Рабочая программа «Мировая художественная культура» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа мировая художественная культура Предмет ( 2013-2014... 1 93.6kb.
Рабочая программа по предмету мировая художественная культура 2 363.43kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура» 2 387.61kb.
Рабочая программа учебного курса «Мировая художественная культура»... 1 141.9kb.
Рабочая программа «Мировая художественная культура» 1 132.46kb.
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных... 1 188.5kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 7 класса 1 354.71kb.
Рабочая программа ожиговой А. В. по учебному курсу «Мировая художественная... 1 183.4kb.
Примерная программа учебной дисциплины мировая художественная культура... 1 248.69kb.
Рабочая программа «Мировая художественная культура» 2 427.97kb.
Рабочая программа ожиговой А. В. по учебному курсу «Мировая художественная... 1 173.23kb.
Внеклассное чтение Onlain. Начальная школа 1 138.6kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа «Мировая художественная культура» - страница №1/1

СОГЛАСОВАНО Утверждаю:

Председатель М/О Директор ГБОУ СШИ №25

__________Ашанина М.Я. ________________Соболева О.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Мировая художественная культура».

8 - 9 классы.

2013 -2014 учебный год



Составитель:

Булгакова С.Р.

учитель ИЗО и МХК

Москва


2013 г

Пояснительная записка.

Тематическое планирование курса МХК в 8 -9 классах составлено на основе действующей программы по МХК Л.А. Рапацкой.



Цель программы – развитие культуры школьников как неотъемлемой части жизни человека.

Задачи:

воспитание эмоционально-ценностного отношения к культуре и искусству;

развитие устойчивого интереса к культуре, искусству своего народа и других народов мира; развитие эстетического вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной культурой и самообразованию в области искусства.

Мировая художественная культура является межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории. Она не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но обуславливает востребованность знаний из математики, физики, химии и прочих областей естествознания.

Курс по мировой художественной культуре нацелен на ознакомление с выдающимися достижениями искусства в различные исторические эпохи в различных странах. Он не содержит полного перечисления всех явлений мировой художественной культуры, но дает возможность через отдельные наиболее выдающиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства, литературы, музыки, театра, либо творчество одного мастера показать основные художественные идеи эпохи.

Распределение материала осуществляется по территориальному принципу, что позволяет показать, какой системой ценностей оперирует каждый народ, являясь носителем определенной религиозной и культурной традиции. Курс МХК в 8 классе сосредоточен на культуре нового времени(барокко, классицизм), в 9 классе XIX век, XX век и мировая художественная культура.

Курс позволяет осознать уникальность и неповторимость разных культур, социокультурный опыт человечества, роль России в культурном процессе; учит школьников воспринимать окружающий мир как “мир миров”, в котором любой культуре и любому позитивному суждению есть место; способствует развитию духовной личности, расширению кругозора, формированию позитивных жизненных ориентиров и собственной мировоззренческой позиции. Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа (из расчета 1 час в неделю) авторское поурочное планирование используется без изменений.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:



  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод проектов.

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

8 класс

ЕВРОПЕЙСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII – XVIII ВВ.

СТАНОВЛЕНИЕ «РУССКОЙ ЕВРОПЕЙСКОСТИ» В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ.

РАЗДЕЛ I. ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕНТРЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КУЛЬТУР В ПЕРЕХОДНУЮ ЭПОХУ (XVII в.)

Введение

XVII век — эпоха расцвета художественных школ Европы и включения русской художественной культуры в круг европейских традиций. Формирование стиля барокко в европейском художественном творчестве и его интерпретация в русском искусстве, рождение раннего классицизма.

Тема 1. Итальянская художественная культура: многоохватное воплощение духовной

и реальной действительности.

Синтез возрожденческих и средневековых образов, религиозной христианской и мифологической языческой проблематики в художественной культуре Италии XVII в. Тяготение искусства к пышности и парадной торжественности в сочетании с повышенной экспрессией чувств. Барокко как новый «причудливый» стиль в искусстве.

