Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего о - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Игнатовой Людмилы Михайловны, первая квалификационная категория,... 1 226.59kb.
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе... 2 354.35kb.
Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе... 1 201.61kb.
Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе... 1 314.63kb.
Рабочая программа по литературе для 8 классов 1 337.66kb.
Учебного предмета «Физика» для 7А, 7Б классов составлена на основе... 1 22.73kb.
Учебного предмета «Физика» для 9А, 9Б классов составлена на основе... 1 30.27kb.
Учебного предмета «Физика» для 8А, 8Б классов составлена на основе... 1 23.22kb.
Настоящая программа по литературе для 9 класса составлена на основе... 3 1220.61kb.
Рабочая программа составлена в 2013 г. Пояснительная записка. 1 241.46kb.
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального... 2 713.59kb.
Студенческой научно-исследовательской 12 1272.14kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента - страница №1/1

c:\users\надежда\desktop\карпачёва\раб прог007.jpg

Пояснительная записка



Рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. «Просвещение» 2009г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план. Полностью соответствует «Программе общеобразовательных учреждений» 5-11классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. 11- издание, М, «Просвещение» 2009г.
На изучение курса литературы в 8 классе отводится 68 часов ( 2часа в неделю) ) из них на уроки развития речи – 7 часов. 1 полугодие - 32 час. 2 полугодие - 36 часов.

Учебник литература 8 класс. В.Я.Коровина. Москва, «Просвещение» 2010г.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.



В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время подходы, которые определяют задачи обучения:

приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;



освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Тематическое планирование

68 часов



п\п

Тема

Количество часов




Введение

1

1.

Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Русская литература и история. Историзм творчества классиков русской литературы.

1




Устное народное творчество

2

2.1.


В мире русской народной песни: (лирические, исторические песни). «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне. Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

1

3.2.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…» Особенности содержания и формы народных преданий. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

1




Из древнерусской литературы ( 2 ч)

2 часа

4.1.

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги А.Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

1

«Шемякин суд» - кривосуд. (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века.

1

5.2.

Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления).сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).




6.1.

Из литературы XVIII века

2ч +1ч

6.1

Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. . Понятие о классицизме.




7.2

Проблема воспитания истинного гражданина.

1

8.3.

Р.Р. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Анализ эпизода драматического произведения.

1




Из литературы XIX века

27ч+5ч

9.4.

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора». Ж.Ж.Руссо. Мораль басни.

1

10.5.

«Обоз» Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812г. Басня. Мораль. Аллегория. (развитие представлений.)

1

11.6.

Кондратий Федорович Рылеев. «Смерть Ермака». Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич-главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева-основа песни о Ермаке. Дума (начальное представление)

1

12.7.

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения. зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

1

13.8.

К***(« Я помню чудное мгновенье»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

1

14.9.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единение друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

1

15. 10.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина. («История Пугачева») и поправка Николая 1(«История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт бессмысленный и беспощадный. (А.Пушкин).

1

16. 11.

Роман «Капитанская дочка» Гринев - жизненный путь героя, формирование характера. («Береги честь смолоду»).

1

17. 12.

Маша Миронова – нравственная красота героини.

1

18. 13.

Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина.

1

19. 14.

Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева». Историзм художественной литературы (нач. предст). Роман (нач. предст). Реализм (нач.предст).

1

20. 15.

Р.Р. Подготовка к сочинению по роману «Капитанская дочка».

1

21. 16.

Р.Р. Написание сочинения.

1

22. 17.

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

1

23. 18.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри» Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе.

1

24. 19.

Свободный, мятежный, сильный дух героя, Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Поэма (разв.предст.), романтический герой (нач. предст), романтическая поэма (нач. предст).

. 1

25. 20.

Р.Р. Анализ эпизода в поэме «Мцыри».

1

26. 21.

Н.В.Гоголь. краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии.

1

27.22.

Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества, цель автора –высмеять «все дурное в России. Н.В.Гоголь. Цель автора –высмеять «все дурное в России» Н.В.Гоголь.

1

28.23.

Новизна финала, немой сцены. Своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров». (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Комедия (разв. предст). Сатира и юмор (разв. предст).

1

29. 24.

Р.Р. Подготовка к сочинению «Ревизор».

1

30. 25.

Р.Р. Написание сочинения.

1

31. 26.

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря А.А.Башмачкиным лица(одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

1

32. 27.

Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города». (отрывок.) Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения. Гипербола, гротеск (разв. предст). Литературная пародия (нач. предст). Эзопов язык (разв. понятий).

