Рабочая программа по географии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по географии составлена на основе Федерального... 1 381.92kb.
Учитель Лазарева Ирина Михайловна пояснительная записка рабочая программа 5 1394.13kb.
Рабочая программа по английскому языку для 9 класса составлена на... 2 353.1kb.
Рабочая программа составлена в 2013 г. Пояснительная записка. 1 241.46kb.
- 1 568.7kb.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного... 1 109.85kb.
Рабочая программа по литературе разработана на основе примерной программы... 1 264.49kb.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе 2 527.49kb.
Учебники: «История Средних веков» 2 328.32kb.
Учебного предмета «Физика» для 8А, 8Б классов составлена на основе... 1 23.22kb.
Учебного предмета «Физика» для 7А, 7Б классов составлена на основе... 1 22.73kb.
Десантно штурмовой краснознаменной ордена 1 117.4kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по географии составлена на основе Федерального компонента государственного - страница №1/2


УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ СОШ № 10

г. Сызрани

_______И.В.Рущак

Приказ №______ от__ 2013г


СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

__________ В.В.Ларик

Протокол МС № 1 от

«__»._______ 2013г


Рассмотрено на

заседании МО

__________ /Т.В.Петишкина

протокол № 1

«__»._______ 2013г


Рабочая программа

Предмет: география

Класс: 9 А,Б

Учитель: Варламова Н.Н.

Количество часов всего: 68

В неделю: 2

Составлено на основе (программа, автор программы, год):

География. Программа 6-11 классы для общеобразовательных учреждений. География России. Население и хозяйство. 9 класс. Автор В.П. Дронов – М.: Дрофа, 2011.

Учебники:

В.П. Дронов, В.Я. Ром География: население и хозяйство России. 9 класс - М: Дрофа, 2007. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

г. Сызрань

2013 - 2014 учебный год



География России.

(8 - 9 классы, 136 часов: 8 класс - 68 часов, 9 класс – 68 часов)

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Используемые программы:

1. Примерная программа основного общего образования по географии «География Земли»

2. География. Программа 6-11 классы для общеобразовательных учреждений. География России. Население и хозяйство. 9 класс. Автор В.П. Дронов – М.: Дрофа, 2011.

В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый — традиционный, предусматривающий раздельное изучение природы и хозяйства. Второй подход — комплексно-страноведческий.

Общими для обоих вариантов будут цели и задачи курса, планируемые результаты обучения, обязательная номенклатура. Различными — пути, обеспечивающие достижение поставленных целей и планируемых результатов обучения, последовательность и принципы изложения учебного материала.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» завершает блок основного общего образования в средней школе.

Главные цели данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.

Основные задачи курса — формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства; показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально-экономических проблем России и ее регионов; формирование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации; создание образа своего родного края.


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «География России» ученик должен:

знать/ понимать

• основные географические понятия и термины: федерация, государственная территория, экономическая зона, континентальный шельф, экономико-географическое положение, геополитическое положение, местное время и поясное время, циклон, антициклон, мелиорация, рациональное природопользование, естественное движение населения, миграция, экономически активное население, трудовые ресурсы, агломерация, природные ресурсы, природно-ресурсный потенциал, ресурсная база, хозяйство страны, предприятие, отрасль хозяйства, межотраслевой комплекс, отраслевая и территориальная структура хозяйства, кооперирование, специализация, транспортная система, транспортный узел, грузооборот, пассажирооборот, экономическая интеграция;

• различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

• результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

• географические явления и процессы в геосфере, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

• географическую зональность и поясность;

• различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;

• связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных территорий;

• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации;

• особенности природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации;

• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;

• меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

• выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;



• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

• приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России;

• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

• для определения поясного времени;

• для чтения карт различного содержания;

• для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.

