Рабочая программа курса «Православная культура» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... 1 336.93kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... 1 337.56kb.
Рабочая программа по православной культуре для 9 класса составлена... 1 228.65kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... 1 201.18kb.
Рабочая программа по православной культуре для 9 класса разработана... 1 272.34kb.
Юдаковой Ирины Николаевны Высшая квалификационная категория по учебному... 2 399.42kb.
Рабочая программа учебного курса «Мировая художественная культура»... 1 141.9kb.
Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса 7 2463.36kb.
Рабочая программа «Мировая художественная культура» 1 247.25kb.
Рабочая программа изучения курса «Художественная культура мира 19-20вв. 1 259.05kb.
Рабочая программа учебного предмета «культура общения» 1 153.13kb.
Отчет о работе экологического лагеря «Истоки 2012» Руководители:... 1 141.72kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа курса «Православная культура» - страница №1/1

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Православная культура» разработана на основе авторской программы Шевченко Л.Л., 2009 г.

Программа рассчитана на 34 часа

Изменения в авторскую программу не внесены.


Цель курса: духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.
Основные задачи курса:
1. Помочь каждому ребенку обрести подлинное понимание смысла жизни человека, своего предназначения и места в жизни, традиционного образа жизни.

2. Раскрыть основные религиозные понятия и представления православного христианства.

3. Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета, развитием христианской церкви, происхождением и особенно идеями других основных религий мира. Показать несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.

4.  Изучить историю Русской Православной Церкви, раскрыть культурнообразующую и государствообразующую роль Церкви в истории России. Способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее культуре, святыням.

5. Дать знания о Православной Церкви и православном храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы. Донести до детей их смысловое и системообразующее значение для российской культуры. Приобщать детей к освоению православного искусства.

6. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в раскрытии смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, алчности. Дать детям твердые нравственные ориентиры в образцах православной жизни на основе веры, надежды и любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты.



7. Изучить круг основных православных праздников. Показать их тесную и органичную связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.

Знакомство с ОПК в 4 классе предполагает три направления:

Православная культура как эмоционально-ценностное отношение к жизни предполагает уяснение школьниками понимания христианами правил поведения человека, данных Богом, сущности добрых дел и отражение их в жизни святых и в жизни детей-христиан.

^ Православная культура как творческая деятельность предполагает деятельность учащихся на уроках (изображение, украшение, постройка, лепка, сочинение сказок и стихов, пение на основе содержания православной культуры). А также знакомство с профессиональной деятельностью людей (художников, музыкантов, композиторов) - создателей объектов православной культуры.

^ Православная культура как язык (способ) выражения осваивается как язык православной духовной культуры и искусства. 

Наиболее удобная форма введения школьника в православную культуру - через знакомые представления и образы, в которых он учится видеть проявление красоты в окружающем мире. Развитие эстетического восприятия красивого сочетается с развитием творческой деятельности: надо учиться не только правильно видеть, но и создавать красивое. Развитие на уроках умения «творить» самостоятельно, создавать красивое постепенно подводит детей к осознанию сложности мира и разнообразию форм присутствующей в нем красоты. Развитие эстетического восприятия, способности к сопереживанию эстетических чувств в процессе собственного даже самого элементарного творчества закладывает основу понимания взаимосвязи красоты и добра в сотворенном мире.

Соответственно с требованиями программы школьники должны получить базовые знания об основных феноменах православной культуры на основе художественных впечатлений, узнать базовые понятия христианской этики, научиться разбираться в разных формах и видах православной культуры, и различных выразительных средствах. Осознание православной культуры теснейшим образом связано с образно-эмоциональным восприятием, умениями видеть изображение и слышать музыку, поскольку нельзя осознать то, чего не увидел и не услышал. Чтобы полнее воспринять православную культуру, дети должны научиться осознавать не только духовно-нравственные ценности, но и свои эстетические впечатления.

Так как одним из ведущих общих принципов программы является личностно-ориентированный подход, то, прежде всего, в программе решается задача обеспечения личностного отношения учеников к тому содержанию, с которым они будут знакомиться. Это предполагает развитие умений школьников смотреть на окружающую жизнь глазами создателя православной культуры (художника, строителя, музыканта, мастера и подмастерья), т. е. способность эстетического восприятия. Но к этому их следует подводить постепенно, опираясь на имеющиеся представления. Так как предмет православная культура относится к образовательным областям «Обществознание», «Искусство» и «Филология», то программа, не дублируя их, предусматривает межпредметные связи на материале данных областей, оптимизируя процесс решения задач духовно-нравственного, эстетического воспитания и развития.


