Рабочая программа дисциплины В. 3 02 История искусств для 261400 Технология художественной обработки материалов - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа учебной дисциплины актуальные проблемы методологии... 1 388.44kb.
Кафедра технологии машиностроения 1 147.3kb.
Рабочая программа дисциплины: «история педагогики и философия образования» 1 240.14kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «история политических и правовых... 2 413.32kb.
Программа дисциплины История и теория искусств для направления 030100. 1 255.69kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины методика преподавания истории... 2 356.85kb.
Рабочая программа дисциплины деловой иностранный язык 4 435.43kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» 1 303.74kb.
Рабочая программа учебной дисциплины история для профессий начального... 1 511.33kb.
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса 1 103.31kb.
Рабочая программа дисциплины «Страховое право» Специальность: 030503... 2 412.79kb.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 2 997.46kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа дисциплины В. 3 02 История искусств для 261400 Технология художественной - страница №1/2

ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(национальный исследовательский университет)

Филиал ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ) в г. Златоусте


СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

Декан металлургического

Общая металлургия

факультета

__________________В.И. Чуманов

___________________А.Н. Дильдин

__________________20_________г.

__________________20_________г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины В.3-2.02 История искусств

для 261400 Технология художественной обработки материалов

профиль подготовки: Технология художественной обработки материалов

форма обучения: очная

кафедра-разработчик: Общая металлургия
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 261400, утвержденным приказом Минобрнауки от 21.12.2009 № 744
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры Общая металлургия протокол № 1 от 2 сентября 2011-2012 уч. год
Рабочая программа рассмотрена и пролонгирована на заседании кафедры Общая металлургия, протокол № 1 от 13 сентября 2012 года на 2012-2013 уч. год
Рабочая программа рассмотрена и пролонгирована на заседании кафедры Общая металлургия, протокол № ___ от ______ 20__ года на 20__-20__ уч. год
Рабочая программа рассмотрена и пролонгирована на заседании кафедры Общая металлургия, протокол № ___ от ______ 20__ года на 20__-20__ уч. год

Зав. кафедрой разработчика: д.т.н., профессор В.И. Чуманов ________________


Разработчик программы: к.и.н., доцент С.Н. Куликовских __________________

Златоуст, 2011


1. Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины
Целью преподавания дисциплины является формирование знаний в области мирового и отечественного искусства и культуры, формирование художественного вкуса и навыков восприятия исторического развития искусства, развитие эстетического восприятия окружающей действительности, образного и пластического (творческого) мышления, привитие навыков искусствоведческого анализа произведений искусства, выявления закономерности художественного творчества и развития ментальных навыков ее воспроизведения.

Задачами изучения дисциплины являются научить студента:

– понимать закономерности формирования стилей;

– выявлять отличительные черты и характерные особенности видов искусства, стилей, направлений, течений и школ, жанров изобразительного искусства;

– проводить искусствоведческий анализ произведений искусства,

– владеть искусствоведческой терминологией;

– уметь применять на практике знания.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «История искусств» относится к дисциплинам профессионального цикла вариативной части (художественной)


Перечень предшествующих дисциплин, видов работ

Перечень последующих дисциплин, видов работ

Б.3-2.01 Рисунок


В.3-2.03 Дизайн

В.3-2.04 Теория теней и перспективы

В.3-2.05 Пластическая анатомия


Требования к «входным» знаниям, умениям, навыкам студента, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретаемым в результате освоения предшествующих дисциплин.
Для освоения дисциплины необходимы знания средней школы по мировой истории, истории России, мировой художественной культуре.

