Рабочая программа по истории для 6 класса Учителя Гарифуллиной Насимы Мехаматнуровны. Принято на заседании - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по истории для 11 класса Павловой Татьяны Ильиничны... 3 480.88kb.
Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса 1 107.86kb.
Рабочая программа по истории для 8-го класса разработана на основе... 3 749.71kb.
Рабочая программа по музыке для 5 класса учителя Яковлевой Тамары... 2 679.83kb.
Рабочая программа по истории России для 9 класса на 2014-2015 учебный... 1 273.15kb.
Рабочая программа по историческому краеведению для 7 класса на 2014-2015... 2 258.33kb.
Рабочая программа по истории, 7 класс (специальный коррекционный... 2 391.28kb.
Рабочая программа по литературе для 11 класса домашнее обучение 1 490.09kb.
Рабочая программа по искусству (музыка) для 8 класса учителя Галлямовой... 1 171.96kb.
Рабочая программа по истории древнего мира для 5 класса мкуо «сош с. 2 402.19kb.
Рабочая программа по иностранному языку для 8 класса 2013-2014 учебный год 3 662.75kb.
История Бельгии Античный и средневековый периоды 1 242.3kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по истории для 6 класса Учителя Гарифуллиной Насимы Мехаматнуровны. - страница №1/1


«Рассмотрено»

Руководитель МО

(Гарифуллина Н.М.)

Протокол №________от «____»_______2013г.



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР Кичкетанской СОШ

_________________________( Нуретдинова А.М.)

«___»_______2013г.




«Утверждено»

Директор МБОУ Кичкетанская СОШ

___________________(Зиннатова Н.М.)

Приказ № _____от

«____»______________2013 г.




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КИЧКЕТАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

АГРЫЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

Рабочая программа по истории для 6 класса

Учителя Гарифуллиной Насимы Мехаматнуровны.

Принято на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от августа 2013 г.

2013-2014 учебный

Тематическое планирование учебного материала по истории для 6 класса

Объем программы – 70 часов.

Количество часов в неделю – 2 часа.

Содержание : История Средних веков – 30 часов.

История России( включая истории татарского народа и Татарстана) – 40 часов

1.Учебник: «Всеобщая история. История Средних веков» М. «Просвещение», 2009

Авторы: Е.В.Агибалова, Г.М.Донской

2.Учебник: «История России с древнейших времен до конца 16 века», Русское слово, 2009

Автор: Е.В.Пчелов

3.Учебник :«История Татарстана с древнейших времен- ХYIв.»

Авторы: Гилязов И.А., Пискарев В.И., ТаРИХ, 2004

Методическое обеспечение:

1.Поурочные разработки к учебникам по истории России и истории средних веков.



2.Тесты по истории России и истории средних веков.

3. Таблицы и схемы.

Мультимедийные пособия

  1. Образовательная коллекция «1С:Школа. Всеобщая история. История средних веков, 6 класс»

  2. Диск № 1, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2007-2008 гг.

  3. Диск №2 Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2007-2008 гг.

  4. Диск № 3, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2007-2008 гг.

  5. Демонстрационный вариант ЕГЭ.

  6. Татарский народ и история Татарстана,(Древний мир и Средние века), для 5-6 классов.

Пояснительная записка

1.Рабочая программа составлена на основе:

-- Закона РФ «Об образовании»

- Приказа МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- Приказа МО и Н РФ от 19 октября 2009 года № 427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089»;

- Приказа МОиН РФ от 3 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года № 1312»;

- Приказа МОиН РТ от 09.07.2012 № 4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»;

- Письма МОиН РТ № 9127/13 от 09.07.2013 «Об учебных планах в 2013-2014 учебном году»;

- Приказа МО и Н РФ от 27 декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательный процесс»;

- Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кичкетанской средней общеобразовательной школы Агрызского муниципального района Республики Татарстан на 2013-2014 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1, от 31 августа 2013 года)

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории

- Примерной программы основного общего и среднего и средного (полного) общего образования по истории

- в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта исторического образования в основной школе, программы по истории , утвержденных Министерством образования РФ, учебного плана ОУ;

2.Тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта исторического образования в основной школе, программы по истории Средних веков, утвержденных Министерством образования РФ, издательства «Просвещение», учебного плана ОУ.

Последовательность изучения курсов средних веков, отечественной истории и истории Татарстана определена в соответствии с приказом МО и Н РТ «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009/2010 учебном году» (приказ МО и Н РФ от 16.10.2009 г. № 793\9)

3.Изучение истории средних веков базируется на цивилизационном подходе к историческому процессу. При этом акцент делается преимущественно на комплексных характеристиках обществ, особое внимание обращено на культуру, религию и на самого человека: его образ жизни, ментальность, повседневность.

В процессе изучения истории учащиеся приобретают устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре; вырабатывают отношение к истории как способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму истории; уважают права человека и демократические ценности; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.

