«Психолого- педагогическое сопровождение детей и подростков из социально неблагополучных семей» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями... 1 111.54kb.
Лекция Семья и психолого-педагогическая поддержка. Лекция Развитие... 3 927.93kb.
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции с международным... 1 45.64kb.
Программа «Здоровье» Содержание Некоторые итоги реализации программы... 2 605.45kb.
Праздник – детям в спортивном зале Нижнекамского Управления внутренних... 1 18.25kb.
Номер «Детского телефона доверия» 8 (495) 624-60-01 Отдел Московской... 1 18.61kb.
Направление: Психолого-педагогическое образование 5 672.85kb.
Направление: Психолого-педагогическое образование 5 730.26kb.
Дополнительного образования детей детско- юношеский центр 2 556kb.
Отчет за 2010-13 уч г. Целью психолого-педагогической службы гбоу... 2 704.61kb.
Отчет о работе социального педагога средней школы №467 1 47kb.
Ведущий: Наш именинник молод, красив и полон сил, в сердцах всегда... 1 101.01kb.
- 4 1234.94kb.
«Психолого- педагогическое сопровождение детей и подростков из социально неблагополучных - страница №1/1

«Психолого- педагогическое сопровождение детей и подростков из социально неблагополучных семей»

Ахметова Лиля Заитовна педагог-психолог Государственного Бюджетного Учреждения Реабилитационный Центр г. Нефтекамска Отделение Реабилитации г. Янаул и Янаульского района.


Одной из серьезнейших проблем, вставших в настоящее время перед российским обществом и перед западной цивилизацией в целом, является кризис семьи как базового социального института. В современной России это явление усугубляется атмосферой общего затяжного социального кризиса, связанного с периодом реформ. Однако прогрессирующее ухудшение состояния семьи во всех аспектах ее жизнедеятельности - от семейно-брачных отношений супругов до воспитания детей, от решения жилищных и материальных проблем до заботы о престарелых родителях - на наш взгляд, представляет собой генерализованный процесс, уходящий корнями далеко в прошлое. Разумеется, развитие и распространение вширь этого процесса обусловлено и наложением других негативных реалий пореформенной России: массового алкоголизма, наркомании, роста агрессивности и жестокости, низкого уровня жизни, нерешенности жилищного вопроса, ухудшения экологической обстановки и связанного с ним ослабления здоровья населения, в том числе рождающихся детей, и т.д. Большое значение имеют и неблагоприятные демографические тенденции, которые сами порождаются и подпитываются тяжелым состоянием семьи. Отдельную проблему составляет рост насилия в семье, достигший в современной России беспрецедентного уровня, во многом из-за отсутствия законодательного обеспечения соблюдения прав личности внутри семьи.

Тема неблагополучной семьи по своему характеру является междисциплинарной, поскольку здесь скрещиваются научные интересы педагогов, психологов, социологов, правоведов, философов и демографов. Собственно социологическое изучение указанных проблем также является комплексным, затрагивая соответствующие аспекты тендерной социологии, феминологии, социологии детства, проблемы семейного насилия и т.д.

Необходимо в первую очередь отметить вклад выдающегося социолога П. Сорокина в разработку методологической парадигмы изучения института семьи как базовой и исходной социальной группы, лежащей в основании всех структур общества. В трудах Сорокина проанализированы функции семьи как социального института, акцентируется несводимость этих функций к функциям других институтов и структур, незаменимость и необходимость семейных механизмов наследования детьми социального статуса родителей, воспитания и образования молодого поколения. Согласно Сорокину, семья является качественно особой, элементарной, неделимой и невосстановимой социальной группой. Известный социолог современного поколения Э. Гидденс исследовал исторические этапы развития форм семьи, интегративную роль семейных ценностей, дал свою интерпретацию мотивов вступления в брак и развода, проанализировал альтернативные формы брака и семьи.

значительную новацию для отечественной социологии. Функционального подхода к пониманию семьи и ее функций в обществе придерживался и М.С. Мацковский, исследовавший системные связи между характером экономической жизнедеятельности и функциональной спецификой семьи. Он вскрыл в своих работах взаимозависимость функционирования семьи как социального института и как системы индивидуально-личностных отношений, воплощающей потребность личности в семейной группе. СИ. Голод был одним из первых отечественных социологов, обратившихся к проблеме выживания в современном обществе моногамной нуклеарной семьи. Исследования А.Г. Вишневского были посвящены зависимости, существующей между качеством выполнения семьей репродуктивной функции и составляющими жизненного цикла женщины - жены и матери. В работах А.И. Антонова и В.М. Медкова в рамках отечественной науки разрабатывался макросоциологический подход к изучению семьи.

