Рабочая программа по искусству для 8 классов - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по искусству родного края для 8 классов 1 345.78kb.
Рабочая программа по музыкальному искусству за курс 5, 6,7 классов 1 218.69kb.
Рабочая программа по искусству 8- 9классы учитель: Колесникова Светлана... 1 350.35kb.
Программа по изобразительному искусству для 5-7 классов на 2013-2014... 2 411kb.
Рабочая программа по искусству (музыка) для 7 класса мбоу «Красноярская... 1 281.12kb.
Рабочая программа по искусству для 9 класса составлена на основании... 1 132.48kb.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса 2 630.3kb.
Рабочая программа по музыке для 5 класса учителя Яковлевой Тамары... 2 679.83kb.
Рабочая программа по литературе для 11 классов 2 467.66kb.
Рабочая программа по дополнительному образованию курса «Немецкий... 4 1587.55kb.
Образовательная программа для 4-6 классов детских школ искусств Екатеринбург... 1 22.98kb.
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе... 1 31.21kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по искусству для 8 классов - страница №1/1

ГОУСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ –

«СИБИРСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС им. А.И. ПОКРЫШКИНА»
_рабочая программа подписи.jpg
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСКУССТВУ

для 8 классов



Составитель программы:

Костицына Дарья Альбертовна,

учитель русского языка и литературы

Новосибирск

2013 – 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

Рабочая учебная программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на 2 года обучения в 8 – 9 классах. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2011 год.

Данная программа разработана в соответствии учебным планом образовательного учреждения в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Подача учебного материала предоставляется учителю музыки и изобразительного искусства по темам согласно тематическому плану. Данная программа разработана на основе федеральных государственных стандартов общего образования, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на два года обучения — в 8 и 9 классах. В соответствии учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 70 часов (из расчета 1 час в неделю).

Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.


Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

— воспитание художественного вкуса;

— приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного самообразования.


Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.



Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.



Результаты освоения программы «Искусство»

Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:


  • освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;

  • знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

  • устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

Ученики, освоившие данный учебный курс научатся:

• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:


  • сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

  • работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

  • культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Отличительные особенности программы

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Межпредметные связи.

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.



Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа

- конкурс

- викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя


Формы контроля:
- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест
Требования к уровню подготовки учащихся:

Выпускники научатся:

• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.


Личностными результатами изучения искусства являются:

  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

  • оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:

- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.


Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:

- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.


Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:

Обучение искусству в школе должно обеспечить учащимся возможность:



  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.

Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.

Учебно-тематический план.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала




Содержание

Кол-во часов

Искусство в жизни современного человека.

3

Искусство открывает новые грани мира.

7

Искусство как универсальный способ общения.

8

Красота в искусстве и жизни.

11

Прекрасное пробуждает доброе.

8

Всего

36

Программа рассчитана на 36 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ - 33; уроков-бесед – 1; обобщающих работ - 1.
Содержание программы «Искусство 8-9 класс».
8 класс.

Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Примерный художественный материал:

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).


  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.



Примерный художественный материал:

Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Примерный художественный материал:

Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).


  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Примерный художественный материал:

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.

Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).


  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов.


Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.


Исследовательский проект.

  • Художественно-творческая деятельность:

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).
Перспективно-тематическое планирование уроков по учебному курсу «Искусство»

п/п

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

или

виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дом.

задание

Дата проведения

I четверть. Раздел 1: «Искусство в жизни современного человека» (3 часа).

1

Искусство вокруг нас.

1

Вводный

Воспринимать произведения искусства, смысл художественного образа.

Индивидуальный


- представлять место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества,

-различать виды, стили и жанры искусства,

-жанры народной и профессиональной музыки.








2,3

Художественный образ–стиль-язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное

2

Интегрированный

Слушание музыкальных фрагментов.

1 урок: Графика. Дон Кихот,



герцог и герцогиня.

2 урок: Слушание Симфонии В.А.Моцарта №40 (1часть).



Живопись «Натюрморт с атрибутами науки».


Индивидуальный


-воспринимать художественные произведения разных видов искусства,

-выражать своё отношение к ним,

-понимать специфику худ. образа в разных видах искусства.


Компьютерная презентация «Пейзаж в лирике, музыке, живописи».





Раздел 2: «Искусство открывает новые грани мира» (7 часов)

4,5

Искусство раскрывает о красоте Земли. Литературные страницы.

Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись. Зримая музыка.



2

Интегрированный

1 урок: Просмотр компьютерной презентации «Пейзаж в лирике, музыке, живописи».

2 урок: фрагменты А.Вивальди и П.Чайковского



Изобразить пейзаж исходя из вызванных чувств.