Изучение курса стимулирует процесс гуманизации личности подростка, формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускника основной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими: руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей, анализировать конкретные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ним жизнью, уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях.



Основная функция курса истории – формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий, учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

Цели преподавания курса:

  • современное понимание истории в системе гуманитарного знания и воспитание личности;

  • формирование представлений об истории средних веков, как части общемирового исторического процесса;

  • рассказ о взаимодействии человека с окружающей природной средой, экономическом развитии древних обществ;

  • целостное и доступное описание государств Европы и Азии и их культурной жизни;

  • характеристика наиболее ярких личностей и их роли в истории и культуре;

  • ознакомление с мировыми религиями;

  • оценка значения политического и культурного наследия государств средневековья для современности. Значение о нем дает возможность формировать у учащихся толерантность, широту мировоззрения.

Классы

Объем учебного времени (федеральный

Разделы примерной программы

Резерв учебного времени




компонент)

История России

Всеобщая история










Что изучает история – не менее 10 ч




V-VI классы

140 ч

История России (с древности до XV в.) – не менее 30 ч.

История Древнего мира и Средних веков – не менее 75 ч

25 ч

VII-VIII

классы


140 ч

История России (XVI- начало ХХ вв.) – не менее 72 ч

История Нового времени (XVI- начало ХХ вв.) – не менее 48 ч

20 ч

IX класс

70 ч

Новейшая и современная история России – не менее 36 ч

Новейшая и современная история – не менее 24 ч

10 ч



Содержание программы

История Средних веков

1.Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. 2. Великое переселение народов. 3. Расселение франков, занятия, общественный строй. Политическая раздробленность. 4Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства. Империи Карла Великого. 6. Норманнские завоевания 7. Ранние славянские государства.8.Византийская империя. Культура Византии 9. Племена Аравийского полуострова. Возникновение ислама. Мухаммед. Арабские завоевания. 10.Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов.11.Османская империя в 14 – 15 вв12.Феодализм. Сословное строй в Западной Европе.Вассалитет.13. Феодалы и крестьянская община. 14. Средневековый город. 15. Роль христианства в средневековье. Власть духовная и светская. Католическая церковь. 16. Экономическое развитие Западной Европы. Образование централизованных государств. Возникновение сословно-представительных монархийв европейских странах. Франция. 17. Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Англия.18. Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв.Столетняя война: причины и итоги. 19.Священная Римская империя германской нации 20.Крестьянские восстания. Ереси.Гуситское движение в Чехии. 21.Культурное наследие Средневековья. 22.Средневековое общество в Индии, Китае, Японии.23. Государства Центральной Азии в Средние века. 24. Доколумбовые цивилизации Америки.25. Духовный мир средневекового человека. 26.Повторительно-обобщающий урок


История России и Татарстана

1. Заселение территорий нашей страны. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Кочевые народы Степи. 2. Древние люди на территории Среднего Поволжья.3. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия. 4.Общественный строй, верования восточных славян. Распространение христианства, ислама, иудаизма. 5. Соседская община. Город. Новгород и Киев –центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Рюриковичи. 6. Языческая культура восточных славян. 7. Владимир 1. Крещение Руси.8. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская Правда» 9. Общественно-политический строй Древней Руси. 10. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.11. Распад Древнерусского государства. 12. Особенности развития древнерусской культуры. 13. Волжская Булгария в 10-начале 13вв. 14. Культура ВолжскойБулгарии. 15. Политическая раздробленность Руси . 16. Владимиро-Суздальское княжество. 17. Галицко-Волынское княжество. 18. Новгородская боярская республика. 19.Своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII – начале XIII вв. 20. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольские завоевания . 21. Нашествие Батыя на Русь. 22. Золотая Орда. 23. Экспансия с Запада. Александр Невский. 24. Сражение на Неве и Ледовое побоище. 25. ВолжскаяБулгария и монгольские завоевания. 26. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада. 27. Булгарские земли в составе Золотой Орды. 28. Распад Золотой Орды. 29. Русские земли во второй половине 13-первой половинеи15 века. 30. Великое княжество Литовское. 31. Начало объединения русских земель. Формы землевладения и хозяйства. 32. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы 33. Куликовская битва. Дмитрий Донской. 34. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. 35. Начало объединительных процессов на русских землях в 13-14вв 36. Свержение ордынского ига. Иван III. 37.Монгольское завоевание и русская культура. 38. Присоединение Москвой северо-западных земель Руси. 39. Образование Казанского ханства 40. Казанское ханство: хозяйство, управление, культура 41. Культура Казанского ханства 42. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 года. Местничество 43. Традиционный характер экономики 44. Повторительно-обобщающий урок.


При изучении курса , учащиеся должны знать/уметь:

- В связной монологической форме составлять рассказ о тех или иных исторических событиях или исторических деятелях на основе двух-трех источников.

