Рабочая программа по курсу «Родной край» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Рабочая программа по курсу «Родной край» - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 59

имени Героя Советского Союза Д.А. Медведева

описание: описание: описание: c:\documents and settings\lg\рабочий стол\губернат+поход\рабочие программы\80c218c8ec3a768a50d79dea2dfcd3c5.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Родной край»

Разработана

учителем начальных классов

высшей квалификационной категории

Мишустиной Г.В,



Узловая 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Родной край» составлена для реализации направления работы школы по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся и предназначена для учащихся 5 – 6 класса.

Курс «Родной край» будет взаимодействовать с базовым курсом истории, составленным на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, дополнять его, углублять. Ценность этой программы в том, что учащиеся более подробно знакомятся с историей, историческими событиями Тульской области и города Узловая. Это позволит показать вклад тульского края и родного города в историю страны, будет воспитывать патриотизм,

чувство гордости за свой край, своих земляков.

Через всю программу проходит тема единства судеб Тульского края и России, и в этом особое значение курса.
Исходные документы для составления программы:
Закон РФ «Об образовании»№ 122 – ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 №313-ФЗ;

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 05.03.2004

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2007-08 учебный год, утвержденный приказом МО РФ № 302 от 07.12.2006г.;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»

Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории на базовом уровне (сайт министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/)

Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования (сайт Министерства образования и науки РФ от 19.05.1998 г. №236.
Структура программы
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки учащихся.

Программа рассчитана на 70 учебных часов: в 5 классе – 35 часов, в 6 классе – 35 часов (по одному часу в неделю).


Общая характеристика учебного предмета
Основу курса «Родной край» составляет изучение тульского края. В ходе изучения школьники постигают неразрывную связь края с судьбой страны, категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность раскрывается в жизни семьи, поселения, каждого провинциального городка. В программе курса планируется внеклассная работа: проведение экскурсий по памятным местам тульского края и России, тематическим, краеведческим музеям. Всё это направлено не только на расширение кругозора школьников, но и на воспитание патриотизма, чувства гордости за свой край, на развитие у учащихся желания самим продолжать культурные традиции родной земли.

Особое внимание уделяется истории родного города. Это будет способствовать развитию чувства гордости за свой город, за его вклад в наследие России.

Одна из составляющих краеведческого образования – исследовательские работы. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьников, в значительной мере формируя их общую культуру и социально – нравственные ориентиры.
Цели обучения

Изучение курса «Родной край» направлено на достижение следующих целей:

-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, к своему краю, а через это к своей стране;

-развитие эмоционального восприятия учебного материала, образного и аналитического мышления, творческого воображения;

- освоение знаний о важнейших событиях, процессах региональной, отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

расширение знаний учащихся о родном крае, его исторических, культурных традициях;

-овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;



-формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно - национальными традициями;

-применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение курса «Родной край» способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Важную роль изучение краеведения играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно - смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках краеведения учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).



Материально – техническое и информационно – техническое обеспечение:

Школа; школьная библиотека

Учебные пособия по истории Тульского края

Компьютер

Электронные средства обучения

^ MULTIMEDIA – ПОДДЕРЖКА КУРСА:

Интернет – ресурсы

DVD – фильмы, видео - фильмы.



Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения истории тульского края ученик должен



знать/понимать

-основные этапы и ключевые события истории Тульского края с древности до наших дней;

- выдающихся деятелей Тульской области и их вклад в отечественную и всеобщую историю;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития Тульского края;

-изученные виды исторических источников;

уметь

-соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; -определять последовательность и длительность важнейших событий Тульского края;

-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

-показывать на исторической карте территории расселения народов тульского края, его границы, города, места значительных исторических событий;

-рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебных пособий, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов;

-объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

-определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории тульского края, России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

*понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

*высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

*объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

*использования знаний об историческом пути и традициях народов Тульского края, России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

5 класс
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Вводное занятие – 1 час.

Цели и задачи курса. История тульского края – составная часть истории России.


Древности тульской земли – 2 часа.

Первые поселения славянских племён на нынешних тульских землях. Древние городища на территории тульской области. Жизнь и быт славянских племён.


Куликовская битва – 3 часа.

Поле русской славы. Дмитрий Донской. Куликовская битва и её значение. Куликовская битва в произведениях русских поэтов и писателей.



Сполохи русского средневековья – 1 час.

Сто лет неизвестности. Восстание И.И. Болотникова.


Тула православная – 1 час.

Святыни тульской земли. Святые источники.


Тула – земля родная – 4 часа.

История возникновения Тулы. Тульский кремль - южный форпост России. «Град на Туле камен». Тульская засечная черта.


Тула мастеровая – 11 часов.

Военный арсенал России. Тульский оружейный завод. ТОЗ – традиции и современность. Оружейных дел мастера. Тульский музей оружия. Самоварное производство в Туле. Для гостей у Тулы – пряник. Пряничное производство. Тульская гармоника – история и современность. Гармоника в народном творчестве, в литературе, живописи, музыкальных произведениях. Тульские промыслы. Филимоновская игрушка. Тульская городская игрушка. Белёвское кружево.


На рубеже веков – 1час.

Большевики у власти. Вместе со всей Россией.



Тула довоенная – 1 час.

Развитие города и области. Новая история тульских промыслов.


Тульский край в годы Великой Отечественной войны – 2 часа.

Защищая Москву. Великая Отечественная война на тульской земле. В борьбе с фашистскими захватчиками. Туляки – Герои Советского союза.


По городам и весям тульского края – 1 час.

Города тульской области. Традициям - верны.


Резерв времени – 7 часов.

6 класс
Вводное занятие -2 часа.

Повторение изученного в пятом классе. Древности тульской земли. Вехи истории тульского края. Тульские бренды: оружие, самовары, гармоники, пряники.


Гордость Тулы – 4 часа.

Тульские династии промышленников. Династия Демидовых.

Туляки – космонавты. Известные художники тульского края. Поленово - жемчужина тульской области.

Символика Тулы и области (гербы, флаги, гимн). Значки, марки, конверты, открытки и другая продукция с тульской тематикой.


Узловая – родина моя -14 часов.

Образование - Узловой. «От станции Хрущёво взяв начало…». Этапы развития города. Узловая в годы Великой Отечественной воны. Подвиги узловчан. Узловчане – Герои Советского союза и России. «Первым делом самолёты»: лётчики – узловчане. Их именами названы улицы. История страны в названиях улиц. Ими гордится Узловая (Герои социалистического труда, Почётны Граждане города). Узловая литературная. Узловая художественная. Узловая спортивная. С узловской маркой: предприятия Узловой и их продукция. В бронзе и граните. Символика Узловой. Узловая на марках и значках.


История родной школы – 4 часа.

История родной школы – старейшей школы города. Этапы развития. «Дорога в небе»: Д.А. Медведев. Его именем названа школа. Ими гордится школа: А.П. Завенягин, Н.М. Трегубов, З.И. Воскресенская, Л.Ф. Кулакова, выпускники школы – Почётные граждане Узловой.


Резерв времени – 11 часов.