Рабочая программа дисциплины рыбохозяйственная экспертиза профессиональный цикл, вариативная часть Направление подготовки - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины Человеко-центрированное проектирование... 1 89.79kb.
Рабочая программа дисциплины объекты морской техники профессиональный... 2 419.4kb.
Рабочая программа дисциплины Человеко-центрированное проектирование... 1 102.65kb.
Литература Цели освоения дисциплины 1 50.92kb.
Рабочая программа дисциплины гидрология естественнонаучный цикл,... 1 269.18kb.
Рабочая программа дисциплины история гуманитарный, социальный и экономический... 1 374.44kb.
Рабочая программа учебной дисциплины страховое дело Направление подготовки 3 547.26kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «стратегия управления предприятием... 1 359.52kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы музыкального развития... 1 302.06kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «введение в биотехнологию» Направление... 1 371.81kb.
Рабочая программа дисциплины арбитражный процесс направление подготовки... 1 438.55kb.
«бекітемін» Астана қаласының Кәсіпкерлік және өнеркәсіп Басқармасы... 13 3168.02kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа дисциплины рыбохозяйственная экспертиза профессиональный цикл, - страница №1/1

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования



«Калининградский государственный технический университет»









Утверждаю

Проректор по учебно-

методической работе

п\п А.Л. Гудков

«02» июня 2012 г


.
Рабочая программа дисциплины


РЫБОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Профессиональный цикл, вариативная часть

Направление подготовки



111400 - Водные биоресурсы и аквакультура

(бакалаврская программа «Управление водными биоресурсами»)

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр
Форма обучения

очная

Факультет биоресурсов и природопользования

Кафедра - разработчик - кафедра ихтиологии и экологии

Калининград 2013



1. Цели и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины заключается в освоении основных положений процедуры экологической экспертизы (ЭЭ) и составной части ее - рыбохозяйственной экспертизы в Российской Федерации как одного из видов деятельности в области охраны окружающей среды.

Задачи дисциплины:


- подробное знакомство с нормативно-правовой базой экологической экспертизы РФ;

- изучение основных документов регламентирующих процедуру проведения государственной экологической, рыбохозяйственной экспертизы, механизма получения заключения государственной комиссии экологической экспертизы по планируемым хозяйственным проектам и иным объектам ЭЭ;



  • освоение основных методик проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности;

  • получение практических навыков по оценке воздействия на окружающую среду, в первую очередь на водную среду и гидробионтов;

  • оценке возможных последствий изменения компонентов природной среды от реализации намечаемой хозяйственной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП.


Дисциплина «Рыбохозяйственная экспертиза» входит в состав вариативной части профессионального цикла ООП, является профессиональной дисциплиной студентов, обучающихся по бакалаврской программе «Управление водными биоресурсами», и изучается в восьмом семестре. При изучении дисциплины используются знания и навыки полученные при изучении дисциплин математического и естественно-научного цикла («Экология», «Гидробиология», «Гидрология») и профессиональных дисциплин («Ихтиология», «Ихтиопатология», «Рыбохозяйственное законодательство», «Биологические основы рыбоводства», «Рыбохозяйственная гидротехника», «Методы рыбохозяйственных исследований») на уровне бакалавриата. Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины, используются при дальнейшем освоении ООП.

3. Требования к уровню освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины у обучающегося формируются следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции (или их элементы), предусмотренные ФГОС ВПО:

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК- 1);

- способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);

- способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК- 6);

- способность использовать нормативные документы, регламентирующие рыбохозяйственную деятельность и производства, оказывающие воздействие на экологическое состояние водных объектов (ПК-6).



В результате изучения дисциплины бакалавр должен:

Знать: нормативно-правовые основы рыбохозяйственной экспертизы; систему экологического нормирования и экологическое состояние природно-территориальных комплексов; закономерности влияния важнейших объектов и видов хозяйственной деятельности на окружающую природную среду; знать регламент проведения рыбохозяйственной экспертизы.

Уметь: анализировать результаты оценки экологического состояния компонентов окружающей природной среды; оценивать полноту и содержание проектной документации, представляемой в органы рыбоохраны на согласование.

