Р. А. Еникеева, преподаватель по классу фортепиано моудод «Красногорская детская музыкальная школа» Методическая работа - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Р. А. Еникеева, преподаватель по классу фортепиано моудод «Красногорская детская - страница №1/5



Р.А. Еникеева ,

преподаватель по классу фортепиано МОУДОД

«Красногорская детская музыкальная школа»

Методическая работа

«Урок – как основное звено педагогического процесса в исполнительском классе фортепиано детской музыкальной школы»

Красногорск - 2013
Оглавление
Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _3

Глава I.

Педагогика дополнительного образования в сфере культуры и искусства


    1. Роль и место дополнительного образования в современной системе образования детей. Сущность педагогического процесса. Детская музыкальная школа (ДМШ) – основная ступень музыкального образования ребенка _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _6

    2. Методика обучения игре на фортепиано в системе образовательных технологий _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _10


Глава II.

Урок – как основное звено педагогического процесса обучения в исполнительском классе фортепиано ДМШ
2.1. Структура, анализ и оценка эффективности урока с учетом современных образовательных технологий _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 16

2.2. Особенности предварительной подготовки преподавателя к уроку в исполнительском классе фортепиано _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _23

2.3. Основные пути и способы оптимизации содержания,форм и методов проведения урока в условиях диадического («парного») взаимодействия преподавателя и ученика _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 26

Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 64

Список использованной и рекомендуемой литературы _ _ _ _ _ _ _ _ 67

Приложение №1 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 69

Приложение №2 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 70

Приложение №3 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 71

Приложение №4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 76

Приложение №5 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _77

Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, современнее. Вы увидите жизнь в иных тонах и красотах.

Д.Д. Шостакович
Введение

Сложные процессы социокультурной жизни современной России, существенные сдвиги во всех основных слоях общественной практики, кризисные явления в сфере воспитания подрастающего поколения – все это актуализирует проблемы нравственного, художественно-эстетического образования, включая, естественно, и музыкальное. Это тем более важно, что господствующая сегодня тенденция к расширению информационных потоков и практически повсеместная ориентация на «технологизацию» обучения ведут в конечном счете к размыванию морально-нравственных, этических норм общественного бытия. В этих условиях возрастает необходимость современной педагогической науке продолжать поиск эффективных решений в области воспитания молодежи. В центре внимания остаются вопросы формирования духовно-богатой, творческой личности. Одними из основных задач, стоящих перед педагогикой, становятся гуманизация личности, раскрытие ее творческого потенциала, формирование общечеловеческих ценностей и идеалов. Значительная роль в их решении принадлежит музыкальному образованию. Удовлетворяя эстетические потребности людей, оно обладает уникальной способностью формировать сознание человека, обогащать его чувственно-эмоциональную сферу, жизненный опыт, влиять на уровень художественно-творческого развития, социально значимые свойства и качества личности.

В современных условиях теория и практика музыкального образования настоятельно требуют:

а) вовлекать в обучение музыке широкий круг детей и подростков, сделать это обучение интересным для них и, что принципиально важно, релевантным их природным данным;

б) разрабатывать прогрессивные формы образования, создавать новые методики с целью обновления и совершенствования различных сторон учебно-воспитательного процесса и повышения его эффективности в соответствии с современными реалиями.

Это в полной мере актуально для урока как центральной базовой категории в музыкальном учебно-воспитательном процессе. Одним из первых этапов музыкального становления и развития учащихся является обучение и воспитание в ДМШ, где индивидуальная работа занимает важное место. В последнее время наблюдается повышение интереса к индивидуальному исполнительству, которое позволяет решать многие задачи профессионального и личностного развития учеников.



Среди исполнительских классов ДМШ наиболее востребован и популярен класс фортепиано.

