Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 6 7 лет «Экологическая тропинка» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебная программа для детей 7-10 лет // Программы дополнительного... 1 272.12kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей «мир... 2 647.84kb.
Программа дополнительного образования по патриотическому воспитанию... 2 449kb.
Программа средней группы (4-5 лет) 9 3128.62kb.
Консультация для родителей «Использование художественной литературы... 1 52kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей по борьбе... 3 1590.33kb.
Конкурс-форум проводится Отделением туризма и краеведения государственного... 2 471.19kb.
Методические рекомендации по указанной проблематике. Рекомендуется... 3 1224.24kb.
Д. В. Ревякин, педагог дополнительного образования муниципального... 1 227.12kb.
Рабочая программа учителя дополнительного образования 1 102.23kb.
Рабочая программа курса дополнительного образования 1 99.26kb.
Примерное календарное планирование на 1 неделю месяца 3 816.01kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию - страница №1/1

«Утверждаю»

Заведующий МДОУ

детский сад №1 «Солнышко»

Г.Н.Васильева_________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ
«Экологическая тропинка»

                                                   

Составитель: воспитатель

                                        Кухтина А.А.

2013г.

ВВЕДЕНИЕ
Концептуальные основы программы
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В рекомендациях парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» от 22.09.98 года прописано: «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания». С принятием законов РФ «Об охране окружающей природной среды»  от 10 января 2002  созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования.

Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.

МДОУ детский сад №1 «Солнышко» реализует в своей педагогической деятельности программу «Детство», которая ставит перед педагогами задачу придания обучению развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе познания. В связи с этим настоящая рабочая учебная программа базируется на таких ключевых концептуальных понятиях, как «деятельность» и «развитие». В данном случае под «развитием» понимается изменение, представляющее собой процесс продвижения от простого к сложному, от низшего к высшему. Это процесс накопления количественных и качественных изменений в сознании ребенка-дошкольника. Деятельность ребенка организуется так, что развивающая среда, окружающая ребенка, обеспечивает его развитие не только в деятельности, а посредством ее самой.

Рабочая учебная программа ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми; включение в её содержание на всех этапах познавательного, деятельного, ценностного и нормативного компонента.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность создания рабочей программы

        


Анализ планирования воспитательно-образовательной работы по

экологическому воспитанию детей, наблюдение педпроцесса, а также изучение созданной образовательной среды в ДОУ выявили ряд проблем, препятствующих развитию экологических представлений в полном объеме, как это предусматривают авторы программы «Детство». К тому же, согласно Федеральным государственным требованиям, предъявляемым к дошкольным образовательным учреждениям, необходимо развивать не только способности ребенка к умственной деятельности, но и формировать социальные, коммуникационные навыки. Это возможно в предоставлении воспитанникам через «выход в социум», то есть конструктивное сотрудничество ДОУ с городскими учреждениями. Поэтому данная рабочая учебная программа построена на привлечении к образовательной деятельности социальных партнеров, имеющих образовательный, научный, познавательный потенциал: городской краеведческий и художественный музеи, зоопарк и станция юных натуралистов.


Потребности ДОУ в разработке рабочей учебной программы:
1.Обеспечение условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с флорой и фауной Забайкальского края;

2.Создание условий для обеспечения ранней социализации дошкольников;

3.Укрепление партнёрских отношений с городским краеведческим и художественным музеем, зоопарком и станцией юных натуралистов;

Таким образом, актуальность программы заключается в том, что она:



  • выполняет государственный заказ по обеспечению предшкольной подготовки детей 6 - 7 лет с включением в образовательную деятельность регионального компонента;

  • обеспечивает реализацию учебного плана программы «Детство» Н. В. Гончарова в полном объёме;

  • способствует ранней социализации детей 6 – 7 лет, обозначенной в Федеральных государственных  требованиях;

  • соответствует воспитанию и развитию будущего первоклассника согласно разработанной в ДОУ модели его образа;

  • формирует у ребенка 6 - 7 лет первичные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);

  • способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора (в соответствии с ФГОС ДО по образовательным областям: познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развитие)

Рабочая программа по экологическому воспитанию дошкольников для детей 6 – 7 лет разработана на основе программы « Детство»: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова – СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.


