Похожие работы
|
Р. А. Еникеева, преподаватель по классу фортепиано моудод «Красногорская детская - страница №1/5
![]() Р.А. Еникеева , преподаватель по классу фортепиано МОУДОД «Красногорская детская музыкальная школа»
Глава II. Урок – как основное звено педагогического процесса обучения в исполнительском классе фортепиано ДМШ 2.1. Структура, анализ и оценка эффективности урока с учетом современных образовательных технологий _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 16 2.2. Особенности предварительной подготовки преподавателя к уроку в исполнительском классе фортепиано _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _23 2.3. Основные пути и способы оптимизации содержания,форм и методов проведения урока в условиях диадического («парного») взаимодействия преподавателя и ученика _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 26
Список использованной и рекомендуемой литературы _ _ _ _ _ _ _ _ 67 Приложение №1 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 69 Приложение №2 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 70 Приложение №3 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 71 Приложение №4 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 76 Приложение №5 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _77
Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, современнее. Вы увидите жизнь в иных тонах и красотах. Д.Д. Шостакович
Сложные процессы социокультурной жизни современной России, существенные сдвиги во всех основных слоях общественной практики, кризисные явления в сфере воспитания подрастающего поколения – все это актуализирует проблемы нравственного, художественно-эстетического образования, включая, естественно, и музыкальное. Это тем более важно, что господствующая сегодня тенденция к расширению информационных потоков и практически повсеместная ориентация на «технологизацию» обучения ведут в конечном счете к размыванию морально-нравственных, этических норм общественного бытия. В этих условиях возрастает необходимость современной педагогической науке продолжать поиск эффективных решений в области воспитания молодежи. В центре внимания остаются вопросы формирования духовно-богатой, творческой личности. Одними из основных задач, стоящих перед педагогикой, становятся гуманизация личности, раскрытие ее творческого потенциала, формирование общечеловеческих ценностей и идеалов. Значительная роль в их решении принадлежит музыкальному образованию. Удовлетворяя эстетические потребности людей, оно обладает уникальной способностью формировать сознание человека, обогащать его чувственно-эмоциональную сферу, жизненный опыт, влиять на уровень художественно-творческого развития, социально значимые свойства и качества личности. В современных условиях теория и практика музыкального образования настоятельно требуют: а) вовлекать в обучение музыке широкий круг детей и подростков, сделать это обучение интересным для них и, что принципиально важно, релевантным их природным данным; б) разрабатывать прогрессивные формы образования, создавать новые методики с целью обновления и совершенствования различных сторон учебно-воспитательного процесса и повышения его эффективности в соответствии с современными реалиями. Это в полной мере актуально для урока как центральной базовой категории в музыкальном учебно-воспитательном процессе. Одним из первых этапов музыкального становления и развития учащихся является обучение и воспитание в ДМШ, где индивидуальная работа занимает важное место. В последнее время наблюдается повышение интереса к индивидуальному исполнительству, которое позволяет решать многие задачи профессионального и личностного развития учеников. Среди исполнительских классов ДМШ наиболее востребован и популярен класс фортепиано. Актуальность проблемы обусловлена следующими аспектами:
Цель работы:
Задачи:
Одна из важных задач педагогики, как прикладной науки заключается в применении новых методических идей на практике. «Педагогика, – напоминает Е.Я. Либерман, – становится подлинной, действенной наукой лишь тогда, когда превращается в искусство, то есть, – уточняет он,- когда выходит на уровень индивидуальных решений».1 Поэтому Л.А. Баренбойм в книге «Путь к музицированию» не случайно отмечает, что «знакомство с различными методами нужно вовсе не для того, чтобы механически переносить их в иные условия».2 Изучение новых идей дает толчок собственному творчеству преподавателя, обогащает его опыт и дает возможность оптимизировать педагогический процесс, более эффективно влиять на развитие и саморазвитие личности ученика, реализацию его возможностей, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. ГЛАВА 1. Педагогика дополнительного образования в сфере культуры и искусства 1.1. Роль и место дополнительного образования в современной системе образования детей. Сущность педагогического процесса. ДМШ – основная ступень музыкального образования ребенка. Система дополнительного образования детей Российской Федерации в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении более 10 лет. Она явилась приемником внеклассной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название – дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же как другие типы и виды образования – по конкретным образовательным программам. Дополнительное образование – это мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Сегодня понятие «дополнительное образование» рассматривается, как социально-педагогическое явление и одновременно, как средство профильного образования и социализации школьников, их социального и профессионального самоопределения. К основным отличительным чертам педагогики дополнительного образования можно отнести следующее:
Система дополнительного образования детей – это своего рода «образовательный оазис», в котором комфортно чувствуют себя обучающиеся. Дополнительное образование на современном этапе рассматривается как зона ближайшего развития образования в России, в основе которого лежат идеи педагогики развития. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию. В настоящее время оно рассматривается как одно из приоритетных направлений образовательной политики, как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России». Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования в жизненном становлении и профессиональном самоопределении детей. Дополнительное образование детей опирается на следующие принципы:
Сегодня общеобразовательная школа в силу разных причин не может в полной мере удовлетворить потребностям развивающейся личности. Поэтому одна из задач учреждений дополнительного образования – раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные возможности. Дополнительное образование востребовано детьми, родителями, преподавателями и обществом в целом, так как позволяет удовлетворять в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы личности. Учреждения дополнительного образования создают равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития. В системе дополнительного образования дети получают возможность освоения и обогащения социальных ролей, базовых социальных способностей. Ведущими целями образования сегодня становится не объем усвоенных знаний и умений, а разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребенка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. Система дополнительного образования, не имея государственных требований, обязательных для исполнения, наделена правами самостоятельного определения смыслов и ценностей своей деятельности, исходя из интересов детей и специфики свободного времени. Основное содержание дополнительного образования – практико-ориентированное, исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь , обусловлено функциями свободного времени детей и содержит:
Сущность педагогического процесса в системе дополнительного образования. В специальной литературе педагогический процесс определяется как организованное взаимодействие преподавателя и учащихся, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса. Взаимодействие преподавателей и учеников на содержательной основе с определенной целью и использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе. Динамической системе «преподаватель-ученик» присущи такие компоненты, как методы и организационные формы педагогической деятельности. Метод деятельности – это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбор методов обусловлен уровнем развития и подготовленности субъектов педагогического процесса, содержанием образования, наличием учебно-материальной базы. Организационная форма педагогической деятельности – это специальная конструкция педагогического процесса, характер которой обусловлен его содержанием, методами, средствами и видами деятельности. По признаку связи преподавателей и учащихся организационные формы подразделяются на массовые (фронтальные), групповые, индивидуальные. Педагогический процесс, организованный в системе дополнительного образования должен отвечать следующим требованиям:
Перечисленные позиции составляют, в том числе, концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самооценки человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция преподавателя и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения. ДМШ – основная ступень музыкального образования ребенка. Особая роль в духовном развитии подрастающего поколения принадлежит музыкальному образованию, поскольку приобщение детей к музыкальному искусству способствует решению проблем нравственного и, в целом, художественного воспитания. Музыку называют зеркалом человеческой души. Это искусство прямого и сильного эмоционального воздействия, которое, как ни одно другое искусство, быть может, помогает сделать человека добрее, облагораживает его жизнь, так как в нем определены человеческие эмоции. А.В. Луначарский писал: «Динамика звуков, их сила , рост, скорость и т. д. и есть именно то, что в звуках соответствует интонациям человеческого голоса и самой физиологической картине различных душевных аффектов»3. Музыка эмоциональна по своей сущности, она волнует, вызывает у учащихся определенные настроения и переживания. Полученные впечатления усиливаются под воздействием преподавателя, который передает свои чувства не только в выразительном исполнении произведения, но и в слове, мимике, жестах. Он помогает им войти в мир музыкальных образов, ярко ощутить их выразительность. Зажечь, заразить ребенка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач преподавателя. В данных условиях особую актуальность приобретает совершенствование базового звена музыкального образования. Для ДМШ это означает усиление внимания к проблемам начального музыкального образования. Музыкальное обучение на начальном этапе выполняет две важнейшие образовательные функции: развитие музыкально-творческих способностей детей и юношества и формирование художественной культуры учащихся.