Актуальность проблемы обусловлена следующими аспектами:

  • содержание образовательного процесса в системе дополнительного образования, обогащаясь и расширяясь с течением времени, опережает в своем развитии перестройку организационных формоструктур обучения. Поэтому одной из первоочередных по важности задач является совершенствование организационных форм обучения, разработка вопросов, связанных с эффективным и целесообразным построением учебно-воспитательного процесса в ДМШ;

  • современные дидактические разработки сконцентрированы прежде всего на поисках нетрадиционных приемов и способов обучения. Предлагаются разного рода педагогические инновации, связанные с использованием новейших информационных технологий и т. д. В то же время проблемы, сопряженные с оптимизацией форм и способов проведения урока до настоящего времени остаются без должного специального и целенаправленного изучения. Между тем, именно урок в художественно-творческой педагогике является тем основополагающим, базовым компонентом, от которого зависит, в конечном счете, «индекс эффективности» учебно-образовательного процесса в целом;

  • урок, будучи главной структурной единицей педагогического процесса, дидактическое обоснование которого было дано еще Я.А. Коменским, отнюдь не утратил в наше время своей роли и значения. Из этого следует, что актуальными остаются вопросы, связанные с его совершенствованием, модернизацией в новых условиях в контексте социокультурной ситуации, сложившейся в России за последние два десятилетия;

  • в музыкальной педагогике индивидуальная работа с учениками, урок в форме диадического («парного») взаимодействия преподавателя и ученика, является основной, наиболее распространенной формой обучения, которая, однако, недостаточно разработана в своих теоретических и методических аспектах. В результате разрыв между величиной накопленного музыкального «багажа» преподавателя и ограниченностью в приемах его передачи ученику в последнее время не сокращается, а напротив, даже растет;

  • проблемы индивидуализации методов обучения в классе фортепиано требует сегодня вести поиск повышения качества учебно-педагогического процесса как через разработку путей и способов оптимизации структуры, форм и методов проведения урока, так и совершенствования подготовки преподавателя. Настало время, когда вопрос о личностных качествах преподавателя, эффективности его музыкально-воспитательной деятельности становится первостепенным;

  • построение урока в исполнительском классе фортепиано в ДМШ нередко отличает: схематичность, шаблонность, недостаточное разнообразие содержания и методов проведения занятий, отсутствие вариативности в их построении, что в значительной степени тормозит уровень профессионального и личностного развития учащихся.

Цель работы:

  • проанализировать с позиций сегодняшнего дня проблему урока в классе фортепиано, рассмотреть основные структурные компоненты урока, уточнить представления о его содержании, формах и методах проведения; помощь преподавателю ДМШ в обновлении и повышении качества педагогического процесса через поиск эффективных путей и средств в организации урока как основной формы учебно-воспитательной деятельности.

Задачи:

  • определить основные психолого-педагогические рекомендации на повышение эффективности занятий в исполнительском классе фортепиано;

  • раскрыть факторы, способные повысить уровень профессионального взаимодействия, оптимизировать межличностные контакты преподавателя и ученика в ходе индивидуального обучения;

  • показать синтез общедидактических и музыкально-педагогических условий, определяющих организацию и формы проведения урока в классе фортепиано;

  • определить основные пути и способы оптимизации содержания, форм и методов проведения урока в условиях диадического («парного») взаимодействия преподавателя и ученика.

Одна из важных задач педагогики, как прикладной науки заключается в применении новых методических идей на практике. «Педагогика, – напоминает Е.Я. Либерман, – становится подлинной, действенной наукой лишь тогда, когда превращается в искусство, то есть, – уточняет он,- когда выходит на уровень индивидуальных решений».1

Поэтому Л.А. Баренбойм в книге «Путь к музицированию» не случайно отмечает, что «знакомство с различными методами нужно вовсе не для того, чтобы механически переносить их в иные условия».2 Изучение новых идей дает толчок собственному творчеству преподавателя, обогащает его опыт и дает возможность оптимизировать педагогический процесс, более эффективно влиять на развитие и саморазвитие личности ученика, реализацию его возможностей, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.



ГЛАВА 1.

Педагогика дополнительного образования в сфере культуры и искусства
1.1. Роль и место дополнительного образования в современной системе образования детей. Сущность педагогического процесса. ДМШ – основная ступень музыкального образования ребенка.

Система дополнительного образования детей Российской Федерации в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении более 10 лет. Она явилась приемником внеклассной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название – дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же как другие типы и виды образования – по конкретным образовательным программам.



Дополнительное образование – это мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Сегодня понятие «дополнительное образование» рассматривается, как социально-педагогическое явление и одновременно, как средство профильного образования и социализации школьников, их социального и профессионального самоопределения.



