Рабочая программа по курсу «Пути и средства решения технико-криминалистических задач современными методам и возможностями исследован - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по курсу история России в 7 классе рассчитана на... 1 326.26kb.
Программа всероссийской политической партии «свободная россия» 1 143.97kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Права человека» 1 142.9kb.
Решение задач по теме «Равномерное и неравномерное движение» 1 124.26kb.
Исследование операций и системный анализ пособие по проведению лабораторных... 1 249.68kb.
Рабочая программа по курсу «Брянский край» к учебным пособиям для... 1 149.67kb.
Обратный метод Маслова и Муравьиная тактика решения задач искусственного... 1 65.16kb.
Рабочая программа составлена на основе 2 483.36kb.
Тема : «Наши имена» 1 38.96kb.
Рабочая программа по курсу «всеобщая история. История нового времени... 1 239.14kb.
Программа предпрофильной подготовки по физике «Способы решения задач... 1 75.5kb.
Практикум лабораторные работы Студента(ки) Учебная группа, курс 1 163.79kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по курсу «Пути и средства решения технико-криминалистических задач - страница №1/1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Удмуртский государственный университет»
Кафедра Криминалистики и СЭ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ


«Пути и средства решения технико-криминалистических задач современными методам и возможностями исследования»
Для направления 030500 «Юриспруденция»


Составители рабочей программы:

Ст. преподаватель _______________ К.Я. Ворончихина

(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)


Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «_____» _______________200__г.

Зав. кафедрой _______________________/_________________________/
Согласовано с методической комиссией факультета (института) «____»___________200__г.

Председатель МК ____________________/_________________________/

ИЖЕВСК

2007 г.
Перечень документов, входящих в УМКД:




  1. Рабочая программа.

  2. Литература.

  3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

3.1. Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями.

3.2. Методические указания по самостоятельной работе: контрольные работы (вопросы и задания), тесты для самоконтроля, рефераты, курсовые работы.

4. Вопросы к экзаменам или к зачету.

5. Методические рекомендации для преподавателей.



1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Пути и средства решения технико-криминалистических задач современными методам и возможностями исследования»


Данный магистерский курс имеет своей целью способствовать свободной ориентации будущих магистров в современной системе задач ДВРП, решаемых с помощью средств и методов, разработанных в последнем десятилетии на основе развития теории криминалистики и достижений науки и техники.

Изучение спецкурса «Пути и средства решения технико-криминалистических задач современными методами и возможностями исследования» должно ставить перед собой цель закрепления базового фундамента знаний и основных понятий в криминалистике в системе задач ДВРП, а также вопросы интеграции в криминалистику естественных и юридических наук, раскрыть новые направления криминалистики: современные технические средства обнаружения микрообъектов и их использование в процессе доказывания (КЭМВИ), современные способы идентификации личности: одорология, генотипоскопия, фоноскопия; автоматизация учетов; современные компьютерные программы, используемые в процессе раскрытия и расследования преступлений и проведении экспертиз, особенности проведения отдельных видов осмотров, а также вопросы подготовки материалов для проведения отдельных видов экспертиз.

Так же целью обучения данного спецкурса является формирование у студентов второго уровня обучения системы навыков и умений по использованию наиболее современных криминалистических средств и методов в раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений.

Указанные цели должны достигаться путем решения следующей системы учебных задач:

-овладение студентами содержанием понятий: «метод решения технико-криминалистических задач»;

-развитие способностей студентов проведения анализа ситуаций ДВРП, в которых встречаются технико-криминалистические задачи;

-развитие способностей студентов формулировать содержание и сущность технико-криминалистической задачи, выделенной из конкретной анализируемой ситуации;

-развить умение студентов обосновывать современные методы и средства, необходимые для решения конкретно технико-криминалистической задачи.

Объем курса рассчитан на 24 часа. Он реализован в форме лекций и практических занятий.

Основным методом лекционной работы выступает информационно-продуктивный метод, основным методом практических занятий является организационно-деятельностная игра (ОДИ).

В силу того, что решение технико-криминалистических задач обычно встречается при работе следователя с материальными объектами, в курсе преимущественно рассматриваются: следственный осмотр, обыск, экспертизы.

Студент должен выполнить предлагаемые ему задачи, и по их выполнению отчитаться перед преподавателем.

Итоговая форма контроля – экзамен, который выставляется по итогам выполнения студентами задач и по усмотрению преподавателя может сопровождаться собеседованием.

В результате изучения спецкурса:



обучаемые должны иметь представление:

  • о предмете, природе, методах, цели и задачах криминалистики;

  • о роли криминалистики в раскрытии и расследовании преступлений;

  • о содержании и сущности понятия «технико-криминалистическая задача», как способа организации мыслительной деятельности криминалиста

  • о содержании, типах и видах ТКЗ, его информационном содержании.

