Путешествие в страну речевого этикета с 5 б классом - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Путешествие в страну речевого этикета с 5 б классом - страница №1/1

Путешествие в страну речевого этикета с 5 Б классом

(проведено учителем русского языка и литературы Тупицкой Т.Н.

в рамках Дней гуманитарных предметов

17 апреля 2013 г.)
Цели:

1.      Общеобразовательные:



  • Дать учащимся понятия о формулах речевого этикета

  • Познакомить с типичными речевыми ситуациями речевого этикета

  • Познакомить с правилами поведения в данных речевых ситуациях

2.      Развивающие:

  • Развивать умения выбирать оптимальный вариант речевого выражения для данной ситуации

3.      Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к собеседнику, культуру взаимоотношений в обществе.

Участникам заранее было дано задание подготовиться отвечать на вопросы:

1)      Как приветствовали друг друга в разные века и в разных странах?

2)      Повторить правила приветствия

3)      Повторить правила разговора по телефону

4)      Повторить правила поведения в гостях и правила приёма гостей

Станция 1. Что такое этикет?

Ведущий1

Попытки раскрыть смысл, который вкладывается в понятие «хорошие манеры», предпринимались много раз.

   Больше чем 200 лет тому назад Пётр Первый в предисловии к книге «Юности честное зерцало» указал, что воспитанного человека украшают три добродетели: «приветливость, смирение и учтивость».

  Ведущий 2

Английский писатель 18 века Оливер Голдсмит в книге «Гражданин мира» писал, что, хотя в каждой стране существуют свои церемонии, истинная учтивость повсюду одинакова и порождается она здравым смыслом и добросердечием.

   По мнению же создателя Гулливера - Джонатана Свифта, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».



Станция 2. Приветствие.

Ведущий 3

   В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы удобно и хорошо, чтобы никто не чувствовал себя неловко. Интересно проследить, как развивалась человеческая мысль, как люди учились вести себя. Начнём с приветствий.


  • Как принято было приветствовать друг друга в разных странах и в разные века?

* Команды отвечают.

Дополнения ведущих:

1) У некоторых индейских племён принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда для приветствия они снимают обувь.

2) В 17-18 веках важные графы и графини, герцоги и герцогини, дамы и кавалеры долго раскланивлись при встрече, используя при этом самые разнообразные движения.

3) Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают они за ухо, ещё высовывают язык.

4) У японцев для приветствия применяются три вида поклонов - самый низкий, средний поклон - с углом 30 градусов и лёгкий - с углом в 15 градусов.

5) Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест понятен сейчас всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

6) А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг друга кулаком по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.



Ведущий 1

Сейчас конкурс разминка-пантомима. Кто быстрее и лучше, используя мимику и жесты, покажет ситуацию?

* Выходят представители команд.

Ситуация 1.

«На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? ( для жюри: нельзя показывать пальцем, только всей рукой)

Ситуация 2.

«На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используются учителем, а какие учеником?

Ситуация 3.

За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку?

Ведущий 2

Сейчас я предложу вам несколько ситуаций встреч и прощания. Задание: я описываю ситуацию, а вы отвечаете на вопрос и аргументируете, объясняете свой ответ.

1-я ситуация.

Встречаются два знакомых мальчика. Как они приветствуют друг друга?

2-я ситуация.

Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?

3-я ситуация.

Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?



Станция 3 «Давайте говорить друг другу комплименты...»
Ведущий 1
Ребята, вы знаете, что такое комплимент?

Представители команд формулируют ответ.
-И какие же комплименты говорят люди друг другу?

Представители команд добавляют свои ответы.



Ведущий 2.

Предлагаем выйти представителей команд. Вам надо сказать комплимент, учитывая предложенную ситуацию.

Ситуация 1.

После каникул вы случайно встретили своего друга и обратили внимание, что он хорошо выглядит: загорел, вырос, повзрослел

Ситуация 2.

Вам понравился ответ друга на истории. Сделайте ему комплимент

Ситуация 3.

Ваша мама чем-то расстроена. Вы делаете ей комплимент, который бы поднял ей настроение.

* Выступают капитаны команд.

Станция 4 «У меня зазвонил телефон».

Ведущий 1

Послушайте разговор по телефону и ответьте на вопрос: получился ли у ребят разговор по телефону? Почему вы так считаете?

Сценка


* Два мальчика сидят у телефона.

Первый: Алло! Алло!

Второй: Алло!

Первый: Слышно что-нибудь?

Второй: Слышно. А тебе слышно?

Первый: Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?

Второй: Хорошо! А тебе?

Первый: И мне хорошо. Ха-ха-ха! Слышно, как я смеюсь? Давай разговаривать.

Второй: Давай. А о чём разговаривать?