Влияние процесса социетальной трансформации на институт семьи подверглось анализу в исследованиях Л.В. Карцевой, И.М. Корняка, A.M. Панова, Б.В. Ракитского, Е.И. Феоктистовой. Важнейший аспект жизнедеятельности семьи - гармония супружеских отношений -исследуется О.С. Сермягиной, И.В. Дорио, К. Витеком, Ю.В. Юндой, СВ. Ковалевым, И.С. Коном и др. Проблемы межгенерационного взаимодействия в рамках современной российской семьи рассматривались в работах В.Д. Альперовича.

Более конкретные исследования неблагополучной семьи как таковой связаны, прежде всего, с изучением факторов дестабилизации семейных отношений. В частности, проблемы развода и его дестабилизирующая роль рассматриваются в работах К. Аронса, М. Кента, С.С. Сидельниковой и др. Основной акцент в таких исследованиях делается на изучение причин распада семей, в том числе с привлечением статистических данных, сравнительным анализом современной нуклеарнои семьи в условиях современного российского и западного общества. Феномен развода как источник дальнейшего разрушения семейных связей и отношений изучается Е.Е. Донченко, Т.М. Титоренко, В.А. Сысенко, А.И. Антоновым и другими авторами. Проблемы, связанные с неблагополучной семьей как агентом деформированной социализации, как источником, порождающим девиации в поведении молодого поколения, анализируются в работах Г.А. Аванесова, Ю.М. Антоняна, М.М.Бабаева, И.Ф. Дементьевой, А.И. Долговой, В.Д. Ермакова, Г.И. Забрянского, К.Е. Игошева, А.Б, Кашелкина, Н.И. Крюковой, Г.М. Миньковского, В.В. Панкратова, Д.А. Шестакова и др. Важнейший аспект семейного неблагополучия составляет насилие и проявления жестокости в семье. Эта тема нашла отражение в работах Т. Забелиной, Э. Мартыновой, Г. Демьянова, В. Кочетковой, Н. Шведовой, А. Хасиной, А. Синельникова, Е. Потаповой, М. Закировой, Е. Цымбала.

На учёте нашего отделения реабилитации находится 225 детей с ОВЗ. Из них 155 детей - учащиеся коррекционной школы 8 вида. В основной своей массе дети поступили в это учебное заведение после процедуры лишения родителей родительских прав по причине пьянства. Итак, можно с уверенностью сказать, что львиная масса наших пациентов это дети из неблагополучных семей. Оставшаяся часть детей с ОВЗ разнообразна по своему составу, - есть дети-инвалиды и из вполне благополучных и с материальным достатком семей. Но в основной своей массе это семьи многодетные, проживающие в сельской местности, есть среди них и случай пьянства, и случаи безработицы среди родителей.

Анализируя психологический облик ребёнка с ОВЗ с диагнозом F 70.08 выросшего в условиях материнской деривации в условиях интерната, пришла к выводу, что как в развитии интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер, так и в особенностях поведения детей обнаруживается определённая специфика. Эта специфика проявляется в несформированности идеального плана, в связанности мышления, мотивации, поведенческих реакций внешней ситуации. Кроме проблем познавательной сферы, налицо личностные проблемы, обусловленные дезадаптивностью этих детей в быстро меняющейся социокультурной среде. Недоразвитие внутренних механизмов опосредования у воспитанников школы-интернат компенсируется формированием различного рода защитных образований, когда вместо становления произвольного поведения развивается ориентация на внешний контроль, вместо умения самому справляться с трудной ситуацией – тенденция к аффективному реагированию, обиде, перекладыванию ответственности на других. При отсутствии центральной, по Л.И. Божович, характеристики личности – активности – компенсируется у него развитыми формами реактивности: умением быстро приспособиться к любой ситуации, мгновенно реагировать на угрозу. Наблюдения за воспитанниками, беседы с ними, говорят о том, что для низ часто важнее и даже более ценно бывает умение не проявлять себя, свою личность, а «спрятать» её, стать незаметным, как все.

