Рабочая программа по курсу «История» 9 класс - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по курсу «всеобщая история. История нового времени... 1 239.14kb.
Рабочая программа по курсу «история» Класс 8 2010 год 1 297.26kb.
Рабочая программа по курсу история России в 7 классе рассчитана на... 1 326.26kb.
Рабочая программа по истории 8 класс (история нового времени XIX в. 1 197.18kb.
Рабочая программа составлена на основе 2 483.36kb.
Рабочая программа история. 9 класс. II ступень обучения по 1 388.19kb.
Рабочая программа история. 11 класс. II ступень обучения по 1 356.8kb.
Рабочая программа по истории Древнего мира для 5-х классов 8 3318.64kb.
Рабочая программа по курсу: «история телевидения» по направлению... 1 159.23kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Права человека» 1 142.9kb.
Рабочая программа по курсу: «история отечесвенной журналистики» по... 1 292.85kb.
Рабочая программа по истории составлена на основании следующих нормативных... 1 387.38kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по курсу «История» 9 класс - страница №1/2

Российская Федерация

Департамент социальной политики администрации города Кургана

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана

«Средняя общеобразовательная школа № 18»

(МБОУ «СОШ № 18»)

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО зам. дир. по УВР Директор МБОУ г

педагогов ___________Л.М. Гранкина Кургана «СОШ № 18»

Руководитель ШМО ______________Т.Н.Енова

____________/________/ Приказ № 6-99/1

Протокол №

«____»__________2013г. «____»_____________2013г. «03»сентября 2013г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «История»

9 класс


Составитель: Лушникова Н. И

учитель истории

1 квалификационная категория

г. Курган. 2013




Пояснительная записка
   Рабочая программа по истории для 9 класса составлена в соответствии  с Федеральным Государственным образовательным стандартом  основного общего образования по истории МО РФ 2004 года и на основании  авторских программ по истории: Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия в  XX в. //Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл //.-  М.: Просвещение, 2007,  Сороко-Цюпа А.О. , Стрелова О.Ю. Новейшая история зарубежных стран XX- начала XXIвека // Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл //.-М.: Просвещение, 2007.                                                                                                                                                                  

         С целью наиболее эффективного усвоения учебного материала, целостного его восприятия и в связи с рекомендациями, содержащимися в Примерной программе основного общего образования по истории, курсы «Истории России» и «Всеобщей истории» реализуются в Рабочей программе синхронно-параллельно с интеграцией некоторых тем из состава обоих курсов.

        Программа рассчитана на 102 учебных часов, из расчета 3 часа в неделю в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение Всеобщей историии истории России по базисному учебному плану в 9 классе.

Для решения задач патриотического и гражданского образования программа дополнена за счет резервного времени темами, включающими региональный компонент. Предложенные темы изучаются в органичном соответствии с хронологией истории России.

           Цель:

Формировать у учащихся полное представления об историческом пути  России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.

            Задачи:


  1. Ознакомить учащихся с совокупностью знаний об историческом пути и опыте своей страны и человечества, служащих основой индивидуального и социального самоопределения личности.

  2. Сформировать ценностные ориентации и убеждения школьников на основе осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем: воспитание патриотизма и гражданственности, уважения прав человека и демократических ценностей.

  3. Выработать у школьников представление о многообразии отражений и объяснений событий истории и современности с позиций историзма, с использованием приемов исторического анализа.

Учебно-методический комплект

  1. Данилов А.А., Косулин В.Г. История России XX -   начала XXI века. Учебник.- М.; Просвещение, 2013

  2. Данилов А.А., Косулин В.Г. «Рабочая тетрадь по истории России XX -   начала XXI века. - М.; Просвещение, 2013

  3. О.В. Арсланов Поурочные разработки к учебнику«России XX -   начала XXI века. - М.; Просвещение, 2007.