Первый: Ну, о чём... О чем-нибудь... Хорошо, что мы купили телефон, правда?

Второй: Правда.

Первый: А вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?

Второй: Правда.

Первый: Ну?

Второй: Что «ну»?

Первый: Чего ж ты не разговариваешь?

Второй: А ты почему не разговариваешь?

Первый: Да я не знаю, о чём разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь.

(Представители команд отмечают, что разговор не получился потому, что он бессодержателен.)

Сценка №2.

У телефонов сидят два ученика. Первый набирает номер, у второго звонит телефон.

Первый.

Кто? С кем я говорю?



Второй.

Здрасьти. А кто вам нужен?

Первый.

Что? Куда я попал?



Второй.

Здравствуйте, товарищ! А вы куда хотели попасть?

Первый бросает трубку. Звучат гудки.

Представители команд формулируют недостатки данного разговора:



  • Сначала надо поприветствовать собеседника и попросить к телефону того, кто вам нужен. Например: «Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Петю»

  • Если вам сказали, что вы не туда попали, вы можете переспросить: «Извините, это номер 1-58-17?» Если скажут, что нет, то надо попросить извинения и попрощаться.

  • Тот же, кому звонили, не должен спрашивать, кто ему нужен, а должен спросить, по какому телефону тот звонит.

Вопросы жюри для болельщиков:

-          Позвонили и попросили вашего старшего брата. Какие формулы речевого этикета вы используете в разговоре? (Подождите, пожалуйста. Извините, но он будет позже)

-          Девочка звонит заболевшей подруге, но к телефону подходит её мама. Как может девочка обратиться к ней? С чего начать разговор? Можно ли, здороваясь, использовать слово «привет»? Как лучше выразить свою просьбу?

-          Перечислите правила телефонного этикета. ( Разговор по телефону должен быть содержательным. Он должен быть коротким. Говорить надо вежливо, поздороваться, представиться, обратиться по имени)



 Станция 5 .Приходите в гости!

Ведущий 3



   Умеешь ли ты принимать гостей? А быть хорошим гостем? Ведь только кажется, что это дело нехитрое.

   Попробуйте поставить себя на место героев двух маленьких историй и подумайте, как бы вы себя повели.



Ведущий 1.

   Здорово, когда приходят гости. Но один раз гость меня не обрадовал. С самого порога в грязных ботинках он протопал в комнату, стал всё осматривать и хватать в руки.

-          Это ваза? Ну-ну!

-          Это лампа? Ну-ну!

-          А это сушки? - спросил он, загребая в карман горсть сушек.

-          Ну ладно, - сказал он, - я пошёл...

И ушёл.

«Для чего он, интересно, приходил? - подумал я. - Ведь кроме грязных следов на полу, он ничего не оставил».



-          Как же вы бы себя повели на месте хозяина квартиры?

Задание командам:

-          Сформулируйте правила поведения в гостях

-          Сформулируйте правила поведения хозяина, принимающего гостей

* Командам даётся 5 минут, потом они представляют свои ответы

Обобщаются правила поведения, вручаются заранее подготовленная памятка ребятам для размещения в классном уголке.

Несколько правил этикета

Как разговаривать по телефону

-Сначала надо поприветствовать собеседника и попросить к телефону того, кто вам нужен. Например: «Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Петю»

Если вам сказали, что вы не туда попали, вы можете переспросить: «Извините, это номер 1-58-17?» Если скажут, что нет, то надо попросить извинения и попрощаться.

Тот же, кому звонили, не должен спрашивать, кто ему нужен, а должен спросить, по какому телефону тот звонит.



Разговор по телефону должен быть содержательным. Он должен быть коротким. Говорить надо вежливо, представиться.

Если ты гость

  • Ходить в гости надо или только по приглашению, или предупредив о своём визите

  • Звонить в дверь надо не больше двух раз

  • Находясь в гостях, некрасиво оценивать квартиру, особенно делать критические замечания

  • Нельзя брать в руки вещи, чтобы их рассмотреть

  • Не выпытывай, что сколько стоило и где было куплено

Если ты хозяин

  • Принимать гостей следует любезно и сердечно

  • Если гость зашёл больше, чем на несколько минут, надо предложить ему раздеться. Причём ты должен помочь повесить пальто на вешалку и дать тапочки

  • Постарайся, чтобы гость скорее освоился и почувствовал себя как дома. Предложи ему сесть на самое удобное место. Займи гостя беседой Пусть гость сам выбирает тему для разговора

  • Не оставляй гостя надолго одного Если гость засиделся и не собирается уходить, а у тебя неотложные дела, ты должен найти удобную, очень тактичную форму, как дать ему это понять

Оценивается работа команд председателем жюри, вручаются призы.

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\путешествие в страну речевого этикета\sam_1182.jpg