Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» Специальность: 190601. 65 Автомобили и автомобильное хозяйство - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» Специальность... 1 256.29kb.
Программа дисциплины «Русский язык и культура речи» 1 335.56kb.
Программа 1: «Русский язык и культура» Время проведения: 4-22 августа... 3 615.92kb.
Рабочая программа дисциплины «Страховое право» Специальность: 030503... 2 412.79kb.
Рабочая программа дисциплины деловой иностранный язык 4 435.43kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» 1 303.74kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 5 классов 2 575.59kb.
Учебный предмет, в рамках которого проводилась работа по проекту... 1 136.16kb.
Рабочая программа дисциплины «цитология» Специальность: 020201. 1 316.21kb.
Самостоятельная работа студентов 1 курса впо по дисциплине «Русский... 1 350.99kb.
Рабочая программа дисциплины «патопсихология» Специальность: 020201. 1 320.61kb.
Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» Специальность... 1 256.29kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» Специальность: 190601. - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию



Бузулукский гуманитарно-технологический институт

(филиал) государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин





Утверждаю

Декан факультета промышленности и транспорта О.В. Дмитриева



подпись, расшифровка подписи)

“____”______________2009 г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Специальность: 190601.65 Автомобили и автомобильное хозяйство

Специализация: Техническая эксплуатация автомобилей

Специальность: 190603.65 Сервис транспортных и технологических машин и оборудования

Специализация: Автосервис и фирменное обслуживание

Факультет: промышленности и транспорта, заочного обучения

Форма обучения: очная, заочная

Бузулук 2009г.

Рецензент: к.п.н., доцент кафедры ГСД Дмитриева О.В.

Рабочая программа дисциплины «Русский язык и культура речи» /сост. Кузяева Н.А. – Бузулук: БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2009. – с .23

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины обще гуманитарного и социально-экономического цикла регионального компонента студентам очной и заочной форм обучения специальностей 190601.65 Автомобили и автомобильное хозяйство, 190603.65 Сервис транспортных и технологических машин и оборудования в 1семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования № 529 тех/дс по направлению подготовки дипломированных специалистов, утвержденного Министерством образования Российской Федерации 31.10.2001г. и с учетом требований к минимуму знаний студентов по дисциплине.

Составитель ____________________ Н.А. Кузяева



(подпись)




Кузяева Н.А., 2009






 БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2009


Содержание


  1. Цели и задачи курса ………………………………………………………………...4

  2. Место дисциплины в учебном процессе……………………………………….……5

  3. Организационно-методические данные дисциплины……………………………..5

  4. Содержание дисциплины……………………………………………………………5

    1. Выписка из решения кафедры «Требования к обязательному минимуму содержания по дисциплине»………………………………………………………..5

    2. Разделы дисциплины, виды занятий и характеристика учебной деятельности студентов…………………………………………………………………………….6

  5. Тематический план изучения дисциплины………………………………………..10

    1. Практические занятия……………………………………………………………..10

    2. Самостоятельное изучение разделов дисциплины………………………………12

  6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………………13

    1. Рекомендуемая литература……………………………………………………….13

      1. Основная литература..…………………………………………………………..13

      2. Дополнительная литература…………………………………………………....13

    1. Средства обеспечения освоения дисциплины……………………………………14

      1. Контрольные вопросы для самопроверки ……………………………………14

      2. Контрольные вопросы для экзамена и зачета…………………………………..16

      3. Контрольная работа для студентов…..………………………………………..17

      4. Критерии оценки знаний, умений и навыков…………………………………20

  1. Методические рекомендации студентам по организации изучения

дисциплины……………………………………………………………………………..21

  1. Методические рекомендации преподавателям по методике проведения основных видов учебных занятий……………………………………..……………………...21

Лист согласования рабочей программы………………………………………….22


  1. Цели и задачи курса

Таблица 1

№ цели

Содержание цели

1

2

Студент будет иметь представление:

1

О сущности языка, его месте в жизни общества и основных функциях.

2

О структуре и разновидностях речевой деятельности, правилах общения и речевом этикете.

