Психологические типы собеседников в коммуникации - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Карл Густав Юнг Психологические типы 22 8558.84kb.
Карл Густав Юнг Психологические типы (Karl Gustav Jung "Psychologische... 16 8636.56kb.
«Социальные коммуникации и сми» 1 27.4kb.
Вопросы к зачету по курсу Коммуникации в виртуальной реальности 1 13.35kb.
Бренд и брендинг в коммерческой коммуникации 4 Бренд как явление... 1 255.39kb.
Курсовая работа символизация предмета маркетинговой коммуникации 1 401.51kb.
Через просвещение к духовно-нравственному единству народов 1 197.31kb.
Учебно-методических материалов по курсу основы межкультурной коммуникации... 2 802.71kb.
М. А. Василик Материал опубликован: "Актуальные проблемы теории коммуникации". 1 106.14kb.
Социально-психологические факторы ответственного отношения предпринимателей... 1 101.82kb.
Тест: Типы размножения 1 15.79kb.
Общероссийский журнал для слепоглухих №1 (17) Москва 2011 2 563.53kb.
- 4 1234.94kb.
Психологические типы собеседников в коммуникации - страница №1/1

Психологические типы собеседников в коммуникации
Чтобы не совершать поведенческих ошибок, полезно знать, к какому типу характера принадлежит собеседник. Быстро и точно определив его психологический тип, вы не рискуете нечаянно его обидеть, будете соответствующим образом реагировать на него, чтобы изменить направление беседы в нужном направлении и добиться от нее больших результатов. Психологические типы классифицируют в зависимости от: определенной направленности психики личности, психических функций, стиля передачи и восприятия информации, темперамента, типа нервной системы, типа характера.

В соответствии с определенной направленностью психики личности выделяют интроверсию и экстраверсию, которые характеризуют предрасположенное реагирование психики человека. У экстраверта психическая энергия направлена в сторону объекта, он больше ориентирован на то, что происходит вне его. Он легко вступает в общение, может соотносить личностные суждения с мнениями других. В деловом общении экстраверт активен, деятелен, склонен идти на риск, но зависимость от внешних условий, объективных факторов деловой ситуации всегда ограничивает его возможности.



Для интроверта характерно негативное отношение к объекту. Он больше ориентирован на свои собственные ощущения и оценку объекта, чем на сам объект. Психическая энергия интроверта направлена вовнутрь. В деловом общении он старается отгородиться от обилия информации, исходящей от партнера, и в своих решениях и поступках ориентируется на собственные установки (Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. - Ростов н/Д, 2001)

Психические функции. Выделяют мыслительный, эмоциональный, ощущающий и интуитивный типы. Мыслительный тип личности более склонен анализировать информацию, требователен к своему партнеру, предпочитает скрывать свои эмоции и чувства. Эмоциональный тип личности, напротив, способен воздействовать на партнера своими эмоциями и сам легко поддается такому воздействию. Он более склонен идти на компромиссы, но обидчив и может воспользоваться этим средством воздействия на партнера. Ощущающий тип быстро ориентируется в ситуации, уверен в себе, реалистичен и не склонен заключать такие соглашения, которые не обещают практических результатов. Интуитивный тип долго размышляет при принятии решений, склонен к колебаниям, сомнениям. Проявляет беспокойство о будущей реализации делового соглашения.

Стиль передачи и восприятия информации также нужно учитывать при общении. Печальный стиль общения. Человек много вспоминает о прошлом – людях, событиях. С увлечением рассказывает о том, что было день назад, месяц. Основные темы обсуждения – одиночество, фатализм, нечестные поступки других людей. В разговоре обязательно подчеркивает сложность разрешения ситуации или ее безвыходность. Своими словами такой человек воздействует пессимистично и угнетающе, сеет панику. Светлый стиль общения. Человек находится в философском созерцании мира: любуется природой, наслаждается музыкой, любит общение с друзьями, обо всем говорит восторженно. Красивый стиль общения. Тонко чувствует людей и ситуации. Любит искусство, все прекрасное. Активный стиль общения. Призывает всех к действиям, верованию в идеалы. Речь энергичная, пафосная, с использованием выражений авторитетных личностей. Веселый стиль общения. Его рассказы полны событий. Человек эрудирован, имеет много талантов. От общения остается впечатление легкости, свободы и некоторой поверхности.

