страница 1страница 2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Рабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины) Степень - страница №1/2
![]() Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Мурманский филиал г. Мурманск
Направление __030900 Юриспруденция_____ Кафедра _общественных дисциплин___________________________________________ Рабочая программа дисциплины ПАРЛАМЕНТСКОЕ ПРАВО (наименование дисциплины) Степень выпускника - бакалавр Форма обучения - заочная
2013 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Парламентское право» подготовлена _Фофановой А.Ю., к.э.н., доцентом кафедры экономики. Рабочая программа учебной дисциплины «Парламентское право» утверждена на межкафедральном заседании (Протокол № 1 от «20» сентября 2013 г.) 1. Цели освоения дисциплины Целями учебной дисциплины «Парламентское право» является формирование четкого, системного и целостного представления о парламентских учреждениях и законотворческом процессе в России. Преподавание дисциплины «Парламентское право» осуществляется на основе требований к уровню подготовки бакалавров юриспруденции. Программа курса и методика преподавания дисциплины основываются на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030900 Юриспруденция. Основные задачи учебной дисциплины: - определение роли представительной демократии в современном государстве; - рассмотрение истории развития представительных учреждений в России и за рубежом; - анализ признаков и функций современного парламента, его структуры и порядка формирования; - рассмотрение структуры и организации деятельности Федерального Собрания РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ; - анализ стадий законотворческого процесса; - обсуждение проблем современного российского парламентаризма. Для качественного усвоения учебного материала задача студентов в процессе изучения дисциплины заключается в необходимости использования полученных знаний в конкретных практических ситуациях. Это позволит более полно и глубоко осмысливать и использовать накопленные в процессе обучения знания. Для изучения данной дисциплины студент должен знать теоретические и практические основы парламентского права. За время изучения данной дисциплины студенты должны ознакомиться с терминологией, основными понятиями и принципами парламентского права. Программа дисциплины предполагает проведение лекционных и семинарских занятий, в результате изучения которых студенты должны овладеть знаниями, умениями и навыками по парламентскому праву. Итоговой целью преподавания (изучения) курса «Парламентскому право» является формирование у студентов базовых знаний по парламентскому праву, практических навыков и соответствующих компетенций. 2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Парламентское право» относится к дисциплине по выбору профессионального цикла ООП. Изучение данного курса предполагает наличие базовых знаний, полученных студентами в процессе ходе освоения других дисциплин: «Конституционное право», «Гражданское право», «Административное право» и пр. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины «Парламентское право» у учащегося формируются следующие компетенции Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция: Общекультурные: ОК 1 (осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания) ОК 3 (владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения); ОК 4 (осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания); ОК 8 (способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач); ОК 9 (способен анализировать социально значимые проблемы и процессы).
ПК 5 (способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности). В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:
4. Объём дисциплины и виды учебной работы – дисциплина по выбору Общая трудоемкость дисциплины составляет ______ зачетных единиц, _______ часа. Количество часов по учебному плану (очная форма обучения) Всего ___________часа Аудиторные занятия _____________часа, в том числе интерактивных занятий ______________часов Самостоятельная работа __________часов
5. Содержание дисциплины
6. Планы групповых занятий и образовательные технологии Комплексное изучение учебной дисциплины «Парламентское право» предполагает овладение материалами лекций, учебной литературы, творческую работу студентов в ходе проведения семинарских занятий. Семинар является одной из форм организации занятия, при которой студенты самостоятельно изучают программный материал по различным источникам, решают задачи и выполняют задания с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной работы под руководством преподавателя. В процессе семинарских занятий студенты углубляют, систематизируют и закрепляют свои знания, формирует самостоятельность мышления, вырабатывает активность в процессе овладения знаниями. Семинары дают возможность студентам активно использовать информацию, полученную по различным каналам. Участие в семинарах формирует самостоятельность мышления, вырабатывает активность в процессе овладения знаниями, показывает и устраняет сомнения и пробелы в изученном материале. Для эффективной работы студентов на таких занятиях необходим определенный уровень умений и навыков самостоятельной исследовательской работы: конспектирования, умения делать выписки и анализировать литературу, излагать ее содержание, готовить краткие сообщения и доклады, выступать в ходе обсуждения, принимать участие в дискуссии. В ходе подготовки к семинару студенты должны ознакомиться с планом занятия и рекомендуемой литературой, составить план-конспект, написать краткое сообщение, доклад или реферат, тезисы выступления или подобрать материал по какому-либо вопросу, составить на основании литературы таблицу, схему, подготовить информационные справки, статистические данные. Во время выступлений студенты могут использовать свои записи, но не читать их. На семинарском занятии оценивается содержание выступлений и их аргументированность (работа с ключевыми понятиями, логика изложения, анализ данных, манера подачи материала, умение пользоваться наглядными пособиями и т.п.).
