Рабочая программа по курсу биологии - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебного курса по биологии для 8 класса. Учитель... 1 545.13kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Права человека» 1 142.9kb.
Вопросы для подготовки к зачету по курсу "История биологии" 1 47.73kb.
Рабочая программа по курсу «Брянский край» к учебным пособиям для... 1 149.67kb.
Рабочая программа по курсу история России в 7 классе рассчитана на... 1 326.26kb.
Рабочая программа составлена на основе 2 483.36kb.
Рабочая программа по курсу «всеобщая история. История нового времени... 1 239.14kb.
Рабочая программа по истории Древнего мира для 5-х классов 8 3318.64kb.
Рабочая программа по курсу опд. Ф. 10 «Политический анализ и прогнозирование»... 2 569.81kb.
Рассмотрено 1 279.73kb.
Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе 1 326.24kb.
Закон Краснодарского края от 1 ноября 2013 г. N 2826-кз "О производстве... 1 202kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по курсу биологии - страница №1/3

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 10
Рассмотрено Согласовано Утверждено

на МО гимназии


________________ ______________ ____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ БИОЛОГИИ
10 – 11 КЛАСС

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Автор Подмятникова Л.С.,

учитель биологии


Мурманск


2011
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 – 11 классов (профильный уровень) авторов О.В. Саблиной, Г.В. Дымшица

На изучение биологии в 10 - 11 классах отводится 204 часов, 3 часа в неделю.

В данной программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования:



  • освоение знаний: об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся частью современной ЕНКМ, о биологических системах (клетка, организм, популяция, вид, биоценоз, биосфера), об истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке, о методах научного познания;

  • овладение умениями: характеризовать современные научные открытия в области биологии, устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; самостоятельно проводить наблюдения и исследования, находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру, сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации, проведения экспериментальных исследований, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание: убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к своему здоровью, уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью, выработка навыков экологической культуры, правил поведения в природе.

Учебно-тематический план

Наименование

разделов и тем



Примерная программа

Рабочая программа

всего

теория

практика

10

теория


10

практика


11

теория


11

практика





Биология как наука. Методы биологии

6




3




3




6

Клетка

30


12







30+12 (рез)

13

42

Организм

56


13







56+1 (рез)

17

57

Вид

52


16

52+7 (рез)

17







59

Экосистемы

40


11

40

11







40

Итого

210,

в т.ч 26 рез




102




102




204. в т.ч.

20 рез

В соответствии с региональным базисным планом на изучение курса биологии на ступени среднего (полного) общего образования выделено 204 часов вместо 210, предусмотренных Примерной программой.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями учащихся. В основе отбора содержания на профильном уровне лежит знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. Программа включает основные разделы и темы, изучаемые в средней (основной) общеобразовательной школе, однако в их структуру и содержание внесены изменения. Это связано с тем, что в основной школе учащиеся уже познакомились с базовыми общебиологическими понятиями, что даёт возможность раскрыть содержание на более высоком научном уровне. В рабочей программе предусмотрено изменение порядка изучения тем: в 10 классе изучаются темы «Введение», «Возникновение и развитие эволюционной биологии», «Механизмы эволюции», «Возникновение и развитие жизни на Земле», «Возникновение и развитие человека – антропогенез», «Организм и окружающая среда», «Сообщества и экосистемы», «Биосфера», «Биологические основы охраны природы»; в 11 классе - темы «Молекулы и клетки», «Клеточные структуры и их функции», «Обеспечение клеток энергией», «Наследственная информация и реализация её в клетке», «Индивидуальное развитие и размножение организмов», «Основные закономерности явлений наследственности», «Основные закономерности явлений изменчивости», «Генетические основы индивидуального развития», «Генетика человека», «Селекция и биотехнология». Это обусловлено тем, что обучающиеся 10 класса не имеют глубоких знаний по химии (органические вещества) и физике (волны, строение атома) для качественного усвоения тем на профильном уровне. По сравнению с авторской программой изменено количество часов, отведённых на изучение учебного материала, связанного с формированием научного мировоззрения, экологического мышления:



  • «Раздел III. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА» - увеличено на 8 часов за счёт переноса изучения темы «Селекция и биотехнология» в 11 класс;

  • «Раздел IV. ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ» - уменьшено на 3 часа.