- Сравнивать факты, события, личности, а также исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия, и давать им оценку, высказывая при этом собственные суждения с использованием основных терминов и понятий;

- Анализировать фрагменты источников из учебника и учебно-тематических комплектов;

- Применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами;

- Правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;

- Читать историческую карту, опираясь на легенду, определять местоположение историко-географических объектов;

критерии оценки учащихся

Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Критерии оценки знаний учащихся таковы:



  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

  • наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, невладение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»





Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля,

измерители

Планируемые результаты

Дата проведения

Примечание

План

Факт

1

Понятие «Средние века».

Хронологические рамки Средневековья.



1

Вопросы

Понятия: история, археология, исторический источник, Всемирная или Всеобщая история, история Средних веков,

история Отечества



  • на линии времени правильно определять место средних веков в истории человечества;

  • давать определение понятию история средних веков;

  • называть и характеризовать два вида исторических источников: письменные и вещественные

02.09










Западная и Центральная Европа в V-XIII вв 6 ч




2

Великое переселение народов.

1

Работа с картой, рассказ

Понятия:родовые общины, племена, герцоги,

дружины, ополчение, Великое переселение народов.

Причины и направления Великого переселения народов (кельты, германцы, славяне, варяги, арабы).


  • по исторической карте показывать пути переселения германских племён;

  • называть вновь образовавшиеся варварские королевства;

05.09







3

Расселение франков, занятия, общественный строй.


1

Рассказ

Понятия:

государство, король, сборник законов,

королевский двор, империя, баски, авары, титул.


  • характеризовать племена франков по плану: родина, занятия, коллективы;

  • составлять характеристику королю франков – Хлодвигу, церкви;




09.09







4

Христианизация Европы.


1




  • Роль христианства в раннем средневековье.

  • Аврелий Августин.

  • Иоанн Златоуст.

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма.

Разъяснять причины и значение распространения христианства в Европе в раннее Средневековье

Раскрывать значение понятий римский папа, епископ, монах

Указывать различия православной и католической церкви



12.09







5

Империи Карла Великого

1

Рассказ

  • рассказывать о завоевательных войнах Карла Великого;

  • характеризовать империю Карла Великого, причины её распада;

давать оценку Карлу Великому по плану: а) какие цели он перед собой ставил; б) какими способами он действовал; в) какими были последствия его действий.

16.09







6

Норманнские завоевания.

1

Самостоятельная работа

Понятия:Великая хартия вольностей, сословия, парламент.

Норманнское завоевание.,Англия при Генрихе Плантагенете.



Ричард Львиное сердце.

  • рассказывать о норманнских завоеваниях;

  • характеризовать Англию при Генрихе Плантагенете;

  • характеризовать Ричард Львиное сердце и Иоанна Безземельного;

19.09







7

Ранние славянские государства

1

Исторический диктант

Понятия:летописи, залежная система земледелия, подсечно-огневая система земледелия, жито, бортничество, долблёнки, старейшины, дружина, дань, язычники, князь.Расселение, основные занятия, общественный строй.

Взаимоотношения с соседями.

  • готовить рассказ о расселении восточных славян и их соседях;

  • характеризовать основные занятия восточных славян;

  • перечислять слои, которые формировались внутри славянских племён;

систематизировать материал: составлять план, схему (по выбору учащихся).

2309










Византия и арабский мир. Крестовые походы 4 ч




8

Византийская империя. Культура Византии.

1

Рассказ

Понятия:скипетр, право, культура, математика, медицина, химия, притвор, алтарь, апсиды, барабане, крестово-купольный храм, канон, мозаика, смальта, иконы. Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство.

Императоры Византии.

  • характеризовать особенности развития Византии в средние века;

  • рассказывать о власти императора, внутренней и внешней политике, переселении на территорию Византии славян и других народов, культуре;

  • оценивать правление и личность Юстиниана, его положительные и отрицательные стороны;

систематизировать материал: составлять план или схему (по выбору учащихся)

26.09







9

Племена Аравийского полуострова. Возникновение ислама.


1

Тест

Понятия:бедуины, ярмарки, храм Кааба, ислам, Мухаммед, Аллах, мусульмане, хиджра, Коран, шариат, кади, паломничество, калым, халифы, берберы, сунниты, шииты, имамы, визиры, эмиры, карматы, султан, медресе, фарси, мечети, мулла, арабески.

Даты: 630г. образование арабского государства.

  • используя учебник и карту характеризовать природу, занятия населения Аравии;

  • рассказывать о возникновении ислама, его основных положениях;

  • объяснять причины военных успехов арабов, причины возникновения Арабского халифата и его распада;

  • готовить сообщения о культурных достижениях арабского народа:

  • систематизировать материал: составлять план или схему (по выбору учащихся).




30.09







10

Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов

1

Таблица «крестовые походы»

Понятия:Крестовые походы.

Даты:1096-1270гг. крестовые походы.

Предпосылки крестовых походов и их характер.

Крестовые походы.

Государства крестоносцев на Востоке.

Последствия крестовых походов.