3

О языке и речи с лингвистической и психологической точек зрения.

4

О тесной связи культуры речи с общей культурой человека.

Студент будет знать:

5

Значение, состояние русского языка в современном мире и происходящие в нем процессы.

6

Функции языка как средства формирования и трансляции мысли.

7

Специфику устной и письменной речи.

8

Оптимально использовать средства языка при устном и письменном общении в соответствии с целями и содержанием речи.

9

О языковых особенностях функциональных стилей (лексике, морфологии, синтаксисе), о жанрах.

10

Особенности структуры научного текста, специфические черты научного стиля.

11

Языки и стиль коммерческой корреспонденции, распорядительных документов.

12

Языковые формулы официальных документов, приемы унификации языка в служебных документах.

13

Об ораторском искусстве и публичном выступлении.

14

Нормы современного русского литературного языка

15

Проблемы языка на рубеже веков.

Студент будет уметь:

16

Пользоваться различными лингвистическими словарями, справочниками.

17

Анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности

18

Находить и устранять речевые ошибки, определять их характер, причины нарушения норм литературного языка, строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами

19

Систематизировать и обобщать информацию по вопросам профессиональной деятельности.

20

Владеть навыками оформления официально-деловой документации.

21

Владеть навыками публичного выступления, участия в дискуссии, разговора по телефону.

22

Кратко, логично, выразительно и аргументированно излагать свои мысли.

23

Конспектировать текст, составлять тезисы, составлять реферат по одному или нескольким источникам.

24

Сокращать текст, выделяя главную и второстепенную информацию

  1. Место дисциплины в учебном процессе

В процессе изучения учебной дисциплины необходимо использовать знания, полученные студентами в общеобразовательной школе из курса «Русский язык».

Вместе с тем курс «Русский язык и культура речи» является основополагающим для овладения навыками и знаниями в этой области и понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширения общегуманитарного кругозора, понимания роли культуры речи в общей культуре человека. Знания, умения и навыки, приобретенные при изучении данной дисциплины, могут быть использованы в процессе освоения студентами других гуманитарных дисциплин как Отечественная история, философия, культурология, политология, социология и т.д.


  1. Организационно-методические данные дисциплины

Таблица 2 - очная форма, полный срок обучения




Виды работы

Трудоемкость в часах

1 семестр

Общая трудоемкость

60

Аудиторная работа

34

Лекции (Л)

Практические занятия (ПЗ)



17

17


Самостоятельная работа


26


Вид итогового контроля

Экзамен

Таблица 3 - заочная форма, полный срок обучения




Виды работы

Трудоемкость в часах

1 семестр

Общая трудоемкость

60

Аудиторная работа

8

Лекции (Л)

Практические занятия (ПЗ)



6

2


Самостоятельная работа


52


Вид итогового контроля

зачет



4. Содержание дисциплины

4.1 Выписка из решения кафедры ГСД «Требования к обязательному минимуму содержания по дисциплине». Протокол № 1 от 1.09.09г.

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей.

Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сферы деятельности.

Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
4.2 Разделы дисциплины, виды занятий и характеристика учебной деятельности студентов
Таблица 5 – Разделы дисциплины, изучаемые студентами очной формы, полного срока обучения


№ раздела

Ссылка на цели

Наименование разделов

Количество часов

Внеауд. работа

Всего

Аудиторная работа

Л

ПЗ

1

1,9, 10

Введение, основные понятия

12

4

4

4

2

2,3, 11

Две формы речи

8

2

2

4

3

6,19, 20

Оратор и его аудитория

8

2

2

4

4

4,5, 12,1314,1617

Классификация функциональных стилей

8

2

2

4

5

7,21

Нормы литературного языка

16

6

6

4

6

8

Экология языка

8

1

1

6

Итого:

60

17

17

26

Таблица 6 – Разделы дисциплины, изучаемые студентами заочной формы полного срока обучения




№ раздела

Ссылка на цели

Наименование разделов

Количество часов

Внеауд. работа

Всего

Аудиторная работа

Л

ПЗ

1

1,9, 10

Введение, основные понятия

12

2




10

2

2,3, 11

Две формы речи

11

1



10

3

4,5, 12,1314,1617

Классификация функциональных стилей

14

2




12

4

7,21

Нормы литературного языка

23

1

2

20

Итого:

60

6

2

52



Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Введение, основные понятия.

