Рабочая программа дисциплины «патопсихология» Специальность: 020201. 65 Биология Естественнонаучный факультет - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины «цитология» Специальность: 020201. 1 316.21kb.
Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» Специальность... 1 256.29kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «введение в биотехнологию» Направление... 1 371.81kb.
Рабочая программа учебной дисциплины биология направление подготовки... 2 608.23kb.
Рабочая программа дисциплины гидрология естественнонаучный цикл,... 1 269.18kb.
Рабочая программа дисциплины «Страховое право» Специальность: 030503... 2 412.79kb.
Рабочая программа учебной дисциплины вспомогательные исторические... 1 279.75kb.
Рабочая программа дисциплины Биология Для слушателей подготовительного... 1 154.3kb.
Рабочая программа учебной дисциплинЫ «Введение в специальность» Направление... 1 134.03kb.
Рабочая программа дисциплины «русский язык и культура речи» Специальность... 1 397.39kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Управление дошкольным учреждением»... 1 291.32kb.
Контрольная работа по дисциплине «Психология и педагогика в деятельности... 2 526kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа дисциплины «патопсихология» Специальность: 020201. 65 Биология - страница №1/1



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Бузулукский гуманитарно-технологический институт

(филиал) государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»



Кафедра биологии


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета Ю.А.Мясников____________

«__»_____________2009


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ «ПАТОПСИХОЛОГИЯ»


Специальность: 020201.65 Биология

Естественнонаучный факультет

Форма обучения: очная


Бузулук 2009 г.

Рецензент: ___________ Груничева С.В.
Рабочая программа дисциплины «Патопсихология» /Составитель: Криволапова Е.В. – Бузулук: БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2009- 18 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору общего гуманитарного и социально-экономического цикла студентам очной формы обучения специальности 020201.65 - Биология в 5 семестре

Рабочая программа составлена с учетом ГОС ВПО и выписки из решения заседания кафедры биологии. Протокол № 1 от 31.08.09.


Составитель ____________ Криволапова Е.В.


30.08.2009

©Криволапова Е.В., 2009

©БГТИ (филиал) ГОУ ОГУ, 2009

Содержание


1

Цели и задачи дисциплины

4

2

Место дисциплины в учебном процессе

4

3

Организационно-методические данные дисциплины

5

4

Содержание дисциплины




4.1

Выписка из протокола из заседания кафедры № от 31.08.2009

5

4.2

Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий

5

5

Тематический план изучения дисциплины

8

5.1

Лабораторные работы

8

5.2

Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение

9

6

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9

6.1

Рекомендуемая литература

9

6.2

Средства обеспечения усвоения дисциплины

11

7

8
9


Материально-техническое обеспечение

Методические рекомендации студентам по организации изучения дисциплины

Методические рекомендации преподавателям по методике проведения основных видов учебных занятий


16

16
17






  1. Лист согласования рабочей программы

18



















1 Цели и задачи дисциплины
Патопсихология - это прикладная отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности вследствие психических или соматических заболеваний. Ее данные имеют большое теоретическое и практическое значение для различных отраслей психологии и психопатологии.

Курс открывается обзором исторических предпосылок патопсихологии.

Внимание студентов обращается на смешение понятий и некорректное использование терминов патопсихологии. Указываются различия понятий «психопатология» и «патопсихология». При всей схожести произношения этих понятий они принадлежат различным наукам.

Психопатология как отрасль медицины направлена на изучение общих особенностей психических заболеваний, исследование их симптомов и синдромов, выявление патогенетических механизмов психических нарушений.

Патопсихология, являясь психологической дисциплиной, исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Таким образом, при всей близости объектов исследования психопатология и патопсихология отличаются своими предметами.

Данный курс знакомит с основными положениями патопсихологии, в результате изучения которой студент будет знать:

- критерии особенностей патопсихологического анализа,

- принципы патопсихологического эксперимента, позволяющего вскрыть причины психологических нарушений познавательной деятельности личности и поведения людей с различными заболеваниями.

