Рабочая программа по дисциплине «Социология журналистики» для студентов по направлению 030600. 62 журналистика - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по курсу: «история отечесвенной журналистики» по... 1 292.85kb.
Программа дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля... 1 225.07kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Для направлений: 040100. 1 182.82kb.
Рабочая программа по курсу: «история телевидения» по направлению... 1 159.23kb.
Программа по истории зарубежной литературы мпгу под редакцией В. 1 588.1kb.
Форма отчетности зачет в 8 семестре. Рабочая программа тема 1 Состав... 1 97.06kb.
Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» подготовки... 1 250.99kb.
Методические указания для студентов, обучающихся по направлению 031300. 1 204.77kb.
Программа дисциплины "Культуры потребления" 1 265.19kb.
Программа дисциплины «Социология труда и занятости» 2 613.72kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине «история горного дела» 1 261.89kb.
Оказание первой помощи при травмах Вывихи 1 120.2kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа по дисциплине «Социология журналистики» для студентов по направлению - страница №1/1



Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Омский государственный университет путей сообщения

ОмГУПС (ОмИИТ)

Институт менеджмента и экономики

Кафедра «Связи с общественностью»

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института менеджмента

и экономики (ИМЭК)

_________________С.А. Ветров

«__» _________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине

«Социология журналистики»

для студентов по направлению 030600.62 – журналистика

Курс III

Семестр V

Зачет -

Экзамен V семестр



Аудиторные занятия всего 34 ч

Из них:


Лекции 17 ч

Практические (семинарски) занятия 17 ч

Курсовая работа -

Самостоятельная работа студентов всего 34 ч

Всего часов трудоемкости по дисциплине 68 ч

Омск 2010

Составители рабочей программы:

К.ф.н., старший преподаватель ______________ Д.В. Конишевский

.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол №_______ от «___» ________________________20___г.


Заведующий кафедрой

«___» _______ 2000__г. ________________ С.А. Ветров

Рабочая программа одобрена методической комиссией ИМЭК ОмГУПС

«__» _________________________ 20__ г.


Председатель МК ИМЭК ________________ В.П. Шпалтаков

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная цель преподавания курса «Социология журналистики» может быть обозначена как достижение синтеза базовых представлений студентов об обществе, социальных процессах и личности, полученных из дисциплин социально-гуманитарного цикла, с теоретическим знанием о журналистике и журналистской деятельности как социальном явлении. Целесообразность преподавания курса объясняется, прежде всего, его ориентацией на практику журналистики.

Практическая направленность учебного предмета понимается как система целей, стоящих перед курсом «Социология журналистики» в качестве научной дисциплины.

1. Определить место и роль журналистики и журналистов в социальной действительности, их значение во взаимодействии социальных групп, институтов, организаций, общества и индивидов.

2. Обосновать восприятие журналистской продукции как важнейшего источника познания общественной жизни.

3. Сформировать представление о социологической культуре журналиста.

4. Обогатить методический инструментарий журналиста адаптированными к практике СМИ социологическими методами исследования социальной действительности для изучения природы и функционирования СМИ, а также для применения в профессиональной деятельности.

Тематический план




N2

Наименование

Аудиторные занятия

п/п

тем и разделов

(час)









в том числе









Лекции

Семинары

1

Тема 1. Журналистика и социология в методологии научного познания социальной реальности


2

2

2

Тема 2. Объект, предмет, функции социологии журналистики


2

2

3

Тема 3. Возникновение и развитие социологии журналистики


2

2

4

Тема 4. Социология журналистики и общественное мнение в социологии


2

2

5

Тема 5. Аудитория как объект социологических исследований


2

2

6

Тема 6. Особенности применения метода контент-анализа в социологии журналистики


2

2


7

Тема 7. Особенности рейтинговых измерений в социологии журналистики


2

2


8

Тема 8. Интерактивные средства массовой информации и интерактивные со-циологические исследования

2

2


9

Тема 9. Изучение эффективности средств массовой информации в социологии журналистики


1

1



ИТОГО:

17

17



Темы и краткое содержание

Тема 1. Журналистика и социология в методологии научного познания социальной реальности

Журналистика как социальный институт. Социология и журналистика: общее и особенное. Социология журналистики как специальная социологическая теория.



Тема 2. Объект, предмет, функции социологии журналистики

Социология журналистики и массовые коммуникация и информация, а также их средства. Социология журналистики и социолингвистика. Социология журналистики и социология публицистики. Социология журналистики и социожурналистика. Объект, предмет, задачи и функции социологии журналистики.


Тема 3. Возникновение и развитие социологии журналистики

Возникновение социологии журналистики как специальной социологической теории. Развитие теории и эмпирических исследований в рамках социологии журналистики в США и Западной Европе. Становление социологии журналистики в России и СССР.