  • называть предпосылки крестовых походов;

  • перечислять крестовые походы;

  • рассказывать о государствах крестоносцев на Востоке;

  • объяснять последствия крестовых походов;

  • показывать по карте направления крестовых походов.

03.10







11

Османская империя.

1

Устный опрос

Понятия:турки-османы, Османская империя,янычары, подушный налог.

Даты:1389г. битва на Косовом поле;

1453г. гибель Византийской империи.

Османская империя в 14 – 15 вв.

Натиск мусульманского мира на Запад.

Падение Константинополя.


  • рассказывать о завоеваниях турок - османов и образовании у них государства;

  • характеризовать структуру управления османской империей и положение покорённых народов;

систематизировать материала

07.10







Средневековое европейское общество 5ч

12

Феодализм. Сословный строй в Западной Европе.



1

1


Вопросы ,

Творческое задание



Понятия:феод, феодал, сеньор, вассал, сословия, подати, рыцари, турнир.Социальная иерархия.Община как социальный модуль. Общее и особенное.

  • называть основные сословия средневековья;

  • характеризовать сословия;

  • называть отличия средневекового зависимого крестьянина от античного раба;

  • рассказывать о взаимоотношениях сословий в период средних веков

10.10







13

Феодалы и крестьянская община

1

Понятийный диктант

Понятия:феодализм, феодал, зависимые крестьяне, повинности, оброк, барщина, церковная десятина, натуральное хозяйство, феодальная вотчина.Феодальная экономическая система.

Общее и особенное.



  • характеризовать феодализм (отличительные особенности), жизнь феодалов и крестьян;

  • рассказывать о повинностях крестьян;

  • сравнивать власть феодала над зависимыми крестьянами с властью рабовладельца над рабами, делать выводы;

  • объяснять причины господства натурального хозяйства;

  • систематизировать материал: составлять план или схему (по выбору учащихся).

14.10







14

Средневековый город.

1

План

Понятия: коммуна, самоуправление, городской совет, бургомистр,патриции, ремесло, городскаябеднота,мастер,подмастерья, шедевр, цехи, устав,братства, стачки, гильдии, товар, банки, ростовщики.

Отделение ремесла от сельского хозяйства.



Отделение города от деревни.

Возникновение городов.

Население и внешний вид средневековых городов.

Борьба городов с сеньорами и складывание городского самоуправления.

Городское ремесло. Цехи.

  • рассказывать о причинах и процессе возникновения средневековых городов, борьбе городов с сеньорами, расширении торговых связей между городами и государствами;

  • готовить сообщение о том, как выгладили города, как жили и чем занимались горожане;

  • характеризовать средневековое ремесло и жизнь ремесленников;

  • используя карту называть и показывать крупные города средневековья;

  • систематизировать материал: составлять план или схему

17.10







15

Роль христианства в средневековье.

1

Схема, понятийный диктант

Понятия:католическая церковь, православная церковь, индульгенции, христианская мораль, отлучение от церкви, инквизиция.

Даты:1054г. разделение христианской церкви на западную и восточную;

Роль христианства в средневековье.



  • характеризовать организацию христиан - церковь;

  • объяснять иерархию церковнослужителелей;

  • рассказывать о разделении христианства на католицизм и православие;

  • объяснять разницу между понятиями: власть духовная и светская;

  • составлять план по теме: «Роль христианства в средневековье»;

21.10










Государства Европы в XIV-XV вв 5ч




16

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Франция.

1

Вопросы

  • выделять слои населения и причины их заинтересованности в поддержке власти короля в его борьбе за объединение Франции.

  • Определить роль Филиппа Второго в объединении Франции

24.10







17

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Англия.

1

Рассказ

Понятия:Великая хартия вольностей, сословия, парламент.

Норманнское завоевание.

Англия при Генрихе Плантагенете.

Ричард Львиное сердце.Иоанн Безземельный.



  • рассказывать о норманнских завоеваниях;

  • характеризовать Англию при Генрихе Плантагенете;

  • характеризовать Ричард Львиное сердце и Иоанна Безземельного;

систематизировать материал: составлять план, схему, таблицу.

28.10







18

Столетняя война: причины и итоги

1

Таблица

  • Определять причины Столетней войны.

  • Сравнивать английскую и французскую армии.

  • Определять причины поражения французской армии в начале 15 века и причины перелома в войне с появлением Жанны д Арк.

31.10







19

Священная Римская империя германской нации

1

Вопросы

  • Показывать на карте территориальные изменения Германии на пути к централизации










20

Гуситское движение в Чехии

1

Графический диктант

  • Сравнивать цели умеренных и таборитов.

  • Определять причины победы гуситов над крестоносцами, умеренных над таборитами.

  • Определять последствия гуситских войн.













Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья 4ч




21

Культурное наследие Средневековья

1

Развернутый план

Понятия:Возрождение, гуманизм.

Италия-родина Возрождения.



Три флорентийских светоча.