К основным отличительным чертам педагогики дополнительного образования можно отнести следующее:

  • создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, преподавателя;

  • многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;

  • личностно-деятельный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

  • личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;

  • создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

  • признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, право на пересмотр возможностей в самоопределении;

  • применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.

Система дополнительного образования детей – это своего рода «образовательный оазис», в котором комфортно чувствуют себя обучающиеся. Дополнительное образование на современном этапе рассматривается как зона ближайшего развития образования в России, в основе которого лежат идеи педагогики развития.

Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию. В настоящее время оно рассматривается как одно из приоритетных направлений образовательной политики, как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России».

Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования в жизненном становлении и профессиональном самоопределении детей.

Дополнительное образование детей опирается на следующие принципы:



  • гуманизация;

  • демократизация образовательного процесса;

  • индивидуализация;

  • педагогика сотрудничества.

Сегодня общеобразовательная школа в силу разных причин не может в полной мере удовлетворить потребностям развивающейся личности. Поэтому одна из задач учреждений дополнительного образования – раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные возможности. Дополнительное образование востребовано детьми, родителями, преподавателями и обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности.

Учреждения дополнительного образования создают равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития. В системе дополнительного образования дети получают возможность освоения и обогащения социальных ролей, базовых социальных способностей.

Ведущими целями образования сегодня становится не объем усвоенных знаний и умений, а разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребенка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.

Система дополнительного образования, не имея государственных требований, обязательных для исполнения, наделена правами самостоятельного определения смыслов и ценностей своей деятельности, исходя из интересов детей и специфики свободного времени.

Основное содержание дополнительного образования – практико-ориентированное, исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь , обусловлено функциями свободного времени детей и содержит:


  • рекреативно-оздоровительное развитие ребенка;

  • организацию социального опыта;

  • психолого-педагогическую помощь детям в индивидуальном развитии;

  • персонификацию объектов и темпов усвоения программ дополнительного образования.


Сущность педагогического процесса в системе дополнительного образования.
В специальной литературе педагогический процесс определяется как организованное взаимодействие преподавателя и учащихся, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса.

Взаимодействие преподавателей и учеников на содержательной основе с определенной целью и использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Динамической системе «преподаватель-ученик» присущи такие компоненты, как методы и организационные формы педагогической деятельности.



Метод деятельности – это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбор методов обусловлен уровнем развития и подготовленности субъектов педагогического процесса, содержанием образования, наличием учебно-материальной базы.

Организационная форма педагогической деятельности – это специальная конструкция педагогического процесса, характер которой обусловлен его содержанием, методами, средствами и видами деятельности.

По признаку связи преподавателей и учащихся организационные формы подразделяются на массовые (фронтальные), групповые, индивидуальные.



Педагогический процесс, организованный в системе дополнительного образования должен отвечать следующим требованиям:

  • иметь развивающий характер, то есть должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;

  • быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;

  • основываться на многообразии дополнительных образовательных программ – модифицированных, авторских, адаптированных, которые должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого-педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью учащихся;

  • базироваться на развивающихся методах обучения детей;

  • давать возможность для свободного самоопределения и самореализации ребенка;

  • для преподавателя дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает. Он должен фактически обладать психолого-педагогическими знаниями;

  • использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и потребностями найти для себя занятие по душе;

  • основываться на социальном заказе общества;

  • отражать региональные особенности и традиции.

Перечисленные позиции составляют, в том числе, концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует принципам гуманистической педагогики:

признание уникальности и самооценки человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция преподавателя и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.


ДМШ – основная ступень музыкального образования ребенка.

Особая роль в духовном развитии подрастающего поколения принадлежит музыкальному образованию, поскольку приобщение детей к музыкальному искусству способствует решению проблем нравственного и, в целом, художественного воспитания.

