Рабочая программа Искусство (музыка) - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» 5 класс Рассмотрено... 2 655.45kb.
Рабочая программа по «Искусство» (изо) (базовый уровень) для VII 1 178.34kb.
Рабочая программа по «Искусство» (изо) (базовый уровень) для VI класса 1 199.9kb.
Программа по предмету «Искусство (музыка и изо)» 1 62.9kb.
Рабочая программа по предмету «Музыка» 6 класс 1 157.15kb.
Рабочая программа по музыке 5-8 классы (Т. И. Науменко, В. В. 3 827.68kb.
Лель Ольга Александровна, учитель первой квалификационной категории г. 3 744.49kb.
Рабочая программа по музыке для 5 класса учителя Яковлевой Тамары... 2 679.83kb.
Рабочая программа по искусству (музыка) для 7 класса мбоу «Красноярская... 1 281.12kb.
Реферат современное искусство в России 20- 21 вв. Касымова К. 1 243.36kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» составлена на основании... 2 464.65kb.
Сценарий внеклассного мероприятия «По страницам музыкального театра» 1 102.11kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа Искусство (музыка) - страница №1/1

Республика Татарстан Сармановский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

“Саклов-Башская средняя общеобразовательная школа ”

Рассмотрено:

Руководитель ШМО

______ Р.Г.Сахапова

Протокол №1

“26” августа, 2013 г.


Согласовано:

Заместитель директора по учебной работе

_______ З.Ф.Зарипова

от” 29” августа , 2013 г.



Утверждаю:

Директор школы:

______ А.Р.Галялиев

Приказ №___

“29” августа, 2013 г.


Рабочая программа

Искусство (музыка)

9 класс

Учитель: Сабирова М.Г.



Принято

на заседании педагогического

совета

Протокол №1



“29” августа, 2013 г.

2013-2014 учебный год.


Содержание программы

9 класс


Главная тема-«Традиция и современность»

Раздел I. Мир человеческих чувств (10 часов).

Трагедия и радость любви в музыке. Выдающиеся музыкальные произведения о любви в жанрах духовной, вокальной, инструментальной, симфонической, камерной музыки. Высота духовного сопереживания в мистериях И.С.Баха «Страсти по Матфею». Возвышенный гимн любви «Аве Мария». Бессмертные звуки «Лунной» и «Патетической» сонаты Л.Бетховена. Тема любви в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Художественный стиль романтизма. Подвиг во имя свободы в увертюре Л.Бетховена «Эгмонт». Любовь к Родине. Мотивы пути и дороги в русском искусстве.Музыкальная стихия татарской музыки, Вокальный стиль «Bel Canto» и его мастера Энрико Карузо, Франко Корелли, Лучано Поваротти, Андреа Бочелли. Лирическая авторская песня. «Любовь никогда не перестанет».

Слушание музыки: Л. Бетховен, Соната № 14 «Лунная» для фортепиано, 1 часть, Соната № 8 «Патетическая», ; Н. Римский-Корсаков, хороводная песня Садко из оперы «Садко»; В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром, фрагменты; И.С.Бах «Страсти по Матфею»; И.С.Бах, Гуно «Аве Мария»; П. Чайковский, Сцена письма из оперы «Евгений Онегин»; М. Глинка, стихи А. Пушкина романс «Я тебя никогда не забуду» из оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось»; Л. Бетховен, Увертюра «Эгмонт»; Р.Яхин цикл фртепианных пьес «Летние вечера» Лучано Поваротти «Sanctus», Франко Корелли «O, Sole mio», Андреа Бочелли «Sogno»; Е.Крылатов «О любви», отрывок из оперы Н.Жиганова «Галиябану»,Ж.Бизе опера «Кармен»,Дж.Верди опера «Отелло»(Аида- исполняет М.Каллас, запись из Метрополитен-опера),Р.Шуман фортепианный цикл «Карнавал»

Разучивание романсов А.Алябьева «Зимняя дорога» и «Вечерний звон», песен Ю.Визбора «Ты у меня одна», В.Высоцкого «Песня о друге», “ Гөрләшеп яшик”, (из репертуара Салават)), “Торналар” (из репертуара Б. Нигматуллина), “ Беловежская пуща” сл. Н. Добранравова, муз, А. Пахмутовой.