УМК:

Учебник: В.П. Дронов, В.Я. Ром География: население и хозяйство России. 9 класс - М: Дрофа, 2007. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Географический атлас. 9 класс – М.: Дрофа, 2007

Сиротин И.В. Рабочая тетрадь по географии. 9 класс. – М.: Дрофа, 2010.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение. (1)

Что изучает экономическая и социальная география.



Требования к уровню подготовки учащихся

Знать

- источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.



Раздел 1.

Общая часть курса.

Тема 1. Политико – государственное устройство РФ. Географическое положение России. (2)

Основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории. Субъекты РФ, их различия.



Требования к уровню подготовки учащихся

Знать: специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации.

Уметь:

составлять; краткую географическую характеристику территории России на основе разнообразных источников географической информации и форм её представления.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для чтения карт различного содержания.

Тема 2. Население РФ. (7)

Численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности года России, городские агломерации, география народов и религий страны. Миграция, эмиграция, депортация, иммиграция. Города, типы населённых пунктов, зоны расселения. Трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать: географические термины и понятия: человеческий потенциал страны, численность, размещение, естественное движение населения, направления и типы миграции, половой и возрастной состав населения, городское и сельское население, основная полоса расселения, народы и основные религии России, роль крупнейших городов в жизни страны.

Уметь:

анализировать; карты населения страны, половозрастные пирамиды, особенности расселения.

выявлять; территориальные аспекты межнациональных отношений, определять; основные показатели, характеризующие население страны и её отдельные территории.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для адаптации человека к условиям окружающей среды, её влияния на формирование культуры народов.



Тема 3. Географические особенности экономики РФ. (3)

Структурные особенности экономики России. Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Особенности экономических систем. Цикличность развития экономики. Проблемы современного хозяйства.



Требования к уровню подготовки учащихся

Знать: понятия и термины основные циклы и стадии развития экономики, существующие проблемы в современной экономике России, особенности развития командной, рыночной и традиционной экономик.


Уметь:

анализировать; статистический и картографический материал, приводить примеры; внутригосударственных и внешнеэкономических связей России.

определять; перспективы развития экономики России, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач современного хозяйства.
Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы и их география. (23)

Топливно-энергетический комплекс, его значение и отраслевой состав. Топливно-энергетические ресурсы. Размещение основных топливных баз и районов потребления энергии. Топливно-энерге­тический баланс. Роль ТЭК во внешней торговле России со странами нового зарубежья и развитыми странами.

Угольная промышленность. Роль угля в хозяйстве. Способы добычи. Качество угля. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка. Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Нефтяная и газовая промышленность. Роль нефти и газа в формировании современного хозяйства. Нефть и газ — и топливо, и химическое сырье. Основные районы добычи нефти и газа, Система трубопроводов.



Электроэнергетика. Типы электростанций и факторы их размещения. Доля различных типов станций в производимой электроэнергии. Формирование энергосистем. Негативное влияние раз­личных типов электростанций на природные условия.

Комплекс конструкционных материалов. Горнодобывающая промышленность.



Черная металлургия. Традиционная и новая технологии получения проката. Типы предприятий и факторы их размещения. География черной металлургии, металлургические базы. Современные проблемы российской металлургии: отсталая производственная база, низкое качество продукции, низкий уровень экологичности.

Цветная металлургия, значение, отраслевой состав. Возрастающая роль цветной металлургии при снижении производства и потребления черных металлов. Основные черты географии металлургии легких и тяжелых цветных металлов.

Химическая промышленность, значение, отраслевой состав. Главные факторы размещения, районы и центры химической промышленности.

Лесная промышленность. Лесные ресурсы, лесоизбыточные районы. Отраслевой состав, факторы размещения основных производств лесной промышленности. Важнейшие лесопромышленные комплексы.

Машиностроительный комплекс, его значение и отраслевой состав. Роль специализации и кооперирования. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко -, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Важнейшие проблемы машиностроительного комплекса в условиях перехода к рынку: необходимость структурной перестройки, технологическая отсталость, низкие качество и конкурентоспособность продукции.