  4. Всеобщая история. Новейшая история. Учебник. 9 класс. О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа. - М.; Просвещение, 2011

  5. О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа. «Рабочая тетрадь по Всеобщей истории. Новейшей истории- М.; Просвещение, 2011

           Учебный процесс основан на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся 9 класса. Особое внимание уделено формированию аналитических навыков и умений, умений проводить поиск информации и синтезировать ее. Разнообразны формы уроков: информативно-диалогическая лекция, проблемно-диалогическая лекция, практикум, пресс-конференция, урок-презентация и др. Предпочтительная форма организации учебного процесса – комбинированный и проблемный урок.                                                            

Контроль уровня обученности осуществляется через следующие формы: тестирование; тестирование в формате ГИА; выстраивание логического ряда; составление логической цепочки; решение познавательных заданий; выполнение заданий на выявление характерных признаков, на поиск сходства и различия, на выбор критериев для сравнения; решение проблемных вопросов; устные выступления; анализ документов; выполнение заданий на работу с картой; презентация; работа в группе; работа в паре; составление исторических прогнозов; составление обобщающей таблицы; составление схемы; составление тезисного плана.

Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником,  подготовка сообщений, написание сочинений, решение и составление познавательных задач, работа с документами, школьная лекция, семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечённых дополнительных материалов из хрестоматий и других источников. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Критерии оценки по истории являются следующие за устные ответы:                                                         Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.                                                                                                                      Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.                                                                           Оценка «3» -  в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.                                        Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.            

За письменные работы:                                                                                                                                                              Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий                                                                                Оценка "4" - 61-80%                                                                                                                      Оценка "3" - 41-60%

                                                                                                                               



Требования к уровню подготовки

В результате изучения истории России ученик должен



знать/ понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира в XX веке;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся в

  • ходе исторического развития;

  • изученные виды источников.

Уметь:

  • Соотносить даты событий отечественной и Всеобщей истории с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий истории.

  • Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства различных источников.

  • Показывать на исторической карте территории расселения народов, границ государств, города, места исторических событий.

  • Рассказывать о важнейших исторических событиях их участниках, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.

  • Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия исторических событий.

  • Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений в современной жизни;

- высказывание собственных суждений об историческом наследии России и мира;

-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

-использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Календарно - тематическое планирование по истории 9 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Подготовка к ГИА













Тема: Россия  и мир  в начале 20 веков










1

Государство и российское общество в конце 19- начале20 века

1

Знание причин и следствий событий, понимание исторической обусловленности общественных явлений, процессов. Государственный стройА12-1, В4-2

2-3

Экономическое

развитие страны.



2

Социально-экономическое развитие России. Особенности экономической модернизации. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина

4-5

Общественно-политическое

развитие России 1894-1904 гг.

2




6

Внешняя политика. Русско-Японская война

1

Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов;

7-8

Индустриальное и политическое развитие  мира в начале 20 в.

2

Знание исторических понятий, терминов

9-10

Первая российская революция. Реформа политической системы

2

Общественное движение, образование политических партий. А13-1, А14-1, В4-1, А10-2 В.6

11-12

Экономические реформы

Тест №1 «Первая российская революция. Реформа политической системы»

2




13

Политическая жизнь 1907-1914 гг.

1

Группировка исторической информации

14-15

Духовная жизнь Серебряного века

2

Культура России в начале XX в.

С3-3


16

Первая мировая

война

1

А12-2

17-18

Россия в Первой мировой войне

2

Знание дат и периодизации отечественной истории

19-20

Версальско-вашингтонская система. Последствия войны

2

Знание исторических понятий, терминов

21-22

Капиталистический мир в 1920-е гг.

2




23-24

Мировой экономический кризис 1929-1933гг.

2

Группировка исторической информации

Тема: Россия и мир в 1917 – 1927 гг.










25-26

Свержение монархии. Россия весной - летом 1917г.

2




27-28

Октябрьская революция

Тест №2 по теме: «Свержение монархии .Россия 1917г.»

2

В4-3

29-30

Формирование  советской государственности

2

Знание дат и периодизации отечественной истории

А.18


31-32

Гражданская война

2

Знание дат и периодизации отечественной истории

Гражданская война. А11-1, А11-2



33

Экономика в годы гражданской войны

1

Гражданская война.

