Рабочая программа по географии для 10-11-х общеобразовательных классов среднего (полного) общего образования (базовый уровень) Учите - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по географии класс 7 1 250kb.
Рабочая программа по географии (базовый уровень) 10 класс 1 181.62kb.
Учебные пособия: Русская литература XIX века. 10кл: Хрестоматия для... 1 185.11kb.
Программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) 1 87.04kb.
Программа по географии. 6-10 кл. / Под редакцией В. И. Сиротина. 1 317.42kb.
Программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) 2 736.66kb.
Рабочая программа по литературе 10 класс Базовый уровень Ушакова О. 1 276.64kb.
Руководитель мо 1 209kb.
Рабочая программа по истории в 10 классе разработана на основе: Федерального... 4 775.94kb.
Примерная программа основного общего образования по химии, биологии... 1 196.38kb.
Программа по основам безопасности жизнедеятельности (базовый уровень) 1 258.86kb.
Сведения о памятнике наименование памятника: Памятник землякам 1 23.1kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по географии для 10-11-х общеобразовательных классов среднего (полного) - страница №1/1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 354

Московского района Санкт-Петербурга


Рассмотрено

на методическом объединении

СОШ № 354

Протокол №__ от ___.08.2013

Руководитель МО ___________

Утверждаю

Директор СОШ № 354

Санкт-Петербурга

_________Л.А.Шнырикова

«___» августа 2013 г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

___________ Е.Л.Кот

«____» августа 2013 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
для 10-11-х общеобразовательных классов среднего (полного) общего образования (базовый уровень)

Учитель
Ф. СУСЛОВ

И. ВАЛЕРИЙ

О. ГЕННАДЬЕВИЧ
учитель географии первой квалификационной категории


Санкт-Петербург

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:



  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089;

  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.



Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.


Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах по 1 часу в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов. Резервное время составляет 9 часов и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов («География мирового хозяйства», «Регионы и страны мира») или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ в зависимости от конкретных условий обучения.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне это:



  • умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

  • обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

  • владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.



Оценочные практические работы


  1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».

  2. Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.

  3. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран (регионов) мира.

  4. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.

  5. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

  6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира.

  7. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой восьмерки».

  8. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

  9. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата.

  10. Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.

  11. Составление характеристики Канады.


Изменения, внесенные в программу: в календарно-тематическом планировании изменен порядок изучения тем. После двух вводных уроков, раскрывающих вводный раздел темы «Человек и ресурсы Земли», изучается тема «Политическая карта мира». Это связано с необходимостью более четкого формирования географического образа стран с первых уроков курса. При этом усилен акцент на знание географической номенклатуры (с обязательной сдачей зачета по политической карте мира).

Остальные темы изучаются без изменения, в соответствии с учебником и программой.



Учебно-тематический план курса

«Социально-экономическая география мира 10-11 класс»


тема

Кол-во часов

Кол-во практических работ

Человек и ресурсы Земли

10

4

География населения мира

5

3

География культур и цивилизаций

4

1

Политическая карта мира

4

3

География мировой экономики

7

3

Регионы и страны 25 часов

Англоязычная Америка

4

2

Латинская Америка

4

1

Западная Европа

5

1

Центрально-Восточная Европа

3




Зарубежная Азия

3

2

Южная Азия

2




Юго-Западная Азия и Северная Африка

5

1

Тропическая Африка и ЮАР

3

1

Австралия и Океания

3

1

Глобальные проблемы человечества

2




Итого

70

23

Резерв времени

2

-



Содержание тем учебного курса

и требования к уровню подготовки обучающихся

Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 часов)



Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человека с природной средой на протяжении его истории. Сельскохозяйственная и промышленная революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду. Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология. Различные виды природных ресурсов их характеристика. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика.

Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.

Определять и сравнивать по разным источникам информации геогр. тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процесс-сов и явлений; оценивать и объяс-нять ресурсообес-печенность отдельных стран и регионов мира.