Тема 4. Социология журналистики и общественное мнение в социологии

Общественное мнение как социальный институт. Функции и структура общественного мнения. СМИ и манипулирование общественным мнением. Эмпирическое изучение общественного мнения.


Тема 5. Аудитория как объект социологических исследований

Теоретические, естественнонаучные, исторические предпосылки развития социологических исследований аудитории. Развитие социологических исследований аудитории СМИ. Понятие аудитории в социологии журналистики.


Тема 6. Особенности применения метода контент-анализа в социологии журналистики

Техника и процедуры контент-аналитического исследования средств массовой информации. Этапы контент-анализа СМИ и их содержание. Практические особенности инструментария контент-анализа газетных СМИ, описания и анализа результатов.


Тема 7. Особенности рейтинговых измерений в социологии журналистики

Понятие рейтинга и рейтингового замера в социологии. Основные типы и методики рейтинговых замеров. Рейтинговые измерения аудитории средств массовой информации.


Тема 8. Интерактивные средства массовой информации и интерактивные социологические исследования

Понятие интерактивности в социологических исследованиях. Особенности интерактивных опросов в средствах массовой информации. Практика интерактивных опросов в печатных СМИ.


Тема 9. Изучение эффективности средств массовой информации в социологии журналистики

Рейтинговые измерения эффективности средств массовой информации. Понятие эффективности и влияния СМИ в журналистике и в социологии. Маркетинговые исследования рынка СМИ.



Планы семинарских занятий
Тема 1. Журналистика и социология в методологии научного познания социальной реальности

  1. Журналистика как социальный институт.

  2. Социология и журналистика: общее и особенное.

  3. Социология журналистики как специальная социологическая теория.

Темы докладов, рефератов, сообщений

1. Предпосылки становления журналистики как социального института.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К началу XIX века журналистика превращается в сложную социально-экономическую и политическую систему, которая начинает изучаться: как социальный институт; как совокупность социальных знаний; как совокупность средств и приемов массовой информации; как профессиональная деятельность; как элемент политической системы.

Журналистика базируется на разведывательной стратегии изучения социальной реальности и в этом смысле может рассматриваться как «разведывательная» социология.

Журналистика как социальный институт основывается на потребности общества в систематизированной информации, выступающей как определенного рода знание. Журналистика как социальный институт – своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной мировоззренческой парадигме, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением.

Социология журналистики как специальная социологическая теория обобщает и структурирует эмпирические данные в границах своей специфической сферы социологических знаний, используя понятийно-категориальный и терминологический аппарат фундаментальных социологических теорий.

Общее и особенное социологии и журналистики, их взаимоотношений и взаимодействия может рассматриваться только с позиции их места и роли в методологии научного познания социальной реальности.


Тема 2. Объект, предмет, функции социологии журналистики

1. Социология журналистики и массовые коммуникация и информация, а также их средства.

2. Социология журналистики и социолингвистика.

3. Социология журналистики и социология публицистики.

4. Социология журналистики и социожурналистика.

5. Объект, предмет, задачи и функции социологии журналистики.



Темы докладов, рефератов, сообщений

1. Развитие социологии массовой коммуникации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Социология массовой коммуникации – это специальная социологическая теория, изучающая процессы функционирования и развития средств массовой коммуникации всех типов и форм, их социальную обусловленность и социальные последствия их действия в обществе.

В период своего введения в научный оборот понятия «социология массовых коммуникаций» и «социология пропаганды» имели ясно выраженную идеологическую доминанту.

Термины «массовая информация» и «средства массовой информации» в настоящее время имеют не столько методологические, сколько социально-правовые характеристики.

Существует три подхода к определению предметно-объектной области социолингвистики: лингвистический, журналистский и социологический. Социолингвистический подход в социологии журналистики – это анализ языка СМИ с учетом их концептуальной позиции в гражданском обществе, а также социальных, психологических, языковых особенностей аудиторий СМИ, на которые они ориентированы здесь и сейчас.

Социологическая журналистика может рассматриваться как специфическая форма отражения социальной реальности, связанная, прежде всего с осуществлением управленческой функции, как социологии, так и социологии журналистики в конкретных социально-политических условиях. В журналистской практике социологическая журналистика реализуется через социальную аналитику и социальную публицистику, а в социологии журналистики она реализуется в виде социального предвидения, социального прогноза, социального проекта.

Объектом социологии журналистики является журналистика, рассматриваемая как социальный институт гражданского общества. Объект социологии журналистики подвержен изменениям и развитию.

Предметом социологии журналистики является изучение законов и закономерностей возникновения, функционирования и развития журналистики как организованной системы связей и социальных норм, как социального института, удовлетворяющего социальную потребность общества в информации, рассматриваемой, прежде всего как знание.