Формы, методы и средства преподавания православной культуры
Курс предполагает множество форм, методов и средств обучения, что обусловлено как многообразием самого курса, так и возрастными особенностями учащихся, осваивающими его.

Среди форм обучения, наряду с классно-урочными занятиями, должны быть и внеклассные занятия – посещение храмов, экскурсии в монастыри и храмы, посещение святынь, помощь нуждающимся людям, забота о младших и т.д.

В изучении православной культуры используется вся система современных методов обучения, соответствующих сущности православия, содержанию образования и воспитания. Это предполагает не ограничиваться только словесным изложением материала, но продуктивно использовать активные методы обучения, включать детей в процесс изучения православной культуры, используя самые разные виды детского творчества: рисунки, пение, сочинения и т.п.

Требования к уровню подготовки учащихся начальных классов

 

1. По содержательной линии: «Православная христианская картина мира». Понятие о Боге, Пресвятой Троице, Боге Отце, Боге Сыне, Боге Духе Святом. Их единство и нераздельность. Изображение Троицы в русской иконописи. Свойства Божии. Бог и Его творение мира и человека. Человек как образ Божий. Тело человека – храм Божий. Человек как духовное существо. Священный дар жизни. Ценность жизни каждого человека. Необходимость беречь и заботиться о теле и душе. Чудеса Иисуса Христа исцеления людей, спасения их жизни. Что нужно для жизни тела, для жизни души? Забота о личном здоровье. Соблюдение медицинских норм, норм безопасности в быту и на улице, советов старших по сохранению здоровья. Помощь другим в беде, болезни, несчастном случае. Выполнение заветов Иисуса Христа о ценности человеческой жизни, о любви к ближнему.



2. По содержательной линии: «Православная культура и религии мира». Сотворение мира и человека. Грехопадение прародителей. Наказание за грех. Каин и Авель. Всемирный потоп. Дети Ноя. Грех Хама. Столпотворение. Призвание Авраама и явление ему Бога в виде Трех Странников. Принесение Исаака в жертву. Видение Иаковом таинственной лествицы. История Иосифа. Иов многострадальный. Рождение пророка Моисея и призвание его к освобождению евреев из рабства египетского. Пасха и исход евреев из Египта. Переход через Чермное море. Дарование закона Божия на горе Синае. Устроение скинии. Вступление евреев в Обетованную землю. Помазание на царство Давида. Победа его над Голиафом. Воцарение Давида. Завоевание Иерусалима и перенесение в него Ковчега Завета. Соломон и его мудрость, построение и освящение Храма. Разделение царств. Падение царства Израильского, разрушение Иудейского. Пророки царства Иудейского. Возвращение из плена иудеев. Построение второго храма. Мученики за веру. Маккавеи.

3. По содержательной линии: «История православной религии и Церкви». Рождество Богородицы. Введение Ее во храм. Благовещение. Рождение святого Иоанна Предтечи. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Сретенье Господа нашего Иисуса Христа. Проповедь святого Иоанна Крестителя. Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Первые ученики Господа. Изгнание торгующих из храма. Исцеление расслабленного при овчей купели. Избрание апостолов. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Учение о Промысле Божием. О неосуждении ближнего. Воскрешение сына Наинской вдовы. Притча о сеятеле. Укрощение бури. Воскрешение дочери Иаира. Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Чудесное насыщение 5000 человек пятью хлебами. Хождение Иисуса Христа по водам, исцеление дочери хананеянки. Преображение Господне. Притчи: о милосердном самарянине, о милосердном царе и безжалостном должнике; о блудном сыне, о талантах, о сеятеле и семени, о десяти прокаженных, о богатом Лазаре, о мытаре и фарисее. Благословение детей. Воскрешение Лазаря. Вход в Иерусалим. Учение Иисуса Христа о двух главных заповедях. Предательство Иуды и Тайная Вечеря. Страдания, смерть и погребение Иисуса Христа. Воскресение Христово. Явление Иисуса Христа ученикам. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь апостолов. Успение Пресвятой Богородицы. Святые апостолы Петр и Павел, Андрей Первозванный, Иоанн Богослов. Святые Православной Церкви. Святитель Николай Угодник, Георгий Победоносец.