Цель программы :
Формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы, с включением регионального компонента ( Забайкальский край, Забайкальский район)
Задачи:


  • обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон;

  • формировать у детей диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

  • развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;

  • воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;

  • воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей  к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.


Виды деятельности:
1. Организованные:

– экскурсии (в степь, парк, огород),


– непосредственная образовательная деятельность (познавательная, комбинированная, интегрированная), 
– наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.
2. Совместная деятельность:

– наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы, наблюдение на огороде, труд на огороде);


– целевые прогулки на природе;
– чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
– рассматривание картин и репродукций из жизни диких животных; художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.;
– рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы. о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.;
– работа с моделями;
– беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
– сбор коллекций, семян, камней, листьев;
– экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса” и т.д.);
– опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
– экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций;
– экологические тропы;
– игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”;
– различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
– работа с календарями природы, дневниками наблюдения;
– изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет).
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

1. Детство. План - программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н.В. Гончаров и др..; под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд. – СПб: «Детство-Пресс», 2008. – 255 с.

2.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост.

Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.

4.Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 30 минут в соответствии с нормами СанПин.

График работы кружка

День недели

Время

Вторник

15.30.

Список детей кружка:




Фамилия, имя

ребёнка


Дата рождения

ребёнка


1

Аверьянова Ксюша

06.03.2007

2

Беляев Олег

03.10.2007

3

Грачёва Настя

17.08.2007

4

Зырянов Илья

18.06.2007

5

Никитина Маша

28.11.2007

6

Котов Костя

05.01.2008

7

Лазебных Кирилл

09.04.2007

8

Пульченко Арсений

19.06.2007

9

Соловьёв Костя

12.01.2007

10

Носкова Даша

01.02.2007

11

Хаустова Снежанна

25.06.2007

12

Федурина Кристина

06.09.2007

13

Сёмин Никита

20.10.2007

14

Кривошеев Алёша

23.03.2007


Задачи, решаемые в ходе реализации рабочей учебной программы «Экологическая тропинка».
Перед педагогами ДОУ стоят следующие задачи.

Учебные: Овладение детьми действия наглядного моделирования. Формирование и поддержка познавательного интереса к природе. Формирование первичных учебных универсальных действий.

 Развивающие: Развитие коммуникационной культуры детей, социальной активности.



Воспитательные:  Формирование и  закрепление навыков экологически грамотного и бережного поведения в природе и в быту, участия в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Особенностью рабочей учебной программы «Экологическая тропинка» является выделение специального времени на занятии, направленного на   реализацию регионального компонента.


Задачи развития экологических представлений у детей подготовительной группы:

1.Образовательные: Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе. Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес), о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, городе), о взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.

2.Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, способность замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.

3.Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Перспективный план работы на сентябрь.


Не-деля

Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

1

Н



Е

Д

Е



Л

Я


«Цветущие растения»

Закрепить названия 4-5 цветущих растений. Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе. Уточнить части растений  и их функции. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.


Д./и. «Путаница», коробочки, модели «Что нужно растениям», «Как ухаживать за растениями».

Д./и.

2

Н

Е



Д

Е

Л



Я

«Наш дом - природа»

Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Глобус, мяч, природный материал.



Перспективный план работы на октябрь.


Не-деля

Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

1

Н



Е

Д

Е



Л

Я


«Осенние изменения в неживой природе Забайкальского края»

Познакомить с комплексом характерных  явлений неживой природы и их сезонными изменениями (день укорачивается, становиться холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры). Уточнить зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе.

Календарь природы, д./и. «Когда это бывает?», иллюстрации осени, Незнайка.

2

Н



Е

Д

Е



Л

Я


«Парк – экоси стема»

(экскурсия)





Закрепить правила поведения в природе. Учить находить связь растений с насекомыми. Уточнить знания: влияние света, тепла, воды на жизнь растений. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту родного края, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Модели поведения в природе, пакеты для мусора, корзинки, Буратино.



