Рабочая программа дисциплины гидрология естественнонаучный цикл, базовая часть Направление подготовки - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины история гуманитарный, социальный и экономический... 1 374.44kb.
Рабочая программа дисциплины объекты морской техники профессиональный... 2 419.4kb.
Рабочая программа дисциплины рыбохозяйственная экспертиза профессиональный... 1 181.79kb.
Рабочая программа дисциплины Человеко-центрированное проектирование... 1 89.79kb.
Рабочая программа дисциплины Человеко-центрированное проектирование... 1 102.65kb.
Рабочая программа учебной дисциплины страховое дело Направление подготовки 3 547.26kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «стратегия управления предприятием... 1 359.52kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы музыкального развития... 1 302.06kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «введение в биотехнологию» Направление... 1 371.81kb.
Рабочая программа дисциплины арбитражный процесс направление подготовки... 1 438.55kb.
Рабочая программа учебной дисциплины вспомогательные исторические... 1 279.75kb.
Работа по математике для учеников 7 класса, поступающих в 8 класс 2 1 15.35kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа дисциплины гидрология естественнонаучный цикл, базовая часть Направление - страница №1/1



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Калининградский государственный технический университет»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе

п\п А.Л. Гудков

«25» апреля 2013 г.


Рабочая программа дисциплины
ГИДРОЛОГИЯ
Естественнонаучный цикл, базовая часть

Направление подготовки



111400ВОДНЫЕ БИОРЕСУРСЫ И АКВАКУЛЬТУРА

Квалификация (степень) выпускника



бакалавр

Форма обучения



очная
Факультет биоресурсов и природопользования
Кафедра - разработчик - кафедра ихтиологии и экологии

Калининград 2013



  1. Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Гидрология» является формирование знаний и навыков в области основных закономерностей формирования гидрологических (в т. ч. гидрохимических) условий в водных объектах, необходимых для решении вопросов, связанных с их рыбохозяйственным использованием.

Задачи дисциплины:

-изучение главных процессов, происходящих в атмосфере и гидросфере Земли, основных закономерностей, определяющих гидрологические особенности водных объектов и Мирового океана;

-изучение устройства, принципа и правил работы с основными гидрометеорологическими приборами и гидрохимическим оборудованием;

-приобретение навыков гидрохимического анализа и полевых гидрометеорологических наблюдений;

-овладение правилами техники безопасности при работе на водных объектах и в гидрохимической лаборатории;

-формирование базовых знаний, умений и навыков для успешного (в т.ч. самостоятельного) планирования и проведения исследований и мониторинга естественных и искусственных водных объектов (в первую очередь, имеющих рыбохозяйственное значение), оценке их экологического состояния, в т. ч. с точки зрения требований рыбного хозяйства; грамотного контроля состояния среды при эксплуатации рыбохозяйственных водных объектов; участия в образовательной деятельности учреждений системы среднего и высшего профессионального рыбохозяйственного образования.




  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) бакалавра

Дисциплина «Гидрология» входит в состав базовой части естественнонаучного цикла ООП. При изучении дисциплины используются знания и навыки довузовской подготовки по географии, химии, физике, математике. Результаты освоения дисциплины «Гидорология» используются при изучении последующих дисциплин профессионального цикла ООП, обеспечивающих дальнейшую подготовку в указанной области, таких, как «Экология», «Гидробиология», «Искусственное воспроизводство рыб», «Сырьевая база рыбной промышленности», «Промысловая ихтиология», «Рыбохозяйственная гидротехника», «Промышленное рыболовство» и др.