Музыку называют зеркалом человеческой души. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое, как ни одно другое искусство, быть может, помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь, так как в нем определены человеческие эмоции. А.В. Луначарский писал: «Динамика звуков, их сила , рост, скорость и т. д. и есть именно то, что в звуках соответствует интонациям человеческого голоса и самой физиологической картине различных душевных аффектов»3. Музыка эмоциональна по своей сущности, она волнует, вызывает у учащихся определенные настроения и переживания. Полученные впечатления усиливаются под воздействием преподавателя, который передает свои чувства не только в выразительном исполнении произведения, но и в слове, мимике, жестах. Он помогает им войти в мир музыкальных образов, ярко ощутить их выразительность. Зажечь, заразить ребенка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач преподавателя. В данных условиях особую актуальность приобретает совершенствование базового звена музыкального образования. Для ДМШ это означает усиление внимания к проблемам начального музыкального образования. Музыкальное обучение на начальном этапе выполняет две важнейшие образовательные функции: развитие музыкально-творческих способностей детей и юношества и формирование художественной культуры учащихся.

ДМШ сегодня – своеобразная внешкольная организация, выполняющая сложные функции профессионального и общего музыкального образования. Этот сложный синтез ставит перед ней ряд специфических проблем, требующих изучения и сохранения сложившихся профессиональных традиций и освоение нового прогрессивного опыта музыкального воспитания, обновления форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих как подготовку профессиональных музыкантов, так выявление и развитие музыкальных способностей детей – будущих подготовленных любителей музыки.

Поэтому важно, чтобы специфика педагогического процесса в ДМШ была связана не только с прагматичным предметно-ремесленным обучением (научением), овладением информацией и мастерством, а с развитием потенциальных возможностей ребенка, с процессом становления и совершенствования его как субъекта собственного развития. Эти процессы не могут сводиться только к выражению результата в статистической форме (концерты, конкурсы, дипломы и прочее). Основной принцип, на котором может строиться программа сохранения и развития ДМШ – это создание условий, способствующих творческому росту учащихся.

В настоящее время в области начального музыкального образования существуют две тенденции. Первая связана с разработкой новых методик и технологий образовательного процесса – педагогическими инновациями. Вторая заключается в строгом следовании традиционным установкам. Очевидно, что в контексте совершенствования начального музыкального образования особое значение принадлежит обеим из обозначенных тенденций, так как эффективность внедрения новшеств обусловлена обязательным учетом накопленного педагогического опыта.

Задаваясь вопросом: как учить тех детей, у которых отсутствуют яркие музыкальные способности, лишить их музыки, воспитывать традиционным методом дрессировки, натаскивания, мы пришли к выводу, что главной задачей музыкального обучения и воспитания в ДМШ должно стать такое направление работы, которое поможет любому ребенку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, дать представление о богатстве музыкального мира, разбудить интерес и познавательную активность.

Выдающийся музыкант – педагог Г.Г. Нейгауз отмечал: «Хрестоматийная методика, дающая преимущественно рецептуру, так называемые твердые правила, пусть даже верные и проверенные, будет всегда только примитивной, первоначальной, упрощенной методикой, нуждающейся поминутно при столкновении с реальной жизнью в развитии, додумывании, уточнении, оживлении – одним словом, в диалектическом преобразовании»4. Поэтому важной задачей внедрения современных методологических и технологических подходов в процессе начального музыкального развития детей, по нашему мнению, является учет разной степени их одаренности и в этом смысле – создание различных по уровню сложности методических разработок, пособий, репертуарных сборников для обучения. По мнению преподавателей – новаторов, традиционная система ранней музыкальной подготовки учащихся, базирующаяся на утверждении о равенстве способностей детей, и отсюда – возможности применения строгих, нормативных «ходов» в образовании учеников, нуждается в обновлении.

Рассматривая ДМШ как основную учебно-воспитательную ступень в музыкальном образовании, уместно выделить наиболее значительные характерные признаки современной музыкальной педагогики, помогающие решению именно задач общего музыкального образования:



  • глубокое уважение к ребенку;

  • стремление соединить обучение с естественными для детского возраста интересами и переживаниями;

  • подчеркивание широких воспитательных аспектов преподавания игры на инструменте в духе современного гуманизма;

  • стремление связать школу с жизнью;

  • создание глубокой общности между преподавателями как одной специальности, так и установлением межпредметных связей с коллегами иных музыкальных дисциплин, обмен между ними мнениями и опытом работы – как одно из направлений оптимизации образовательного процесса, развития личности ребенка и реализации его возможностей.



