Рабочая программа ожиговой А. В. по учебному курсу «Мировая художественная культура» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа ожиговой А. В. по учебному курсу «Мировая художественная... 1 173.23kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура» 2 387.61kb.
Рабочая программа мировая художественная культура Предмет ( 2013-2014... 1 93.6kb.
Рабочая программа по предмету мировая художественная культура 2 363.43kb.
Рабочая программа учебного курса «Мировая художественная культура»... 1 141.9kb.
Рабочая программа «Мировая художественная культура» 1 132.46kb.
Рабочая программа «Мировая художественная культура» 1 247.25kb.
Юдаковой Ирины Николаевны Высшая квалификационная категория по учебному... 2 399.42kb.
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных... 1 188.5kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 7 класса 1 354.71kb.
Примерная программа учебной дисциплины мировая художественная культура... 1 248.69kb.
Рабочая программа по предмету мировая художественная культура 2 363.43kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа ожиговой А. В. по учебному курсу «Мировая художественная культура» - страница №1/1

МКОУ «Ольховатская средняя общеобразовательная школа»

  1. «Согласовано»

  2. Руководитель МО

  3. _____________________



  1. Протокол № ___ от

  2. «____»_______20___г.




  1. «Согласовано»

  2. Заместитель директора школыпо УВР

  3. _____________ Бирюкова И.В.



  1. «____»__________20___г




  1. «Утверждено»

  2. Директор школы

  3. _____________Н.А. Новикова



  1. Приказ № ___ от «_______20___г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Ожиговой А.В.

по учебному курсу «Мировая художественная культура»

11 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__»_______2013 г.

2013 -2014 уч.год

Пояснительная записка.

 

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.



Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию – исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый уровень) ,авторской программы под ред. Л.Г.Емохоновой. Программа рассчитана на 35 часов ( 1 час в неделю.)

Цель предмета – формировать духовный мир школьника силой воздействия различных искусств в их комплексе, его нравственность, эстетическую воспитанность в особо ответственный период развития – период перехода к самостоятельности.

Для достижения поставленной глобальной цели необходимо отметить такие ключевые моменты, требующие непременного раскрытия, как:



  • создание целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе на основе систематизации знаний по истории искусства;

  • осознание ценностей и идеалов, воплощенных в художественных произведениях разных видов искусств;

  • понимание развития и явлений отечественного искусства с позиций исторического диалога культур;

  • формирование у учащихся целостной художественной картины мира, высокого художественно-эстетического вкуса, полноценного опыта восприятия искусства и навыков творческой деятельности;

  • приобретение культурно- познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности учащихся.

Задачи преподавания МХК состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащихся с произведениями мирового искусства на различных уроках:

  • обогащать их духовный мир, воспитывать чувства. Помочь молодым людям «открыть в себе человека»;

  • развивать у них понимание искусства, способность быть читателем, зрителем, слушателем, т.е. способность и стремление воспринимать художественную культуру в течение всей жизни;

  • дать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть наиболее важные закономерности процесса развития МХК, распознать особенности образного языка различных видов искусства;

  • развивать у школьников воображение, творческие способности.

 

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

 развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

 воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

 освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

 овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

 использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

знать / понимать:

 основные виды и жанры искусства;

 изученные направления и стили мировой художественной культуры;

 шедевры мировой художественной культуры;

 особенности языка различных видов искусства;

уметь:


 узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

 устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

 пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

 выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

 для выбора путей своего культурного развития;

 организации личного и коллективного досуга;

 выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

 самостоятельного художественного творчества.

Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

С учетом специфики предмета «Мировая художественная культура» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно и тривиально. Обучающемуся рекомендуется продемонстрировать наличие своей точки зрения и, если она не совпадает с общепринятой, аргументировано её отстаивать.

Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Следует высоко оценивать компетенции, связанные с организацией личного досуга, активной позицией как полноправного члена общества, приобщившегося к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, обращая внимание на способность учащегося давать критическую оценку «внушающей силе искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. Наиболее ценным предоставляется умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость.

Продуктивные методы работы на уроке являются основными. Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная.

: Преподавание Мировой художественной культуры ориентировано на использование следующего учебно-методического комплекта:

1.Учебник : Л.Г.Емохонова «Мировая художественная культура» М. «Академия» 2007 г.+ СД.

ЦОР


1.1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

2.Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).

3.Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.

4.От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.

5.МКХ. Древний мир [Электронный ресурс]. – М.: Март, 2008.

Основное содержание курса.

Предисловие

Художественная культура эпохи Возрождения( 9 ч.)