Поэтому важно, чтобы специфика педагогического процесса в ДМШ была связана не только с прагматичным предметно-ремесленным обучением (научением), овладением информацией и мастерством, а с развитием потенциальных возможностей ребенка, с процессом становления и совершенствования его как субъекта собственного развития. Эти процессы не могут сводиться только к выражению результата в статистической форме (концерты, конкурсы, дипломы и прочее). Основной принцип, на котором может строиться программа сохранения и развития ДМШ – это создание условий, способствующих творческому росту учащихся. В настоящее время в области начального музыкального образования существуют две тенденции. Первая связана с разработкой новых методик и технологий образовательного процесса – педагогическими инновациями. Вторая заключается в строгом следовании традиционным установкам. Очевидно, что в контексте совершенствования начального музыкального образования особое значение принадлежит обеим из обозначенных тенденций, так как эффективность внедрения новшеств обусловлена обязательным учетом накопленного педагогического опыта. Задаваясь вопросом: как учить тех детей, у которых отсутствуют яркие музыкальные способности, лишить их музыки, воспитывать традиционным методом дрессировки, натаскивания, мы пришли к выводу, что главной задачей музыкального обучения и воспитания в ДМШ должно стать такое направление работы, которое поможет любому ребенку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, дать представление о богатстве музыкального мира, разбудить интерес и познавательную активность. Выдающийся музыкант – педагог Г.Г. Нейгауз отмечал: «Хрестоматийная методика, дающая преимущественно рецептуру, так называемые твердые правила, пусть даже верные и проверенные, будет всегда только примитивной, первоначальной, упрощенной методикой, нуждающейся поминутно при столкновении с реальной жизнью в развитии, додумывании, уточнении, оживлении – одним словом, в диалектическом преобразовании»4. Поэтому важной задачей внедрения современных методологических и технологических подходов в процессе начального музыкального развития детей, по нашему мнению, является учет разной степени их одаренности и в этом смысле – создание различных по уровню сложности методических разработок, пособий, репертуарных сборников для обучения. По мнению преподавателей – новаторов, традиционная система ранней музыкальной подготовки учащихся, базирующаяся на утверждении о равенстве способностей детей, и отсюда – возможности применения строгих, нормативных «ходов» в образовании учеников, нуждается в обновлении. Рассматривая ДМШ как основную учебно-воспитательную ступень в музыкальном образовании, уместно выделить наиболее значительные характерные признаки современной музыкальной педагогики, помогающие решению именно задач общего музыкального образования:
1.2. Методика обучения игре на фортепиано в системе образовательных технологий. Методика обучения – это совокупность знаний о наиболее значимых для выполнения отдельных действий и деятельности общих закономерностях, принципах, правилах, приемах и способах обучения, применение которых в условиях учебной деятельности может обеспечить достижение запланированного результата. Методика преподавания игры на фортепиано не может быть универсальной и пригодной для обучения всех, так как такая методика, по-видимому, не может быть создана никогда. В то же время необходимо признать существование в методике универсальных (базовых) оснований, без которых невозможно осуществить обучение и воспитание ученика, и без учета которых понятие методики теряет свой смысл и статус. Традиционная методика обучения игре на фортепиано в ДМШ дает свой эффект при обучении лучших, одаренных детей, однако, процент таких детей не велик, и в основном, преподавателям приходиться работать с «середнячками», а то и с малоподвинутыми учениками. И для этого уже требуются специальные методики, направленные на развитие таких качеств и свойств как, например, интеллект, эмоциональная отзывчивость на музыку, слухово-двигательная координация, музыкальный слух или музыкальное воображение. Именно этим часто занимается преподаватель, поскольку недостаточное развитие данных качеств у ученика тормозит его обучение. Традиционная же методика обучения недостаточна, так как далеко не всегда в состоянии дать исчерпывающие ответы на поставленные вопросы. Отсюда в основу методики обучения в исполнительском классе фортепиано ДМШ положен принцип саморазвития личности. Преподаватель должен эффективно варьировать методы и формы обучения, чтобы выбрать именно то, что нужно его ученику для получения качественных и глубоких знаний. Методика обучения игре на фортепиано предполагает дидактическое творчество. Дидактическое творчество – это изобретение различных способов отбора, структурирования и подачи музыкального материала. Вариаций здесь великое множество. Самое главное, чтобы применяемая методика способствовала умению плодотворно и эффективно работать над музыкальным произведением и повышала исполнительское мастерство ученика. В идеале каждый преподаватель должен иметь собственную методику, которая учитывала бы особенности его личности и личности ребенка. Поэтому совершенно обоснованно А.