Рабочая программа «История России 1800-1917гг» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по курсу «всеобщая история. История нового времени... 1 239.14kb.
Рабочая программа по курсу история России в 7 классе рассчитана на... 1 326.26kb.
Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Новая история 1500-1800. 1 219.06kb.
Рабочая программа составлена на основе 2 483.36kb.
Программа история России. XX – начало XXI века. 9 класс (47 ч) 2 505.66kb.
Программа по Истории России. 1800-1900гг. (8 класс) 1 161.99kb.
Рабочая программа по истории Древнего мира для 5-х классов 8 3318.64kb.
Программа по истории России для 7-9 классов. Пояснительня записка... 1 367.36kb.
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю): из них Всеобщая... 1 260.44kb.
Рабочая программа по Истории в 9 классе на 2013-2014 учебный год... 3 1018.23kb.
Рабочая программа история. 9 класс. II ступень обучения по 1 388.19kb.
Рабочая программа по курсу «история» Класс 8 2010 год 1 297.26kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа «История России 1800-1917гг» - страница №1/1

Рабочая программа «История России 1800-1917гг» 8 класс (38 часов)
Пояснительная записка
Учитель: Годына Г.В., высшая квалификационная категория
Рабочая программа по истории для 8 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования, федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования, федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) 2004 г. и авторской программы А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной.

В планировании учтено прохождение обязательного минимума содержания и соответствие программе по истории для основной школы. Тематическое планирование рассчитано на 38 часов (2 часа в неделю). Учтены различные формы урока: изложение нового материала самим учителем, комбинированные уроки с элементами лабораторных работ, дискуссии решения познавательных и проблемных заданий.




Цели изучения курса:

- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважение прав человека, патриотизма;

- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважение к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

- изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, области, крае.


Курс призван решить следующие образовательные задачи:

- формирование исторического мышления как набора определенных мыслительных стратегий, позволяющих учащимся самостоятельно истолковывать факты и события

- развитие умения выстраивать собственные авторские версии событий

- развитие способности анализировать и описывать события с разных (противоположных) точек зрения.



Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

уроки


лабораторно-практические работы

Тестовые и проверочные работы





1

Раздел I. Россия в 1 пол.XIX в.

16

14




1

1

2

Раздел II. Россия во 2-й пол. XIX в.

19

15

1

2

1

3


Раздел III. Повторение

3




1

2

1




Итого

38

29

2

5

3



Календарно-тематическое планирование

п\п

Тема


Кол-во

часов


Тип урока.

Элементы содержания образования



Основные

понятия


Знания, умения,

навыки.


Измерители и

формы


контроля

Дата проведения


план

факт




Тема 1.




Россия в 1 пол.XIX в.

16













1.

Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг. М.М.Сперанский

1

Урок изучения нового материала. Внутренняя полити-ка Александра I. Негласный комитет. Указ о вольных хле-бопашцах. Учрежде-ние министерств. Попытки проведения реформы.

Либерализм, самодержавная власть, мани-фест, реформа, разделение властей, политические права, изби-рательное право.

Знать годы правления Александра I. Опреде-лять предпосылки и содержание реформа-торских проектов М.М.Сперанского; причины их неполной реализации и последствия принятых решений.

Сообщения, эвристическая беседа, пути развития после переворота 1801 г., понятийный диктант, работа с документом.

1.09.-3.11




2.

Внешняя политика Александра I в 1801-1806 гг.

1

Комбинированный урок. Внешняя полити-ка. Войны со Швецией, Турцией, Ираном, Францией. Участие России в антифран-цузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоеди-нение \Финляндии.\\\\

Коалиция, конвенция, сейм.

Называть основные цели, задачи внешней политики страны; оценивать её результативность. Показывать по карте.

Беседа по вопросам учебника, работа с документом.







3.

Отечественная война 1812 г.

1

Комбинированный урок. Отечественная война 1812 г. Причины, планы сторон, ход военных действий. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России. Барклай-де- Толли, М.Кутузов, Д.Давыдов.

Отечественная война, генеральное сражение, партизаны.

Знать хронологические рамки Отеч. Войны 1812 г., планы сторон, характер войны, её основные этапы; полководцев и участников войны; назвать и показывать по карте основные сражения.