  • объяснять понятие «Возрождение»;

  • называть родину эпохи Возрождения, основных представителей эпохи Возрождения










22

Средневековое общество в Индии, Китае, Японии

1

Конспект

  • перечислять основные императорские династии в средневековом Китае;

  • характеризовать жизнь и быт китайского народа в период средневековья;

  • готовить сообщения о достижениях китайской культуры;

  • систематизировать материал: составлять план или схему (по выбору учащихся).

  • характеризовать жизнь и быт индийского народа в период средневековья;

  • рассказывать об образовании Делийского султаната и причинах его распада;










23

Государства Центральной Азии в Средние века

1

Работа с картой, вопросы

  • характеризовать жизнь и быт азиатского народа в период средневековья;

  • показывать по карте пути монгольских походов;










24

Доколумбовые цивилизации Америки

1

Конспект

  • характеризовать древнейшие цивилизации народов Америки;

  • на исторической карте показывать месторасположение цивилизаций.










25

Духовный мир средневекового человека

1

Составление сообщений

Объяснять, какое место в жизни средневековых европейцев занимала религия

  • Представлять описание памятников средневековой культуры, характеризуя их назначение, художественные особенности и др.










26

Повторительно-обобщающий урок.

1

Тестирование
















Народы и государства на территории нашей страны в древности 2ч

1

Заселение территорий нашей страны

1

Работа с картой, рассказ




  • рассказывать о процессе появления кочевников, их жизни и быте;

  • характеризовать Великую Болгарию, Хазарский каганат, огузов, печенегов, Волжскую Булгарию;

  • называть особенности отношений Руси с народами Степи;

на исторической карте показывать территорию расселения степных народов










2

Древние люди на территории Среднего Поволжья

1

Вопросы

Иметь представление об основных племенах, населявших край













Восточные славяне в древности 2 ч




3

Восточные славяне: расселение,соседи, занятия

1

Схема,

понятийный диктант



летописи, залежная система земледелия, подсечно-огневая система земледелия, жито, бортничество, долблёнки, старейшины, дружина, дань, язычники, князь.


  • готовить рассказ о расселении восточных славян и их соседях;

  • характеризовать основные занятия восточных славян;

  • перечислять слои, которые формировались внутри славянских племён;

систематизировать материал: составлять план, схему (по выбору учащихся).










4.

Общественный строй, верования восточных славян

1

Творческая работа













Древнерусское государство 11 ч




5

Новгород и Киев –центры древнерусской государственности

1

Тест

Понятия:государство,

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности.

Причины образования государства у славян.


  • называть два центра Древнерусского государства;

  • рассказывать о причинах образования государства;

  • объяснять процесс создания государства.










6

Языческая культура восточных славян

1

Вопросы

Выявить особенности языческой культуры










7

Владимир I . Крещение Руси.

1

Графический диктант

Понятия:христианство.

Даты:

988г. крещение Руси.


Древнерусское государство при князе Владимире.

Выбор веры и принятие Владимиром христианства.



  • называть причины принятия христианства;

  • рассказывать о значении принятия христианства для Киевской Руси;

  • перечислять страны, с которыми были установлены добрососедские отношения;

  • отвечать на вопрос: каким образом была организована оборона русских земель от кочевников;










8

Расцвет Руси при Ярославе Мудром.

1

Составление плана

Понятия:«Русская Правда», свод законов, вира, гривна.

Даты:

1019-1054гг. княжение Ярослава Мудрого.

Русь при Ярославе Мудром.

Русская Правда.



  • рассказывать о Ярославе Мудром;

  • характеризовать Русскую Правду;

  • находить на карте земли, вошедшие в состав Руси при Ярославе Мудром;

  • называть города, основанные Ярославом Мудрым;

  • систематизировать материал: составлять план, схему (по выбору учащихся).










9

Общественно-политический строй Древней Руси.

1

Понятийный диктант

Понятия:князья, бояре, дружинники, служители культа, вотчина, община, смерды, закупы, рядовичи, градские люди, челядь, холопы, вече.

Социальная структура и основные категории населения Древней Руси.

Управление Древнерусским государством.


  • характеризовать социальную структуру и основные категории населения Древней Руси;

  • рассказывать об управлении Древнерусским государством;










10

Княжеские усобицы. Владимир Мономах

1

Рассказ

  • Умение раскрыть причины княжеских междоусобиц- ослабление строя.

  • Уметь определять роль личности в истории










11

Распад Древнерусского государства

1

Рассказ

Даты:

Вторая половина 12 – начало 13в. – время упадка Киевской Руси.

Причины упадка Киевской Руси.


  • рассказывать о внутренних и внешних причинах упадка Киевской Руси;

  • называть последствия распада Древнерусского государства;










12

Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Религиозно-культурное влияние Византии.

1

Конспект

Понятия:устав, титло, орнамент, миниатюра, канон, зернь, скань.

Язык и письменность.Литература.

Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство.


  • рассказывать о возникновении славянской письменности;

  • составлять план на тему: «Письменные памятники Киевской Руси»;

  • называть архитектурные памятники Киевской Руси;

  • объяснять, в чём выразился расцвет Древней Руси к началу 12 века.










