Рабочая программа дисциплины рыбохозяйственная экспертиза профессиональный цикл, - страница №1/1
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Калининградский государственный технический университет»
|
|
Утверждаю
Проректор по учебно-
методической работе
п\п А.Л. Гудков
«02» июня 2012 г
|
.
Рабочая программа дисциплины
РЫБОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Профессиональный цикл, вариативная часть
Направление подготовки
111400 - Водные биоресурсы и аквакультура
(бакалаврская программа «Управление водными биоресурсами»)
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Факультет биоресурсов и природопользования
Кафедра - разработчик - кафедра ихтиологии и экологии
Калининград 2013
1. Цели и задачи дисциплины
Цель изучения дисциплины заключается в освоении основных положений процедуры экологической экспертизы (ЭЭ) и составной части ее - рыбохозяйственной экспертизы в Российской Федерации как одного из видов деятельности в области охраны окружающей среды.
Задачи дисциплины:
- подробное знакомство с нормативно-правовой базой экологической экспертизы РФ;
- изучение основных документов регламентирующих процедуру проведения государственной экологической, рыбохозяйственной экспертизы, механизма получения заключения государственной комиссии экологической экспертизы по планируемым хозяйственным проектам и иным объектам ЭЭ;
-
освоение основных методик проведения оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности;
-
получение практических навыков по оценке воздействия на окружающую среду, в первую очередь на водную среду и гидробионтов;
-
оценке возможных последствий изменения компонентов природной среды от реализации намечаемой хозяйственной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Рыбохозяйственная экспертиза» входит в состав вариативной части профессионального цикла ООП, является профессиональной дисциплиной студентов, обучающихся по бакалаврской программе «Управление водными биоресурсами», и изучается в восьмом семестре. При изучении дисциплины используются знания и навыки полученные при изучении дисциплин математического и естественно-научного цикла («Экология», «Гидробиология», «Гидрология») и профессиональных дисциплин («Ихтиология», «Ихтиопатология», «Рыбохозяйственное законодательство», «Биологические основы рыбоводства», «Рыбохозяйственная гидротехника», «Методы рыбохозяйственных исследований») на уровне бакалавриата. Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины, используются при дальнейшем освоении ООП.
3. Требования к уровню освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины у обучающегося формируются следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции (или их элементы), предусмотренные ФГОС ВПО:
- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК- 1);
- способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);
- способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК- 6);
- способность использовать нормативные документы, регламентирующие рыбохозяйственную деятельность и производства, оказывающие воздействие на экологическое состояние водных объектов (ПК-6).
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
Знать: нормативно-правовые основы рыбохозяйственной экспертизы; систему экологического нормирования и экологическое состояние природно-территориальных комплексов; закономерности влияния важнейших объектов и видов хозяйственной деятельности на окружающую природную среду; знать регламент проведения рыбохозяйственной экспертизы.
Уметь: анализировать результаты оценки экологического состояния компонентов окружающей природной среды; оценивать полноту и содержание проектной документации, представляемой в органы рыбоохраны на согласование.
Владеть: знаниями рыбохозяйственного и природоохранного законодательства, основными методами оценки и прогнозирования состояния компонентов природной среды; методиками разработки природоохранных и компенсационных мероприятий в составе проектов хозяйственной деятельности.
4. Структура и содержание дисциплины
4.1. Структура дисциплины
Дисциплина изучается в восьмом семестре ООП. Общая трудоемкость ее – 4 зачетные единицы, т.е. 144 академических часов, в т.ч. аудиторные занятия (АЗ) – 66 час., самостоятельная работа студента (СРС) – 78 час. Аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена. Более подробные сведения о структуре дисциплины, видах, трудоемкости и формах контроля учебной работы студентов приведены в нижерасположенной таблице.