Студент должен знать:

– общие понятия и определения;

– генезис прикладного искусства;

– общие тенденции развития мирового и отечественного изобразительного, прикладного и декоративного искусства;



Студент должен уметь:

– давать характеристику видам искусства,



Студент должен владеть:

– понятиями жанра и стиля в искусстве.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

– готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям Российской Федерации в целом и к национальным особенностям отдельных народов в частности, быть патриотом своей страны (ОК-1)

– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5)

– осознает значение накопленных гуманитарных ценностей для сохранения и развития современной культуры страны (ОК-7)

– готов отражать современные тенденции отечественной и зарубежной культуры в профессиональной деятельности (ОНК-11).

– способен к выбору художественных критериев для оценки эстетической ценности готовых объектов (ПК-11)

– готов к историческому анализу технических и художественных особенностей при изготовлении однотипной группы изделий (ПК-13)
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: основные тенденции развития искусства: морфология искусства, изобразительное, прикладное и декоративное искусство первобытного общества, древнего мира, античное искусство и искусство средневековья, эпохи Возрождения, современные тенденции развития искусства; понятие стиля; основные художественные стили: романский, готика, барокко, рококо, классицизм, модерн; стилевые отклонения и понятие эклектики; русское декоративное, прикладное, изобразительное искусство: тенденции отечественной художественной школы.
Уметь: соблюдать стилевые особенности при создании единичного изделия или композиционного ансамбля; давать приближенную тематическую интерпретацию конфигурации изделия; использовать арсенал художественных средств для повышения эстетической ценности художественного изделия.
Владеть: понятиями стиля и стилевыми художественными особенностями; традициями отечественной художественной школы; материаловедческой и технологической базой для разработки оригинального художественного продукта.
4. Объем и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

Вид учебной работы



Всего часов



Распределение по семестрам в часах

Номер семестра



I

II

Общая трудоёмкость дисциплины


108

108



Аудиторные занятия

54

54




Лекции (Л)

36

36



Практические занятия, семинары (ПЗ)

18

18



Лабораторные работы (ЛР) и (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа (СРС)

– курсовой проект

– курсовая работа

– реферат

– расчетно-графическая работа

– семестровое задание

– подготовка к экзамену, зачету

– другие виды самостоятельной работы



49

49

+





+









Контроль самостоятельной работы студента (КСР)

5

5



Вид итогового контроля




экзамен





5. Содержание дисциплины


Номер раздела, темы

Наименование разделов,

тем дисциплины


Объём занятий по видам в часах

Всего

Л

ПЗ

ЛР

СРС

КСР

ИА

1

Художественный мир первобытного человека

5

2





3







2

Искусство Древнего мира Искусство Древнего Египта: олицетворение вечности

5

2





3







3

Античная культура как основа мирового искусства и культуры.

Искусство Древней Греции



7

2





5







4

Искусство Древнего Рима

5

2





3







5

Искусство средневековья. Освоение христианской образности. Византия.

5

2





3







6

Первые общеевропейские стили. Романский стиль.

Мир средневековой готики.



9

4

1



4







7

Искусство эпохи Возрождения.

Северное Возрождение



12

6

3



3







8

Европейское барокко. Искусство Фландрии. и Голландии XVII в.

7

2

1



3







9

Классицизм: сущность и особенности

8

2

2



3







10

Реалистические тенденции в западноевропейском изобразительном искусстве

7

2

2



3







11

Искусство французского импрессионизма

6

2

1



3







12

Древнерусская икона и ее особенности. Творчество Андрея Рублева как высшее выражение русской духовности.

11

4

3



4







13

Реалистический пейзаж. Его разновидности в русской живописи

7

2

2



3







14

Философское и художественное осмысление русской истории в живописи России

7

2

2



3







15

Романтические тенденции в русской живопиcи рубежа XIX–XX вв.

7

2

2



3













108

36

18



49

5

Экз.


5.1 Лабораторные работы

(не предусмотрены учебным планом)


5.2 Практические занятия


Номер занятия

Номер раздела или темы

Наименование и краткое содержание практических занятий

Характер занятий и цель

Кол-во часов

1.

6

Первые общеевропейские стили.

Романский стиль.