Раздел 2.Татарские обычаи в музыке (2 часа)

Отражается музыка на праздниках Науруз, Нардуган ,Сумбуля, Сабан туя. Многие традиции со временем забываются : Каз өмәсе, аулак өй, туй йоласы.

Слушание музыки: распевки из детского фольклора “Науруз”, Нардуган”, “Сумбуля”. Сл. Р.Миннулина, муз. Р.Губайдуллина “Каз өмәсе”,т.н.п. “Каз канаты”, “Эх, весело на посиделках” муз. С.Сайдашева, “Килен төшкәндә» сл. Р. Миннулина ,муз. Р. Яхина вариации для фортепиано на татарскую народную тему « Апипа»,музыкально-хореографичекая сюита -композиция « Свадьба» З.Хабибуллина.кантата

Разучивание песни т.н.п. «Җыр күңелне юата”, “Песня о хорошем настроении”муз. А.Лепина , сл. В. Коростылева .
Раздел 3. О современности в музыке (6 часов)

Как мы понимаем современность? Вечные сюжеты. Философские образы ХХ века. «Турангалила-симфония» О. Мессиана. Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времен в музыке А. Шнитке. Музыка кино. Обобщение материала по теме «Традиция и современность в музыке». Итоговое тестирование.

Слушание музыки: Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз», Дж. Леннон, П. Маккартни «Вчера»; Б. Андерсон (группа АББА) «Победитель получает все»; музыка и песни И.Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта»; песня Е.Птичкина «Эхо любви»; А.Эшпай. Симфония № 2, II часть, фрагмент; А. Шнитке. Ргеludio; Тоссаtа из «Соncerto Grosso» № 1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра; музыка М.Таривердиева к фильму «Ирония судьбы или с легким паром»; « Башкирская рапсодия» А.Лемана, кантата «Нефтяники» М.Яруллина.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам 9 классов заключаются:

- в умении аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учетом знаний, полученных из учебников для 5, 6, 7, 8 классов);

- в умении обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

- в преломлении полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно), ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений;

- в осмыслении важнейших категорий в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимании их неразрывной связи;

- в понимании концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;

- в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, электромузыкальные инструменты, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации).
Примерная тематика сообщений, рефератов, творческих работ учащихся:
1. Опера Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»: история создания, герои, сюжет

2. Балет Ф. Яруллина « Шурале»: история создания, герои, сюжет

3. Опера К.В.Глюка «Орфей и Эвридика»: история, создания, герои, сюжет

4. Какие праздники у татар?

5. Какие обычаи ?

7. И.С.Баха «Страсти по Матфею»: история создания и сюжет

8. Опера П.И.Чайковского «Евгений Онегин»: история создания, герои, сюжет

9. История создания Л.Бетховеном «Лунной» сонаты

10. История создания Л.Бетховеном «Патетической» сонаты

11. Увертюра Л.Бетховена «Эгмонт»: история создания, герой, сюжет

12. Джаз: история возникновения, музыкальные особенности, популярные исполнители

13. Рок-музыка: история возникновения, музыкальные особенности, популярные исполнители

14. Популярные песни советских лет и их авторы

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

Музыкальная энциклопедия. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music/

Музыкальный энциклопедический словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.music-dic.ru/

Музыкальный словарь. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music

Классическая музыка. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://classic.chubrik.ru/
СD 1 «М.В.Глинка, М.А.Балакирев, А.С.Даргомыжский»,

СD 2 «А.К.Глазунов»

CD 4 «С.В.Рахманинов, И.Ф.Стравинский»,

CD 5. «А.П.Бородин, М.П.Мусоргский и В.С.Калинников»,

CD 6 «А.К.Глазунов, П.И.Чайковский»,

CD 7 «А.Н.Скрябин, Н.К.Метнер, А.К.Глазунов»,

CD 8 «С. И.Танеев, Н. А.Римский-Корсаков

СD опера Н. Жиганова «Алтынчач»

CD ,балет Ф. Яруллина « Шурале»

CD «Шедевры мировой классики»


Учебно-методический комплект
1. Искусство 8-9 класс. Е.Д.Критская, И.Е.Кашекова, Г.П.Сергеева Москва «.Просвещение»,2009

2. С.Гурарий. Диалоги о татарской музыке.Казань Татарское книжное издательство, 1984.