Знания, умения и навыки, полученные по программе дисциплины, закрепляются, расширяются и углубляются при прохождении студентами учебной практики по гидрологии после первого курса обучения, а также могут использоваться в процессе дальнейшей профессиональной деятельности.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Гидрология» у обучающегося формируются следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции (или их элементы), предусмотренные ФГОС ВПО. Студент:

-владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, к постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

-осознание сущности и значения информации в развитии современного общества; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ОК-11);

-способность проводить полевые гидрологические и экологические наблюдения с использованием современных приборов и оборудования, участвовать в оценке рыбохозяйственного значения и экологического состояния естественных и искусственных водных объектов (ПК-2);

-способность применять современные методы научных гидрологических исследований при изучении водных биоресурсов и аквакультуры (ПК-16);


В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные закономерности формирования водных экосистем, формирования гидрологических и гидрохимических особенностей водных объектов.

Уметь: пользоваться лабораторным оборудованием, выполнять химические анализы, проводить полевые гидрологические наблюдения с использованием специальных приборов, вести документацию, содержащую результаты наблюдений, оценивать результаты гидрохимического анализа в соответствии с требованиями ОСТ и ГОСТ для рыбохозяйственных водных объектов.

Владеть навыками: определения погрешностей измерений, грамотного использования гидрологического научного языка, работы с научной, специальной и справочной литературой по гидрологии, умением составлять гидрологическую характеристику водных объектов по результатам наблюдений и с использованием литературных источников, представления гидрологической информации различными способами.

4. Структура и содержание дисциплины
4.1. Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «Гидрология» составляет 4 зачетные единицы (ЗЕТ), т.е. 144 ч., из них 60 часов - аудиторные занятия (A3), 84 часа - самостоятельная работа студента (СРС). Итоговая аттестация по дисциплине - экзамен. После второго семестра предусматривается учебная практика. Более подробные сведения о структуре дисциплины, видах, трудоемкости и формах контроля учебной работы студентов приведены в нижерасположенной таблице.




п/п



Тема дисциплины


Семестр

Неделя семестра

Трудоемкость учебной работы по ее видам (час.)

Формы текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине




A3

СРС


Всего




Лекции

ЛЗ*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Основы метеорологии, синоптической климатологии

1


1

2

-

2

4

Собеседование, работа с атласами

2

Гидросфера

2


2


-


2


4


Тестирование

3

Морфология.

1-3

2

6

4

12

Защита лаб.работ Тестирование

4

Донные осадки.


4

2

-

2

4

Собесед

fnkfcfvb атласами



5

Физические свойства природных поверхностных вод
поверхностныхводы.

5

2

-

2

4

Тестирование

6

Динамика вод.

4-6

4

2

4

10

Тестирование

7

Термика вод в условиях умеренного климата. Льды.

7

2

2

2

6

Тестирование

8

Гидрохимические свойства природных (поверхностных) вод.

8-10

2

6

4

12

Защита лабораторных работ

9

Газы в природных водах

9-12

2

4

4

10

Защита лабораторных работ

10

Органические вещества в природных водах

10-13

2

2

2

6

Защита лабораторной работы

11

Биогенные вещества в природных водах

11-15

2

6

4

12

Защита лабораторных работ

12

Загрязнение и самоочищение природных поверхностных вод

12

2

-

2

4

Тестирование

13

Биологическая продуктивность природных вод

13

2

-

2

4

Тестирование

14

Региональная гидрология

14-17

2

2

2

6

Собеседование

Подготовка к экзамену и его сдача в период экзаменационной сессии







46

46

Экзамен




Итого







30

30

84

144




60

ЛЗ* - Лабораторные занятия


4. 2 Теоретические занятия (лекции)
Объем лекционных занятий - 30 часов

№ п/п

Тема дисциплины

Содержание

Кол-во

часов


1

2

3

4

1

Основы метеорологии и синоптической климатологии

Температура воздуха. Атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Общая циркуляция атмосферы. Воздушные массы. Атмосферные фронты. Погода в атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах (общие сведения).

Климат. Классификация климатов. Главные особенности климатов Земли и России в соответствии с генетической классификацией климатов Б. П. Алисова. Значение метеорологических наблюдений и сведений о климатических условиях в рыбохозяйственной практике.