Студенты будут иметь представление о логике патологического процесса, формирующего особые патопсихологические синдромы; о «внутренней картине болезни» как проблеме отношений личности и мотивационно-потребностной сферы; об основных экспериментальных методиках исследования сенсомоторной сферы, внимания, эмоций, памяти, мышления..

Будет уметь организовывать и проводить патопсихологические исследования, составлять заключения. В заключении обращается внимание на значение патопсихологических исследований для методологии и теории психологии.



2 Место дисциплины в учебном процессе
Патопсихология базируются на педагогических и естественнонаучных дисциплинах:

- психология и педагогика;

- физиология человека и животных,

- анатомии.

Вместе с тем знания, умения и навыки, приобретенные при изучении данной дисциплины, используются при изучении курсов «Педагогические технологии», «Психолого-педагогические основы диагностики и контроля».

3 Организационно-методические данные дисциплины


Вид работы

Трудоемкость в часах

Сокращенный срок обучения

Полный срок

обучения


1

2

3




3 семестр

5 семестр

Общая трудоемкость

100

100

Аудиторная работа

34

34

Лекции (Л)

Практические занятия (ПЗ)

Лабораторные работы(Лб)


17

17

-

17

17

-

Самостоятельная работа

40

66

Самоподготовка

(самостоятельное изучение разделов, подготовка к лаб. работам, практическим занятиям, коллоквиуму, рубежному контролю), выполнение расчетно-графических заданий









Переаттестация

26

-

Вид итогового контроля

Зачет

зачет


4 Содержание дисциплины
4.1 Выписка из решения заседания кафедры Биологии протокол № 1 от 31.08.09

Содержание учебного курса «Патопсихология» определяется решением кафедры специальности «020201.65-Биология». В предлагаемой программе отражены требования стандарта и авторские коррективы.


«Организация психологических лабораторий. Исторически сложившееся недифференцированое употребление терминов «патопсихология» и «психопатология». Основная форма деятельности патопсихолога. Нозологическая диагностика. Нестандартизованные методики как эксперимент в патопсихологии. Содержание и объем работы патопсихолога. Задачи обследования. Принципы построения патопсихологического обследования детей. Психологобиографический анализ. Условия успешности патопсихологического эксперимента. Беседа - предварительная оценка психического состояния испытумого. Обоснованность выбора методик для эксперимента. Ход патопсихологического эксперимента. Этапы подготовки патопсихологического заключения. Деонтологические принципы взаимоотношений психолог – пациент. Возможность и необходимость обсуждения результатов с испытуемым. Взаимоотношения психолога и врача. Психиатрическая экспертиза. Особенности воинской, судебной и трудовой экспертизы»
4.2 Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий для студентов полного срока обучения


раздела


Наименование

раздела


Количество часов

Внеа

удит


Всего

Л

ЛР

1

2

3

4

5

6

1

Методологические основы, предмет и задачи патопсихологии

6

1

1

4




Развитие отечественной патопсихологии. Организация психологических лабораторий при крупных психиатрических клиниках. Исторически сложившееся недифференцированое употребление терминов «патопсихология» и «психопатология». Роль В.М. Бехтерева в конкретизации предмета и задач патопсихологии на заре ее становления. Роль А.Ф. Лазурского в определении направления отечественной экспериментальной психологии Значение экспериментально-психологических исследований для решения задач психиатрии. С.С.Корсаков, А.А.Токарский организаторы и участники Московского психологического общества. Первое знакомство клиницистов с методами психологического исследования. «Атлас для экспериментально-психологического исследования личности» Ф.Г. Рыбалко. Идеи Л.С.Выготского о иных принципах организации мозга человека в отличие от животного. Феномен Б.Ф.Зейгарник.













2

«Внутренняя картина болезни» в патопсихологии

12

2

2

8




Установка больного по отношению к собственной болезни по К.Ясперсу. Введение понятия ВКБ в 1938г. Р.А.Лурией. ВКБ как отражение больным своего заболевания. Уровни отражения ВКБ. Зависимость типа ВКБ от мотивационной сферы человека. Различные факторы влияющие на тип реакции на болезнь. Попытки систематизации типов ВКБ. Зависимость социальной адаптации больного от ВКБ. Реабилитационный потенциал больного.