Инфраструктурный комплекс, значение и состав. Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути. Связь. Сфера обслуживания.
Практические работы.

1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

2. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

3. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

4. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

5. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.

6. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

7. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.



Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен



Знать

- основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.



Уметь

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

- использовать: приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства.



Раздел 2.

Региональная часть курса

Тема 1. Районирование территории (1)

Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.). Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.



Практические работы.

8. Моделирование вариантов нового районирования России.



Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен



Знать

- различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования.



Тема 2. Западный макрорегион – Европейская Россия. (19)

Центральная Россия. Центральная Россия — экономическое и политическое ядро страны.

Преимущества географического положения. Благоприятные природные условия. Не комплексность ресурсной базы, дефицит большинства видов природных ресурсов. Высокие численность и плотность населения, качество трудовых ресурсов. Преобладание городского населения.

Высокий уровень концентрации науки. Специализация хозяйства на науко- и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, текстильная, химическая и лесная промышленность. АПК, роль пригородного сельского хозяйства. Сравнительно высокий уровень развития социальной сферы. От­дых и туризм.

Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Проблемы регулирования и развития крупных городских агломераций.

Практические работы

9. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.

10. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

Северо-Западная Россия. Изменение географического положения после распада СССР. Природные особенности и ресурсы. Концентрация 2/3 населения и 90% промышленного потенциала в Санкт-Петербурге. Ведущая роль машиностроения. Цветная металлургия и химическая промышленность. Проблемы развития портового хозяйства. Скоростная магистраль Санкт-Петербург — Москва. Культурно-историческое значение Санкт-Петербурга, Новгорода, Пскова. Экологические проблемы Финского залива и реки Невы.



Практические работы

11. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

Европейский Север. Приморское положение, его влияние на формирование хозяйства. Богатство и разнообразие ресурсной базы: минеральные лесные, водные и рыбные ресурсы. Сложные природные условия их влияние на жизнь и труд людей. Невысокая численность и плотность населения. Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности Морской транспорт. Проблемы охраны северной природы. Экономические и социальные проблемы.

Практические работы.

12. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.

13. Составление и анализ схемы связей Двино – Печерского подрайона.

Европейский Юг. Особенности географического положения. Многонациональный состав населения. Межнациональные проблемы. Преобладание сельского населения. Рекреационные, агроклиматические, минеральные ресурсы. Агропромышленный комплекс: многоотраслевое сельское хозяйство, пищевая промышленность. Машиностроение и цветная металлургия. Курортное хозяйство, туризм. Экономические, экологические и социальные проблемы района.



Практические работы.

14. Выявление и анализ условий развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

15. Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

Поволжье. Географическое положение. Волга — стержень развития экономики. Благоприятные природные условия. Наличие гидроэнергоресурсов, нефти и газа. Земельно-почвенные ресурсы. Многонациональный состав населения.

Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Гидроэлектроэнергетика. Рыбоперерабатывающая промышленность. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы Волги.

Практические работы

16. Изучение влияния истории населения и развития территории на этнический и религиозный состав населения.

17. Экологические и водные проблемы Волги.

География своего региона.

Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Практические работы

1. Определение по картам географического положения своей области.

2. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов своей области.

Урал. Географическое положение. Разнообразие минеральных ресурсов, интенсивность их использования. Проблемы населения, трудовых ресурсов. Взаимосвязь отраслей специализации. Горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая промышленность, машиностроение. ВПК. Отставание развития социальной сферы. Экономические, экологические и социальные проблемы района.



Практические работы

18. Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала (картосхема).



Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен



Знать

- основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.



Уметь

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

- использовать: приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства.



Тема 3. Восточный макрорегион – Азиатская Россия. (8)

Общая характеристика районов Востока России. Географичес­кое положение, соотношение площади и численности населения, дефицит трудовых ресурсов. Природные условия и ресурсы. Приоритетное развитие добывающей промышленности. Очаговое размещение экономики.