Индивидуальный


- уметь анализировать и понимать изображение пейзажа,

-выражать разные эмоциональные состояния при создании этюдов,

-подбирать музыкальные произведения созвучные с картинами.


Компьютерная презентация «Жанр портрета в культуре разных времён»





6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

1

Интегрированный

Просмотр компьютерной презентации «Жанр портрета в культуре разных времён»

Портрет в графике.

Индивидуальный


- виды портретов, автопортрет,

-наблюдать жизненные явления и сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.



Чтение отрывка из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (ночной разговор Сони и Наташи)




7,8

Портрет в искусстве России.

Портреты наших великих соотечественников.

Как начиналась галерея.


2

Интегрированный

1 урок: Чтение отрывка из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (ночной разговор Сони и Наташи) как диалог по ролям. Зарисовка эскизов костюмов и декораций.

2 урок: Изображение детей в русском искусстве.



Индивидуальный


- сопоставлять язык различных направлений портретной живописи,

-определять выразительность линии, цвета, ритма, колорита.




Просмотр эпизодов фильма С.Эйзенштейна «Александр Невский»




9

Музыкальный портрет. Александр Невский.

1

Интегрированный

Слушание фрагментов произведений В.М.Моцарта, С.Прокофьева, А.Бородина, Б.Тищенко, Ж.Бизе и Р.Щедрина, А.Шнитке и В.Кикты. Фрагмент из контаты С.Прокофьева «Александр Невский». Выполнить эскизные зарисовки портретов прослушанных музыкальных персонажей. (Портрет А.Невского)

Индивидуальный


-закреплять знания музыкального фольклора,

устного народного творчество (поэтический фольклор).




Чтение трагедии «Моцарт и Сальвери» А. Пушкина.




10

Портрет композитора в литературе и кино.

1

Интегрированный

Просмотр иллюстраций из трагедии «Моцарт и Сальвери» А.Пушкина. Просмотр фрагментов фильма «Амадей».

Зарисовка понравившегося портрета. (Моя любимая мам, моя любимая бабушка)




-знакомиться с современными обработками и аранжировками классических музыкальных произведений.

-образы природы и быта,

-создание средствами искусства модели построения мира.








Раздел 3: «Искусство как универсальный способ общения» (8 уроков)

11

Мир в зеркале искусства.

1

Интегрированный

Просмотр произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей архитектуры.

Зарисовка понравившегося памятника.

Индивидуальный


- понимать роль искусства в жизни человека и общества,

- воспринимать произведения разных видов искусства,

-архитектурные стили в русском зодчестве XVII- XIVв. (византийский стиль, барокко, ампир, классицизм)


Подготовить реферат о культурном объекте своего края.




12,13

Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода- искусство общения. Как происходит передача сообщения в искусстве?

2

Интегрированный

1 урок: Защита рефератов о культурных объектах своего края.

2 урок: произведения П.Чайковского Просмотр эмблем различных конкурсов (с интернета).



Зарисовка афиши международного конкурса «Золотая маска»

Индивидуальный


-прочитывать информацию, заключённую в памятниках культуры,

-раскрывать специфику искусства и его особенности как универсального способа общения,










14

Искусство проводник художественной энергии. Знаки и символы искусства.

2

Интегрированный

1 урок: Знаки и символы в кинематографе.

2 урок: Изображение натюрморта, в котором языком символов и знаков рассказывали о каком либо событии в жизни.



Индивидуальный


-использовать опыт художественно – творческой деятельности.









15

Художественные послания предков. Разговор с современником.

1

Интегрированный

Просмотр фрагментов фильма режиссёра А.Тарковского «Андрей Рублёв»

Зарисовка Троицы.

Индивидуальный


- знать росписи, мозаики и миниатюры, графики и живопись, карикатуру,

-понимать значение классического и современного искусства,

-знать символику основных религиозных обрядов.








16

Символы в жизни и искусстве.

1

Интегрированный

Г.Свиридов «Тройка». Просмотр фрагментов кинофильма «Метель».

Зарисовка символа Нового года - Деда Мороза.

Индивидуальный


-участвовать в различных видах художественно- исполнительской деятельности,

-знать музеи мира,

- анализировать синтетический характер кинообразов, роль музыки в ритминизации действия,








17

Музыкально- поэтическая символика огня.

1

Интегрированный

Симфоническая поэма Скрябина «Прометей»

Зарисовка Прометея

по воображению.

Индивидуальный


- сравнивать содержание и эмоциональный строй художественных переводов,

- различать образную символику кинофильмов, экранизацию опер, балетов, мюзиклов.



Реферат «Образы солнца, огня в литературе, живописи и музыке»




Раздел 4: «Красота в искусстве и жизни.» (11 часов)

18

Что есть красота.


1

Интегрированный

Слушание музыкальных произведений.

Зарисовка Сакуры.

