Рабочая программа дисциплины для бакалавриата по направлению №032700 «Филология» Москва 2011 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа учебного курса Направление 032700 1 389.9kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой... 1 414.22kb.
1 Нормативные документы для разработки ооп впо по направлению подготовки... 10 3216.22kb.
Рабочая программа дисциплины История зарубежной литературы Направление... 2 1010.55kb.
Рабочая программа Язык и творчество Шекспира б 15. направление подготовки... 1 223.28kb.
Рабочая программа дисциплины 1 180.77kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины 1 128.32kb.
Рабочая программа дисциплины деловой иностранный язык 4 435.43kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «иностранный язык» 1 303.74kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «история политических и правовых... 2 413.32kb.
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом... 1 314.01kb.
Гипатия: жертва конфликта между старым и новым миром, фили 16 3909.26kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа дисциплины для бакалавриата по направлению №032700 «Филология» - страница №1/2

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


(РГГУ)

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ИСТОРИИ


ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра истории русской классической литературы

История русской литературы конца XIX – начала XX вв.

Рабочая программа дисциплины

для бакалавриата по направлению № 032700 «Филология»

Москва 2011




История русской литературы конца XIX – начала XX вв.

Рабочая программа дисциплины
Составитель:

Д. ф. н., проф. Д.М. Магомедова


Рабочая программа курса утверждена

на заседании кафедры Истории русской классической литературы

____________2011, протокол № ___

© Российский государственный гуманитарный университет, 2011

Аннотация
Дисциплина История русской литературы конца XIX – начала XX вв. является частью Профессионального цикла (вариативная часть) дисциплин подготовки студентов по направлению Филология. Дисциплина реализуется на факультете кафедрой Истории русской классической литературы.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с изучение литературного процесса конца XIX- начала ХХ века. В задачи курса входит обзор основных литературных событий изучаемой эпохи, анализ репрезентативных художественных текстов в аспекте исторической поэтики, соотнесение художественной практики и литературных деклараций наиболее важных литературных направлений этого периода (символизм, акмеизм, футуризм).

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника:

ОК-1 – владение культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-2 - способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-6 – способность к саморазвитию, совершенствованию своих знаний, умений, навыков и личностных качеств, формированию компетентности в целом;

ОК-11 - владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;

ОК-12 - способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

ПК- 1 - способность продемонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории изучаемой литературы, филологического анализа и интерпретации текста;

ПК-2 - владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;

ПК-4 - владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации;

ПК-5 - способность применять полученные знания в области истории изучаемой литературы филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности;

ПК-7 - Владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания, знание основных библиографических источников и поисковых систем;

ПК-8 - Владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с научными сообщениями и докладами, устного письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований;

ПК-12 - Владение базовыми навыками создания различных типов текстов на основе стандартных методик и действующих нормативов.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме опросов, промежуточный контроль в форме письменных контрольных работ.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 84 часа.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия – 10 часов, семинары 26 часов, самостоятельная работа студента 48 часов.




Рабочая программа дисциплины
Предметом курса является литературный процесс конца 19 – начала 20 вв. (1890-1921 гг.).

Цель программы – изучение основных литературных направлений указанного периода. В задачи курса входит обзор основных литературных событий изучаемой эпохи, анализ репрезентативных художественных текстов в аспекте исторической поэтики, соотнесение художественной практики и литературных деклараций наиболее важных литературных направлений этого периода (символизм, акмеизм, футуризм).

Задачи дисциплины:

- ознакомить студентов с основными этапами литературного процесса конца XIX – начала XX вв.;

- изучить основные литературные направления указанного периода;

- изучить репрезентативные тексты, относящиеся к разным литературным школам;

- определить основные принципы поэтики литературных направлений рубежа XIX-XX вв.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Дисциплина участвует в формировании следующих компетенций:

ОК-1 – владение культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

ОК-2 - способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-6 – способность к саморазвитию, совершенствованию своих знаний, умений, навыков и личностных качеств, формированию компетентности в целом;

ОК-11 - владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;

ОК-12 - способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

ПК- 1 - способность продемонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории изучаемой литературы, филологического анализа и интерпретации текста;

ПК-2 - владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;

ПК-4 - владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации;

ПК-5 - способность применять полученные знания в области истории изучаемой литературы филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности;

ПК-7 - Владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания, знание основных библиографических источников и поисковых систем;

ПК-8 - Владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с научными сообщениями и докладами, устного письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований;

ПК-12 - Владение базовыми навыками создания различных типов текстов на основе стандартных методик и действующих нормативов.

Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины специалист должен знать:

- все обязательные художественные и научные тексты, указанные в программе;

- основные научные традиции в освещении основной проблематики этого периода;

- этапы развития литературного процесса рубежа XIX – XX вв.;

- основные литературные школы изучаемого периода.



уметь:

- атрибутировать художественный текст с точки зрения его принадлежности к определенному литературному направлению;

- соотносить теоретические декларации литературных школ с их литературной практикой;

- соотносить литературные явления с важнейшими философскими течениями эпохи и параллельными явлениями в искусстве

- сопоставить факты истории русской литературы с типологически сходными или генетически родственными фактами истории западных литератур



Владеть:

- методиками анализа художественных текстов (проза, поэзия, драма);

- базовыми навыками сбора историко-литературных фактов, составления библиографических списков, обзоров, рефератов.