Тема 3. Возникновение и развитие социологии журналистики

1. Возникновение социологии журналистики как специальной социологической теории.

2. Развитие теории и эмпирических исследований в рамках социологии журналистики в США и Западной Европе.

3. Становление социологии журналистики в России и СССР.



Темы докладов, рефератов, сообщений

1. Эпоха Просвещения – начало формирования социологии журналистики.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Реальное возникновение социологии журналистики приходится на XIX век, то есть оно обусловлено развитием теоретической социологии, прежде всего в Западной Европе. Это – объективный фактор. Но существенную роль, образно говоря, в пробуждении интереса социологии к журналистике сыграл и субъективный фактор: большинство крупных социологов-теоретиков XIX века одновременно были редакторами и издателями научных журналов, или активно занимались журналистской практикой.

Исходной точкой для начала эмпирических социологических исследований различных элементов и связей журналистики как социального института является появление массовых газет, формирование реального рынка периодических изданий, использование новых технических средств распространения информации на массовую аудиторию, резкое увеличение объема рекламы в СМИ.

Во второй половине XX века в социологии журналистики стала проявляться ранее не существовавшая тенденция – в воем развитии социология журналистики не только стала все больше использовать различные положения теоретической социологии, а также методики, процедуры, технику исследований, применяемые в других теориях среднего уровня, но и сама начинает обогащать методологию и категориальный аппарат фундаментальной социологии, методы эмпирической социологии.


Тема 4. Социология журналистики и общественное мнение в социологии

1. Общественное мнение как социальный институт.

2. Функции и структура общественного мнения.

3. СМИ и манипулирование общественным мнением.

4. Эмпирическое изучение общественного мнения.

Темы докладов, рефератов, сообщений

1. Подходы в исследовании общественного мнения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В отношении исследования общественного мнения в современной социологии сложились два взаимоисключающих подхода. Первый, который поддерживает большинство социологов, исходит из реальности общественного мнения как социального института и постоянного повышения его роли в обществе. Второй, сторонниками которого являются Бурдье, Ницше, Ортега-и-Гассет, Кьеркегор, Гуссерль, Парето, Моска, строится на полном отрицании самого факта наличия общественного мнения.

Основная особенность понимания общественного мнения в социологии заключается в том, что оно рассматривается не как единое мнение, а как полный набор возможных альтернатив мнений, кем бы они не выдвигались, и выбор тех альтернатив, против которых никто не возражает. Поэтому не может быть общественного мнения о том, что общеизвестно, или о том, что имеет однозначное решение.

Функциями общественного мнения в социологии считаются:

- поддержание социально-одобряемых норм поведения;

- стимулирование социальных действий;

- накопление социальных ресурсов, влияние которых скажется в будущем;

- ослабление степени напряженности общественных отношений.

Комплекс общественного мнения – это такое образование в общественном мнении, в котором определенный ряд стереотипов устойчиво связан с определенным типом их значений и способом использования. Выделяются четыре основных типа комплексов общественного мнения: комплекс приобщения, комплекс зависимости, комплекс ожидания, комплекс сравнения.

В социологии общественного мнения общее мнение рассматривается как не тождественное общественному мнению. Соответственно, социология журналистики изучает влияние журналистики: на состояние и направленность общего мнения; на формирование и функционирование общественного мнения.

Социология журналистики выделяет и исследует двойственную природу журналистики в системном механизме манипулирования массовым общественным сознанием. С одной стороны, журналистика и все ее структурные элементы рассматриваются как инструмент манипуляции мнением и поведением. С другой – сами СМИ, журналисты являются постоянным объектом манипуляционного воздействия.

В узком смысле слова, политическая коммуникация – это публичное обсуждение вопросов, связанных с распределением общественных ресурсов и властных полномочий, что предполагает управление как общим, так и общественным мнением. Основным компонентом политической коммуникации является политическая реклама.

Основоположником систематического, научного, выборочного исследования общественного мнения в эмпирической социологии XX века является американский социолог Дж. Гэллап.

Тема 5. Аудитория как объект социологических исследований

1. Теоретические, естественнонаучные, исторические предпосылки развития социологических исследований аудитории.

2. Развитие социологических исследований аудитории СМИ.

3. Понятие аудитории в социологии журналистики.



Темы докладов, рефератов, сообщений

1. Аудитория (к истории вопроса).

2. Дж. Гэллап - основоположник эмпирических социологических исследований аудитории СМИ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Понятие «аудитория» в широком смысле слова ввел в научный оборот Аристотель в сочинении «Риторика». Он считал это понятие политическим и социальным. Аристотель разработал классификацию аудитории с точки зрения последней заражаться пафосом речи.

Основные теоретические положения, на которых базировалось изучение аудитории социологическими методами были разработаны М. Вебером, У. Самнером, Ф. Теннисом, Ле Боном, Г. Зиммелем, Э. Дюркгеймом, У. Липпманом, О. Контом, Г. Тардом.