3. Тэтчелл Д. Детская музыкальная энциклопедия; Пер с англ. В. Сазонова.- М.: ООО « Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ» ,2003.-63 с.

4. Музыка. 8 класс. Фонохрестоматия (2 аудиокассеты) / Т. И.Науменко, В.В.Алеев. – М.: Дрофа, 2002.


Дополнительная литература для учащихся:


        1. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка

        2. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», .

        3. Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ.

        4. Дж.Тэтчелл Детская музыкальная энциклопедия. Перевод с английского В. Сазанова –М.:ООО «Издательство Астрель»,2003.

        5. Саминг Д.К. 100 великих композиторов. – М.: Вече, 1999.

        6. Раимова С. А. Татарские композиторы. К.:Татарское кн,изд-во,1992.

Дополнительная литература для учителя:

1. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.

3. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

4. Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка

5. С.Гурарий Диалоги о татарской музыке. К.:Татарское кн.изд-во, 1984

6. Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. – СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.

7. Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

8. Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008.

9. Прохорова И.А. Зарубежная музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

10. Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. – М.: Музыка, 1972.

.

Контроль осуществляется в следующих видах:

входной, текущий, тематический, итоговый, тестирования
Формы контроля:

- самостоятельная работа,

- устный опрос,

- взаимоопрос,

- тест,

- музыкальные викторины- (Угадай-ка,срез знаний)



Промежуточная аттестация проводится в форме теста.

Нормы оценок:

Устный ответ:

Оценка «5» ставится, если ученик:1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение музыкальных понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

При оценке выполнения самостоятельной работы, музыкальной викторины (Угадай-ка,срез знаний) рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Оценка тестирования:
«5» – 85-100% выполнения

«4» - 60-85% выполнения

«3» - 35-60% выполнения

«2» - менее 35% выполнения





№ п.п

Тема уроков

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Дата




план

факт

1.

Мир человеческих чувств

1

Вводный

урок формированийя,совершенствования

знаний.


Единая основа всех

искусств - жизнь.

Виды музыкальных произведений по способу исполнения (вокальные, инструментальные) и условиям исполнения и восприятия (камерные, симфонические). Програм-

ная музыка. Принципы музыкального развития (повтор, контраст, вариационностъ)



Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры.

Устный опрос. Интонационно-образный анализ.







.

2.Мелодией одной звучат печаль и радость

1

Урок формирований совершенствования

знаний.


Урок – поиск .


Мелодия - душа музыки.

Музыкальный образ -это живое обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Классификация музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка.



Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры.

Вводный контроль.










3.Лирические, драматические образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства.

1

Урок формирования, совершенствования

знаний.




Углубление

знаний о музыкальном жанре.



Знать понятие простых и сложных жанров музыкального искусства.

Устный опрос. Интонационно-образный анализ.













4.

Образ человека в мировом искусстве. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее, будущее.

1

Урок контроля знаний, умений и навыков. Урок – викторина.



Музыкальная драматургия. Конфликт.

Уметь:

-приводить примеры музыкальных произведений,в которых отражён образ человека, его героическая тема;

-рассуждать на поставленные проблемные вопросы


Викторина. Устный опрос. Интонационно-образный анализ.











5.

Симфонический жанр, его развитие.

1

Урок формирования, совершенствования знаний. Урок- филармония.



Углубление знакомства с музыкальным жанром- симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны человека. Симфония в творчестве великих композиторов.

Знать:

- понятие симфония;

-особенности строения симфонии.