Мир средневековой готики.

Содержание:

Понятие о стиле в искусстве. Основные черты и характер проявления стиля. Особенности романского стиля и его проявление в архитектуре. Расширение «границ» стиля в готике. Стили в архитектуре, скульптуре, живописи и прикладном искусстве стран Европы

Доклад, реферат, презентация



Сформировать представление о художественном стиле, познакомить студентов с особенностями формирования первых общеевропейских стилей во Франции, Англии, Германии, Испании и Италии

1

2.

7

Искусство эпохи Возрождения.

Северное Возрождение

Содержание:

Характеристика искусства Возрождения. Переодизация Возрождения в Италии. Проторенессанс как предтеча новаторства художественных идей. Ранее Возрождение как преодоление средневековой традиции. Новое мировоззрение художников Высокого Возрождения. Драматизм Позднего Возрождении. Проявление национального в Северном Возрождении

Доклад, реферат, презентация


Расширить знания студентов о творчестве мастеров искусств эпохи Возрождения; дать представление об особенностях творчества и художественной манеры ее ярких представителей всех периодов (итальянское Возрождение, Северное Возрождение)

3

3.

8

Европейское барокко. Искусство Фландрии и Голландии XVII в.

Содержание:

Происхождение «причудливого» художественного стиля. Характерные черты барочной архитектуры. Проявление барокко в скульптуре и живописи

Беседа/доклад



Закрепить сведения о формировании стиля и его особенностях. Выявить характерные черты стиля в искусстве Западной Европы

1

4.

9

Классицизм: сущность и особенности

Содержание:

Основа художественного стиля европейского искусства XVII – XIX вв. Искусство классицизма как отражение идеи гармонического устройства общества. Формирование классицистических норм. Открытие классицизма в области градостроения. Формирование норм и правил искусства

Доклад реферат, презентация



Формировать представление

о генезисе и эволюции одного из «больших» стилей; великой античной традиции в искусстве классицизма; выявить характерные черты революционного классицизма и стиля ампир



2

5.

10

Реалистические тенденции в западноевропейском изобразительном искусстве

Содержание:

Понятие реализма в искусстве. Внестилевая форма мышления в искусстве Италии XVII в. Творчество Рембрандта. Психологический портрет.

«Золотой век» испанской живописи. «Документальные» портреты Веласкеса

Доклад реферат, презентация


Дать представление о внестилевой форме художественного мышления на примере «золотого» века Караваджо, Веласкеса и Рембрандта.

2

6.

11

Искусство французского импрессионизма

Содержание:

«Впечатление от увиденного». Разногласие художников-импрессионистов и академической школы. Жанры художественного стиля. Техника мазка

«Фанатики» света и цвета

Доклад реферат, презентация


Формировать представление о тенденциях развития пленэрной живописи; передачи впечатления от света и цвета.

1

7.

12

Древнерусская икона и ее особенности. Творчество Андрея Рублева как высшее выражение русской духовности.

Содержание:

Понятие об иконописном искусстве.

Понятие Деисус, образы и их иконография

Роль Андрея Рублева в формировании русской (московской) школы иконописи

Творчество Феофана Грека

Творчество Дионисия

Доклад реферат, презентация



Расширить знания студентов о русском искусстве; особенностях иконописи; формировать представление об иконографии Деисуса и образов святых; познакомить с творческим наследием мастеров русской живописи

3

8.

13

Реалистический пейзаж. Его разновидности в русской живописи

Содержание:

Жанры, их разнообразие. Роль пейзажа в живописи

Творчество художников-передвижников

Доклад, реферат, презентация


Формировать представление о жанрах в искусстве; дать представление и развитии пейзажной живописи в русском искусстве на примере творчества художников-передвижников

2

9.

14

Философское и художественное осмысление русской истории в живописи России

Содержание:

«Высокий» исторический жанр.

Философское осмысление прошлого русскими живописцами.