Становление методов и процедур исследования аудитории СМИ в социологии журналистики связано с именем, научной и практической деятельностью американского социолога Дж. Гэллапа. Главный итог его деятельности состоит в том, что Гэллап возвел социологический инструментарий в ранг объекта научного изучения. Кроме того, именно Гэллап создал в 1939 г. Институт изучения аудитории, ввел в научный оборот социологии журналистики так называемую «систему структурных схем» двух видов при социологическом изучении аудитории СМИ. Наконец, Гэллап фактически впервые в мире обратил внимание власти, политиков, журналистов, населения на существование проблемы качества и объективности необходимой обществу массовой информации.

Результатом социологических исследований аудитории СМИ на первом этапе стало формирование пяти основных направлений изучения аудитории в социологии журналистики:

- изучение «читательского профиля» СМИ;

- дифференциация аудитории СМИ по своим предпочтениям внутри источника или канала массовой информации, или «тематическая селекция»;

- изучение негативной установки на использование СМИ в целом, отдельных каналов и источников массовой информации;

- анализ психологической мотивации использования реальной аудиторией СМИ, отдельных каналов и источников информации;

- сравнительный анализ восприятия СМИ журналистами и аудиторией.

Аксиомой сравнительного анализа восприятия аудиторией и журналистами конкретных СМИ является то, что журналисты и аудитория по-разному оценивают достоинства и недостатки, общее содержание и отдельные материалы конкретного канала или источника массовой информации.

В XX в. сложилась обширная практика эмпирических социологических исследований аудитории СМИ. Ее итогом стало накопление огромного массива данных по этой проблеме, разработка принципиально новых методов и процедур изучения аудитории СМИ, формулировка ряда теоретико-прикладных положений в социологии журналистики.

В широком смысле слова, под аудиторией следует понимать совокупность лиц, являющихся адресатом общего для всех ее членов средства массовой информации при минимальном или даже отсутствующем непосредственном взаимодействии их друг с другом. В узком смысле слова, аудитория СМИ – устойчивая совокупность индивидов, возникшая на основе общности их информационных интересов и потребностей (обусловленных их социальной принадлежностью), а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей.



Тема 6. Особенности применения метода контент-анализа в социологии журналистики

1. Техника и процедуры контент-аналитического исследования средств массовой информации.

2. Этапы контент-анализа СМИ и их содержание.

3. Практические особенности инструментария контент-анализа газетных СМИ, описания и анализа результатов.



Темы докладов, рефератов, сообщений

1. Особенности компьютерного контент-анализа СМИ (KWALITAN).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В качестве объекта контент-аналитического исследования могут выступать: СМИ в целом; печатные СМИ; аудиовизуальные СМИ; отдельные газеты, журналы, радиостанции, телеканалы; отдельные материалы печатных СМИ, отдельные теле- и радиопрограммы. Предметом контент-аналитического исследования могут быть: социальная и политическая направленность СМИ; объективность СМИ; независимость СМИ; эффективность СМИ; влияние СМИ; место СМИ среди социальных институтов; роль СМИ в формировании общественного мнения.

Существуют 2 типа единиц анализа в контент-аналитическом исследовании СМИ. Во-первых, единицей анализа может быть признак материала, который характеризует его в целом. Например, функциональная принадлежность материала. Во-вторых, единицей анализа может быть слово, персонаж, суждение, абзац, тематическая часть текста.

Правила контент-анализа СМИ:

- необходимо четко уяснить в чем состоит проблема, прежде чем исследовать ее, т.е. определить категорию анализа;

- для отбора единиц наблюдения не могут использоваться квотные выборки, т.е. должен использоваться тип вероятностных выборок;

- выборка репрезентативна для всего выбранного временного интервала, но не для отдельного периода внутри этого интервала;

- необходимо строго учитывать реальную периодичность, цикличность и ритмичность в деятельности анализируемых каналов и источников массовой информации;

- если мы интересуемся какой-либо одной характеристикой в деятельности газеты, журнала, телеканала, радиостанции, то следует получить количественное распределение массива информации по этой характеристике, т.е. провести типологическое контент-аналитическое исследование. Например, если нас интересует география какой-либо характеристики в СМИ, то следует наращивать число материалов анализа до того уровня, пока не станет повторяться наименее часто употребляемое географическое название.

Обычно выделяют 4 этапа контент-аналитичеких исследований СМИ – подготовительный, полевой, обработка информации, заключительный этап: анализ и интерпретация данных.

Главной особенностью компьютерного контент-аналза СМИ является то, что исходным материалом для обработки являются не числовые данные, а текстовые документы. Одна из наиболее распространенных программ компьютерного контент-анализа – KWALITAN.