Тема 2. География населения мира (5 часов)


Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв. Теория и фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Демографическая политика. Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Языковой состав. Возрастной и половой состав населения мира. Половозрастная пирамида. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда. Средняя плотность населения Земли. Города – главная форма расселения людей. Урбанизация, агломерация, Мегалополис. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. География международных миграций.

Численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации.

Определять и сравнивать по разным источникаминформации географические тенденции развития природных, социально - экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.



Тема 3. География культуры, религий, цивилизаций (4 часа)

Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Содержание понятия «география культуры». Модификация мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура – путь решения многих проблем человечества. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. География религий. Взаимосвязь культуры и религий. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные и традиционные верования. Цивилизации Запада и Востока. Равноценность национальных культур и цивилизаций.

Культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности.

Составлять реферат, презентацию; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию; работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию.


Тема 4. Политическая карта мира (4 часа)

Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать

Уметь

Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.

Государство – главный объект политической карты. Территория и границы государства. Форма правления. Государственный строй. Типы государств. Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН – массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.



Этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира.

Составлять развернутый план доклада, сообщения, строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; составлять презентации; участвовать в обсуждении проблемных вопросов.


Тема 5. География мировой экономики (7 часов)

Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать

Уметь

Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобали-зация мировой экономики. Основное содержание научно-технической революции на современном этапе. Международное разделение труда - высшая форма географического разделения труда. Факторы, определяющие размещение экономики. Промышленность мира. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности. Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспорт-ная система. Сфера услуг. Структура сферы услуг.

Мировые экономические связи. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.



Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей.

Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Тема 6. Регионы и страны (25 часов)
Англоязычная Америка (4 часа)

Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Оценивать и

объяснять

составлять

США. Территория. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения. Экономика США – витрина рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса. Главные отрасли сельского хозяйства. Транспортная система США. Внешнеэкономические связи. Внутренние различия.

Канада. Особенности территории. Особенности развития экономики. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории.



Ресурсообеспеченность отдельных стран Англоязычной Амери-ки, их демографичес-кую ситуацию, уровни урбанизации и терри-ториальной концент-рации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Комплексную географическую характеристику стран Англоязычной Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.


Латинская Америка (4часа)

Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Оценивать и

объяснять

составлять

Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика: современные экономические преобразования, структура экономики, отрасли ее специализации. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития

Ресурсообеспеченность отдельных стран Латинской Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и терри-ториальной концент-рации населения и производства, степень природных, антропо-генных и техногенных изменений отдельных территорий.

Комплексную географическую характеристику стран Латинской Америки; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.


Западная Европа (5 часов)

Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Оценивать и

объяснять

составлять

Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры.

Экономика: промышленность, ее главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма.



Ресурсообеспеченность отдельных стран Западной Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и терри-ториальной концент-рации населения и производства, степень природных, антропо-генных и техногенных изменений отдельных территорий.

Комплексную географическую характеристику стран Западной Европы: таблицы, картосхемы,


Центрально – Восточная Европа (3 часа)


Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Оценивать и

объяснять

составлять

Состав региона. Природные условия и ресурсы. Особенности населения региона. Экономика. Специализация экономики. Внутренние различия.

Постсоветский регион. Образование СНГ. Другие межгосударственные объединения. Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства.



Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демогра-фическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населе-ния и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Комплексную географическую характеристику стран Центрально-Восточной Европы: таблицы, картосхемы.


Зарубежная Азия (3 часа)


Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Оценивать и

объяснять

составлять

Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Китай. Япония. Особенности стран.






Комплексную географическую характеристику стран Зарубежной Азии.


Южная Азия (2 часа)


Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Оценивать и

объяснять

составлять

Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Отрасли промышленности и сельского хозяйства.

Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Комплексную географическую характеристику стран Южной Азии.


Юго-Западная Азия и Северная Африка (5 часов)

Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Оценивать и

объяснять

составлять

Состав региона. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Регион – мировой центр туризма. Внутренние различия.

Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Комплексную географическую характеристику стран Юго-Западной и Северной Африки; таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.


Тропическая Африка и ЮАР (3 часа)

Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Оценивать и

объяснять

составлять

Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: этническая пестрота, высокая рождаемость. Преобладающие религии. Отрасли сельского хозяйства и промышленности. ЮАР – единственное экономически развитое государство Африки.

Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень изменений отдельных территорий.

Комплексную географическую характеристику стран Тропической Африки и ЮАР.


Австралия и Океания (3 часа)

Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Оценивать и

объяснять

составлять

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.

Ресурсообеспеченность отдельных стран региона, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений.

Комплексную географическую характеристику стран Австралии и Океании.


Тема 7. Глобальные проблемы человечества (4 часа)


Элементы обязательного минимума образования


Требования к уровню подготовки

обучающихся

Оценивать и

объяснять

составлять

Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем.

Проблема отсталости стран. Продовольственная проблема. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблема. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества.



Экологические ситуации в отдельных странах и регионах; тенденции и пути развития современного мира, выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества






Календарно – тематическое планирование за 10-11 класс по курсу

«Социально – экономическая география мира»


урока

Сроки

Сроки

факт

Тема урока

Практические работы

Домашнее задание

10 класс

1

05.09




Начало освоения человеком планеты Земля




§ 1

2

12.09




Современные масштабы освоения планеты




§ 2

Политическая карта мира (5 часов)

3

19.09




Формирование политической карты мира

Составить таблицу «Этапы формирования политической карты мира»

§ 20

4

26.09




Государство – главный объект политической карты

Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления»

§ 21 р.т.

5

03.10




Типы государств




§ 22

6

10.10




Политическая география и геополитика

Охарактеризуйте особенности нынешнего геополитического положения России по сравнению с Советским Союзом

§ 23

7

17.10




Урок контроля знаний







Человек и ресурсы Земли (9 часов)

8

24.10




Природные ресурсы и экономическое развитие

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира

§ 3 к. к

9

07.11




Минеральные ресурсы

Нанесите на контурную карту мира районы крупнейших месторождений рудных, нерудных и горючих ископаемых

§ 4 к.к

10

14.11




Земельные ресурсы

Составить таблицу «Структура земельного фонда мира»

§ 5

11

21.11




Водные ресурсы




§ 6

12

28.11




Лесные ресурсы




§ 7 р.т.

13

05.12




Ресурсы Мирового океана. Другие виды ресурсов




§ 8-9

13

12.12




Виды природопользования




§ 10

14

19.12




Урок контроля знаний







География населения мира (6 часов)

15

09.01




Демографическая история

человечества






§ 11

16

16.01




Этническая и языковая мозаика

Подготовить проект «Традиции и культура народов мира»

§ 12



17

23.01




Возрастно-половой состав и занятость населения

Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира

§ 3

18

30.01




Расселение: жители городов и деревень

Подготовить проект «Крупнейшие агломерации мира

§ 14

19

06.02




Миграции населения




§ 15

География культуры и цивилизаций (4 часа)




20

13.02




Что изучает география культуры




§ 16

21

20.02




География религий

Подготовить проект «Мировые религии»

§ 17

23

27.02




Цивилизации Востока




§ 18

24

05.03




Цивилизации Запада




§ 19

25

12.03




Урок контроля знаний







География мировой экономики (8 часов)

26

19.03




Мировая экономика. Научно-техническая революция




§ 24

27

02.04




Международное разделение труда.

Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.

§ 25

28

09.04




Горнодобывающая промышленность. Энергетика

На контурную карту нанесите крупнейшие мировые центры добычи нефти, газа, угля и их основные грузопотоки.

§ 26

29

16.04




Обрабатывающая промышленность




§ 27

30

23.04




Сельское хозяйство




§ 28

31

30.04




Транспорт и сфера услуг




§ 29

32

07.05




Мирохозяйственные связи и интеграция




§ 30

Резерв времени 3 часа




11 класс

1







Как поделить земное пространство.

Нанесите на контурную карту страны: Средиземноморского региона; Балканского региона

§ 31

2







Центры экономической мощи и полюсы бедности

Нанесите на контурную карту страны: Карибского региона; Латинской Америки

§ 32

Регионы и страны (24 часов)

Англоязычная Америка



















3-4







Соединенные Штаты Америки

Составить экономико-географическую характеристику одного из крупнейших регионов США

§ 33, к.к

5







Экономика США




§ 33

6







Канада

Составление характеристики Канады

§ 34, к.к

Латинская Америка

7







Географическое положение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы




§ 35,к. к

8







Население. Экономика

Подготовить проект «Страны Латинской Америки»

§ 36

Западная Европа

9







Западная Европа. Географическое положение и состав региона.