Владеть: знаниями рыбохозяйственного и природоохранного законодательства, основными методами оценки и прогнозирования состояния компонентов природной среды; методиками разработки природоохранных и компенсационных мероприятий в составе проектов хозяйственной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Структура дисциплины


Дисциплина изучается в восьмом семестре ООП. Общая трудоемкость ее – 4 зачетные единицы, т.е. 144 академических часов, в т.ч. аудиторные занятия (АЗ) – 66 час., самостоятельная работа студента (СРС) – 78 час. Аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена. Более подробные сведения о структуре дисциплины, видах, трудоемкости и формах контроля учебной работы студентов приведены в нижерасположенной таблице.




п/п

Раздел

дисциплины

Недели семестра

Трудоемкость учебной работы по ее видам (час.)

Формы текущей и итоговой аттестации по дисциплине

АЗ

СРС

Всего

Лекции

ЛЗ



1

Экологическая экспертиза в системе управления природоохранной деятельностью. История развития ЭЭ и рыбохозяйственной экспертизы в России.


1÷2

4

6

6

16

Защита лабораторных работы

2

Объекты государственной экологической и рыбохозяйственной экспертизы федерального уровня и уровня субъектов РФ. Правовая и база ЭЭ в России. Теоретические основы ЭЭ.


3÷7

10

16

18

44

Защита лабораторных работ

3

Законодательные основы, характеристика функций и структура органов, осуществляющих рыбохозяйственную экспертизу.

8÷10

6

8

8

22

Защита лабораторных работ

4

Порядок организации и проведения (процедура) рыбохозяйственной экспертизы. Права граждан и общественных организаций в области рыбохозяйственной и экологической экспертизы

11-13

6

10

10

26

Защита лабораторных работ

Подготовка к экзамену







36

36

Экзамен

Итого по дисциплине

26

40

78

144




66

ЛЗ – лабораторные занятия


  1. Теоретические занятия (лекции)

№ п/п

Темы занятий

Содержание

Кол-во часов

1

2

3

4

1.

Раздел «Введение. Экологическая экспертиза в системе управления природоохранной деятельностью»

4

1.1

Экологическая экспертиза в системе управления природоохранной деятельностью. История развития ЭЭ и рыбохозяйственной экспертизы в России.

Основные определения и понятия. Исторический обзор системы проектирования в России и за рубежом. Принципы организации государственной экспертизы проектной документации, общие принципы правового регулирования экспертной деятельности.

2

1.2

Структура российского законодательства в области экологической экспертизы. Принципы экологической экспертизы.

Оценка современного состояния законодательных и нормативно-методических документов, регламентирующих проектную деятельность, ее экологическое обоснование и процедуру экологической экспертизы. Структура российского законодательства в области экологической экспертизы. Действующие законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные документы специально уполномоченных государственных и других органов хозяйственной и иной деятельности. Принципы экологической экспертизы: обязательности, научной обоснованности, объективности и законности, независимости и, широкой гласности и участия общественности. Виды и типы экологической экспертизы.


2

2.

Раздел «Объекты государственной экологической и рыбохозяйственной экспертизы»

10

2.1

Объекты государственной экологической и рыбохозяйственной экспертизы федерального уровня.

Разграничение полномочий в области государственной экологической экспертизы. Вопросы ведения Российской Федерации.

2


2.2

Объекты рыбохозяйственной экспертизы уровня субъектов Российской Федерации

Полномочия специально уполномоченного государственного органа в области государственной экологической экспертизы. Объекты государственной экологической и рыбохозяйственной экспертизы федерального уровня и уровня субъектов РФ.

2

2.3

Правовая и нормативно-методическая база ЭЭ и

в России.



Федеральный закон «Об экологической экспертизе». Иерархия правовых документов в области экологической и рыбохозяйственной эксертизы.

2

2.4

Теоретические основы ЭЭ.

Цели и задачи, принципы экологической и рыбохозяйственной экспертизы: обязательности, научной обоснованности, объективности и законности, независимости и, широкой гласности и участия общественности. Виды и типы экологической экспертизы.

2

2.5

Международная деятельность в области рыбохозяйственной экспертизы.

Действующие международные институты по регулированию рыболовства. Международные правовые механизмы в области рыбохозяйственной экспертизы. Процедуры, регламенты.

2

3.