Архитектура и скульптура барокко. Творчество Д. Бернини. Динамичность форм, пышность декора, перспективные и световые эффекты (колоннада площади собора св. Петра в Риме). Сочетание в скульптуре Бернини аффектации с чувствительностью (« Аполлон и Дафна », « Экстаз ев. Терезы »). Религиозная и бытовая проблематика в творчестве Караваджо (« Положение во гроб», «Лютнист»). Расцвет светской инструментальной музыки. Сонаты Д. Скарлатти и рождение нового клавирного стиля (отрывки из сонат по выбору учителя). Скрипичные мастера (Н. Амати, А. Страдивари, Д. Гварнери). Рождение жанра кон-черто-гроссо. Творчество А. Вивальди («Времена года»). Музыка А. Корелли; тема Корелли (позаимствованная композитором из народной музыки), использованная СВ. Рахманиновым в фортепианных «Вариациях на тему Корелли».

Тема 2. Художественная культура Испании и Фландрии: взлет национального своеобразия

Испанская художественная культура: «золотой век». Роль католицизма в развитии национально-характерных образов. Представления о чести и достоинстве в аристократической среде. Высокие достижения испанского театра. Комедия «плаща и шпаги» — благородство рыцарского духа. Пьесы Лопе де Веги («Собака на сене») и П. Кальдерона («Дама-невидимка»).

Испанская школа живописи. Творчество Эль Греко. Самобытная манера мастера (экспрессия в сочетании с выразительной динамикой вытянутых фигур). Образное богатство испанской живописи, широта интересов к христианской, мифологической и реалистической проблематике. Творческое наследие Д. Веласкеса; реализм в сочетании с традициями испанской народной культуры («Завтрак», «Продавец воды в Севилье»).

Художественная культура Фландрии в период подъема. Школа живописи (П. Рубенс, Ф. Снейдерс, Я. Йордане, А. ван Дейк). Мощный творческий дар Рубенса, его огромное наследие. Упоение красотой жизни и гармонией человеческого тела. Пышность, красочность, «симфоничность» полотен Рубенса на античные сюжеты («Персей и Андромеда», «Возвращение Дианы с охоты»). Декоративный характер христианских сюжетов («Снятие с креста», «Поклонение волхвов»). Портреты («Портрет камеристки инфанты Изабеллы»), пейзажи («Пейзаж с радугой»). Живопись испанских и фламандских мастеров в музеях России.

Тема 3. Художественная культура Нидерландов (Голландии): расцвет реализма.

Характерные черты культурной жизни Нидерландов, стремление богатых бюргеров украшать быт произведениями искусства. Простота и практическая целесообразность эстетических вкусов жителей Нидерландов. Архитектура без излишеств. Самое богатое здание — ратуша в Амстердаме. Особое место изобразительного искусства в художественной культуре Нидерландов. Наследие Рембрандта; реалистический дар мастера. Жанр портрета в его творчестве. Психологическая глубина образов («Портрет старика в красном»). Передача внутренних состояний героев Ветхого и Нового Завета («Жертвоприношение Авраама», «Святое семейство», «Возвращение блудного сына»). Автопортреты Рембрандта. Ф. Хале и его портретная живопись («Цыганка»). «Малые голландцы» (Я. ван Гойен, П. Поттер, Г. Терборх — натюрморты и жанровая живопись по выбору учителя). Мастера голландской школы в музеях России.

Тема 4. Художественная культура Франции в эпоху абсолютизма: торжество парадной красоты

Роль искусства в общественной жизни Франции. Пышность и роскошь в художественном оформлении быта. Придворные вкусы. Развитие искусства моделирования одежды и искусства парфюмерии (изготовление духов). Стремление к парадной жизни («напоказ»).

Архитектура, ее парадный облик. Архитектурный ансамбль Версаля, сочетание дворцовых построек с регулярным французским парком. Музыка в жизни аристократов, стремление к изяществу и утонченной лирике. Танцевальные программные пьесы Ф. Куперена. Музыка для клавесина Л.К. Дакена («Кукушка»).