№
п/п
|
Раздел
дисциплины
|
Недели семестра
|
Трудоемкость учебной работы по ее видам (час.)
|
Формы текущей и итоговой аттестации по дисциплине
|
АЗ
|
СРС
|
Всего
|
Лекции | ЛЗ |
|
1
|
Экологическая экспертиза в системе управления природоохранной деятельностью. История развития ЭЭ и рыбохозяйственной экспертизы в России.
|
1÷2
|
4
|
6
|
6
|
16
|
Защита лабораторных работы
|
2
|
Объекты государственной экологической и рыбохозяйственной экспертизы федерального уровня и уровня субъектов РФ. Правовая и база ЭЭ в России. Теоретические основы ЭЭ.
|
3÷7
|
10
|
16
|
18
|
44
|
Защита лабораторных работ
|
3
|
Законодательные основы, характеристика функций и структура органов, осуществляющих рыбохозяйственную экспертизу.
|
8÷10
|
6
|
8
|
8
|
22
|
Защита лабораторных работ
|
4
|
Порядок организации и проведения (процедура) рыбохозяйственной экспертизы. Права граждан и общественных организаций в области рыбохозяйственной и экологической экспертизы
|
11-13
|
6
|
10
|
10
|
26
|
Защита лабораторных работ
|
Подготовка к экзамену
|
|
|
36
|
36
|
Экзамен
|
Итого по дисциплине
|
26
|
40
|
78
|
144
|
|
66
|
ЛЗ – лабораторные занятия
-
Теоретические занятия (лекции)
№ п/п
|
Темы занятий
|
Содержание
|
Кол-во часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
|
Раздел «Введение. Экологическая экспертиза в системе управления природоохранной деятельностью»
|
4
|
1.1
|
Экологическая экспертиза в системе управления природоохранной деятельностью. История развития ЭЭ и рыбохозяйственной экспертизы в России.
|
Основные определения и понятия. Исторический обзор системы проектирования в России и за рубежом. Принципы организации государственной экспертизы проектной документации, общие принципы правового регулирования экспертной деятельности.
|
2
|
1.2
|
Структура российского законодательства в области экологической экспертизы. Принципы экологической экспертизы.
|
Оценка современного состояния законодательных и нормативно-методических документов, регламентирующих проектную деятельность, ее экологическое обоснование и процедуру экологической экспертизы. Структура российского законодательства в области экологической экспертизы. Действующие законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные документы специально уполномоченных государственных и других органов хозяйственной и иной деятельности. Принципы экологической экспертизы: обязательности, научной обоснованности, объективности и законности, независимости и, широкой гласности и участия общественности. Виды и типы экологической экспертизы.
|
2
|
2.
|
Раздел «Объекты государственной экологической и рыбохозяйственной экспертизы»
|
10
|
2.1
|
Объекты государственной экологической и рыбохозяйственной экспертизы федерального уровня.
|
Разграничение полномочий в области государственной экологической экспертизы. Вопросы ведения Российской Федерации.
|
2
|
2.2
|
Объекты рыбохозяйственной экспертизы уровня субъектов Российской Федерации
|
Полномочия специально уполномоченного государственного органа в области государственной экологической экспертизы. Объекты государственной экологической и рыбохозяйственной экспертизы федерального уровня и уровня субъектов РФ.
|
2
|
2.3
|
Правовая и нормативно-методическая база ЭЭ и
в России.
|
Федеральный закон «Об экологической экспертизе». Иерархия правовых документов в области экологической и рыбохозяйственной эксертизы.
|
2
|
2.4
|
Теоретические основы ЭЭ.
|
Цели и задачи, принципы экологической и рыбохозяйственной экспертизы: обязательности, научной обоснованности, объективности и законности, независимости и, широкой гласности и участия общественности. Виды и типы экологической экспертизы.
|
2
|
2.5
|
Международная деятельность в области рыбохозяйственной экспертизы.
|
Действующие международные институты по регулированию рыболовства. Международные правовые механизмы в области рыбохозяйственной экспертизы. Процедуры, регламенты.
|
2
|
3.
|
Раздел «Законодательные основы, характеристика функций и структура органов, осуществляющих рыбохозяйственную экспертизу»
|
6
|
3.1
|
Экологическое законодательство РФ в части, касающейся рыбохозяйственной экспертизы
|
Приоритет норм международного права в практике деятельности российских институтов экологического права. Ведущие принципы и задачи, стоящие перед рыбохозяйственной экспертизой. Система экологического законодательства.
|
2
|
3.2
|
Нормативное обеспечение состояния водных объектов и биоресурсов водоемов
|
Нормативы ПДК и НДС. Экологические требования к новой технике, технологии, материалам, веществам и другой продукии. Нормативы санитарных, защитных зон на водных объектах. Производственно-ресурсное нормирование. Экологические риски и ущербы.