Раздел «Законодательные основы, характеристика функций и структура органов, осуществляющих рыбохозяйственную экспертизу»

6

3.1

Экологическое законодательство РФ в части, касающейся рыбохозяйственной экспертизы

Приоритет норм международного права в практике деятельности российских институтов экологического права. Ведущие принципы и задачи, стоящие перед рыбохозяйственной экспертизой. Система экологического законодательства.

2

3.2

Нормативное обеспечение состояния водных объектов и биоресурсов водоемов

Нормативы ПДК и НДС. Экологические требования к новой технике, технологии, материалам, веществам и другой продукии. Нормативы санитарных, защитных зон на водных объектах. Производственно-ресурсное нормирование. Экологические риски и ущербы.

2

3.3

Законодательные основы, методические подходы и функции органов, осуществляющих рыбохозяйственную экспертизу.

Особенности данного вида экспертной деятельности, принципы организации и специфика процедуры проведения. Методические подходы к оценке состояния водных объектов и биоресурсов. Методология оценки ущербов, наносимых водным биоресурсам от намечаемого строительства и эксплуатации объектов народного хозяйства. Функции органов рыбоохраны и научно-исследовательских институтов рыбного хозяйства в проведении рыбохозяйственной экспертизы.

2

4.

Раздел «Порядок организации и проведения (процедура) рыбохозяйственной экспертизы»

6

4.1

Порядок организации и проведения (процедура) экологической и рыбохозяйственной экспертизы.

Основания и случай проведения ЭЭ. Определение условий проведения ЭЭ. Процедура Государственной экологической экспертизы. Организация проведения государственной экологической экспертизы. Порядок работы экспертной комиссии. Оформление заключения государственной экологической экспертизы. Типовые формы документов.

2

4.2

Практика оценки ущерба водным биоресурсам.

Требования к исходной информации. Типовая программа работ по определению ущерба водным биоресурсам. Программы экологического мониторинга и послепроектного экологического менеджмента.

2

4.3

Экологические последствия хозяйственной и иной деятельности.

Ретроспективный анализ состояния водных экосистем, подверженных хозяйственной деятельности в разных регионах России и сопредельных стран. Степень деградации водных экосистем. Экономическая оценка вреда причиняемого водным биоресурсам. Оценка эффективности компенсационных мероприятий.

2




ИТОГО




26


4.3 Практические занятия - не предусмотрены
4.4 Лабораторные занятия




п/п

Номер

темы

Темы лабораторных занятий

Кол-во

часов

1

2

3

4

1. Раздел «Введение. Экологическая экспертиза в системе управления природоохранной деятельностью»

6

1

1.1

Разработка краткого аналитического обзора по истории организации государственной экспертизы проектной документации.

2

2

1.2

Разработка документа по структуре российского законодательства в области рыбохозяйственной экспертизы

2

3

1.2

Разработка комментариев к правовым документам федерального уровня

2

2. Раздел «Объекты государственной экологической и рыбохозяйственной экспертизы»

16

4

2.1

Составление матрицы факторов воздействия на водные биоресурсы от объектов орошаемого земледелия

2

5

2.1

Составление матрицы факторов воздействия на водные биоресурсы от объектов энергетики

2

6

2.2

Принципы экологической экспертизы. Составление краткой записки.

2

7

2.3

Разработка краткого обоснования иерархии правовых

документов в области рыбохозяйственной экспертизы на федеральном уровне



2

8

2.3

Разработка краткого обоснования иерархии правовых документов в области рыбохозяйственной экспертизы на уровне субъектов РФ

2

9

2.4

Разработка комментария по принципам экологической экспертизы.

2

10

2.5

Составление аналитической записки о действующих международных документах в области рыбохозяйственной экспертизы

2

11

2.5

Разработка комментария к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер

2

3. Раздел «Законодательные основы, характеристика функций и структура органов, осуществляющих рыбохозяйственную экспертизу»

8

12

3.2

Расчет ущерба рыбным запасам, наносимого водозаборным сооружением

2

13

3.3

Разработка иероприятий по компенсации ущерба рыбным ресурсам водоема

2

14

3.3

Эколого-экономическое обоснование компенсационных мероприятий

2

15

3.3

Составление краткого обзора о состоянии запасов водных биоресурсов в бассейнах основных водных объектов России

2

4. Раздел «Порядок организации и проведения (процедура) рыбохозяйственной экспертизы»

10

16

4.1

Разработка программы (плана) проведения рыбохозяйственной экспертизы объекта намечаемой хозяйственной деятельности.