На практике контент-анализ газет и журналов тесно переплетается с методом социологического опроса. Тексты в этом случае выступают как респонденты, а в качестве инструментария используется анкета, с помощью которой печатные СМИ и опубликованные в них материалы «опрашиваются».



Тема 7. Особенности рейтинговых измерений в социологии журналистики

1. Понятие рейтинга и рейтингового замера в социологии.

2. Основные типы и методики рейтинговых замеров.

3. Рейтинговые измерения аудитории средств массовой информации.



Темы докладов, рефератов, сообщений

1. Рейтинговый инструментарий в социологии журналистики.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Термин «рейтинг» не следует отождествлять с терминами «ранг» и «ранжир». В широком смысле слова рейтинг – это качественно-количественный индикатор, который прямо или опосредованно выражает субъективную общественно значимую оценку того или иного события, факта, явления, личности, политического или экономического института, полученную с использованием определенной научно обоснованной и надежной методики в ходе массового или экспертного социологического опроса, или полученную с использованием методов «качественной» социологии. Таким образом, рейтинг в политической социологии и социологии журналистики есть результат социологического измерения.

Существуют 2 основных подхода к применению рейтинговых измерений в социологии. Первый – рассмотрение рейтингового замера как статистической процедуры косвенных социальных измерений, т.е. представление отдельных характеристик социальных объектов в виде числовых значений. В основе этой процедуры лежит метод шкалирования. Второй подход заключается в отношении к рейтинговому замеру как специфической методике изучения социологией отдельного класса социальных явлений, событий и фактов.

Социологический инструментарий рейтинговых измерений должен обладать релевантностью, нейтральностью, доступностью, однозначностью, абсолютной совместимостью вопроса и альтернатив, а также определенных вариантов ответов друг с другом.

Не следует отождествлять экспертные рейтинговые измерения и рейтинговые опросы лидеров мнений, так как лидер мнений может не быть (и очень часто и не бывает) специалистом в исследуемой проблеме и области знаний и не способен представить объективное мотивированное заключение по предмету экспертизы.

Существует типологизация рейтинговых замеров. Они могут быть простые и сложные, мягкие и жесткие, качественные и количественные.

Основные методики (технологии) рейтинговых замеров:

- методика «укол зонтиком»;

- методика «весы»;

- методика «из прошлого – в будущее»;

- методика «сито»;

- методика «рейтинг-балл»;

- методика «баланс сил».

В отличие от политической социологии, в том числе электоральной социологии, под рейтингом в социологии журналистики подразумевается величина (объем) аудитории СМИ. Кроме того, для определения рейтинга СМИ в социологии журналистики используются дополнительно технические средства измерения. Также дифференцируются понятия рейтинга для печатных изданий, радио и телевидения:

Рейтинг для газет и журналов – усредненное количество читателей одного номера издания.

Рейтинг для радио – аудитория временного интервала, чаще всего 15-минутного, количество человек, слушавших данную радиостанцию хотя бы 5 минут в течение этого интервала.

Рейтинг телевизионной передачи рассчитывается по вероятностной модели и выражается в процентах от целевой группы.

Соответственно различаются показатели «охвата» при измерении аудитории печатных изданий и телевидения.



Тема 8. Интерактивные средства массовой информации и интерактивные социологические исследования

1. Понятие интерактивности в социологических исследованиях.

2. Особенности интерактивных опросов в средствах массовой информации.

3. Практика интерактивных опросов в печатных СМИ.



Темы докладов, рефератов, сообщений

1. Интерактивность в средствах массовой информации.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Обратное влияние общественного мнения на методику оперативных социологических исследований приводит к возникновению технологии интерактивной социологии. В широком смысле слова интерактивную социологию можно рассматривать как прикладное направление оперативных социологических исследований, основанных на взаимосвязи взаимодействия, восприятия и коммуникаций участников опроса, СМИ и общественного мнения. Интерактивной социологии присущи симметричность и непосредственность обратной связи, а также виртуальность полученных результатов.

Интерактивная социология рассматривает общественное мнение не только как состояние сознания, но прежде всего, и главным образом, как особую социально-политическую силу, воздействующую на экономические, социальные, политически, морально-правовые отношения в обществе, управляющими ими или изменяющую их, направляющую и регулирующую поведение личности, групп, слоев и социальных институтов. Интерактивная социология нужна обществу настолько, насколько в последнем развита демократия.

Интерактивные опросы населения через СМИ в строгом смысле слова не являются репрезентативными эмпирическими социологическими исследованиями, а могут рассматриваться как специфическая методика и процедура зондажа общественного мнения, или в узком смысле – как инструментарий разведывательных социологических исследований.