Подготовить проект. «Страны Европы»

§ 37к. к

10







Германия




§ 38 к. к

11







Великобритания




§ 39 к. к

12







Франция




§ 40 к. к

13







Италия




§ 41 к. к

Центрально-Восточная Европа

14







Центрально-Восточная Европа. Географическое положение. Состав региона.




§ 42 к. к

15







Постсоветский регион. Особенности и проблемы развития




§ 43

Зарубежная Азия

16







Зарубежная Азия. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население.

Подготовить проекты «Страны Азии»

§ 44

17







Китайская Народная Республика




§ 45к. к

18







Япония

Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

§ 46 к. к

19







Юго-Восточная Азия




§ 47

Южная Азия

20







Южная Азия. Географическое положение. Состав региона. Уровень экономического развития




§ 48 к. к

Юго-Западная Азия и Северная Африка

21







Юго-Западная Азия и Северная Африка. Состав региона. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы.




§ 49к. к

22







Население. Особенности развития экономики







Тропическая Африка и ЮАР

22







Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.

Подготовка проектов «Страны Африки»

§ 50

24







Население и хозяйство




§ 50

25







ЮАР




§ 50

Австралия и Океания

26







Австралия и Океания. Географическое положение, ресурсы и население Австралии. Особенности развития экономики

Составление картосхемы, отражающей международные связи Австралийского Союза.

§ 51

27







Океания




§ 51

Глобальные проблемы человечества

28

29








Глобальные проблемы человечества. Отсталость, голод, болезни




§ 52

§ 53


30







Энергетическая и сырьевая проблема.




§ 54

31







Экологическая проблема




§ 55

Резерв времени 3 часа



КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Организация текущего и промежуточного контроля знаний предусматривает проведение практических работ и итоговых работ по темам как в традиционной, так и тестовой форме.

Методический аппарат контроля

(примеры тестовых проверочных работ по различным темам курса)

Тема: Население мира
1.Страны, имеющие наибольшую численность населения:

А. Китай, Индия.

Б. США, Канада

В.Индонезия, Непал

Г. Россия, США.

2. Особенно остро нехватка земли наблюдается в:

А. Бассейне «великих исторических рек»

Б. Острогах Гималаев

В. Приморских районах Северного Ледовитого океана

Г. Главных курортных районах мира.

3. Урбанизация – это:

А. Процесс роста городов

Б. Процесс выравнивания уровней экономического развития

В. Миграция населения из села в город

Г. Рост численности населения страны или региона.

4. «Демографический взрыв» - это:

А. Количественный скачок в процессе воспроизводства населения

Б. Результат 1-го типа воспроизводства населения

В. Результат миграций населения.



5. Численность населения Земли составляет более:

А. 6 млрд чел.

Б. 10 млрд чел.

В. 2 млрд чел.

Г. 25 млрд чел.

6. Естественное движение населения – это его:

А. Миграция

Б. Воспроизводство

В. Вкусы и привычки

Г. Передвижение

7. Наибольшей численностью пожилых людей ( старше 60 лет) отличаются страны:

А. СНГ


Б. Западной Европы

В. Латинской Америки

Г. Северной Америке

8. Христианство исповедует главным образом население:

А. Ближнего и Среднего Востока

Б. Европы, Америки и Австралии

В. Европы и Азии

Г. Западной Европы и Южной Азии.

9. Наибольшая плотность сельского населения в:

А. Восточной и Южной Азии

Б. Латинской Америке

В. Австралии

Г. Западной Европе.

10. Данные о численности населения Земли получают в результате:

А. Опроса граждан

Б. Переписи населения

В. Анкетирования

Г. Сбора подписей.

