Рабочая программа (базовый уровень) по литературе в 10 классе на 2013-2014 учебный год Учитель А. Г. Спирина - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по литературе в 10 классе на 2013-2014 учебный год 3 612.39kb.
Рабочая программа по литературе класс: 6б учитель: Сладких Л. 2 425.24kb.
Рабочая программа по литературе (105 часов) Учитель Рубан В. 1 201.5kb.
Рабочая программа по Истории в 8 классе на 2013-2014 учебный год... 1 491.96kb.
Программа по физике, базовый уровень 8 класс на 2013-2014 учебный... 1 245.94kb.
Рабочая программа по немецкому языку для 2 класса базовый уровень... 2 805.8kb.
Рабочая программа по литературе 10 класс Базовый уровень Ушакова О. 1 276.64kb.
Рабочая программа по Истории в 9 классе на 2013-2014 учебный год... 3 1018.23kb.
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса на 2013-2014... 1 279.62kb.
Рабочая программа по предмету «История Древнего Мира» на 2012 2013... 1 546.1kb.
Рабочая программа по математике для 5 класса на 2013/2014 учебный... 1 288.58kb.
Номер варианта задания для выполнения курсового проекта по дисциплине... 1 127.25kb.
- 4 1234.94kb.
Рабочая программа (базовый уровень) по литературе в 10 классе на 2013-2014 учебный - страница №1/1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

УТВЕРЖДАЮ

Директор

___________Л.Ф.Куценко

____________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(базовый уровень)

по литературе

в 10 классе

на 2013-2014 учебный .год

Учитель__А.Г.Спирина

(высшая квалификационная категория)

Пояснительная записка


Модернизации образования в средней школе поставила новые задачи перед курсом литературы в 10 классе. Cтаршеклассники в возрастном развитии переживают период ранней юности. Исследования по педагогике и психологии подчеркивают, что это — качественно новый период развития человека, в котором центральное место занимает проблема взаимоотношений личности и общества. Для литературного развития школьников в это время становятся актуальными проблемы исторических и эстетических связей искусства и жизни, причинно-следственное рассмотрение художественных произведений и литературы определенной эпохи. Характерными сторонами читательского восприятия в свою очередь становятся концепционность осмысления текста и внимание к художественной форме произведения при некотором ослаблении способности читателя к эмоциональной и образной конкретизации литературного образа.

Основываясь на сдвигах в литературном развитии школьников, уроки литературы вправе развернуть перед учениками картину литературного процесса в его историческом движении, смене литературных направлений, эволюции художественных методов. Для учеников становятся доступными систематизация многих фактов, усвоенных в предшествующих классах, целостное представление об историко-литературном процессе и творческом пути отдельных писателей.

Невозможно осознать своеобразие национальной культуры вне сопоставления русской и мировой литературы, тем более что необходимо представить основные вехи развития литературы в ее лучших образцах (фольклор, античность, средневековье, Возрождение, Просвещение и т. д.).

История литературы в школьном варианте предстает в основных своих проявлениях и не охватывает всей многослойности литературного процесса. Многие имена писателей уже знакомы ученикам, и полезно обратиться к тем явлениям, которые остались живыми в памяти поколений. В школе надо наметить контуры литературного процесса, чтобы в сознании учеников сложилась целостная картина развития искусства слова. Сегодня это особенно необходимо, так как только системное мышление поможет школьникам «в просвещении стать с веком наравне». В курсе литературы старших классов сохраняются те литературные явления, которые стали поворотными в литературном процессе и перешагнули границы своего времени, оставшись доступными и содержательными для читателей следующих поколений.

Особенностью литературы этого периода является ее развитие в рамках одного художественного метода — реализма, и различия в творчестве писателей во многом зависят от их общественной позиции. В связи с этим представляется важным (прослеживая творческий путь писателя, эволюцию художественных принципов, нравственные и философские искания) выявить, как несходно они отражают основные идеи и проблемы эпохи. Образ времени создается при соотнесенности творчества писателей, по-разному оценивающих пути развития России и общества (Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Некрасов), представляющих героя времени (И. Тургенев) и идеал человека (Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Лесков, Н. Некрасов).

Возникающие в рамках одного художественного метода вариации и эволюция жанров также обусловлены различием позиций, занимаемых писателями, поэтому при изучении творчества каждого из них важно показать индивидуальность воплощения идей в произведении, многообразие стилей и способов художественного мышления («тайная психология» И. Тургенева, полифонизм Ф. Достоевского, «диалектика души» Л. Толстого, пушкинская сдержанность А. Чехова и т. д.).