Великий исторический живописец 

В. Суриков. Былинно-сказочные и исторические темы В. Васнецова.

Доклад реферат, презентация


Сформировать представление студентов сущности творчества русских художников-живописцев как выразителей национальной идеи гуманизма, святости, патриотизма

2

10

15

Романтические тенденции в русской живопиcи рубежа XIX–XX вв.

Содержание:

Состояние отечественной культуры и искусства рубежа веков. Эклектика. Русский импрессионизм. «Мир искусства», «Союз русских художников»

Доклад реферат, презентация



Дать представление о характере искусства на рубеже столетий и эпох.

2

Контрольные вопросы по темам практических занятий


Практическое занятие № 1

  1. Какие черты отличают романскую архитектуру?

  2. Что было заимствовано романскими зодчими из римской и византийской архитектуры?

  3. Назовите определяющие признаки готического стиля

  4. Какие виды искусства развивались в готический период?

  5. Дайте характеристику периодам развития готики

  6. Каковы особенности «лучистой готики»?

  7. Каковы особенности «пламенеющей готики»?

  8. Какие шедевры готической архитектуры Вы знаете?

  9. Как готика была воспринята итальянскими архитекторами?

  10. Каково значение готического храма в формировании стиля орнаментального искусства этой эпохи?

Практическое занятие № 2



  1. Какое из искусств играет ведущую роль в эпоху Возрождения? Почему?

  2. Дайте характеристику периодам итальянского Возрождения.

  3. Что нового привнес в живопись Проторенессанса Джотто?

  4. Какие основные черты присущи живописи Раннего Возрождения?

  5. Кратко охарактеризуйте творчество титанов Высокого Возрождения

  6. Расскажите о шедеврах Леонардо да Винчи

  7. Проанализируйте, как изменялись творческие принципы Микеланджело на протяжении его жизни

  8. Что было главным в живописи Рафаэля?

  9. Какие достижения античности были использованы архитекторами Возрождения?

  10. В чем отличие Северного Возрождения от итальянского?

  11. Охарактеризуйте творчество Альбрехта Дюрера

  12. В чем состоит отличие живописи Яна Ван Эйка от флорентийских художников7

  13. Как проявилось влияние античности в декоре Ренессанса?

  14. Какие трансформации мотивов и композиций орнамента происходят в искусстве Ренессанса?

Практическое занятие № 3



  1. Какие черты пришли в стиль барокко от Возрождения?

  2. Найдите сходство барокко и эллинизма

  3. Какие проблемы впервые выдвигает искусство барокко?

  4. Какое из искусств играет ведущую роль в стиле барокко?

  5. Какие основные черты присущи барочной живописи?

  6. Кто был основателем стиля барокко? Охарактеризуйте его творчество

  7. Какие шедевры барочной архитектуры Вы знаете?

  8. Что нового привнес в искусство Л. Бернини?

  9. Дайте характеристику основных черт орнаментики стиля барокко

  10. Каковы особенности стиля фламандского барокко и его проявление в орнаменте?

Практическое занятие № 4

1. Каковы основные черты классицизма?

2. На каких художественных принципах строилась образная система Никола Пуссена?

3. Расскажите о системе построения пейзажа, разработанной Клодом Лорреном

4. Опишите архитектурно-художественные достоинства дворцово-паркового ансамбля Версаля

5. Охарактеризуйте основные особенности «большого стиля» и объясните, чем он обусловлен в культуре Франции

6. Каковы взаимоотношения стилей барокко и классицизма в орнаментике Европы XVII в.?

7. Приведите примеры памятников архитектуры классицизма XVIII в.

8. Охарактеризуйте творчество Жака Луи Давида.

9. В каких видах искусства проявился стиль ампир?

10. Каковы причины трансформации стиля классицизм в ампир?


Практическое занятие № 5

  1. Каково главное отличие реализма от романтизма?