Общие сведения о языке. Понятие о культуре речи. Литературный язык – основа культуры речи. Свойства литературного языка. Русский язык как знаковая система передачи информации, требующая дальнейшего совершенствования на первом этапе развития цивилизации. Место русского языка в современном мире. Русский язык как способ существования национального мышления и русской культуры.


Раздел 2. Две формы речи.

Устная и письменная речь. Языковое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности русского литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.


Раздел 3. Оратор и его аудитория.

Особенности устной публичной речи. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Выразительность публичной речи.


Раздел 4. Классификация функциональных стилей.

Понятие функционального стиля. Основания классификаций функциональных стилей. Характеристика функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Официально-деловой стиль, сферы его функционирования, жанровые разнообразия, правила оформления документов. Речевой этикет в документах. Языковые формулы официальных документов. Стиль художественной литературы. Публицистический стиль. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Разговорный стиль, условия функционирования разговорной речи. Культура речи. Взаимодействие функциональных стилей.


Раздел 5. Нормы литературного языка.

Определение нормы. Вариантность норм. Типы норм. Нормы произношения и ударения. Нормы словоупотребления. Употребление слов – паронимов, синонимов, антонимов. Тавтология и плеоназмы. Фразеологические обороты, нормы. Употребление неологизмов и устаревшей лексики. Употребление иноязычной лексики. Морфологические нормы. Колебания в грамматическом роде

имен существительных. Вариантность падежных окончаний имен существительных. Род сложносокращенных слов. Употребление имен числительных, прилагательных, глаголов. Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Варианты согласования подлежащего со сказуемым, варианты форм, связанные с управлением, согласованием. Простое и сложное предложение. Употребление причастных и деепричастных оборотов.
Раздел 6. Экология языка.

Русский язык конца ХХ века. Новые явления в русском языке. Язык СМИ. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач. Вопрос об очистке современного русского литературного языка и его защите.





  1. Тематический план изучения дисциплины




    1. Практические занятия

Таблица 11- Практические занятия для студентов очной формы, полного срока обучения




№ занятия

№ раздела

Ссылка на цели

Наименование тем

Кол-во часов

1

2

3

4

5

1

1

1,9

Вводное занятие.

- Цели и задачи курса, содержание дисциплины.

- Основная и дополнительная литература, учебники, словари.

- Требования к устному высказыванию, реферату и докладу.

- Методика подготовки к семинарским занятиям.

- Функции языка. Литературный язык и его свойства.

- Понятие о культуре речи.

- Место русского языка в современном мире.



2

2

2

2,3,11

Язык и речь. Разновидности речи.

  • Основная классификация и общая характеристика форм речи – устная и письменная форма речи.

  • Диалог и монолог.

  • Практическое задание.

2

3

5

6,16,19,20

Оратор и его аудитория.

  • Особенности устной публичной речи.

  • Подготовка речи, содержание и композиция.

  • Основные виды аргументов.

  • Коммуникативное состояние говорящего.

  • Выразительность, информативность, логичность публичной речи.

  • Этика и эстетика речи.

  • Практическое задание.

2

4

3

3,5,4,12,13,14 17

Стили современного русского литературного языка и их взаимодействие.

- Научный стиль. Языковые средства, приемы, речевые нормы научного стиля.

- Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Речевой этикет в документах. Средства, приемы и речевые нормы деловых жанров. Реклама в деловой речи. Резюме.


2

5

3

4,12,13 14

Функциональные стили речи

- Публицистический стиль в его устной и письменной разновидностях.

- Стиль художественной литературы.

- Особенности разговорного стиля.

- Телефонный разговор. Этика телефонного разговора.


2

6

4

7,21

Нормы современного русского литературного языка.

  • Нормы ударения, произношения, словоупотребления. Употребление фразеологических оборотов.