Уметь:


-проводить интонационно-образный и сравнительный анализ;

-определять тембры музыкальных инструментов.



Устный опрос. Интонационно-образный анализ.













6.

Новаторство в симфонической музыке

Д.Д.Шостаковича.




1

Урок закрепления

и совершенствования

знаний. Урок –

путешествие

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок – обзор




Знакомство с жизнью и творчеством Д.Д.Шостаковича

.


Уметь:

-проводить интонаци


онно-образный и срав
нительный анализ му
зыки;

сравнинительный анализ музыки;




Музыкальная викторина

Кроссворд












7.

Композитор – человек, чувствующий жизненное содержание. Татарский композитор Н.Жиганов.

1

Урок закрепления

и совершенствования

знаний.


Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие

Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры

Устный опрос. Интонационно-образный анализ.













8.

Оценка явлений музыкальной культуры.

(Swinging Bach)



1

Урок контроля знаний, умений и навыков.

Урок – викторина




Особенности совре-

менных явлений музыкальной культуры.

(Swinging Bach)


Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры

Тест – опрос Интонационно-образный анализ.









9.

Рок – музыка, рок- опера.


1

Урок закрепления

и совершенствования

знаний.

Урок - дискуссия




Углубление и расширение знаний об использовании музыкального искусства.

Музыка. Популярные

хиты из и рок-опер.


Знать:

- драматургию развития

оперы;

- музыкальных



жизненных событий.

Уметь проводить ин-

тонационно-образный

и сравнительный анализ

музыки.


Выходная

диагностика Интонационно-образный анализ.











10.

Мировое значение музыкального искусства.

1

Урок контроля знаний, умений и навыков. Урок –викторина.

Особенности современного музыкального искусства.

Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры.

Музыкальная викторина

Интонационно-образный анализ.











11.

Татарские обычаи в музыке





Комбинированный урок – беседа.

Праздники Науруз, Нардуган,Сумбуль, Сабан туй. Древние традиции: каз өмәсе, аулак өй, туй йоласы



Знать народные песни,музыкальные традиции татарского народа .(праздники, обычаи).

Тест-опрос.Интонационно-образный анализ.









12.

Народно-эпические,характерно-бытовые образы в простых и сложных жанрах музыкального искусства.

1

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-обзор.

Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора.

Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры.

Музыкальная викторина.










13.

VI раздел. О современности в музыке. ( 6 часов)




Комбинированный,

урок с сообщениями учащихся.



Как мы понимаем современность?

Философские образы в музыке XX века

Джазовая и эстрадная музыка

Лирические страницы советской музыки.

Музыка в кино.


Знать современную музыку, особенности музыкального языка и музыкальной драматургии. Уметь определять принадлежность произведений к одному из жанров.

Устный опрос.










14.

Функции музыки в современном мире.

1

Урок закрепления

и совершенствования

знаний.

Урок - дискуссия .




Значение слова «Классика». Понятие классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого.

Знать

понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль. Уметь приводить примеры.



Устный опрос. Интонационно- образный стиль.




.




15.

Вкус и мода

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок – обзор.




Музыкальная трактовка музыкальных стилей и направлений в музыке.

Знать понятие вкус и мода. Уметь приводить примеры.

Промежуточная диагностика

Устный опрос. Интонационно-образный анализ.












16.

Трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства.

1

Урок формирований совершенствования

знаний.


Урок – исторического путешествия.


Музыкальная трактовка вечных тем искусства и жизни сквозь призму традиций и новаторства.

Уметь:

-проводить интонаци


онно-образный и срав
нительный анализ му
зыки.


Устный опрос. Интонационно-образный анализ.










17.

Диалог с музыкой разных эпох и стилей (современная интерпретация.

1

Урок формирований совершенствования

знаний.


Урок – эврика.


Углубление и расши-

рение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными

музыкантами. Этно-

музыка. Популярные

хиты из мюзиклов

и рок-опер.



Знать основные принципы развития музыки. Уметь приводить примеры.

Устный опрос. Интонационно-образный анализ.