3

Н

Е



Д

Е

Л



Я

«Овощи и фрукты на нашем столе»

Учить детей принимать посильное участие в труде взрослых: подготовке огорода к зиме, заготовке земли для огорода на окне. Знакомить с трудом людей по сбору овощей, фруктов в садах и огородах забайкальского края.

Волшебная палочка, муляжи овощей и фруктов, овощи.

4

Н

Е



Д

Е

Л



Я

«Кто главный в лесу?»

Учить распознавать    5-6 деревьев,

3-4 кустарника Забайкальского края. Закрепить, главное звено в лесу – растение. Уточнить последствия уничтожения деревьев. Воспитывать бережное отношение к лесу.




Модель этажей леса, д./и. «Что в лесу растёт?», «Кто в лесу живёт?», мяч.


Перспективный план работы на ноябрь.


Не-деля

Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

1

Н

Е



Д

Е

Л



Я

  «Хлеб всему голова»


Расширить представления детей о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании. Учить понятию «культурные растения». Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу.


Колосья пшеницы и ржи, иллюстрации труда хлеборобов


2

Н

Е



Д

Е

Л



Я

«Я и природа»



Формировать представления о неразрывной связи человека с природой /человек – часть природы. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Воспитывать у детей любовь к природе родного края, стремление заботиться о растениях и животных.

Дидактическая игра

«Природа –не природа»,

«Угадай, что в мешочке», мешки для мусора.


3

Н

Е



Д

Е

Л



Я

«Как растения готовятся к зиме»

(целевая прогулка)



Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений. Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Воспитывать у детей любовь к природе родного края, стремление заботиться о растениях.


Д./и. «Узнай дерево», «С какой ветки детки?», модели «Что нужно растениям», игрушка-Буратино, корзинки.


4

Н

Е



Д

Е

Л



Я

«Перелётные птицы»

Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам.

Иллюстрации птиц, аудиозапись птичьих голосов, маски-шапочки.


Перспективный план работы на декабрь.


Не-деля

Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

1

Н

Е



Д

Е

Л



Я

«Знакомим детей с почвой»


Уточнить представление детей о почве как о верхнем слое земли: «живая земля». Загрязнение почвы, возможные последствия. Необходимость охраны почвы.


Ящики с почвой

2

Н

Е



Д

Е

Л



Я

  «Как животные проводят зиму в лесу?»


Закрепить значение внешних факторов в жизни животных Забайкальского края. Трудные условия жизни в холодный период. Уточнить, питание животных  зимой, способы передвижения, места обитания, трудные условия жизни в холодный период. Сезонные изменения в жизни животных Забайкальского края. Воспитывать любовь и сочувствие к животным.

Видеофильм «География для самых маленьких», кукла-Зима, модель «Дикие животные», мяч, д./и. «Угадай, где я живу», «Чей детёныш?», следы животных.

3

Н

Е



Д

Е

Л



Я

«Солнце –большая звезда»


Дать представление о Солнце как о звезде.

Уточнить знания о строении солнечной системы. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения



Составление макета «Солнечная система», обучающий фильм «География для самых маленьких»,

д./и.


4

Н

Е



Д

Е

Л



Я

«Почему бывают разные времена года»

Формировать представление солнце – источник света и тепла. Доступно объяснить как происходит смена времен года. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Показать детям роль Солнца в жизни человека

«Солнечная система», иллюстрации, мультимедийная презентация.


Перспективный план работы на январь.


Не-деля

Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

1

Н

Е



Д

Е

Л



Я

 «Круговорот воды в природе»

«Это волшебница - вода»




Продолжать знакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды. Выявить взаимоотношения воды, снега и льда. Закрепить основные свойства воды, льда, снега, пара. Дать знания об исследованиях воды человеком.

Вода, ёмкости, Лунтик, иллюстрации, мяч, модель «Круговорот»

2

Н

Е



Д

Е

Л



Я

«Вода и её загрязнение»

Сформировать понимание, что от качества воды зависит жизнь и здоровье всего живого, необходимости в экономии воды. Развивать способность анализировать и обобщать, коммуникативность. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Экологическая сказка «Как люди речку обидели».