  2. В чем сильные стороны реалистического метода и в чем его ограниченность?

  3. Что такое «караваджиевский луч»?

  4. Как воспевал красоту и естественность повседневного М. Караваджо?

  5. Охарактеризуйте талант «документапьного» воспроизведения натуры Веласвеса

  6. В чем заключается новаторство композиционных поисков «Менин» и «Пряхи»?

  7. Какие новаторские приемы привнес в реалистический пейзаж Дж. Констебл?

  8. Как К. Коро воплощал принципы реализма в пейзаже?

  9. Как изображал в живописи и графике мир простых людей О. Домье?

  10. Расскажите о воплощении реальности и фантазии в творчестве Ф. Гойи.

Практическое занятие № 6

  1. Назовите отличительные черты импрессионизма

  2. Охарактеризуйте творчество Клода Моне.

  3. Сравните живопись художников Э. Мане и К. Моне

  4. Каковы основные черты живописи Огюста Ренуара?

  5. Что характерно для картин Эдгара Дега?

  6. Расскажите о творческих поисках О. Родена

  7. Как преломились идеи импрессионистов в творчестве постимпрессионистов?

  8. В чем состоит новаторство творческого метода Поля Сезанна?

  9. Какова роль личности-творца в искусстве постимпрессионизма?

  10. Почему постимпрессионизм считается кризисным периодом развития западноевропейского изобразительного искусства?

Практическое занятие № 7



  1. Что характерно для храмов Киевской Руси?

  2. Расскажите о храмах Великого Новгорода?

  3. Как традиционно располагают сюжеты фресок в храме?

  4. Сравните Софийские соборы Киева и Великого Новгорода

  5. Что такое иконостас?

  6. Какие сюжеты были распространены в древнерусской иконописи?

  7. Каковы основные черты творчества Феофана Грека?

  8. Расскажите о творчестве Андрея Рублева

  9. Сравните «Троицу» А. Рублева и Симона Ушакова

  10. Что характерно для иконописи Дионисия?

  11. Раскройте символизм цвета в русской иконописи

Практическое занятие № 8



  1. Какие тенденции можно отметить в творчестве зодчих второй половины XIX в.?

  2. Что отличает скульптуру второй половины XIX в.?

  3. Что нового привнес в скульптуру П.К. Клодт?

  4. Охарактеризуйте в целом живопись второй половины XIX в.

  5. Какую роль сыграло Товарищество передвижных художественных выставок в искусстве XIX в. ?

  6. В каких жанрах работали художники-передвижники?

  7. Какое место занимал жанр пейзажа в творчестве И. Левитана?

  8. как повлиял пейзаж передвижников на историю русской живописи XIX в.?

  9. Почему И. Шишкина называли мастером эпического пейзажа?

  10. Сравните картины И.И. Шишкина «Рожь» и В. Ван Гога «Дорога с кипарисами и звездами»

  11. Представителем какой школы живописи был Илья Репин?

Практическое занятие № 9



  1. В чем различие исторической живописи передвижников и академистов?

  2. Какой вклад внес В.И. Суриков в развитие исторической живописи?

  3. В чем психологическая и историческая достоверность живописи Н. Ге?

  4. Как развивался русский портрет на протяжении XIX в.?

  5. Как следует понимать портреты-типы В. Перова?

Практическое занятие № 10



  1. Расскажите о творчестве Валентина Серова

  2. Охарактеризуйте «мятежную поэзию» М. Врубеля

  3. Каков был путь в искусство К. Петрова-Водкина?


5.3 Семинары

(не предусмотрены учебным планом)


5.4. Самостоятельная работа студентов


Номер раздела

Наименование и содержание разделов, вынесенных на самостоятельную работу

Вид работы1

Объем работы в часах для одного студен

та


Список литературы (с указанием разделов, глав, страниц)

Форма контроля2

1

Художественный мир первобытного человека

Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия



3


1. Сокольни-кова, Н. М. История изобразитель-ного искусства: учебник для высш. учеб. за ведений: в 2 т./ Н. М. Соколь-никова.-2-е изд. , стер.- М.: Академия, 2007. Т. 1. – С. 12–25.