- методами ведения научных дискуссий.



Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина История русской литературы конца XIX – начала XX вв. является частью Профессионального цикла (вариативная часть) дисциплин подготовки студентов по направлению Филология. Программа является продолжением курса Истории русской литературы. В предыдущих трех семестрах студенты прослушали Историю русской литературы ХIХ века (I-я треть, II-я треть, III-я треть). Программа охватывает развитие литературного процесса между 90-ми годами ХIX века и 20-ми годами ХХ века. Соблюдая преемственность в изложении материала, лекционный курс строится вокруг проблем исторической поэтики изучаемого периода. Такими проблемами для конца XIX - начала ХХ вв. можно считать: 1.перестройку жанровой системы; 2.новые акценты в конфликте “человек — среда”; 3.концепции поэтического слова в разных литературных направлениях. Второй круг проблем, поставленных в лекционных курсе, касается рассмотрения литературы в современном философско-культурологическом контексте.

Структура дисциплины

Общая трудоёмкость дисциплины - 2 зачётные единицы (84 ч.). Из них: аудиторная работа – 36 ч., самостоятельная работа студентов – 48 ч., в т.ч. подготовка итоговой письменной работы по атрибуции стихотворных текстов, подготовка к семинарским занятиям и промежуточной аттестации (контрольная работа, экзамен).






п/п




Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекции

прак-

тичес-кие

заня-тия

семи-

нары

само-стоятель-ная

работа

1

Введение. Рубеж XIX-XX веков как литературная эпоха

4

1

2







2

Подготовка конспекта-организатора вводной лекции (по РТС)

2

Этапы развития русского символизма

4

2-4

2




6

6

Подготовка конспекта-организатора лекции (по РТС). Подготовка к семинарским занятиям: изучение источников и научной литературы, выполнение заданий, указанных в планах интерактивных занятий

3

Обновление критического реализма: реализм и натурализм

4

5







2

6

Подготовка к семинарскому занятию: изучение источников и научной литературы, выполнение заданий, указанных в планах интерактивных занятий.

4

Ницшеанство в русской литературе: творчество М. Горького

4

6







2

6

Подготовка к семинарскому занятию: изучение источников и научной литературы, выполнение заданий, указанных в планах интерактивных занятий.

5

Литературный процесс в 1910 гг. Постсимволистские течения

4

7

2




2

2

Подготовка конспекта-организатора лекции (по РТС). Подготовка к семинарскому занятию: изучение источников и научной литературы, выполнение заданий, указанных в планах интерактивных занятий.

6

Синтез реализма и модернизма: неореалистическая поэтика

4

8

2




2

4

Подготовка конспекта-организатора лекции (По РТС). Подготовка к семинарским занятиям: изучение источников и научной литературы, выполнение заданий, указанных в планах интерактивных занятий.

7

Роман Андрея Белого «Петербург»: возникновение новой романной поэтики.

4

9







2

2

Подготовка к семинарскому занятию: изучение источников и научной литературы, выполнение заданий, указанных в планах интерактивных занятий

8

«Цех поэтов» и акмеизм

4

10







2

2

Подготовка к семинарскому занятию: изучение источников и научной литературы, выполнение заданий, указанных в планах интерактивных занятий.

9

Футуристические группировки: декларации и поэтика

4

11







4

2

Подготовка к семинарским занятиям: изучение источников и научной литературы, выполнение заданий, указанных в планах интерактивных занятий.

10

Возрождение жанра поэмы в 1917-1921 гг.

4

12







2

2

Подготовка к семинарскому занятию: изучение источников и научной литературы, выполнение заданий, указанных в планах интерактивных занятий.

11

Концепции кризиса культуры в эстетике 1917-1921гг.

4

13

2




2

2

Подготовка конспекта-организатора лекции (по РТС). Подготовка к семинарскому занятию: изучение источников и научной литературы, выполнение заданий, указанных в планах интерактивных занятий.

12



















12

Экзамен




Всего







10




26

48



Источниковой базой курса являются художественные тексты изучаемого периода. Основными методами изучения курса являются: работа с источниками и научной литературой, дискуссии по основным проблемам курса, совмещение лекционной и семинарской форм в рамках одного интерактивного занятия.



Содержание дисциплины

ТЕМА 1. Рубеж XIX — XX как особая литературная эпоха. Общие закономерности литературного процесса и развитие научных концепций в его изучении (С.А. Венгеров, Р.В. Иванов-Разумник, Б.В. Михайловский, Е.Б. Тагер, В.А. Келдыш, Л.К. Долгополов, Д.Е. Максимов, З.Г.Минц). Проблемы периодизации литературы “серебряного века”: вопрос о критериях выделения границ эпохи. Самоописание периода (“переоценка всех ценностей”, “неоромантизм”). Пафос “отказа от наследства” и восстановление связи с традициями мировой культуры. Роль эстетики и этики позднего народничества. Н.Минский. “Старинный спор”; В.Розанов. “Почему мы отказываемся от наследства 60-70-х годов”; Д.Мережковский. “О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы”, “Вечные спутники”; А.Волынский. “Борьба за идеализм”. Перестройка жанровой иерархии: преобладание малых жанров в прозе и поэзии. Усиление роли индивидуального, исповедального начала, автобиографизма. Культ мгновения и разработка фрагментарных жанров (отрывок, афоризм, “запись” и т.п.). Журнал “Северный вестник” как переходный тип периодического издания.