13

Волжская Булгария в 10-начале 13вв.


1

Вопросы

Понятия:Волжская Булгария, угро-финские племена, ислам, мечеть, Соборная мечеть.

Образование Булгарского государства.

Принятие ислама в Булгарии.Хозяйственная жизнь булгар. Города.

Культура Волжской Булгарии.Волжская Булгария и её соседи.



  • характеризовать хозяйственные и культурные достижения булгар;

  • называть основные направления внешней политики;

  • рассказывать о принятии ислама;

  • показывать на исторической карте Волжскую Булгарию и её соседей










14

Культура Волжской Булгарии.

1

Творческая работа













Русские земли и княжества в начале удельного периода 5 ч




15

Политическая раздробленность Руси

1

Таблица

Понятия:политическая раздробленность, уделы, отчина, лествица.

Даты:1097г. – съезд князей в Любече.

Политическая раздробленность Руси и её последствия.

Княжеские усобицы.

Любечский съезд.



Причины образования самостоятельных княжеств.

  • рассказывать о системе престолонаследия Руси, о причинах распада Киевской державы и его последствиях;

  • отвечать на вопрос: почему после смерти Всеволода Ярославича стало невозможно сохранять прежнюю систему престолонаследия?

  • объяснять значение Любеческого съезда князей;










16

Владимиро-Суздальское княжество

1

План

  • находить на карте Владимиро-Суздальское княжество;

  • описывать его местоположение, сравнивать с местоположением других княжеств, указывать соседние княжества;

  • рассказывать о занятиях населения княжества;

  • характеризовать внутреннюю и внешнюю политику князей Северо-Восточной Руси;

  • составлять план на тему: «Памятники культуры Владимиро-Суздальской земли».










17

Галицко-Волынское княжество

1

Рассказ, план

  • находить на карте Галицкое и Волынское княжества;

  • описывать их географическое положение;

  • рассказывать о процессе объединения Галицкого и Волынского княжеств;

  • готовить рассказ о Юго-Западной Руси;

характеризовать культуру галицко-Волынской Руси.










18

Новгородская боярская республика

1

Схема, план

  • находить на карте Новгородскую землю, описывать её местонахождение;

  • называть особенности новгородского хозяйства, объяснять, чем они были вызваны;

  • рассказывать об особенностях положения новгородского князя, готовить рассказ ,составлять в тетради таблицу «Система управления Новгородским государством».










19

Своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъема в XII – начале XIII вв.

1

Сообщение

  • рассказывать о летописании;

  • характеризовать архитектуру Волыни и Галича, Новгорода, Владимира;

  • готовить сообщение о новгородской иконописи.













Борьба с внешней агрессей в XIII веке 10 ч




20

Монгольские завоевания

1


Работа с картой, вопросы

Понятиямонголы, нукеры, тумен,

тёмники, камикадзе, алан,

баскаки,

Даты:

1237-1240гг. –монгольское нашествие на Русь.



  • характеризовать организацию, вооружение и тактику монголо-татарского войска;

  • называть причины и последствия завоевательных походов;

  • показывать по карте ход борьбы народов с монголо-татарским










21

Нашествие Батыя на Русь.

1

Рассказать

Понятия тумен, тёмники, камикадзе, алан, баскаки,

Даты:

1237-1240гг. –монгольское нашествие на Русь.



  • характеризовать организацию, вооружение и тактику монголо-татарского войска;

  • называть причины и последствия завоевательных походов;

показывать по карте ход борьбы народов с монголо-татарским











22

Золотая Орда и Русь

1

Исторический диктант

Понятия нукеры, тумен, тёмники, камикадзе, алан,

Даты:

1237-1240гг. –монгольское нашествие на Русь.



  • называть причины и последствия завоевательных походов;













23

Экспансия с Запада. Александр Невский


1

Вопросы


Понятия:Орден меченосцев, Тевтонский орден, Ливонский орден.

Даты:15 июля 1240г. – Невская битва,

5 апреля 1242г. – битва на Чудском озере.



  • называть цели агрессии шведских и немецких феодалов в Северо-Западной Руси;










24

Сражение на Неве и Ледовое побоище

1

Тест

Даты:15 июля 1240г. – Невская битва,

5 апреля 1242г. – битва на Чудском озере




  • рассказывать о Невской битве и Ледовом побоище по плану:

  • хронологические рамки, ход, итоги;

готовить сообщение об А.Невском.










25

Волжская Булгария и монгольские завоевания.

1

Таблица

  • характеризовать столкновения булгар с монголами;

  • рассказывать о героизме жителей Волжской Булгарии в борьбе с завоевателями;

  • называть последствия монгольских походов;

  • составлять таблицу «Монгольские походы и их итоги».










26

Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада

1

Графический диктант

  • Уметь объяснять сущность монголо-татарского ига

  • рассказывать о последствиях монголо-татарского нашествия для экономической жизни Руси.










