страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Рабочая программа по курсу «Христианская этика» Тема Понятие: «христианская этика». - страница №1/1
![]() Рабочая программа по курсу «Христианская этика» Тема 1. Понятие: «христианская этика». Особенности христианской этики. Вера - основание христианской жизни. Основание веры - Божественное Откровение. Естественное и сверхъестественное Откровение. Священное ПИсание и Священное Предание. Автономная этика и Православие. Христоцентричность христианской этики. Связь христианской этики с другими науками. Источники изучения христианской этики. Проблема христианской этики как науки. Этика и эстетика. Понятие: «Человек красивый». Связь христианской этики с аскетикой, мистикой, догматикой.
Патристический период христианской этики. Поздневизантийский .период. Современный период. Христианская этика как ?Кивой опыт. Христианская этика как предмет науки. Тема 3. Черты несовершенства Ветхого Завета. Декалог - как эталон Ветхозаветной этики. Этика Декалога. Декалог и Новый Завет. От Ветхого к Новому Завету. Ветхозаветные праведники. Примеры покаяния, терпения, послушания на примере ветхозаветных праведников. Тема 4. Боговоплощение, как основание христианской этики. Нагорная проповедь как образец христианской этики. Экклизиологический и литургический характер христианской этики. Сотериологический аспект христианской этики. Господь Иисус Христос как Спаситель.
Грехопадение человека. ПРИЧИiIы грехопадения. Сопричина падения свободная воля. Последствия грехопадения для души и для тела. Признаки духовной смерти. Сущность нравственного зла. Последствия грехопадения прародителей для человечества. Тема 6. Психология греховных помыслов. Понятие «страстный человек». Благодать и свободная воля человека. Закон привычки - закон духовной инерции. «Привычка создаёт святых, но привычка же создаёт и осуждённых на вечную муку». Развитие греха (по учению свт. Феофана Затворника, преп. Иоанна Лествичника). Виды страстей и противоположные им добродетели. Необходимость Божественной помощи для усвоения людьми даруемого им во Христе и Христом спасения. Учение о благодати как о силе нас освящающей. Благодать и свободная воля человека (синергизм). Тема 7. Молитва. Необходимость молитвы. Трудность молитвенного подвига. Понятие о молитве. Виды молитвы. Внутренняя и наружная молитва. Умная, сердечная и умо ~ сердечная молитва. Условия благоуспешности в молитве. Приготовление к молитве. Условия требуемые при совершении молитвы. ПЛоды молитвы. Пост в жизни человека. Воздержание тела, души и чувств. Мера воздержания. Таинство Исповеди или Покаяния. Смысл и значение таинства. Установление таинства Исповеди.· Совершение Таинства. Подготовка к Таинству, частота исповеди.
таинства Евхаристии. Совершение таинства Евхаристии. Реальность присутствия Божества в Святых Дарах. Соединение верующих во Христе. О частоте Причащения. Подготовка к таинству Причащения. Святость как итог благочестия и аскетики. Тема 8. Основные особенности католической этики. Основные особенности протестанской этики. Вопрос о ценностях в контексте секуляризации. Достоинство· и свобода человека. Христианский и антихристианский гуманизм. Духовно-нравственные последствия отрицания традиционных христианских ценностей. Тема 9. Введение. Структура концепции. Основные богословские положения. Понятие «Церковь». Божественное и человеческое естество Церкви. Понятие «Жизнь в Церкви». Вселенский (наднациональный) характер Церкви. Народ в Ветхом Завете. Единство Церкви и народа. Христианский патриотизм. Понятие «Светское государство». Отношение государственной власти к Церкви. Религиозно-мировоззренческий нейтралитет государства. Области соработничества государства и Церкви. Направления невмешательства Церкви в государственную деятельность. Канонические правила взаимодействия священнослу.жителеЙ и государственной власти. 