1.2. Методика обучения игре на фортепиано в системе образовательных технологий.
Методика обучения – это совокупность знаний о наиболее значимых для выполнения отдельных действий и деятельности общих закономерностях, принципах, правилах, приемах и способах обучения, применение которых в условиях учебной деятельности может обеспечить достижение запланированного результата.

Методика преподавания игры на фортепиано не может быть универсальной и пригодной для обучения всех, так как такая методика, по-видимому, не может быть создана никогда. В то же время необходимо признать существование в методике универсальных (базовых) оснований, без которых невозможно осуществить обучение и воспитание ученика, и без учета которых понятие методики теряет свой смысл и статус.

Традиционная методика обучения игре на фортепиано в ДМШ дает свой эффект при обучении лучших, одаренных детей, однако, процент таких детей не велик, и в основном, преподавателям приходиться работать с «середнячками», а то и с малоподвинутыми учениками. И для этого уже требуются специальные методики, направленные на развитие таких качеств и свойств как, например, интеллект, эмоциональная отзывчивость на музыку, слухово-двигательная координация, музыкальный слух или музыкальное воображение. Именно этим часто занимается преподаватель, поскольку недостаточное развитие данных качеств у ученика тормозит его обучение. Традиционная же методика обучения недостаточна, так как далеко не всегда в состоянии дать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы. Отсюда в основу методики обучения в исполнительском классе фортепиано ДМШ положен принцип саморазвития личности. Преподаватель должен эффективно варьировать методы и формы обучения, чтобы выбрать именно то, что нужно его ученику для получения качественных и глубоких знаний.

Методика обучения игре на фортепиано предполагает дидактическое творчество.



Дидактическое творчество – это изобретение различных способов отбора, структурирования и подачи музыкального материала. Вариаций здесь великое множество. Самое главное, чтобы применяемая методика способствовала умению плодотворно и эффективно работать над музыкальным произведением и повышала исполнительское мастерство ученика. В идеале каждый преподаватель должен иметь собственную методику, которая учитывала бы особенности его личности и личности ребенка. Поэтому совершенно обоснованно А.Д. Алексеев постоянно напоминал и настаивал, что исключительно «Важно, чтобы педагог проявлял интерес и к новым методам преподавания, умел распознать в них рациональное зерно и использовать их для обновления своей методики»5.

Говоря о технологии обучения, на наш взгляд, надо исходить, прежде всего, из того, что педагогика не только искусство, но и прикладная наука, и подобно всем прикладным наукам она не может не быть технологической. А суть этой технологичности и ее предназначение состоит как раз в том, чтобы создать учебный процесс в ДМШ управляемым.


Современное традиционное обучение.

Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформированных Я.А. Коменским6, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Традиционная классно-урочная технология по своей философской основе является педагогикой принуждения. Основная цель обучения: формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения.

Традиционная технология – авторитарная технология, обучение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, практически отсутствуют условия проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности. Как и любая технология обучения, традиционное обучение имеет сильные и слабые стороны. К положительным сторонам в первую очередь следует отнести:


  • систематический характер обучения;

  • упорядоченную, логически правильную подачу учебного материала;

  • оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

Но в конце XX века педагогика подошла к необходимости перехода на личностно-ориентированное обучение. Практической предпосылкой необходимости инновационных технологий и методик в ДМШ явилась необходимость изменения условий обучения, связанная с появлением Концепции художественного образования в Российской Федерации, согласно которой определяющей становится адаптивность процесса обучения к уровням и особенностям развития и подготовки ученика7.

В настоящее время существует проблема – необходимость повышения эффективности учебного процесса и особенно той его стороны, которая связана с гуманизацией образования, развитием личностного потенциала ученика, предупреждения тупиков его развития. Таким образом, на смену отдельным формам и методам обучения приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения в частности. Если традиционная технология – трансляция готового учебного содержания, то современная технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.



Диалектические соотношения методик и технологий могут выражаться следующим образом:

  • методики образуют методологическую и научно-производственную основу для музыкального обучения и воспитания;

  • технологии – входят в состав методик как практические процессы обучения и воспитания, приносящие конкретный результат.

Если методика обозначает порядок и способы работы над музыкальным материалом с учетом индивидуальности ученика, то технологии – конкретный процесс достижения педагогического результата.

Закономерности и правила методики имеют приоритетное значение при проектировании и применении технологических процессов.

