Рабочая программа Е. М. Домогацких Издательство «Русское слово» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа по географии для 6 10 классов общеобразовательных учреждений. 1 249.15kb.
Программа по географии для 6 10 классов общеобразовательных учреждений Е. 5 1311.96kb.
Рабочая программа по предмету: литература 1 442.84kb.
Рабочая программа педагога гафуровой Илоны Ивановны, II категории... 2 538.63kb.
Рабочая программа по предмету «Литература» 2 341.87kb.
Рабочая программа по литературе (указать предмет, курс, модуль) 2 398kb.
Рабочая программа по истории для 6 класса Учителя Гарифуллиной Насимы... 1 466.58kb.
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе на 2013-2014 учебный... 1 519.35kb.
Рабочая программа по литературе в 6 классе 1 172.32kb.
О. В. Дмитриева 8-е изд. М.: Ооо «тид «Русское слово-рс», 2012 1 310.72kb.
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный... 1 803.66kb.
Рабочая программа по географии для основной школы предназначена для... 3 1764.77kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа Е. М. Домогацких Издательство «Русское слово» - страница №1/4

Рабочая программа


Е.М.Домогацких
Издательство «Русское слово»
2012


География. Введение


(5 класс, 34 часа)

Пояснительная записка

Программа данного курса подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Цели и задачи курса:


  • ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

  • формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;

  • формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;

  • сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

  • формирование правильных пространственных представлений о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, на изучение географии в 5 классе отводится 34 часа. Материал курса сгруппирован в пять разделов.

Первый тематический раздел «Наука география» знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.

Материал второго раздела — «Земля и ее изображения» — не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах Земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.

Третий раздел «История географических исследований» знакомит учащихся с историей изучения и освоения Земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.

Четвертый раздел учебника «Природа Земли» знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.

Пятый раздел «Путешествие по планете Земля» призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.

Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.



Содержание программы

Тема 1. Наука география (2 часа)
Содержание темы:

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.


Учебные понятия:

география, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.


Персоналии:

Эратосфен, Генри Стенли.


Основные образовательные идеи:

  • География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.

  • География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.


Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.



Практические работы:

  • Составление схемы наук о природе.

  • Составление описания учебного кабинета географии.

  • Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.

  • Организация наблюдений за погодой.



Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)
Содержание темы:

Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус — модель Земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.


Учебные понятия:

плоскость, шар, окружность Земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение Земли, годовое (орбитальное) движение Земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.


Персоналии:

Пифагор, Аристотель, Исаак Ньютон.


Основные образовательные идеи:

  • Представления об истинных форме и размерах Земли складывались в течение долгого времени.

  • Форма и движение Земли во многом определяют особенности ее природы.

  • Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.


Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

  • сравнение свойств географической карты и плана местности;

  • определение направлений на плане и карте.


Практические работы:

  1. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

  2. Составление плана кабинета географии.

  3. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

  4. Составление схемы наук о природе

  5. Организация наблюдений за погодой



Тема 3. История географических открытий (12 часов)
Содержание темы:

Путешествия первобытного человека. Экспедиция Тура Хейердала на «Кон-Тики». Плавания финикийцев вокруг Африки. География Древней Греции. Путешествие Пифея. Географические открытия викингов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски Неизвестной Южной Земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие Антарктиды.


Учебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, Эпоха Великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, Неизвестная Южная Земля, казаки, айсберг.
Персоналии:

Тур Хейердал, Нехо, Геродот, Пифей, Эрик Рауди (Рыжий), Лейв Счастливый, Марко Поло, Рустичано, Хубилай, Афанасий Никитин, Генрих Мореплаватель, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Изабелла Кастильская, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан, Хуан Себастьян Элькано, Луис де Торрес, Абель Тасман, Джеймс Кук, Семён Дежнёв, Витус Беринг, Алексей Ильич Чириков, Иван Федорович Крузенштерн, Юрий Федорович Лисянский, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, Михаил Петрович Лазарев.