Западная Сибирь. Экономико-географическое положение. Разнообразие топливно -энергетических ресурсов. Нефтегазохимический комплекс, его структура и размещение. Основные трубопроводы. Тепло-, электроэнергетика, лесная и рыбная промышленность. Угольно-металлур­гический комплекс Кузбасса. Экологические проблемы.

Практические работы

19. Изучение и оценка природных условий Западно – Сибирского района для жизни и быта человека.

20. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса.

Восточная Сибирь. Экономико-географическое положение. Богатство и разнообразие природных ресурсов (рудные, энергетические, водные, лесные) при экстремальных природных условиях. Гидро-, электроэнергетика и развитие энергоемких производств: целлюлозно-бумажная промышленность, цветная металлургия. Основные промышленные узлы.



Практические работы.

21. Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе.

22. Составление характеристики Норильского промышленного узла.

Дальний Восток. Экономико-географическое положение и его влияние на формирование хозяйства. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Рыбная, лесная промышленность, добыча и обогащение руд цветных металлов. Добыча золота и алмазов. Морской транспорт и внешняя торговля, крупнейшие порты. Энергетические и экологические проблемы.



Практические работы.

23. Выделение по карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.

24. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения темы ученик должен



Знать

- основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.



Уметь

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

- использовать: приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства.


Оценочные практические работы.

1. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

2. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

3. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

4. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

5. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт – Петербурга.

6. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера

7. Выявление и анализ условий развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.

8. Экологические и водные проблемы Волги.

9. Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса.

10. Составление характеристики Норильского промышленного узла.
Методическое обеспечение: Н. С. Румынина, Н. С. Сапроненкова «Практические работы по географии 6-10 классы», под редакцией И.И. Бариновой – М.: Школа – пресс, 2007.

Сиротин И.В. Рабочая тетрадь по географии. 9 класс. – М.: Дрофа, 2010.



Перечень географических объектов (номенклатура)

Нефтегазоносные провинции: Волго-Уральская, Северо-Кавказская, Тимано-Печорская, Баренцево-Карская, Западно-Сибирская, Лено-Тунгусская, Лено-Вилюйская, Охотская, Восточно-Арктическая.

Бассейны каменноугольные: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский.

Месторождения железных руд: КМА, Урал (Качканар), Карелия, Приангарье, Горная Шория.

Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Алтай, юг Сибири, Путорана и северо-восток Сибири, Сихотэ-Алинь.

Месторождения фосфатных руд: Кольский п-ов, Вятско-Камское, месторождения Алтае-Саянского бассейна.

Месторождения солей: Прикаспий, Предуралье, юг Западной Сибири.

Система трубопроводов с Тюменского Севера на запад (в том числе «Сияние Севера», «Союз»); ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская; ГЭС: Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская, Волжский каскад; АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская, Единая Энергосистема (ЕЭС).

Тема «Металлургический комплекс»

Центры чёрной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк; центры передельной металлургии: Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Златоуст, Комсомольск-на-Амуре; центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, Каменск-Уральский, Орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск.

Тема «Химико-лесной комплекс»

Центры химической промышленности: Соликамск, Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское; лесопромышленные центры: Архангельск, Сыктывкар, Енисейск, Усть-Илимск, Комсомольск-на-Амуре, Братск.

Тема «Машиностроительный комплекс»

Центры трудоёмкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск; центры металлоёмкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил,

Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.

Тема «Инфраструктурный комплекс»

Порты: Новороссийск, Астрахань, Калининград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский; ж/д магистрали: Транссибирская, БАМ; научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск.

Темы «Центральная Россия», «Северо-Запад»

Подмосковный угольный бассейн, КМА.

Города: Москва, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк.

Печорский угольный бассейн. Месторождения железных и цветных руд Кольского п-ова и Карелии.

Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута.

Кислогубская приливная электростанция, Кольская АЭС.