Когда речь идет об определенном порядке (алгоритме) выполнения действий с конкретным музыкальным произведением, то под ним мы подразумеваем исполнительскую (не педагогическую) технологию, связанную с процессом создания объекта музыкального искусства. Ее главные закономерности и аспекты входят составной частью в любую методику обучения, поскольку отражают специфику обучения на определенном инструменте.

Говоря о педагогических технологиях, надо заметить, что в современной педагогической науке определение «педагогическая технология» применяется довольно широко. Несмотря на обилие определений в отношении «педагогическая технология», часто противоречащих друг другу, мы придерживаемся точки зрения, что под педагогической технологией следует понимать:



  • педагогически и экономически обоснованный процесс достижения гарантированных, потенциально воспроизводимых результатов;

  • определенный алгоритм взаимодействия преподавателя и ученика по достижению запланированных целей.

Отличительные черты педагогической технологии:

  • повторяемость (возможность ее многократного использования в адекватных условиях);

  • диагностируемость качества учебно-воспитательного процесса (УВП) при условии поэтапного тестирования;

  • возможность гарантированного достижения поставленных целей.

Признаками педагогических технологий обладают такие методические пособия как самоучители или школы игры, в которых предусмотрен определенный, методически обоснованный алгоритм изучения учебного материала. В реальной же практике обучения игре на фортепиано часто ведется на основе авторских технологий, поскольку научно и методически обоснованные технологии или их совокупность – за редким исключением – недостаточно известны преподавателям, или не разработаны.

Существует три уровня, которые необходимо отражает каждая педагогическая технология:

1. методологический;

2. обобщенных технологий;

3. конкретно-методический.

Методологический уровень отражает в целом степень развития педагогической научной мысли и производительных сил общества, а уровень обобщенных технологий предполагает широкий их спектр. Данные технологии могут использоваться при преподавании любой дисциплины.

Конкретно-методический уровень дает конкретный свод присущих определенной технологии педагогических методов, средств, практических приемов и порядок действий, используемых одним преподавателем, а также пригодных для применения другими. По мнению исследователей первых два уровня технологий представляют общепедагогические теории и только третий уровень – конкретные технологии – могут применяться в практической деятельности.

Точное, адекватное применение преподавателем исполнительского класса фортепиано ДМШ разработанных технологий не всегда возможно, поскольку их деятельность поливариативна по сути, всегда носит творческий характер и зависит от условий, в которых проходит урок.

К числу условий, определяющих успешность применения технологий, на наш взгляд, необходимо отнести:


  • психофизиологические особенности учеников (музыкальные способности, темперамент, характер, возрастные особенности и т. д.);

  • личностные и профессиональные качества преподавателя (компетентность, креативность, подготовленность и т. д.);

  • психологический микроклимат в ДМШ и в исполнительском классе фортепиано;

  • способность преподавателя в ходе индивидуального обучения повысить уровень профессионального взаимодействия, оптимизировать межличностные контакты с учеником, мобилизовать, правильно сориентировать и повести его за собой.

Однако надо признать, что создать одинаковые условия для эффективного применения технологий практически очень сложно. Педагогика – необычайно творческий вид деятельности и часто одни и те же педагогические средства в различных условиях могут иметь различный результат. Это, естественно, значительно осложняет возможность использования конкретных технологий, а также делает практически невозможным создание единой унифицированной технологии или жесткой технологической системы. Необходимо также иметь в виду, что из всего многообразия технологий целесообразно использовать те, которые могут достаточно органично интегрироваться с традиционным обучением, классно-урочной системой. На наш взгляд, нельзя забывать о том, что всякое нововведение должно быть тщательно подготовлено.

Выводы по первой главе:
Во-первых,

а) дополнительное образование – это мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно;

б) дополнительное образование детей опирается на следующие принципы: гуманизация; демократизация образовательного процесса; индивидуализация; педагогика сотрудничества.

