страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Рабочая программа по истории 4 класс На 2013-2014 учебный год Учитель начальных классов - страница №1/1
![]() Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Уренская средняя общеобразовательная школа №2 «Согласовано» «Утверждаю» зам.директора по УВР директор школы _________Т.И Веселова _______Г.АСироткина «____» ________2013 г. «___» _________ 2013 г.
Учитель начальных классов Панова Елена Александровна первой квалификационной категории 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по истории для 4 класса составлена на основе региональной авторской программы курса «Родная история» в 4 классе. Э.С.Иткин. Нижегородский институт развития образования – Нижний Новгород, 2010. Цель программы Цели регионального пропедевтического курса «Родная история» состоят в пробуждении у учащихся интереса к истории России и формировании представлений о ее основных событиях на протяжении более чем тысячелетнего периода – с IX до конца XIX века. Характерной чертой курса является его органичная связь с краеведением. Краеведческая тематика красной нитью проходит через весь учебный материал. Задачи курса: образовательные – сформировать у учеников конкретные представления об основных событиях российской истории; развивающие – сформировать начальные умения и навыки, необходимые для дальнейшего изучения истории в основной школе и старших классах; воспитательные – решать проблемы социализации учащихся, воспитывать гражданственность и любовь к Родине. Сроки и этапы реализации программы Программа реализуется в течение одного учебного года. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю)
- правильно показывать на карте территории, границы государств, города, места сражений, районы восстаний, реки, моря; - устанавливать последовательность и длительность исторических событий; - выделять главную мысль в отрывке учебного исторического текста; - описывать факты, события, жизнь и деяния выдающихся исторических личностей; - обобщать изученные факты, высказывать свое отношение к изучаемому, оценивать явления, объяснять употребляемые исторические термины; - сравнивать отдельные события, памятники культуры, положение различных слоев населения, выделять общее и различия, подтверждать выводы примерами; - образно, доказательно излагать изучаемый материал о важнейших событиях в жизни страны, края, бытие населения в разные времена Содержание учебного курса Введение (3 часа). Что такое история, и зачем ее надо изучать. Родина – мать. Муза истории Клио. «Отец истории» Геродот. Исторические источники (вещественные, письменные, прочие). Археология. Работа археологов. Скифские курганы.
Восточные славяне – предки русских, украинцев, белорусов. Природа, быт, занятия славян. Славянские боги и верования; язычество. Восточные соседи славян: варяги и кочевники. Происхождение слов Русь, Россия, русский. Былины – источник знаний о Киевской Руси. Что такое былина. Русские богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеше Попович. Князь и дружина. Владимир Красное Солнышко. Что рассказывают былины о занятиях русских людей. Крестьяне и купцы. Путь «из варяг в греки». Выгоды и опасности торговли. Повторительно-обобщающий урок.
Крещение Руси. Византия и Русь. Первые христиане на Руси. Принятие христианства на Руси. Развитие письменности. Кирилл и Мефодий –создатели славянской письменности. На чем и как писали в Древней Руси. Берестяные грамоты. Рукописные книги. Летописи и летописцы. Монастыри – центры грамотности и культуры. Киевский Печерский монастырь колыбель самой известной летописи «Повесть временных лет». Создатель «Повести» Нестор. Нижегородский монах Лаврентий. Лаврентьевская летопись. Как управлялась Русь. Волости. Очередной порядок наследования престола. Княжеские междоусобицы. Набеги половцев. Упадок Киева. Распад единого государства. Повторительно-обобщающий урок.
Северо-Восточная Русь. Угро-финские племена – северные соседи восточных славян. Расселение русичей в междуречье Оки и Волги. Формирование русской народности. Перенесение столицы из Киева во Владимир. Основание Москвы. Юрий Долгорукий. Основание Нижнего Новгорода. Юрий Всеволодович. Нашествие полчищ Батыя на Русь. Монголы. Монгольское войско. Завоевание монголов. Разгром Рязани. Покорение Руси. Борьба Новгорода со шведскими и немецкими рыцарями. Битва на Неве. Ледовое побоище. Александр Невский. Монгольское иго. Сбор дани баскаками. Выступление против монгольских притеснителей. Восстание в Нижнем Новгороде. Князь Дмитрий Иванович Донской и Сергий Радонежский. Объединение русских сил для отпора монголам. Куликовская битва. Ее значение. Повторительно-обобщающий урок.
Возвышение Москвы и образование единого Русского государства. Выгодное положение Москвы. Иван Калита – первый собиратель русских земель. Падение монгольского ига. Иван III – государь всея Руси. Царь и бояре. Дворяне и духовенство. Служба и быт дворян в XV – XVII веках. Духовенство черное и белое. Жизнь и быт крестьян, ремесленников, купцов в XV – XVII веках. Крестьяне и их закрепощение. Городские ремесленники и купцы. События XVI века. Иван Грозный. Опричнина. Федор Иванович – последний царь из рода Рюриковичей. Борис Годунов. Начало Смутного времени. Лжедмитрий. Россия на краю гибели. Подвиг Минина и Пожарского. Нижегородское ополчение и изгнание польских захватчиков. Избрание царем Михаила Федоровича Романова. Основные события XVII века. Восстание Степана Разина. Воссоединение Украины с Россией. Повторительно-обобщающий урок. Тема 5. Российская империя (XVIII – XIX века) (8 часов). Международное положение России к концу XVIIвека. Оторванность страны от морей. Детство Петра I. Военные забавы Петра в юности и основание русских армий и флота. Начало Северной войны. Полтавская битва. Окончание войны. Провозглашение России империей. Петровские преобразования. Петр Великий. Строительство Санкт-Петербурга. Петербург – столица империи. «Золотой век» дворянства. Екатерина II. Развитие России в годы ее правления. Экономика, культура. Расширение прав дворян. Бесправное положение крестьянства. Апофеоз крепостничества. Восстание под руководством Емельяна Пугачева. Отечественная война 1812 года. Император Наполеон Бонапарт. Начало войны. Что такое Отечественная война. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим. Александр I. Бородинская битва. Военный совет в Филях. Французы в Москве. Партизаны. Отступление и гибель «великой армии». Победа России в войне – подвиг армии и народа. Крепостничество – тормоз развития страны (сельского хозяйства, промышленности и торговли). Крымская война и ее итоги: необходимость отмены крепостного права. Александр II. Отмена крепостного права в 1861 году. Труд и быт крестьян и рабочих после отмены крепостного права. Экономическое развитие страны в пореформенный период. Борьба рабочих за улучшение экономического положения. Морозовская стачка. Нижний Новгород в конце XIX века. Сормовский завод. Нижегородская ярмарка. Нижний Новгород – «карман» России. Жизнь города: купечество, горожане, босяки. Главные улицы Нижнего: Большая Покровская, Рождественская, Ильинская и другие. Места, связанные с детством А.М.Горького. Волжский Откос. Повторительно-обобщающий урок. Формы и средства контроля Проверочные работы, тесты, устный опрос, письменные работы в тетради с печатной основой. Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа
Тематическое планирование по Родной истории (1 час в неделю – 34 часа) Учебник: Э.С. Иткин, А.В. Седов «Родная история» 4 класс НИРО Н.Новгород, 2011год, рабочая тетрадь 2011год Всего: 34 часа (1 час в неделю)
|