Темперамент – динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющихся в их скорости, изменчивости, интенсивности и др. Основные типы: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Сангвиник – это человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Человек подвижный, общительный, легко сходится с новыми людьми, поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и довольно часто меняет привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным и вялым. Холерик – это человек, в нервной системе которого возбуждение преобладает над торможением. обладает большой жизненной энергией, но ему недостает самообладания, поэтому он вспыльчив и несдержан. Такой человек приступает к делу с полной отдачей, увлеченно, но сил ему хватает ненадолго. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости. холерику трудно дается деятельность, требующая спокойного, медленного темпа, он всегда проявляет нетерпение, резкость движений, порывистость и т.п. в общении вспыльчив, необуздан, нетерпелив, несдержан, криклив. Флегматик – это человек, реагирующий спокойно и медленно, не склонный к перемене своего окружения. Хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям. Благодаря уравновешенности процессов раздражения и торможения, флегматик спокойный, всегда ровный, настойчивы и упорный труженик, отличающийся терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Он невыразителен в мимике и интонации, и это затрудняет общение с ним. Флегматик медленно, трудно привыкает к новым людям. Меланхолик – это человек, плохо сопротивляющийся воздействию сильных стимулов, поэтому он часто пассивен и заторможен. У него нередко отмечается боязливость и беспокойство в поведении, тревожность, слабая выносливость. Незначительный повод может вызвать у него обиду, слезы. Он склонен отдаваться переживаниям, неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Его пугает новая обстановка, новые люди – он теряется, смущается и поэтому боится контактов с другими людьми, уходит в себя, замыкается, уединяется.

И.П. Павлов выделяет 4 типа нервной системы: сильный, уравновешенный, подвижный; сильный, неуравновешенный, подвижный; сильный, уравновешенный, инертный; слабый, неуравновешенный, инертный или подвижный.



Характеристика компонентов. Сильный (человек сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде; быстро восстанавливается. В сложной неожиданной ситуации держит себя в руках, не теряет бодрости, эмоционального тонуса. Не обращает внимания на мелкие, отвлекающие воздействия. Уравновешенный. Ведет себя спокойно и собранно в самой возбуждающей обстановке. Без труда подавляет ненужные и неадекватные желания, прогоняет посторонние мысли. Работает равномерно, без случайных взлетов и падений. Подвижный. Быстро и адекватно реагирует на изменения в ситуации, легко отказывается от выработанных, но уже не годных стереотипов и быстро приобретает новые навыки, привычки к новым условиям и людям. У него быстро возникают и ярко проявляются эмоции. Он способен к мгновенному запоминанию, ускоренному темпу действий и речи.

При первом типе нервной системы (сильный, уравновешенный, подвижный) – человек обладает всеми перечисленными качествами – это человек с оптимально сбалансированными волевыми и коммуникативными свойствами. При втором (сильный, неуравновешенный, подвижный) – он работоспособен, готов к быстрой реакции, но ему трудно бороться с собой. Такие люди взрывчаты вспыльчивы, не умеют терпеть, сдерживать свои желания, ждать. У них легко возникает раздражительность и агрессивность. Третий тип (сильный, уравновешенный, инертный) – обладает высокой работоспособностью, но тяжел на подъем, не способен отказаться от выработанных стереотипов, трудно входит в новые ситуации. Люди с инертным типом прочно закрепляют все усвоенное, не любят менять привычки, распорядок жизни, обстановку, друзей и трудно, медленно приспосабливаются к новым условиям. Для человека четвертого типа - со слабым типом нервной системы (слабый, неуравновешенный, инертный или подвижный) характерно быстрое падение работоспособности, зависимость от мелких, несущественных воздействий, излишняя эмоциональная реакция на трудности. Такие люди не умеют переносить длительного напряжения, теряются на экзаменах, публичных выступлениях, пугливы, обычно легко плачут, среди них много людей с повышенной внушаемостью. Однако обладая высокой толерантностью нервной системы, они часто имеют выраженные художественные способности.