Возрождение в Италии

Гуманизм — основа мировоззрения эпохи Возрождения. Раннее Возрождение. Флоренция как воплощение ренес-


сансной идеи «идеального» города. Научные трактаты. Леон Баггиста Альберти. «Десять книг о зодчестве».
Ордер в архитектуре. Филиппо Брунеллески. Куполсобора Санта-Мария дель Фьоре. Приют невинных.Площадь Сантиссимы Аннунциаты. Церковь Сан-Спирито Образ площади и улицы в живописи. Мазаччо. «Воскрешение Тавифы и исцеление расслабленного», «Раздача милостыни», «Исцеление тенью». Ренессансный реализм в скульптуре. Донателло. Рельеф «Пир Ирода». Статуя Давида Высокое Возрождение. Качественные изменения в живописи. Леонардо да Винчи. Алтарный образ «Мадонна
с цветком». «Мона Лиза». Рафаэль Санти. Станцыв Ватикане. Фреска «Парнас».Эстетика Высокого Возрождения в скульптуре. Микеланджело Буонарроти. Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцово Флоренции Венецианская школа живописи. Эстетика позднего Возрождения. Тициан. «Любовь земная и Любовь небесная»,«Пьета». Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Переход от «строгого письма» к мадригалу. Джованни да Палестрина. «Месса папы Марчелло».Карло Джезуальдо. Мадригал «Томлюсь без конца»

Северное Возрождение

Особенности Северного Возрождения. Гротескно-карнавальный характер Возрождения в Нидерландах. ПитерБрейгель Старший (Мужицкий). «Битва Карнавала и Поста».Живописный цикл «Месяцы»: «Охотники на снегу» Мистический характер Возрождения в Германии.Альбрехт Дюрер. Гравюры «Апокалипсиса»: «Четыре всадника», «Трубный глас». Диптих «Четыре апостола» . Светский характер Возрождения во Франции. Школа Фонтенбло в архитектуре и изобразительном искусстве. Жюль Лебретон. Замок Фонтенбло. Россо Фьорентино. Галерея Франциска I. Жан Гужон. Фонтан нимф в Париже Ренессанс в Англии. Драматургия. Уильям Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта», комедия «Укрощениестроптивой»

Художественная культура XVII века (5 ч.)

Барокко

Новое мировосприятие в эпоху барокко и его отражениев искусстве. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини Площадь Св. Петра. Площадь Навона. Мост Се. Ангела. Новое оформление интерьера. ЛоренцоБернини. Шатер-киворий в соборе Св. Петра. Специфика русского барокко. Франческо Барто-ломео Растрелли. Зимний дворец в Санкт-Петербурге.


Екатерининский дворец в Царском Селе. Смольныймонастырь в Санкт-Петербурге Живопись барокко. Плафонная живопись. Джованни Баттиста Гаулли (Бачичча). «Поклонение имени Иисуса»в церкви Иль Джезу в Риме. Взаимодействие тенденций
барокко и реализма. Питер Пауэл Рубенс. Алтарныетриптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста»в кафедральном соборе вАнтверпене. «Воспитание Марии Медичи». Рембрандт Харменс Ван Рейн.«Отречение апостола Петра» Музыка барокко. Клаудио Монтеверди. Опера «Орфей».Арканджело Корелли. Concerto grosso «На рождественскую ночь». Иоганн Себастьян Бах. Пассион «Страстипо Матфею»: «Сжалься надо мной, Господи»

Классицизм

Искусство классицизма. «Большой королевский стиль» Людовика XIV. Версаль. Классицизм в изобразительном искусствеФранции. Никола Пуссен. «Царство Флоры»,«Орфей и Эвридика»

Художественная культура XVIII — первой половины XIX века (8 ч.)

Рококо

Истоки рококо в живописи. «Галантные празднества» Антуана Ватто. «Остров Цитеры». Интерьер рококо.Живописные пасторали Франсуа Буше. Музыка рококо.Музыкальные «багатели» Франсуа Куперена



Неоклассицизм, ампир

Музыка Просвещения. Йозеф Гайдн. Сонатно-симфони-ческий цикл. Симфония № 85 «Королева». Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Дон Жуан». «Реквием»: Dies irae,Lacrimosa. Людвиг ван Бетховен. Пятая симфония.«Лунная соната» Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга. ЖакАнж Габриель. Площадь Людовика XV в Париже. Джакомо Кваренги.Академия наук в Петербурге. Андреян Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге Имперский стиль в архитектуре. Специфика русского ампира. Карл Иванович Росси. Дворцовая площадь, Михайловский дворец в Петербурге. Ампирный интерьер. Белый зал Михайловского дворца в Петербурге Неоклассицизм в живописи. Жак Луи Давид. «Клятва Горациев». Классицистические каноны в русской академической живописи. Карл Павлович Брюллов. «Последний день Помпеи». Александр Андреевич Иванов.«Явление Христа народу» Зарождение классической музыкальной школы в России.Михаил Иванович Глинка. Опера «Жизнь за царя». Марш Черномора, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». Увертюра «Ночь в Мадриде». Лирическийроманс «Я помню чудное мгновенье»