Основные образовательные идеи:

  • Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей.


Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий.


Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

  2. Составление сводной таблицы «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».



Тема 4. Природа Земли (2 часа)
Содержание темы:

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка Земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.


Учебные понятия:

природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.


Основные образовательные идеи:

  • Природа Земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.

  • Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу Земли.


Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ

  • понятие о географической оболочке Земли;

  • определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.


Практические работы:

  1. Организация фенологических наблюдений в природе.



Тема 5. Путешествие по планете Земля (10 часов)
Содержание темы:

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение Мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков Земли.


Учебные понятия:

Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.


Основные образовательные идеи:

  • Мировой океан играет огромную роль в формировании природы Земли.

  • Природа каждого материка уникальна.


Метапредметные умения:

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.


Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ

  • Географические особенности природы материков и океанов.


Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

  2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.



Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

1. Называть и показывать:

  • форму и размеры Земли;

  • полюса, экватор;

  • части Мирового океана;

  • виды движения воды в океане;

  • материки и океаны Земли;

  • географические объекты, предусмотренные программой;

  • маршруты географических исследований и путешествий.

2. Приводить примеры:

  • различных видов морей;

  • различия природы материков.

3. Определять:

  • стороны горизонта на местности (ориентироваться);

  • специфику природы материков и океанов по географической карте;

  • направления по сторонам горизонта с помощью компаса.

4. Описывать географические объекты.

5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.

Географическая номенклатура

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Индостан.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Гибралтарский, Магелланов.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.

Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.

География. Начальный курс


(6 класс, 34 часа)

Пояснительная записка

Программа данного курса подготовлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом общего образования.

Курс географии 6 класса продолжает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. Начальный курс опирается на знания учащихся из курса «Введение в географию» 5 класса основной ступени обучения.

Цели и задачи курса:


  • познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

  • продолжить формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;

  • продолжить формирование умений использования источников географической информации, прежде всего карты;

  • формирование знаний о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

  • продолжить формирование правильного пространственного представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Согласно Федеральному государственному стандарту, на изучение географии в 6 классе отводится 34 часа.

Материал курса сгруппирован в семь разделов. Материал первого раздела — «Земля как планета» — не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает, как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

Второй раздел — «Географическая карта» — знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности, это происходит при изучении географических координат и масштаба.

Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является в некоторой степени пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Последний раздел — «Почва и географическая оболочка» — призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Данный раздел посвящен тому, как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы.

Особую роль весь курс географии 6 класса играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.



Содержание программы

Тема 1. Земля как планета (5 часов)
Содержание темы

Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.


Учебные понятия:

Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.



Основные образовательные идеи:

  • Земля — часть Солнечной системы, находящаяся под влиянием других ее элементов (Солнца, Луны)

  • Создание системы географических координат связано с осевым движением Земли.

  • Шарообразность Земли и наклон оси ее суточного вращение — определяют распределение тепла и света на ее поверхности.


Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

  • Определение географических координат.



Практические работы:


  1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.


Тема 2. Географическая карта (4 часа)
Содержание темы

Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека.


Основные понятия:

географическая карта, план местности, азимут, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.


Основные образовательные идеи:

  • Картографические изображения земной поверхности помогают людям «увидеть» нашу Землю и её части.

  • План, карта, глобус – точные модели земной поверхности, с помощью которых можно решать множество задач:

  • географическая карта — сложный чертеж, выполненный с соблюдение определенных правил.


Задачи, направленные на развитие метапредметных учебных действий:

  • выделение существенных признаков понятий, например, при сравнении плана, карты и глобуса;

  • классификация по заданным признакам, например классификация карт по масштабу.


Элементы содержания, проверяемые ЕГЭ:

  • Сравнение свойств географической карты и плана местности.

  • Сравнение способов картографического изображения.

  • Определение расстояний на карте.



Практические работы:

    1. Определение направлений и расстояний по карте.

    2. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

    3. Составление простейшего плана местности.





следующая страница >>