страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Рабочая программа по курсу «Родной край» - страница №1/1
![]() Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 59 имени Героя Советского Союза Д.А. Медведева ![]() РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Родной край» Разработана учителем начальных классов высшей квалификационной категории Мишустиной Г.В,
Рабочая программа курса «Родной край» составлена для реализации направления работы школы по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся и предназначена для учащихся 5 – 6 класса. Курс «Родной край» будет взаимодействовать с базовым курсом истории, составленным на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, дополнять его, углублять. Ценность этой программы в том, что учащиеся более подробно знакомятся с историей, историческими событиями Тульской области и города Узловая. Это позволит показать вклад тульского края и родного города в историю страны, будет воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой край, своих земляков. Через всю программу проходит тема единства судеб Тульского края и России, и в этом особое значение курса.
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 05.03.2004 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2007-08 учебный год, утвержденный приказом МО РФ № 302 от 07.12.2006г.; Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории на базовом уровне (сайт министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/) Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования (сайт Министерства образования и науки РФ от 19.05.1998 г. №236.
Программа рассчитана на 70 учебных часов: в 5 классе – 35 часов, в 6 классе – 35 часов (по одному часу в неделю). Общая характеристика учебного предмета Основу курса «Родной край» составляет изучение тульского края. В ходе изучения школьники постигают неразрывную связь края с судьбой страны, категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность раскрывается в жизни семьи, поселения, каждого провинциального городка. В программе курса планируется внеклассная работа: проведение экскурсий по памятным местам тульского края и России, тематическим, краеведческим музеям. Всё это направлено не только на расширение кругозора школьников, но и на воспитание патриотизма, чувства гордости за свой край, на развитие у учащихся желания самим продолжать культурные традиции родной земли. Особое внимание уделяется истории родного города. Это будет способствовать развитию чувства гордости за свой город, за его вклад в наследие России. Одна из составляющих краеведческого образования – исследовательские работы. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьников, в значительной мере формируя их общую культуру и социально – нравственные ориентиры.
Изучение курса «Родной край» направлено на достижение следующих целей: -воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, к своему краю, а через это к своей стране; -развитие эмоционального восприятия учебного материала, образного и аналитического мышления, творческого воображения; - освоение знаний о важнейших событиях, процессах региональной, отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
-овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; -формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно - национальными традициями; -применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение курса «Родной край» способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Важную роль изучение краеведения играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно - смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках краеведения учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). Материально – техническое и информационно – техническое обеспечение: Школа; школьная библиотека Учебные пособия по истории Тульского края Компьютер Электронные средства обучения ^ MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА: Интернет – ресурсы DVD – фильмы, видео - фильмы. Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения истории тульского края ученик должен знать/понимать -основные этапы и ключевые события истории Тульского края с древности до наших дней; - выдающихся деятелей Тульской области и их вклад в отечественную и всеобщую историю; -важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития Тульского края; -изученные виды исторических источников;
-соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; -определять последовательность и длительность важнейших событий Тульского края; -использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; -показывать на исторической карте территории расселения народов тульского края, его границы, города, места значительных исторических событий; -рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебных пособий, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов; -объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; -определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; -объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории тульского края, России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры; -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: *понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; *высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира; *объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; *использования знаний об историческом пути и традициях народов Тульского края, России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Цели и задачи курса. История тульского края – составная часть истории России. Древности тульской земли – 2 часа. Первые поселения славянских племён на нынешних тульских землях. Древние городища на территории тульской области. Жизнь и быт славянских племён. Куликовская битва – 3 часа. Поле русской славы. Дмитрий Донской. Куликовская битва и её значение. Куликовская битва в произведениях русских поэтов и писателей. Сполохи русского средневековья – 1 час. Сто лет неизвестности. Восстание И.И. Болотникова. Тула православная – 1 час. Святыни тульской земли. Святые источники. Тула – земля родная – 4 часа. История возникновения Тулы. Тульский кремль - южный форпост России. «Град на Туле камен». Тульская засечная черта. Тула мастеровая – 11 часов. Военный арсенал России. Тульский оружейный завод. ТОЗ – традиции и современность. Оружейных дел мастера. Тульский музей оружия. Самоварное производство в Туле. Для гостей у Тулы – пряник. Пряничное производство. Тульская гармоника – история и современность. Гармоника в народном творчестве, в литературе, живописи, музыкальных произведениях. Тульские промыслы. Филимоновская игрушка. Тульская городская игрушка. Белёвское кружево. На рубеже веков – 1час. Большевики у власти. Вместе со всей Россией. Тула довоенная – 1 час. Развитие города и области. Новая история тульских промыслов. Тульский край в годы Великой Отечественной войны – 2 часа. Защищая Москву. Великая Отечественная война на тульской земле. В борьбе с фашистскими захватчиками. Туляки – Герои Советского союза. По городам и весям тульского края – 1 час. Города тульской области. Традициям - верны. Резерв времени – 7 часов. 6 класс Вводное занятие -2 часа. Повторение изученного в пятом классе. Древности тульской земли. Вехи истории тульского края. Тульские бренды: оружие, самовары, гармоники, пряники. Гордость Тулы – 4 часа. Тульские династии промышленников. Династия Демидовых. Туляки – космонавты. Известные художники тульского края. Поленово - жемчужина тульской области. Символика Тулы и области (гербы, флаги, гимн). Значки, марки, конверты, открытки и другая продукция с тульской тематикой. Узловая – родина моя -14 часов. Образование - Узловой. «От станции Хрущёво взяв начало…». Этапы развития города. Узловая в годы Великой Отечественной воны. Подвиги узловчан. Узловчане – Герои Советского союза и России. «Первым делом самолёты»: лётчики – узловчане. Их именами названы улицы. История страны в названиях улиц. Ими гордится Узловая (Герои социалистического труда, Почётны Граждане города). Узловая литературная. Узловая художественная. Узловая спортивная. С узловской маркой: предприятия Узловой и их продукция. В бронзе и граните. Символика Узловой. Узловая на марках и значках. История родной школы – 4 часа. История родной школы – старейшей школы города. Этапы развития. «Дорога в небе»: Д.А. Медведев. Его именем названа школа. Ими гордится школа: А.П. Завенягин, Н.М. Трегубов, З.И. Воскресенская, Л.Ф. Кулакова, выпускники школы – Почётные граждане Узловой. Резерв времени – 11 часов. |