4. По содержательной линии: «Православие – традиционная религия русского народа». Наши предки. Как началось русское государство. Святые книжники Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Мудрая княгиня Ольга. Святой князь Владимир. Крещение Руси. Иларион, митрополит Киевский. Прп. Феодосий Печерский. Петр и Феврония Муромские. Святой князь Александр Невский. Прп. Сергий Радонежский. Димитрий Донской. Патриарх Гермоген, Тихон Задонский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Ксения Петербургская, Матрона Московская, Елизавета Романова, Серафим Вырицкий. Гонения на Православную Церковь после 1917 года. Ее признание в конце 80-х годов. Православная Церковь в наши дни. Жизнь современной церкви. Церковь как община верующих людей. Что или кто объединяет людей.

5. По содержательной линии: «Художественная культура православия». Храм. Внешнее строение храма. Символика храма. Внутреннее строение храма: притвор, собственно храм, алтарь. Певчие. Духовная литература. Устное народное творчество. Духовные стихи и песни. Книжная литература. Знакомство с доступными для детей произведениями древнерусской литературы. Изобразительная культура.

6. По содержательной линии: «Нравственная культура православия». Отношение человека и Бога. Нравственное поведение ребенка. Основные заповеди о нравственном поведении человека. Главные нравственные качества человека. Десять заповедей. Заповеди Блаженства. Наибольшая заповедь, в которой весь Закон и пророки. Отношение ребенка к Богу. Иисус Христос и дети. Качества, которые Господь хочет видеть в них. Какие качества огорчают, а какие радуют Господа. Семья как малая Церковь. Отношение ребенка к своим родителям. Матерь Господа нашего Иисуса Христа. Общие качества Матери Божией и матерей всех детей. Качества Пресвятой Богородицы, отраженные, по мнению ребенка, в его маме. Заповедь «Чти отца и матерь свою». Отношение ребенка со сверстниками. Доброе отношение. Прощение. Когда, кого и за что можно простить. Новый Завет о прощении. Жизнь апостолов и их служение людям – великий пример жертвенности и любви. Отношение ребенка к собственности. Христос о богатстве и бедности. Что нужно ребенку. Умение ограничивать себя. Жадность как порок. Доброта и желание помочь другим есть выполнение заповедей Христовых. Милосердие, терпение, любовь к людям. Нравственное отношение к природе. Сохранение природы и забота о ней. Забота о живом. Бережное отношение ко всему.

7. По содержательной линии: «Главные православные праздники». Происхождение церковных праздников и их обряды. Наиболее известные церковные праздники и их празднование. Местные традиции проведения праздников. Произведения искусства, посвященные праздникам, из музыкального, изобразительного и литературного творчества. Духовный, нравственный, исторический и народный смысл праздников.

8.. По содержательной линии: «Православный образ жизни». Православная община. Устройство церкви. Священнослужители: священник, диакон. Жизнь верующего человека. Мое поведение. Мое отношение к ближним. Мое служение ближним. 

Содержание программы «Православная культура»
Основой содержания курса православной культуры выступают сведения из Библии и жизни Православной Церкви. На протяжении всего курса сообразно возрасту ребенка изучается Библия как богооткровенное знание, а не как выражение человеческой мудрости, собрание мифов, сказаний и т.п. В связи с этим изложение Священного Писания опирается на святоотеческое понимание. Вместе с тем знание Библии позволяет правильно понять сущность тех форм культуры, в основе которых лежит христианское мировоззрение.
Содержание представлено в следующих разделах курса:
I. Православная христианская картина мира: 1. Бог. 2. Мир и его творение.
3. Человек в православной картине мира. 4. Православное мировоззрение. 5. Православное христианство и другие религии. 6. Православие и философия.
7. Православие и наука. 8. Православие и культура.
II. История православной религии и культуры: 1. Ветхий Завет. 2. Новый Завет. 3. Служение апостольское. 4. Становление и развитие христианской церкви. 5. Поместные церкви и Вселенская церковь.
III. Православие – традиционная религия русского народа: 1. Понятие о Церкви. Церковная служба. 2. Православие – культурообразующая религия в России. 3. История Русской Православной Церкви. 4. Жития (биографии) наиболее известных святых земли Русской. Роль православия в судьбе нашего Отечества.
IV. Православная культура и религии мира: 1. История Ветхого Завета. 2. История Нового Завета. 3. История (христианство, ислам, буддизм, Римский католицизм, протестантизм) мировых религий. 4. История христианских поместных церквей. 5. Гностицизм. Оккультизм. 6. Деструктивные секты: их угроза человеку и обществу.
V. Письменная культура православия (православная словесность): 1. Священное Писание и Священное Предание в православной культуре. 2. Библия. Переводы. Библия как величайшее явление мировой культуры. 3. Церковно-славянский язык как богослужебный язык и язык русской культуры. 4. Православная литература. Основные жанры. 5. Жития святых – самые читаемые русскими людьми литературные произведения.
VI. Художественная культура православия: 1. Православная храмовая архитектура. 2. Церковный храм и его устройство. 3. Православная икона. Иконопись. Иконография. 4. Музыкальная культура православия. Колокольный звон. 5. Шедевры православной художественной культуры. Прикладное искусство. 6. Православная литература.
VII. Нравственная культура православия: 1. Смысл и сущность православной морали. 2. Отношение к Богу, человеку и миру в православии, отличие от других вероисповеданий. 3. Десять заповедей Божиих в Ветхом Завете. 4. Заповеди блаженства в Новом Завете. 5. Православная нравственная культура во всех сферах жизни общества.
VIII. Главные православные праздники: 1. Главные православные праздники (их содержание и история возникновения). 2. Церковные обряды. 3. Единство православия и народной культуры в праздниках (церковные и народные традиции, их взаимосвязь). 4. Культура православных праздников. Культура убранств. Культура проведения.