обучаемые должны знать:

  • основные положения общей теории криминалистики;

  • криминалистические понятия и категории;

  • учения о криминалистической идентификации и диагностике;

  • содержание и сущность системы инструментальных и знаниевых средств выполнения алгоритма решения ТКЗ;

  • классификацию ТКЗ по целям и задачам их решения

  • тактические приемы и рекомендации собирания, исследования и использования доказательств;

  • тактику осмотра места происшествия, технические средства, используемые для выявления, фиксации и изъятия различных следов;

  • тактику проведения отдельных следственных действий;

  • виды криминалистических исследований, проводимых в экспертно-криминалистических учреждениях различных ведомств Российской Федерации;

  • правила построения и проверки версий, планирование расследования;

обучаемые должны уметь:

  • применять при производстве следственных действий криминалистическую технику;

  • использовать современные технические средства и методы для обнаружения, фиксации и изъятия следов, микрообъектов и других вещественных доказательств;

  • формулировать алгоритм действий следователя и эксперта

  • проводить все следственные действия

  • выдвигать версии, определять направление расследования, планировать следственные действия;

  • уметь правильно организовать взаимодействие в процессе расследования преступлений с сотрудниками уголовного розыска, экспертно-криминалистическими подразделениями, также иными службами органов внутренних дел и иных правоохранительных органов.

обучаемые должны владеть навыками:

- применения технико-криминалистических средств обнаружения, фиксации и изъятия различных следов;

- проведения отдельных следственных действий и использования специальных познаний при расследовании преступлений;

- выдвижения и проверки следственных версий и планирования расследования.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Темы курса

Всего

Лекции

Практ.

Сам.раб

Тема 1. Пути и средства решения технико-криминалистических задач (ТКЗ) в деятельности по выявлению и раскрытию преступлений (ДВРП).

8

2

2

4

Тема 2. Классификация и содержания ТКЗ, решаемых в ходе ДВРП.

4

2




2

Тема 3. Методы и средства решения ТКЗ, выполняемых в ходе следственных действий.

18

4

4

10

Тема 4. Современная система средств и методов решения ТКЗ в судебных экспертизах.

20

6

4

10

ИТОГО:

50

14

10

26

ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Пути и средства решения технико-криминалистических задач (ТКЗ) в деятельности по выявлению и раскрытию преступлений (ДВРП).

Содержание и сущность понятия «ТКЗ», как способа организации мыслительной деятельности криминалиста.

Характерные компоненты ТКЗ: сущее алгоритм должное, т.е. потребное будущее.

Содержание, типы и виды сущего в ТКЗ: конечные состояния объектов, вызванных преобразующими действиями индивидов субъекта преступной деятельности.

Информационное содержание сущего, т.е. конечных состояний объектов, вызванных действиями преступников.

Понятие алгоритма, как совокупности правил выполнения действий в решении ТКЗ.

Содержание и сущность системы инструментальных и знаниевых средств выполнения алгоритма решения ТКЗ.
Тема 2. Классификация и содержания ТКЗ, решаемых в ходе ДВРП.

Классификация ТКЗ по целям и задачам их решения. Диагностические задачи, решение которых приводит к ответу на вопрос о том, к какому классу, роду, типу относится данный объект, явление, процесс.

Идентификационные задачи, решение которых позволяет установить оригинал по образу. Ситуационные задачи, как результат анализа следовой картины, позволяющей воссоздать в идеальной информационной модели деятельностный фрагмент ПД.

Специфика методов и средств решения ТКЗ, относящихся различным классификационным группам.


Тема 3. Методы и средства решения ТКЗ, выполняемых в ходе следственных действий.

Современные методы и средства, применяемые следователем для решения ТКЗ в ходе проведения следственных осмотров: осмотр в лучах невидимых частей спектра (УФ, ИК); цифровая фотосъемка, цифровая видеозапись; средства и методы обнаружения макро-, микрочастиц, их сбор и хранение.

Современные методы и средства, применяемы следователем в ходе следственного эксперимента: современные способы фиксации хода и результатов следственного эксперимента.

Современные методы и средства, применяемые следователем для решения ТКЗ в ходе обыска: возможности современных поисковых приборов и методы их применения.


Тема 4. Современная система средств и методов решения ТКЗ в судебных экспертизах.

Современные возможности дактилоскопической экспертизы. Содержание средств и методов проведения дактилоскопических исследований на базе современного компьютерного обеспечения. Пороскопические исследования.

Содержание средств и методов проведения исследований документов, изготовленных с помощью современной множительной техники, решение идентификационных и диагностических задач.

Содержание современных средств и методов проведения баллистических исследований. Современные возможности баллистической экспертизы.