А12-3


34

США:  «новый курс» Рузвельта

1




35

Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция

1




36

Тоталитарные режимы в 1930-е гг. Италия, Испания, Германия

1

Знание исторических понятий, терминов

37-38

Переход  к НЭПу.

2

Новая экономическая политика 10-4, А14-5

39-40

Образование СССР. Политическое развитие в 20-е годы. 

2

Знание дат и периодизации отечественной истории

А.19


Тема: СССР в 1928-1938.










41

Социалистическая индустриализация

Тест №3 по теме: «Переход к нэпу. Образование СССР»

1




42

Коллективизация сельского хозяйства

1




43

Политическая система СССР в 30-е гг.

1

Группировка исторической информации

44-45

Духовная жизнь в 20-30-е гг.

Тест №4 по теме: «СССР  на путях развития нового общества»

2

Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов;

46-47

Международные отношения в 1930-е гг.

2




Тема: Вторая мировая. Великая Отечественная войны










48

Вторая мировая война

1




49

СССР накануне

Войны. 



1

Знание причин и следствий событий, понимание исторической обусловленности общественных явлений, процессов С.1

50-51

Начало Великой Отечественной

Войны. 



2




52

Немецкое наступление 1942г и предпосылки коренного перелома

1

А.24

53-54

Советский тыл в годы  войны. Южное Зауралье в годы войны

2

А.25

55

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны

1

Знание дат и периодизации отечественной истории

В9; А.30


56-57

СССР на завершающем этапе Второй мировой войны

2




Тема: СССР и мир в 1945-1952 гг.










58-59

Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны»

2

Группировка исторической информации

60

Восстановление экономики  СССР после войны

Тест №5 по теме: «Великая Отечественная война 1941-1945гг.»

1




61-62

Политическое развитие  Идеология и культура

2

Знание исторических понятий, терминов

В.7


63-64

Изменения политической системы

2

А.27;




Тема: СССР и мир в 1953 – середине 60-х гг.







65

Экономика СССР 1953-1964 гг.

1




66

Завершение эпохи индустриального общества.1945-1970

1




67-68

«Оттепель» и духовная жизнь. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия Родной край в 60-х гг.

2







Тема: СССР и мир в середине 60-х – середине 80-х гг.







69

Консервация политического режима

1

Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений.

70-71

Экономика «развитого социализма»

2




72-73

Общественная жизнь в середине 60-х-середине 80-х гг. 

Тест №6 по теме: «Экономика развитого социализма»

2

Знание основных фактов, явлений, характеризующих целостность исторического процесса А.27;

74

Кризисы 1970-1980-х гг. Становление информационного общества

1




75

Политическое развитие. Гражданское общество. Социальные движения

1

Знание исторических понятий, терминов

Тема: Перестройка в СССР.  1985 – 1991 гг.










76

Реформы политической системы: цели, этапы, итоги

1

Знание основных фактов, явлений, характеризующих целостность исторического процесса  В.11

77

Соединенные Штаты Америки

1




78

Великобритания

1




79

Франция, Италия

1




80

Германия: раскол, объединение

1




81

Экономические реформы 1985-1991

1

Знание причин и следствий событий, понимание исторической обусловленности общественных явлений, процессов В.10

82

Политика гласности: достижения, издержкиТест №7  по теме: «Экономические реформы 1985-1991»

1

В.11

83

Внешняя политика СССР в 1985-19991 гг. Диалектика нового мышления 

1

Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов;

Тема: Новая Россия. 1991 -2003 гг.










84-85

Российская экономика на пути к рынку

2




86

Преобразования и революции в странах  Восточной Европы.1945-2007гг.

1




87-88

Политическая жизнь. Россия на пути к демократическому обществу и правовому государству

2




89-90

Духовная жизнь России

2

Знание историч. понятий, терминов

91

Латинская Америка во второй половине 20 века

1




92

Страны Азии в современном мире

1




93

Страны Африки в современном мире

1




94

Строительство обновленной Федерации

Тест №8 по теме: «Духовная жизнь России»

1

Знание дат и периодизации отечественной истории

В.11


95

Международные отношения

1




96

Глобализация в конце XX – начале XXIвв.