«О воде живой и мертвой», «Берегите воду».



3

Н

Е



Д

Е

Л



Я

«Приборы – помощники»



Познакомить с термометром, его устройством: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздуха. Доступно объяснить о положительной и отрицательной температуре. Познакомить с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, биноклем, телескопом. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками. Воспитывать аккуратность при работе с приборами.

Комнатный, водный, медицинский термометры, модели термометра, вода холодная и горячая, лёд, лупы, бинокль, микроскоп, иллюстрации.

4

Н

Е



Д

Е

Л



Я

«Через добрые дела можно стать юным экологом»


Дать детям новое понятие – экология, эколог. Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах. Воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе.


Правила поведения человека в природе. Роль человека в природно-охранительной работе. Модель «Сухое дерево». Стенд «Панорама добрых дел»



Перспективный план работы на февраль.


Не-деля

Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

1

Н

Е



Д

Е

Л



Я

«Комнатные растения – живой организм»

.


Объяснить понятие  «комнатные растения». Учить узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей. Показать приспособления растений к климатическим условиям Забайкалья. Воспитывать любовь и заботу к растениям.

Показать зависимость роста комнатных растений от условий.



5-6 комнатных растений с различными стеблями, листьями, цветами. Лейки с водой, салфетки для протирания листьев. Модели «Что нужно растениям?», «Как ухаживать за комнатными раст-ми», матрешка.

2

Н

Е



Д

Е

Л



Я

«Зимние явления в неживой природе»

Уточнить и закрепить знания детей о зимних явлениях в неживой природе забайкальского края: холодно, дует холодный, порывистый ветер, зима длинная. Развивать способность анализировать и обобщать, коммуникативность. Воспитывать доброту, отзывчивость, бережное отношение друг к другу.

Модель «Времена года», видеофильм «Как лето зиму сменяет», д./и. «Как солнце обогревает планеты». Иллюстрации зимы и зимних явлений.

3

Н

Е



Д

Е

Л



Я

«Беседа о зимующих птицах»



Учить распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Сезонные изменения в жизни птиц.

Воспитывать любовь и заботу. Обобщение знаний детей о зиме. Показать зависимость всего живого от условий окр. среды.



Дидактическая игра по классификации птиц. Иллюстрации зимующих птиц.


4

Н

Е



Д

Е

Л



Я

«Мой край родной, заповедные места»



Формировать знания о заповедниках Забайкальского края. Продолжать зучение «Красной книги Забайкальского края». Показать необходимость охраны редких видов животных  и растений. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

презентация.«Красная книга», иллюстрации редких животных и растений, видеофильм «Красная книга Забайкалья», Лунтик.


Перспективный план работы на март .


Не-деля

Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

1

Н

Е



Д

Е

Л



Я

«Весенние явления в неживой природе»


Учить детей замечать увеличение дня и укорачивание ночи, появление, проталин и сосулек, взаимосвязь с живой природой. Подвести к пониманию, что весна в Забайкалье приходит позже, чем в южные и центральные регионы. Упражнять в сравнении признаков зимы и весны.


Модель «Влияние света, тепла, воды на жизнь», иллюстрации зимы и весны, видеофильм «Времена года», мяч, д./и. «Когда это бывает?».


2

Н

Е



Д

Е

Л



Я

  «Размножение растений»




Закреплять представления детей о потребности растения в свете и тепле как необходимых условиях его развития. Поощрять желание трудиться. Закрепить представления что семя – конечная стадия роста однолетнего растения, для продолжения жизни. Формировать представления о том, как нужно ухаживать за растениями. Учить пересаживать комнатные растения. Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений (черенками, усами, листьями)Воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к посадке, любовь.

Кашпо с землей, черенки, побеги, листовые черенки, семена растений, лейки, палочки для рыхления, лопатки, модели «Что нужно растениям», «Как ухаживать за раст».

