Рабочая программа по историческому краеведению для 7 класса на 2014-2015 учебный год Составлена на основе Программы курса «Историчес - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по истории России для 9 класса на 2014-2015 учебный... 1 273.15kb.
Учебники по курсу Разделы программы курса Литература Мельникова И. 1 152.08kb.
Рабочая программа по Истории в 9 классе на 2013-2014 учебный год... 3 1018.23kb.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих... 1 290.78kb.
Физика. 10 класс 1 26.98kb.
Рабочая программа по музыке для обучающихся 1 класса на 2013-2014... 1 112.69kb.
Рабочая программа по иностранному языку (английский) 9 класс на 2013... 4 1504.6kb.
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный... 1 803.66kb.
Рабочая программа составлена в 2013 г. Пояснительная записка. 1 241.46kb.
Рабочая программа по литературе для 11 класса домашнее обучение 1 490.09kb.
Программа по истории Кольского Севера составлена на основе программы... 6 2547.7kb.
Кружок: «Феномен православной святости» для 5-11 классов 1 301.03kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по историческому краеведению для 7 класса на 2014-2015 учебный - страница №1/2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Рассмотрено Принято Утверждено

на заседании ШМО на заседании приказом директора школы учителей истории и педагогического совета от 08.09.2014 № 560С

Протокол от 29.09.2014 №1

обществоведческих

дисциплин

МБОУ СОШ № 8

Протокол от 29. 08. 2014 № 1



Рабочая программа

по историческому краеведению для 7 класса

на 2014-2015 учебный год

Составлена на основе Программы курса «Историческое краеведение с древнейших времен до начала XX века» для общеобразовательных учреждений. Г. Б. Гречухин, ГОУ ДПО Нижегородский институт развития образования, Нижний Новгород, 2011 г.

Книга для учащихся: Наш край. Нижний Новгород.: Книги, 2011 г.

Автор-составитель:

Савельева А.М.

учитель истории,

обществознания

Кстово


2014 г.

Содержание

1.Пояснительная записка: с. 2

- цели обучения

- место предмета

2. Распределение учебных часов по разделам программы. с. 3

3. Требования к уровню подготовки обучающихся к окончанию 7 класса. с. 4

4. Используемый учебно-методический комплекс. с. 4

5. Календарно-тематическое планирование. с. 5-14

6. Литература. Методические пособия для учителя. с. 15

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по историческому краеведению для 7 класса составлена на основе Программы курса «Историческое краеведение с древнейших времен до начала XX века» для общеобразовательных учреждений. Г. Б. Гречухин, ГОУ ДПО Нижегородский институт развития образования, Нижний Новгород, 2011 г. В 7 классе изучается история Нижегородского края с древнейших времен до конца XVIII века.

Рабочая программа отражает базовый уровень подготовки обучающихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам, определяет объем освоения, элементы содержания образования и требования к уровню подготовленности обучающихся. Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Основные цели обучения:

- расширение и систематизация знаний учащихся по истории Нижегородского края;

-формирование социально-значимых, духовно-нравственных и патриотических ценностей;

- воспитание чувства гордости за дела и подвиги своих земляков-нижегородцев, за их вклад в культурное наследие Родины, за подвижничество, за любовь к Отечеству;

- применение полученных знаний и умений в общественной жизни и в быту.

Место предмета

Историческое краеведение – вспомогательная историческая дисциплина, призванная помочь более глубоко понять общероссийское, углубляя конкретно-исторические и краеведческие знания. Она отражает общероссийские тенденции, включает историю Нижегородского края в контексте истории России. На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год.

2

2.Распределение учебных часов по разделам программы

Введение – 1 час

Наш край в древности. Первые сведения из истории края - 4 часа

Великое Нижегородско-Суздальское княжество (1341-1392 г.г.) – 2 часа

Наш край в составе Московского государства - 4 часа

Нижегородский край в XVII в. - 9 часов

Нижний Новгород и Нижегородская губерния в эпоху реформ Петра I преобразований Екатерины II (XVIII в.) – 11 часов

История Кстовского района – 2 часа

Повторение -3 часа (по 1 часу в двух разделах, итоговое - 1 час)

Резервный урок – 1 час

3

3. Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 7 класса

Обучающиеся должны в результате изучения курса:

Знать-Понимать:

- историю Нижегородского края в изученный исторический период, ее место и роль отечественной истории.

