Рабочая программа по литературе в 10 классе на 2013-2014 учебный год - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по литературе класс: 6б учитель: Сладких Л. 2 425.24kb.
Рабочая программа по литературе (105 часов) Учитель Рубан В. 1 201.5kb.
Рабочая программа по истории в 5 классе на 2013-2014 учебный год... 2 342.75kb.
Рабочая программа по истории в 5 классе на 2013-2014 учебный год... 3 642.46kb.
Рабочая программа (базовый уровень) по литературе в 10 классе на... 1 147.44kb.
Рабочая программа по Истории в 8 классе на 2013-2014 учебный год... 1 491.96kb.
К рабочей программе по литературе в 10 классе на 2013-2014 учебный год 1 75.58kb.
Учебники по курсу Разделы программы курса Литература Мельникова И. 1 152.08kb.
Рабочая программа по Истории в 9 классе на 2013-2014 учебный год... 3 1018.23kb.
Рабочая программа по литературе в 10 классе Переславль-Залесский... 1 214.98kb.
Рабочая программа по истории для 6 класса 2013 2014 учебный год 1 261.07kb.
Содержание курса 2 470.97kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по литературе в 10 классе на 2013-2014 учебный год - страница №1/3

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа им.Н.Р.Ирикова с. Зилаир»

муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан


Рассмотрено на заседании МО «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

____ августа 2013 года с зам.директора по учебной работе руководителем ОУ

руководитель МО _____ августа 2013 года 30 августа 2013 года

приказ №137

___________\Вилкова Е.А.\ _________\Позднякова Н.Н.\ __________ \Сухов К.Б.\



Рабочая программа

по литературе в 10 классе
на 2013-2014 учебный год

Составлена в соответствии с программой по литературе для 5 – 11 классов под редакцией В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина, И.С.Збарского, В.П.Полухиной. Сб. общеобразовательных программ - М., «Просвещение», 2008 год.

Составила: Вилкова Е.А. учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

2013



1. Пояснительная записка

За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе

для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др.

Москва, «Мнемозина», 2009 год

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети интернета


На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  • осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Формы организации учебного процесса:

Основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная и заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам и др.

Формы обучения:Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи, литературная викторина, творческий конкурс.

Методы и приёмы обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- написание сочинений;

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.



Изменения, внесённые в авторскую учебную программу и их обоснование:

1. В программу включены уроки внеклассного чтения, что является необходимым требованием, предъявляемым к урокам литературы.

2. В программу включено творчество А. П. Чехова , так как 10 класс - это изучение литературы второй половины XIX века.

2.Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать


  1. содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;

  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-участия в диалоге или дискуссии;

-самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

Основные теоретические понятия:



  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ. Художественное время и пространство.

  • Содержание и форма. Поэтика.

  • Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

  • Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

  • Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.

  • Деталь. Символ. Подтекст.

  • Психологизм. Народность. Историзм.

  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.

  • Гипербола. Аллегория.

  • Стиль.

  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа.


3. Коррекционная работа

Программа по литературе построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.

Чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.

Цели:


  • развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений, научно-популярных статей, правильному установлению смысловых связей с ориентацией не только на предметный план произведения, но и на его внутренний подтекст.

  • Формирование эмоционального отклика на прочитанное,

  • Достижение понимания образного языка литературного текста, на использование таких выразительных средств, как тон голоса, синтаксические паузы, логические ударения (последнее — под наблюдением учителя).

  • Для достижения данных целей при работе с детьми, которые требуют индивидуального подхода, использую дифференцированный прием обучения. Такие дети часто получают дифференцированные домашние задания, карточки с выбором задания


4.Учебно – тематический план



Название темы

Количество часов

1

Введение

1

2

Русская литература первой половины XIX века

26




А.С.Пушкин

12




М.Ю.Лермонтов

9




Н.В.Гоголь

5

3

Русская литература второй половины XIX века

21




Проза

1




И.А.Гончаров

4




А.Н.Островский

7




И.С.Тургенев

9

4

Из поэзии середины XIX века

14




Н.А.Некрасов

5




Ф.И.Тютчев

4




А.А.Фет

3




А.К.Толстой

2




Проза

36




М.Е. Салтыков – Щедрин

2




Ф.М.Достоевский


10




Л.Н.Толстой


17




А.П.Чехов


7




Зарубежная литература

4




Итого :

102

следующая страница >>