3

Организация патопсихологического обследования

12

2

2

8




Основная форма деятельности патопсихолога. Нозологическая диагностика. Нестандартизованные методики как эксперимент в патопсихологии. Содержание и объем работы патопсихолога. Задачи обследования. Принципы построения патопсихологического обследования детей. Психологобиографический анализ. Условия успешности патопсихологического эксперимента. Беседа - предварительная оценка психического состояния испытумого. Обоснованность выбора методик для эксперимента. Ход патопсихологического эксперимента. Этапы подготовки патопсихологического заключения. Деонтологические принципы взаимоотношений психолог – пациент. Возможность и необходимость обсуждения результатов с испытуемым. Взаимоотношения психолога и врача. Психиатрическая экспертиза. Особенности воинской, судебной и трудовой экспертизы.













4

Нарушения восприятия

12

2

2

8




Восприятие как психический процесс. Акт восприятия по И.М. Сеченову. Восприятие – основа ориентировки человека в окружающей среде. Зрительные, тактильные и слуховые агнозии. Нарушения узнавания при деменции, их отличие от истинных агнозий. Иллюзорное восприятие. Истинные и ложные галлюцинации. Нарушение мотивационного компонента восприятия. Методика «Слуховые восприятия».













5

Нарушения памяти

12

2

2

8




Нарушение непосредственной памяти. Виды амнезий. Корсаковский синдром. Нарушение динамики мнестической деятельности как проявление прерывистости всех психических процессов, индикатор неустойчивости и истощаемости умственной работоспособности. Нарушение опосредованной памяти. Различные разрушения мнестических процессов. Нарушение мотивационного компонента памяти. Нарушение личностного отношения к окружающему миру. Методика заучивания десяти слов. Методика «Воспроизведение рассказов». Методика опосредованного запоминания по Леонтьеву.













6

Нарушения мышления

12

2

2

8




Нарушения операционной стороны мышления: снижение уровня обобщения; искажение обобщения. Нарушение динамики мыслительной деятельности: лабильность мышления; инертность мышления. Нарушение мотивационного компонента мышления: разноплановость мышления; резонерство. Нарушение критичности мышления. Пиктограмма. Методика «Классификация предметов». Методика «Исключение предметов». Методика Выготского-Сахарова. Методика «Простые анологии» Методика «Сложные анологии».













7

Нарушение внимания

12

2

2

8




Внимание как психический процесс. Механизмы переключения и отвлечения внимания. Снижение устойчивости внимания. Уменьшение объема внимания. Нарушение переключаемости внимания. Корректурная проба. Методика «Отыскивание чисел». Счет по Крепелину. Методика отсчитывания.













8

Нарушение сознания

12

2

2

8




Философско-гносеологические концепции сознания. Критерии помраченного сознания по К.Ясперсу. Формы нарушения сознания. Оглушенное состояние сознания. Делирий как вид помрачения сознаия. Онейроидное состояние сознания. Сумеречное состояние сознания. Псевдодеменция. Деперсонолизация.













9

Нарушения личности

12

2

2

8




Структура и иерархия мотивов. А.Н.Леонтьев о тесной связи мотивов и потребностей. Метод психологического анализа историй болезни в их сопоставлении с данными экспериментально-психологическиих исследований как методический прием. Формирование патологических потребностей и мотивов. Изменение самосознания как результат нарушения рефлексии. Патология мотивов в аспекте их смыслообразующей и побудительной функций. Саморегуляция и опосредование как индикатор уровня развития личности. Аспонтанность и некритичность поведения. Формирование характерологических особенностей личности.
