Содержание средств и методик проведения одорологических экспертных исследований. Понятие и теория запахов и запаховых объектов. Современные приборные средства распознавания и сравнения запахов.

Содержание средств и методов проведения фоноскопических исследований. Возможности фоноскопической экспертизы.

Содержание средств и методов решения ТКЗ в современной компьютерной экспертизе. Возможности установления несанкционированного проникновения в компьютерную сеть или отдельную программу. Возможности установления удаления или уничтожения файлов. Возможности установления удаленных файлов. Виды памяти компьютера и возможности идентификации оператора.

Содержание средств и методов решения ТКЗ в современных видах экономических экспертиз: судебно-бухгалтерской, финансово-экономической, налоговой, экономико-управленческой.



Компьютерное (программное) обеспечение решения ТКЗ в современных видах экспертиз.


2. ЛИТЕРАТУРА


Нормативно-правовые акты:


  1. Конституция Российской Федерации. - М. Юрид. Литер. 1993.

  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Новая редакция с учетом Федеральных законов от 05 июня 2007г. № 87-ФЗ; от 06 июня 2007г. №90-ФЗ. – М.: Велби, Изд-во Проспект, 2007. -256с.

  3. Закон Российской Федерации “О милиции” от 18 апреля 1991г. № 1026-1. В редакции Федерального закона от 23 декабря 2003г. №186-ФЗ //Российская газета 2003: 30 декабря 2003г.№ 262

  4. Федеральный закон “Об оружии” от 13 декабря 1996г. № 150-ФЗ //Собрание законодательства Российской Федерации 1996г. №51 ст.5681

  5. Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности” от 12 августа 1995г. № 144-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации1995г. №33 ст.3349. С изменениями и дополнениями в редакции Федерального закона от 30 июня 2003г. №86 ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации 2003г. №2 ст.167. Собрание законодательства Российской Федерации 2003г. №27 ст.2700.

  6. Федеральный закон “О государственной судебно-экспертной деятельности” от 31 мая 2001г. № 73-ФЗ. //Собрание законодательства Российской Федерации 2001г.№23 ст.2291.

  7. Федеральный закон “О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации” от 25 июля 1998г. № 128-ФЗ. //Собрание законодательства 1998г. №31 ст.3806. С изменениями и дополнениями в редакции Федерального закона Российской Федерации от 09 марта 2001г.//Собрание законодательства Российской Федерации 2001г. №11 ст.1002.


Основная:

  1. Драпкин, Л. Я. Криминалистика: учебник / Л. Я. Драпкин, В. Н. Карагодин. - М.: Проспект, 2007.

  2. Ищенко, Е.П. Криминалистика : учеб. для вузов рек. МО РФ / Е.П. Ищенко, А.А. Топорков . - 2-е изд., испр., доп. - М.: Контракт; Инфра-М, 2006.

  3. Криминалистика : учеб. для вузов рек. МО РФ / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов и др.; под ред. Р.С. Белкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2005.

  4. Криминалистика : учеб. для вузов УМО РФ / Т.С. Волчецкая, В.Я. Колдин, В.В. Крылов и др. ; под ред. Н.П. Яблокова; Моск. гос. ун-т им. М.В.Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005.

  5. Образцов, В.А. Криминалистика: модели средств и технологий раскрытия преступлений : курс лекций / В.А. Образцов. - М.: ИМПЭ-Паблиш, 2004.

  6. Яблоков, Н.П. Криминалистика : учеб. для вузов рек. МО РФ / Н.П. Яблоков; МГУ им. М.В.ломоносова, Юрид. фак. - 2-е изд. - М.: ЛексЭст, 2005.


Дополнительная:

  1. Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза: Курс общей теории. – М.: Норма, 2006.

  2. Бобырев В.Г. Использование полимерных материалов для фиксации и изъятия следов на снегу. //Теория и практика криминалистической экспертизы. - Волгоград. 2001, с. 114 – 117.

  3. Глазырин Д.В., Кругликов А.П. Следственный эксперимент. - Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1982.

  4. ДолгиновС.Д. Использование обыска в раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений. / Учеб. пособие. - М.: ЮИ МВД РФ, пособие. Под ред. В.В. Филиппова. - М.: ЭКЦ МВД РФ , 1995. 288с.

  5. Каминский М.К. Теория криминалистической идентификации /М.К. Каминский, В.Д. Грабовский. – Горький: ВЮЗШ МВД СССР, 1986.

  6. Корухов Ю.Г. Проблемы криминалистической диагностики. – М: Академия МВД СССР, 1985.

  7. Крылов И.Ф. Краткий очерк истории возникновения и развития судебно-баллистической экспертизы в России. //Теория и практика криминалистической экспертизы. - Волгоград, 1998, с. 151 – 167.