Алгоритм военных действий, контурная карта.







4

Заграничный поход русской армии.

1

Комбинированный урок. Заграничный поход 1812-1814 гг. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз.

Битва народов. Восточный вопрос. Венский конгресс. Священный союз.

Объяснять цели и результат заграничного похода 1812-1814 гг., называть основные направления внешней политики страны в новых условиях.

Беседа по вопросам учебника, контурная карта, работа с документом.







5.

Внутренняя политика Александра I в 1815-1820

1

Комбинированный урок. Противоречивость внутренней политики в 1815-1825 гг. Усиление консервативных тенденций.

Гражданские свободы, автономия, мистицизм.

Объяснять причины и последствия внутриполитического курса Александра I в 1815-1820 гг., давать оценку внутренней политики.

Проблемное задание, сравнительная таблица.







6.

Социально-экономическое развитие

1

Комбинированный урок. А.А.Аракчеев. Аракчеевщина.

Тарифный устав, военные поселения.

Называть характерные черты социально-экономического развития после Отечественной войны 1812 г.; объяснять причины экономического кризиса 1812-1815 гг.

Тест







7.

Общественное движение

1

Урок изучения нового материала. Тайные общества Северное и Южное, их программы.

Общественное движение, либерализм, тайное общество, конституция.

Называть причины возникновения общественного движения, основы идеологии, основные этапы развития общественного движения.

«Мозговой штурм»







8.

Династический кризис. Выступление декабристов.

1

Урок-диалог. Движение декабристов. Восстание на сенатской площади 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка. Суд над декабристами.

Династический кризис, присяга, диктатор восстания, временное правительство, картечь.

Объяснять цели и результат деятельности декабристов, оценивать историческое значение восстания декабристов.

Творческое задание







9.

Внутренняя политика Николая I

1

Урок изучения нового материала. Внутренняя политика Николая I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение полиции. А.Х. Бенкендорф. Кодификация законов.

Свод законов, государственные крестьяне, обязанные крестьяне, общественная запашка, картофельные бунты, старец, жандарм, корпус жандармов, канцелярия, кабинет министров, социальная база, бюрократический аппарат,

Знать годы царствования Николая I; называть характерные черты внутренней политики Николая I.

Проверочная работа «Россия при Александре I»







10.

Социально-экономическое развитие

1

Комбинированный урок. Противоречия хозяйственного развития. «Манифест о почётном гражданстве», «Указ об обязанных крестьянах»

Кризис крепостнической системы, «капиталистые» крестьяне, ассигнации.

Называть характерные черты социально-экономического развития; знать финансовую политику Е.Ф.Канкрина.

Понятийный диктант







11.

Внешняя политика Николая I.

1

Комбинированный урок. Внешняя политика России. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война.

«Международный жандарм», автономия, уния, горцы, мюридизм, имам, имамат, газават.

Называть основные направления ( и пока-зывать на карте) внешней политики страны. Причины кризиса в международных отношениях со странами Запада.

Опрос по вопросам учебника, контурная карта.







12.

Общественное движение.

1

Комбинированный урок. Общественная мысль: западники и славянофилы, утопический социализм. Н.М.Карамзин. Теория официальной народности». П.А.Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы.

Западники, славя- филы, общинный социализм, консерватизм.

Называть существенные черты идеологии и практики общественных движений; сравнивать позиции западников и славянофилов, высказывать свою оценку.

Работа в малых группах, работа с документом, сравнительная таблица.







13.

Крымская война.

1

Комбинированный урок. Крымская война. Причины , участники. Оборона Севастополя, его герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения.

Кремневые винтовки.

Знать дату войны, её причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Парижского мирного договора. Работа с учебником.

Алгоритм военных действий.







14.

Образование и наука.

1

Урок изучения нового материала. Создание системы общеобразовательных учреждений. Достижения науки.

Н.И.Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Становление литературного русского языка.



Сословность образования, лицей, система образования, «нептунисты». «плутонисты», военно-полевая хирургия, неевклидова геометрия, пудлингование, паровые машины; землепроходец, первооткрыватель, Русское географическое общество.

Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры.

Сообщения, творческое задание.







15.

Художественная культура. Быт и обычаи.