Д. Алексеев постоянно напоминал и настаивал, что исключительно «Важно, чтобы педагог проявлял интерес и к новым методам преподавания, умел распознать в них рациональное зерно и использовать их для обновления своей методики»5. Говоря о технологии обучения, на наш взгляд, надо исходить, прежде всего, из того, что педагогика не только искусство, но и прикладная наука, и подобно всем прикладным наукам она не может не быть технологической. А суть этой технологичности и ее предназначение состоит как раз в том, чтобы создать учебный процесс в ДМШ управляемым. Современное традиционное обучение. Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформированных Я.А. Коменским6, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Традиционная классно-урочная технология по своей философской основе является педагогикой принуждения. Основная цель обучения: формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии стандарта обучения.
Но в конце XX века педагогика подошла к необходимости перехода на личностно-ориентированное обучение. Практической предпосылкой необходимости инновационных технологий и методик в ДМШ явилась необходимость изменения условий обучения, связанная с появлением Концепции художественного образования в Российской Федерации, согласно которой определяющей становится адаптивность процесса обучения к уровням и особенностям развития и подготовки ученика7. В настоящее время существует проблема – необходимость повышения эффективности учебного процесса и особенно той его стороны, которая связана с гуманизацией образования, развитием личностного потенциала ученика, предупреждения тупиков его развития. Таким образом, на смену отдельным формам и методам обучения приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения в частности. Если традиционная технология – трансляция готового учебного содержания, то современная технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. Диалектические соотношения методик и технологий могут выражаться следующим образом:
Если методика обозначает порядок и способы работы над музыкальным материалом с учетом индивидуальности ученика, то технологии – конкретный процесс достижения педагогического результата. Закономерности и правила методики имеют приоритетное значение при проектировании и применении технологических процессов. Когда речь идет об определенном порядке (алгоритме) выполнения действий с конкретным музыкальным произведением, то под ним мы подразумеваем исполнительскую (не педагогическую) технологию, связанную с процессом создания объекта музыкального искусства. Ее главные закономерности и аспекты входят составной частью в любую методику обучения, поскольку отражают специфику обучения на определенном инструменте. Говоря о педагогических технологиях, надо заметить, что в современной педагогической науке определение «педагогическая технология» применяется довольно широко. Несмотря на обилие определений в отношении «педагогическая технология», часто противоречащих друг другу, мы придерживаемся точки зрения, что под педагогической технологией следует понимать:
Отличительные черты педагогической технологии:
Признаками педагогических технологий обладают такие методические пособия как самоучители или школы игры, в которых предусмотрен определенный, методически обоснованный алгоритм изучения учебного материала. В реальной же практике обучения игре на фортепиано часто ведется на основе авторских технологий, поскольку научно и методически обоснованные технологии или их совокупность – за редким исключением – недостаточно известны преподавателям, или не разработаны. Существует три уровня, которые необходимо отражает каждая педагогическая технология: 1. методологический; 2. обобщенных технологий; 3. конкретно-методический. Методологический уровень отражает в целом степень развития педагогической научной мысли и производительных сил общества, а уровень обобщенных технологий предполагает широкий их спектр. Данные технологии могут использоваться при преподавании любой дисциплины. Конкретно-методический уровень дает конкретный свод присущих определенной технологии педагогических методов, средств, практических приемов и порядок действий, используемых одним преподавателем, а также пригодных для применения другими. По мнению исследователей первых два уровня технологий представляют общепедагогические теории и только третий уровень – конкретные технологии – могут применяться в практической деятельности. Точное, адекватное применение преподавателем исполнительского класса фортепиано ДМШ разработанных технологий не всегда возможно, поскольку их деятельность поливариативна по сути, всегда носит творческий характер и зависит от условий, в которых проходит урок.