Итого

100

17

17

66


4.2 Разделы дисциплины, их содержание и виды занятий для студентов сокращенного срока обучения


раздела


Наименование

раздела


Количество часов

Внеа

удит


Всего

Л

ЛР

1

2

3

4

5

6

1

Методологические основы, предмет и задачи патопсихологии

6

1

1

4




Развитие отечественной патопсихологии. Организация психологических лабораторий при крупных психиатрических клиниках. Исторически сложившееся недифференцированое употребление терминов «патопсихология» и «психопатология». Роль В.М. Бехтерева в конкретизации предмета и задач патопсихологии на заре ее становления. Роль А.Ф. Лазурского в определении направления отечественной экспериментальной психологии Значение экспериментально-психологических исследований для решения задач психиатрии. С.С.Корсаков, А.А.Токарский организаторы и участники Московского психологического общества. Первое знакомство клиницистов с методами психологического исследования. «Атлас для экспериментально-психологического исследования личности» Ф.Г. Рыбалко. Идеи Л.С.Выготского о иных принципах организации мозга человека в отличие от животного. Феномен Б.Ф.Зейгарник.













2

«Внутренняя картина болезни» в патопсихологии

8

2

2

6




Установка больного по отношению к собственной болезни по К.Ясперсу. Введение понятия ВКБ в 1938г. Р.А.Лурией. ВКБ как отражение больным своего заболевания. Уровни отражения ВКБ. Зависимость типа ВКБ от мотивационной сферы человека. Различные факторы влияющие на тип реакции на болезнь. Попытки систематизации типов ВКБ. Зависимость социальной адаптации больного от ВКБ. Реабилитационный потенциал больного.













3

Организация патопсихологического обследования

8

2

2

6




Основная форма деятельности патопсихолога. Нозологическая диагностика. Нестандартизованные методики как эксперимент в патопсихологии. Содержание и объем работы патопсихолога. Задачи обследования. Принципы построения патопсихологического обследования детей. Психологобиографический анализ. Условия успешности патопсихологического эксперимента. Беседа - предварительная оценка психического состояния испытумого. Обоснованность выбора методик для эксперимента. Ход патопсихологического эксперимента. Этапы подготовки патопсихологического заключения. Деонтологические принципы взаимоотношений психолог – пациент. Возможность и необходимость обсуждения результатов с испытуемым. Взаимоотношения психолога и врача. Психиатрическая экспертиза. Особенности воинской, судебной и трудовой экспертизы.













4

Нарушения восприятия

8

2

2

4




Восприятие как психический процесс. Акт восприятия по И.М. Сеченову. Восприятие – основа ориентировки человека в окружающей среде. Зрительные, тактильные и слуховые агнозии. Нарушения узнавания при деменции, их отличие от истинных агнозий. Иллюзорное восприятие. Истинные и ложные галлюцинации. Нарушение мотивационного компонента восприятия. Методика «Слуховые восприятия».













5

Нарушения памяти

8

2

2

4




Нарушение непосредственной памяти. Виды амнезий. Корсаковский синдром. Нарушение динамики мнестической деятельности как проявление прерывистости всех психических процессов, индикатор неустойчивости и истощаемости умственной работоспособности. Нарушение опосредованной памяти. Различные разрушения мнестических процессов. Нарушение мотивационного компонента памяти. Нарушение личностного отношения к окружающему миру. Методика заучивания десяти слов. Методика «Воспроизведение рассказов». Методика опосредованного запоминания по Леонтьеву.













6

Нарушения мышления

8

2

2

4




Нарушения операционной стороны мышления: снижение уровня обобщения; искажение обобщения. Нарушение динамики мыслительной деятельности: лабильность мышления; инертность мышления. Нарушение мотивационного компонента мышления: разноплановость мышления; резонерство. Нарушение критичности мышления. Пиктограмма. Методика «Классификация предметов». Методика «Исключение предметов». Методика Выготского-Сахарова. Методика «Простые анологии» Методика «Сложные анологии».













7

Нарушение внимания

8

2

2

4




Внимание как психический процесс. Механизмы переключения и отвлечения внимания. Снижение устойчивости внимания. Уменьшение объема внимания. Нарушение переключаемости внимания. Корректурная проба. Методика «Отыскивание чисел». Счет по Крепелину. Методика отсчитывания.