9.1. Церковь и политика. Международные отношенuя. Проблемы глоБШluзации и секулярuзма. Направления участие гражданина в политической жизни и управлении государства. Отношение Церкви к различным политическим взглядам епископата, клира и мирян. Свобода участия христианина в деятельности государства и государственных структур. Взаимодействие Церкви с политическими, религиозными и общественными организациями. 9.2. Христианская этика и светское право. Преступность, наказание, исправление. Война и мир. . . Право личности (светское и религиозное толкование). Свобода совести. Светское и православное понимание преступления (общественно опасное деяние (или бездеятельность), запрещенное законодательством- свет.) (Главным источником преступления является помрачённое состояние человеческой душиправ.). Взаимодействие Церкви с государственными и общественными
Война есть зло (Война - проявление братоубийственной ненависти). Нравственные границы войны (любовь к своим ближним, своему народу и Отечеству; понимание нужд других народов; убеждение в том, что своему народу невозможно служить безнравственными средствами). Попечение Церкви о воинстве, для воспитания его в духе верности высоким нравственным идеалам. Христианское понимание мира (Мир - дар Божий, преображающий внутреннего человека, должен проявляться ивовне). Миротворческое служение Русской Православной Церкви. 9.3. Труд и его плоды. Собственность. w Творческая и бытовая составляющая труда в Евангелие. Христианский взгляд на труд. Церковное благословение труда и справедливого распределения продуктов труда. Све,!:ское понимание и Церковное учение о собственности (Собственность - Дар Божий). Имущество религиозных организаций (пожертвование и доход). 9.4. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности.
Отношение Церкви к браку. Отношение Церкви к бракам между православными и нехристианами. Настаивание Церкви на пожизненной верности супругов и нерасторжимости церковного брака. Поводы к расторжению брачного союза, освященного Церковью. Роль семьи в становлении личности и воспитании детей. Отношение Церкви к пропаганде пороков. Церковь и врачебная деятельность. Совместная деятельность Церкви и государства в деле попечительства о человеческом здоровье. Православное понимание психических заболеваний. Отношение Церкви к пьянству и наркотической зависимости. Отношение к аборту. Религио..3Но-нравственная оценка контрацепции и лечения бесплодия. «Суррогатное материнство». Пренатальная (дородовая) диагностика. Клонирование. Пересадка органов. Эвтаназия. Отношение Церкви к гомосексуальным связям. 9.5. Светские наука, культура и образование. Церковь и светские средства массовой информациu. Проблемы глоБШluзации и секулярuзма. Наука - средство познания Бога. Отношение Церкви к проведению уроков христианского вероучения в учебных заведениях . . Значение СМИ как инструмента просветительской, общественномиротворческой миссии Церкви. Проблематика взаимоотношений СМИ и Церкви. Отношение Церкви к межгосударственным конфликтам. Поддержка Церковью принципов суверенитета и государственной целостности. Положительные и отрицательные стороны процесса глобализации. Вопросы к экзамену по курсу «Христианская этика»
1 О. Естественное и сверхъестественное Божественное Откровение.
людям.
40.· Классификация страстей согласно патристической мысли.
63. Христианское отношение к науке и технике. 54. Христианское понимание культуры. ЛИТЕРАТУРА СВЯТООТЕЧЕСКИЕТОЛКОВАНИЯ:
Изд. С- ТСЛ. 1994.
Правило веры. 1996.
Паломник. 1994. Т.1.
9. Паисий Святогорец. ДуХовное пробуждение. - М:Издательский Дом «Святая Гора»,2004 1 о. Паисий Святогорец. Духовная борьба. - М:Издательский Дом «Святая Гора»,2004 - ,. 11. Паисий Святогорец. Семейная жизнь. - М:Издательский Дом «Святая Гора»,2004
24.'Лапко A.I., Варенко В.М. Християнська етика. Навч. посiбн. - К., 2002. 2? Архимандрит ПЛатон (Игумнов). Православное нравственное богословие. - М., 1994. Литература дополнительная:
«Ковчег». 2001.
институт. 1998.
·1994.
Дону. 1992.
«Фома Центр». 2000. w
1991.
Лепта. 2003.
МПИК.1991.
Лавры. 1993.
|