Сотрудники отделения реабилитации включаются в работу с детьми с ОВЗ с момента получения информации из учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы о семье, на иждивении которой есть ребёнок-инвалид. С целью изучения условий проживания ребёнка с ОВЗ организуется патронаж на дому. Стоит ли описывать типичную картину неблагополучной семьи, - она типична для российской глубинки. Родители новорожденного могут получить консультации от работников ОР. Круг проблем, по которым родители ребёнка с ОВЗ хотели бы получить как информацию, так и реальную помощь обширен: и об уходе за новорожденным, и о психологических особенностях младенца, до получения юридической справки, и для прохождения медицинской реабилитации родители получают приглашение к посещению нашего отделения реабилитации.

Помимо медицинской реабилитации для ребёнка с ОВЗ, совместными усилиями педагогов, пытаемся втянуть наших подопечных в социокультурную реабилитацию. Целью подобной работы является – освоение широкого арсенала форм и механизмов развития и реализации личностного потенциала инвалидов. Предполагается, что комплексная система реабилитации ребёнка-инвалида с использованием средств культуры и искусства способствует ускорению социальной адаптации детей с ОВЗ. Дети вовлечены к проведению фестивалей, праздников, памятных встреч, спортивным мероприятиям от муниципального уровня, и далее - республиканского и всероссийского масштабов.

Наиболее доступным в условиях нашего отделения реабилитации считаю работу по внедрению эстетотерапии в коррекционную работу. Как в учебное время, так и в каникулы дети-инвалиды активно вовлекались в художественно-эстетическую деятельность, участвуют в различных конкурсах, выставках.

Вот небольшой перечень конкурсов, в которых участвовали наши подопечные в этом году: Республиканский конкурс фоторабот «Глазами детскими на мир», организованный Министерством труда и социальной защиты РБ. Республиканский конкурс «Экологический вернисаж» организованный Министерством культуры РБ, Республиканский конкурс творческих работ «Золотое перо» организованный Министерством труда и социальной защиты РБ. Конкурс фоторабот «Наши любимцы» организованный газетой «Янаульские зори», Конкурс рисунков «Урман», организованный детским республиканским журналом «Акбузат» при содействии Министерства лесного хозяйства РБ. А так же приняли участие в  IV открытом конкурсе творчества детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья "Созвездие талантов" организованном Региональной общественной организацией Совет матерей "Материнское сердце" Республики Башкортостан. Конкурс «Мечтай, живи, твори!» был организован Диабетическим сообществом нашей республики и здесь были представлены работы детей с ОВЗ нашего города и района. Конкурс поделок из природного материала был организован районной библиотекой города Янаул куда были представлены поделки изготовленные в стенах отделения реабилитации нашими детьми. В этом году на II Всероссийский конкурс-портфолио «Горжусь своим учеником» мною было представлено портфолио ребёнка с ОВЗ. В этом году дети с ОВЗ нашего района и города принимали участие так же и в спортивных состязаниях. Так, например наши слабовидящие дети стали в феврале текущего года участниками и победителями V комплексной Спартакиады инвалидов РБ по лыжным гонкам среди слепых, участвовали в Кубке Республики Башкортостан по плаванию среди инвалидов всех категорий. А буквально месяц назад, в ноябре текущего года участвовали в XI Культурно-спортивном фестивале среди специальных школ-интернатов VIII вида посвящённом Году Окружающей среды в РБ.