  8. Кузнецов В.В., Лютов В.П. Изготовление ценных бумаг новыми способами печати. //Экспертная практика. №36. - М., 2004, с.37 – 49.

  9. Лапин А.В. Криминалистическая экспертиза. – Минск. Тетра Система, 2006.

  10. Ляпичев В.Е., Емельянов В.Я. Об использовании сухого диффузионно-копировального метода в технической экспертизе документов. //Теория и практика криминалистической экспертизы. - Волгоград. 1980.

  11. Место взрыва как объект криминалистического исследования. /Учебное пособие. ЭКЦ МВД РФ, 2-е изд. - М., 2000.

  12. Методические и процессуальные аспекты криминалистической одорологии. //Сборник научных трудов. ЭКЦ МВД РФ. М., 2002, с. 87.

  13. Назначение и производство криминалистических экспертиз. /Пособие для следователей и судей. - М.: ВНИИ Судебн. Экспертиз. 2000.

  14. Нарраро Э.Ф. Централизованные пулегильзотеки – ваш надежный помощник. Оперативно-розыскная деятельность. №2. М., 1992.

  15. Новые наборы инструментов для установления фактов использования огнестрельного оружия и взрывчатых веществ. Борьба с преступностью за рубежом. №6. - М., 2002.

  16. Поль К.Д. Естественно-научная криминалистика. - М.: Юрид. литература, 2005.

  17. Программы действий специалиста- криминалиста при осмотре мест происшествий. Материалы ЭКЦ МВД РФ. //Информационный бюллетень следственного комитета МВД РФ. 2003. №1 (74). с.7-24.

  18. Ратинов А.Р. Обыск и выемка. - М., 2001.

  19. Самищенко С.С. Использование эфиров цианакриловой кислоты в дактилоскопии. //Экспертная практика. №29. - М., 1990, с. 59 – 64.

  20. Самодуров В.В. Опыт внедрения и организации работы, автоматизированной дактилоскопической информационной системы «Сонда-фрес» в МВД Республики. Экспертная практика. Вып. 40. М., 2000, с. 6 – 9.

  21. Селиванов Н.А, Старовойтов В. Установление человека по запаху. Социалистическая законность. №11. - М., 1991, с. 40 – 44.

  22. Старовойтов В.Н. Запаховые следы участников происшествия: обнаружение, сбор, организация исследования. //Методические рекомендации. ЭКЦ МВД РФ. - М., 2000.

  23. Установление некоторых диагностических признаков человека по запаховым следам.// Метод. рекомендации. ЭКЦ МВД РФ. - М., 1996.

  24. Федосюткин Б.А. Медико-криминалистическое отождествление личности в свете теории криминалистической идентификации // Теория и практика криминалистических экспертиз и исследований. – 2000. - №1. - С. 19 – 30.

  25. Фольц И.А., Ярмак В.А. Совершенствование метода изъятия следов пальцев рук с тела человека. //Экспертная практика. №29. - М., 1990, с. 64 –68.

  26. Федоткин Б.А., Коровенский О.П Восстановление лица по черепу в криминалистике. - М., 1990.

  27. Шишкин В.М., Степанов Б.В. Система «Сейф» .О создании автоматизированной информационной криминалистической системы (АИ КС) «Сейф». Сборник МВД СССР. №3 (33). М., 1990, с. 78 – 82.

  28. Шмаков В.Л. Идентификация отпечатков – дело техники (Использование АДИС). Вестник МВД РФ.№3. М., 2005, с. 98 – 110.

  29. Шобик Б.И. Проверка и уточнение показаний на месте. /Лекция. - Хабаровск: ВСШ МВД СССР, 1987.

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

3.1. ПЛАН СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ
Тема 1. Пути и средства решения технико-криминалистических задач (ТКЗ) в деятельности по выявлению и раскрытию преступлений (ДВРП).

Вопросы:

1. Компоненты ТКЗ: понятие и содержание.

2. Содержание, типы и виды сущего в ТКЗ, его информационное содержание.

3. Содержание и сущность системы инструментальных и знаниевых средств выполнения алгоритма решения ТКЗ.

4. Классификация ТКЗ по целям и задачам их решения.

5. Специфика методов и средств решения ТКЗ, относящихся различным классификационным группам.


Методические рекомендации:

Цель практического занятия: закрепление знаний о сущности системы инструментальных и знаниевых средств выполнения алгоритма решения ТКЗ.

Как известно, алгоритм – это совокупность правил в выполнении действий в решении каких-либо задач. Криминалистический алгоритм позволяет решать большую часть нетипичных задач. Криминалистический алгоритм способен значительно уменьшить количество грубых ошибок, вызванных недостатком опыта или внимания, как у следователя, так и у эксперта. В какой-то мере алгоритм способен влиять на приобретение навыков.