  • Полезные и вредные заимствования.

  • Практическое задание.

2

7

4

7,21,22

Нормы в морфологии.

- Колебания в грамматическом роде, определение грамматического рода аббревиатур, сложных слов.



2

8

4

7,21,23

Синтаксические нормы.

  • Вариантность в форме управления.

  • Вариантность в форме согласования сказуемого с подлежащим.

  • Колебания в употреблении предлогов.

  • Употребление причастных и деепричастных оборотов.

  • Практическое задание.

2

9

6

8,10

Круглый стол «Состояние русского языка конца ХХ века»

  • Богатство русского языка.

  • Что грозит русскому литературному языку в наше время?

  • Язык СМИ. Ненормативная лексика.

  • Проблема экологии русского языка.

1

Итого:

17

Таблица 12 - Практических занятий для студентов заочной формы, полного срока обучения




№ занятия

№ раздела

Ссылка на цели

Наименование тем

Кол-во часов

1

2

3

4

5

1

4

7,21,22,

23


Нормы современного русского литературного языка.

  • Нормы ударения, произношения, словоупотребления. Употребление фразеологических оборотов.

  • Полезные и вредные заимствования.

Нормы в морфологии.

- Колебания в грамматическом роде, определение грамматического рода аббревиатур, сложных слов.

Синтаксические нормы.


  • Вариантность в форме управления

  • Вариантность в форме согласования сказуемого с подлежащим

  • Колебания в употреблении предлогов

  • Употребление причастных и деепричастных оборотов

  • Практическое задание

2



5.2 Самостоятельное изучение разделов дисциплины

Таблица 13




№ раздела

Ссылка на цели

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

1

1

История возникновения языка.




5

Этапы развития письменной речи.

3

12,13

Деловая беседа. Виды деловых бесед.

3

15

Деловое совещание. Факторы успеха в проведении делового совещания. Виды деловых совещаний. Дискуссия.

3

15

Телефонный разговор. Особенности телефонной коммуникации. Телефонный этикет.

3

11,12

Документы внутреннего и внешнего пользования. Реквизиты

1

1,10

Русские писатели о богатстве и выразительности русского языка.

1

5

Внешние и внутренние факторы развития русского языка.

4

5

Территориальные диалекты русского языка.

4

5

Социальные и профессиональные жаргоны. Лексика арго.

4

5

Заимствование иноязычной лексики русским языком в ХХ веке.

Самостоятельная работа студентов по курсу «Русский язык и культура речи» подразумевает не только выполнение практической части: подготовка рефератов, оформление основных видов деловых и коммерческих документов, подготовка речи.

Самостоятельная работа студентов включает проработку и повторение материала учебников и учебных пособий, самостоятельное изучение разделов, подготовку к семинарским занятиям и рубежному контролю.

Студентам рекомендуется использовать дополнительную литературу. При написании рефератов студенты самостоятельно подбирают литературу по избранной теме.

Для лучшей организации самостоятельной работы студентов преподаватель проводит консультации.



  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

    1. Рекомендуемая литература

6.1.1 Основная литература

Учебники и учебные пособия

1. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Черняк. - М.: Высш. шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 509 с.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи: Учеб.пособ. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2008.

3. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.: Изд-во Проспект, 2008.-440с.

4. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 192 с.

5. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А.

Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. - 3-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 256 с.

6. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2008. - 413 с. (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений).


6.1.2 Дополнительная литература

1. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1989.

2. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. - М., 1998.

3. Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. - М.,1996.

4. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. - М.: Издательская группа НОРМА – ИНФА. М., 2004. - 560 с.

5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: ООО «Изд-во АСТ-ЛТД», 1998. - 384 с.

6. Кузяева Н.А. УПП «Русский язык и культура речи». – БГТИ, 2007.
Словари и справочные издания

1. Берков В.П. и др. Большой словарь крылатых слов русского языка. – М: Астрель, 2000

2. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка. – СПб: Норинт, 2001

3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современное написание. – М.: АСТ, 2005

4. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. – 7-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 2000

5. Новиков А.Б. Словарь перифраз русского языка (на материале газетной публицистики). - 2-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 2000.