2


2

Гидросфера

Гидрология как наука. Географическая оболочка земли. Гидросфера; ее строение и состав. Гидрологические условия и гидрологический режим.

Мировой океан, море, озеро, река, водохранилище, пруд; водоем, водоток, водный объект. Природная поверхностная вода. Основные понятия о подземных и грунтовых водах и их роли в формировании гидрологического режима водных объектов.

Влагооборот и водный баланс Земли, океанов, морей, озер, рек. Водное питание и водный режим рек. Основные характеристики (единицы измерения) речного стока. Необходимость изучения водного режима рек при водообеспечении рыбохозяйственных предприятий.

Уровень. Нуль глубин.



2

3

Морфология

Река и речная система. Характерные части реки. Речная долина и русло. Главные морфометрические характеристики русла. Речной бассейн и его физико-географические условия. Основные морфологические особенности озера, водохранилища, моря, Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Роль морфологических исследований в рыбохозяйственном изучении водных экосистем.

2

4

Донные осадки

Донные осадки, их общая характеристика. Классификация донных осадков по происхождению и размерам частиц. Донные осадки океанов и морей, их распределение. Донные осадки озер и водохранилищ.

Речные наносы. Мутность рек. Сток взвешенных наносов, его характеристики (единицы измерения). Необходимость учета режима наносов при проектировании и эксплуатации рыбохозяйственных гидротехнических сооружений.



2

5

Физические свойства природных поверхностных вод

Физические свойства воды и их аномалии. Понятие о солености и минерализации природных вод. Температура наибольшей плотности и замерзания воды.

Оптические свойства природных вод. Основные оптические слои водоема.

Значение аномалий воды в функционировании водных экосистем и формировании гидрологических особенностей водных объектов.


2

6

Динамика вод

Волны. Типы волн и их классификация. Необходимость учета режима волнения при проектировании и эксплуатации рыбохозяйственных сооружений и работе на водных объектах. Влияние волнения на гидробионтов.

Приливы. Общая характеристика приливо-отливных явлений. Классификация приливов.

Течения и их классификация. Влияние течений на гидрологический режим и гидробионтов. Течения в морях, озерах, водохранилищах. Структура речного потока.

Общая схема горизонтальной циркуляции вод Мирового океана. Некоторые особенности океанских течений. Водные массы, вергенции и океанические (гидрологические) фронты.

Вертикальная циркуляция воды. Динамика вод и формирование гидрологических условий.


4

7

Термика вод в условиях умеренного климата. Льды.

Тепловой баланс. Термические условия рек, пресных озер и водохранилищ. Вертикальные и горизонтальные термические зоны озера. Термические условия соленых озер и морей. Термический режим океана. Основные закономерности распределения температуры воды в Мировом океане. Необходимость наблюдения за температурой воды в рыбохозяйственной практике.

Льды. Физические и механические свойства льда. Классификация льдов. Ледовый режим рек, озер, водохранилищ, морей. Влияние льда на рыбохозяйственные гидротехнические сооружения и гидробионтов.



2

8

Гидрохимические свойства природных (поверхностных) вод

Химический состав природных (поверхностных) вод. Минеральные вещества. Солевой баланс и минерализация (соленость). Классификация природных вод по величине и характеру минерализации. Основные закономерности распределения солености в Мировом океане и в морях.

Жесткость воды. Хлориды. Сульфаты. Минерализация воды и гидробионты.



2

9

Газы в природных водах

Основные газы в природных (поверхностных) водах. Взаимосвязь с жизнедеятельностью гидробионтов. Основные условия формирования газового режима водных экосистем.

Кислород, сероводород, диоксид углерода. Карбонатная система в природных (поверхностных) водах. Водородный показатель. Щелочность воды.



2

10

Органические вещества в природных водах.

Органические вещества; их источники и расходование, связь с гидробионтами; распределение в толще воды, сезонные и суточные изменения. Окисляемость воды, ХПК, БПК.