Обратить внимание при подготовке: алгоритм действий следователя на первоначальном этапе расследования в зависимости от той или иной типичной следственной ситуации, алгоритм работы эксперта с применением цифровых средств фото-видеофиксации информации при производстве экспертизы.


Тема 2. Методы и средства решения ТКЗ, выполняемых в ходе следственных действий.

Задания:

1. Спланировать проведение обозначенного преподавателем следственного действия, обратив особое внимание на возможность применения современных технико-криминалистических средств и методов.

2. Принять участие в организационно-деятельностной игре по проведению спланированного следственного действия.
Методические рекомендации:

Цель практического занятия: закрепление основных положений тактики ОМП, отработка навыков фиксации информации в соответствии с требованиями современного УПК РФ (ст. 164,166, 180).

При подготовке к практическим занятиям следует обратить внимание на формы фиксации информации: вербальная, графическая, предметная, наглядно-образная (по Образцову В.А.). Деятельность по фиксации информации направлена на решение следующих задач:

- материальное закрепление признаков объектов и иных данных, а также перевод информации из менее устойчивой в более устойчивую систему;

- обеспечение сохранности имеющих значение свойств и признаков предметных источников информации в неизменном виде

- обеспечение возможности накопления полученной информации

- обеспечение возможности многократного использования зафиксированной информации её потребителем (следователем, экспертом и т.д.).

При проведения занятия в части использования такой формы фиксации как наглядно-образная, слушателям заранее рекомендуется произвести фотосъемку сымитированного места происшествия с использованием любой модели цифрового фотоаппарата. В период подготовки к занятиям рекомендуется выполнить ориентирующий, обзорный, узловой и детальный виды съемок. Полученные изображения (размером 6х9см) вывести с помощью принтера на листы формата А-4. Изображения снабжаются пояснительным текстом, с соблюдением криминалистических и процессуальных требований по оформлению фототаблиц с изображениями с цифровых носителей. Следует заметить, что на полученных фототаблицах снимки именуются уже не как «фотоснимок», а «изображение». В протокол следственного действия вносится соответствующий текст об использовании цифровой техники, переносного принтера (если таковой имелся), вида карты памяти (диск CD-R, flash-карта).

Для изъятия следов на месте происшествия рекомендуется использовать современный способ выявления следов папиллярных узоров на поверхностях с использованием паров (эфиров) цианакрилата, способ использования которого рассмотрен на одной из лекций. Для выявления следов данным способом (при отсутствии вакуум-камеры) может быть использовано любое замкнутое пространство (банка стеклянная, полиэтиленовый пакет), любая марка супер-клея типа «Момент», и палочки для чистки курительных трубок. Для более быстрого испарения клея в объеме, его нужно подогревать. Полученные результаты фиксируются в протоколе следственного действия.

Отработка практических навыков по процессуальному оформлению результатов осмотра места происшествия. Составление схемы ОМП. Составление плана помещения. Составление протокола ОМП. Процессуальное оформление следов, изъятых при ОМП.


Тема 3. Современная система средств и методов решения ТКЗ в судебных экспертизах.

Задания:

1. Вынести постановление о назначении криминалистических экспертиз по обозначенной преподавателем ситуации.

2. Определить необходимые экспертные методики, предусмотренные в них средства и методы решения технико-криминалистических задач, вытекающие из вынесенного постановления.

3. Оценить предложенные преподавателем экспертные заключения.


Методические рекомендации:

Цель занятия: Отработка навыков подготовки материалов для экспертных исследований, формулировке вопросов, подлежащих разрешению, определение необходимых экспертных методик, оценка экспертных заключений. Выработка практических навыков по изъятию образцов для сравнительного исследования.

Из лекционных занятий по курсу «криминалистика», а также изучаемого спецкурса известно, что одним из условий полного и качественного ответа эксперта на поставленные ему вопросы является использование современных и эффективных методов исследования и новейших исследовательских средств. Большое значение имеет также и надлежащее информационное обеспечение работы эксперта со стороны инициатора экспертного исследования. А это предполагает предоставление в распоряжение эксперта не только тех материалов дела, которые собраны в ходе подготовки к назначению экспертизы, но и по мере производства экспертизы. Так, при производстве большинства видов криминалистических экспертиз, невозможно непосредственное сопоставление (сравнение) идентифицируемого и идентифицирующего объектов, вследствие чего необходимы образцы для сравнительного исследования. Различают свободные – образцы, полученные вне связи с расследованием, и экспериментальные – полученные в связи с расследованием и по предложению следователя. При подготовке к занятиям обратить внимание на требования, предъявляемые к образцам для сравнительного исследования (количество, качество, материалы и т.п.).