1

Знание исторических понятий, терминов

97-102

Итоговое повторение Россия в начале XXI вв.

6




Содержание

ВСЕОБЩАЯ  ИСТОРИЯ (34 часа)

Введение. Новейшая история как историческая эпоха Понятие «Новейшая и современная история».Периодизация новейшей истории XX — начало XXI в. и особенности исторического развития: скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Основные события и вехи XX столетия. Достижения и проблемы XX в. определяющие историю человече ства в новом тысячелетии. Место России в  новейшей истории.

ТЕМА: СТРАНЫ ЕВРОПЫ И США В 1900- 1918 г.г.

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА  

 Страны Европы и США в 1900—1918 гг.

Мир в начале XX в.— предпосылки глобальных конфликтов. Монополистический капитализм. Новая индустриальная эпоха, ее основные характеристики. Особенности модернизации в начале XX в. Страны мира в новую индустриальную эпоху: лидеры и догоняющие. Предпосылки формирования в начале XX в. единого мирового хозяйства и его последствия. Неравно мерность экономического развития как характерная черта эпохи. Новое соотношение сил и обострение конкуренции между странами.

Первая мировая война. Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно-политических союзов. Раскол великих держав на два противоборствующих блока — Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений. Рост националистических настроений в европейском обществе.

Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. [Гаврило Принцип.] Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой вой ны. Важнейшие битвы и военные операции 1914—1918 гг. на Западном фронте. Война на море. Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Чет верной союз и Антанта. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Первая мировая война как самая кровавая и разрушитель ная за всю историю человечества. Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников. Программа «14 пунктов» В.Вильсона Новая карта Европы по Вер сальскому мирному договору. Лига наций. Идея Лиги Наций как гаранта сохранения мира и разоружения. [Устав Лиги Наций.] Вашингтонская конференция (1921 — 1922 гг.), Оформление Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и ее про тиворечия. Новое соотношение сил между великими державами. Причины неустойчивости новой системы международных отношений.



ТЕМА: ВЕСАЛЬСКО - ВАШИНГТОНСКАЯ СИСТЕМА В ДЕЙСТВИИ

Новая карта Европы. Версальско – Вашингтонская система.

Изменения в расстановке политических сил в странах Европы. Новая роль со циал-демократии в политической системе: путь от оппозиции до формирования правительства. Раскол в рабочем и соц. движении: образование леворадикальных сил — коммунистических партий. [Создание Рабочего Социалистического и  Коммунистического Интернационалов (1919 г.) и его роль в международной политике в 1920-е гг.] Активизация праворадикальных сил — образование и расширение влияния фашистских партий. Революций, распад империй и образование новых государств как результат  Первой мировой войны. [Революции в Германии, Австрии.и Венгрии: общее и особенное. Меж дународная роль Октябрьской (1917 г.) революции.



Страны Европы и США в 1924 – 1939 г.г

Причины экономического кризиса 1929—1933 гг. и его мас штабы. Великая депрессия: социально-психологические последст вия мирового экономического кризиса.   Два альтернативных пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. Либерально-демократическая модель — социальные реформы и государственное регулирование. [Неолиберализм и кейнсианство — идеология и практика государственного регулирования экономики.] Ф. Рузвельт — политик новой индустриальной эпохи. «Новый курс» Ф. Рузвельта: его экономические и социальные при оритеты. Британская и французская модели борь бы с экономическим кризисом. [Чемберлен и его политический курс на оздоровление экономики Англии.]  Народный фронт (1936—1939 гг.) во Франции. [Л. Блюм.] Историческое значение либерально-демократической модели преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере.



Зарождение фашизма и нацизма.

Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в стра нах Европы как путь выхода из экономического кризиса. Италия в 1920—1930-е гг. Политические и социально-экономические предпосылки утверждения тоталитарной диктатуры фашистской партии. [Б. Муссолини.] Особенности итальянского фашизма. Нацистская партия на пути к власти. [А. Гитлер и его сообщники.«Пивной путч».] Условия утверждения  и этапы установления фашистского режима (1933 — 1939 гг.). Милитаризация и подготовка к войне. Особенности германского фашизма. [Испания в годы мирового экономического кризиса. Непримиримые противоречия среди левых сил. Народный фронт. Гражданская война в Испании (1936—1939 гг.) Испанская республика и советский опыт. Интернациональные бригады добровольцев.. [Предпосылки образования военно-авторитарной диктатуры. [Франко.] Особенности испанского фашизма.