3

Н

Е



Д

Е

Л



Я

«Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду»



Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. Показать зависимость роста растений от условий окружающей среды, болезни и вредители растений Учить детей определению хорошего или плохого состояния растений по внешним признакам, выявлению недостающих условий, способам ухода, которые могут их восполнить.


«Огород на окне». Семена, ящики с землёй, лопатки, палочки для рыхления, лейки, модели «Что нужно растениям», «Как ухаживать за раст».

4

Н

Е



Д

Е

Л



Я

«Встречаем птиц»


Совершенствовать знания о перелетных птицах. Уточнить особенности строения птиц, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов) Первый прилет стрижей, ласточек, скворцов…; затем водоплавающих уток, лебедей, гусей. Классификация птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные, всеядные.


Обучающий видеофильм, звукозапись «Голоса птиц», иллюстрации птиц, модель «Признаки птиц».



Перспективный план работы на апрель.


Не-деля

Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

1

Н

Е



Д

Е

Л



Я

«Мы в ответе за тех, кого приручили»


Познакомить с новыми сведениями о жизни животных уголка природы, рассказать, как за ними ухаживать. Обобщить представления о том, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности.


Попугаи в клетке, полевая мышь в клетке, черепаха в террариуме, рыбы в аквариумах. Д./и. «Кто, чем питается». Модель ухода за домашними животными.

2

Н

Е



Д

Е

Л



Я

 «Земля – живая планета»



Необходимость создания соответствующих условий, близких к природным.

Жизнь на Земле, общие условия для растений, животных и людей. Закрепить экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе Воспитывать чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь.



Листы, карандаши, краски, глобус. Дидактическая игра « Где чей дом?». Выпуск листовок, плакатов «Сбережем планету нашу».

3

Н

Е



Д

Е

Л



Я

«Планета Земля в опасности»


Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли. Закреплять представления, чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучать её, бережно с ней обращаться. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой.

Глобус, обучающие видеофильмы, знаки поведения в природе. Маски-шапочки животных. Иллюстрации редких животных и растений.


4

Н

Е



Д

Е

Л



Я

 «Этот удивительный мир насекомых»

Уточнить и углубить знания детей о многообразии насекомых. Способствовать формированию знаний о сезонных изменениях в жизни насекомых, о сроках пробуждения насекомых: пчелы, жуки, бабочки, муравьи, комары.

Иллюстрации с изображением насекомых, картинки, видеофильм.

Перспективный план работы на май.


Не-деля

Тема

Программное содержание

Материал, оборудование

1

Н

Е



Д

Е

Л



Я

 «Беседа о  

    Весне»



Учить видеть сезонные изменения в природе. Углубить, уточнить и закрепить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы; о весенних работах на огороде, в саду, в поле. Продолжать учить детей ведению календаря природы на местном уровне.


Обучающий фильм «Весна», иллюстрации с изображением весны, д./и. «Когда это бывает?», календари природы


2

Н

Е



Д

Е

Л



Я

 

  «Экскурсия в парк»



Продолжать учить детей устанавливать связи и зависимости между изменениями в живой и неживой природе. Закреплять экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе, умения вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор. Учить замечать деревья и кустарники с первыми листьями. Закреплять знания о периодах наступления весны в Забайкальском крае; о разнообразии видов растений в природе, их характерные признаки, названия. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, любовь к родному краю.

Опорные картинки, схемы. Иллюстрации с изображением весны, д./и. «Когда это бывает?», мяч, игрушка-Буратино.



3

Н

Е



Д

Е

Л



Я

«Растения  весной»


Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знание названий растений. Продолжать формировать знания о растительном мире Забайкалья. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям.

обучающий видеофильм «Растения весной», картины и иллюстрации с изображением весны и растений. Волшебная палочка.

Ожидаемые результаты:

(целевые ориентиры)


Дети должны знать:

  • Об экологических системах (лес, луг, водоём, город).

  • О трёх стадиях развития живых организмов.

  • О природно-климатических зонах Земли и Забайкальского края.

  • Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга).

  • О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера.

  • О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.