ТЕМА 2. Этапы развития русского символизма. Традиционная периодизация истории символизма, выделение “старших” и “младших”, условность и относительность этого деления. Возникновение символистской школы в 90-е гг. Особая роль деклараций, манифестов, самоописаний (В.Брюсов, сборник “Русские символисты”). Роль переводной литературы. “Парнасская”, “верленовская” и “маллармистская” тенденции в поэтике символизма (В.Брюсов, К.Бальмонт, З.Гиппиус, И.Коневской, И.Анненский). “Жизнетворчество” на раннем этапе символизма (А.Добролюбов, кружок Мережковских). Ницшеанство в эстетике “старших” символистов. Роль С.-Петербургских религиозно-философских собраний в формировании “религиозного” крыла в символизме.

Журналы и издательства символистов в 900-е гг. (“Мир искусства”, “Новый путь”, “Вопросы жизни”, “Весы”, “Перевал”, “Золотое руно”; издательства “Скорпион” и “Гриф”).

Вл.Соловьев и соловьевский миф у “младших” символистов. Эсхатологические мотивы в творчестве Вл.Соловьева (“Три разговора”, “Смысл любви”, “Красота в природе”) и идея “теургии” (религиозного жизнетворчества) у “младших” символистов (Андрей Белый, Вяч. Иванов, А.Блок). Символистский “миф о мире”, миф о Вечной Женственности и частные автобиографические мифы в “текстах жизни” и “текстах искусства” (Андрей Белый. “Золото в лазури”; А.Блок. “Стихи о Прекрасной Даме”). Московский кружок “аргонавтов” и петербургский кружок “гафизитов”.

Революция 1905 г. и обновление тематического и стилистического репертуара в литературе. Тема “стихии” (А. Блок. “Нечаянная Радость”; Андрей Белый. “Пепел”). Концепция “дионисийства” в статьях и поэтическом творчестве Вяч. Иванова. Обращение к фольклору, народной мифологии, миф о “народной душе” в творчестве “младших” символистов. Фольклорные стилизации в поэзии и прозе 1905-1907 гг. (С. Городецкий, А. Ремизов). Обсуждение проблемы “народа и интеллигенции” в публицистике (сб.”Вехи”) и на заседаниях С.-Петербургского Религиозно-философского общества (А. Блок, Д. Мережковский, Вяч. Иванов, В.Розанов и др.).

ТЕМА 3. Обновление классического реализма 1890-1900-х гг. Панорама литературных событий. Журналы «Русское богатство», «Вестник Европы», «Мир Божий», «Русская мысль». Сборники товарищества «Знание». Жанровая система, типология конфликта и литературного героя. Концепции “упадка” и “кризиса” реализма 1890-1900-х гг. в русском и западном литературоведении. Реализм и натурализм. Позитивистские корни теории детерминизма и конфликт “человек-среда” в реалистической литературе (А. Куприн. “Поединок”; В. Вересаев. ”Без дороги”; М. Горький.”Коновалов”). Ослабление социальной мотивации, выдвижение на первый план самоценной личности и постановка “вечных”, “детских” вопросов. Тема богооставленности человека в творчестве Л.Андреева: трансформация святочных и житийных жанров в творчестве Л.Андреева (“Ангелочек”, “Баргамот и Гараська”, “Жизнь Василия Фивейского”, “Жизнь Человека”, “Анатэма”). «Переписывание» классических сюжетов: пародирование, стилизация, идеологическая полемика в сфере героя и в сфере автора.

ТЕМА 4. Ницшеанство в русской литературе. Творчество М. Горького. Русский образ Ницше и ницшеанства (круг произведений и идейные формулы). Толстовство и ницшеанство как важнейшие этические и эстетические доминанты эпохи. Дебют М. Горького, его репутация в критике, автобиографическая легенда. Трансформации идеи “сверхчеловека”, культ самобытной, яркой личности в творчестве М.Горького 1890-1900-х гг. (“На плотах”, “Варенька Олесова”, “Мальва”, “Челкаш”, “Фома Гордеев”). Полемическое переосмысление типа конфликта и героя классической русской литературы XIX в. — “маленький человек”, “герой- жертва”. Пьеса «На дне» как завершение раннего периода творчества Горького.

ТЕМА 5. Литературный процесс в 1910-е гг. Постсимволистские течения. Новое литературное поколение 1910-х гг. Обсуждение “кризиса символизма” (Вяч. Иванов, А.Блок, В. Брюсов, Д. Мережковский, Андрей Белый, С. Городецкий). Расцвет массовой литературы. Журналы “Аполлон” и “Труды и дни”. Поиски “большой формы” нового типа: “книга стихов”, “лирическая трилогия”, прозаические циклы. Попытка возрождения поэмы (А.Блок. “Возмездие”, Вяч.Иванов. “Младенчество”). Возникновение новых поэтических кружков. Оценки периода в критике и литературоведении.