1

Урок изучения нового материала. Достижения культуры и искусства. Основные стили в художественной культуре. «Золотой век» русской поэзии.

Классицизм, сен-тиментализм, ро-мантизм, русский ампир, русско-византийский стиль, ансамбле-вая застройка, бытовая опера; подклеть, горни-ца, светлица, ба-рельеф, анфилада, косоворотка, сер-мяга, зипун, ону-чи, поршни, чу-гунки, приданное.

Называть выдающихся представителей и достижения российской культуры.

Викторина.







16.

Повторительно-обобщающий урок.

1










Тест.










Тема 2.




Россия во 2-й пол. XIX в.

19







5.11-26.01.




17.

Накануне отмены крепостного права. Крестьянская реформа 1861 г.

1

Урок изучения нового материала. Александр II. Накануне отмены крепостного права. Отмена крепостного права. Положение 19 февраля 1861 г. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян.

Временнообязанные крестьяне, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники.

Называть предпосылки отмены крепостного права; излагать причины отмены крепостного права; знать основные положения крестьянской реформы, объяснять значение отмены крепостного права.

Беседа с элементами ролевой игры.







18.

19.


Либеральные реформы 60-70 гг.

1

1


Комбинированный урок. Судебная, земская, военная реформы. Значение реформ.

Земство, куриальная система выборов, суд присяжных, возрастной ценз, гражданское общество, правовое государство. Консервативная корректировка реформ, конституционное правление; народное представительство.

Называть основные положения реформы местного самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просвещения; приводить оценки характера и значения социальных реформ.

Составление схем, таблиц, логических цепочек.







20.


Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права.

1

Комбинированный урок. Особенности модернизации России. Кризис самодержавия. Политика лавирования. Л.Т.Лорис-Меликов. Убийство

Александра II.



Аренда земли, отработочная система, товарное производство, «железнодорожная горячка», концессия.

Называть основные направления экономической политики государства; объяснять причины замедления темпов роста промышленного производства; называть и показывать на карте.

Фронтальный опрос.







21.

Общественное движение: либералы и консерваторы.

1

Комбинированный урок. Подъём общественного движения после поражения в Крымской войне. Либеральные, консервативные течения. А.И.Герцен, Н.И.Огарёв «Полярная звезда», «Колокол» Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов. Журнал «Современник».

Либералы, консерваторы, земский конституционализм.

Называть существенные черты идеологии и практики консерватизма и либерализма.

Беседа по вопросам домашнего задания, индивидуальное тестирование.







22.

Зарождение революционного народничества и его идеология.

1

Комбинированный урок. Радикальные течения. Теория революционного народничесва. «Хождение в народ», «Земля и воля».

Народничество, революционеры, разночинцы, анархисты, «Хождение в народ», революционный террор, социализм.

Называть существенные черты идеологии и практики радикального общественного движения.

Составление сравнительных таблиц, взаимопроверка.







23.

Революционное народничество второй половины 60 – начала 80-х годов.

1

Комбинированный урок.







Самостоятельная работа, работа с документом.







24.


Внешняя политика Александра II.

1

Комбинированный урок. Внешняя политика 60-70 х годов. Завершение Кавказской войны.

Союз трёх императоров, «Священная война».

Называть цель и основные направления внешней политики 60-70 х годов.

Обобщающая беседа, работа с картой.







25.


Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

1

Комбинированный урок. Русско-турецкая война.

Балканский кризис, национально-освободительная борьба, справедливые и несправедливые войны, Берлинский конгресс.

Знать дату русско-турецкой войны, её причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Сан-Стефанского мирного договора; победы России в войне с Турцией.

Алгоритм военных действий, карта.







26.

27.


Внутренняя политика Александра III

1

1


Комбинированный урок. Консервативная политика Александра III. К.П.Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX века.

Реакционная политика, переселенческая политика, «сессии сведущих людей», рабочее законодательство, полицейское государство, участковые начальники, русификаторская политика, антисемитизм, «черта осёдлости».

Приводить оценку личности Александра III; называть основные черты внутренней политики Александра III.

Повторительно- обобщающий тест.







28.

Экономическое развитие в годы правления Александра III.