Искусство театра. Формирование нормативных установок классицизма (трактат Н. Буало «Поэтическое искусство»). Трагедии П. Корнеля и Ж. Расина (отрывки по выбору учителя). Великий комедиограф Мольер («Тартюф, или Обманщик»). Новая жизнь сочинений Мольера в России XVIII в. (комическая опера В.А. Пашкевича на текст Я.Б. Княжнина «Скупой»).

Изобразительное искусство XVII в. Н. Пуссен. Идеалы гражданственности в его творчестве («Смерть Германика»). Пейзажи Пуссена («Пейзаж с Полифемом», «Спящая Венера»); аллегория в его живописи («Царство Флоры»). Пуссен — основоположник классицистских принципов живописи.

РАЗДЕЛ II. ЕВРОПЕЙСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

Введение

Просвещение как особый этап в развитии европейской художественной культуры. Общность и различие этапов Просвещения в разных странах. Иллюзии Просвещения, вера во всесилие человеческого разума. Отрицание ценностей прошлого во имя исправления социальной несправедливости и порочности нравов как доминантный мотив просветительского движения. Роль слова в художественной культуре Просвещения. Развитие реалистической образности в искусстве.

Тема 5. Простонародное — аристократическое: два полюса образов французского искусства в эпоху Просвещения.

Многообразие эстетического опыта мастеров Франции XVIII столетия. Декларация гражданственности и общественного долга, идеалы Свободы, Равенства и Братства, исторический оптимизм и атеизм. Расхождение между словом и делом в культурной практике. Тяготение к традиционной утонченности и галантности. Театральность художественной культуры. Светский характер сюжетов искусства.

Архитектурные памятники классицизма (Малый Трианон в Версале. Площадь Согласия в Париже). Возрождение традиций античности в классицистской архитектуре.

 Скульптор Э.М. Фальконе, его судьба. Работы во Франции («Пигмалион»), петербургский период творчества (памятник Петру I «Медный всадник»).

Французская просветительская литература. Энциклопедисты и творчество «властителя дум» Вольтера. Влияние вольтерьянства («вольтеризма») на художественную культуру России. Романы Вольтера в России (отрывки по выбору учителя). Великая французская революция — итог развития французского Просвещения. «Марсельеза» Руже де Лиля, ее историческая судьба.

Многогранность изобразительного искусства. Сравнение творчества выдающихся мастеров Ж. А. Ватто, Ж. Шардена, Ж.Л. Давида. Галантность и поэтичность полотен Ватто («Капризница»), Простонародные образы в реалистических работах Шардена, быт людей «третьего сословия» («Возвращение с рынка», «Прачка»), натюрморты («Медный бак», «Атрибуты искусства»). Героически возвышенные образы работ Давида, навеянные революционными событиями ( « Смерть Марата », « Клятва Горациев »).

(Творчество Ф. Буше, И.О. Фрагонара, Ж.Б. Греза — по выбору учителя).

Тема 6. Итальянское искусство XVIII в: возвращение к античным истокам

Расцвет классицистских норм красоты в итальянской архитектуре, античные «прообразы» зодчества. Собор Санта-Мария Маджоре в Риме — самый большой богородичный храм Европы. Облик Испанской площади в Риме. Фонтаны Рима (Н. Сель - ви. Фонтан Треви).

Скульптор А. Канова, его творческое наследие. Ориентация мастера на античные традиции(«Амур и Психея», «Орфей и Эв-ридика»).

Рождение комической оперы (опера-буффа). Герои комической оперы. Одна из первых комических опер — «Служанка-госпожа» Дж. Б. Перголези (отрывки по выбору учителя).