ТЕМА 6. Неореализм. Синтез реализма и модернизма. Концепция “неореализма” в критике и литературоведении (С.А.Венгеров, Иванов-Разумник, В.А.Келдыш). Осмысление опыта первой русской революции в литературе: поиски основ национального характера; возрождение бытописательства; «провинциальный» комплекс. Стилистические и жанровые поиски «неореализма». Роль фольклорных жанров (сказка, апокриф, притча и т.п.) в неореализме. «Переписывание» сюжетов о «маленьком человеке». Сказовое начало в повествовании и соотношение автора и героя в неореалистической прозе. Взаимодействие реализма и модернизма (И.Бунин, М.Пришвин, Б.Зайцев, Е.Замятин, А.Ремизов, А.Толстой). “Семейные хроники” (И.Бунин, М.Горький).

ТЕМА 7. Историософский роман Андрея Белого “Петербург”. Возникновение новой романной поэтики. Творческая история романа и проблема основного текста. «Петербург» в контексте поэтики «неореализма». Концепция национальной истории в романе. Роль русских культурных мифов (миф о Петербурге, оппозиция Запад-Восток) в концепции романа. Тема революции 1905 г. и мотив провокации. Литературные и исторические источники романа. Проблема катарсиса. Оценки прижизненной критики и современного литературоведения.

ТЕМА 8. «Цех поэтов» и акмеизм. Статья М.Кузмина “О прекрасной ясности”. История «Цеха поэтов», его состав, печатные органы «Гиперборей», «Аполлон»).. Манифесты и декларации акмеистов (Н.Гумилев.”Наследие символизма и акмеизм”, С.Городецкий. “Некоторые течения в современной русской поэзии”, О.Мандельштам. “Утро акмеизма”). Полемика с “теургической” теорией искусства. Поэтические сборники Н.Гумилева, О.Мандельштама, А.Ахматовой. Акмеистическое отношение к слову. Поэтика «культурной памяти». Трансформация жанра “рассказа в стихах” в творчестве А.Ахматовой. Обсуждение акмеизма в прижизненной критике и в научной литературе.

ТЕМА 9. Футуристические группировки: декларации и поэтика. Дебют футуристов. Первые сборники, артистические кафе и кабаре. Литературное поведение футуристов. Основные группировки, их состав: “Гилея”, “Центрифуга”, “Эгофутуристы”, “Мезонин поэзии”. Манифесты футуристов («Пощечина общественному вкусу», «Садок судей II», «Слово как таковое»). Языковые эксперименты (“Заумный” язык, словотворчество) в поэтической практике. Эстетика книги у футуристов. Футуристы и живопись (Д., В. и Н. Бурлюки, В.Маяковский, В.Хлебников, Е. Гуро и др.). Жанр “книги стихов” в творчестве Б.Пастернака (“Сестра моя — жизнь”).

ТЕМА 10. Литературный процесс в 1917-1920 гг. Писатели после шока: общественная позиция и литературные выступления. Роль публицистических и документальных жанров. Возрождение жанра поэмы (Андрей Белый. «Христос Воскрес»; В. Маяковский. “150 000 000”; С.Есенин.”Инония”). Трансформация конфликта, сюжета, новый тип героя в поэме новейшего времени. Миф о бесовстве в начале 1920-х гг.: А.Блок. “Двенадцать”; М. Волошин. “Северо-Восток”; А.Ремизов. “Слово о погибели земли русской”.

ТЕМА 11. Концепции “кризиса культуры” в публицистике и философской эстетике. Группировка “Скифы” и значение “скифской” идеологии для литературы 20-х гг. (Иванов-Разумник, Андрей Белый, А. Блок, С. Есенин). Историософские выступления писателей и философов (сб.”Из глубины”; Вяч Иванов. “Кручи”; Андрей Белый. “На перевале. 1.Кризис мысли. 2.Кризис жизни. 3.Кризис культуры”; Вяч.Иванов и М.Гершензон. “Переписка из двух углов”; А.Блок. “Крушение гуманизма”). «Культура масс» и христианская этика.
Образовательные технологии

В процессе изучения курса применяются две основные формы: 1) лекция и 2) занятия интерактивного типа, цель которых – совместить лекционную и семинарскую форму в рамках одного занятия

За неделю до начала чтения курса студентам рассылается комплект методических материалов: программа курса, рабочие планы лекций, содержащиеся в рабочей тетради студента (РТС), планы всех интерактивных занятий, включающие в себя систему вопросов и заданий, а также списки источников и научной литературы. Курс начинается с общей вводной лекции, в которой обсуждаются критерии выделения литературной эпохи, принципы периодизации внутри заданных хронологических границ, ключевые слова, необходимые для описания важнейших явлений литературного процесса. Кроме того, разъясняются способы проведения интерактивных занятий, сроки и виды промежуточной и итоговой аттестации. В течение семестра прочитываются еще 4 общих лекции с подготовкой по конспектам организаторам в РТС. Все остальные занятия проводятся по группам.

Каждое интерактивное занятие включает в себя три тематических комплекса, которые условно можно назвать «Традиции изучения проблемы», «Панорама литературных событий» и «Поэтика литературного направления». В первой и второй частях занятия преобладает лекционная форма подачи материала, третья часть – наиболее объемная по количеству учебного времени - представляет собой коллективный анализ и комментирование текстов. При этом вполне возможно участие студентов и в первых частях занятия: отдельные вопросы студент может подготовить заранее в виде сообщения. Неограниченны варианты заданий на разыскания вокруг конкретных фрагментов текста. Набор текстов может свободно варьироваться.