Уметь:
- самостоятельно анализировать, оценивать факты и события истории родного края, углублять свои исторические знания;

- уметь вести диалог, выступать с сообщениями, презентациями;

- участвовать в групповых формах работы;

- освоить навыки самостоятельной работы с различными историческими источниками;

- определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;

- осуществлять самоконтроль и самооценку;

- использовать различные источники информации;

- применять полученные знания и умения в общественной и повседневной жизни



4. Используемый учебно-методический комплекс

1. Программа курса «Историческое краеведение с древнейших времен до начала XX века» для общеобразовательных учреждений. Г. Б. Гречухин, ГОУ ДПО Нижегородский институт развития образования, Нижний Новгород, 2011 г.

2. Книга для учащихся: Наш край. Нижний Новгород.: Книги, 2011 г.

4

5. Календарно-тематическое планирование





Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Домашнее задание

Дата проведения

в 7а классе


Дата проведения в 7б классе

1.

Введение

1

Лекция с элементами беседы

Место и роль Нижегородского края в истории России. Периодизация, основные этапы и особенности истории Нижегородского региона.

Знать место и роль Нижегородского края в истории России, периодизацию, основные этапы и особенности истории Нижегородского региона

сочинение

План. Факт.

План. Факт.

Раздел 1. Наш край в древности. Первые сведения из истории края (4 часа)

2.

Археологическое прошлое Нижегородского края

1

Лекция с элементами беседы

Природно-климатические условия Русской равнины и их влияние на хозяйство и культуру. Понятие «археология», «археологический памятник», «археологическая культура», «Повесть временных лет», о древних жителях края.

Умение работать с источниками, исторической картой

Стр. 43-49







3.

Городец на Волге-древнейший русский город Нижегородского края

1

Комбинированный урок

Владимиро-Суздальская Русь и Волжская Булгария. Основание древнего Городца. Разорение Городца(1238г). Сказание о невидимом граде Китеже». Александр Невский и Городец Волжский

Самостоятельно готовят сообщение по заданной теме

Стр. 50-52







4.

Основание Нижнего Новгорода

1

Комбинированный урок с элементами дискуссии и дебатов

Спорные проблемы основания города. Роль и место Нижнего Новгорода в системе городов Северо-Восточной Руси.

Умение формулировать свое мнение, принимать участие в обсуждении

Стр. 55-60







5.

У истоков Нижегородского Поволжья

1

Урок-конференция

Юрий Всеволодович , битва на р. Сити, Александр Невский и наш край», Василько Константинович - князь Ростовский

Умение изучать исторические источники, анализировать, обобщать

Стр. 62-67







Раздел 2. Великое Нижегородско-Суздальское княжество ( 1341-1392 г.г.) (2 часа)

6.

Соперничество Москвы и Твери за Владимирский великий стол

1

Урок-лекция

Выделение особого Великого Нижегородско-Суздальского княжества из владимирских земель. 1341 г. - утверждение (ханом Узбеком) первым великим Нижегородско-Суздальским князем Константина Васильевича. Ослабление позиций Москвы(1341-1355 г.г.)

Анализировать и обобщать исторические явления

Стр. 68-70







7.

Основные периоды истории Великого княжества Нижегородского

1

Урок-лекция с элементами сообщения

Возвышение Нижегородской земли (1341-1365г.г.). Феофан Грек . Период единения с Москвой. Сергий Радонежский», Пьянское побоище. Разорение Нижнего Новгорода Арап-шахом. Нижегородцы на Куликовом поле 1380г. Упразднение Великого княжества.

Составлять и анализировать таблицу, работать с документами, обобщать события и явления

Стр. 70-72







Разделы 3. Наш край в составе Московского государства (4 часа)

8.

Нижегородский край в XV веке: пора утрат и начало возрождения

1

Комбинированный урок

Разорение Нижегородского Поволжья полчищами Эдигея(1408г.). Битва под Лысково (1411 г.). Основание Макарьев-Желтоводского монастыря (1435 г.). Нижегородское Поволжье–форпост борьбы с Казанским ханством.