1

33. 28.

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе. Рассказ. (разв. предст). Художественная деталь. (разв. предст).

1

34. 29.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Россий.

Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта.

1








35. 30.

Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Художественная деталь. Антитеза. Композиция. (разв предст). Роль антитезы в композиции произведений.

1

36. 31.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии) История любви и упущенном счастье. Психологизм художественной литературы. (разв. предст).

1




Поэзия родной природы

1 час

37. 32.

А.С.Пушкин. «Цветы последние милей», М..Ю.Лермонтов «Осень», Ф.И.Тютчев «Осенний вечер», А.А.Фет «Первый ландыш», А.Н.Майков «Поле зыблется цветами».

1




Из русской литературы 20 века

20ч+2ч

38. 1.

Иван Алексеевич Бунин. «Кавказ». Краткий рассказ о писателе. Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.



1

39. 2.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени» Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Сюжет и фабула.

1

40. 3.

Р. Р. Сочинение «Что значит быть счастливым?».

1

41. 4.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия», историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

1

42. 5.

Сергей Александрович Есенин. «Пугачев» Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина.

1

43. 6.

Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Драматическая поэма.(нач. предст)

1

44. 7.

И.С. Шмелев. «Как я стал писателем». Краткий рассказ о писателе. Рассказ о пути к творчеству.

1

45. 8.

Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими.(мемуары, воспоминания, дневники).

1




Писатели улыбаются.




46. 9.

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. Приемы и способы создания сатирического повествования.

1

47. 10.

«Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Смысл иронического повествования о прошлом. Приемы и способы создания сатирического повествования.

1

48. 11.

М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. (для самост. чтения).

1

49. 12.

М.А.Осоргин. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. (для самост. чтения).

1

50. 13.

Александр Трифонович Твардовский. «Василий Теркин». Краткий рассказ о писателе. Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Тема служения Родине. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны.

1

51. 14.

Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме.

1

52. 15.

Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике. Фольклор и литература (разв. понятия). Авторские отступления как элемент композиции. (нач. предст).

1

53. 16.

Андрей Платонович Платонов. «Возвращение». Краткий рассказ о жизни писателя. Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.

1




Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

4ч + 1ч

54. 17.

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину. М.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б.Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют».

1

55. 18.

А.Фатьянов. «Соловьи», Л.Ошанин «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

1

56. 19.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечта и реальность военного детства.

1

57. 20.

Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Герой –повествователь (разв. предст).

1

58. 21.

Р.Р. Сочинение. «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20 века».

1




Русские поэты о Родине, родной природе

1 час

59. 22.

И.Анненский. «Снег», Д. Мережковский. «Родное» и др. Заболоцкий. «Вечер на Оке», Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет Россия». Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России», З.Гиппиус. «Знайте», «так и есть», Дон-Аминадо. «Бабье лето», И.Бунин. «У птицы есть гнездо». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

1




Из зарубежной литературы

9 часов

60. 1.

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев.

1

61. 2.

Ромео и Джульетта-символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

1

62. 3.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной»..». В строгой форме сонетов-живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира- «богатейшая сокровищница лирической поэзии». В.Г.Белинский. Сонет как форма лирической поэзии.

1

63. 4.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер великий комедиограф эпохи классицизма.

1

64. 5.

«Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Классицизм. Сатира (разв. понятий).

1

65. 6.

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

1

66. 7.

Вальтер Скотт. «Айвенго». Краткий рассказ о писателе. Исторический роман, Средневековая Англия в романе.

1

67. 8.

Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

1

68. 1


Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.

1



Всего 68 часов




Требование к уровню подготовки учащихся

( 5 – 9 классы )
Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.
Устный пересказ – подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный с максимальным использованием художественных особенностей текста) – небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.
Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев ( в том числе групповая, сравнительная).
Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).
Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений ( в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов).
Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен.
Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение – миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5 – классах.
Создание рассказа – характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев ( сравнительная характеристика)
Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.
Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Создание оригинального произведения (поучения, наставления, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5 – 9 классах.

Список литературы


1.Коровина В.Я., Журавлев, Коровин В.И. Литература 8 класс. Учебник 8 в 2ч. – М, Просвещение, 2010г.
2.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. «Читаем, думаем, спорим» 8 класс: дидактические материалы по литературе. – М, Просвещение, 2006г.
3. Золотарева И.В, Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. М, Просвещение, 2008г.
4.Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Методические советы – М, Просвещение, 2008г.