Интерактивная форма занятий позволяет сохранить преимущества лекционной формы подачи материала и в то же время активизировать участие студентов в освоении историко-литературного материала.

В качестве форм промежуточной аттестации используются выступления студентов на семинарских занятиях, коллоквиумы, рефераты, контрольные работы, проводимые на каждом третьем лекционном занятии по мере прохождения материала. Студенты должны продемонстрировать усвоение фактического историко-литературного материала (знание основных историко-литературных событий, представителей тех или иных литературных школ, названий программных произведений). Умение проанализировать тексты изучаемых произведений студенты демонстрируют на коллоквиуме (анализ произведения может быть выполнен в письменном виде, по согласованию с преподавателем). В качестве альтернативных форм аттестации могут быть использованы творческие работы студентов на одну из тем, предложенных преподавателем.



Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Текущий контроль успеваемости студентов проводится в форме: подготовка к семинарским занятиям (11 занятий - 3 балла максимум каждый), промежуточная контрольная работа (7 вопросов, каждый вопрос – максимум 3 балла), письменная работа или развернутый устный ответ по атрибуции стихотворных текстов с точки зрения их принадлежности к основным литературным направлениям (максимально - 46 баллов). Для получения удовлетворительной оценки необходимо набрать минимум 60 баллов из 100 (максимальный балл).



Контрольные вопросы по курсу

1. 1890-е годы как особая литературная эпоха. “Переоценка всех ценностей” и “отказ от наследства” в критике и публицистике.

2. Проблемы периодизации литературы “серебряного века” (С.А.Венгеров, Б.В.Михайловский, авторы 3-томной истории русской литературы ИМЛИ, З.Г. Минц).

3. Этапы развития русского символизма.

4. Дебют «старших» символистов: первые сборники и журналы 1890-х годов.

5. Ницшеанство в творчестве “старших” символистов.

6. Типы символистских стихотворений: стихотворение-шифр.

7. «Парнасский» и «верленовский» типы стихотворений. Способы создания многозначности («одно через разное», «разное как единое»).

8. Кружки русских символистов в 1900-е гг.

9. Журналы русского символизма.

10. Типы символистского стихотворения. Мифопоэтика («мифологический» символ) как способ создания многозначности.

11. Роль философии В.С. Соловьева в творчестве «младших» символистов.

12. Типы символистского стихотворения. «Эмпирический» и «метафорический» символ.

13. Проблема «народа» и «интеллигенции» в литературе 1905-1909 гг.

14. «Переписывание классики» в реалистической литературе рубежа XIX –XX вв.

15. Этапы развития реализма на рубеже XIX –XX вв.

16. Сборники т-ва «Знание».

17. Ницшеанство в русской литературе 90-х гг. Творчество раннего Горького.

18.Синтез реализма и модернизма в “неореалистических” произведениях 1910-х гг. (А.Ремизов/ Е.Замятин / М.Пришвин).

19. «Петербургский текст» русской классической литературы и роман А. Белого «Петербург»

20. Манифесты раннего акмеизма (Н.Гумилев, С.Городецкий, М.Кузмин, О.Мандельштам).

21. Концепция поэтического слова у акмеистов (декларации и художественная практика).

22.Трансформация “рассказа в стихах” в творчестве А.Ахматовой.

23.”Культурная память” как фактор поэтики у акмеистов (Н.Гумилев/ О.Мандельштам).

24.Основные футуристические группировки (состав, эстетические программы).

25.Языковые эксперименты в художественной практике футуристов.

26.Проблема “кризиса культуры” в эстетике 1917-1921 гг. (Н.Бердяев/ А.Блок/ А.Белый / Вяч.Иванов / группировка “Скифы”).

27. Миф о “бесовстве” в поэме А.Блока “Двенадцать”.



Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Список источников и научной литературы

ТЕМА 1


Научная литература

Учебник


История русской литературы конца XIX – начала XX века: В 2 т. М.: Академия, 2007.

Общие работы

Обязательные

Русская литература ХХ века / Ред. С.А.Венгеров: В 2 кн. М., 2000 / Или по изданию: М.: Республика, 2004

Русская литература конца XIX — начала XX в. Девяностые годы. М.: Наука, 1968.

Русская литература конца XIX — начала XX в. 1901-1907. М.: Наука, 1971.

Русская литература конца XIX — начала XX в. 1908-1917. М.: Наука, 1972.

Русская литература рубежа веков: (1890-начало 1920-х годов). : В 2 кн. М. : Наследие, 2000-2001

Дополнительные

Литературный процесс и русская журналистика конца XIX — начала XX века: 1890-1904. М.: Наука, 1981.

Литературный процесс и русская журналистика конца XIX — начала XX века: 1890-1904. М.: Наука, 1982.

Русская литература и журналистика начала ХХ века. 1905-1917: Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М.: Наука, 1984.

Русская литература и журналистика начала XX века. 1905-1917: Большевистские и общедемократические издания. М.: Наука, 1984.

История русской литературы. В 4 т. Т. 4. Л.: Наука, 1983.

История русской литературы. XX век: Серебряный век / Ред. Ж.Нива, И.Серман, В.Страда, Е.Эткинд. М.: Изд.гр. «Прогресс», «Литера», 1995.

ТЕМА 2
Источники


Обязательные
Анненский И. Идеал. Тоска. Петербург

Бальмонт К. Мне снятся караваны… Воспоминания о вечере в Амстердаме. Я – изысканность русской медлительной речи.