2. Мириманов В.Б. ервобыт-ное и тради-ционное искус-ство /В. Б. Мириманов. –М.:Форум, 2009. – 271 с.



Итоговый семестровый экзамен



2

Искусство Древнего мира Искусство Древнего Египта: олицетворение вечности

Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия

3

1. Сокольни-кова, Н. М. История изобразитель-ного искусства: учебник для высш. учеб. за ведений: в 2 т./ Н. М. Соколь-никова.-2-е изд. , стер.- М.: Академия, 2007. Т. 1. – С. 26–57.

Итоговый семестровый экзамен

3

Античная культура как основа мирового искусства и культуры.

Искусство Древней Греции



Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия

5

1. Сокольни-кова, Н. М. История изобразитель-ного искусства: учебник для высш. учеб. за ведений: в 2 т./ Н. М. Соколь-никова.-2-е изд. , стер.- М.: Академия, 2007. Т. 1. – С. 58–87.

2. Ильина, Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник/Т.В. Ильина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – С. 7–40.



Итоговый семестровый экзамен

4

Искусство Древнего Рима

Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия

3

1. Сокольни-кова, Н. М. История изобразитель-ного искусства: учебник для высш. учеб. за ведений: в 2 т./ Н. М. Соколь-никова.-2-е изд. , стер.- М.: Академия, 2007. Т. 1. – С. 87–105.

2. Ильина, Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник/Т.В. Ильина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – С. 41–60.



Итоговый семестровый экзамен

5

Искусство средневековья. Освоение христианской образности. Византия.

Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия

3

1. Сокольни-кова, Н. М. История изобразитель-ного искусства: учебник для высш. учеб. за ведений: в 2 т./ Н. М. Соколь-никова.-2-е изд. , стер.- М.: Академия, 2007. Т. 1. – С. 106–113.

2. 2. Ильина, Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник/Т.В. Ильина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – С. 107–110.



Итоговый семестровый экзамен

6

Первые общеевропейские стили. Романский стиль.

Мир средневековой готики.



Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы

4

1. Сокольни-кова, Н. М. История изобразитель-ного искусства: учебник для высш. учеб. за ведений: в 2 т./ Н. М. Соколь-никова.-2-е изд. , стер.- М.: Академия, 2007. Т. 1. – С. 113–131.

2. Ильина, Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник/Т.В. Ильина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – С. 61–107.



Итоговый семестровый экзамен.

Проверка конспектов практических занятий; пояснительных записок курсовой работы



7

Искусство эпохи Возрождения.

Северное Возрождение



Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы

3

1. Сокольни-кова, Н. М. История изобразитель-ного искусства: учебник для высш. учеб. за ведений: в 2 т./ Н. М. Соколь-никова.-2-е изд. , стер.- М.: Академия, 2007. Т. 1. – С. 132–164.

2. Ильина, Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник/Т.В. Ильина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – С. 110–192.



Итоговый семестровый экзамен.

Проверка конспектов практических занятий; пояснительных записок курсовой работы



8

Европейское барокко. Искусство Фландрии и Голландии XVII в.

Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы

3

1. Сокольни-кова, Н. М. История изобразитель-ного искусства: учебник для высш. учеб. за ведений: в 2 т./ Н. М. Соколь-никова.-2-е изд. , стер.- М.: Академия, 2007. Т. 1. – С. 165–166.

2. Ильина, Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник/Т.В. Ильина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – С. 192–258.



Итоговый семестровый экзамен.