Характер – это стержневое психическое свойство человека, накладывающее отпечаток на все его действия и поступки. Под чертой характера понимаются особенности личности человека, которые проявляются в его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

Типы характера: гипертимный (гиперактивный), аутистический, лабильный, демонстративный, психастенический, застревающий, конформный, неустойчивый, циклоидный (Морозов А.В. Деловая психология. – СПб, 2000).

Гипертимный (гиперактивный) характер. Оптимистичность. Хорошее настроение помогает ему преодолевать трудности, на которые он смотрит легко, как на временные, проходящие. Любит заниматься общественной работой, старается подтвердить свою высокую самооценку.

Аутистический характер. Люди такого типа характера эмоционально воспринимают ситуацию, имеют собственное отношение к разным сторонам жизни, но очень чувствительны, легко травмируются и предпочитают свой внутренний мир не раскрывать. В общении с такими людьми можно столкнуться как с повышенной чувствительностью, так и с холодностью, неприступностью. Положительные стороны: тактичность, ненавязчивость в общении, самостоятельность поведения, соблюдение правил формально-деловых отношений. Трудности для людей этого типа: вхождение в новый коллектив, налаживание неформальных связей. Дружеские отношения складываются с трудом и медленно, хотя если складываются. То оказываются устойчивыми, иногда на всю жизнь.

Лабильный характер. Настроение быстро и легко меняется по обстоятельствам. Незначительное событие может полностью изменить эмоциональное состояние. У таких людей быстро с сильно меняется настроение. Очень часто чувства эмоционально-лабильного человека воспринимаются как легкие, неправдоподобные, ненастоящие, которым, на взгляд окружающих, не следует придавать значение, но это не совсем верно.

Демонстративный характер. Человек с таким характером легко имитирует поведение других людей. Он может выдавать себя за того, каким его хотели бы видеть. Обычно такие люди имеют широкий круг контактов; если отрицательные черты не развиты слишком ярко, таких людей обычно любят. Распознав демонстративный характер, следует вводить поправку в его обещания: ведь часто это связано с саморекламой и вхождением в роль человека, который «все может». Нужно почувствовать, где проявляется условность игры, а где речь идет о реальном положении дел.

Психастенический характер. Такие люди, как правило, рациональны, склонны аналитической обработке информации, осмыслению фактов путем дробления. При этом переключения к интуитивному схватыванию ситуации в целом не происходит. В результате для человека этого типа характерно отсутствие твердой позиции. Ее заменяет стремление все исследовать, оттягивая выводы и решения. Если вам надо рационалистически осмыслить ситуацию, поговорите с таким человеком, он все глубоко проанализирует, по крайней мере некоторые ее стороны.

Застревающий характер. Люди с таким характером злопамятны, но это объясняется не злым умыслом, а стойкостью и малоподвижностью переживаний. Малоподвижность проявляется и на уровне мышления: новые идеи усваиваются с трудом, иногда нужно потратить месяцы. Чтобы внушить такому человека свежую идею. Но если он ее понимает, то будет следовать ей с неотвратимым упорством.

Конформный характер. Могут действовать, если находят поддержку у окружающих. Без поддержки такие люди теряются, не знают, что им делать, что правильно в конкретной ситуации, а что неправильно. Такие люди часто не имеют собственного мнения. Если мнение окружающих по какому-то вопросу изменилось, он слепо следует за ним, не сопоставляя критически с предыдущим. Подобные люди стараются быть все время в тени, избегают смелых, бросающих вызов поступков. Такие люди редко меняют место работы (придется пересматривать свои взгляды), и если даже сложившиеся отношения им неудобны, обычно терпеливо их переносят.

Неустойчивый характер. У людей такого типа нет твердых внутренних принципов, недостаточно развито чувство долга. Люди такого типа постоянно стремятся к сиюминутным удовольствиям и развлечениям, поэтому могут пренебрегать элементарными обязанностями. Ничего не делать, поскольку настроены только на потребление. Для рабочего коллектива такой человек явно не подарок. Свои обязанности он выполняет неровно, многое делает из-под палки. Пренебрегает той частью обязанностей. Которая требует кропотливого труда и не может быть сделана на ходу или наскоком. Если снизить контроль или ослабить требования к такому работнику, вы тут же увидите, что обязанности не выполняются, дело до конца не доводится. С другой стороны, его легкий нрав помогает окружающим освободиться от озабоченности, посмотреть на жизнь с позитивной стороны. Но если коллектив недостаточно твердо предъявляет свои требования к такому человеку, то это может усугубить его безалаберность, пренебрежение делами и обязанностями.