Белый Андрей. Золотое руно. Закаты. Отчаянье. Веселье на Руси. Возмездие.

Блок А. Вступление («Отдых напрасен...»). «Предчувствую тебя...». «За туманом, за лесами...». «Ты горишь над высокой горою...». Незнакомка, Снежное вино. На снежном костре. «Ночь, улица, фонарь, аптека...». Россия. На поле Куликовом. Коршун. Статьи: Народ и интеллигенция. Интеллигенция и революция. Крушение гуманизма, О назначении поэта.

Брюсов В. Дон Жуан. З.Н. Гиппиус («Неколебимой истине...»). Творчество. Обязательства. Юному поэту.

Гиппиус З.. Швея. Посвящение.

Иванов Вяч. Мертвая царевна

Соловьев В.С. «Милый друг, иль ты не видишь...». «У царицы моей...».

Сологуб Ф. Качели. «Недотыкомка серая...». Мелкий бес.

Фет А. «Я ждал. Невестою-царицей...»

Дополнительно
Белый Андрей. На горах. Серебряный голубь

Бодлер Ш. Соответствия

Верлен П. Искусство поэзии

Иванов Вяч. Альпийский рог. Поэты духа. Парижские эпиграммы. Любовь.

Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы.
Научная литература

Обязательная

Гаспаров М.Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995. С. 286-304 (или любое другое издание).

Корецкая И.В. Символизм // Русская литература рубежа веков: (1890-е – начало 1920-х годов). Кн.1. М., 2000. С. 688-731

Лавров А.В. Андрей Белый в 1900-е годы. М., 1995. С. 64-48 (или: Лавров А.В. Мифотворчество «аргонавтов» // Миф - фольклор – литература. Л., 1978. С. 137-170)

Магомедова Д.М. Владимир Соловьев // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). Кн. 1. М., 2000. С. 732-778.

Магомедова Д.М. Символизм как литературное направление // История русской литературы конца XIX – начала ХХ века. : В 2 т. Т. 2. М. : Академия, 2007. С. 3-32.

Пайман Аврил. История русского символизма. М. : Республика 1998. С. 7-151, 171-226, 227-300.

Дополнительная

Богомолов Н.А. Петербургские гафизиты // Серебряный век в России. М., 1993. С. 167-210.

Громов П.П. А. Блок, его предшественники и современники. Л., 1986. С. 123-178.

Левин Ю.И. Инвариантные структуры в философском тексте: Вл. Соловьев // Серебряный век в России. М., 1993. С. 5-86.

Литературный процесс и русская журналистика конца XIX – начала XX века. М., 1982.

Максимов Д.Е. Критическая проза Блока (главки «Поэтические идеи и поэтические категории» и «Тема народа и интеллигенции») // Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л., 1981. С. 341-372.

Минц З.Г. Лирика «первого тома» (1898-1904) // Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999. С. 12-45.

Минц З.Г. Русский символизм и революция 1905-1907 годов // Минц З.Г. Поэтика русского символизма. СПб., 2004. С. 190-206.

Русская литература и журналистика начала XX века: 1905-1917: Буржуазно-либеральные и модернистские издания. М., 1984.

Русская литература ХХ века: 1890-1910 / Под ред. С.Я. Венгерова. М., 2000. Т.1. С. 74-137, 171-187, 228-448, 490-502.

Ханзен-Леве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов. Ранний символизм СПб., 1999.

ТЕМА 3


Источники

Обязательные

Андреев Л. Мысль



Бунин И. Петлистые уши

Дополнительные

Горький М. Трое

Вересаев В. Без дороги.

Куприн А. Поединок. Олеся / Гранатовый браслет.

Научная литература

Обязательная

Катаев Б.В. Реализм и натурализм // Русская литература рубежа веков (1890 – начало 1920-х годов). Кн.1. М., 2000. С.191-258.

Келдыш В.А. Наследие Достоевского и русская мысль порубежной эпохи // Связь времен: Проблемы преемственности в русской литературе конца XIX – начала XX в. М.: Наследие, 1992. С. 76-115.

Мальцев Ю. Иван Бунин: 1870-1953. Frankfurt a/ M; M, 1994.



Дополнительная

Беззубов В.И. Леонид Андреев и традиции русского реализма. Таллинн, 1984. С. 80-98.

Иезуитова Л.А. Творчество Леонида Андреева: 1892-1906. Л., 1976. С. 94-96.

Магомедова Д.М. «Переписывание классики» на рубеже веков: сфера автора и сфера героя // Аспекты теоретической поэтики: К 60-летию Н.Д. Тамарченко. М.; Тверь, 2000. С. 212-218.

ТЕМА 4

Источники

Обязательные

Горький М. Макар Чудра

Коновалов.

На дне.

Дополнительно



Горький М. Челкаш.

Старуха Изергиль.

На плотах.

Фома Гордеев.



Научная литература

Обязательно

Басинский П. Максим Горький // Русская литература рубежа веков (1890 – начало 1920-х годов). Кн.1. М., 2000. С.505-539.

Русская литература ХХ века: 1898-1910 / Под ред. профессора С.А. Венгерова. М., 2000. Кн.1. С. 35, 39-40, 187- 227.

