Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы к федеральному компоненту государственного стандарта основн - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Пояснительная записка рабочая программа рассчитана на изучение литературы... 1 416.67kb.
Рабочая программа по литературе разработана на основе примерной программы... 1 264.49kb.
Приказ № от 2013г. Рабочая программа педагога высшей квалификационной... 2 381.05kb.
Рабочая программа по литературе 10 класс Базовый уровень Ушакова О. 1 276.64kb.
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального... 2 713.59kb.
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе... 2 354.35kb.
Учебные пособия: Русская литература XIX века. 10кл: Хрестоматия для... 1 185.11kb.
Учебного предмета «Физика» для 7А, 7Б классов составлена на основе... 1 22.73kb.
Учебного предмета «Физика» для 8А, 8Б классов составлена на основе... 1 23.22kb.
Учебного предмета «Физика» для 9А, 9Б классов составлена на основе... 1 30.27kb.
Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального... 1 205.39kb.
Г в прокуратуре Чебоксарского района состоялось заседание 1 15.47kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы к федеральному - страница №1/6



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

г. Узловая Тульской области

Согласовано УТВЕРЖДАЮ

«____»___________ 20__г. «____»___________ 20__г.

Зам.директора по УВР_____________ Директор школы______________

Кузнецова Т.А. МП Малкова Е.В.

Рассмотрено на ШМО

протокол № _____

«___»________________20__ г.

Руководитель ШМО ______________
Программа
Предмет: ЛИТЕРАТУРА
Вид программы: РАБОЧАЯ
Продолжительность освоения программы: 5-9 класс
Возраст обучающихся: 11-15 лет
Уровень освоения: ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
Формы организации образовательного процесса: КЛАССНО-

УРОЧНЫЕ
Учитель литературы:
Малкова Е.В.

2012

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы к федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под ред. Беленького Г.И.

Создание программы обусловлено рядом причин, а именно : учетом специфики экологического направления деятельности ОУ; добавлением дополнительного часа на изучение литературы в 5 классе.

Рабочая программа так же конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Экологическая направленность деятельности ОУ позволяет более детально познакомить школьников с произведениями литературы родного края, расширить знания учащихся о природе и экологии. Например, в рабочую программу включены следующие темы:


  • Стихотворения о родине и родной природе В.Сапронова,

  • Поэтическое творчество об Узловой и ее жителях Н. Боева и др.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Цели и задачи рабочей программы идентичны целям и задачам программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под ред. Беленького Г.И. и примерной программы.

Программа рассчитана на прохождение учебного материала за уменьшенное количество часов – 46 часов, т.к. на предмет выделено 2 часа в неделю ( с 4 декабря 2012).



Цели изучения литературы.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:



  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:



  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать


  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Содержание программы

5 класс ( 3 часа в неделю, всего 105 часов)
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)

Отличие художественной литературы от научно – популярной. Любимые книги, герои, авторы. Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Происхождение литературы



Уроки развития речи – 1час

" Я хочу рассказать вам…"( рассказы учащихся о любимых авторах и любимых произведениях, работа с Читательским дневником)


Русский фольклор (8 час)

( В мире сказок, легенд, поверий)
Коллективность творческого процесса в фольклоре. Понятие об устном народном творчестве. Фольклор. Сказители и собиратели произведений устного народного творчества. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.

Мифология и фольклор народов России как средоточие народной мудрости.
Фольклор Тульской области

Т.Л. Фольклор Жанры фольклора. Устное народное творчество.
Малые жанры фольклора.

Для чтения и бесед.

Народные песни, загадки, пословицы, поговорки и небылицы. Пословицы и поговорки народов мира.

Малые жанры фольклора.. Жанровые признаки пословицы и поговорки.. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров.

Песня как форма словесно – музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Исторические песни как особый эпический жанр.
Беседа по самостоятельно прочитанным произведениям 1 час

Для самостоятельного чтения:

" Черный конь скачет в огонь". Русские загадки / Сост. В,П.Аникин, Б.В.Шергин " Незабудки", " Пословицы в рассказах", " гости с Двины" , " При солнышке тепло, при матери добро" ( по рекомендации учителя и выбору учащихся



Сказки

Русские народные сказки. Сказки волшебные, бытовые, сказки о животных. Сказка как жанр фольклора. Миф и сказка. Народная мудрость сказок. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Фольклорная и литературная сказка. Понятие об эпосе.

Для чтения и бесед:

Сказки «Бой на калиновом мосту», «Белая уточка», «Каша из топора», «Кот и лиса»



Т.Л. Сказка. Эпитеты. Гиперболы (развитие представлений ) сказочные формулы. Вариативность народных сказок. Фольклорная и литературная сказки.

Беседа по самостоятельно прочитанным произведениям 1 час

Для самостоятельного чтения

Сборники русских народных сказок: " Гора самоцветов", " Волшебное кольцо", сказки народов мира.

( Экологические проблемы в сказках И. Панькина. Иван Панькин кн. " Морские рассказы" )- 1час
Урок развития речи 2 часа

Сочинение по русским народным сказкам.
Народный кукольный театр (1 час)

Для чтения и бесед

" петрушка Уксусов"

Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.
Для самостоятельного чтения

В. Привалов " Петрушка- душа скоморошья".
МиФЫ И ЛЕГЕНДЫ ( 7 ЧАСОВ)

Миф. Литература и другие виды искусства. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы.

Для чтения и бесед

Мифы Древней Греции.

О происхождении мира и богов." Олимп"," Ночь, Луна, Заря и Солнце", " Триптолем"," Пигмалион". Подвиги Геракла.
Гомер

«Одиссея». Фрагмент «Одиссей у Циклопа» ." «Одессея» как «поэма странствий». Главный герой поэмы. Своеобразие гомеровского эпоса. Илиада"( фрагменты)

Гомер как легендарный создатель поэмы. Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стихотворной речи поэмы.



Славянские мифы и легенды.

Миф " Небо, Солнце, Заря" ( из книги А.Н. Афанасьева " Древо жизни"

Легенды русского народа : " Ограде Китеже", Атаман Кудеяр", " Никитушка Ломов".

Миф и легенда как жанры фольклора.
Т.Л Миф. Отличие мифа от сказки.
Беседа по самостоятельно прочитанным произведениям 1 час
Для самостоятельного чтения

Н.А.Кун " Легенды и мифы Древней Греции", В.В.Смирнова, " Герои Эллады", легенда о " Летучем голландце"
Урок развития речи 1 час

Художественный пересказ мифов.

А.С. Пушкин - 8 часов


.

А.С.Пушкин и Тульский край.

Сведения о жизни поэта.



Для чтения и изучения.
" Руслан и Людмила" ( фрагменты)

Сказочные образы и мотивы в произведении. Изобразительное мастерство поэта, Ритм, рифма, интонация.



Т.Л.Стих, ритм, стопа. Стихотворный размер.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Утверждение высоких нравственных ценностей. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра. Понятие о стихотворной сказке.




следующая страница >>