11.* По карте национального состава населения можно определить ареалы распространения:

А. Народов и языковых семей

Б. Мировых религий

В. Повышенной плотности населения

Г. Городского и сельского населения.

12.* Распространение ислама по Земле было связано в первую очередь с:

А. Торговлей

Б. Захватом территорий

В. Эпохой Великих географических открытий

Г. Первой мировой войной.

13.*Можно ли по плотности населения судить об уровне экономического развития страны?

А. Да.


Б. Нет

В. Да, только в развивающихся странах

Г. Да, только в развитых странах.

14.** Каковы основные особенности размещения населения по земному шару ? Приведите примеры, доказывающие, что размещение населения зависит не только от природных условий, но и от общественно-экономических и исторических факторов.

15.**В какой из стран мира самое большое абсолютное число горожан? Какой из городов мира 1-е место по численности населения?
Методический аппарат контроля

Тема: «География мирового хозяйства»


  1. Технология – это:

А. То же самое, что и техника

Б. Система методов производства

В. Передовые методы производства

Г. Умение работать.



2. Специализация страны или регионов – это в первую очередь производство продукции для:

А. Внутреннего потребления

Б. Международного обмена

В. Новейших отраслей хозяйства

Г. Отраслей военно-промышленного комплекса.

3. Образование мирового рынка – результат:

А. Первой мировой войны

Б. Распада колониальной системы

В. Экспедиций к Скверному поясу

Г. Эпохи Великих географических открытий.

4. Организация ОПЕК объединяет:

А. Страны Востока

Б. Страны Азии

В. Производителей сельскохозяйственной продукции

Г. Экспортёров нефти.

5. Примерами районов нового освоения могут быть:

А. Аппалачи, Анды

Б. Сахара, долина и дельта Нила

В. Сибирь, Дальний Восток

Г. Аляска, Север Канады, Гренландия.

6. Основные страны – экспортёры нефти расположены:

А. На Ближнем и Среднем Востоке

Б. В России

В. В Азии

Г. В Южной Америке

7. Первое место по добыче газа занимает:

А. США


Б. Алжир

В. Россия

Г. Саудовская Аравия.

8. Страны – экспортёры электроэнергии:

А. Россия, Украина, Венгрия

Б. США, Канада, Австралия

В. Мексика, Аргентина, Китай

Г. Япония, Россия, Швейцария.

9. Основной сбор пшеницы приходится на:

А. США, Канаду, Австралию, Россию, Казахстан, Украину

Б. Юго-Восточную Азию

В. Латинскую Америку

Г. Австралию и Новую Зеландию.

10. Крупнейшие (по стоимости) грузопотоки связывают:

А. Страны СНГ

Б. США, Канаду, Японию

В. Мексику и Аргентину

Г. Дальний Восток и Японию.

11.* Главные центры международного туризма находится в:

А. Азии


Б. Европе

В. Северной Америке

Г. Африке.

12.* Больше всего электроэнергии потребляет житель:

А. Китая


Б. США

В. Японии

Г. России

13.*В какой стране почти 100% электроэнергии вырабатывается на ГЭС?

А. В России

Б. В США

В. В Канаде

Г. В Норвегии.

14.**Какой из регионов мира производит больше всего автомобилей? Как различается автомобильная промышленность различных регионов по характеру рыночной ориентации? Какие факты свидетельствуют о высокой степени концентрации производства в автомобилестроении?

15.** По поголовью крупного рогатого скота на 1 месте в мире находится Индия. Однако страна не выделяется объёмами производства молока и мяса. Почему?
Методический аппарат контроля

Тема: «Регионы и страны мира. Европа »


  1. Во всех странах Европы господствующая религия:

А. Ислам

Б. Христианство

В. Буддизм

Г. Католицизм



2. Больше всего иностранных рабочих трудится на предприятиях:

А. Великобритании

Б. Германии

В. Франции

Г. Австрии

3. Ведущая отрасль экономики европейских стран:

А. Растениеводство

Б. Банковские услуги

В. Машиностроение

Г. Лесная промышленность.

4. Лидер химической промышленности в Европе:

А. Германия

Б. Франция

В. Великобритания

Г. Бельгия.