Система дополнительного образования, не имея государственных требований, обязательных для исполнения, наделена правами самостоятельного определения смыслов и ценностей своей деятельности, исходя из интересов и специфики свободного времени детей;

в) ведущими целями образования в системе дополнительного образования в настоящее время становится не объем усвоенных знаний и умений, а разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребенка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.
Во-вторых,

а) педагогический процесс – это организованное взаимодействие преподавателей и учеников, направленное на решение развивающих, образовательных и воспитательных задач;

б) педагогический процесс в системе дополнительного образования опирается на следующие принципы: свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; единство обучения, воспитания, развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса.
В-третьих,

а) ДМШ сегодня – своеобразная внешкольная организация, выполняющая сложные функции профессионального и общего музыкального образования. Этот сложный синтез ставит перед ней ряд специфических проблем, требующих изучения и сохранения сложившихся профессиональных традиций и освоение нового прогрессивного опыта музыкального воспитания, обновление форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих как подготовку профессиональных музыкантов, так выявление и развитие музыкальных способностей детей – будущих подготовленных любителей музыки;

б) главной задачей музыкального обучения и воспитания в ДМШ должно стать такое направление работы, которое поможет любому ребенку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, дать представление о богатстве музыкального мира, разбудить интерес и познавательную активность.
В-четвертых,

а) методика обучения – это совокупность знаний о наиболее значимых для выполнения отдельных действий и деятельности общих закономерностях, принципах, правилах, приемах и способах обучения, применение которых в условиях учебной деятельности может обеспечить достижение запланированного результата;

б) в основу методики обучения в исполнительском классе фортепиано ДМШ положен принцип саморазвития личности. Преподаватель должен эффективно варьировать методы и формы обучения, чтобы выбрать именно то, что нужно его ученику для получения качественных и глубоких знаний;

в) в идеале каждый преподаватель должен иметь собственную методику, которая учитывала бы особенности его личности и личности ребенка. При этом не менее важно, чтобы найти наилучшие пути для достижения полноценных результатов, преподаватель должен вести постоянный поиск в области методики преподавания музыки, отыскивать и внедрять в практику такие средства обучения, которые позволяли бы ученику максимально проявлять себя в любых областях музыкального творчества: в слушании, исполнительстве,


В-пятых,

а) для наиболее успешного разрешения сегодняшней проблемы – повышения эффективности учебного процесса и особенно той его стороны, которая связана с гуманизацией образования, развитием личностного потенциала ученика – необходимо, чтобы на смену отдельным формам и методам обучения приходили целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения в частности. Если традиционная технология – трансляция готового учебного содержания, то современная технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода;

б) диалектические соотношения методик и технологий:


  • методики образуют методологическую и научно-производственную основу для музыкального обучения и воспитания;

  • технологии входят в состав методик как практические процессы обучения и воспитания, приносящие конкретный результат.

Закономерности и правила методики имеют приоритетное значение при проектировании и применении технологических процессов.
В-шестых,

а) точное, адекватное применение преподавателем разработанных технологий не всегда возможно, поскольку их деятельность поливариативна по сути, всегда носит творческий характер и зависит от условий, в которых проходит урок;

б) из всего многообразия технологий целесообразно использовать те, которые могут достаточно органично интегрироваться с традиционным обучением, классно-урочной системой. Всякое нововведение должно быть тщательно подготовлено.

Глава II.

Урок – как основное звено педагогического процесса в исполнительском классе фортепиано ДМШ
2.1. Структура, анализ и оценка эффективности урока с учетом современных образовательных технологий.

Каждый урок в музыкально-исполнительском классе является определенным и вполне конкретным звеном целостной системы учебно-педагогического процесса в ДМШ. Форма организации познавательной деятельности на уроке по классу фортепиано в ДМШ – индивидуальная.



Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.

Учебное занятие является ведущей составной частью образовательного процесса, при котором реализуется весь комплекс образовательной, развивающей и воспитывающей функций обучения в соответствии с требованиями программы.



Учебное занятие – это сложный и ответственный этап учебного процесса, ибо от качества отдельных занятий, в конечном итоге, зависит общее качество подготовки учащихся8.

Современные образовательные технологии в ДМШ применяются с учетом последних тенденций в образовании. Многие преподаватели отмечают, что использование перспективных подходов и образовательных технологий на уроках позволяют существенно повысить восприятие материала урока учеником.

Современные образовательные технологии на уроках основываются на нескольких подходах к его проведению. Сюда включают:


  • личностно-ориентированный;

  • деятельный;

  • оптимальный;

  • инновационно-творческий.