Дети должны иметь представления:

  • О соотношении воздуха, воды и суши на Земле.

  • О Солнечной системе и её планетах.

  • Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в том числе и на Крайнем Севере).

  • О возникновении жизни на Земле.


Дети должны уметь:

  • С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах.

  • Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы.

  • Объяснять экологические зависимости.

  • Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.



Список средств обучения


  1. Технические средства обучения:

- музыкальный центр,

- телевизор,

- DVD-плеер

-фотоаппарат


Обучающие видеофильмы, фонотека:

  1. Электронные материалы:

  • « Организация работы в летний период» № 2 2010г ( серия: методическая поддержка)

  • « Организация различных видов деятельности детей в среде ДОУ» №4 2012г ( серия: методическая поддержка)

  • «Времена года» стихи русских поэтов о природе)

  • «Предметно- пространственная среда детского сада»( приложение ж-ла « Обруч» , 2012г)

  • « Лето- это маленькая жизнь» (приложение ж-ла « Обруч» , 2012г)

  • « Проекты детского сада : образование для устойчивого развития» ( приложение ж-ла « Обруч» , 2012г)

  • «По пути к празднику» приложение ж-ла « Обруч» , 2012г)

  • «Тематические дни» (приложение ж-ла « Обруч» , 2012г)

  • « Во саду ли, в огороде: игры , опыты, творчество» приложение ж-ла « Обруч» , 2012г)

  • «Песочные фантазии» (приложение ж-ла « Обруч» , 2012г)

  • « Природа и фантазия» (приложение ж-ла « Обруч» , 2011г)

  • « Экологические праздники в детском саду» (приложение ж-ла « Обруч» , 2011г)

  • « Экологические игры» (приложение ж-ла « Обруч» , 2011г)

  • « Деревья- наши друзья» ООО Линка-Пресс, Н. Рыжова

  • « Звуки, голоса и шумы окружающего мира», выпуск № 1

  • « Комплексные занятия ( Издательство « Учитель»)

  • «История о зверятах» ( ООО КОМ-Медия)

  • «Удивительные эксперименты» (приложение ж-ла « Обруч» , 2011г)

  • « Секреты природы» (приложение ж-ла « Обруч» , 2010г)

  • « Забайкалье экзотическое» ( Творческая группа « Московский тракт», ГТРК Чита)

  • «Национальная география» :№ 1,3,6(научно-публицистические видеоматериалы)

  • « Азбука безопасности на дороге» ( творческое объединение « Маски»)

  • «Уроки осторожности» ( творческое объединение « Маски»)

  • « Уроки живой природы, № 1» ( творческое объединение « Маски»)

  • «Уроки живой природы, № 2» ( творческое объединение « Маски»)

  • «Подводная фантазия» ( подводные съёмки)

  • « География для самых маленьких» ( ООО «БЕРГ САУНД»)

  • « Твои первые животные» ( ООО «БЕРГ САУНД»)

  • « Неделя здоровья» (видео природы по временам года)

  • «Ребятам о зверятах» (BBC :Живая природа)

  • « Земля» » (BBC :Живая природа)

  • « Природоведение для самых маленьких» (ООО « Топ-индастри»)



  1. Учебно-наглядные пособия:

- Схемы: «Круговорот воды в природе», «Воздушная оболочка Земли», «Движение Земли вокруг Солнца»

- Макеты: «Берёзовая роща», «Муравейник», «Паутина», «Морское дно», «Коралловые рифы»

- Демонстрационные картины и динамические модели

- Экологические знаки «Как вести себя в лесу»

- Муляжи – грибы, ягоды, овощи, фрукты, насекомые

- Карты: мира, полушарий, России, Забайкальского края

- Игры-диаграммы «Пустыня», «Северный полюс»

- Наборное полотно: «Красная книга»

- Мобильное полотно «Кто живёт в реке?»

- Плакаты: «План местности», «Ориентирование по природным объектам», «Тундра», «Лесостепи», «Если хочешь быть здоров», «Правила ухода за зубами», «Как сберечь зрение», «Органы дыхания», «Органы пищеварения»

- Календари природы (настенный, настольный)

- Модели «ТРИЗ», «Домашние животные», «Дикие животные», «Что необходимо растениям», «Уход за комнатными растениями» и др.