6. Орфографический словарь русского языка. - М., 2003.

7. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. - М., 2004.

8. Иванова Т. Ф., Черкасова Т.А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. 2-е изд., испр.- М.: Рус. яз., 2002.

9. Иванова Т. Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. - М.: Рус. яз., 2004.

10. Словарь синонимов русского языка: В 2-х т. - М., 2003.

11. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. - М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во Астрель», 2002.


6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины

      1. Контрольные вопросы для самопроверки


Раздел 1. Введение, основные понятия дисциплины «Русский язык и культура речи».

  1. Что такое язык? Каковы основные функции языка?

  2. Почему язык называют знаковой системой?

  3. Что такое речь? Как соотносятся язык и речь?

  4. Можно ли говорить о речи как о форме поведения? В чем проявляется коммуникативный аспект речи?

  5. Назовите свойства литературного языка

6 Каково место и роль русского языка в современном мире?
Раздел 2. Разновидности речи.

  1. На основании каких факторов можно классифицировать речь? Назовите основные разновидности речи.

  2. Какие особенности имеют письменная и устная форма речи?

  3. Дайте определение диалога и монолога как формы устной речи?

  4. Указать виды диалога. Почему для диалога характерны неполные структуры?

  5. Укажите типы монологической речи.


Раздел 3. Ораторская речь

  1. Какое выступление называется ораторским?

  2. Каковы правила, которыми следует руководствоваться при разработке содержания выступления?

  3. Какими способами говорящий может обеспечить контакт с аудиторией?

  4. Назовите основные логические законы

  5. Назовите основные ошибки оратора при его работе с аудиторией

  6. Назовите основные выразительные приемы языка


Раздел 4. Функциональные стили речи

1 Какие факторы влияют на выделение функциональных стилей речи.

2 Назовите основные функциональные стили русского языка.


  1. В какой сфере общественной деятельности функционирует научный стиль?

  2. Каковы основные черты научного стиля?

  3. Назовите жанры научного стиля?

  4. Каковы основные черты деловой речи?

  5. Назовите документы внутреннего и внешнего пользования.

  6. Что вы знаете о речевом этикете в документах?

  7. Каковы основные черты художественного стиля?

  8. Каковы основные черты публицистического, разговорного стиля?

  9. Рассказать о газете как жанре публицистического стиля.


Раздел 5. Нормы литературного языка.

  1. Что такое норма?

2 Что вы узнали о колебаниях в ударении?

3 Расскажите о нормах произношения.

4 В чем заключается трудность в употреблении новых слов?

5 Что вы знаете о сочетаемости слов?



  1. Для чего используются крылатые слова?

7 Как определить род аббревиатур?

8 Как определить род сложносоставных слов?

9 Рассказать о вариативности падежных окончаний имен существительных.

10 Каковы причины вариативности в падежных формах слова?

11 Что вы знаете об употреблении собирательных числительных?

12 Что вы знаете о согласовании сказуемого с подлежащим?

13 Рассказать об употреблении деепричастных и причастных оборотов.
Раздел 6. Проблемы экологии языка


  1. Каково состояние русского языка в современном мире?

  2. Почему встает вопрос о защите языка?

  3. Что грозит русскому языку на современном этапе его развития?




      1. Контрольные вопросы для зачета и экзамена

  1. Русский язык конца ХХ века. Новые явления в русском языке.

  2. Русский язык как развивающееся явление.

  3. Место русского языка в современном мире.

  4. Богатство русского языка.

  5. Понятие о культуре речи.

  6. Литературный язык и его свойства.

  7. Литературный язык – основа культуры речи.

  8. Языковые нормы.

  9. Функции языка.

  10. Язык и речь. Две формы речи. Языковое взаимодействие.

  11. Устная и письменная речь.

  12. Подготовленная и спонтанная речь.

  13. Функциональные стили речи.

  14. Научный стиль в его устной и письменной разновидностях.

  15. Официально-деловой стиль. Основные виды деловых и коммерческих документов.

  16. Официально-деловой стиль. Речевой этикет в документах.