Работать с документами, составление плана по тексту

Стр. 119-121, вопросы







9.

XVI век : под стягами Москвы

1

Комбинированный урок

Обострение взаимоотношений Казанского хана и Москвы. Угроза со стороны Казани. Разгром торга на Арском поле. Военный поход казанцев и ногаев на Н. Новгород. Снятие татаро-ногайской осады города.

Обобщать события, явления, делать выводы

Таблица







10.

Нижний Новгород в системе обороны Русского централизованного государства.

1

Урок-конференция

Начало строительства Нижегородского каменного кремля. «500-летие Нижегородского Кремля». Система обороны города: кремль, Малый острог, Большой острог, Осады города (1521,1534,1536,1537,1541 г.г.) Крепости Стародуба и Темникова, Балахны и Васильсурска

Самостоятельно подготовить сообщения по заданной теме

Сообщения, презентации







11.

Нижегородский край в эпоху Ивана IV Васильевича Грозного

1

Лекция с элементами беседы

Нижний Новгород и Нижегородский край в период Казанских походов Ивана IV. Нижегородские легенды и предания о походах Ивана Грозного. Падение Казани. Присоединение Астрахани, Черемисские войны Арзамас и Балахна - центры самостоятельных уездов Нижегородского края. Балахна и Заузольская волость в составе опричнины Ивана Грозного.

Знать основные события, даты

Вопросы







Раздел 4. Нижегородский край в XVII в.(9 часов)

12.

Смута и Нижегородский край

1

Комбинированный урок

Династический кризис. Неурожай. Голод. Феномен самозванства. Нижегородцы и «тушинские воры». Участие нижегородцев в Первом ополчении Прокопия Ляпунова. Падение Смоленска (1611г.)

Знать основные события, даты, участников, работать с картой, текстом

Стр. 84-86, сообщения, презентации







13.

Великое дело К. Минина и Д. Пожарского

1

Урок-конференция

Патриарх Гермоген и Русская православная церковь в эпоху Смуты, путь Второго ополчения на Москву, освобождение Москвы. Минин и Пожарский - освободители земли русской.

Знать основные события, даты, участников, работать с картой, текстом

Стр. 87-93







14.

Социально-экономическое и культурное развитие Нижегородского Поволжья в «бунташном» XVII в.

1

Комбинированный урок

Возрождение Нижегородского Поволжья после Смуты. Нижний Новгород, Арзамас, Балахна - крупнейшие промышленные центры России. Начало Макарьевской ярмарки. Зарождение старообрядчества. Нижегородский край в восстании Степана Разина.

Обобщать события и явления, делать выводы, давать характеристику преобразованиям

Вопросы







15.

Города и посады Нижегородского Поволжья, Нижнего Новгорода в 17 в.

1

Урок-практикум

Нижний Новгород и новые тенденции хозяйственной жизни XVII века». Гражданское управление-«столы»-канцелярия: денежный, ссудный, поместный, ямской, губной

Давать характеристику новым тенденциям хозяйственной жизни и выявлять их. Работать с документами

Вопросы







16.

Промышленная Балахна

1

Комбинированный урок

Балахнинское усолье как производство мануфактурного типа. Отрабатываются понятия «мануфактура», «мануфактурное производство».

Работать с документами, анализировать

Стр. 421,







17.

Арзамас в XVII в.

1

Урок-лекция

Арзамас – торгово-промышленный, торгово-ремесленный центр. Арзамас в Крестьянской войне Степана Разина.

Выявлять новые черты развития экономики

Стр. 420







18.

Макарьевская ярмарка

1

Комбинированный урок

Возобновление Макарьевского монастыря на Волге (1620г). Инок Аврамий. Географическое положение монастыря. Государственная поддержка монастыря. Архитектурный ансамбль Макарьев-Желоводского монастыря XVII- начала XIX века.

Определить художественные достоинства архитектурного ансамбля

Стр. 190-193. Описание иллюстраций







19.