Изучая и оценивая предоставленные заключения эксперта (почерковедческие, трасологические, баллистические экспертизы), следует исходить из того, что заключение эксперта изучается и оценивается в судопроизводстве со следующих точек зрения:

- научной обоснованности хода и результатов исследования

- достоверности и логической непротиворечивости

- компетентности эксперта

- полноте исследований и выводов (по Т.В. Аверьяновой)

При заполнении бланка о назначении судебной экспертизы следует обратить внимание, что в содержании изложения фабулы расследуемого события обязательно должны быть указаны: место (полный адрес), время (дата), способ совершения преступления, предмет преступного посягательства. Вопросы, сформулированные эксперту, должны быть краткими, ёмкими и не выходить за пределы компетенции эксперта.


3.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Самостоятельная работа студентов предполагает:

- подготовку к практическим занятиям;

- выполнение реферата;



  • подготовку к экзаменам.

График самостоятельной работы по курсу «Пути и средства

решения технико-криминалистических задач современными

методами и возможностями исследования»

для студентов очной формы обучения



Семестр

Недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

I











































Р

Р

Р

Р










Э

Обозначения:

Р – выполнение реферата;

Э – экзамен.

Организация подготовки к семинарским (практическим) занятиям

Подготовка к практическим занятиям начинается с анализа лекционного материала. Работа на лекции предполагает не только ознакомление с содержательным аспектом темы, но и понимание логики овладения материалом курса, осознание проблематики темы. Наличие собственного конспекта лекций позволяет еще раз ознакомиться, продумать, разобраться в новом материале, так как недостаточно понятые во время лекции положения могут быть восстановлены в памяти, сопоставлены с другими, додуманы, дополнены, уяснены и расширены с помощью учебной литературы.

Хорошо овладеть содержанием лекции – это: 1) знать тему; 2) понимать значение и важность ее в данном курсе; 3) четко представлять план; 4) уметь выделять главное; 5) усвоить значение примеров и иллюстраций; 6) связать вновь полученные сведения о предмете или явлении с уже имеющимися; 7) представлять возможность и необходимость применения полученных сведений.

Непосредственная подготовка к занятию осуществляется на основе методических рекомендаций по изучаемой теме. При этом необходимо изучить предлагаемую литературу по вынесенным темам, обратить внимание на проблемы, обозначенные преподавателем трудности, обычно возникающие у студентов.

Работа с книгой – основной вид самостоятельной работы студента в вузе и одновременно подготовка к будущей практической работе. Знакомство с книгой целесообразно начать с изучения оглавления. Именно оно позволяет получить общее представление о структуре и содержании книги, принятой автором систематизации материала. Независимо от выбранного объема изучаемого текста целесообразно прочитать введение или предисловие. В них обычно формулируются задачи и методы изложения. Знакомство с книгой целесообразно завершать чтением заключения, которое позволяет понять основные обобщенные выводы, главные мысли автора.

Основные положения прочитанной книги целесообразно излагать в конспекте. Конспектирование – наиболее распространенная форма краткого, связного и последовательного письменного пересказа содержания с аргументами и личными замечаниями. Особенностью конспекта является то, что в него входят различные формы записей – план, тезисы, выписки, доводы, цитаты, расчеты, выводы и др.

Следует учитывать, что подготовка к занятиями предполагает осуществление деятельности на реконструктивном и творческом уровнях. При этом студенту необходимо сформировать свою позицию по вынесенной на занятие проблематике и подготовить ее обоснование. При выполнении практических заданий необходимо самостоятельно сформировать цель деятельности, выбрать средства и методы решения поставленных задач, что становится возможным при условии достаточно полного овладения теоретическим материалом курса.

Следует помнить, что в случае возникновения затруднений при подборе и анализе материала, выполнении практических заданий студент может обратиться к преподавателю в часы, выделенные для консультаций. Именно качественное выполнение самостоятельной работы способствует формированию навыков профессионального мышления, умений решать практические задачи, правильно оценивать ситуацию.

Программа курса предполагает большой объем самостоятельной работы студента. Количество аудиторных занятий не позволяет изучить вопросы тем в полном объеме, поэтому студент овладевает материалом путем дополнительного изучения учебной и научной литературы. Контроль их изучения осуществляется посредством проверки реферата, а также по усмотрению преподавателя либо в форме мини опроса в устной или письменной форме (тесты), либо в форме собеседования.

Выполнение реферата

Реферат является наиболее простой формой студенческой научно-исследовательской работы. Он должен представлять собой достаточно краткое, но ясное и четкое изложение определенного вопроса или проблемы. Для его написания потребуется изучение наряду с учебной литературой нескольких научных статей или монографий, посвященных заявленной тематике. Обычно для подготовки реферата используется от 3 до 5 научных работ, рассматриваемых автором реферата в качестве основных. Это способствует более глубокому по сравнению с изложением в учебной литературе уяснению отдельного вопроса. Поэтому использовать только учебную литературу для написания реферата не рекомендуется. Она играет лишь роль того теоретического фундамента, который позволяет разобраться и проанализировать соответствующие научные работы.