8

Нарушение сознания

8

2

2

4




Философско-гносеологические концепции сознания. Критерии помраченного сознания по К.Ясперсу. Формы нарушения сознания. Оглушенное состояние сознания. Делирий как вид помрачения сознаия. Онейроидное состояние сознания. Сумеречное состояние сознания. Псевдодеменция. Деперсонолизация.













9

Нарушения личности

8

2

2

4




Структура и иерархия мотивов. А.Н.Леонтьев о тесной связи мотивов и потребностей. Метод психологического анализа историй болезни в их сопоставлении с данными экспериментально-психологическиих исследований как методический прием. Формирование патологических потребностей и мотивов. Изменение самосознания как результат нарушения рефлексии. Патология мотивов в аспекте их смыслообразующей и побудительной функций. Саморегуляция и опосредование как индикатор уровня развития личности. Аспонтанность и некритичность поведения. Формирование характерологических особенностей личности.
















Переаттестация

26













Итого

100

17

17

40


5 Тематический план изучения дисциплины
5.1 Практические работы для студентов в 5 семестре


л/р


№ раз-

дела


Наименование лабораторных работ

К-во часов

1

2

3

4

1


1

Методологические основы, предмет и задачи патопсихологии

2

2

2

«Внутренняя картина болезни» в патопсихологии

2

3

3

Организация патопсихологического обследования

2

4

5

Нарушения восприятия

2

5

5

Нарушения памяти

2

6

5

Нарушения мышления

2

7

5

Нарушение внимания

2

8

5

Нарушение сознания

1

9

6

Нарушения личности

2

Итого

17


5.2 Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение


№ раздела

Вопросы


5

Нарушение мотивационного компонента восприятия.

1

Роль В.М. Бехтерева в становлении патопсихологии


6 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1 Рекомендуемая литература:
6.1.1 Основная


  1. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (практическое руководство). – СПб., 2008.

  2. Ясперс К. Общая психопатология. – М., 2007.


6.1.2. Дополнительная литература
1. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976.

2. Иванов А.В. Сознание и мышление. М.1994.

3. Коган В.М. Принципы и методы психологического обследования в практике врачебно-трудовой экспертизы. – М., 1967.

4. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и патогенные заболевания. – М., 1944.

5. О работе патопсихолога в психиатрической больнице: Методическое письмо МЗ РСФСР. – М., 1975.

6. Рождественская Е.А. Организация патопсихологического обследования в психиатрической клинике: Методические рекомендации. – Томск , 1987.

7. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.1972.

8. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 2003.

9. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учеб. пособие для студ. вузов. – М., 2003.

10. Патопсихология. Под ред. А.С. Спиваковской. – М., 2000.

11. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага, 2003.

12. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2004.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

  1. Методические указания к практическим занятиям.

  1. Методические указания к проведению лабораторных рабат по курсу «Человек» Т.В. Арсенева - Бузулук; БГТИ, 2004.




  1. Контрольные вопросы для самоподготовки.

Вопросы для подготовки к экзамену


  1. Вклад Б.В. Зейгарник в развитие отечественной патопсихологии.

  2. Роль В.М. Бехтерева в становлении патопсихологии.

  3. Роль А.Ф. Лазурского в определении направления патопсихологии в России.

  4. Предмет и задачи патопсихологии.

  5. Принципы построения патопсихологического эксперимента.

  6. Внутренняя картина болезни.

  7. Зависимость социальной адаптации больного от реакций на болезнь.

  8. Практические задачи патопсихологического исследования.

  9. Этапы подготовки патопсихологического заключения.

  10. Участие патопсихолога в психиатрической экспертизе.

  11. Агнозии.

  12. Псевдоагнозии.

  13. Нарушение мотивационного компонента восприятия.

  14. Нарушение непосредственной памяти.

  15. Нарушение динамики мнестической деятельности.

  16. Нарушения мотивационного компонента памяти.

  17. Нарушение операциональной стороны мышления

  18. Нарушение личностного компонентамышления

  19. Нарушение динамики мыслительной деятельности.

  20. Нарушение процесса саморегуляции позновательной деятельности.