в Российской Федерации Цель: исследование системы представительной власти в РФ. Вопросы для обсуждения: 1. Право граждан на представительство и право народа на власть. 2. Представительная власть в системе государственной власти. 3. Представительная система общества: понятие, состав, место в обществе. 4. Представительная система, политическая система, избирательная система: соотношение. 5. Система представительных органов публичной власти в Российской Федерации. 6. Парламент и парламентаризм. 7. Федеральный и региональный парламенты в системе представительных органов публичной власти в Российской Федерации. Иные парламентские учреждения России. 8. Парламент и форма правления. 9. Парламент и политический режим. 10. Парламент и политическое влияние (лоббизм). 11. Межпарламентское сотрудничество. Темы докладов\рефератов
Образовательные технологии При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности студентов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций. Задания для самостоятельной работы студентов 1. Письменно обобщите суждения о природе, признаках представительной власти, представительных органов власти, содержащиеся в решениях Конституционного Суда РФ. 2. Выделите и охарактеризуйте совместные формы деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации. 3. Вас попросили для студенческого альманаха подготовить небольшой материал (на 2-3 страницы) о соотношении и взаимодействии таких органов, как палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Выполните эту просьбу.
1. Понятие и признаки парламентского права как составной части российского права. 2. Предмет и метод российского парламентского права. 3. Место парламентского права в российском праве. 4. Нормы парламентского права: виды и особенности. 5. Система парламентского права. 6. Правотворческие полномочия в сфере парламентской деятельности. 7. Источники парламентского права. 8. Систематизация источников парламентского права. 9. Парламентское право как наука. 10. Парламентское право как учебная дисциплина. Темы докладов\рефератов
Образовательные технологии При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности студентов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций. Задания для самостоятельной работы студентов 1. На научной конференции, посвященной проблемам правового регулирования парламентской деятельности, разными учеными был высказан ряд несовпадающих суждений. В их числе: указание на то, что следует говорить о самостоятельном существовании не парламентского права, а парламентского законодательства; обоснование существования парламентского права в качестве самостоятельной отрасли права; указание на то, что в конституционном праве имеется институт парламентской деятельности, выделяемый набором особых источников права; обозначение в качестве предмета парламентского права как подотрасли конституционного права статуса и деятельности как парламента, так и других парламентских учреждений, в частности, самостоятельных органов парламентского финансового контроля; обоснование исключительно процессуальной природы парламентского права, поскольку нормы о статусе парламента являются частью конституционного и административного права; оценка парламентского права как внутриорганизационного права законодательных (представительных) органов. Систематизируйте перечисленные точки зрения. Сформулируйте свой подход по каждому из оснований вашей классификации. 2. Выделите нормы Конституции РФ, составляющие основу парламентского права.
Федерального Собрания Российской Федерации Цель: изучить полномочия и ответственность Государственной думы. Вопросы для обсуждения: 1. Порядок формирования депутатского состава Государственной Думы. 2. Функции и полномочия Государственной Думы. 3. Структура Государственной Думы и правовой статус ее структурных подразделений. 4. Формы и порядок работы Государственной Думы. 5. Ответственность Государственной Думы.
Правила конструирования закона Стадии законодательного процесса Законодательная инициатива Законодательная инициатива Президента России Законодательная инициатива Совета Федерации Законодательная инициатива членов Совета Федерации
1. На одном из заседаний Государственной Думы были решены следующие вопросы: а) назначен на должность Председатель Центрального банка РФ; б) назначен на должность член Совета директоров Центрального Банка РФ; в) назначены на должности заместитель председателя Счетной палаты и половина ее аудиторов; г) избран Уполномоченный по правам человека; Соответствуют ли эти решения действующему законодательству?
Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Цель: исследовать полномочия и ответственность Совета Федерации. Вопросы для обсуждения: 1. Порядок формирования состава Совета Федерации. 2. Функции и полномочия Совета Федерации. 3. Структура Совета Федерации и правовой статус его структурных подразделений. 4. Формы и порядок работы Совета Федерации. 5. Ответственность Совета Федерации.
1. Права парламентария 2. Гарантии неприкосновенности парламентария 3. Материально-финансовые и социальные гарантии парламентария Образовательные технологии При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности студентов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций. Задания для самостоятельной работы студентов 1. Председатель Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области обратился в Правовое управление Совета Федерации и попросил разъяснить ему следующую ситуацию. По предложению Председателя Областной Думы 27 мая 2004 г. совместным постановлением палат Законодательного Собрания Свердловской области членом Совета Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти был назначен Петров А.К. Срок полномочий половины депутатов Областной Думы истекает 12 апреля 2006 г. Однако выборы депутатов в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» перенесен на 8 октября 2006 г. В этой связи в обращении Председатель Областной Думы просит разъяснить, когда представитель законодательного органа может быть назначен от другой палаты – Палаты Представителей. Дайте разъяснения по проблеме. 2. В Регламенте Совета Федерации (ст. 39) перечислены комитеты и постоянные комиссии. Чем объясняется, по Вашему мнению, последовательность перечисления комитетов и комиссий в данной статье. Формы контроля самостоятельной работы студентов Для проведения контроля самостоятельной работы студентов применяются: собеседование; проверка индивидуальных заданий; коллоквиумы; конференции; деловые игры; тестирование; самоотчеты; контрольные работы; устный экзамен. Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций Текущий контроль студентов производится в дискретные временные интервалы преподавателем, ведущими семинарские занятия по дисциплине в следующих формах: тестирование; выступления в ходе семинарских занятий; выполнение практических заданий; выполнение и защита реферата; отдельно оцениваются личностные качества студента (аккуратность, исполнительность, инициативность) – работа у доски, своевременная сдача тестов. 6. Система оценки качества сформированных компетенций по итогам освоения дисциплины Формы текущего контроля 1. Контрольная работа 1.1. Темы (примерные) контрольной работы следующая страница >> |