2

11

Биогенные вещества в природных водах.

Биогенные вещества как начальное звено пищевой цепи; их источники и расходование, взаимосвязь с жизнедеятельностью гидробионтов. Круговорот биогенных веществ в водных экосистемах; распределение в толще воды, сезонные и суточные изменения. Специфические особенности соединений фосфора, азота, кремния, железа.

2

12

Загрязнение и самоочищение природных поверхностных вод

Загрязнение природных вод. Загрязняющие вещества и основные загрязнители. Соединения азота и фосфора как загрязняющие вещества. Влияние загрязняющих веществ на состояние водных объектов. ПДК. Гидрохимические показатели загрязнения природных вод. Самоочищение природных вод.

2

13

Биологическая продуктивность природных вод.


Биологическая продуктивность природных вод. Классификация озер по степени трофности (биологическая классификация A. Тинемана).

Условия, определяющие биологическую продуктивность водных экосистем. Роль биогенных веществ в формировании биологической продуктивности водных экосистем. Океанологические условия формирования районов повышенной биологической продуктивности. Распределение зон повышенной биологической продуктивности в Мировом океане.



2

14

Региональная гидрология


Общая характеристика водного питания, водного режима, тепловых, ледовых и гидрохимических особенностей крупнейших рек РФ и наиболее крупных рек Калининградской области.

Озера Ладожское и Онежское, Псково-Чудское и Ильмень, Байкал; Виштынецкое. Атлантический, Тихий, Индийский океаны. Каспийское море. Моря: Балтийское, Черное, Азовское; Баренцево, Белое; Берингово, Охотское, Японское.



2

ИТОГО

30

4.3. Практические занятия (семинары)
Учебным планом не предусмотрены.
4.4. Лабораторные занятия (работы)
При изучении дисциплины «Гидрология» предусматривается практикум, включающий в себя лабораторные занятия (ЛЗ) в гидрохимической лаборатории и специализированной гидрологической аудитории объемом 30 часов (в первом семестре). В нижерасположенной таблице определены темы лабораторных работ, выполняемых в рамках лабораторного практикума по гидрологии.




п/п

темы

дисциплины


Наименование лабораторной работы

Кол-во часов

1

3

Знакомство с приборами и способами измерения расхода воды в водотоке. Расчет расхода воды в реке, часового объема и модуля стока

2

2

3

Построение батиметрического плана

2

3

3

Измерение длины береговой линии, изобат, длины и максимальной ширины озера

2

4

6

Измерение площадей, расчет вместимости чаши озера, построение батиметрических кривых

2

5

7

Знакомство с химической посудой, техникой гидрохимических анализов, изучение техники безопасности при работе в химической лаборатории

2

Определение в природной воде величины :

6

8

диоксида углерода, щелочности (гидрокарбонатов);

2

7

8

жесткости, кальция, магния;

2

8

8

перманганатной окисляемости; хлоридов

2

9

9

кислорода;

2

10

9

сульфатов; расчет минерализации воды;

2

11

10

фосфора фосфатов;

2

12

11

соединений азота;

2

13

11

железа;

оценка качества воды в соответствии с ОСТ, составление письменного заключения;




4

14

14

Работа с Атласами океанов

Работа с Географическими атласами РФ, Калининградской области



2




Итого




30



4.5. Самостоятельная работа студента

№ п/п

Вид (содержание) СРС

Кол-во часов

Форма контроля

1

Освоение теоретического учебного материала

18

Собеседование,

тесты


2

Подготовка к лабораторным занятиям, завершение лабораторных работ

20

Защита лаб. работ

3

Подготовка к экзамену, его сдача (в период экзаменационной сессии)

46

Экзамен

Итого

84





5. Образовательные технологии
5.1. На лекциях рассматриваются основные закономерности и причины формирования гидрологических особенностей водных объектов, при этом особо подчеркивается значение и необходимость использования сведений об условиях водной среды в рыбохозяйственной практике.