  21. Патопсихология мотивов деятельности

  22. Саморегуляция и опосредование

  23. Аспонтанность и некритичность поведения.

  24. Патопсихология личностных компонентов восприятия.

  25. Патопсихология личностных компонентов памяти.

  26. Патопсихология личностных компонентов мышления.

  27. Обманы чувств.

  28. Критерии помраченного сознания по К.Ясперсу.

  29. Формы нарушения сознания

  30. Нарушение внимания.


Контрольные вопросы к разделу 1

  1. В чем состоят предмет и задачи патопсихологии. Как патопсихология соотносится с другими дисциплинами, изучающими психику человека?

  2. Какие теоретические проблемы призвана разрешать патопсихология?

  3. Каковы особенности развития отечественной патопсихологии?

  4. Какой вклад в развитие патопсихологии внес В.М.Бехтерев?

  5. Роль А.Ф. Лазурского в определении направления отечественной экспериментальной психологии?

  6. В чем заключается феномен Зейгарник?


Контрольные вопросы к разделу 2

  1. Какие понятные поведенческие реакции в ответ на внезапное начало острого психоза выделял К.Ясперс?

  2. Опишите отношение к болезни в хронических состояниях по К.Ясперсу?

  3. В чем заключается структурная сложность внутренней картины болезни?

  4. Какими факторами может быть обусловлена ВКБ?

  5. Сравните классификации реакций на болезнь Р.Конечного, М.Боухала и Р.Баркера.


Контрольные вопросы к разделу 3

  1. Какие практические задачи стоят перед патопсихологическим исследованием?

  2. Какие методики направлены на выявление определенных видов нарушений психических процессов? Как они подбираются?

  3. Каковы цели психолого-биографического анализа?

  4. В чем заключается принцип синдромного анализа?

  5. Какие этапы при подготовке заключения Вы можете выделить?

  6. Выделите особенности патопсихологического исследования детей.

  7. Какое участие принимает патопсихолог в психиатрической экспертизе?




  1. Контрольные вопросы к разделу 4

  2. Что такое агнозия? Перечислите виды агнозий.

  3. Сравните псевдоагнозии и агнозии.

  4. Дайте характеристику иллюзии. В чем ее принципиальное отличие от галлюцинации?

  5. В чем различие истинных и ложных галлюцинаций?



  1. Контрольные вопросы к разделу 5

  2. Опишите Корсаковский синдром.

  3. Какие виды амнезии Вы знаете?

  4. Что включает в себя понятие работоспособность?

  5. В чем заключается нарушение опосредованной памяти?

  6. Что такое феномен воспроизведения незавершенных действий?


Контрольные вопросы к разделу 6

  1. Дайте характеристику вариантов нарушения операционной стороны мышления.

  2. Какую патологию процессуальной стороны мышления Вы знаете?

  3. В чем заключается разноплановость мышления?

  4. Что такое резонерство?

  5. Каково основное содержание нарушения критичности мышления?




  1. Контрольные вопросы к разделу 7

  2. Что обеспечивает устойчивость внимания? В чем заключается снижение устойчивости внимания?

  3. Охарактеризуйте объем внимания, к чему приводит уменьшение объема внимания?

  4. Каковы основные черты нарушения переключаемости внимания у различных категорий больных?

  5. Что выявляет корректурная проба?




  1. Контрольные вопросы к разделу 8

  2. Что понимается под «полем» сознания по А.В.Иванову?

  3. Как характеризует самосознание А.Г.Спиркин?

  4. Какие метафорические признаки «ясности» и «помрачения» сознания ввел К.Ясперс?

  5. Что такое оглушение?

  6. Сравните делириозное помрачение и сновидное состояние сознания?

  7. Что такое сумеречное состояние сознания? Какие разновидности этого синдрома Вы знаете?




  1. Контрольные вопросы к разделу 9

  2. Приведите пример адекватной модели анализа иерархии мотивов?

  3. К чему может привести нарушение рефлексии?

  4. Приведите пример «знаемого» мотива, не побуждающего к действию.