Тема 7. Вершины просветительской литературы (писатели Англии и Германии)*

Утверждение гуманистической идеи о неисчерпаемых возможностях свободного человека. Д. Дефо, его роман-притча «Приключения Робинзона Крузо». Народная мудрость в поэзии Р. Бернса («Честная бедность»). Д. Свифт. «Путешествие Гулливера»: иносказательность образного мира, философский подтекст. Движение «Буря и натиск» в Германии, новый герой литературы. Творчество И.В. Гете. Величие образов «Фауста». Фауст как «вечный символ» мировой культуры. Фаустовские образы в музыке Ш. Гуно, Ф. Листа (темы по выбору учителя). Гете как предтеча романтизма (Баллада Гете «Лесной царь» в музыке Ф. Шуберта). Гуманистические идеалы произведений Ф. Шиллера (драма «Разбойники»). Шиллер в русской поэзии.

Тема 8. Музыка: страницы творчества гениев мирового искусства

И.С.Бах, утверждение в его сочинениях высоких духовно-нравственных идеалов. Вневременная сущность музыки Баха, воплощение в ней традиционной христианской образности и «микрокосма» внутреннего мира человека. Обобщенность музыкального мышления композитора; полифония как средство отражения многогранных проблем бытия. Фуги Баха. Сочинения для органа (Токката и фуга ре минор) и клавира (« Хорошо темперированный клавир », т. 1, прелюдия и фуга до мажор). Месса си минор, этическое и эстетическое обобщение образов («Cruci-fixus»). Возвышенно-философское воплощение евангельского текста в музыке « Страсти по Матфею » (заключительный эпизод первой части — фугированный хорал «Рыдайте, люди, тяжек грех, но уж грядет Спаситель наш»). Светская музыка Баха (кантата «Кофейная» — по выбору учителя).

Венская классическая композиторская школа. И. Гайдн — создатель строгих форм сонатно-симфонического цикла. Сонатная форма, соотношение образов главной и побочной партии. « Прощальная симфония» (отрывки по выбору учителя). Состав классического оркестра. Что такое «партитура» (общие вопросы).

Творчество В.А. Моцарта. Искренность, стройность, гармоничность его образов. Мелодический дар Моцарта. Комическая опера «Свадьба Фигаро», реалистические «портреты» в опере. Сонаты Моцарта (по выбору учителя). Бессмертные страницы «Реквиема», легенды о его создании («Lacrimosa»). Моцарт в «маленькой трагедии» А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери».

Л.Бетховен: творческая неповторимость. Утверждение в его музыке силы человеческого духа. Героика как важная область музыки Бетховена. Лирические и философские образы его музыки. Симфонии Бетховена (симфония 5, ч. 1, единоборство человека и рока). Предвосхищение романтической образности в творчестве Бетховена. Сонаты Бетховена («Лунная», «Аппассионата», ч. 1). Пафос идеи человеческого братства в Девятой симфонии (Финал, хор «Обнимитесь, миллионы» на стихи Ф.Шиллера).

РАЗДЕЛ III. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НА ПЕРЕЛОМЕ ТРАДИЦИЙ (XVII в.)

Введение


Диалог «старины и новизны» в русской художественной культуре «переходной эпохи». Социальные катаклизмы «бунташного века». Противоречивость художественно-образного мышления мастеров XVII в. Сочетание древнерусского художественного канона с европейскими формами и средствами художественной выразительности. Ситуация «предчувствия» глобальных культурных перемен в жизни России и ее отражение в искусстве.

Тема 9. «Противостояние времен» в русской художественной культуре XVII в.

Раскол и его культурные последствия. Творчество протопопа Аввакума («Житие »). Борьба Аввакума против нововведений в храмовом искусстве, желание оградить русскую церковь от «бесовского» «органоподобного» многоголосного пения.

Противоположные тенденции в развитии русской словесности. Рождение поэзии, свободной от средневековой нормативности. Обмирщение литературы. Повести XVII в., их герои. Стремление показать внутренний мир человека. Многогранность сюжетов (от «фаустовской» темы в «Повести о Савве Груд-цыне» до сатирической пародии и скоморошины — «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Фоме и Ереме»). Барочная поэзия С. Полоцкого. Универсальная способность Полоцкого передавать в поэтической форме разнообразие окружающей действительности («Мир сей преукрашенный книга есть велика»). Перевод Псалтыри, музыкальное воплощение перевода Полоцкого в творчестве В.П. Титова.