Интерактивная схема мониторинга социально-политической ситуации в стране включает следующие этапы ее реализации: общественное мнение – интерактивный социологический опрос – анализ полученных результатов – изложение и комментарий результатов в СМИ – анализ реакции аудитории СМИ на материал (общественное мнение) – постоянное повторение цикла в течение достаточно продолжительного времени.

По форме связи между аудиторией и СМИ могут быть: однозначные, вероятностные, корреляционные; по направлению действия – прямые и обратные; по содержанию эти связи всегда информационные.

Интерактивная природа СМИ – это реальное проявление обратной связи, под которой в широком смысле слова может пониматься принцип построения систем информации, который дает возможность учитывать разницу между целью действия и его результатом. В узком смысле слова обратную связь можно рассматривать как обратное воздействие результатов усвоения и освоения аудиторией полученной массовой информации на процесс деятельности СМИ. Обратная связь при этом может быть положительной и отрицательной.

В основе всех технологий интерактивного телевидения лежит трансляция оцифрованного сжатого видеоизображения по высокоскоростной сети, поддерживающей двустороннюю передачу данных. Существует несколько основных технологий интерактивного телевидения:

- видео по требованию;

- почти видео по требованию;

- технология временного сдвига или персонализированное интерактивное телевидение;

- индивидуальное телевидение.

Не следует отождествлять понятия «интерактивное телевидение» и «интернет-телевидение».

Тема 9. Изучение эффективности средств массовой информации в социологии журналистики

1. Рейтинговые измерения эффективности средств массовой информации.

2. Понятие эффективности и влияния СМИ в журналистике и в социологии.

3. Маркетинговые исследования рынка СМИ.



Темы докладов, рефератов, сообщений

1. Внешние и внутренние факторы эффективности СМИ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Итоговый рейтинг СМИ, каким бы высоким он ни был, нельзя рассматривать как реальный показатель эффективности канала или источника массовой информации. Это объясняется тем, что итоги рейтингового измерения аудитории СМИ: отражают не только степень их популярности среди населения, но и качество всей информационной среды; являются результатом не только эффективного целенаправленного воздействия на аудиторию, но и стихийных имиджевых процессов на информационном рынке; зависят не только от собственного имиджа изучаемого СМИ, но и от имиджа других участников информационного рынка.

Сам по себе объем аудитории канала или источника массовой информации не может рассматриваться как самодостаточный показатель эффективности СМИ. Более точным критерием является соотношение между величиной реальной и величиной потенциальной аудитории СМИ. Полученный результат является коэффициентом «использования потенциала аудитории», который наиболее адекватно отражает эффективность СМИ. При этом следует помнить, что рейтинг СМИ может быть высоким, а его эффективность низкой.

Понятия эффективности и влияния СМИ рассматриваются в социологии журналистики как понятия различного объема и содержания. Эффективность СМИ с точки зрения социологии журналистики – это показатель успешности деятельности СМИ по достижению поставленных целей. При этом различаются политическая эффективность СМИ и экономическая эффективность СМИ. В узком смысле слова эффективность СМИ может рассматриваться как обобщающая характеристика качества деятельности средств массовой информации, измерение соотношения между результатами и затратами на их достижение.

Понятие «эффективность СМИ» не тождественно понятию «эффект средств массовой информации». Эффект – это средство, прием для достижения СМИ определенного результата. Можно назвать эффект замещения, эффект падающих капель и т.п.

Влияние СМИ – целенаправленное изменение представлений, мнений, поведения аудитории, личности или малой группы под воздействием СМИ. Влияние СМИ может быть горизонтальным и вертикальным, принуждающим и вознаграждающим, легитимным и нелегитимным, информационным и экспертным, референтным и нереферентным.

Эмпирическими показателями эффективности СМИ являются: рейтинг, объем аудитории, доля отдельного СМИ на информационном рынке в целом. Эмпирическими показателями влияния СМИ являются: знание аудиторией средства массовой информации, доверие аудитории к СМИ, выбор аудитории отдельного СМИ в качестве основного источника массовой информации, оценка аудиторией объективности СМИ, степень удовлетворения информационных потребностей и ожиданий аудитории.

Маркетинговые исследования – это функция, которая связывает организацию с потребителями через информацию. Маркетинговые информационные системы – совокупность процедур и методов, предназначенных для регулярного, планомерного сбора, анализа и распределения информации для принятия маркетинговых решений. Маркетинговая эффективность СМИ оценивается по трем направлениям:

- привлечение аудитории;

- привлечение рекламодателей;

- прогнозирование и нейтрализация деятельности конкурентов.
Тема 10. Социологическая культура в журналистике: сущность, особенности, требования к форме и содержанию

1. Предпосылки возникновения социологической культуры в журналистике.

2. Культура социологического мышления журналиста.

3. Формы и содержание социологических публикаций и материалов в СМИ.