- Дидактические игры по ознакомлению детей с природой

- Глобус




  1. Оборудование и материалы.

- Инвентарь по уходу за живыми объектами

- Стол с ёмкостями для воды и песка

- Палатка, костёр, рюкзаки

- Оборудование для игры «Собираемся в поход»

- Магнитная доска с магнитами

- Фланелеграф

- Сюжетные игрушки

- Кормушка с изображениями птиц на подставках

- Дощечки для рисования мелом

- Сигнальные карточки

- Раздаточный материал (снежинки, листья, фишки и т.д.)

- Волшебная палочка

- Перфокарты

- Приборы-помощники: штатив, настольная лампа, фен, вентилятор, лупы, микроскопы, магниты

- Колбы, ёмкости

- Природные материалы: песок, вода, глина, почва, камни, пух и перья, плоды, спилы и листья деревьев, опилки, мел, кора, минералы

- Сыпучие продукты: мука, крахмал, сахар, соль, кофе, чай, сода

- Ёмкости разной вместимости: ложки, лопатки, разнообразная посуда, банки, палочки, воронки, сито, фильтры (вата, салфетки, марля), сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло), разного объёма и формы.

- Красители: пищевые, гуашь, акварель.

- Вспомогательные материалы: воздушные шары, свечи, прозрачное стекло, ленточки, бумажные полоски, змейка из бумаги, целлофановые пакеты, сантиметр, трубочки для коктейля, веер.

- Медицинские материалы: колбы, пробирки, маски, шапочки, пипетки, весы





  1. Объекты уголка природы

- Комнатные растения

- Аквариумные рыб
Список литературы:


  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова – СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.

2. План - программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/ Сост. Н.В. Гончаров и др..; под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд. – СПб: «Детство-Пресс», 2008. – 255 с.

3. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост.

Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.

4. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

5.Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.

6. Посвянская Н. П. Камни Земли / М., «Скрипторий» 2000 г.

7. Посвянская Н. П. Планета Земля / М., «Скрипторий» 2000 г.

8. Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники – М., Линка-Пресс, 2002 г. – 192 с.

9. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80с.

10. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.

11. Хабарова Т. В. , Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 128 с.

12. Нифонтова С. Н. , Гаштова О. А., Жук Л. Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4 – 7 лет. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 96 с.

13. Кокорева Н. Н., Бондаренко А. К. Любить труд на родной земле: Из опыта работы воспитателя сел. дет. сада. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.

14. Лаврентьева Н. Г. Концепция дошкольного экологического воспитания: Научно-исследовательские материалы. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. – 23 с.

15. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175 с., ил.

16. Планета – наш дом: Учеб.-хрестоматия для дошкольников и младших школьников/ Сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. – Москва.: Лайда, 1995. – 288 с. + Прилож. / 96 с./, ил.

17. Турыгина С. В. «Экологический марафон»: игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы / С. В. Турыгина, Н. А. Кашина. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 121 с.

18. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт. сост. С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012.

19. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008. – 128 с.

20. Белоусова Л. Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ Под редакцией Б. Б. Финкельштейн. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 128 с.

21. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с., ил.

22. Петров В. В. Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.

23. Молодова Л. П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Мн.: «Асар», 1999. – 112 с.

24. Занимательное природоведение. – М., Омега, 1997. – 256 с.: ил.

25. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. сада.– М.: Просвещение, 1981. 80с

26. Винс, Т. Самые популярные волнистые попугайчики / М.: Аквариум-Принт, 2009. – 96 с.: ил.

27. Разбесов О. К. Твой аквариум. – М.: Просвещение, 1980.

28. Мир растений. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.

29. Мир животных. Упражнения на проверку и закрепление знаний дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96 с.: цв. ил.

30. Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002.



31. Куликовская И. Э. «Технологии по формированию у дошкольников целостной картины мира». Педагогическое общество России. Москва 2004.