  • «Раздел II. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ» - уменьшено на 6 часов за счёт добавления темы «Селекция и биотехнология».

По сравнению с Примерной программой увеличено количество часов на изучение раздела «ВИД», «КЛЕТКА» , «ОРГАНИЗМ» за счёт резервных часов (из 26 резервных часов 12 использовано на изучение раздела «КЛЕТКА», 7 часов – на изучение раздела «ВИД», 1 час - на изучение раздела «ОРГАНИЗМ»).

Для формирования ЕНКМ в графе «Элементы содержания» выделены следующие единицы: ключевые понятия, факты, процессы, объекты, закономерности.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и соответствуют стандарту. Требования на профильном уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение биологическими методами исследования. Приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, самостоятельный поиск информации в различных источниках.

Требования к уровню подготовки – объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения – носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:



  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;

  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;

  • отличать научные методы, используемые в биологии;

  • определять место биологии в системе естественных наук;

  • доказывать, что организм – единое целое;

  • объяснять значение для развития биологии выделения уровней организации живой природы;

  • обосновывать единство органического мира;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • отличать теорию от гипотезы.

Требования к уровню подготовки – объяснять роль биологических теорий, гипотез в формировании научного мировоззрения – носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

  • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;

  • приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;

  • отличать биологические системы от объектов неживой природы.

Для приобретения практических умений и навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой и программой среднего (полного) общего образования по биологии для 10 – 11 классов (профильный уровень) авторов О.В. Саблиной, Г.В. Дымшица.

Перечень лабораторных работ

10 класс

1. Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию (ПП)

2. Выявление изменчивости у особей одного вида (ПП)

3. Анализ генетической изменчивости в популяциях домашних кошек


4. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (ПП)
5. Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию
(ПП)
6. Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора(ПП)
7. Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора(ПП)
8. Сравнение процессов экологического и географического видообразования (ПП)
9. Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции (ПП)
10. Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции (ПП)
11. Выявление ароморфозов у растений (ПП)
12. Выявление идиоадаптаций у растений (ПП)
13. Выявление ароморфозов у животных (ПП)
14. Выявление идиоадаптаций у животных (ПП)
15. Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле (ПП)
16.Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека (ПП)
17.Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас (ПП)
18. Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов (ПП)
19. Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах) (ПП)


20. Решение экологических задач (ПП)
21. Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (ПП)


22. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности (ПП)

23. Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем (ПП)
24. Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений) (ПП)
25.Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений)
(ПП)
26. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум) (ПП)
27. Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота (ПП)
28. Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере(ПП)


11 класс

1. Обнаружение биополимеров в биологических объектах (АП)

2. Каталитическая активность ферментов в живых тканях (АП)



3. Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание (ПП)

4. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений (ПП).

5. Сравнение строения клеток растений, животных и бактерий (ПП).

6. Изучение клеток дрожжей под микроскопом (ПП).

7. Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза (ПП)

8. Изучение морфологии и хромосом на препаратах (ПП).

9. Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза (ПП)

10. Сравнение процессов брожения и дыхания (ПП)

11. Изучение фаз митоза в клетках корешка лука (ПП)

12. Изучение мейоза в пыльниках цветков (АП)



13. Сравнение процессов митоза и мейоза (ПП)

14. Сравнение процессов полового и бесполого размножения (ПП)

15. Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных. Строение половых клеток (ПП).

16. Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных (ПП)

17. Решение задач на моногибридное скрещивание» (ПП)

18. Решение задач на промежуточный характер наследования (ПП)

19. Решение задач на дигибридное скрещивание (ПП)

20. Решение задач на сцепленное наследование (ПП)

21. Решение задач на наследование, сцепленное с полом (ПП)

22. Решение задач на взаимодействие генов (ПП)

23. Выявление изменчивости у особей одного вида (ПП)

24.Выявление источников мутагенов в окружающей среде (ПП).

25. Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и кривой (ПП)

26. Дрозофила как объект генетических исследований



27. Анализ и оценка этических аспектов исследований в биотехнологии (ПП)

28. Составление родословных и их анализ (АП)

29. Кариотип человека (АП)

30. Сравнительная характеристика сортов (ПП)

31. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии (ПП).

Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Основная форма занятий – лекционно-семинарская. Для текущего тематического контроля и оценки знаний предусмотрены уроки-зачёты.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК


  1. П.М Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др. Биология (общая биология), учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений; профильный уровень; части 1и 2. – М.; Просвещение. - 2006.

2. Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин. Общая биология: практикум для учащихся 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений; профильный уровень

а также методических пособий и дополнительной литературы для учителя

  1. Сборник нормативных документов. Биология \ составитель Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.; Дрофа, 2006

2. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии. – М.; «Оникс 21 век», - 2005

3. А.В. Пименов. Уроки биологии в 10 – 11 классах, развёрнутое планирование (в 2 частях. – Ярославль, - Академия развития, 2006

4. Медников Б.М. Аксиомы биологии. – М.: Знание, 1982

для учащихся

  1. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Т.А. Козлова. Основы биологии (курс для самообразования). – М.; Просвещение, 1992

  2. О.Б. Гигани. Общая биология, 9 – 11. таблицы, схемы. – М.; - Владос, - 2007

  3. Г.М Дымшиц, О.В. Саблина. Новейшая биология. Учебное пособие для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Новосибирск, 2007

Multimedia – поддержка курса «Общая биология»

  1. Лабораторный практикум. Биология 6 – 11 классы (учебное электронное пособие. Республиканский мультимедиа центр, 2004

  2. Открытая биология (версия 2,6). Физикон, 2006

  3. Основы общей биологии, 9 класс («1С: Образование», 2007)

  4. Биология, 10 класс («1С: Образование», 2008)

  5. Экология, общий курс («Новый диск», 2002)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 10 ХБ КЛАСС – 102 ЧАСА





Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Элементы доп. содержания

Введение – 3 часа

1-2

Лк. вводная

Биология как наука. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной ЕНК мира.




Ключевые понятия

Теория, закон, концепция



Факты

Биология как наука. Роль биологических теорий, идей, в формировании научного мировоззрения. Методы познания живой природы.





Давать определения ключевым понятиям

Называть и описывать методы изучения живых организмов

Находить информацию о важнейших достижениях биологической науки на современном этапе

и анализировать её





3

Лк

Общие признаки биологических систем.

Отличительные признаки живого. Современная ЕНК мира


Ключевые понятия

Жизнь, система



Факты

Уровни организации живой материи, объект изучения биологии – биологические системы



Закономерности, теории

Проявление у живых объектов свойств системы



Давать определения ключевым понятиям

Перечислять свойства живых систем, уровни организации жизни

Приводить примеры биологических систем разного уровня

*Сравнивать биологические и механические системы


Свойства системы: структурированность, взаимосвязанность элементов, интегративность, иерархичность, открытость, целеустремлённость

Раздел III

ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА – 66 ЧАСОВ

Тема 10. Возникновение и развитие эволюционной биологии – 12 часов

4-5

Лк

Роль эволюционной теории в формировании современной ЕНК мира.



Ключевые понятия

Эволюция, эволюционная биология



Факты

Сущность эволюционных изменений




Давать определения ключевым понятиям

Объяснять сущность эволюционных преобразований





6

Лк

Методы познания живой природы. Доказательства эволюции живой природы.




Ключевые понятия

Палеонтологические, биогеографические, сравнительноанатомические, эмбриологические и молекулярные методы изучения процесса эволюции. Аналогичные, гомологичные органы, рудименты, атавизмы, филогенетические ряды, переходные формы, гипотеза дрейфа материков, биогенетический закон



Факты

Палеонтологические, сравнительноанатомические, эмбриологические свидетельства эволюции



Закономерности, теории

Биогенетический закон



Давать определения ключевым понятиям

Называть группы методов исследования процесса эволюции

Характеризовать палеонтологические, сравнительноанатомические, эмбриологические доказательства эволюции, биогенетический закон

Объяснять значение научных данных для доказательства процесса эволюции

Находить информацию в разных источниках и критически осмысливать

Формы сохранности организмов, радиоуглеродный метод исследования

7-8

Лк

Развитие эволюционных идей.