5. Рыболовство – отрасль международной специализации:

А. Исландии

Б. Испании

В. Франции

Г. Великобритании

6. Страна – мировой банкир:

А. Великобритания

Б. Швейцария

В. Швеция

Г. Австрия

7. Какие отрасли характерны для среднеевропейского типа сельского хозяйства?

А. Свиноводство и птицеводство

Б. Горно-пастбищное овцеводство

В. Молочно-мясное животноводство

Г. Выращивание серых хлебов

Д. Субтропическое земледелие.



8. Выберите высокоразвитый район зарубежной Европы:

А. Рур


Б.Северное море

В. Португалия

Г. Большой Париж

Д. остров Сицилия.



9. Страны какого субрегиона зарубежной Европы экспортируют цитрусовые, вина, оливковое масло?

А. Западная Европа

Б. Восточная Европа

В. Северная Европа

Г. Южная Европа.

10. Какая страна занимает 1-е место в зарубежной Европе по добыче нефти?

А.Германия

Б. Норвегия

В. Польша

Г. Франция

Д.Нидерланды.



11.* Выберите проливы, через которые перекинуты автодорожные мосты:

А. Ла-Манш

Б. Гибралтарский

В. Босфор

Г. Скагеррак

Д. Большой Бельт.



12.* Какой субрегион зарубежной Европы имеет самую маленькую площадь?

А. Восточная Европа

Б. Западная Европа

В. Северная Европа

Г. Южная Европа.

13.* Какая страна зарубежной Европы входит в первую десятку стран и по длине железных дорог, и по густоте железнодорожной сети?

А. Люксембург

Б. Германия

В. Австрия

Г. Болгария

Д. Италия.



14.** В каких вариантах верно указана принадлежность населённого пункта к названной агломерации?

А. Гринвич – Лондонская

Б. Эссен – Рурская

В. Дюссельдорф – Парижская

Г. Генуя – Миланская

Д. Потсдам – Берлинская.



15. ** Какие из указанных стран не входят в Совет Европы?

А. Италия

Б. Киргизия

В. Украина

Г. Япония

Д. Болгария.


Методический аппарат контроля

Тема: «Регионы и страны мира. Азия »

1. Какие из указанных стран имеют выход к морям двух океанов?

А. Япония

Б. Израиль

В. Австралия

Г. Филиппины

Д. Индонезия.



2.Какие из указанных островов находится в тропическом агроклиматическом поясе?

А. Хонсю


Б. Австралия

В. Шри-Ланка

Г. Новая Зеландия

Д. Папуа – Новая Гвинея.



3. Какое из указанных государств является монархией с федеративным устройством?

А. Индия


Б. ОАЭ

В. Саудовская Аравия

Г. Бруней

Д. Пакистан.



4. По разведанным запасам каких природных ресурсов зарубежная Азия занимает 1-е место в мире?

А. Медные руды

Б. Алмазы

В. Нефть


Г. Каменный уголь.

5. Доля какого из указанных государств в мировом ВВП – наименьшая?

А. Япония

Б. Саудовская Аравия

В. Китай


Г. Индия

Д. Лаос.


6. К новым индустриальным странам в Зарубежной Азии относятся:

А. Тайвань

Б. Тайвань и Гонконг

В. Тайвань, Гонконг, Таиланд.



7 . Главное богатство стран Юго-Западной Азии:

А. Уголь


Б. Дешёвая рабочая сила

В. Нефть


Г. Медь

8. Наиболее экономически развитая страна Азии:

А. Республика Корея

Б. Саудовская Аравия

В. Япония

Г. Китай

9. «Чайные» ландшафты типичны для:

А. Японии, Индии, Китая

Б. Монголии, Республики Корея, Сингапура

В. Шри-Ланка, Индонезии, Малайзии.



10. Мировой лидер по количеству больших городов:

А. Индия


Б. Китай

В. Япония

Г. Индонезия.