Современные образовательные технологии учитывают требования обязательного минимума содержания образования, самооценку возможностей преподавателя и диагностику индивидуальных возможностей и потребностей ученика. На первый план в современных технологиях урока выходит личностно-ориентированный подход.

Лично-ориентированное образование – это образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Процесс обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении.



В этих целях разрабатываются:

а) индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;

б) организуются занятия (индивидуальные) на основе диалога и имитационно-ролевых игр;

в) учебный план конструируется для реализации методов исследовательских проектов, выполняемых самими учащимися.

Отслеживается и оценивается не столько достигнутые знания, умения и навыки, сколько сформированность качеств ума (интеллекта) как личностных новообразований.

Типология и структура урока.

Имеются несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отмечается определяющими признаками. Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам – дидактическим целям и месту уроков в общей системе.



Типы уроков:

1) комбинированные (смешанные);

2) уроки получения новых знаний;

3) уроки совершенствования знаний, умений, навыков;

4) уроки обобщения и систематизации изученного;

5) уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков;

6) уроки практического применения знаний, умений.

Нестандартные формы урока – учебные занятия, выходящие за рамки традиционного урока:

1) изменение временных рамок;

2) изменение места проведения урока;

3) использование внепрограммного материала;

4) организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством;

5) обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку.

К каждому типу урока предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования.

Общие требования к урокам в ДМШ:


  • создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;

  • целесообразное расходование времени урока;

  • применение разнообразных методов и средств обучения;

  • высокий уровень межличностных отношений между преподавателем и учеником;

  • практическая значимость полученных знаний и умений.

Структура урока – это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. Структура имеет важное значение в теории и практике современного урока, так как именно она определяет в конечном итоге результативность и эффективность обучения.

От Я.А. Коменского и И.Ф. Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени обучения:



  • подготовка к усвоению новых знаний;

  • усвоение новых знаний, умений;

  • их закрепление и систематизация;

  • применение на практике.

Соответствующий ей тип урока – комбинированный (смешанный).

Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, следующие:

1этап – повторение пройденного (актуализация знаний);

2 этап – изучение новых знаний, формирование новых умений;

3 этап – закрепление, систематизация, применение;

4 этап – задание на дом.

Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач. Все компоненты должны представлять собой единую систему – урок. Урок будет результативным и информативно полным лишь при условии, что преподаватель будет уверен, что все компоненты занятия взаимосвязаны.

Рассмотрим структуру урока на основе современных образовательных технологий.

Структура урока:

1. Цели, задачи темы учебного материала: дидактические (образовательные), воспитательные, развивающие или оздоровительные.

Дидактические цели:


  • реализация ведущих принципов обучения;

  • четкость знаний;

  • связь нового с предыдущим;

  • умелый отбор методов, приемов, средств обучения;

  • умелая организация занятия.

Воспитательные цели:

  • воспитание сознательности;

  • формирование общечеловеческих ценностей;

  • соблюдение педагогического такта;

  • правильный отбор материала.

Развивающие (психологические) цели:

  • развитие познавательной активности, самостоятельности;

  • развитие памяти, внимания, воображения, воли;

  • развитие логического мышления.

2. Требования к целям и задачам урока:

  • ориентация на максимальные возможности ученика;

  • цели должны быть достижимы и осознаны учащимися;

  • задачи должны быть конкретны и ориентированы на результат.

Необходимо отметить, что для малоопытных преподавателей ДМШ нередко является проблемным определение цели урока. Нам кажется, что здесь необходимо исходить из самого понятия. Цель – это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены.

Как правило, определяются не более одной – двух целей урока. Они должны быть достаточно конкретны и достижимы. Одна из традиционных ошибок преподавателя при формировании целей урока становится абстрактность или излишняя масштабность. Например, не может быть за один урок достигнута цель воспитания у детей любви к изучаемому предмету или формирования комплекса знаний, умений, навыков (ЗУНов). Цели достигаются через решение задач. Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их и ставиться с учетом возрастных особенностей ученика, его учебной подготовленности, воспитанности, развития.



3. Требования к содержанию учебного материала:

  • научность;

  • доступность;

  • целесообразность по объему;

  • наличествует степень новизны;

  • присутствует вариативность, возможность творческой деятельности.

следующая страница >>