  17. Публицистический стиль в его устной и письменной разновидностях. Газета как жанр публицистического стиля.

  18. Стиль художественной литературы. Стилевые особенности, жанры.

  19. Взаимодействие языка художественной литературы и функциональных стилей.

  20. Разговорный стиль. Основные стилевые черты разговорного стиля.

  21. Нормы словоупотребления. Полисемия. Ошибки, связанные с употреблением слов-паронимов.

  22. Употребление неологизмов. Новые слова в оценке современников.

  23. Полезные и вредные заимствования.

  24. Фразеологизмы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением.

  25. Нормы ударения, произношения.

  26. Канцеляризмы и речевые штампы. Ошибки, связанные с их употреблением.

  27. Морфологические нормы.

  28. Морфологические нормы. Определение рода аббревиатур.

  29. Морфологические нормы. Колебания в грамматическом роде. Вариантность падежных форм.

  30. Смысловые единицы речи. Синонимы, антонимы, омонимы. Ошибки, связанные с их употреблением.

  31. Роль изобразительно выразительных средств в языке. Пословицы и поговорки в речи.

  32. Нормы в синтаксисе.

  33. Синтаксические нормы. Согласование сказуемого с подлежащим.

  34. Оратор и его аудитория. Особенности устной публичной речи.

  35. Экология языка.


6.2.3 Контрольная работа для студентов очной и заочной форм обучения

Вариант 1.

1 В каком слове ударение падает на второй слог?

а) договор;

б) звонит;

в) избалованный;

г) каталог.


  1. В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают мягкие согласные звуки?

а) автосервиз, гипотеза, авиамоделизм;

б) брюнет, тембр, патетический;

в) академия, акварель, морфема;

г) бухгалтерия, резьба, фотоателье



  1. Укажите неправильно образованную форму слова:

а) больше пятиста рублей;

б) пара носков;

в) самый красивый цветок;

г) килограмм помидоров.



  1. Укажите ошибки в употреблении иноязычных слов:

а) Родители оппонировали против моего решения поступать в этот вуз;

б) Человеческий организм способен адаптироваться к изменяющимся условиям жизни;

в) Премьера спектакля вызвала настоящий ажиотаж;

г) Срок подготовки к экзаменам будет пролонгирован.



  1. Какое сочетание слов не является фразеологическим оборотом?

а) золотое дно;

б) золотые серьги;

в) золотая свадьба;

г) золотые горы.



  1. В каком ряду все существенные в форме именительного падежа множественного числа имеют окончание –ы(и)?

а) инженер, шофер;

б) торт, доктор;

в) бухгалтер, паспорт;

г) договор, корпус (здание).



  1. В каком ряду все существительные относятся к среднему роду?

а) какао, кофе, депо;

б) пианино, эскимо, жюри;

в) жалюзи, авеню, бра;

г) такси, Сочи, кашне.



  1. Укажите предложение с нарушением грамматической нормы:

а) платье – халат постиран и убран в шкафу;

б) театр – студия открыл новый сезон;

в) урок-лекция проведен в актовом зале;

г) плакат-реклама понравился жюри.



  1. Укажите предложение с нарушением речевых норм

а) Импортные автомобили более надежнее, чем отечественные;

б) В свои лекции он включал сложнейшие вопросы современной науки;

в) Двое студентов сдали сессию досрочно;

г) На обоих берегах реки расположены санатории.



  1. Укажите предложение без грамматических ошибок:

а) Переходя улицу, можно только на зеленый свет;

б) Я хотел вникнуть и познать все тайны этой науки;

в) Преподаватель сплотил вокруг себя группу ребят, увлекающихся физикой;

г) Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног

Вариант 2

1 В каком слове ударение падает на второй слог?

а) ходатайствовать;

б) позвонит;

в) свекла;

г) иконопись.

2 В каком ряду во всех словах выделенные буквы обозначают мягкие согласные звуки?

а) агрессор, атеист, дефис;

б) кодекс, бассейн, дефект;

в) музей, Одесса, дефицит;

г) реквием, тезис, бизнес.