Тема 10. Живопись: размышления о том, можно ли образ писать «как в зеркале»

Русская храмовая живопись накануне рождения светских жанров. Проникновение жизненных образов в иконопись. Бытовая проблематика фресковой живописи XVII в. (« Брак в Кане Галилейской»). Красочность и пышность барокко в новых направлениях иконописи. Творчество П. Чирина(«Никита -воин»). Роль Симона Ушакова в развитии теории объемного изображения персонажей иконописи (иконы Ушакова «Спас Нерукотворный», «Троица»). Икона и парсуна: сходство и различие (парсуны «Иван Грозный», «М.В. Скопин-Шуйский»).

Тема 11. Пышность и красочность русского зодчества и музыки

Изменение представлений о райской красоте в русской художественной культуре XVII в. Противостояние канонических традиций и нового, европейского по происхождению, мышления в архитектуре. Идея возведения Нового Иерусалима на р. Истре под Москвой и ее реализация (раннехристианские и самобытно русские черты Вознесенского собора). Великолепие и радостное мировосприятие храмов «московского барокко». Храм Покрова Богородицы в Филях. Храм Рождества Богородицы в Путинках. Привнесение в храмовое строительство идеи прославления новой мощной государственности (церковь Знамения в Дуброви-цах под Москвой).

Рождение русского многоголосия. Хоровая храмовая музыка. Первый теоретик многоголосной музыки Н.П. Дилецкий. Создатель крупных хоровых концертов В.П. Титов (отрывки по выбору учителя из концерта «Христос днесь на Иордан прииде»).

Итог борений «бунташного века» — завершение традиций древнерусского искусства, разделение художественной культуры на храмовую и светскую.

 

РАЗДЕЛ IV. РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В ВЕК «РАЗУМА И ПРОСВЕЩЕНИЯ»



Введение

Смена эстетических ориентиров русского искусства в эпоху Просвещения. Развитие новых светских жанров искусства и светских форм художественной деятельности. Сохранение в новом светском искусстве традиционных духовно-нравственных идеалов и представлений о Любви, Добре, Красоте, Истине.

Тема 12. «Русская европейскость»: образы художественной культуры Петровской эпохи

Начало развития «русской европейскости»; петровские преобразования и их значение для художественной культуры. Европейские традиции как эталон новой культуры. Утверждение идеалов и внесословной ценности личности и практика реального крепостнического государственного устройства России. Противоречия художественной культуры. Идея государственности как доминантная в художественной культуре Петровского времени.

Воплощение идеологических установок на обмирщение в литературе. Творческое наследие Ф. Прокоповича (по выбору учителя). Становление европейских градостроительных принципов. Санкт-Петербург — «Северная Венеция». Гуманистическая направленность портретной живописи (И.Н. Никитин, A.M. Матвеев).

Сочетание древнерусских традиций храмового пения и нового светского музицирования. Распространение светской оркестровой музыки. Жанр канта — отражение пафоса победного шествия новой России («Орле Российский, пусти свои стрелы », навигацкий кант «Буря море раздымает»).

Тема 13. Развитие просветительских идеалов: литература, театр, музыка

Решение в ранней русской поэзии и драматургии нравственных проблем. Гуманизм образов. Рождение русской комедии, творчество Д.И. Фонвизина. Антикрепостнические идеи и рождение крестьянской темы в искусстве. Крестьянские образы в творчестве Н.И. Новикова, А.Н. Радищева*. Антикрепостнические сюжеты русской комической оперы — нового жанра русского музыкального искусства. Опера В.А. Пашкевича «Несчастье от кареты ». Ориентация композиторов на народную песню как главную носительницу национального начала. Первые сборники русских народных песен. В.Ф. Трутовский. Сборник Н.А. Львова и И.Прача — песни, популярные и сегодня («Ах вы, сени, мои сени» и др.). Опера Е.И.Фомина «Ямщики на подставе» («Высоко сокол летает»).