Международные отношения в 1920 –е годы

Пацифизм и милитаризм в 1920-1930г.г. Паневропейское движение.  Развитие международных отношений в 1920-е гг. [Генуэзская (1922 г.) международная конференция.Советско-германские переговоры в Рапалло (1922 г.), их экономические и политические по следствия.].  Эра пацифизма и пацифистские движения 1920-х гг. [Локарнские договоры (1928 г.).Пакт Бриана—Келлога (1928 г.).].  Особенности развития стран Европы и США в 1920-е гг. Эко номический бум и торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Евро пе. План Дауэса и перемещение экономического центра капиталистического мира в США. Эпоха зрелого индустриального обще ства.

Международные отношения в 1930 – е годы Международное положение СССР в 1930-е гг.— конец эры пацифизма. Крах Версальско-Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. Агрессивные действия Германии, Италии, Японии  в 1930-е гг. Несостоятельность Лиги Наций как организации, способной противостоять государствам-агрессорам. Причины и сущность политики умиротворения агрессоров со стороны веду щих стран Европы и политики нейтралитета США. Военно-политический блок Берлин — Рим — Токио (1937 г.), Мюнхенский сговор (1938 г.). Советско-германские договоры (1939 г.) и секретные со глашения к ним. Провал идеи коллективной безопасности.

ТЕМА: СТРАНЫ АЗИИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В I  ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА                              

Страны Азии  в I половине  XX века.

Географические и политические параметры понятия «Восток». Способы осу ществления модернизации: реформы или революции. Проблема синтеза традиций и модернизации в странах Востока. Возможные пути модернизации стран Востока на примере Японии, Китая и Индии. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе [Своеобразие японской модернизации. «Японский дух, европейское знание». Внешняя по литика Японии — пять войн за полвека.]

[Реформы и революции в истории Китая в первой половине XX в. «Сто дней реформ» и полвека на две революции и две граждан ские войны. Сунь Ятсен и Чан Кайши в борьбе за объединение страны и ее модернизацию. Гражданская война (1928—1937 гг.) в Китае. Советское движение и причины его поражения. Агрессия Японии в Северном Китае. Японо-китайская война 1937—1945 гг.]

[Индия — британская колония в первой половине XX в. Уме ренное и радикальное общественно-политические течения в Индии. М. Ганди и его учение. Кампании ненасильственного сопротивления и их значение в ликвидации колониального режима.]



Страны Латинской Америки в I половине  XX века.

Культурно-цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества. Фак торы, способствовавшие и препятствовавшие модернизации в стра нах Латинской Америки. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. Х.Сан-Мартин. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро. [Мексиканская революция 1910—1917 гг. и развитие Мексики в первой половине XX в. как пример эволюционной модели модернизации.]



ТЕМА: ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ЕЕ УРОКИ

Причины и начало Второй мировой войны. Причины и характер Второй мировой войны (1939—1945 гг.). Периодизация, фронты, участники. Начало войны. Основные военные операции в 1939— июне 1941 г. [Основные направления внешней политики СССР на начальном этапе Второй мировой вой ны и их результаты.] Подготовка Германией плана нападения на СССР. Военные действия в Северной Африке, в Азии и на Тихом океане в 1941 — 1944 гг.Ленд-лиз.  Нацистский «новый порядок» в оккупированных странах. Геноцид. [Холокост.] Движение Сопротивления и его герои. Создание антигитлеровской коалиции и ее роль в разгроме фа шизма. Проблема открытия второго фронта. Конференции глав государств-участников антигитлеровской коалиции (Тегеран. 1943 г.; Ялта и Потсдам. 1945 г.), решения о координации военных действий и послевоенном устройстве мира. [Ф. Рузвельт.У. Черчилль, И. Сталин, Г. Жуков, Д. Эйзенхауэр.]