Тема «Поволжье»

Города: Казань, Самара, Ульяновск, Саратов, Волгоград, Астрахань.

Тема «Юг европейской части»

Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа, Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.

Тема «Урал»

Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Нижний Тагил, Магнитогорск, Соликамск, Березники, Красноуральск, Краснотурьинск, Салават, Ишимбай, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Первоуральск, Соль-Илецк.

Тема «Западная Сибирь»

Города: Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск.

Нефтяные концерны: «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз».

Тема «Восточная Сибирь»

Бассейны каменно- и буроугольные: Таймырский, Зырянский.

Города: Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск.

Тема «Южная Сибирь»

Месторождения: Кузнецкий, Минусинский, Улуг-Хемский каменноугольные бассейны; железные руды Горной Шории, Хакассии, Забайкалья; Удоканское месторождение меди; золотые прииски Алдана и Бодайбо; цветные и редкие металлы Рудного Алтая и гор Забайкалья.

Транссибирская магистраль, БАМ.

Города: Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск.

Тема «Дальний Восток»

Нижнезейский буроугольный бассейн, Охотский (остров Сахалин и шельф) нефтегазоносный бассейн; Амуро-Якутская магистраль; города: Анадырь, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск.

Памятники всемирного культурного наследия на территории России

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников; Московский Кремль и Красная площадь; исторические памятники Новгорода и окрестностей; историко-архитектурный комплекс Соловецких островов; белокаменные памятники Владимира и Суздаля; архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде; церковь Вознесения в Коломенском; историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля; ансамбль Ферапонтова монастыря.
Формы и средства контроля

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос и небольшие текущие самостоятельные, тестовые работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами и практические работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока, а также зачетные тестовые работы по курсу.


Учебно-методические средства

В.П. Дронов, В.Я. Ром География: население и хозяйство России. 9 класс - М: Дрофа, 2007. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Сиротин И.В. Рабочая тетрадь по географии. 9 класс. – М.: Дрофа, 2010.

Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

Малиновская « География 9 класс. Поурочные планы» изд. « Учитель»

Е.А. Жижина « Поурочные разработки по географии « Население и хозяйство 9 класс», изд. « Вако» 2006 год

Т.Н. Воробцова « География 9 класс. Поурочные планы» изд. « Учитель- АСТ»

И.И. Курицын « Российская Федерация: социально- экономическая география». Москва. Школьная пресса 2001 год.

Методические пособия для учащихся:

Н.Н.Петрова. Тесты по географии. 6 – 10 классы. – М.:Дрофа,2008.

А.А.Летягин. Тесты. География. 6 – 10 классы. – М.: «АСТ»,2005.

В.В.Барабанов. Тематический тестовый контроль по экономической и социальной географии России. 9 класс. – М.: ТЦ «Сфера»,2009.

Государственная итоговая аттестация – 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011. География. 9 класс. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. – М.: АСТ:Астрель.

Атлас. География России. Хозяйство и географические регионы. 8 класс

Ром В.Я., Дронов В.П. “Школьный практикум. География России. Население и хозяйство” Москва, изд. “Дрофа”, 2005

Интернет-ресурсы:

http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (рубрика «География»)

http:/www.drofa.ru - сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)



http://www.center.fio.ru/som- методические рекомендации учителю-предметнику
Календарно - тематическое планирование.

№ по порядку

№ по теме

Тема урока

Тип и вид урока

Средства обучения

Домашнее задание (пар)

Дата

Введение. (1)

1

1

Что изучает экономическая и социальная география России.

Урок изучения нового материала.

Презентация. УМК.







Раздел 1.

Общая часть курса.

Тема 1. Политико – государственное устройство РФ. Географическое положение России. (2)

2

1

РФ: политико – государственное устройство.

Урок изучения нового материала.

Наглядные плоскостные УМК.

1




3

2

Географическое положение и границы России.

Урок – исследование

Наглядные плоскостные УМК.