11.* Географический рисунок хозяйства Индии определяется:

А. Столичным регионом

Б. Речными системами

В. Промышленными центрами севера, юга, востока и запада

Г. Приморским положением страны

12.* Последствия ламаизма в Монголии повлияли в первую очередь на:

А. Площадь территории

Б. Численность населения

В. Количество городов

Г. Архитектуру городов

13.* На государственном гербе Японии изображена:

А. Священная корова

Б. Хризантема

В.Рыба тунец

Г. Икэбана.

14. ** Установите соответствие

1.Характерные черты стран



  1. Преобладание промышленности над сельским хозяйством

  2. Аграрно-сырьевая направленность экономики

  3. Высокий уровень урбанизации

  4. Быстрый рост населения

  5. Многоотраслевая структура экономики

  6. Узость внутреннего рынка

  7. Первый тип воспроизводства населения

1. Развивающиеся страны

2. Развитые страны.

15.**В какой стране участниками межэтнического конфликта являются пуштуны, узбеки и таджики?

А. Афганистан

Б. Бруней

В. Сирия

Г. Ирак

Д.Иран.


Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.


  1. письменные

тесты

ответы на вопросы




правильный ответ – 1 балл

0-49% - «2»

50-69% - «3»

70-89% - «4»

90-100% - «5»


2. Устные – в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


Используемый УМК:
Учебник: Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География. Современный мир. 10 – 11 классы: Учеб. для общеобразоват. Учреждений: безовый уровень. – М.: Просвещение, 2009.

Географический атлас: Экономическая и социальная география мира.10 класс. – М.: Картография,2011.

Рабочая тетрадь: Баринова И.И., Суслов В.Г. Рабочая тетрадь по географии. Экономическая и социальная география мира: 10 класс: с комплектом контурных карт. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.


Дополнительная литература

Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2007 г.

В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2007.

Сиротин В. И. Тематический тестовый контроль. 10 – 11 классы. – М.:Дрофа, 2007.

Перлов Л.Е Дидактические карточки задания по географии 10 класс. – М.: Экзамен, 2010.

Смирнова В.М. Экономическая и социальная география мира дидактические материалы.- М.: Просвещение, 1996




Оборудование

Нормативные документы

  1. Стандарт полного среднего образования по географии

  2. Учебные программы по курсам географии старшей школы

Печатные пособия (карты):

  1. Внешние экономические связи

  2. Глобальные проблемы человечества

  3. Машиностроение и металлообработка

  4. Политическая

  5. Природные ресурсы

  6. Сельское хозяйство

  7. Текстильная промышленность

  8. Транспорт и связь

  9. Урбанизация и плотность населения

  10. Уровни социально-экономического развития стран мира

  11. Физическая

  12. Химическая промышленность

  13. Черная и цветная металлургия

  14. Экологические проблемы

  15. Экономическая

  16. Энергетика

  17. Австралия и Новая Зеландия (социально-экономическая)

  18. Африка (социально-экономическая)

  19. Европа (политическая карта)

  20. Зарубежная Европа (социально-экономическая)

  21. Северная Америка (социально-экономическая)

  22. Центральная и Восточная Азия (социально-экономическая)

  23. Юго-Восточная Азия (социально-экономическая)

  24. Юго-Западная Азия (социально-экономическая)

  25. Южная Азия (социально-экономическая)

  26. Южная Америка (политическая карта)

  27. Южная Америка (социально-экономическая)

Мультимедийные обучающие программы

  1. География 10 класс. Экономическая и социальная география мира

  2. Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии

ТСО

  1. Мультимедийный компьютер

  2. Средства телекоммуникации

  3. Мультимедиапроектор

  4. Экран (на штативе или навесной)

  5. Принтер лазерный

  6. Принтер струйный цветной

  7. Сканер

  8. Видеомагнитофон

  9. Телевизор

  10. Слайд-проектор


Видеофильмы

  1. Крупнейшие города мира

  2. Корея
  3. Страны и народы Азии

  4. Страны и народы Африки

  5. Страны и народы Северной Америки

  6. Страны и народы Южной Америки


  7. Современная политическая карта мира

  8. Глобальные проблемы человечества

  9. Население мира


Специализированная учебная мебель

  1. Ящик-табличник

  2. Картохранилище

  3. Аудиторная доска с магнитной поверхностью