X. Православный образ жизни: 1. Православный образ (уклад) жизни. 2. Православный календарь. Праздники. Посты. 3. Семья как «малая церковь». «Домострой». 4. Труд. 5. Православная община. 6. Родина и защита Отечества. 7. Жизнь православного мирянина. Православное монашество.



Православная культура 4 КЛАСС

(1 час в неделю, всего – 34 часа)

Программа - Шевченко Л.Л., учебно–методический комплект - Л.Л. Шевченко и др.

уро-

ка

Тема раздела

Тема урока

Кол-во ч

Тип урока

Элементы содержания

Вид

контроля

Материально-техническое обеспечение.

Дата

1

Отечество Небесное. Бог

Отечество. Человек преображённый.Бог просвещающий.

1


Изучение нового материала



О вере, знании и культуре в жизни человека. Кого называют просвещенным человеком? Вседержитель. Как учили грамоте на Руси.


Индивид.

опрос


Фонохрестоматия

5.09

2

Что говорит о Боге православная культура

1


Комбинированный


Бог троица. Как святые люди говорили о тайне святой троицы? Икона святой троицы Андрея Рублёва.


Фронтальный




12.09

3

Свет на горе Фавор

1

Комбинированный


В лучах славы господа. О святом Григории.


Фронтальный

Фонохрестоматия

19.09

4

Бог спасающий

1

Комбинированный


Милость божия к людям. Иисус останавливает ветры и волны. Как людям войти в царствие небесное?




Фонохрестоматия

26.09

5

Что говорит о человеке православная культура

1

Комбинированный


Притча о талантах. Размышления маленького христианина о человеке. Чудный домик. Сказка о голом короле. Чемпион.



Индивид.

опрос


Фонохрестоматия

3.10

6

Добродетели в жизни христианина

Восхождение в Отечество небесное. Человек преображённый. Герои.

Христианин в православном храме

1

Комбинированный


Тайная вечеря. Причащение. Православный храм в жизни христианина. Святые зодчие.

Фронтальный




10.10

7

Золотое правило жизни.

Главные правила христианской жизни


1


Комбинированный



Главные правила христианской жизни.


Индивид.

опрос


Фонохрестоматия

17.10

8

Главные правила христианской жизни

1

Комбинированный


Главные правила христианской жизни.



Фронтальный




24.10

9

Добро и зло

1

Комбинированный


Небесная война

Два Брата. Как голубка попала в клетку. Какой я?



Индивид.

опрос


Фонохрестоматия

31.10

10

Как Бог строил дом спасения человека

1

Комбинированный


Чудесная лестница. Как царевич невесту искал.








14.11

11

Воеводы сил любви. Добродетели

1

Комбинированный


Притча о сеятеле. Сражение семи добродетелей с семью грехами. Не позволяй душе лениться.



Индивид.

опрос


Фонохрестоматия

21.11

12

Непобедимое оружие христиан

1


Комбинированный



Как Иисус Христос учил учеников. Марфа и Мария.



Фронтальный




28.11

13

Защита святынь. Силы тьмы

1

Комбинированный


Побеждённые великаны. Как христиане сохраняли святыни. О христианских святынях на святой земле.


Индивид.

опрос


Фонохрестоматия

5.12

14

Небесные помощники

1

Комбинированный


Воевода сил небесных .Из истории Архангельского собора Московского Кремля. Михайлов день.


Фронтальный




12.12

15

Увенчанные небесными венцами

1

Комбинированный




Я хочу, чтобы все были счастливы.



Индивид.