|
2
|
3.3
|
Законодательные основы, методические подходы и функции органов, осуществляющих рыбохозяйственную экспертизу.
|
Особенности данного вида экспертной деятельности, принципы организации и специфика процедуры проведения. Методические подходы к оценке состояния водных объектов и биоресурсов. Методология оценки ущербов, наносимых водным биоресурсам от намечаемого строительства и эксплуатации объектов народного хозяйства. Функции органов рыбоохраны и научно-исследовательских институтов рыбного хозяйства в проведении рыбохозяйственной экспертизы.
|
2
|
4.
|
Раздел «Порядок организации и проведения (процедура) рыбохозяйственной экспертизы»
|
6
|
4.1
|
Порядок организации и проведения (процедура) экологической и рыбохозяйственной экспертизы.
|
Основания и случай проведения ЭЭ. Определение условий проведения ЭЭ. Процедура Государственной экологической экспертизы. Организация проведения государственной экологической экспертизы. Порядок работы экспертной комиссии. Оформление заключения государственной экологической экспертизы. Типовые формы документов.
|
2
|
4.2
|
Практика оценки ущерба водным биоресурсам.
|
Требования к исходной информации. Типовая программа работ по определению ущерба водным биоресурсам. Программы экологического мониторинга и послепроектного экологического менеджмента.
|
2
|
4.3
|
Экологические последствия хозяйственной и иной деятельности.
|
Ретроспективный анализ состояния водных экосистем, подверженных хозяйственной деятельности в разных регионах России и сопредельных стран. Степень деградации водных экосистем. Экономическая оценка вреда причиняемого водным биоресурсам. Оценка эффективности компенсационных мероприятий.
|
2
|
|
ИТОГО
|
|
26
|
4.3 Практические занятия - не предусмотрены
4.4 Лабораторные занятия
№
п/п
|
Номер
темы
|
Темы лабораторных занятий
|
Кол-во
часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1. Раздел «Введение. Экологическая экспертиза в системе управления природоохранной деятельностью»
|
6
|
1
|
1.1
|
Разработка краткого аналитического обзора по истории организации государственной экспертизы проектной документации.
|
2
|
2
|
1.2
|
Разработка документа по структуре российского законодательства в области рыбохозяйственной экспертизы
|
2
|
3
|
1.2
|
Разработка комментариев к правовым документам федерального уровня
|
2
|
2. Раздел «Объекты государственной экологической и рыбохозяйственной экспертизы»
|
16
|
4
|
2.1
|
Составление матрицы факторов воздействия на водные биоресурсы от объектов орошаемого земледелия
|
2
|
5
|
2.1
|
Составление матрицы факторов воздействия на водные биоресурсы от объектов энергетики
|
2
|
6
|
2.2
|
Принципы экологической экспертизы. Составление краткой записки.
|
2
|
7
|
2.3
|
Разработка краткого обоснования иерархии правовых
документов в области рыбохозяйственной экспертизы на федеральном уровне
|
2
|
8
|
2.3
|
Разработка краткого обоснования иерархии правовых документов в области рыбохозяйственной экспертизы на уровне субъектов РФ
|
2
|
9
|
2.4
|
Разработка комментария по принципам экологической экспертизы.
|
2
|
10
|
2.5
|
Составление аналитической записки о действующих международных документах в области рыбохозяйственной экспертизы
|
2
|
11
|
2.5
|
Разработка комментария к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер
|
2
|
3. Раздел «Законодательные основы, характеристика функций и структура органов, осуществляющих рыбохозяйственную экспертизу»
|
8
|
12
|
3.2
|
Расчет ущерба рыбным запасам, наносимого водозаборным сооружением
|
2
|
13
|
3.3
|
Разработка иероприятий по компенсации ущерба рыбным ресурсам водоема
|
2
|
14
|
3.3
|
Эколого-экономическое обоснование компенсационных мероприятий
|
2
|
15
|
3.3
|
Составление краткого обзора о состоянии запасов водных биоресурсов в бассейнах основных водных объектов России
|
2
|
4. Раздел «Порядок организации и проведения (процедура) рыбохозяйственной экспертизы»
|
10
|
16
|
4.1
|
Разработка программы (плана) проведения рыбохозяйственной экспертизы объекта намечаемой хозяйственной деятельности.
|
2
|
17
|
4.2
|
Разработка проекта заключений экспертной комиссии согласно регламенту рыбохозяйственной экологической эксертизы.