Дети с ОВЗ - участники всех календарных праздников, которые были организованны для них в стенах нашего учреждения. Конечно, детский «Новый год» начинается 1 сентября. Этот праздник приносит много радостного в душу детскую, - радость взросления, признания ребёнка школьником. И здесь на помощь первокласснику, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, приходит на помощь Янаульское Районное Общество Инвалидов, то есть в его лице представлены спонсоры и благотворительные организации нашего района. Благодаря местному Обществу Инвалидов наш первоклассник отправляется в страну знаний «вооружённым до зубов, - в подарок ему вручается портфель в содержимое которого входит огромное количество школьных предметов. Следующие за «Днём Знаний» весёлые праздники, - «Весёлые старты», «Осенний бал» не дадут осенней непогоде, слякоти занести грусть в души детей, - разведут осеннюю тоску, разгонят её печаль. Во время праздничных конкурсов интересно со стороны наблюдать за взаимодействием детей с различными недугами: друзья по команде в азарте могут подхватить ребёнка за руки, если у него есть проблемы в общей моторике, быстро, без напоминаний взрослого, поменяться ролями, - примеров взаимопонимания, доброжелательности бесконечно много. Конец ноября, начало декабря хлопотное время, как для сотрудников, так и для наших детей. Именно в это время отмечается Международный день людей с ограниченными возможностями. Моя задача как у педагога-психолога, показать ребёнку с ограниченными возможностями, что у него безграничные возможности и физические, и ментальные. В эти дни дети организуются соревнования в городском бассейне «Дулкын» среди детей с ОВЗ, в городском краеведческом музее организуется выставка изделий, поделок, картин, - продуктов творчества людей с ОВЗ, в городском спортивном комплексе организуется «Поле чудес», в стенах родного отделения реабилитации праздник для старых друзей, а в районном Доме Культуры финальная часть празднования. Ставим себе задачу чтобы пребывание детей с ОВЗ на этих мероприятиях было не формальным времяпровождением, а активным, качественным временем для их самоутверждения, каждый ребёнок должен получить заряд бодрости, а ведь он ему нужен, - у многих из них впереди трудный путь выздоровления.

Завершив празднование дня людей с ограниченными возможностями тут же, ещё не разойдясь с праздника, зазываем к встрече Деда Мороза, который конечно ждёт их писем, картинок, поделок и уже приготовил подарки! К слову роль Деда Мороза уже второй год «играет» ОАО «Башнефть», - о таких партнёрах можно только мечтать! Вы когда-нибудь видели слёзы радости на глазах и родителей, и детей когда Дед Мороз достаёт из своего мешка именно то о чём мечтали и ребёнок и мама, но в силу вполне понятных причин не могли приобрести?! Праздник новогодней ёлки с «Башнефтью» - это новогодняя сказка наяву, это удивление от случившегося чуда, это исполнение детского желанья…

Чреда совместных празднеств, радостных встреч со ставшими уже родными сотрудниками отделения реабилитации продолжается весь год. Но случается нашим ребятам попраздновать и в гостях! Кто же откажется из детей съездить в гости? Так вошло в традицию празднование «Детского Сабантуя» на территории нашего «головного» центра – на территории Государственного Бюджетного Учреждения Реабилитационный Центр города Нефтекамск. Туда собираются дети из отделений реабилитации всего северо- западного региона Республики Башкортостан. Конечно, такой праздник требует особого внимания, особой подготовки: возникают проблемы с транспортом, - как довезти всех желающих до места назначения, опять встаёт проблема с призами и подарками для участников, - кто в очередной раз выступит в роли спонсора… Но праздник прошёл, - и по лицам детей понимаешь, что усилии были не напрасны: дети с расширили свои представления о своих возможностях, одержанные победы утвердили в них те качества победителей, которые необходимы им по жизни в борьбе с собственными недугами и семейными проблемами.

Может быть, самый ёмкий образ трудного детства XX века – «Иваново детство» Андрея Тарковского. Не случайно этот фильм так поразил Жана-Поля Сартра, который увидел в нём не частную историю русского мальчика, «маленькой жертвы» войны, а трагедию самой Истории, трагедию невосполнимости её потерь. «Кто он, - Иван? Пишет Сартр в статье, посвящённой фильму А. Тарковского. – Безумец, чудовище, маленький герой? В действительности он самая невинная жертва войны: мальчишка, которого невозможно не любить, вскормленный насилием и впитавший его».



Именно в словах Сартра точно раскрывается философия и психология сломанного детства, раскрыта с огромной болью человека XX века. К слову сказать, эту боль предвидел Ф.М. Достоевский, утверждая, что нельзя купить прогресс и вечную гармонию ценой страданий детей и даже слезой одного ребёнка. Но, увы, даже пришедший новый XXI век стал ничуть не менее страшным: дети – жертвы бесконечных военных, национальных социальных конфликтов. Дети Беслана, чеченские дети, дети наркоманов, дети спившихся родителей… Вот образы трудного детства нового тысячелетия… Последствия войн, катаклизмов, распада традиционных семейных связей с предельной ясностью обнаружили хрупкость детского опыта, его драгоценность. Все научные разработки направленные на поиски наилучших средств и помощи обездоленным детям, огромный труд большого количества людей различных сфер, - медицинской, педагогической, социальной обнуляется при мысли что обездоленному ребёнку хватило бы только материнской заботы о нём, - это так мало, но это ничем не заменить.