Ключевые понятия

Креационизм, метафизика



Факты

Научные и религиозные представления об эволюции. Создание мира Творцом, неизменность живой природы



Давать определения ключевым понятиям

Описывать представления о живой природе в древнем мире.

Различать научную точку зрения от ненаучной

Античные и средневековые представления.

Трансформизм, трансмутации



9

Лк

Развитие эволюционных идей. Работы К. Линнея.




Ключевые понятия

Система органического мира



Факты

Идея постоянства видов. Идея объединения в группы по признакам сходства



Принцип

Иерархичность



Давать определения ключевым понятиям

Определять характер мировоззрения К.Линнея

Характеризовать значение работ К.Линнея

Сравнивать систему органического мира Линнея и современную систему




10-11

Лк

Развитие эволюционных идей значение теории Ж-Б. Ламарка.

Учение Ч. Дарвина об эволюции.


Ключевые понятия

Ламаркизм, градация, дарвинизм, социально-экономические, исторические, естественнонаучные предпосылки появления дарвинизма



Факты

Естественное происхождение живых организмов, изменяемость организмов в зависимости от условий среды. Прямое и косвенное влияние среды на организмы, наследуемость приобретённых признаков

Достижения в области естествознания. Искусственный отбор. Существование в природе борьбы за жизнь, наследственной и ненаследственной изменчивости. Потенциал размножения.

Закономерности, теории

Первая эволюционная теория, теория естественного отбора



Принцип

Развитие от простого к сложному (градации)



Давать определения ключевым понятиям

Раскрывать основные положения теорий Ламарка и Дарвина

Выделять естественнонаучные предпосылки появления дарвинизма

Характеризовать значение теорий Ламарка и Дарвина, естественнонаучные предпосылки формирования эволюционных взглядов

Давать оценку эволюционным взглядам Ламарка и Дарвина

Сравнивать теории Ламарка и Дарвина


Теория катастроф Ж Кювье, работы К.Ф. Рулье. Жизнь и деятельность Ч. Дарвина

12

Лк

Развитие эволюционных идей. Синтетическая теория эволюции. Исследования С.С. Четверикова.




Ключевые понятия

Синтетическая теория эволюции



Факты

Работы С.С. Четверикова и И.И Шмальгаузена. Развитие популяционной генетики



Закономерности, теории

Синтез генетики и теории эволюции




Давать определения ключевым понятиям

Раскрывать основные положения СТЭ

Объяснять роль СТЭ в формировании современных эволюционных взглядов

Сравнивать СТЭ и теорию эволюции Ч.Дарвина

Противостояние дарвинизма и генетики

13-14

Экскурсия «Многообразие видов. Изменчивость организмов»


Объекты

Растения пришкольного участка



Факты

Виды растений одного рода. Многообразие видов. Внутривидовая изменчивость. Приспособленность растений к распространению семян.



Называть виды растений, определять их систематическое положение

Характеризовать внутривидовую изменчивость растений

Устанавливать адаптации к факторам среды




15

Лк

Микроэволюция и макроэволюция




Ключевые понятия

Микроэволюция, макроэволюция, элементарные эволюционные единица, материал, факторы, явление.



Факты

Генетические процессы в популяциях, гетерогенность популяций, особей в популяции



Процесс

Изменение частот генов в популяции



Закономерности, теории

Взаимосвязь микро- и макроэволюционных процессов



Давать определения ключевым понятиям

Характеризовать элементарное эволюционное явление, значение микроэволюции в органическом мире,

Выделять элементарные эволюционные факторы




Тема 11. Механизмы эволюции – 29 + 1 час

16-17

См

Вид, его критерии.



Л.р. 1 «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию»


Ключевые понятия

Вид, критерии вида, виды-двойники



Факты

Морфологический, генетический, химико-физиологический, экологический, географический критерии; генетическая целостность вида, обособленность вида.



Закономерности, теории

Биологическая концепция вида



Давать определения ключевым понятиям

Называть критерии вида и обосновывать важность критериев для определения вида

Приводить примеры использования критериев для определения видовой принадлежности особей

Доказывать, что вид объективно существует в природе

Объяснять результаты лабораторной работы, используя причинно-следственный анализ

Исторический критерий

18

См

Популяция – структурная единица вида.