|
2
|
18
|
4.2
|
Разработка программы экологического мониторинга для
предприятия-водопользователя
|
2
|
19
|
4.3
|
Разработка основных положений стратегии развития рыбного хозяйства в отдельных субъектах РФ
|
2
|
20
|
4.3
|
Разработка основных положений стратегии развития рыбного хозяйства в отдельных субъектах РФ
|
2
|
Итого
|
|
40
|
4.5 Самостоятельная работа
№
п/п
|
Виды (содержание) СРС
|
Кол-во часов
|
Формы контроля (аттестации)
|
1
|
Освоение учебного материала
|
18
|
Тест
|
2
|
Подготовка к лабораторным занятиям, оформление работ
|
24
|
Защита лабораторных работ
|
4
|
Подготовка к экзамену и его сдача
|
36
|
Экзамен
|
Итого
|
78
|
|
5. Образовательные технологии
Лекционные и лабораторные занятия проводятся по всем разделам дисциплины. Лекции носят проблемный характер, на лабораторных занятиях обсуждаются в интерактивной форме узловые вопросы дисциплины, рассматриваются примеры решения профессиональных задач, осуществляется контроль результатов освоения учебного материала. При проведении занятий используются демонстрационные материалы, учебно-методические пособия по тематике дисциплины.
По каждому разделу дисциплины в течение семестра осуществляется контроль формирования соответствующих знаний, умений и навыков – в виде тестирования (по тематике первого и четвертого разделов), защиты лабораторных работ (по тематике второго и третьего разделов.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации освоения дисциплины.
После завершения первого раздела дисциплины проводится тестирование. Тестовые задания ориентированы на проверку знаний студентов о сущности и проблемах биоразнообразия.
По второму и третьему разделам проводится защита лабораторных работ, предусматривающая проверку знаний, умений и навыков количественной оценки биологического разнообразия.
Вопросы на зачете предусматривают итоговую аттестацию по дисциплине в целом.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература
-
Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза: Практика: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 286 с.
-
Никитенков Б.Ф., Пастухова Е.В. и др. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза. – М.: Изд-во МГУП, 2001. – 231 с.
б) дополнительная литература
-
Основы эколого-географической экспертизы. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 240 с.
-
Экологические функции литосферы./ В.Т. Трофимов, Д.Г. Зилинг, Т.А. Барабошкина и др.; Под ред. В.Т. Трофимова. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 432 с.
8 Материально-техническое обеспечение дисциплины
При освоении дисциплины используется материально-техническая база кафедры ихтиологии и экологии, ихтиопатологии и гидробиологии, в частности гидробиологический и ихтиологический музеи.
Лист согласования рабочей программы дисциплины
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 111400 Водные биоресурсы и аквакультура уровня магистра (утвержден 28.10.2009 № 486), учебным планом университета по этому же направлению, утвержденным ученым советом университета 26.04.2011 г.
Автор программы – С.А. Уманский, к.б.н., доцент кафедры ихтиологии и экологии.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ихтиологии и экологии (рецензент – К.В. Тылик, профессор, протокол № 8 от 31.05.2012 г).
Заведующий кафедрой ихтиологии и экологии, доктор биол. наук, профессор
|
___________
|
С.В. Шибаев
|
__________
|
(
|
|
|
|
№
п/п
|
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
|
Наименование литературы
|
Наличие в учебном абонементе НТБ (кол-во)
|
Наличие в электронной библиотеке
|
основная литература
|
1
|
Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза: Практика: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 286 с.
|
15
|
-
|
дополнительная литература
|
2
|
Горбачев С.А. Методология и практика оценки ущерба водным биоресурсам от хозяйственной деятельности/ С.А. Горбачев.- Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2010.- 383 с.
|
5
|
-
|
3
|
Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика правового регулирования. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 136 с.
|
1
|
-
|
Директор НТБ
|
______________
|
М.В. Вареницина
|
______________
|
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета биоресурсов и природопользования, протокол №____ от «___»_______20__ г.
Председатель комиссии
|
______________
|
___К.В. Тылик___
|
______________
|
|
|
|
|
Согласовано
Заместитель начальника
учебного управления
|
______________
|
_В.Е. Огнев_
|
______________
|
|
|
|
|
|
№__________ дата___________
|