Однако надо признать, что создать одинаковые условия для эффективного применения технологий практически очень сложно. Педагогика – необычайно творческий вид деятельности и часто одни и те же педагогические средства в различных условиях могут иметь различный результат. Это, естественно, значительно осложняет возможность использования конкретных технологий, а также делает практически невозможным создание единой унифицированной технологии или жесткой технологической системы. Необходимо также иметь в виду, что из всего многообразия технологий целесообразно использовать те, которые могут достаточно органично интегрироваться с традиционным обучением, классно-урочной системой. На наш взгляд, нельзя забывать о том, что всякое нововведение должно быть тщательно подготовлено. Выводы по первой главе: Во-первых, а) дополнительное образование – это мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно; б) дополнительное образование детей опирается на следующие принципы: гуманизация; демократизация образовательного процесса; индивидуализация; педагогика сотрудничества. Система дополнительного образования, не имея государственных требований, обязательных для исполнения, наделена правами самостоятельного определения смыслов и ценностей своей деятельности, исходя из интересов и специфики свободного времени детей; в) ведущими целями образования в системе дополнительного образования в настоящее время становится не объем усвоенных знаний и умений, а разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребенка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.
а) педагогический процесс – это организованное взаимодействие преподавателей и учеников, направленное на решение развивающих, образовательных и воспитательных задач; б) педагогический процесс в системе дополнительного образования опирается на следующие принципы: свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; единство обучения, воспитания, развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса.
а) ДМШ сегодня – своеобразная внешкольная организация, выполняющая сложные функции профессионального и общего музыкального образования. Этот сложный синтез ставит перед ней ряд специфических проблем, требующих изучения и сохранения сложившихся профессиональных традиций и освоение нового прогрессивного опыта музыкального воспитания, обновление форм и методов обучения и воспитания, обеспечивающих как подготовку профессиональных музыкантов, так выявление и развитие музыкальных способностей детей – будущих подготовленных любителей музыки; б) главной задачей музыкального обучения и воспитания в ДМШ должно стать такое направление работы, которое поможет любому ребенку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, дать представление о богатстве музыкального мира, разбудить интерес и познавательную активность.
а) методика обучения – это совокупность знаний о наиболее значимых для выполнения отдельных действий и деятельности общих закономерностях, принципах, правилах, приемах и способах обучения, применение которых в условиях учебной деятельности может обеспечить достижение запланированного результата; б) в основу методики обучения в исполнительском классе фортепиано ДМШ положен принцип саморазвития личности. Преподаватель должен эффективно варьировать методы и формы обучения, чтобы выбрать именно то, что нужно его ученику для получения качественных и глубоких знаний; в) в идеале каждый преподаватель должен иметь собственную методику, которая учитывала бы особенности его личности и личности ребенка. При этом не менее важно, чтобы найти наилучшие пути для достижения полноценных результатов, преподаватель должен вести постоянный поиск в области методики преподавания музыки, отыскивать и внедрять в практику такие средства обучения, которые позволяли бы ученику максимально проявлять себя в любых областях музыкального творчества: в слушании, исполнительстве, В-пятых, а) для наиболее успешного разрешения сегодняшней проблемы – повышения эффективности учебного процесса и особенно той его стороны, которая связана с гуманизацией образования, развитием личностного потенциала ученика – необходимо, чтобы на смену отдельным формам и методам обучения приходили целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения в частности. Если традиционная технология – трансляция готового учебного содержания, то современная технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода; б) диалектические соотношения методик и технологий:
Закономерности и правила методики имеют приоритетное значение при проектировании и применении технологических процессов. В-шестых, а) точное, адекватное применение преподавателем разработанных технологий не всегда возможно, поскольку их деятельность поливариативна по сути, всегда носит творческий характер и зависит от условий, в которых проходит урок; б) из всего многообразия технологий целесообразно использовать те, которые могут достаточно органично интегрироваться с традиционным обучением, классно-урочной системой. Всякое нововведение должно быть тщательно подготовлено.