Для активизации учебной работы студентов по наиболее важным темам на лабораторных занятиях проводится тестирование студентов в течение 10-15 мин. Оценки результатов тестирования учитываются при промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине.



5.2. Особое место в структуре дисциплины занимает практикум,
включающий в себя 14 лабораторных работ, выполняемых во время
лабораторных занятий в гидрохимической лаборатории и специализированной гидрологической аудитории. На первом занятии студенты знакомятся с химической посудой, техникой гидрохимических анализов, изучают технику безопасности при работе в химической лаборатории. В последующих работах студенты по индивидуальным заданиям осуществляют химический анализ воды, выполняют морфометрические и гидрометрическим расчеты, работают с Географическими атласами и Атласами океанов. Лабораторные работы выполняются в полном соответствии с методиками, изложенными в Лабораторном практикуме [2], в котором содержатся также индивидуальные задания по гидрометрии. По каждой лабораторной работе оформляется отчет, на основании которого проводится защита работы (цель - оценка уровня освоения учебного материала). По результатам лабораторных работ в каждом семестре выставляется оценка, которая учитывается при промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости студентов
    (задания для тестирования, вопросы для самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой) и итоговой аттестации по дисциплине (экзаменационные вопросы) приводятся в качестве отдельных материалов УМКД.




  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Определено в разделе 7.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература

  1. Берникова Т. А. Гидрология с основами метеорологии и климатологии. Учебник. - М.: МОРКНИГА, 2011. – 600с.

  2. Берникова Т.А., Малявкина А.Н., Нагорнова Н.Н., Цупикова Н.А. Гидрология. Лабораторный практикум и учебная практика. – М.: Колос, 2008, - 303 с.

7.2 Дополнительная литература

  1. Берникова Т. А. Электронное пособие «Региональная гидрология», графические редакторы: Кривопускова Е.В., Нагорнова Н.Н.

  2. Берникова Т. А. Гидрология и промысловая океанология. - М.: Пищевая промышленность, 1980. -240 с.

  3. «Озеро Виштынецкое /Vištyčio ežeras» / Ответств. ред. К. В. Тылик, С. В. Шибаев. – Калининград: ИП Мишуткина И. В., 2008. – 144 с.

  4. Михайлов В. Н., Добровольский А. Д., Добролюбов С. А. Гидрология: учеб./ - 3-е изд., стер.- М.: Высш. шк., 2008.- 463 с.

  5. Орленок В. В., Федоров Г. М. Региональная география России. Калининградская область.- Калининград: Изд-во РГУ им. И.Канта, 2005. – 258 с.

  6. Рыбохозяйственный кадастр трансграничных водоемов России (Калининградская область) и Литвы / С. В. Шибаев, М. М. Хлопников, А. В. Соколов и др. – Калининград: Изд-во ИП Мишуткина», 2008. - 200 с.

  7. Атлас океанов. Тихий океан. -1974 г. -46 с., 151 л. карт.

  8. Атлас океанов. Атлантический и Индийский океаны. -М.: 1977. -46 с. 163 л. карт.

  9. Атлас океанов. Северный Ледовитый океан. -М.: 1980. -46с., 92 л. карт.

  10. Географический атлас Калининградской области / Гл. редактор Орленок В. В. Калининград: Изд-во КГУ; ЦНИТ, 2002.–276 с.

7.3. Методические указания и материалы по видам учебной работы


  1. Необходимые методические указания даны в Лабораторном практикуме [2] в списке основной литературы.

  2. Фондовые материалы кафедры ихтиологии и экологии для выполнения задания по морфометрии озера.

7.4. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы


  1. Программное обеспечение:

MS Windows-98, 2000, MS Offiece-97, 2000.

  1. Интернет-ресурсы

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины


8.1. Специализированные аудитории:

  • гидрохимическая лаборатория,

  • гидрологическая аудитория,

  • компьютерный класс с доступом в ИНТЕРНЕТ.