Романтизм

Романтический идеал и его воплощение в музыке. Франц Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь». Рихард Вагнер. Опера «Тангейзер». Гектор Берлиоз. «Фантастическая симфония». Иоганнес Брамс.«Венгерский танец № 1» Живопись романтизма. Религиозные сюжеты. Джон Эверетт Миллес. «Христос в доме своих родителей».Литературная тематика. Данте Габриел Россетти.«Beata Beatrix». Экзотика и мистика. Эжен Делакруа.«Смерть Сарданапала». Франсиско Гойя. «Колосс». Образ романтического героя. Орест Адамович Кипренский. «Портрет Евгр. В. Давыдова»

Художественная культура второй половины XIX — начала XX века (3 ч.)

Реализм


Социальная тематика в живописи. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». Оноре Домье. С ерия «Судьи и адвокаты».Русская школа реализма. Передвижники. Илья ЕфимовичРепин. «Бурлаки на Волге». Василий Иванович Суриков.«Боярыня Морозова» Направления в развитии русской музыки. Социальная тема в музыке. Модест Петрович Мусоргский. Песня «Сиротка». Обращение к русскому обряду какпроявление народности в музыке. Николай Андреевич Римский-Корсаков. «Проводы Масленицы» из оперы«Снегурочка». Историческая тема в музыке. Александр Порфирьевич Бородин. «Половецкие пляски» из оперы«Князь Игорь» Лирико-психологическое начало в музыке. Петр Ильич Чайковский. Балет «Щелкунчик». Тема «Человек и рок»в музыке.Петр Ильич Чайковский .Опера« Пиковая дама»

Импрессионизм, символизм, постимпрессионизм

Основные черты импрессионизма в живописи. Клод Оскар Моне. «Сорока». Пьер Огюст Ренуар. «Завтрак гребцов». Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден. «Граждане города Кале». Импрессионизм в музыке.Клод Дебюсси. «Сады под дождем», «Облака» Символизм в живописи. Гюстав Моро. «Саломея»(«Видение»). Постимпрессионизм. Поль Сезанн.«Яблоки и апельсины». Винсент Ван Гог. «Сеятель».Поль Гоген. «Пейзаж с павлином»

Модерн


Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Густав Климт. «Бетховенский фриз». Модернв архитектуре. ВикторОрта. Особняк Тасселя в Брюсселе.Федор Осипович Шехтель. Здание Ярославского вокзалав Москве. Антонио Гауди. Собор Св. Семействав Барселоне Мифотворчество — характерная черта русского модернав живописи. Валентин Александрович Серов. «Одиссей и Навзикая», «Похищение Европы». Михаил АлександровичВрубель. «Демон сидящий». Специфика русского модернав музыке. Александр Николаевич Скрябин.«Поэма экстаза»

Художественная культура XX века (6 ч.)

Модернизм

Модернизм в живописи. Новое видение красоты. Агрессия цвета в фовизме. Анри Матисс. «Танец». Вибрация живописной поверхности в экспрессионизме. Арнольд Шёнберг. «Красный взгляд». Деформация форм в кубизме. Пабло Пикассо. «Авиньонские девицы». Отказ от изобразительности в абстракционизме. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция № 8». Иррационализм подсознательного в сюрреализме. Сальвадор Дали. «Тристан и Изольда» Модернизм в архитектуре. Конструктивизм. Шарль ЭдуарЛе Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси. Советский конструктивизм. Владимир Евграфович Татлин. БашняI II Интернационала. «Органическая» архитектура.Фрэнк Ллойд Райт. «Дом над водопадом» в Бер-Ране. Функционализм. Оскар Нимейер. Ансамбль города Бразилия Синтез в искусстве XX века. Режиссерский театр.Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе «Три сестры» Антона Павловича Чехова. Эпический театр. Бертольт Брехт. «Добрый человек из Сычуани» Кинематограф. Сергей Михайлович Эйзенштейн. «Броненосец "Потемкин"». Федерико Феллини. «Репетиция оркестра» Стилистическая разнородность музыки XX века. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз». «Новая простота» Сергея Сергеевича Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта». Философская музыка Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Седьмая симфония (Ленинградская). Полистилистика Альфреда Гарриевича Шнитке. «Реквием»

Постмодернизм

Постмодернизм. Новые виды массового искусства и формы синтеза. Энди Уорхол. «Прижмите крышку перед открыванием». Фернандо Ботеро. «Мона Лиза».Георгий Пузенков. «Башня времени Мона 500».Сальвадор Дали. Зал Мэй Уэств Театре-музее Дали в Фигерасе. Юрий Лейдерман. Перформанс «Хасидский Дюшан»




урока


Название разделов.