Индивидуальный


- различать объекты и явления реальной жизни и их образы,

-объяснять их отличие друг от друга,

-различать отечественное и зарубежное искусство.








19,

20


Откровение вечной красоты. Застывшая музыка.

2

Интегрированный

1 урок: Слушание старинных песнопений и романсов, в которых воплощён образ «Девы Марии». Григорианский хорал «Ave, MariaП.Чайковского и С.Рахманинова.

Зарисовка иконостаса.

2 урок: фрагменты русской и западноевропейской духовной музыки. Зарисовка церкви Покрова на Нерли.



Индивидуальный


-понимать общее и особенное в произведениях ИЗО искусства,

- различать символы красоты: скульптурный и живописные портреты, икона,

-устанавливать образно-ассоциативные связи между памятниками архитектуры,

-создавать композицию на заданную тему на плоскости.









21,22,23

Есть ли у красоты свои законы.

3

Интегрированный

В.А.Моцарт «Симфония № 40 часть 1» или Ф.Шуберта «Неоконченная симфония»

1 урок: «Спортивный праздник»

2 урок: «Дискотека»

3 урок: «Времена года».



Индивидуальный


-знать понятия композиция, гармония, ритм, симметрия,

-наблюдать за развитием музыки,

-понимать значение контраста в создании гармонии.








24,

25


Всегда ли люди одинаково понимали красоту.

2

Интегрированный

Фрагменты инструментальной музыки.

1 урок: зарисовка театральных костюмов.

2 урок: зарисовка своего портрета в образе идеального человека. Пером и тушью.


Индивидуальный


-выбирать и использовать различные художественные материалы.

-понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях,

-выражать женские образы в произведениях художников.








26

Великий дар творчества: радость и красота созидания.

1

Интегрированный

Слушание музыкальных произведений.
Композиция «Город»

Индивидуальный


- подбирать музыкальные произведения, соответствующие времени,

- мастерство исполнительских интерпретаций классической и современной музыки.









27

Как соотносятся красота и польза.

1

Интегрированный

Слушание музыки, насыщенной элементами повседневной жизни.

«Семья крестьянина».

Индивидуальный


-видеть красоту современного человека и в рисунке, литературе, скульптуре, фотографии, красоту состояния природы.

-реалистическое и абстрактное изображение коллажа.









28

Как человек реагирует на явления в жизни и в искусстве.

1

Интегрированный

Д.Шестакович «Симфония №8 часть 3»

Абстрактная композиция «Герника»

Индивидуальный


- различать жанры искусства,

-понимать символов культуры,

-знать специфические особенности языка.








Раздел 5: «Прекрасное пробуждает доброе» (8 часов)

29,

30,


31,

32


Преобразующая сила искусства.

4

Интегрированный

Народные сказки, мифы, легенды.

Плакат на тему ВОВ.

Слушание музыки, устная передача своих впечатлений.

-размышлять о произведениях искусства, выявляя жизненные проблемы,

-создавать эскизы плаката,

-составлять программы концертов,

-участвовать в презентации , раскрывая нравственно- эстетические, гражданско - патриотические идеалы.









33,34,35,

36


Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка»

4

Интегрированный

Н.Римский- Корсаков, П.Чайковский «Снегурочка».

Истоки образа Снегурочки, варианты сказок, пьес и опер.

1 урок: разработка проекта.

2 урок: разработка проекта.

3 урок: разработка проекта.

4 урок: презентация проекта в рамках класса.



Слушание музыки, устная передача своих впечатлений, выступления учащихся.

-разрабатывать художественную идею и замысел совместного проекта,

-определить свою роль в проекте,

-общаться и взаимодействовать в процессе подготовки,








Методический фонд.

  • Репродукции картин разных художников.

  • Муляжи для рисования

  • Серии фотографий и иллюстраций природы.

  • Фотографии и иллюстрации животных.

  • Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)

Литература и средства обучения

Учебно-методическое обеспечение

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана
Программы «Искусство 8-9 классы» Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская М. Просвещение 2011
Программы общеобразовательных учреждений. Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство. 5-9 классы», М. Просвещение 2005.

Неменской Б.М. Программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, М. Просвещение 2005.



а) основная литература:

О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5. 03.2004 № 1089. - на сайте www . ed . gov . ru .



Оросова Т.В. Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, -Волгоград: Учитель, 2005.

б) дополнительная литература для учителя

П.П. Жемчугова «Изобразительное искусство. Иллюстрированный словарик школьника.» Санкт- Петербург 2006г. П.П. Жемчугова «Архитектура. Иллюстрированный словарик школьника.» Санкт- Петербург 2006г. Л.В. Компанцева «Поэтический образ природы в детском рисунке» Москва «Просвещение» 1985г.