опрос





19.12

16

Христианская семья. Добрый свет

1

Комбинированный


Я хочу, чтобы все были счастливы. Бесплодное дерево






Фонохрестоматия

26.12

17

Как преображался человек. По

ступенькам восхождения



1


Комбинированный


Блудный сын. Святые люди. Каких святых изображают на иконах? Святая тень.


Индивид.

опрос





16.01

18

Ступенька «Богомыслие». Будем любить друг друга

1

Комбинированный




Ученик Христа. Чудо о гусаре и иконе.


Групповой




23.01

19

Ступенька «Благочестие». Всемирные светильники

Ступенька «Благочестие». Святой богатырь Илья Муромец.



1



Комбинированный




Как христианство пришло на Русь. Молитвенница земли русской. Как Илья от Святогора меч получил.

Индивид.

опрос


Фонохрестоматия

30.01

20

Ступенька «Вера в Бога». Солнце земли русской

1

Комбинированный




Святой князь.

Индивид.

опрос


Фонохрестоматия

6.02

21

Ступенька «Надежда на Бога». Смиренный чудотворец

1



Комбинированный


Преподобный Сергий Радонежский. Воскрешённое дитя. Видение Сергию множества птиц. У Троицы


Фронтальный




13.02

22

Ступенька «Веселье о Боге». Радостный старец

1

Комбинированный


Христианское прощение.Серафимо-дивеевский монастырь.


Фронтальный




20.02

23

Ступенька «Страх Господень». Ходящие в путях Господних

1


Комбинированный




Учитель кротости и смирения. Савелий Богатый и Микола Милостивый.


Групповой




27.02

24

Ступенька «Любовь к Богу и ближнему». Экскурсия в храм

1

Комбинированный


Крест и воскресение. Плачь святой Богородицы у креста

Страстная неделя. Лестница божественной любви.





Индивид.

опрос





6.03

25

Принявший венец победы

1

Комбинированный


Кто такие герои? Добрый воин Георгий Победоносец. С любовью к Богу и Отечеству.


Индивид.

опрос


Фонохрестоматия

13.03

26

Отечество земное и Небесное. Человек преображённый. Святые земли Российской.

Доброе имя - в славе моего Отечества

1

Комбинированный


Наука побеждать. Певец во стане русских воинов. Святой воин Артёмий.



Фронтальный




20.03

27

Россия помнит. Святыни родного края

1

Комбинированный




Защита Отечества. Смоленская икона Божией матери. На Бородинском поле. История одной семьи и одного монастыря.



Индивид.

опрос





3.04

28

Бессмертие. Новомученики и исповедники Российские

1

Комбинированный


Голгофа. Скверное место.
Как разрушили храм Христа спасителя.

Индивид.

опрос


Фонохрестоматия

10.04

29

Священный долг

1

Комбинированный


Всенародный подвиг. Крепость Кёнингсберг.


Фронтальный




17.04

30

Ступенька «Благодарение». Перед престолом небесным

1

Комбинированный




Заступница усердная.



Индивид.

опрос


Фонохрестоматия

24.04

31

Благословение

1

Комбинированный


Благословение детей. Рассказ дедушки. Подвиг Евгения Родионова.


Групповой




8.05

32

Богомудрые учителя веры и благочестия

1

Комбинированный


Благословенная Оптина.

Пострадавшие за Христа.




Взаимопроверка

Фонохрестоматия

15.05

33

Повторение изученного. Святые земли Российской

1

Комбинированный




Серафим Саровский, Сергий Радонежский.



Индивид.

опрос





22.05

34

Повторение изученного материала. Святыни родного края

1

Комбинированный





Экскурсия в местный храм.


Самопроверка.

Фонохрестоматия

29.05


Материально-техническое обеспечение

  1. Л.Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). Программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. 1 издание. — М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.

  2. Л.Л. Шевченко. Духовно-нравственная культура. Православная культура. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. 2 издание. — М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008-2009.

  3. Л.Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). 3(4) годы обучения. В 2-х книгах. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. 4 издания. — М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005-2007.

  4. Л.Л. Шевченко. Православная культура (духовно-нравственная культура). 3(4) годы обучения. Методический комплект для учителя в составе: методическое пособие, наглядное пособие. 2 издания. — М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2005-2007.

  5. Наглядное пособие "Иллюстрации"
    (иллюстрации произведений светской и религиозной живописи, иконописи, зодчества и др.).

  6. Музыкальное пособие "Звуковая палитра".

  7. Библейский диск

  8. Коллекция фильмов

  9. Семейное православие