2,3




Тема 2. Население РФ. (7)

4

1

Историко – географические особенности заселения и освоения территории России.

Урок изучения нового материала.

Презентация. УМК.

5




5

2

Численность и естественный прирост населения.

Урок – исследование

Наглядные плоскостные УМК.

6




6

3

Национальный состав населения России.

Урок – исследование

Наглядные плоскостные УМК.

7




7

4

Миграция населения.

Урок – исследование

Наглядные плоскостные УМК.

8




8

5

Городское и сельское население.

Урок – исследование

Наглядные плоскостные УМК.

9




9

6

Трудовые ресурсы.

Урок – исследование

Наглядные плоскостные УМК.







10

7

Итоговый урок по теме.

Тестирование.

ЭОР







Тема 3. Географические особенности экономики РФ. (3)

12

1

География основных типов экономики на территории России.

Урок изучения нового материала

Презентация. УМК.

10




13

2

Проблемы природно – ресурсной основы экономики России.

Урок – исследование

Наглядные плоскостные УМК.

11




14

3

Россия в современной мировой экономике.

Урок – исследование

Наглядные плоскостные УМК.

12




Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы и их география. (23)







15

1

Научный комплекс.

Урок изучения нового материала

Презентация. УМК.

13




16

2

Роль, значение и проблемы машиностроения. Факторы размещения.

Урок – исследование

Наглядные плоскостные УМК.

14,15




17

3

География машиностроения.

Пр. 1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.



Урок – практикум

Наглядные плоскостные УМК.

16




18

4

Военно – промышленный комплекс.

Урок изучения нового материала

Презентация. УМК.

17




19

5

Роль, значение и проблемы ТЭК.

Урок – исследование

Наглядные плоскостные УМК.

18




20

6

Нефтяная и газовая промышленность.

Пр. 2. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам (оценочная).



Урок – практикум

Наглядные плоскостные УМК.

19




21

7

Угольная промышленность.

Пр. 3. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.



Урок – практикум

Наглядные плоскостные УМК.

19




22

8

Электроэнергетика.

Урок изучения нового материала

Наглядные плоскостные УМК.

20




23

9

Состав и значение комплексов, производящих конструкционные материалы и химические вещества.

Урок изучения нового материала

Презентация. УМК.

21




24

10

Металлургический комплекс. Факторы размещения предприятий металлургического комплекса.

Урок – исследование

Наглядные плоскостные УМК.

22




25

11

Черная металлургия.

Пр. 4. Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам(оценочная).



Урок – практикум

Наглядные плоскостные УМК.

23




26

12

Цветная металлургия.

Пр. 5. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.



Урок – практикум

Наглядные плоскостные УМК.

24




27

13

Химико- лесной комплекс. Химическая промышленность.

Урок изучения нового материала

Презентация. УМК.

25




28

14

География химической промышленности.

Пр. 6. Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам (оценочная).



Урок – практикум

Наглядные плоскостные УМК.

26




29

15

Лесная промышленность.

Урок – исследование

Наглядные плоскостные УМК.

27




30

16

Состав и значение АПК.

Урок изучения нового материала

Презентация. УМК.

28




31

17

Земледелие и животноводство.

Пр. 7. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства (оценочная).



Урок – практикум

Наглядные плоскостные УМК.

29




32

18

Пищевая и легкая промышленность.

Урок изучения нового материала

Наглядные плоскостные УМК.

30




33

19

Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта.

Урок изучения нового материала.

Презентация. УМК.

31




34

20

Сухопутный транспорт.

Урок – исследование

Наглядные плоскостные УМК.

32




35

21

Водный и другие виды транспорта.

Урок – исследование

Наглядные плоскостные УМК.

33




36

22

Связь. Сфера обслуживания.

Урок изучения нового материала.

Презентация. УМК.

34




37

23

Итоговый урок по теме.

Тестирование.

ЭОР







Раздел 2.

Региональная часть курса.








следующая страница >>