Кол-во

часов.


Темы уроков.

Тип урока.

Оборудование.

Д/З




Художественная культура эпохи Возрождения.

9 ч.
















Возрождение в Италии.
















1.







Гуманизм - основа мировоззрения эпохи Возрождения.

Изуч.нов.

мат.


Иллюстр. с. 18-19,20-21.

П.1.

2.







Образ площади и улицы в живописи.

Комб.

Ил. С. 24 уч-ка.

П.2.

3.







Высокое Возрождение.

Комб.

Ил. картин Л.да Винчи.

П.3.

4.







Эстетика Высокого Возрождения.

Комб.

Ил. картин Микеланжело.

П.4.

5.







Венецианская школа живописи.

Комб.

СД,

П.5.




Северное Возрождение.
















6.







Особенности Северного Возрождения.

Комб.

Ил. с. 45-47 уч-ка.

П.6.

7.







Мистический характер Возрождения в Германии.

Комб.

Ил. картин А. Дюрера.

П.7.

8.







Светский характер Возрождения во Франции.

Комб.

Ил.с.54 - 57.

П.8.

9.







Ренессанс в Англии. Драматургия.

Комб.

Ил. с. 60 – 63 уч – ка.

П.9.




Художественная культура XVII в.

5 ч.













10.







Новое мировоззрение в эпоху борокко и его отражение в искусстве.

Комб.

Ил. с. 70,72,73 уч-ка.

П.10.

11.







Специфика русского борокко.

Комб.




П.11.

12.







Живопись борокко.

Комб.




П.12.

13.







Музыка борокко.

Комб.

СД,

П13.




Классицизм.
















14.







Искусство классицизма.

Комб.




П.14.




Художественная культура XVIII –первой половины XIX в.

8 ч.
















Рококо.
















15.







Истоки рококо в живописи.

Изуч.н.м.

Ил. с.102-104 уч – кА.

П.15.




Неоклассицизм . Ампир.
















16.







Музыка Просвещения.

Комб.

СД,

П.16.

17.







Образ «идеального города» в классических ансамблях Парижа и Петербурга.

Комб.

Ил. с.110-111,114 -115.

П.17.

18.







Имперский стиль в архитектуре.

Комб.

Ил. с. 117 – 119 уч –ка.

П.18.

19.







Зарождение классической музыкальной школы в России.

Комб.

СД,

П.20..

20.







Неоклассицизм в живописи.

Комб.




П.19.




Романтизм.
















21.







Романтический идеал и его воплощение в музыке.

Комб.

СД.

П.21.

22.







Живопись романтизма.

Комб.

Цв. ил.

П.22.




Художественная культура второй половины XIX - начала XX в.

8 ч.
















Реализм.
















23.







Социальная тематика в живописи.

Комб.

Ил. картин Репина,Сурикова.

П.23.

24.







Направления в развитии русской музыки.

Комб.




П.24.

25.







Лирико - психологическое начало в музыке.

Комб.

СД,

П.25.




Импрессионизм , символизм , постимпрессионизм.
















26.







Основные черты импрессионизма в живописи.

Комб.

СД,

П,26.

27.







Символизм в живописи.

Комб.

Ил. с .169 – 172 уч – ка.

П.27.




Модерн.
















28.







Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве.

Комб.

Цв. ил. уч – ка.

П.28.

29.







Мифотворчество – характерная черта русского модерна в живописи.

Комб.

Цв.ил. уч –ка.

П.29.




Художественная культура XX в.

6 ч.













30.







Модерн в живописи.

Комб.

Цв. ил. уч –ка.

П.30.

31.







Модерн в архитектуре.

Комб.

Цв. ил. с. 195,197.

П.31.

32.







Синтез в искусстве XX в.

Изуч.н.м.




П.32.

33.







Кинематограф.

Комб.




П.33.

34.







Стилистическая разнородность музыки XX в.

Комб.




П.34.




Постмодернизм.
















35.







Постмодернизм.

Повт. – обоб.




П.35.