2

17

4.2

Разработка проекта заключений экспертной комиссии согласно регламенту рыбохозяйственной экологической эксертизы.

2

18

4.2

Разработка программы экологического мониторинга для

предприятия-водопользователя



2

19

4.3

Разработка основных положений стратегии развития рыбного хозяйства в отдельных субъектах РФ

2

20

4.3

Разработка основных положений стратегии развития рыбного хозяйства в отдельных субъектах РФ

2

Итого




40



4.5 Самостоятельная работа




п/п

Виды (содержание) СРС

Кол-во часов

Формы контроля (аттестации)

1

Освоение учебного материала


18

Тест

2

Подготовка к лабораторным занятиям, оформление работ


24

Защита лабораторных работ

4

Подготовка к экзамену и его сдача


36

Экзамен

Итого

78






5. Образовательные технологии


Лекционные и лабораторные занятия проводятся по всем разделам дисциплины. Лекции носят проблемный характер, на лабораторных занятиях обсуждаются в интерактивной форме узловые вопросы дисциплины, рассматриваются примеры решения профессиональных задач, осуществляется контроль результатов освоения учебного материала. При проведении занятий используются демонстрационные материалы, учебно-методические пособия по тематике дисциплины.

По каждому разделу дисциплины в течение семестра осуществляется контроль формирования соответствующих знаний, умений и навыков – в виде тестирования (по тематике первого и четвертого разделов), защиты лабораторных работ (по тематике второго и третьего разделов.



6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации освоения дисциплины.


После завершения первого раздела дисциплины проводится тестирование. Тестовые задания ориентированы на проверку знаний студентов о сущности и проблемах биоразнообразия.

По второму и третьему разделам проводится защита лабораторных работ, предусматривающая проверку знаний, умений и навыков количественной оценки биологического разнообразия.

Вопросы на зачете предусматривают итоговую аттестацию по дисциплине в целом.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


а) основная литература

  1. Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза: Практика: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 286 с.

  2. Никитенков Б.Ф., Пастухова Е.В. и др. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза. – М.: Изд-во МГУП, 2001. – 231 с.

б) дополнительная литература

  1. Основы эколого-географической экспертизы. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 240 с.

  2. Экологические функции литосферы./ В.Т. Трофимов, Д.Г. Зилинг, Т.А. Барабошкина и др.; Под ред. В.Т. Трофимова. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 432 с.

8 Материально-техническое обеспечение дисциплины
При освоении дисциплины используется материально-техническая база кафедры ихтиологии и экологии, ихтиопатологии и гидробиологии, в частности гидробиологический и ихтиологический музеи.
Лист согласования рабочей программы дисциплины
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 111400 Водные биоресурсы и аквакультура уровня магистра (утвержден 28.10.2009 № 486), учебным планом университета по этому же направлению, утвержденным ученым советом университета 26.04.2011 г.
Автор программы – С.А. Уманский, к.б.н., доцент кафедры ихтиологии и экологии.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ихтиологии и экологии (рецензент – К.В. Тылик, профессор, протокол № 8 от 31.05.2012 г).


Заведующий кафедрой ихтиологии и экологии, доктор биол. наук, профессор

___________


С.В. Шибаев


__________



(













п/п


Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Наименование литературы

Наличие в учебном абонементе НТБ (кол-во)

Наличие в электронной библиотеке

основная литература

1

Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза: Практика: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 286 с.


15

-

дополнительная литература

2

Горбачев С.А. Методология и практика оценки ущерба водным биоресурсам от хозяйственной деятельности/ С.А. Горбачев.- Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2010.- 383 с.

5

-

3

Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 136 с.


1

-

Директор НТБ


______________




М.В. Вареницина

______________


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета биоресурсов и природопользования, протокол №____ от «___»_______20__ г.





Председатель комиссии

______________

___К.В. Тылик___

______________












Согласовано



Заместитель начальника

учебного управления


______________


_В.Е. Огнев_


______________





















№__________ дата___________