Дополнительно

Басинский П. К вопросу о “ницшеанстве” Горького // Известия РАН. Сер. лит. и яз. Т.52. № 4. 1993. С.26-33.

Гачев Г.Д. Человек против Правды в пьесе «На дне» // Неизвестный Горький. М., 1994. С. 207-270.

Данилевский Р.Ю. Русский образ Фридриха Ницше (Предыстория и начало формирования) // На рубеже XIX и XX веков: Из истории международных связей русской литературы. Л., 1991.С.5-43.

Колобаева Л.А. Горький и Ницше // Вопросы литературы. 1990.№ 10. С. 162-173.

ТЕМА 5


Источники

Обязательно

Замятин Е. Уездное

Дополнительно

Ремизов А. Неуемный бубен.
Научная литература

Обязательно

Келдыш В.А. Реализм и неореализм // Русская литература рубежа веков. Кн.1. М., 2000. С. 259-335.

Дополнительно

Данилевский А.А. Mutato nomine de te fabula narratur // А. Блок и основные тенденции развития литературы начала ХХ века: Блоковский сборник. VII. Тарту, 1986. С. 137-149.

Эйхенбаум Б. Страшный лад; Лесков и современная проза // Эйхенбаум Б. О литературе. М., 1987. 289-292; 409-424

ТЕМА 7
Источники

Белый Андрей. Петербург (в редакции 1916 гг., изд. «Лит. памятники»). (Минимум: Гл.1-2, Глава 4, главка «Белое домино», Глава 5, главки «Господинчик», «Рюмку водочки», «Я гублю без возврата» и «Страшный суд», Глава 8).

Научная литература

Обязательно

Долгополов Л.К. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л., 1988. С. 198-340.

Максимов Д.Е. О романе-поэме Андрея Белого «Петербург» // Максимов Д.Е. Русские поэты начала века. Л., 1986. С. 240-348.

Дополнительно

Силард Лена. Между Богом и грамматикой // Силард Лена. Герметизм и герменевтика. СПб., 2002. С. 264-282.

Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы»: Введение в тему // Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С. 259-367.

ТЕМА 8

Источники

Обязательно

Ахматова А. Песня последней встречи. Вечером («Звенела музыка в саду…»)

Блок А. В ресторане.

Брюсов В. Сумерки

Мандельштам О. Нет, не луна, а светлый циферблат…», «Золотистого меда струя из бутылки текла…», Notre Dame.

Гумилев Н. Жираф. Я и вы. Заблудившийся трамвай.

Дополнительно



Городецкий С. О некоторых течениях современной русской поэзии.

Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизм.

Кузмин М. О прекрасной ясности.

Мандельштам О. Утро акмеизма. О природе слова.

Научная литература



Обязательно

Богомолов Н.А. Постсимволизм. Основные проблемы // История русской литературы конца XIX – начала ХХ века. : В 2 т. Т. 2. М. : Академия, 2007. С. 216-226.

Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977. С.106-133.

Лекманов О.А. Акмеизм // История русской литературы конца XIX – начала ХХ века. : В 2 т. Т. 2. М. : Академия, 2007. С. 227-251.

Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). Кн.2. М., 2001. С. 381-390, 430-500.

Дополнительно

Левин Ю.И., Сегал Д.М., Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма // Russian Literature. 1974. № 7-8. P. 47-82. (Перепечатка: Смерть и бессмертие поэта. М., 2001. С. 282-316).

Лекманов О. Книга об акмеизме. – Томск: Водолей, 2000. – С. 7-154


ТЕМА 9

Источники



Обязательно

Бурлюк Д. Ор. 75 («Каждый молод, молод, молод…»). Ор. 60 («Небо – труп…»)

Крученых А. Дыр бул щир...

Маяковский В. Послушайте! А вы могли бы? Хорошее отношение к лошадям. Скрипка и немножко нервно. Я. Лиличка! Вместо письма. Облако в штанах.

Хлебников В. «О, достоевскиймо бегущей тучи...». «Бобэоби, пелись губы...». «Там, где жили свиристели...». «Крылышкуя золотописьмом…» Перевертень.

Пощечина общественному вкусу

Садок судей-2

Дополнительно



Пастернак Б. В посаде, куда ни одна нога… Сестра моя – жизнь.

Северянин И. Это было у моря… Кензели. Увертюра («Анансы в шампанском…»);

Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Сост. В.Н. Терехина, А.П. Зименков. М.: Наследие, 1999.


Научная литература

Обязательно
Баран Х., Гурьянова Н.А. Футуризм // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов). М.: Наследие, 2001. Кн.2. С. 501-574.

Марков В. История русского футуризма. СПб., 2000.



Дополнительно

Дуганов Р. Велимир Хлебников. Природа творчества. М., 1990. С. 95-115.

Тренин В., Харджиев Н. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970.
ТЕМА 10

Источники

Обязательно
Блок А. Двенадцать (а также комментарий к поэме по изд.: Блок А.А. Полн. собр. соч. и писем: В 20 т. М., 1999. Т. 5. С. 301-380); Скифы.

Дополнительно

Белый Андрей. Христос воскрес.

Маяковский В. 150 000 000.

Есенин С. Инония.

Волошин М. Северо-восток.

Научная литература

Обязательно

Гаспаров Б.М. Тема святочного карнавала в поэме А. Блока «Двенадцать» // Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. М., 1984. С. 4-27.