Нижегородчина и церковный раскол

1

Комбинированный урок, урок-дискуссия

Никита Минич-Никон. Московский кружок «благолюбцев»(ревнителей древнего благочестия). Стефан Вонифатьев. 1652 г.- начало патриаршества Никона. Начало реформ Никона. Старообрядцы . Аввакум Петров- духовный лидер ревнителей древнего благочестия. Первые скиты старообрядцев. Репрессии староверов. Дело патриарха Никона.

Уметь вести дискуссию, диалог, характеризовать личности

Стр. 130-134







20.


Нижегородский край в XVII в.

1

Повторительно-обобщающий урок

Политическое и экономическое развитие Нижегородского края в XVII в.

Выявлять общеисторические закономерности, обобщать события, явления

Повторить основные события, даты







Раздел 5. Нижний Новгород и Нижегородская губерния в эпоху реформ Петра I преобразований Екатерины II (XVIII) (11 часов)

21.

Рождение губернии Нижегородской

1

Комбинированный урок

Государственная перестройка при Петре I. Создание особой Нижегородской губернии ( 1708,1714,1719 г.г.). Первые нижегородские губернаторы, бургомистры, их функции. Новая губернская реформа (1755 г.).

Знать обстоятельства рождения губернии Нижегородской, работать с документами

Схема, сообщения







22.

Петр I в Нижнем Новгороде

1

Урок-лекция

Нижний Новгород в эпоху Петра I. Посещение Нижнего Новгорода Петром I. Корабельное дело в России. Сборное строительство морских судов к XVIII в.

Иметь представление о Нижнем Новгороде в эпоху Петра I

вопросы







23.

Питирим и нижегородское старообрядчество

1

Комбинированный урок

Нижегородский край - центр старообрядчества. Основные течения старообрядцев.

Характеризовать сущность церковного раскола, деятельность Питирима

Стр. 135-138







24.

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева в Нижегородской губернии (1773-1774г)

1

Комбинированный урок

Рассмотреть особенности крестьянской войны на территории края. Значение и последствия войны.

Работать с исторической картой и документами, анализировать события

таблица







25.

Нижегородское наместничество (1779-1796гг)

1

Урок-лекция

Указ Екатерины II «Об открытии Нижегородского наместничества и о составлении очага из 13 уездов» (1799 г.)

Работать с документами

Вопросы







26.

Социально-экономическое развитие Нижегородского наместничества

1

Урок-лекция

Административно-территориальное деление Нижегородской губернии. Наместническое чиновничество.

Объяснять термины и понятия, иметь представление о реформах

Вопросы







27.

Города, промышленность ремесла, торговля. Расширение сети городов в Нижегородском Поволжье

1

Урок-лекция

Города, промышленность ремесла, торговля. Расширение сети городов в Нижегородском Поволжье.

Иметь представление о расширении сети городов, развитии ремесел

Вопросы, сообщения







28.

Формирование Приокского горного округа- «Малого Урала». Промышленники Баташевы

1

Комбинированный урок

Обстоятельства формирования Приокского горного округа. История промышленников Баташевых

работать с текстом, делать выводы

Сообщения, презентации







29, 30.

Нижегородская наука, образование и культура в эпоху «просвещенного абсолютизма»

2

Уроки-конференции

И. П. Кулибин, Я. А. Ананьев, Н. И. Лобачевский, Я. В. Орлов, Д. С. Доманскин-Руднев

Самостоятельный поиск информации, исследовательская деятельность

Стр. 169-173







31.


Нижний Новгород и Нижегородская губерния в эпоху реформ Петра I преобразований Екатерины II (XVIII)


1

Повторительно-обощающий урок


Политическое и экономическое развитие Нижегородского края в XVIII в.

Выявлять общеисторические закономерности, обобщать события, явления

Повторить основные события, даты







32.

Итоговое повторение по всему курсу

1

Повторительно-обощающий урок





Определять основные события курса, выполнять творческие задания.


эссе







33, 34.

История Кстовского района

2

Объяснение исторического материала, комбинированный урок

Кстовская земля до конца XVIII в.

Знать основные события истории Кстовской земли в данный период

Таблица







35.

Резервный урок

1



















следующая страница >>