27

Булгарские земли в составе Золотой Орды.


1

Письменная работа

  • рассказывать о восстановлении хозяйства, о достижениях и успехах в развитии экономики и культуры;

  • называть причины распада Золотой Орды;

  • на исторической карте показывать вновь образовавшиеся государства.










28

Распад Золотой Орды.

1




  • называть причины распада Золотой Орды;

  • на исторической карте показывать вновь образовавшиеся государства.













Предпосылки образования Российского государства 6 ч




29

Русские земли во второй половине 13-первой половинеи15 века

1

Рассказ

  • Рассказать о развитии русских земель

  • на исторической карте показывать вновь образовавшиеся государства.










30

Великое княжество Литовское

1

Вопросы

  • Уметь объяснять сущность

Литовско – Русского государства.











31

Начало объединения русских земель

1

План

  • Называть пути восстановления Руси










32

Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы

1

Исторический диктант

Князь Даниил Александрович и его политика.

Князь Юрий Данилович и его политика.

Князь Иван 1 Данилович Калита и его политика.

Князь Семён Гордый и его политика.

Князь Иван 2 Красный и его политика.

Князь Дмитрий Иванович Донской и его политика.



Князь Василий 1 Дмитриевич и его политика.

  • рассказывать об образовании Московского княжества;

  • характеризовать московских князей и их политику по плану: время правления князя, основные направления деятельности и её итоги;










33

Куликовская битва

1

Работа с картой, схема

  • Знать начало, ход и итоги Куликовской битвы

  • готовить сообщения по теме: «Куликовская битва»;

  • показывать на карте территории, присоединённые московскими князьями;

  • систематизировать материал: составлять план или схему.










34

Роль церкви в общественной жизни

1

Вопросы

  • Знать причины появления теории «Москва – Третий Рим».













Завершение образования Российского государства 10 ч




35

Начало объединительных процессов на русских землях в 13-14вв.


1

Рассказ

  • Начало объединительных процессов на русских землях в 13-14вв.

  • Причины возвышения Московского княжества.

Основные направления борьбы за лидерство в политическом объединении Северо-Восточной Руси.

  • рассказывать о процессе объединения русских земель;

  • называть причины возвышения Московского княжества;

  • характеризовать основные направления борьбы за лидерство в политическом объединении Северо-Восточной Руси.










36

Свержение ордынского ига

1

Тест

Понятия:вотчина, поместье, тягло, система «кормлений», сословно-представительная монархия.

Даты:1480г. – стояние на р. Угре,

ликвидация ордынского ига, Предпосылки объединения русских земель в единой государство.

Князь Иван 3 Васильевич и его политика.

Система управления в Московском государстве в 15-первой половине 16в.



Князь Василий 3 Иванович и его политика.

  • называть предпосылки объединения русских земель в единое государство;













37

Монгольское завоевание и русская культура.

1

Конспект

  • называть особенности развития культуры в 13-15вв;

  • рассказывать о литературе 13-15вв.;

составлять таблицу «Развитие архитектуры и изобразительного искусства в 13-15вв.»










38

Присоединение Москвой северо-западных земель Руси.

1

Работа с картой

  • на исторической карте показывать присоединенные территории;

  • систематизировать материал: составлять план, схему (по выбору учащихся).










39

Образование Казанского ханства.

1

Вопросы

  • рассказывать об образовании Казанского ханства;

  • характеризовать его территорию и население;

  • на исторической карте показывать территорию ханства.










40

Казанское ханство: хозяйство, управление

1

Вопросы

  • характеризовать хозяйственные и культурные достижения жителей казанского ханства;

  • рассказывать об особенностях средневековой национальной культуре.










41

Культура Казанского ханства

1

Тест










42

Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 года

1

Схема

1497г. – принят Судебник.

  • характеризовать политику Ивана 3 Васильевича, Василия 3 Ивановича;

  • составлять схему «Система управления Московским государством в 15-первой половине 16в»;










43

Традиционный характер экономики

1

Вопросы

  • охарактеризовать экономику Российского государства










44

Повторительно-обобщающий урок.

1

Тестирование













Полезные ссылки по истории

Исторические карты

Материалы к уроку истории

  1. Исторические карты – данный сайт содержит карты по всеобщей истории (древний мир, средние века, новое время, XX век) и по истории России с VI по XX век)
    http://www.distedu.ru/mirror/_hist/lesson-history. narod.ru/map.htm

  2. Карты и навигация, адреса и телефоны – ссылки на сайты содержащие исторические и географические карты
    http://katori.pochta.ru/karta.html

  3. Атлас-фото – географический каталог фотопейзажей по континентам и странам. Полезен для поиска иллюстраций к урокам географии. Еженедельное обновление. Возможность получения списка новинок по электронной почте
    http://atlasphoto.iwarp.com/index-r.html

  4. Карты и схемы к трудам Л. Н. Гумилева и других историков
    http://gumilevica.kulichki.net/maps