Проверка конспектов практических занятий; пояснительных записок курсовой работы



9

Классицизм: сущность и особенности

Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы

3

1. Сокольни-кова, Н. М. История изобразитель-ного искусства: учебник для высш. учеб. за ведений: в 2 т./ Н. М. Соколь-никова.-2-е изд. , стер.- М.: Академия, 2007. Т. 1. – С. 166–185.

2. Ильина, Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник/Т.В. Ильина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – С. 288–290.



Итоговый семестровый экзамен.

Проверка конспектов практических занятий; пояснительных записок курсовой работы



10

Реалистические тенденции в западноевропейском изобразительном искусстве

Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы

3

1. Сокольни-кова, Н. М. История изобразитель-ного искусства: учебник для высш. учеб. за ведений: в 2 т./ Н. М. Соколь-никова.-2-е изд. , стер.- М.: Академия, 2007. Т. 1. – С. 168–170, 173-181, 211-215.

2. Ильина, Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник/Т.В. Ильина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – С. 258–287, 331–351.



Итоговый семестровый экзамен.

Проверка конспектов практических занятий; пояснительных записок курсовой работы



11

Искусство французского импрессионизма

Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы

3

1. Сокольни-кова, Н. М. История изобразитель-ного искусства: учебник для высш. учеб. за ведений: в 2 т./ Н. М. Соколь-никова.-2-е изд. , стер.- М.: Академия, 2007. Т. 1. – С. 215–225.

2. Ильина, Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник/Т.В. Ильина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – С. 351–373.



Итоговый семестровый экзамен.

Проверка конспектов практических занятий; пояснительных записок курсовой работы



12

Древнерусская икона и ее особенности. Творчество Андрея Рублева как высшее выражение русской духовности.

Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы

4

1. Сокольни-кова, Н. М. История изобразитель-ного искусства: учебник для высш. учеб. за ведений: в 2 т./ Н. М. Соколь-никова.-2-е изд. , стер.- М.: Академия, 2007. Т. 2. – С. 3–31.

2. Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство: учебник/Т.В. Ильина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2005. – С. 5–86.



Итоговый семестровый экзамен.

Проверка конспектов практических занятий; пояснительных записок курсовой работы



13

Реалистический пейзаж. Его разновидности в русской живописи

Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы

3

1. Сокольни-кова, Н. М. История изобразитель-ного искусства: учебник для высш. учеб. за ведений: в 2 т./ Н. М. Соколь-никова.-2-е изд. , стер.- М.: Академия, 2007. Т. 2. – С. 74–87.

2. Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство: учебник/Т.В. Ильина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2005. – С. 217–235.



Итоговый семестровый экзамен.

Проверка конспектов практических занятий; пояснительных записок курсовой работы



14

Философское и художественное осмысление русской истории в живописи России

Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы

3

1. Сокольни-кова, Н. М. История изобразитель-ного искусства: учебник для высш. учеб. за ведений: в 2 т./ Н. М. Соколь-никова.-2-е изд. , стер.- М.: Академия, 2007. Т. 2. – С. 55–87.

2. Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство: учебник/Т.В. Ильина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2005. – С. 198–212, 224-235.



Итоговый семестровый экзамен.

Проверка конспектов практических занятий; пояснительных записок курсовой работы



15

Романтические тенденции в русской живопиcи рубежа XIX–XX вв.

Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы

3

1. Сокольни-кова, Н. М. История изобразитель-ного искусства: учебник для высш. учеб. за ведений: в 2 т./ Н. М. Соколь-никова.-2-е изд. , стер.- М.: Академия, 2007. Т. 2. – С. 87-205.

2. Ильина, Т.В. История искусств. Отечественное искусство: учебник/Т.В. Ильина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2005. – С. 235–355.



Итоговый семестровый экзамен.