  5. Что придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности?

  6. Каким образом человек получает возможность вырабатывать новые мотивы?

  7. Сравните понятия регуляции и опосредованности.

  8. Что заставляет человека предусматривать детали трудовой деятельности?

Литература:
Контрольные вопросы к разделу 10

  1. Проведите сравнение понятий «первичный дефект» и «вторичный дефект».

  2. Какие основные сенситивные периоды развития различных функций Вы знаете? С какой целью учитываются эти периоды в коррекционной работе?

  3. Какие техники используются в работе с детьми дошкольного возраста?

  4. Для детей с какими нарушениями развития возможно применение психотренинга?

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

    1. Учебно- лабораторное оборудование

Для проведения практических занятий предназначена специализированная лаборатория биологических исследований. Имеются приборы для снятия антропометрических характеристик (рост, вес, объем грудной клетки и др.), таблицы, справочные материалы. Определения уровня здоровья проводится по таким показателям, как пульс, частота сердечных сокращений, глубина и частота дыхания (спирометр, секундомер), сила кисти (динамометр), расчет по формулам соответствия роста, веса норме. Практические занятия могут быть проведены в компьютерном кабинете с использованием интерактивного курса «Открытая биология», для этого имеется программное обеспечение в виде компьютерных дисков.
8 Методические рекомендации студентам по организации изучения дисциплины
Успешное усвоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы.
Общие рекомендации

Изучение дисциплины следует начать с проработки настоящей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.


Работа с конспектом лекций
Просмотрите конспект сразу после занятий. Отметьте материал конспекта лекций, который вызывает затруднения для понимания. Попытайтесь найти ответы самостоятельно, используя предлагаемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь за помощью к преподавателю.

Каждую неделю отводите время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания и умения используя контрольные вопросы


Практические занятия
На практических занятиях рассматриваются основные теоретические вопросы курса, где закрепляется, углубляется и обобщается теоретический материал.
9 Методические рекомендации преподавателям по методике проведения основных видов учебных занятий
Лекции. Методика чтения лекций

Лекция является одним из основных методов обучения студентов по дисциплине, которые должны решать следующие задачи:



  • изложить важнейший материал программы курса;

  • познакомить с историей развития науки, раскрыть ее связь с другими науками

  • развить у студентов потребность к самостоятельной работе над учебной и научной литературой.

Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее основных положений (пункты плана).

Рекомендуется на первой лекции довести до внимания студентов структуру курса, его разделы, а в дальнейшем указывать начало каждого раздела, суть и его задачи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.


Методика проведения практических занятий
Целью практических занятий является:

  • закрепление методов приложения теории к решению практических задач

  • проверка уровня понимания студентами вопросов, рассмотренных на лекциях и по учебной литературе степени и качества усвоения материала студентами

  • развитие навыков освоения расчетных методик и работ со справочной и дополнительной литературой

  • восполнение пробелов в пройденной и теоретической части курса и оказание помощи в его усвоении.

Следует ориентировать студентов на более самостоятельное освоение особенностей практических навыков по курсу.

В начале очередного занятия необходимо сформулировать цель, поставить задачу, указать возможные варианты решений, предостеречь от наиболее встречаемых ошибок.

Затем каждый студент выполняет свое задание. Параллельно преподаватель контролирует усвояемость предыдущих тем путем беседы с каждым студентом, проверяя уровень и качество усвоения.

ЛИСТ

согласования рабочей программы
Специальность 020201.65 - Биология
Дисциплина «Патопсихология»
Форма обучения: очная

Учебный год 2009/2010

Рекомендована заседанием кафедры биологии

Протокол № 1 от «31»августа 2009 г.

«___» __________2009
Составитель ____________ Е.В. Криволапова

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой биологии ____________ Малахова М.С.
Председатель методической комиссии по специальности

020201.65 – Биология ___________М.С. Малахова «___»________2009


Заведующий отделом комплектования научной библиотеки

______________________________________________________



Личная подпись расшифровка подписи дата

Методист НМО__________________________________________



Личная подпись расшифровка подписи дата