3 Укажите неправильно образованную форму слова:

а) самый сложнейший;

б) пара чулок;

в) у обоих студентов;

г) одеть пальто.

4 Укажите ошибки в употреблении паронимов:

а) Чтобы чаще бывать в театре, и купил абонемент;

б) Мать приготовила сытный завтрак;

в) Студенты быстро освоили новую тему;

г) Речь профессора одинаково эффективно воздействовала на самые разные аудитории.


  1. Укажите ошибки в употреблении иноязычных слов

а) Идентичное решение было принято студентами второго курса;

б) Никакие резоны не действовали на спорщиков;

в) Эти новации направлены на укрепление ресурсной базы;

г) Все сильнее ностальгия по прекрасному.



  1. Какое сочетание слов не является фразеологизмом?

а) белый танец;

б) белый стих;

в) белые ночи;

г) белая рубашка.



  1. В каком ряду все существительные относятся к мужскому роду?

а) кофе, шимпанзе, конферансье;

б) колибри, тире, табло;

в) мадам, эскимо, такси;

г) Онтарио, Сухуми, пальто.



  1. В каком ряду все существительные в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание?

а) томаты, туфли, солдаты;

б) апельсины, узбеки, цапли;

в) сапоги, чулки, места;

г) дела, полотенца, майоры.

9 Укажите предложение с нарушением грамматической нормы:

а) Сборник рассказов И. Бабеля «Конармия» произвел бурю в литературном мире;

б) Никто из пришедших не поздоровался с ней;

в) Мы читали с интересом роман «Война и мир»;

г) Много молодежи пришли на вечер.

10 Укажите предложение без грамматических ошибок:

а) Выбирая стиль одежды, большую роль играет цвет;

б) Нам остается позавидовать о том, что у вас такой спортзал;

в) Я стал чувствовать себя лучше, бросив курить и когда стал заниматься спортом;

г) Из-за дождя мы перенесли экскурсию на следующий день.

Вариант 3

1. Поставьте ударенье в словах.

Оптовый, каталог, договор, некролог, случай, красивее, атлас, характерный, звонит, феномен.

2. Отметьте предложения с речевыми ошибками:

а) Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.

б) На будущий день началось обсуждение текущих дел.

в) Фирма предлагает товары по самым дешевым ценам.

г) Трое волков приближались к деревне.

д) Думая о ней, мне становилось грустно.

е) Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.

ж) За путевки следует внести по ста сорока пяти тысяч рублей.

з) Бытовые условия в городе более лучше, чем в поселке.

и) Нам пришлось решать самые наисложнейшие задачи.

3. Согласуйте сказуемое с подлежащим.

а) Установлен... три новых рекорда по тяжелой атлетике.

б)Подавляющее большинство электората в этот день отправил...сь на избирательные участки

в) Никто из пришедших не поздоровал.. .с... с ней.

г)Несколько мужчин и женщин стоял... у ворот больницы.

4. Укажите стилевую принадлежность фразеологических оборотов:

Входящие и исходящие бумаги, вылететь в трубу, очная ставка, дамоклов меч, прямой угол, довести до сведения, отдать Богу душу, согласно распоряжению, хранить как зеницу ока, рукой подать, чаша терпения, играть главную скрипку.

5. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

а) Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.

б) Очень замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна.

в) В связи с праздником проходят массовые манифестации и демонстрации.

г) Мы слушали песни коренных аборигенов.

д) В повести писатель описывает события Отечественной войны.

6. Укажите случаи неправильного употребления заимствованных слов.

а) Идентичное решение было принято студентами второго курса.

б) Эти новации направлены на укрепление ресурсной базы коммерческого банка.

в) Никакие резоны не действовали на спорщика.


6.2.4 Критерии оценки знаний, умений и навыков

Итоговой формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является зачет и экзамен. Они проводятся по билетам, которые включают теоретические вопросы и практическое задание.

Оценка знаний студентов по экзамену производится по следующим критериям:


  • оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с вопросами, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических заданий;

  • оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических заданий, владеет навыками и приемами их выполнения;

  • оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических заданий;

  • оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические задания или не справляется с ними самостоятельно.