Ключевые понятия

Популяция, панмиксия, генофонд



Факты

Существование вида в форме популяций, относительная обособленность популяций одного вида



Свойства

Свободное скрещивание особей в популяции, генофонд, соотношение генов, численность популяции



Процесс

Изменение частот генов в популяции



Давать определения ключевым понятиям

Называть процессы, изменяющие частоты генов в популяции

Доказывать, что популяции – элементарная единица эволюции

Характеризовать свойства популяции

Возрастная, половая и пространственная структура популяции

19-20

См

Движущие силы эволюции (внутривидовая изменчивость)



Л\р 2 «Анализ генетической изменчивости в популяциях домашних кошек» (АП)

Ключевые понятия

Факторы микроэволюции, мутации, гетерогенность популяций



Факты

Значение для эволюции мутагенеза, источники наследственной изменчивости в популяции



Законы, теории

Исследования С.С. Четверикова.

Популяционно-генетические закономерности


Давать определения ключевым понятиям

Формулировать популяционно-генетические закономерности

Характеризовать эволюционную роль мутаций

Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения результатов лабораторной работы


Факторы – поставщики эволюционного материала

Закон Харди – Вайнберга.



21

См

Движущие силы эволюции (популяционные волны)



Ключевые понятия

Популяционные волны



Факты

Колебание численности популяций северных животных и растений в зависимости от факторов среды (НРК)

Законы, теории

Популяционно-генетические закономерности



Давать определения ключевым понятиям

Характеризовать эволюционную роль популяционных волн

Выявлять причины колебания численность

Проводить простейшие исследования

Находить информацию в разных источниках и критически осмысливать

Механизмы регуляции численности популяции


22-23

См

Движущие силы эволюции

(борьба за существование и её формы).


Ключевые понятия

Борьба за существование, внутривидовая борьба, межвидовая борьба, борьба с неблагоприятными факторами



Факты

Размножение в геометрической прогрессии. Причины борьбы за существование. Существование организмов в условиях Крайнего севера (НРК)



Законы, теории

Закон о народонаселении Мальтуса



Давать определения ключевым понятиям

Называть формы борьбы за существование

Выделять наиболее острую форму борьбы.

Объяснять причины, приводящие к биологическому состязанию

Использовать имеющийся фактический материал для аргументации теоретических положений

Характеризовать эволюционную роль, разные формы борьбы за существование

Логическая схема теории эволюции

24

См

Движущие силы эволюции

(взаимоотношения организмов)


Ключевые понятия

Конкуренция внутривидовая и межвидовая, паразитизм, симбиоз, взаимопомощь



Факты

Положительные и отрицательные формы взаимоотношений организмов в природе.



Законы, теории

Несоответствие потенциала размножения ресурсам среды



Давать определения ключевым понятиям

Определять форму борьбы за существование, прогнозировать результат

Характеризовать разные взаимоотношения между организмами как проявление борьбы за существование

Приводить примеры взаимоотношений между организмами в природе

Находить информацию в разных источниках и критически осмысливать

Каннибализм как проявление борьбы за существование

25-26

См

Движущие силы эволюции (естественный отбор)



Л\р 3 «Сравнительная характеристика ЕО и ИО» (ПП)

Ключевые понятия

Естественный отбор, искусственный отбор, дивергенция



Факты

Направленность процесса эволюции, существование адаптивных форм в природе



Процесс

Дивергенция признаков в процессе ЕО и ИО



Законы, теории

Закон естественного отбора Дарвина



Давать определения ключевым понятиям

Характеризовать эволюционную роль естественного отбора в природе

Описывать действие ЕО на конкретных примерах

Давать сравнительную характеристику ЕО и ИО.

Объяснять взаимосвязь между мутационным процессом, борьбой за существование и ЕО.

Выделять направленность как отличительную особенность ЕО

Факторы – направляющие микроэволюцию

27

См

Движущие силы эволюции (формы естественного отбора).