  5. Русско-турецкие войны XVII – XIX вв. с историческими картами
    http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/098/300.htm

  6. История на RIN.ru – это карты и исторические материалы по древнему миру, средним векам, новому и новейшему времени, а также рассказы об историках, загадки истории, материалы по археологии, занимательные исторические факты, исторические личности и многое другое
    http://history.rin.ru

  7. Древние карты России, в том числе и отдельных ее регионов, и других стран (с XV по XX век)
    http://old-map.narod.ru

  8. Исторические карты на Абуссе с древнейших времен до средних веков, ссылки на другие аналогичные ресурсы
    http://abuss.narod.ru/Biblio/maps1.htm

  9. Российская Информационная Сеть - Карта России
    http://map.rin.ru

  10. Западная Европа – атласы и карты – справочные данные и сводные таблицы по региону
    http://schools.techno.ru/sch1529/buravkov/atlas

  11. Образование Киевской Руси – все о древнерусском государстве: лекционные материалы, карты, литература, источники
    http://oldru.narod.ru

  12. Сайт XIII век посвящен истории Запада (история южной Руси, Австрии, Пруссии и т. д.), Востока (Китай, монголы, Корея) и мир Ислама (крестовые походы и крестоносцы, османы, Ближний Восток) в период средневековья, источники и литература, исторические карты, солдаты и битвы XIII века, источники на латыни, ссылки на интернет-ресурсы по проблеме
    http://thietmar.narod.ru

  13. Сайт Москва неофициальная – название улиц и их история, старинные карты Москвы и многое другое
    http://in.msk.ru/rus/maps



  1. Российская национальная библиотека
    http://www.nlr.ru/

  2. Библиотека Санкт-Петербургского университета
    http://www.unilib.neva.ru/

  3. Центральная городская универсальная библиотека им. В. Маяковского
    http://www.pl.spb.ru/

  4. Национальная библиотека Карелии
    http://library.karelia.ru/

  5. Государственная публичная историческая библиотека России
    http://www.shpl.ru/

  6. Институт научной информации по общественным наукам РАН
    http://www.inion.ru/

  7. Новосибирская государственная областная научная библиотека ГПНТБ СО РАН .
    http://rstlib.nsc.ru/

  8. Методические рекомендации к учебнику В.А. Ведюшкина, Н.И. Шевченко «История средних веков» 6 класс.
    http://www.prosv.ru/ebooks/vedushkin_istoriya_6/index.htm

  9. ВТО: место в мировой экономике и опыт соседних стран
    http://www.iwep.kz/img/docs/26.pdf

  10. Институт развития гражданского общества и местного самоуправления
    http://www.c-society.ru/obj/main.php?ID=251866&ar2=30&ar 3=10

  11. Методические рекомендации по написанию рефератов и курсовых работ
    http://hse.perm.ru/faculty/vzf/files/kurs.pdf

  12. Московский модерн: городские особняки конца XIX - начала XX века
    http://www.miel.ru/Press/vybor/2003/01/8_03

  13. История Москвы
    http://kursy.rsuh.ru/istoria/moskva/moskva.asp?meni u=1&razdel=191

  14. Особняки королей московского модерна
    http://www.o-moskve.narod.ru/p26.html

  15. Паспорт культурной жизни регионов России в сети Интернет
    http://sputnik.mto.ru/Kultura/8.pdf

  16. Государственная Дума в начале XX века
    http://tssi.ru/navigator/INET/vyazgina.pdf

  17. Подбор ссылок на Интернет-ресурсы по теме История и культура Древней Месопотамии
    http://www.kulturaonline.ru/mir/kultura/mesopotam/mes opotam.htm

  18. Новые линии учебников по всеобщей и отечественной истории издательства «Просвещение»
    http://old.prosv.ru/club/club5_A1.shtml



Хронология и статистика




  1. Хронос - всемирная история в интернете предоставляет великолепную возможность всем желающим окунуться в хронологию отечественной и мировой истории, увидеть общие закономерности всемирно-исторического процесса, хронологию России по векам
    http://www.hronos.km.ru

  2. Этот день в истории – все о сегодняшнем дне, за всю историю человечества
    http://www.citycat.ru/historycentre

  3. Хронология и хронография. История науки и наука история (фоменкология) – альтернативная версия исторической хронологии и исторического процесса
    http://hbar.phys.msu.su/gorm/fomenko.htm

  4. Официальный сайт проекта «Новая хронология» (Носовский Г.В., Фоменко А.Т.)
    http://www.chronologia.org

  5. Россия в 1913 году – статистические материалы
    http://www.rus-sky.org/history/library/1913



  1. Сайт Хронология правления по странам и регионам
    http://alexhistory.narod.ru

  2. Философская хронология с древнейших времен до наших дней
    http://timeline.nm.ru

  3. Федеральная служба государственной статистики
    http://www.gks.ru

9.Всемирная география WGEO – статистические материалы со всего света
http://www.wgeo.ru