Официальное просветительство: Екатерина II и ее «Наказ». Расхождение между словом и делом как повседневная практика деятельности Екатерины II. Образ императрицы в произведениях Г.Р. Державина, Д.Г. Левицкого, Ф.И. Шубина.

Корифеи русского Просвещения. Высота нравственных и философских исканий Г.Р. Державина (по выбору учителя). «Ода на рабство» В.В. Капниста. Стихотворение Н.А. Львова «Музыка, или Семитония».

Тема 14. Санкт-Петербург: величие новой России

Прославление новой России и ориентация на европейские достижения — главные черты русской архитектуры эпохи Просвещения. Принципиальная градостроительная новизна Санкт-Петербурга. Вклад иностранных мастеров в развитие русской архитектуры. Творения Д.Трезини и Ж.-Б. Леблона в начале века. Расцвет санкт-петербургского барокко в творчестве В.В. Растрелли. Дворцы Санкт-Петербурга и его окрестностей. Сочетание парадного блеска и пышности с рациональностью инженерных решений. Умение «вписывать» здание в окружающий ландшафт (Зимний и Екатерининский дворцы, Петергоф). Архитектурные шедевры А. Ринальди (Мраморный дворец). Наследие Д. Кваренги и Ч. Камерона (по выбору учителя).

Крупные отечественные зодчие XVIII в. Строительные сооружения по проектам М.Г. Земцова, И.К. Коробова, П.М. Еропкина, СИ. Чевакинского, И.Ф. Мичурина, Д.В. Ухтомского (по выбору учителя). Зодчий И.Е. Старов: строгость классицизма.

Тема 15. Московские зодчие: самобытная трактовка европейских стилей

Вершины архитектурного мастерства. Творчество В.И. Баженова (проект реконструкции Московского Кремля, Дом Пашкова, Дворцовый комплекс в Царицино под Москвой). Уникальное умение мастера сочетать нормы европейского классицизма с образностью самых разных стилей. Проекты М.Ф. Казакова, «Казаковская Москва».

Тема 16. Русский портрет: неповторимость и самоценность человеческой личности

Просветительские идеалы новой светской живописи. Жанр портрета — ведущий в русской художественной культуре эпохи Просвещения. Преломление европейских нормативов клас-сицистского портрета на русской почве. Портретная живопись середины века. Своеобразие освоения русскими живописцами пространства, его глубины, пропорций человеческого тела.

Творчество выдающихся мастеров русского портрета Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. Серия портретов «смолянок» Левицкого. (Портретная живопись Рокотова и Боровиковского по выбору учителя.)

Портрет в творчестве скульпторов. Наследие Ф.И. Шубина — галерея реалистических портретов деятелей русской культуры, науки, политической и общественной жизни.

Тема 17. Шедевры храмовой музыки

(М.С.Березовский, Д.С. Бортнянский)

Развитие традиций хоровой храмовой музыки в эпоху Просвещения. Жанр хорового многоголосного концерта. Композитор М.С. Березовский, его жизнь и творчество: правда и вымысел. Концерт «Не отвержи мене во время старости», высокая духовность музыки. Хоровые концерты «Орфея реки Невы» — Д.С. Бортнянского (№ 24, 32 — отрывки по выбору учителя). «Херувимская песнь» № 7, ее религиозный смысл, воплощение текста.

 

Программное и учебно-методическое обеспечение.



Л.А.Рапацкая

 Художественная культура России,

 Издательский Центр «Ветана-Граф», 2009г.

 Д.М.Зарецкая, В.В.Смирнова,

 МХК, Западная Европа и Ближний Восток,

 Фирма МХК, 2010г.

Д.М.Зарецкая,

 В.В.Смирнова,

 МХК, Хрестоматия,

 Фирма МХК, 2009г.

  Ю.С.Рябцев

 С.И.Козленко

 История русской культуры Х-ХУП в.в.

 Из-во «Владос», 2009г.