Главной задачей курса литературы 10-го класса является изучение творческого пути писателя как развитие его личности и реакции на историческое и эстетическое движение эпохи.

Курс охватывает наиболее прославленный период русской литературы — XIX век. Начальные обзоры имеют целью показать нравственное и эстетическое своеобразие русской литературы, дать представление о сложности и необходимости перехода литературы от романтизма к реализму.

Курс литературы призван актуализировать в сознании школьников тот пласт русской культуры, который стал особо значимой страницей мирового искусства. Этой актуализации могут способствовать следующие направления работы.

1. Выделение общих проблем, эстетическое и социальное значение которых остро ощущается нашим временем (поэзия |и философия, литература и критика, герой времени и пути развития общества, интеллигенция и народ, роль личности в истории и т. д.).

2. Сочетание монографических тем с историческими и эстетическими обзорами, обнаруживающими перспективы развития общества и искусства. Гоголевский период русской литературы (40—50-е гг. XIX в.). Герой времени (50—60-е гг. ХIХ в.). Выбор пути (70—90-е гг. XIX в.). Теоретико-литературное образование учащихся стимулируется накоплением впечатлений в монографических темах и осознанием общих перспектив развития словесного искусства в обзорах, позволяющих выяснить, как эстетический закон преломляется художественной индивидуальностью писателя.
     

Тематическое планирование (136 часов)


1. Введение — 2 ч.

      2. Гавриил Романович Державин — 2 ч.

      3. Василий Андреевич Жуковский — 2 ч.

      4. Константин Николаевич Батюшков — 2 ч.

      5. Александр Сергеевич Пушкин — 15 ч.

      6. Михаил Юрьевич Лермонтов — 11 ч.

      7. Николай Васильевич Гоголь — 11 ч.

      8. Иван Александрович Гончаров — 5 ч.

      9. Александр Николаевич Островский — 6 ч.

      10. Иван Сергеевич Тургенев — 10 ч.

      11. Федор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет — 6 ч.

      12. Николай Алексеевич Некрасов — 7 ч.

      13. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — 4 ч.

      14. Лев Николаевич Толстой — 16 ч.

      15. Федор Михайлович Достоевский — 12 ч.

      16. Николай Семенович Лесков — 4 ч.

      17. Антон Павлович Чехов — 11 ч.

      18. Зарубежная литература — 6 ч.

      19. Резервные уроки — 4 ч.

Календарно-тематическое планирование



урока

Тема урока

Сроки проведения уроков

Дата проведения

урока

1,2

Введение







3

Личность и судьба Г. Р. Державина







4

Традиции и новаторство в творчестве Державина







5

Личность и судьба В. А. Жуковского







6

Обучение анализу лирического текста







7

К. Н. Батюшков: страницы жизни и творчества. Анакреонтические мотивы в лирике Батюшкова







8

Философские элегии Батюшкова







9,10

А. С. Пушкин: личность и судьба. Страницы творческого пути







11

Любовная лирика Пушкина







12

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина







13,14

Философская лирика Пушкина. Тема жизни и смерти







15

Тема дороги в лирике Пушкина







16

«Евгений Онегин»: творческая история романа. Особенности жанра и композиции. Онегинская строфа







17

Евгений Онегин: трагические итоги жизненного пути. Онегин и Ленский







18

Татьяна Ларина — пушкинский идеал женщины. Татьяна и Ольга







19

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина







20

Образ автора и его композиционная роль в романе «Евгений Онегин»







21

Белинский о романе «Евгений Онегин»







22

Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин»







23

Классное сочинение по роману Пушкина «Евгений Онегин»







24—25

М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…»







26

Адресаты любовной лирики Лермонтова







27

Тема поэта и поэзии в лирике Лермонтова







28

Философская лирика Лермонтова. Тема Родины







29

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»







30—31

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера







32

Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе мужских образов романа







33

Любовь в жизни Печорина. Женские образы романа и их роль в раскрытии характера Печорина







34

Литературная критика об образе Печорина







35

Классное сочинение по роману Лермонтова «Герой нашего времени»







36

Слово о Гоголе. Замысел «Мертвых душ»







37—38

Образы помещиков в «Мертвых душах»







39

Образ города в поэме «Мертвые души»







40,41

Образ дороги в «Мертвых душах». Чичиков — центральный герой поэмы







42

Смысл названия поэмы. «Живые души» в поэме Гоголя







43

Особенности поэтики «Мертвых душ». Образ автора в поэме







44

«Выбранные места из переписки с друзьями» и их значение в творческом пути Гоголя







45—46

Классное сочинение по поэме Гоголя «Мертвые души»







47

Очерк жизни и творчества Гончарова. Особенности композиции романа «Обломов»







48

Обломов — «коренной народный наш тип». Что такое обломовщина?