1

Комбинированный урок. Завершение промышленного переворота. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Аграрный кризис 80-90 гг. Экономическая политика Александра III.

Протекционизм, винная монополия, , косвенные налоги, биржевая торговля.

Называть основные черты экономической политики Александра III; сравнивать экономические программы Н.Х.Брунге, и И.А.Вышнеградского; знать экономическую программу С.Ю.Витте; объяснять в чём состояли цели и результаты деятельности И.А.Вышнеградского, С.Ю.Витте.

Проблемное задание, заполнение таблицы.







29.

Положение социальных слоёв общества.

1

Комбинированный урок. Изменения в социальной структуре общества. Формирование классов индустриального общества.

Сословия, классы, имущественное расслоение, земельные переделы, отходничество.

Давать характеристику сословной структуры пореформенного общества.

Индивидуальные задания, сообщения.







30.

Общественное движение в

80-90-х гг.



1

Комбинированный урок. Земское движение. Идеология народничества, М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачёв, Н.К.Михайловский. Распространение марксизма. Г.В.Плеханов. «Освобождение труда». В.И.Ленин «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». П.Б.Струве и «легальный марксизм».

Марксизм, «священная дружина», теория «малых дел».

Называть организации и участников общественного движения; называть существенные черты идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных)

Работа с документом.







31.

Внешняя политика Александра III.

1

Урок изучения нового материала. Внешняя политика России в конце XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М.Горчаков. Присоединение Средней Азии. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. «Союз трёх императоров».

Сепаратный мир, мобилизация, военная конвенция.

Называть цели и основные направления внешней политики Александра III.

Карта, хронологическая таблица.







32.

Просвещение и наука.

1

Урок изучения нового материала.Успехи естественных наук второй половины XIX в., практическое применение научных достижений, экспедиции и исследования русских путешественников, развитие исторической науки; трудности и успехи в развитии образования.

Естественные науки, гуманитарные науки.

Показать достижения науки на конкретных примерах.

Понятийный диктант.







33.

Литература и изобразительное искусство.

1

Урок изучения нового материала. Литература, живопись, скульптура второй половины XIX века.

Критический реализм, передвижники.

Давать характеристику творчества ведущих писателей второй половины XIX вв.; показать усиление демократического направления в русском изобразительном искусстве.

Индивидуальные задания, сообщения.







34.

Архитектура, музыка, театр, народное творчество.

1

Урок изучения нового материала. Российская культура второй половины XIX века.

Эклектика, типовая архитектура, Могучая кучка, народные промыслы.

Показывать своеобразие русской культуры, её высокие достижения; самобытность народных промыслов.

Сообщения.







35.

Быт: новые черты в жизни города и деревни.

1

Представления о сословном быте в пореформенной России.

Урбанизация, коммунальное хозяйство, сословный быт, качество жизни.

Сравнивать быт городских «верхов» и «низов»;

Беседа с элементами ролевой игры.










Тема 3.




Повторение

3







26.01-2.02




36.

Повторительно- обобщающий урок.

1







Называть представителей и достижения российской культуры.

Контрольное тестирование.







37.

Урок повторения и обобщения.

1







Семинар «итоги развития России к концу XIX века».

Беседа по темам курса.







З8.

Урок повторения и обобщения.

1










Беседа по темам курса.








Результаты учебной деятельности в процессе изучения курса всеобщей истории:

  • определять и объяснять понятия;

  • выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, в докладе одноклассника, в письменном тексте, документе;

  • рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно-исторических явлениях, применяя принципы историзма;

  • раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;

  • анализировать исторические явления, процессы, факты;

  • обобщать и систематизировать полученную информацию;

  • давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

  • осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

  • определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

  • обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;

  • участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;

  • определять цели своей деятельности и представлять её результаты;

  • выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;

  • осуществлять самоконтроль и самооценку.

В результате изучения истории ученик должен знать, понимать:

  • Основные даты и ключевые события в истории России и мира с началаXIXв до 1917 г.(годы царствований, «великих реформ», политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.) важнейших военных кампаний (1812 г., 1813-1814 гг., 1877-1878 гг., революций 1905-1907 гг., 1917 г.)

  • Рассказывать о важнейших исторических событиях , их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретённые знания при написании творческих работ и рефератов.