Темы докладов, рефератов, сообщений

1. «Категорический императив» И. Канта как аксиома социологического мышления и социологической журналистики в целом.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Культура социологического мышления состоит, прежде всего, в способности личности к критическому восприятию действительности, в том числе и собственных подходов и взглядов. Социологическое мышление имеет ряд принципиальных отличий от здравого смыла, основанного на использовании обыденного человеческого опыта, традиций и обычаев.

Неотъемлемым компонентом социологического сознания является сознание нравственное. Социологическая культура, социологическое мышление журналиста несовместимы с безнравственностью и социальной безответственностью. Социологическое мышление предполагает отказ от авторитарно-технократического подхода в журналистике, предлагая взамен информационно-познавательный подход к аудитории СМИ.

Основными методами и процедурам анализа социологической информации для журналиста могут служить: простая группировка, перекрестная группировка, эмпирическая типологизация, теоретическая типологизация.

При подготовке социологических публикаций журналист должен соблюдать правила процентирования, четко определяясь, когда комментируются данные от общего числа опрошенных, а когда – от общего числа ответивших на вопрос. При репрезентативной выборке можно вести анализ по столбцу, по строке и даже по диагонали. Если выборка нерепрезентативна, т.е. является типологической, то процентирование может вестись только в рамках каждой отдельной подвыборки. Свои особенности также присущи анализу в СМИ данных качественных социологических исследований.

Как правило, данные социологических исследований, которые приводятся в СМИ, поступают туда по пяти каналам. Также существует пять основных правил (требований), связанных с размещением данных социологических исследований в СМИ. Наконец, существует три основных типа приемов изложения социологических данных в СМИ.



Контрольные вопросы

1. Журналистика и социология: область взаимодействия.

2. Предмет, цель, задачи, функции социологии журналистики.

3. Мыслители XVII–XVIII вв. о свободе печати и роли прессы в обществе.

4. Пресса в качестве «третьего элемента» во взаимодействии власти и общества (К. Маркс). Пресса в условиях становления демократии (А. де Токвиль).

5. Печать как средство классовой борьбы (К. Маркс, В.И. Ленин).

6. М. Вебер о журналистах и журналистике, социологическом изучении прессы.

7. Журналистика как социально-психологический фактор формирования сознания и поведения аудитории (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, У. Липпманн, Э. Фромм, Г. Малецке).

8. Роль и значение СМИ в теории социокультурного воздействия массовой коммуникации на жизнь общества (М. Маклюэн).

9. Анализ телевизионной продукции в социально-философской критике массовой коммуникации и «массовой культуры» Т. Адорно.

10. Понятие и особенности «массовой культуры»: роль СМИ в ее тиражировании.

11. Опросы общественного мнения как политическая технология в информационном пространстве телевидения, радио, газет (Я. Бурдье, П. Шампань).

12. Социальные функции массовой коммуникации и ее исследования в представлениях Г. Лассуэлла.

13. Теория коммуникативных действий и «восстановление свободной от принуждения массовой коммуникации» в социологии Ю. Хабермаса.

14. Теория «двухступенчатого потока информации» во взаимодействии прессы и аудитории. «Лидеры мнений» в восприятии журналистской продукции (Я. Лазарсфельд).

15. Традиции и опыт социологии журналистики в России.

16. Социальная система и журналист. Коммуникатор, информатор, медиатор, реципиент как субъекты информационных отношений.

17. Свобода СМИ и ответственность журналиста.

18. Журналист в массовой коммуникации: социальная роль и ее творческая реализация.

19. Социальная система и политическая коммуникация: роль журналистики.

20. Коммуникативный аспект функционирования власти и природа ее взаимодействия с журналистским корпусом.

21. Профессиональная деятельность журналистов в органах исполнительной и представительной власти: формы, методы, проблемы.

22. Информационная политика государства. Понятие информационной безопасности.

23. Система СМИ России: структура, специфика информационных каналов и их взаимодействие.

24. Социальный и профессиональный статусы журналиста. Самоидентификация творческого работника СМИ.

25. Проблема партийности журналиста и ее актуализация в прессе современной России.

26. Социальные аспекты личности журналиста. Нравственно-этические начала журналистской деятельности.

27. Журналистика как институт социального контроля: особенности реализации социального контроля в журналистике.

28. Культура социологического мышления журналиста как показатель его профессиональной зрелости.

29. Социологическое и интуитивное познание действительности в труде журналиста. Репрезентативность в журналистике.

30. Назначение, понятие и структура социожурналистики.

31. Социальное противоречие и социальная проблема в журналистском анализе. Понятие социального факта в журналистике и социологическом исследовании.

32. Публикация в прессе результатов социологического исследования: основные требования, принципы и методы подачи.

33. Аудитория СМИ: цель и методы изучения. Сущность и значение обратной связи.