Л\р 4 «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отборов» (ПП)

Ключевые понятия

Движущий, стабилизирующий, дизруптивный отбор



Факты

Влияние форм ЕО на изменчивость признаков у организмов. Существование природе организмов, длительное время сохраняющих свои признаки

Причины появления разных форм ЕО

Законы, теории

Закон естественного отбора Дарвина



Давать определения ключевым понятиям

Называть условия действия форм ЕО

Доказывать, что ЕО – движущая и направляющая сила эволюции

Объяснять причины существования в природе разных форм ЕО

Обосновывать влияние факторов, определяющих интенсивность действия отбора, действие на популяции форм ЕО

Сравнивать формы ЕО

Характеризовать формы ЕО

Находить информацию в разных источниках и критически осмысливать

Половой диморфизм, реликты, половой отбор

28-29

См

Движущие силы эволюции (изоляция)



Ключевые понятия

Географическая и биологическая изоляция, панмиксия



Факты

Обособленность популяций, нескрещиваемость особей разных видов, взаимодействие движущих сил микроэволюции



Теории, законы

Популяционно-генетические закономерности



Давать определения ключевым понятиям

Называть формы изоляции

Характеризовать эволюционную роль изоляции

Обосновывать влияние изоляции на генетический состав популяции

Сравнивать географическую и биологическую изоляцию

Приводить примеры форм изоляции

Дозиготная и постзиготная изоляция

Стабилизирующий фактор



30

Лк

Движущие силы эволюции (дрейф генов)



Ключевые понятия

Дрейф генов, миграции



Факты

Ненаправленное изменение частот генов в малых популяциях



Процессы

Генетико-автоматические процессы в малых популяциях, изменение частот генов




Давать определения ключевым понятиям

Описывать влияние дрейфа генов и миграции на процесс микроэволюции

Характеризовать эволюционную роль дрейфа генов и миграций

Приводить примеры влияния дрейфа генов и миграций на генофонд популяции

Открытие дрейфа генов Н.П. Дубининым, Д.Д. Ромашовым, С. Райтом

31-32

См

Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания.



Л\р 5 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»(ПП)

Ключевые понятия

Адаптация морфологическая, физиологическая, этологическая, мимикрия, маскировка, покровительственная окраска, предупреждающая окраска



Факты

Физиологические и морфологические адаптации организмов Крайнего Севера (НРК). Относительный характер адаптаций

Процессы

Появление адаптивных признаков у организмов

Взаимодействие факторов микроэволюции

Теории, законы

Закон ЕО


Давать определения ключевым понятиям

Называть типы адаптаций.

Приводить примеры приспособлений организмов

Описывать значение адаптаций для организмов

Объяснять возникновение морфологических и физиологических адаптаций

Характеризовать сущность морфологических и физиологических адаптаций, мимикрии

Находить информацию в разных источниках и критически осмысливать

Адаптации активные, пассивные, мимезия, средства пассивной защиты

33

Лк

Результаты эволюции. (формирование сложных адаптаций)



Ключевые понятия

Сложные адаптации



Факты

Существование хищных растений, появление органов зрения в разных группах животных



Теории, законы

Закон ЕО


Проблема формирования сложных адаптаций

Давать определения ключевым понятиям

Приводить примеры сложных адаптаций

Называть причины появления сложных адаптаций

Описывать сущность сложных адаптаций, процесс их развития с точки зрения взаимодействия факторов эволюции

Конвергентный характер эволюции

34-35

См

Результаты эволюции. Образование новых видов. Способы видообразования.



Л\р 6 «Сравнение процессов экологического и географического видообразования» (ПП)

Ключевые понятия

Географическое и экологическое видообразование, изоляция географическая и репродуктивная



Факты

Видообразование - результат микроэволюции. Генетические механизмы видообразования. Гибридизация. Дивергенция признаков



Процессы

Образование новых видов в природе. Роль изоляции в процессе видообразования. Формирование видового состава растений и животных Кольского Севера (НРК)



Теории, законы

Закон ЕО, учение о микроэволюции



Давать определения ключевым понятиям

Называть результаты микроэволюции

Описывать генетические механизмы видообразования

Обосновывать значение факторов микроэволюции в процессе образования новых видов

Объяснять роль факторов микроэволюции в процессе видообразования

Сравнивать процессы географического и экологического видообразования

Проводить исследования по вероятному появлению видов растений Кольского п-ва

Находить информацию в разных источниках и критически осмысливать

Кольцевые ареалы

Дивергентное, филетическое, гибридогенное, внезапное видообразование



36

Лк

Микро- и макроэволюция.