Проверка конспектов практических занятий; пояснительных записок курсовой работы





    1. Контроль самостоятельной работы студентов




Формы управления самостоятельной работой студента

и формы контроля СРС



Количество часов

Индивидуальные беседы и консультации с преподавателем по темам разделов лекционных и практических занятий, проверка конспектов практических занятий (докладов)

2

Консультации по выполнению курсовой работы и проверка пояснительных записок

3



6. Образовательные технологии, используемые в учебном процессе данной дисциплины (рекомендации преподавателю)

6.1. Интерактивные формы обучения


Интерактивные формы обучения, применяемые при проведении практических занятий, лабораторных работ и семинаров

Краткое описание и примеры

Компьютерная симуляция




Деловая или ролевая игра




Разбор конкретных ситуаций




Тренинг




Встреча с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций

Встречи-лекции искусствоведов или живописцев

Мастер-классы экспертов и специалистов

Встречи-лекции искусствоведов или живописцев

Другое

Посещение художественных выставок и картинных галерей



6.2 Инновационные способы и методы, используемые в образовательном процессе


Наименование

Краткое описание и примеры использования в темах и разделах

1. Использование информационных ресурсов и баз данных

Использование информационных ресурсов Интернет.

Электронно-библиотечная система издательства «Лань»



2. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий

Применение в изучении тем 1, 2, 3, 4 курса электронного ученого пособия 1.«История искусств : классические труды [Электронный ресурс].-М.:ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск,2004.-1 CD-ROM.

В изучении тем 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 электронного ученого пособия

«Стили живописи» [Электронный ресурс]:6 CD.-М.:Директмедиа Паблишинг,2006.-6 CD- ROM:ил.;

Жанры живописи [Электронный ресурс]. -М.: Директмедиа Паблишинг,2004.-6 CD-ROM:

В изучении тем 12. 13, 14, 15 электронного ученого пособия

1000 великих художников [Электронный ресурс].-М.:ИДДК,2005.-1 CD-ROM; Портрет [Электронный ресурс]:от эпохи Возрождения до первой половины XX в.: более 3000 репродукций.-М.: ДиректМедиа Паблишинг : Новый диск,2004.-1 CD-ROM.

6. ил.


3. Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ




4. Применение предпринимательских идей в содержании курса




5. Использование проблемно- ориентированного междисциплинар-ного подхода к изучению наук




6. Применение активных методов обучения, «контекстного» и «на основе опыта»




7. Использование методов, основанных на изучении практики (case studies)




8. Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач




9. Другие






7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Примерная тематика курсовых работ

    1. Барокко – стиль безграничности и многообразия мира

2.Гуманизм искусства эпохи Возрождения

3.Символизм и знаковость искусства И. Босха

4. Тема ада и рая в искусстве Северного Возрождения

5. Эволюция личности в автопортретах Альбрехта Дюрера

6. Новаторство скульптора П.К. Клодта

7. Историческая живопись В.И. Сурикова

8. А.К. Саврасов – родоначальник русского реалистического пейзажа

9. историческая живопись Николая Ге

10.Живописная манера Архипа Куинджи

11.Канон искусства Древнего Египта

12. Проявление жанра бытописания в изобразительном искусстве Древнего Египта

13. Роль орнамента в искусстве Древнего мира

14. Мифологическая основа древнегреческого искусства

15. Духовные традиции искусства эллинизма

16. Орнамент и декоративно-прикладное искусство Древней Греции

17. Альбрехт Дюрер. Философ и художник Северного Возрождения

18. Карл Брюллов – певец классицизма и романтизма

19. «Марины» Ивана Айвазовского

20. Реалистический портрет Василия Тропинина

21. Бытовая живопись Павла Федотова

22. Русская скульптура XVIII века

23. Скульптор Владимир Жариков

24. Искусство Григория Мануша

25. Художники Златоуста

26. Мастера русской пейзажной живописи XVIII века

27. Реализм портретной галереи Д.Г. Левицкого

28. исторические живописцы России XVIII века

29. Скульптурный портрет Федота Шубина

30. Царский изограф Симон Ушаков


следующая страница >>