Вторая мировая война.

Военные действия на Тихом океане (1944 г.) и разгром Квантунской армии (август 1945 г.). Капитуляция Японии. [Атом ные бомбардировки США городов Японии (1945 г.): их цели и ре зультаты.] Итоги Второй мировой войны. Роль СССР в победе над фашизмом. Цена победы для человечества. Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в ми ре во второй половине 1940-х гг. Утверждение решающей роли двух сверхдержав СССР и США. Мирное урегулирование в отношении Германии. Оккупация Германии, образование двух германских государств.. [Договор с Австрией.] Сепаратный договор с Японией. [Про блема заключения мирного договора между СССР и Японией.] Об разование ООН. Устав ООН. Нюрнбергский (1945—1946 гг.) процесс над главными военными преступниками. Преступления против человечности.



ТЕМА: МИР ВО II  ПОЛОВИНЕ XX  ВЕКА: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Причины и начало «холодной войны»

Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный (биполярный). Причины и главные черты «холодной войны». Идеологическое противостояние. [Преследование инакомыслящих.Маккартизм.] «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Гонка вооружений и создание военно-политических бло ков (НАТО и ОВД) как проявление соперничества двух сверхдер жав — СССР и США. Ядерное оружие — равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного столкновения. Общее и различное в развитии стран Западной Европы и США во второй половине ХХ века.

Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы. План Маршалла. Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада в 1945—1970-е гг. Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке: общее и особенное. Смешанная экономика как сочетание государственной собственности и регулирования с поощрением частнопредпринимательской инициативы. [Неокейнсианство — массовому производству должно соответствовать массовое потребление.] Государство благосостояния, его основные характеристики. Противоречия экстенсивного типа производства. Новый этап научно-технической революции. Предпосылки перехода  к постиндустриальному  (информационному)  обществу,

его важнейшие признаки. Противоречия социально-эко номического развития современных стран в конце XX — начале XXI в. в условиях глобализации и соперничества трех центров современ ной мировой экономики (США, Европейский союз, Япония). Демократизация как вектор исторического развития во второй половине XX — начале XXI в. Процесс формирования гражданского обще ства и отражение в нем противоречий перехода к постиндустриальному обществу.



ТЕМА: СТРАНЫ И РЕГИОНЫ МИРА ВО II  ПОЛОВИНЕ XX  В.: ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ

США и страны Западной Европы во второй половине ХХ – начале ХХI века.  США. Предпосылки превращения США в центр мировой поли тики после окончания Второй мировой войны. Принципы внутрен ней и внешней политики США в 1945—1990-е гг. Отражение в по литической истории США общих тенденций развития ведущих стран Запада. Демократы и республиканцы у власти. США — сверхдержава в конце XX — начале XXI в. [США в эпоху президентов Д. Эйзенхауэра, Дж. Кеннеди, Р. Никсона, Р. Рейгана, Б. Клинтона, Дж. Буша-младшего.] Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии.

Великобритания. «Политический маятник» 1950—1990-х гг.: лейбористы и консерваторы у власти. Социально-экономическое раз витие Великобритании. М. Тэтчер — «консервативная революция». Э. Блэр — политика «третьего пути». Эволюция лейбористской пар тии. Приоритеты внешней политики Великобритании. [М. Тэтчер, Э. Блэр.] Франция. Социально-экономическая и политическая история Франции во второй половине XX в. От многопартийности к режиму личной власти генерала де Голля. Идея «величия Франции» де Голля и ее реализация. Практика сосуществования левых и правых сил у власти — опыт Ф. Миттерана и Ж. Ширака. [Шарль де Голль, Франсуа Миттеран, Жак Ширак.] Италия. Провозглашение республики. [С. Берлускони.]

Германия. Падение Берлинской стены. Объединение Германии. Социально-экономические и политические проблемы объединенной Германии. [Трудности реинтеграции восточных земель. Г. Коль — первый канцлер объединенной Германии. [К. Аденауэр, Г. Коль, Г. Шредер.]. Становление информационного общества.

Страны Восточной Европы в 1945 – 1970 – е годы. Новая ситуация в Восточной Европе в 90-е годы. Бархатные революции.