Каждый урок в музыкально-исполнительском классе является определенным и вполне конкретным звеном целостной системы учебно-педагогического процесса в ДМШ. Форма организации познавательной деятельности на уроке по классу фортепиано в ДМШ – индивидуальная. Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса. Учебное занятие является ведущей составной частью образовательного процесса, при котором реализуется весь комплекс образовательной, развивающей и воспитывающей функций обучения в соответствии с требованиями программы. Учебное занятие – это сложный и ответственный этап учебного процесса, ибо от качества отдельных занятий, в конечном итоге, зависит общее качество подготовки учащихся8. Современные образовательные технологии в ДМШ применяются с учетом последних тенденций в образовании. Многие преподаватели отмечают, что использование перспективных подходов и образовательных технологий на уроках позволяют существенно повысить восприятие материала урока учеником. Современные образовательные технологии на уроках основываются на нескольких подходах к его проведению. Сюда включают:
Современные образовательные технологии учитывают требования обязательного минимума содержания образования, самооценку возможностей преподавателя и диагностику индивидуальных возможностей и потребностей ученика. На первый план в современных технологиях урока выходит личностно-ориентированный подход. Лично-ориентированное образование – это образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Процесс обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении. В этих целях разрабатываются: а) индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление; б) организуются занятия (индивидуальные) на основе диалога и имитационно-ролевых игр; в) учебный план конструируется для реализации методов исследовательских проектов, выполняемых самими учащимися. Отслеживается и оценивается не столько достигнутые знания, умения и навыки, сколько сформированность качеств ума (интеллекта) как личностных новообразований.
Имеются несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отмечается определяющими признаками. Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам – дидактическим целям и месту уроков в общей системе. Типы уроков: 1) комбинированные (смешанные); 2) уроки получения новых знаний; 3) уроки совершенствования знаний, умений, навыков; 4) уроки обобщения и систематизации изученного; 5) уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков; 6) уроки практического применения знаний, умений.
1) изменение временных рамок; 2) изменение места проведения урока; 3) использование внепрограммного материала; 4) организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством; 5) обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку. К каждому типу урока предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования.
Структура урока – это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. Структура имеет важное значение в теории и практике современного урока, так как именно она определяет в конечном итоге результативность и эффективность обучения. От Я.А. Коменского и И.Ф. Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени обучения:
Соответствующий ей тип урока – комбинированный (смешанный). Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, следующие: 1этап – повторение пройденного (актуализация знаний); 2 этап – изучение новых знаний, формирование новых умений; 3 этап – закрепление, систематизация, применение; 4 этап – задание на дом. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач. Все компоненты должны представлять собой единую систему – урок. Урок будет результативным и информативно полным лишь при условии, что преподаватель будет уверен, что все компоненты занятия взаимосвязаны. Рассмотрим структуру урока на основе современных образовательных технологий.
Воспитательные цели:
Развивающие (психологические) цели:
2. Требования к целям и задачам урока:
Необходимо отметить, что для малоопытных преподавателей ДМШ нередко является проблемным определение цели урока. Нам кажется, что здесь необходимо исходить из самого понятия. Цель – это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены. Как правило, определяются не более одной – двух целей урока. Они должны быть достаточно конкретны и достижимы. Одна из традиционных ошибок преподавателя при формировании целей урока становится абстрактность или излишняя масштабность. Например, не может быть за один урок достигнута цель воспитания у детей любви к изучаемому предмету или формирования комплекса знаний, умений, навыков (ЗУНов). Цели достигаются через решение задач. Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их и ставиться с учетом возрастных особенностей ученика, его учебной подготовленности, воспитанности, развития. 3. Требования к содержанию учебного материала:
следующая страница >> |