Л\р 7 «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции» (ПП)

Ключевые понятия

Макроэволюция, микроэволюция



Процессы

Макроэволюция, направления макроэволюции



Теории, законы

Закон ЕО, СТЭ



Давать определения ключевым понятиям

Характеризовать процессы микро- и макроэволюции

Обосновывать взаимосвязь процессов микро- и макроэволюции

Сравнивать микро- и макроэволюцию




37-38

См

Пути и направления эволюции



Л\р 8 «Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции» (ПП)

Ключевые понятия

Биологический прогресс, биологический регресс, биологическая стабилизация, ароморфоз, идиоадаптации, дегенерация



Факты

Признаки биологического прогресса, регресса, пути достижения биологического прогресса, регресса, биологическая роль ароморфозов и идиоадаптаций. Идиоадаптации у растений и животных Крайнего Севера (НРК)



Процессы

Макроэволюция, направления макроэволюции



Теории, законы

Учение А.Н. и И.И. Шмальгаузена о главных направлениях макроэволюции




Давать определения ключевым понятиям

Называть основные направления макроэволюции и пути их достижения

Объяснять роль в эволюции ароморфозов и идиоадаптаций

Характеризовать основные направления макроэволюции и пути их достижения

Различать понятия биологический прогресс и морфофизиологический прогресс

Сравнивать процессы биологического прогресса и регресса, пути достижения биологического прогресса

Осуществлять самостоятельный поиск информации из различных источников

Теломорфоз, гиперморфоз

39

См

Формы эволюции (дивергенция, конвергенция,

параллелизм)


Ключевые понятия

Дивергенция, конвергенция. параллелизм



Факты

Признаки разных типов эволюционных изменений, биологическая роль типов эволюционных изменений



Процессы

Появление сходных признаков у неродственных и родственных форм, расхождение признаков



Теории, законы

Учение об основных типах эволюционных изменений



Давать определения ключевым понятиям

Называть основные типы эволюционных изменений.

Объяснять появление дивергентных и конвергентных признаков у организмов

Характеризовать основные типы эволюционных изменений, их роль в эволюции

Приводить примеры дивергенции, конвергенции и параллелизма

Отличать проявления дивергенции и конвергенции

Осуществлять самостоятельный поиск информации из различных источников




40-41

Лк

Результаты эволюции. (единое древо жизни)



Ключевые понятия

Система органического мира, принципы построения системы, филогенетическое древо



Факты

Родство живых организмов, дивергентный характер эволюции, разнообразие жизни



Процессы

Взаимодействие факторов эволюции, дивергенция



Теории, законы

Учение о микро- и макроэволюции




Давать определения ключевым понятиям

Называть принципы построения современных систем органического мира

Обосновывать родство всех живых организмов на Земле

Объяснять объединение организмов в одну группу

Характеризовать крупные систематические категории современной классификации (царства, отделы, типы, классы)

Искусственность современной системы органического мира

42-43-44

Механизмы эволюции

Лабораторный практикум

Л\р 9 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

Л.\р 10 «Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию»

Л\р 11- 14 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных» (ПП)

Ключевые понятия

Изменчивость организмов, модификации, мутации, морфологический критерий вида, ароморфозы, идиоадаптации



Факты

Изменчивость – свойство организмов, условия проявления мутаций и модификаций. Основные ароморфозы растений и животных, основные идиоадаптации растений и животных; значение ароморфозов и идиоадаптаций, различие особей разных видов одного рода по морфологическим признакам




Приводить примеры и описывать ароморфозы растений и животных

Характеризовать разные формы изменчивости у растений, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных

Сравнивать растения разных видов одного рода, разные формы изменчивости

Осуществлять самостоятельный поиск информации из различных источников




45

Зачёт

СТЭ


Устный зачёт

Задание со свободным ответом

Задание на знание терминологии

Задание на решение ситуативных задач




следующая страница >>