Восточноевропейские страны. Географические и политические параметры понятия «Восточная Европа». Принципы формирования мировой социалистической системы (социалистический лагерь). Общее и особенное в строительстве социализма в восточноевропейских странах. Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Политические кризисы в Восточной Германии (1935 г.), в Польше и Венгрии (1956 г.), в Чехословакии (1968 г.). [Неудавшиеся по пытки реформ.] Революции 1989—1990-х гг. в странах Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма. Основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги на рубеже XX—XXI вв.Распад Югославии.



Страны Азии и Африки,  Латинской Америки во второй половине ХХ – начале ХХI века. Распад колониальной системы и образование независимых государств  в Азии и Африке. Проблемы выбора путей развития и модернизации общества в ос вободившихся странах Азии и АфрикиДвижение неприсоединения. Противоречивые итоги социально-экономичес кого и политического развития стран Африки, Азии к концу XX в. [Экономический успех «молодых тигров» в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Стагнирующие регионы Африки к югу от Сахары.]  Япония. Факторы, обусловившие «японское экономическое чудо» во второй половине XX в.

Китай. Гражданская война (1946—1949 гг.) и провозглашение КНР.  Мао Цзэдун. Культурная революция 1966—1976 гг. Начало реформ в Китае в 1978 г. Ден Сяопин. Особенности китайской модели реформирования экономики в кон це XX в.

Латинская Америка. Особенности индустриализации и ее влияние на социально-экономическое развитие стран Латинской Америки во второй половине XX в. Варианты модернизации в странах Латинской Америки.Чилийская модель развития.

Международные отношения во второй половине ХХ - начале ХХIвека.

Международные отношения в условиях биполярного мира. Карибский кризис (1962 г.) и его значение при переходе от кон фронтации к переговорам. Гонка вооружений и проблема разору жения. Напряженность и разрядка в международных отношениях. Окончание «холодной войны», крах социализма и распад СССР, превращение США в единственную сверхдержаву. [Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).] Расширение НАТО на Восток и превращение ее в глобальную силовую структуру. Создание СЭВ и ОВД.  Роль ООН в современном мире. Региональная интег рация в мире: американский и европейский варианты. Образование Европейского союза и его расширение на Восток. Угроза международного терроризма. Российско-американские отношения в конце XX — начале XXI в. Международные и региональные конфликты, способы их регулирования во второй половине XX — начале XXI в.



ТЕМА: ХХ ВЕК И КУЛЬТУРА

Развитие культуры в ХХ - начале ХХI века Культура в первой половине XX в. Революция в естествознании и новая картина мироздания в начале XX в. Новая художественная система — от модернизма и авангардизма начала XX в. до постмодернизма конца XX — начала XXI в.

Новые идеи и направления в художественной культуре в начале XX в. Стиль модерн (художественные направления ;— импрессионизм, постимпрессионизм, символизм и др.). Авангард (художест венные направления — абстракционизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм и др.). Архитектура стиля модерн. Конструктивизм и функционализм в архитектуре. Символизм в музыке (Р. Вагнер), в литературе.  Литература критического реализма. Кинематограф в начале XX в. как новый вид массового искусства.

Культура во второй половине XX в. Научно-техническая революция. Достижения и проблемы. А.Эйнштейн.Н.Бор.Формированиепостиндустриального  общества'. Роль науки, знаний,  информации и образования в современном мире. Революционное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Персональный компьютер. Интернет. Осмысление проблем ин формационного общества.Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.

Массовая куль тура и элитарное искусство. Двойственная роль массового искус ства.Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ

Глобализация, тенденции и проблемы современного мира . Глобализация как явление современного мира, ее основные компоненты. Предпосылки глобализации и ее противоречия. Глобализация в сфере финансов, производства и мировой торговли, ее социально-экономические последствия. Роль государства в условиях глобализации. Формирование глобального информационного и культурного пространства: проблемы и перспективы. Глобальные проблемы современности, пути их решения.

                               



ИСТОРИЯ РОССИИ (68 ч)

ТЕМА: РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА (1900 – 1916 г.г.)   