8.2. Учебно-лабораторное оборудование

  • Гидрохимическая лаборатория.

  • Специализированная гидрологическая аудитория.

  • Компьютерный класс с доступом в ИНТЕРНЕТ.

  • Стандартный комплект гидрометеоприборов, включая электронные.

  • Cтандартные измерительные приборы, в т. ч. электрофотоколориметр, спектрофотометр.


Лист согласования рабочей программы дисциплины

Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 111400 - Водные биоресурсы и аквакультура (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации № 487 от 28.10.2009 г.), учебным планом университета по этому же направлению, утвержденному ученым советом 28.04.2011 г.

Автор программы Берникова Татьяна Александровна, канд. геогр. наук, профессор.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ихтиологии и экологии (протокол № 5 от 25.02.2013 г.), рецензент - канд. геолого-минерал. наук, доцент Цупикова Н.А.)




Заведующий кафедрой ихтиологии и

экологии
доктор биол. наук, профессор


_________


С.В. Шибаев


________


(ученая степень, ученое звание)

(подпись)

(И.О. Фамилия)

(дата)













п/п


Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Наименование литературы



Наличие в учебном абонементе НТБ (кол-во)

Наличие в электронной библиотеке




основная литература

1

Берникова Т. А. Гидрология с основами метеорологии и климатологии. Учебник. - М.: МОРКНИГА, 2011. – 600с.

105




2

Берникова Т.А., Малявкина А.Н., Нагорнова Н.Н., Цупикова Н.А. Гидрология. Лабораторный практикум и учебная практика. – М.: Колос, 2008, - 303 с.

76







дополнительная литература

1

Берникова Т. А. Электронное пособие «Региональноая гидрология», графические редакторы: Кривопускова Е.В., Нагорнова Н.Н.







2

Берникова Т. А. Гидрология и промысловая океанология. -М.: Пищевая промышленность, 1980. -240 с.

190




3

«Озеро Виштынецкое /Vištyčio ežeras» / Ответств. ред. К. В. Тылик, С. В. Шибаев. – Калининрад: ИП Мишуткина И. В., 2008. – 144 с.

6




4

Михайлов В. Н., Добровольский А. Д., Добролюбов С. А. Гидрология: учеб./ - 3-е изд., стер.- М.: Высш. шк., 2008.- 463 с.

25




5

Орленок В. В., Федоров Г. М. Региональная география России. Калининградская область.- Калининград: Изд-во РГУ им. И.Канта, 2005. – 258 с.

21




6

Рыбохозяйственный кадастр трансграничных водоемов России (Калининградская об ласть) и Литвы / С. В. Шибаев, М. М. Хлопников, А. В. Соколов и др. – Калининград: Изд-во ИП Мишуткина», 2008. - 200 с.

12




7

Атлас океанов. Тихий океан. -1974 г. -46 с., 151 л. карт.

4




8

Атлас океанов. Атлантический и Индийский океаны. -М.: 1977. -46 с. 163 л. карт.

3




9

Атлас океанов. Северный Ледовитый океан. -М.: 1980. -46с., 92 л. карт.

2




10

Географический атлас Калининградской области / Гл. редактор Орленок В. В. Калининград: Изд-во КГУ; ЦНИТ, 2002.–276 с.

19



Директор НТБ


____________




М.В. Вареницына

_____________









(подпись)

(И.О. Фамилия)

(дата)




Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета биоресурсов и природопользования, протокол №____ от «___»_____________20__ г.).




Председатель комиссии

_________




Тылик К.В.

______________



к.б.н.., профессор кафедры ихтиологии и экологии

(подпись)

(И.О. Фамилия)

(дата)

Согласовано



Зам. начальника

учебно-методического отдела


______________




В.Е.Огнев

______________






(подпись)

(И.О. Фамилия)

(дата)







№__________ дата___________