Реферат должен сопровождаться практической частью, представленной в форме в приложения, демонстрирующего применение изложенных в теоретической части теоретических методик и рекомендаций.

В ходе изучения тем учебного курса студент выбирает наиболее заинтересовавший его вопрос для написания реферата.

Содержание реферата представляет собой изложение конкретного вопроса, вынесенного в качестве его названия, поэтому текст обычно не разбивается на разделы и параграфы. Объем реферата колеблется от 12 до 20 страниц. Оформляется реферат на отдельных листах (формат А-4), сшитых (или прочно скрепленных) между собой. Титульный лист реферата оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательским студенческим работам. Страницы реферата должны быть пронумерованы. На цитируемую литературу должны быть сделаны сноски, оформленные одним из допустимых способов. Завершается текст реферата списком используемой при написании литературы, оформленным соответствующим образом.

Поскольку в реферате излагается, как правило, конкретный вопрос, то текст:

а) может не разбиваться на параграфы, допустимым является выделение отдельных вопросов прямо в тексте жирным шрифтом или курсивом;

б) при разделении текста реферата на параграфы, «оглавление» содержания реферата (план) следует выносить на отдельный лист;

в) «введение» и «заключение»как отдельные разделы работы выделять необязательно, вступление и заключительные выводы могут содержаться непосредственно в тексте рассматриваемого вопроса;

г) список, используемой литературы (библиография) обязательно приводится в конце текста с новой страницы, оформленный в соответствии с общими правилами любого научного исследования.



Тематика реферативных работ.
1. Вклад А. Бертильона в развитие криминалистики.

Практическое задание: выполнить полную развертку пули через копировальную бумагу, увеличить полное изображение, указать общие и частные признаки.

2. Современные тенденции развития криминалистики. Криминалистика – наука интегративной природы.



Практическое задание: на заполненной дактилокарте определить типы папиллярных узоров. На одном из увеличенных отпечатков указать не менее 7 частных признаков.

3. Установление единого источника происхождения и установление составного целого – как виды идентификации. Понятие идентификации.



Практическое задание: сформулируйте вопросы диагностического характера для назначения фоноскопической экспертизы. На экспертизу представлена аудиокассета от диктофона.

4. Современные виды идентификации, используемые в раскрытии и расследовании преступлений.



Практическое задание: зарисовать гильзу и донце гильзы к унитарному патрону центрального боя и назвать элементы. Указать местонахождение следов от деталей оружия.

5. Современные технико-криминалистические средства обнаружения.



Практическое задание:13 октября на болоте, в 5 км. От деревни Кулики, был обнаружен труп неустановленного мужчины. При наружном осмотре трупа на теле были обнаружены два огнестрельных ранения: в области груди и головы. Какие учеты могут быть использованы для раскрытия данного преступления.

6. Некоторые проблемы использования цифровой фотофоксации при проведении следственных действий.



Практическое задание: сформулировать диагностические и идентификационные вопросы для назначения баллистической экспертизы. На экспертизу представлен пистолет ПМ, две гильзы: одна цилиндрической формы, другая – бутылочкообразной.

7. История развития диктолоскопии.



Практическое задание: оформить фототаблицу к протоколу осмотра имитированного места происшествия. При фиксации обстановки использован цифровой фотоаппарат. Фотосъемку осуществить с использованием соответствующих приемов криминалистической фотографии.

8. Пороскопия, эджескопия, пальмоскопия – как дополнительные методы исследования следов пальцев рук.



Практическое задание: составить схему имитированного места происшествия и оформить ее в качестве приложения к протоколу осмотра места происшествия.

9. Понятие фоноскопии. Использование фоноскопии при раскрытии и расследовании преступлений.



Практическое задание: составить фрагмент протокола осмотра места происшествия с обнаружением гильзы от огнестрельного оружия и описанием этой гильзы.

10. понятие криминалистической баллистики. Диагностические задачи, решаемые при проведении баллистической экспертизы.



Практическое задание: составить фрагмент рукописного текста не менее 20 строчек на любом листе бумаги и указать общие и частные признаки почек.

11. Использование современных компьютерных программ в раскрытии преступлений.



Практическое задание: изготовить поверхностный след подошвенной части обуви (или фрагмент обуви) на листе белой бумаги. Указать общие и частные признаки – не менее 5 признаков.

12. Понятие почерка. Требования к образцам почерка, направляемым на почерковедческую экспертизу. Виды образцов почерка.



Практическое задание: возможности лучей невидимой части спектра при проведении криминалистических экспертиз.