Ю.С.Рябцев

 История русской культуры Х1-ХУП в.в.

Ю.С.Рябцев

 История русской культуры Х1-ХУП в.в.

Вачьянц Культура Древнего  мира фирма  МХК, 2009г.

 Вачьянц Античность фирма  МХК, 2009г.

 Вачьянц Средние века. Фирма МХК, 2009г.

 Вачьянц Возрождение Фирма МХК, 2009г.



Учебно-тематический план по МХК для 8 класса.

Раздел.

Тема.

Урок.

Название раздела. Название темы. Нумерация урока.

I

 

 

«Европейские центры национальных художественных культур

 

 

 

в переходную эпоху (XVIIв.)».

 

1.

1.

Итальянская художественная культура.

 

 

2.

Многоохватное воплощение духовной и реальной действительности.

 

2.

3.

Художественная культура Испании и Фландрии.

 

 

4.

Взлет национального своеобразия.

 

3.

5.

Художественная культура Нидерландов (Голландии).

 

 

6.

Расцвет реализма.

 

4.

7.

Художественная культура Франции в эпоху абсолютизма.

 

 

8.

Торжество народной красоты. Контрольный тест за 1 четверть.

II

 

 

«Европейская художественная культура в эпоху просвещения».

 

5.

9.

Простонародное-аристократическое.

 

 

10.

Два полюса образов французского искусства в эпоху Просвещения.

 

6.

11.

Итальянское искусство.

 

 

12.

Возращение к античным истокам.

 

7.

13.

Вершины просветительской литературы.

 

 

14.

Писатели Англии и Германии.

 

8

15.

Музыка: страницы творчества гениев мирового искусства.

 

 



 

 

16.

Страницы творчества гениев мирового искусства. Контрольный тест за 2 четверть.

III

 

 

«Русская художественная культура на переломе

 

 

 

традиций (XVIIв.)».

 

9.

17.

«Противостояние времен».

 

 

18.

Русская художественная культура XVII в.

 

10.

19.

Русская храмовая живопись.

 

 

20.

Размышление о том, можно ли образ писать «как в зеркале».

 

11.

21.

Пышность и красочность русского зодчества.

 

 

22.

Пышность и красочность русской музыки.

IV

 

 

«Русская художественная культура в век

 

 

 

«разума и просвещения».

 

12.

23.

Русская европейскость.

 

 

24.

Образы художественной культуры Петровской эпохи.

 

13.

25.

Развитие просветительских идеалов.

 

 

26.

Литература, театр, музыка. Контрольный тест за 3 четверть.

 

14.

27.

Санкт-Петербург. Величие новой России.

 

 

28.

Крупные отечественные зодчие ХУШв.

 

15.

29.

Московские зодчие. Самобытная трактовка.

 

 

30.

Вершины архитектурного мастерства.

 

16.

31.

Русский портрет: неповторимость и самоценность человеческой личности.

 

 

32.

Портрет и творчество скульпторов.

 

17.

33.

Шедевры храмовой музыки: М.С. Березовский.

 

 

34.

Шедевры храмовой музыки: Д.С. Бортнянский. Контрольный тест  за год.

9 класс


Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.

Курс обучения в 9 классе составляют темы: «Европейская художественная культура XIX -начала XX века», «XX век и мировая художественная культура».

В соответствии со школьным учебным планом на 2013-2014 учебный год в 9 классе изучается учебный предмет « Мировая художественная культура» 35 часов в год, из расчёта 1 час в неделю.
Образовательные цели и задачи курса:

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:



  • развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;

  • формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

  • освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

  • интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели задачи курса:

  • помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

  • способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

  • подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

  • развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

  • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

- владеть основными формами публичных выступлений;

- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.


Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:

Знать / понимать:

основные виды и жанры искусства;

изученные направления и стили мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры;

особенности языка различных видов искусства.
Уметь:

узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

выбора путей своего культурного развития;

организации личного и коллективного досуга;

выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;



самостоятельного художественного творчества.