Оценка знаний студентов по зачету производится по следующим критериям.

  • Оценка «зачтено» выставляется студенту, если он усвоил программный материал, грамотно излагает его, умеет применять теоретический материал при выполнении практических заданий, а также если не усвоил деталей основного материала, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, испытывает затруднения при выполнении практического задания.

  • Оценка «незачтено» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, не справляется с выполнением практических заданий.




  1. Методические рекомендации студентам по организации изучения дисциплины

Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы.

Общие рекомендации.

Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.



Работа с конспектом лекций

Просмотрите конспект сразу после занятий. Отметьте материал конспекта лекций, который вызывает затруднения для понимания. Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя предлагаемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь на текущей консультации или на ближайшей лекции за помощью к преподавателю.

Каждую неделю отводите время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам и тестам.

Практические занятия.

На практических занятиях студент должен познакомиться с методикой подготовки к семинарским занятиям, с требованиями к устному высказыванию, к докладу и реферату. При подготовке к семинарским занятиям студенту рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу, различные лингвистические словари и справочники.

На практических занятиях студент должен стройно, логично излагать лекционный материал, правильно применять теоретический материал при выполнении практических упражнений, принимать активное участие в обсуждении теоретических вопросов, выступать с докладами и рефератами, готовить фрагменты ораторской речи.
8. Методические рекомендации преподавателям по методике проведения основных видов учебных занятий

Лекции. Методика чтения лекций.

Лекции являются одним из основных методов обучения по дисциплине «Русский язык и культура речи», которые должны решать следующие задачи:



  • изложить важнейший материал программы курса, освещающий основы науки о роли культуры речи в общей культуре человека, о состоянии русского языка на современном этапе;

  • познакомить с историей возникновения и развития языка, с разновидностью функциональных стилей речи, языковыми нормами;

  • помочь будущим специалистам логично и лингвистически грамотно выражать свои мысли, строить беседу, квалифицированно выступать перед аудиторией;

  • развить у студентов потребность к самостоятельной работе над учебником и научной литературой.

Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ её основных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания студентов структуру курса и его разделы, а в дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.

Методика проведения практических занятий.

Целью практических занятий является:



  • закрепление теоретического материала;

  • проверка уровня понимания студентами вопросов, рассмотренных на лекциях и по учебной литературе;

  • знакомство с некоторыми приемами и методами устранения речевых ошибок на разных языковых уровнях;

  • развитие языкового чутья и оценочного отношения к своей и чужой речи, тренировка речевых навыков студентов;

  • выработка необходимых навыков работы с различными лингвистическими словарями и справочниками;

  • ориентирование студентов на более самостоятельное усвоение материала.

В начале очередного занятия необходимо сформулировать цель, поставить задачу, указать возможные варианты ответов, предостеречь от возможных ошибок. Преподаватель контролирует подготовку студентов, проверяет уровень и качество усвоения материала.

ЛИСТ

согласования рабочей программы


Специальность: 190601.65 Автомобили и автомобильное хозяйство

190603.65 Сервис транспортных и технологических машин и оборудования

Дисциплина: Русский язык и культура речи
Форма обучения: очная, заочная
Учебный год: 2009-2010
Рекомендована заседанием кафедры гуманитарных и социальных дисциплин

Протокол от «___» __________ 2009г.


Ответственный исполнитель, заведующий кафедрой

_______________________________________________________________________



наименование кафедры подпись расшифровка подписи дата

Исполнители:


преподаватель ___________ __________________ Кузяева Н.А._______________

должность подпись расшифровка подписи дата

____________________________ ___________ ___________________ ___________



должность подпись расшифровка подписи дата

СОГЛАСОВАНО:


Заведующий кафедрой __________________________________________________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой ___________________________________________________



наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Председатель методической комиссии по специальности

___________________________________________________________________________________

шифр наименование личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий отделом комплектования научной библиотеки


_______________________________________________Лопатина Т. А._______________________

личная подпись расшифровка подписи дата

Методист НМО _______________________________________________________



личная подпись расшифровка подписи дата