Российская империя на рубеже веков и ее место в ми ре.

Территориальная структура Российской империи, ее геостратегическое положение.  Особенности процесса модернизации в России начала XX века. Характеристика политической системы Российской империи начала XX в.; необходимость ее реформирования. Личность Николая II, его политические воззрения. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. С. Ю. Витте. В. К. Плеве. П. Д. Святополк-Мирский..

Особенности развития российской экономики начала XX в. Роль государства в экономике России. Финансовый капитал. Государственно-монополистический капитализм.

Иностранный капитал в России: при чины его широкого проникновения в страну, роль в развитии российской экономики. Российский монополистический капитализм: его специфика, формы, место и роль в экономике. Аграрное перенаселение. Особенности социальной  структуры российского общества начала XX.. Количественная и качественная характеристика российского пролетариата, условия его труда и быта. 

Внешняя политика Николая II.Внешнеполитические приоритеты России в начале царствования Николая П. Ми ротворческая инициатива русского императора. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг. Ход во енных действий на суше и на море. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне.

 Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса поли тических партий в России. Классификация  партий.



Российская социал-демократия. II съезд РСДРП. Больше вики и меньшевики. В. И. Ленин. Ю. О. Мартов. Партия социалистов-революционеров. Особенности программных и тактических установок. В. М. Чернов. Деятель ность Боевой организации. Е. Ф. Азеф. Радикализация либерального движения. Влияние русско-японской войны внутриполитическую ситуацию.

Первая русская революция. Антиправительственное движение в 1901—1904 гг. «Зубатовский социализм»: суть, перс пективы, причины провала. Кровавое воскресенье. Причины революции. Основные события. «Верхи» в ус ловиях революции. Манифест 17 октября 1905 г. Создание первого представительного органа власти — Государственной  думы. Формирование либеральных и консервативных  партий.

Конституционно-демократическая партия и «Союз 17 октября»: политические доктрины, решение аграрного и национ. вопросов, соц. состав, численность. П.Н. Ми люков. А.И. Гучков. Традиционалистские (монархические) партии и организации: программа, соц. состав, численность. Черносотенцы. Пуришкевич. Итоги революции.

Реформы П. А. Столыпина.Альтернативы общественного развития России в 1906 г. Деятельность I Государственной  ду мы, ее аграрные проекты. Правительственная  программа Столыпина. Аграрная реформа, ее экономический, социальный и политический смысл. Переселенческая политика. II Государственная дума. Третьеиюньский государственный переворот. Итоги  аграрной реформы. Развитие кооперативного движения. Убийство П. А. Столыпина III Государственная дума. Общественное и политическое развитие России в 1912—1914 гг. Свертывание курса на поли тическое и социальное реформаторство.

Россия в Первой мировой войне. Обострение внутриполитической ситуации.Русская внешняя поли тика после окончания русско-японской войны. Обострение русско-германских противоречий. Военные действия на Восточном фронте в 1914—1916 гг. Итоги военной кампании 1914—1916 гг. Психологический перелом в армейских настроениях.  Влияние военного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Война и психологическое состояние общества. Отношение политических партий к войне. «Верхи» в условиях войны. Дискредитация царизма и государственной власти. «Распутинщина». IV Государственная дума. Прогрессивный блок. Нарастание революционного движения. Угроза национальной катастрофы.

Серебряный век русской культуры. Духовное состояние русского общества в н. XX в. Демократизация культуры.Основные тенденции раз вития русской культуры начала XX в. Развитие науки. Д.И.Менделеев,И.М. Сеченов, И.И.Мечников, И.П. Павлов, С.М. Соловьев Рус ская философия: поиски общественного идеала. Русская идея. Печать и журналистика. Библиотечное дело. Просвещение. Литература: традиции реализма и новые направления. Русская по эзия. Декаданс Символизм. Акмеизм Футуризм. Изобрази тельное искусство. Русский авангард. «Мир искусства», «Голубая роза», « Бубновый валет».

Архитектура. Скульптура. Драматический  театр: традиции и новаторство.К.С.Станиславский. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русские сезоны С. Дягилева.  Кинематограф.




следующая страница >>