13. Криминалистическое исследование материалов, веществ и изделий – самостоятельная отрасль криминалистической техники. Использование КИМВИ в раскрытии и расследовании преступлений.



Практическое задание: составить протокол осмотра документа (фрагмент), используя в качестве документа студенческий билет.

14. Технико-криминалистическое исследование документа выносных на множительных аппаратах.



15. Психо - физические характеристики почерка.
4.Экзаменационные вопросы

  1. Система методов криминалистики.

  2. Современные тенденции и перспективы развития криминалистики. Криминалистика – наука интегративной (синтетической) природы.

  3. Правовые основы применения технико-криминалистических средств при раскрытии и расследовании преступлений.

  4. Вклад А. Бертильона и Г. Гросса в развитие криминалистики.

  5. Криминалистическая идентификация: понятие, сущность, условия идентификации.

  6. Понятие общего и частного признака, классификация частных признаков. Природа частных признаков.

  7. Виды идентификации, условия идентификации.

  8. Современные виды идентификации, используемые в раскрытии и расследовании преступлений.

  9. Криминалистическая диагностика.

  10. Дактилоскопия как традиционный вид идентификации. Пороскопия, эджескопия, пальмоскопия как разновидности дактилоскопического исследования.

  11. Понятие письма. Общие и частные признаки письменной речи. Особенности назначения автороведческой экспертизы. Лингвистическая экспертиза.

  12. Тактика назначения экспертизы. Понятие образцов для сравнительного исследования. Условия их получения.

  13. Современные способы фиксации информации. Цифровая фото- и видеосъемка. Процессуальные аспекты использования цифровой техники при фиксации информации, их решение.

  14. Алгоритм действий эксперта при проведении экспертизы с использованием цифровых технических средств фиксации.

  15. Современные технические средства, используемые при расследовании преступлений и используемые при производстве экспертиз.

  16. КЭМВИ, её возможности. Современные технические средства обнаружения, фиксации и исследования микрообъектов.

  17. Средства и методы проведения дактилоскопических исследований на базе современного компьютерного обеспечения.

  18. Современные возможности баллистической экспертизы и работы со следами выстрела при проведении отдельных следственных действий.

  19. Современные средства и методы исследования документов, изготовленных с помощью множительной техники. Решение идентификационных и диагностических задач.

  20. Понятие одорологии. Средства и методы изъятия запаховых следов. Особенности получения образцов для сравнительного исследования и проведения одорологической экспертизы.

  21. Понятие фоноскопии. Средства и методы проведения фоносокопических экспертиз. Требования к получению образцов для сравнительного исследования. Вопросы, решаемые фоноскопической экспертизой.

  22. Компьютерное (программное) обеспечение в современных видах экспертиз.

  23. Автоматизация учетов. Система АДИС, её возможности.

  24. Генотипоскопия, её возможности, образцы для сравнительного исследования.

  25. Использование лучей невидимой части спектра в ходе проведения следственных осмотров и экспертных исследований.

  26. Современные средства и методы выявления следов рук на различных поверхностях.

  27. Использование специальных познаний в раскрытии и расследовании преступлений.

  28. Классификация следов. Значение следов в раскрытии и расследовании преступлений.

5. Методические рекомендации для преподавателей,

ведущих семинарские (практические) занятия
Изучение спецкурса «Пути и средства решения технико-криминалистических задач современными методами и возможностями исследования» в юридических вузах рассматривается как дисциплина, ставящая перед собой цель свободной ориентации будущих магистров в современной системе задач ДВРП, решаемых с помощью современных средств и методов, разработанных в последние десятилетия в теории и практике криминалистики.

В процессе изучения данного спецкурса предусмотрено проведение как лекционных, так и практических занятий. Последние ставят цель практического закрепления материала лекций, посредством выполнения каких-либо заданий (получение образцов для сравнительного исследования и составление при этом соответствующих процессуальных документов, составление постановления о назначении судебной экспертизы и т.п.) Но при проведении этих занятий следует уделить внимание и отдельным теоретическим вопросам по наиболее сложным вопросам. Практические занятия ставят такие цели, как приобретение навыков работы с наиболее современной криминалистической техникой, методикой проведения отдельных видов экспертиз и подготовкой материалов, направляемых на экспертизу. В процессе изучения спецкурса, каждый обучаемый должен научиться выполнять упражнения и задачи так, как если бы ему пришлось это делать на практике, овладеть правилами пользования современными научно-техническими средствами, как-то: цифровая фото-видеосъемка и процессуальное оформление её результатов, правила изъятия запаховых следов, дактилоскопирование живых лиц с использованием системы «живой сканер», выявление следов рук наиболее современными способами на различных поверхностях (цианакрилат, лазер) и т.д.; составлять протоколы следственных действий в части, касающейся описания различного рода следов и объектов.