Магомедова Д.М. Блок и Волошин. Две интерпретации мифа о бесовстве // Блоковский сборник. XI. Тарту, 1990. С.39-49.
Дополнительно

Долгополов Л.К. А. Блок и русская поэма конца XIX – начала XX веков. М.; Л.: Наука, 1964.

Якобсон Анат. Конец трагедии. Вильнюс, 1992.
Тема 11
Источники

Обязательно
Блок А. Интеллигенция и революция. Крушение гуманизма

Дополнительно

Булгаков С. На пиру богов.

Иванов Вяч. Кручи

Научная литература

Дьякова Е.А. Христианство и революция в миросозерцании «Скифов»: 1917-1919 // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. 1991. Т. 50. № 5. С.414-425.



Дополнительно

Гильднер А. Иванов-Разумник и “скифский” мотив в русской культуре // Иванов-Разумник: Личность. Творчество. Роль в культуре. СПб.: Глагол, 1996. С.119-128.



Методические рекомендации студенту по организации самостоятельной работы.
Трудоемкость освоения курса составляет 84 часа, из них 36 часов аудиторных занятий и 48 часов отводятся на самостоятельную работу студента.


Вид работы

Содержание

Основные вопросы



Трудоемкость самостоят. работы (в часах)

Рекомендации



Подготовка к лекции №1

Рубеж XIX-XX веков как литературная эпоха

2

Подготовка конспекта-организатора по РТС

Подготовка к лекции № 2

Этапы развития русского символизма

2

Подготовка конспекта-организатора лекции (по РТС).

Подготовка к семинару №1

Дебют русских символистов


2

Список литературы: см. раздел УМК «Планы интерактивных занятий» (по теме семинара № 1): чтение источников и научной литературы. Выполнение заданий по плану занятия.

Вопросы для самоконтроля: См. Раздел Рабочей программы «Контрольные вопросы»


Подготовка к семинару № 2

В.С. Соловьев и «соловьевство» младших символистов

2

Список литературы: см. раздел УМК «Планы интерактивных занятий» (по теме семинара № 2): чтение источников и научной литературы. Выполнение заданий по плану занятия.

Вопросы для самоконтроля: См. Раздел Рабочей программы «Контрольные вопросы»


Подготовка к семинару № 3

Обновление критического реализма: реализм и натурализм



6

Список литературы: См. Раздел Рабочей программы «Планы интерактивных занятий» (выполнение заданий, ответы на вопросы). Чтение и анализ художественных текстов. Изучение научной литературы.

Вопросы для самоконтроля: См. Раздел Рабочей программы «Контрольные вопросы»

Подготовка семинару № 4

Ницшеанство в русской литературе: творчество М. Горького

6

Список литературы: См. Раздел Рабочей программы «Планы интерактивных занятий» (выполнение заданий, ответы на вопросы). Чтение и анализ художественных текстов. Изучение научной литературы.

Вопросы для самоконтроля: См. Раздел Рабочей программы «Контрольные вопросы»

Подготовка к лекции № 3 и семинару № 5

Литературный процесс в 1910 гг. Постсимволистские течения

4

Подготовка конспекта-организатора лекции (по РТС). Подготовка к семинарским занятиям: изучение источников и научной литературы, выполнение заданий, указанных в планах интерактивных занятий

Подготовка к лекции № 4 и семинару № 6

Синтез реализма и модернизма: неореалистическая поэтика

2

Подготовка конспекта-организатора лекции (по РТС). Подготовка к семинарским занятиям: изучение источников и научной литературы, выполнение заданий, указанных в планах интерактивных занятий

Подготовка к семинару № 7

Роман Андрея Белого «Петербург»: возникновение новой романной поэтики

2

См. Раздел Рабочей программы «Планы интерактивных занятий» (выполнение заданий, ответы на вопросы). Чтение и анализ художественных текстов. Изучение научной литературы.

Вопросы для самоконтроля: См. Раздел Рабочей программы «Контрольные вопросы»

Подготовка к семинару № 8

«Цех поэтов» и акмеизм

2

См. Раздел Рабочей программы «Планы интерактивных занятий» (выполнение заданий, ответы на вопросы). Чтение и анализ художественных текстов. Изучение научной литературы.

Вопросы для самоконтроля: См. Раздел Рабочей программы «Контрольные вопросы»

Подготовка к семинару № 9

Футуристические группировки: декларации и поэтика

2

См. Раздел Рабочей программы «Планы интерактивных занятий» (выполнение заданий, ответы на вопросы). Чтение и анализ художественных текстов. Изучение научной литературы.

Вопросы для самоконтроля: См. Раздел Рабочей программы «Контрольные

Подготовка к семинару № 10

Возрождение жанра поэмы в 1917-1921 гг.

2

См. Раздел Рабочей программы «Планы интерактивных занятий» (выполнение заданий, ответы на вопросы). Чтение и анализ художественных текстов. Изучение научной литературы.

Вопросы для самоконтроля: См. Раздел Рабочей программы «Контрольные вопросы»

Подготовка к лекции № 5

Концепции кризиса культуры в эстетике 1917-1921гг.

2

Подготовка конспекта-организатора лекции (по РТС). Изучение научной литературы.

Подготовка к зачету– см. Список контрольных вопросов





12




Итого по дисциплине




48





Приложение

Планы интерактивных занятий

следующая страница >>