34. Общественное мнение и мнение аудитории. Манипуляция общественным мнением в СМИ.

35. Эффективность журналистской деятельности и ее зависимость от внешних и внутренних факторов функционирования СМИ.

36. Повышение эффективности журналистской деятельности: методы социологического обеспечения.

37. Интервью и наблюдение в труде журналиста: методы обеспечения точности и достоверности.

38. Прессовый (телефонный) опрос в редакционной практике: анкета, обработка результатов, оценка достоверности.

39. Экспертный опрос в журналистском творчестве: процедура и обработка результатов экспертизы.

40. Социологический эксперимент в творчестве журналиста.

41. Публицистический прогноз.



42. Методика контент-анализа в труде журналиста.
Основная литературы

1. Шарков Ф. И. Коммуникология: социология массовой коммуникации. Учебное пособие М.: Дашков и Ко, 2010. - 160 с. http://www.biblioclub.ru/book/83431/

2. Адамьянц Т. З. Социальные коммуникации М.: Дрофа, 2009. - 206 с. http://www.biblioclub.ru/53791_Sotsialnye_kommunikatsii.html

3. Чулкина Н. Л. Основы межкультурной коммуникации. Учебно-практическое пособие М.: Евразийский открытый институт, 2010. - 143 с. http://www.biblioclub.ru/90800_Osnovy_mezhkulturnoi_kommunikatsii_Uchebno_prakticheskoe_posobie.html

4. Шарков Ф. И. Интерактивные электронные коммуникации (возникновение "Четвертой волны"): Учебное пособие 2-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 130 с. http://www.biblioclub.ru/83328_Interaktivnye_elektronnye_kommunikatsii_vozniknovenie_Chetvertoi_volny_Uchebnoe_posobie.html

5. Четвертков Н. В. Современная пресс-служба. Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 192 с. http://www.biblioclub.ru/104327_Sovremennaya_press_sluzhba_Uchebnoe_posobie.html

6. Социология. Основы общей теории Под редакцией:   Мягков А. Ю. 
М.: Флинта, 2011. - 255 с. http://www.biblioclub.ru/70385_Sotsiologiya_Osnovy_obschei_teorii.html

7. Связи с общественностью. Теория, практика, коммуникативные стратегии. Учебное пособие Под редакцией:   Горохов В. М. Гринберг Т. Э. 
М.: Аспект Пресс, 2011. - 199 с. http://www.biblioclub.ru/104079_Svyazi_s_obschestvennostyu_Teoriya_praktika_kommunikativnye_strategii_Uchebnoe_posobie.html

8. Связи с общественностью. Составление документов: Теория и практика. Учебное пособие Под редакцией:   Минаева Л. В. 
2-е изд., доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 319 с. http://www.biblioclub.ru/104323_Svyazi_s_obschestvennostyu_Sostavlenie_dokumentov_Teoriya_i_praktika_Uchebnoe_posobie.html



Дополнительная литература

9. Павленок П. Д. Савинов Л. И. Журавлев Г. Т. Социология. Учебное пособие 3-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2010. – 734 с. http://www.biblioclub.ru/83408_Sotsiologiya_Uchebnoe_posobie.html

10. Мамедова Н. А. Управление общественными отношениями. Учебно-методический комплекс М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 91 с. http://www.biblioclub.ru/90760_Upravlenie_obschestvennymi_otnosheniyami_Uchebno_metodicheskii_kompleks.html

11. Кузнецов В. Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии. Учебник 3-е изд., испр. и перераб. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 304 с. http://www.biblioclub.ru/104082_Svyazi_s_obschestvennostyu_Teoriya_i_tekhnologii_Uchebnik.html

12. Шарков Ф. И. Интегрированные коммуникации: правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике М.: Дашков и Ко, 2011. - 168 с. http://www.biblioclub.ru/book/56935/

13. Журналистика. Конспект лекций. Учебное пособие М.: А-Приор, 2011. - 144 с. http://www.biblioclub.ru/book/72691/

14. Шарков Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации. Учебник 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 296 с. http://www.biblioclub.ru/book/83430/

15. Колесниченко А. В. Практическая журналистика М.: МГУ, 2010. - 192 с. http://www.biblioclub.ru/book/56909/

16. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. Учебное пособие М.: Аспект Пресс, 2010. - 352 с. http://www.biblioclub.ru/book/104066/

17. Амзин А. А. Новостная интернет - журналистика. Учебное пособие 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 144 с. http://www.biblioclub.ru/book/104038/

18. Прутцков Г. В. История зарубежной журналистики. 1800-1929. Учебно-методический комплект (учебное пособие, хрестоматия) Под редакцией:   Засурский Я. Н. М.: Аспект Пресс, 2010. - 416 с. http://www.biblioclub.ru/book/104060/