49

«Обломов» как роман о любви







50

Роман «Обломов» в русской критике







51

Классное сочинение







52

Слово об Островском. Личность и судьба драматурга







53

История создания, система образов, приемы характеристики героев пьесы Островского «Гроза»







54

Мы идем по городу Калинову







55

Протест Катерины против «темного царства»







56

Споры вокруг пьесы «Гроза»







57

Любовь в пьесах Островского







58










59

Слово о Тургеневе. Личность и судьба писателя







60

Тургенев — создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»







61

Базаров — герой своего времени







62—63

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»







64

Любовь в романе «Отцы и дети»







65

Анализ эпизода «Смерть Базарова»







66

Споры вокруг романа «Отцы и дети»







67—68

Классное сочинение по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»







69

Страницы жизни Тютчева. Философия природы в его лирике







70

Любовная лирика Тютчева. Опыт сопоставительного анализа стихотворений







71

Страницы жизни Фета. Стихи о любви







72

Философия природы в лирике Фета







73, 74

Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета. Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета







75

Личность и судьба Н. А. Некрасова







76

Тема смысла жизни и предназначения человека в поэзии Некрасова







77

Некрасов о поэтическом труде







78

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»







79

Многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»







80, 81

Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов  — центральный образ поэмы







82

Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина







83

Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина







84—85

Обзор романа Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников







86

Личность и судьба Толстого. Изучение «Севастопольских рассказов»







87

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра







88—89

Жизненные искания героев романа «Война и мир» — Андрея Болконского и Пьера Безухова







90

Женские образы в романе «Война и мир»







91

Семья Ростовых и семья Болконских







92—93

Тема народа в романе «Война и мир»







94

Кутузов и Наполеон







95

Истинное и ложное в романе «Война и мир»







96—97

Особенности романа Толстого «Война и мир»







98

Позднее творчество Толстого. «Воскресение», «Анна Каренина», «Хаджи Мурат»







99

Тема войны в современной литературе







100—101

Классное сочинение по творчеству Толстого







102

Слово о Достоевском. Личность и судьба писателя







103

Петербург Достоевского







104—105

История создания романа «Преступление и наказание». «Униженные и оскорбленные» в романе







106—107

Теория Раскольникова и истоки его бунта







108

«Двойники» Раскольникова







109

Значение образа Сони Мармеладовой в романе







110

Эпилог романа







111—112

Обзор романа Достоевского «Идиот»







113

Классное сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание»







114

Слово о Лескове. Личность и судьба писателя







115

Внешняя и духовная биография Ивана Флягина







116

Поэтика названия сказа «Очарованный странник»







117

«Две Катерины» («Гроза» А. Н. Островского и «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова)







118

Слово о Чехове. Личность и судьба писателя







119

Рассказы Чехова начала 80-х годов







120

Рассказы Чехова 90-х годов







121

«Маленькая трилогия»: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»







122

Душевная деградация человека в рассказе Чехова «Ионыч»







123

Рассказ Чехова «Ионыч» и рассказ Шукшина «Шире шаг, маэстро!»







124

Особенности драматургии Чехова







125—126

«Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда







127

Сад как символ в комедии «Вишневый сад»







128

Своеобразие чеховского стиля







129—134

Вечные вопросы зарубежной литературы







135—140

Резервные уроки









Требования к уровню подготовки обучающихся


Устно: выразительное чтение текста художественного произведения в объеме изучаемого курса литературы, комментированное чтение.

Устный пересказ всех видов — подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей изучаемого текста) — главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи и т. д.

Подготовка характеристики героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) крупных художественных произведений, изучаемых по программе старших классов.

Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного.

Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объема, просмотренный фильм или фильмы одного режиссера, спектакль или работу актера, выставку картин или работу одного художника, актерское чтение, иллюстрации и пр.

Подготовка сообщения, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми художественными произведениями.

Свободное владение монологической и диалогической речью (в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т. д.).

Использование словарей различных типов (орфографических, орфоэпических, мифологических, энциклопедических и др.), каталогов школьных, районных и городских библиотек.

Письменно: составление планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю.

Создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений.



Создание оригинальных произведений (рассказа, стихотворения, былины, баллады, частушки, поговорки, эссе, очерка — на выбор). Подготовка доклада, лекции для будущего прочтения вслух на классном или школьном вечере.