тему «Дети подземелья» и «Дурное общество» Д/з выполнить задание 1-5 по рабочей тетради, с. 61-62.

Письменный контроль.

Проверить знания учащихся.

Р.Т.с.61-62,з.1-5.




46

1ч.
1ч.

1ч.


1ч.

М.М.Пришвин «Кладовая солнца».(Сказка-быль). Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч.
Тропа Насти.

Тропа Митраши.


«Великий храм природы» в повести «Кладовая солнца» Смысл названия повести


Уроки текстуального изучения.

Краткое вступительное слово учителя о Михаиле Михайловиче Пришвине(1873-1954). Чтение I гл. Отношение рассказчика к Насте и Митраше (работа уч-ся с текстом).

Рассказы учащихся о Насте по вопросам учебника. Выразительное чтение отрывка о сосне и ели, растущих вместе (Ритмичность прозы)..

Рассказы уч-ся о характере Митраши и жизни Травки и Антипыча. Выразительное чтение кульминационного эпизода, когда Травка вытаскивает нового Антипыча из Слепой елани. Д/з в рабочей тетради з.1-7, с.57-58.

Беседа на тему «Изображение мира природы в повести Пришвина». Объяснить, что имеет в виду писатель, называя природу «великим храмом». Д/з в рабочей тетради з. 8-11, с.58.



Фронтальный текущий контроль

Развить умения и навыки работы над литературным произведением.

Гл.2-8.Отрывок наизусть




47

1ч.

Л.А.Кассиль «Кондуит и Швамбрания».

Г.Белых, Л.Пантелеев «Республика ШКИД»



Урок внеклассного чтения.

Обзор самостоятельно прочитанных глав из повестей. Пересказы детей. Выразительное чтение ( Д.Самойлов, В.Берестов, Н.Заболоцкий).

Фронтальный контроль.

Пробудить живой интерес учащихся к повести.

Стихи о детях.




48


2ч.


Часть У. «Мы не можем без них или они без нас?»

«Собачий мир» в рассказе А.П.Чехова «Каштанка».



Уроки текстуального изучения.

Чтение вслух статьи учебника на с.176-178 и первых глав рассказа «Каштанка». Анализ рассказа по вопросам учебника:

-Докажите, что в рассказе мир показан глазами собаки…

-что можете сказать о характере Каштанки Смысл рассказа?


Устный контроль.

Делать самостоятельные выводы в процессе анализа рассказа.

Читать Куприна.




49

2ч.

«Всем кошкам кошка» в рассказе А.И Куприна «Ю-ю» и в рассказе К.Чапека «С точки зрения кошки».

Урок-беседа

Анализ рассказов по вопросам учебника-хрестоматии. Есть ли общее в изображении характера кошки у А. Куприна и К. Чапека.

Текущий контроль.

Выявить творческую манеру писателей и их отношение к людям и животным.

Читать Дж.Даррела «Гончие Бафути»




50

2ч.

Жизнь – животным ( рассказ о жизни и творчестве Джеральда Даррела) .Смешное и трогательное в рассказе.

Урок-лекция с элементамибеседы.

Краткое знакомство с личностью замечательного английского натуралиста и писателя Джеральда Даррела (1925-1995). Беседа по фрагменту из книги.

Фронтальный контроль.

Понять, как в творчестве писателя уживаются наука и чувство юмора.

С.203,читать.




51

1ч.

Э.Сетон-Томпсон «Чинк». Неповторимый мир. Друг, который никогда не предает.

Урок ознакомления с новым.

Рассказ о жизни и творчестве Э.Сетон-Томпсона «Чинк».

Беседа с учащимися с опорой на вопросы и задания из рабочей тетради, с.71. .



Устный и письменный контроль.

Поддержать интерес учащихся к рассказам о животных

Стихи о животных




52

2ч.

Мир животных в стихах Б.Заходера,С.Есенина,В.Инбер,Н.Глазкова,И.Бунина,В.Маяковского,Н.Заболоцкого.

Урок развития устной речи

Выразительное чтение и анализ стихотворений о животных (Б. Заходер, С.Есенин, В.Инбер, Н.Глазков, И.Бунин, В.Маяковский, Н.Заболоцкий) с опорой на задания 1-4 в рабочей тетради, с.72-73.

Письменный контроль.

Развивать выразительную речь учащихся, понять смысл стихов.

Наизусть (на выбор).




53

1ч.

Что же там, за горизонтом?

Урок-практикум.

Урок-обобщение по всему учебнику- хрестоматии. Ответы на викторину, составленную учащимися. Рекомендации для летнего чтения.

Итоговый тестовый контроль.

Дать рекомендации для летнего чтения













Итого:68 часов.