  • Показывать на исторической карте: территории, присоединённые к империи в XIX в., центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.

  • Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.

  • Соотносить описание памятников и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

  • Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России в XIX – начале XX вв. положения разных слоёв населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).

  • Объяснять значение понятий: российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа, контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие, национализм, революция.

  • Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг., развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.

  • Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX - начала XX вв., отмены крепостного права; войн 1812 г., 1853-1856 гг., 1877-1878 гг., присоединения к империи в XIX в. Новых территорий и наров.

  • Объяснять, в чём состоянии цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.

  • Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.


Учебно-методический комплект:

- Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России. 6-9 кл.» - М.; Просвещение, 2010

- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 ;
Интернет-ресурсы:

http://www.hrono.ru/; http://medieval-age.ru/; http://www.srednieveka.ru/; http://svr-lit.niv.ru/




http://www.vadimus.by.ru/; http://tgorod.ru/; http://battles.h1.ru/.
Мультимедиа:

Мультимедийный образовательный комплекс «История России» 8 класс.С1




Перечень учебного и компьютерного оборудования: Библиотечный фонд(книгопечатная продукция) - хрестоматии, практикумы, справочная продукция, книги для чтения, методическая литература; схемы, таблицы, атласы, карты, альбомы. Цифровые образовательные ресурсы, экранно-звуковые пособия, средства ИКТ.


Литература для учителя

1. Киняпина Н.С. Внешняя политика России первой половины XIX в. М., 1963.

2.  Ковальченко И.Д. Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX в. М., 1967.

3.  Ковальченко И.Д., Милов Л.В. Всероссийский аграрный рынок XVIII - начала XIX в. М., 1974.

4.  Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 1993.

5.  Кюстин Астольф де Маркиз. Николаевская России. М., 1990.

6.  Леонтович В.В. История либерализма в России. М., 1994.

7.  Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб., 1994.

8.  Марасинова Е.Н. Психология элиты российского дворянства последней трети XVIII в. М., 1999.

9.  Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. М., 1994.

10.  Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в нач. XIX в. М., 1989.

11.  Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало ХХ в.). В 2-х т. СПб., 1999.

12.  Мемуары декабристов: Северное общество. М., 1981.

13.  Мемуары декабристов: Южное общество. М., 1982.

14.  Нечкина М.В. Декабристы. М., 1985.

15.  Русское общество 40-50-х гг. XIX в. Ч. 1. Записки А.И. Кошелева. Ч. 2. Воспоминания Б.Н. Чичерина. М., 1991.

16.  Российские самодержцы (1801-1917). /Отв. ред. А.П. Корелин. М., 1994.

17.  Рудницкая Е.Л. Поиск пути. Русская мысль после 14 декабря 1825 года. М., 1999.

18.  Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. СПб., 2001

19.  Сироткин В.Г. Отечественная война 1812 г. М., 1966.

20.  Сироткин В.Г. Дуэль двух дипломатий. Россия и Франция в 1801-1812 гг. М., 1966.

21.  Скоробогатов А.В. Павел Первый в российской исторической литературе. Казань, 1999.

22.  Тарасов Б.Н. Непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский (христианская мысль и современное сознание). М., 1999.

23.  Тарле Е.В. 1812 год. М., 1995.

24.  Тарле Е.В. Крымская война. М., 1996.

25.  Томсинов В.А. Временщик (А.А.Аракчеев). М., 1996.

26.  Томсинов В.А. Светило российской бюрократии. (М.М. Сперанский). М., 1994.

27.  Троицкий Н.А. 1812: Великий год России. М., 1988.

28.  Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон. М., 1994.

29.  Троцкий И.М. Третье отделение при Николае I. М.: 1990.

30.  Федоров В.А. Декабристы и их время. М.: 1992.

31.  Цимбаев Н.И. Славянофильство (Из истории русской общественно-политической мысли ХIХ в.). М., 1986.

32.  Шепелев Л.Е. Чиновный мир России: XVIII - начало ХХ в. СПб., 1999.

33.  Эйдельман Н.Я. Грань веков. М., 1986

. Литература для ученика

1.  История Европы. Т. 1-4, М., 1988-1994.



2. Тарле Е.В. 1812 год. М., 1995.