Циклоидный характер. У людей такого типа наблюдаются периодические изменения работоспособности, активности, настроения. В период активности такие люди общительны, быстро говорят, легко решают возникшие проблемы и т.п. в период спада ухудшается работоспособность: неохота думать, пропадает желание что-нибудь делать, снижается общительность, падает настроение.

Ф.А. Кузин (Культра делового общения. – М., 2002)выделяет следующие типы собеседников: позитивный человек, вздорный, всезнайка, болтун, трусишка, хладнокровный. незаинтересованный, «важная птица», почемучка.



Типы собеседников (по Кузину Ф.А.)


Тип

Характеристика

Как себя с ним вести

Позитивный человек

Приятный тип собеседника, добродушный и трудолюбивый. С таким собеседником можно спокойно провести беседу и подвести ее итоги. Стремится к сотрудничеству при проведении дискуссии.

- вместе выяснить и завершить рассмотрение отдельных вопросов;

- следить за тем, чтобы другие собесед-ники были согласны с его позитивным подходом;

- в спорных и трудных случаях искать поддержку у собеседников этого типа.


Вздорный

Такой человек часто выходит за рамки темы деловой беседы. В ходе беседы он нетерпелив, несдержан и возбужден. Своей позицией и подходом он неосознанно провоцирует собеседников на то, чтобы они не соглашались с его аргументами и выводами.

- обсудить спорные моменты (если они известны) до начала беседы;

-всегда оставаться хладнокровным;

-следить за тем, чтобы (по возможности) при принятии решений учитывались его предложения;

- привлечь его на свою сторону;

- беседовать с ним в перерывах, чтобы узнать истинные причины его негативной ситуации;

- в экстремальных случаях настоять на том, чтобы беседа была приостановлена, а когда атмосфера станет менее напряженной, продолжить ее;

- за столом или в помещении поместить его в «мертвый угол».


Всезнайка

Этот собеседник думает, что все знает наилучшим образом. Обо всем у него свое мнение, он всегда требует слова.

- посадить его рядом с позитивным собеседником или с собой;

- время от времени напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться;

- иногда задавать ему сложные вопрося. На которые ответить можете только вы


Болтун

Часто и бестактно, без всякой видимой причины прерывает ход беседы, не обращая внимания на бесполезно потраченное время

- как и «всезнайку», посадить его к позитивному собеседнику или к авторитетной личности;

- когда он начнет отклоняться от темы, нужно тактично остановить и спросить, в чем он видит беседы с предметом беседы.



Трусишка

Для этого типа характерна неуверенность при публичных выступлениях. Он может промолчать только потому, что, по его мнению, будет глупо выглядеть.

- задавать ему несложные информативные вопросы;

- обращаться к нему с предложением пояснить свои замечания;

- помогать ему формулировать мысли;

- решительно пресекать любые попытки насмешек в его адрес;

- обращаться к нему примерно так: «все бы хотели услышать и ваше мнение»;

-благодарить его любой вклад в беседу, но делать это тактично.



Хладнокровный

Такой собеседник замкнут, чувствует себя вне времени и пространства, а что хуже всего, вне темы и ситуации беседы. Все кажется ему недостойным внимания и усилий.

- заинтересовать его в обмене опытом;

-спросить его примерно так: « кажется, вы не совсем согласны с тем. Что сейчас было сказано. Всем было бы интересно узнать, почему?»;

-в перерывах выяснить причины такого поведения.


Незаинтересованный

Тема беседы вообще не интересует. Он бы охотно проспал всю беседу.

- задавать вопросы информативного характера;

- придать беседе интересную и привлекательную форму;

- попытаться выяснить, что интересует лично его.


«Важная птица»

Такой собеседник не выносит критики – ни прямой, ни косвенной. Он ведет себя как человек, обладающий большим самомнением.

- нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя;

-нужно незаметно предложить ему и дать возможность занять равноправное положение с остальными;

- не допускать никакой критики в адрес присутствующих или отсутствующих лиц;

- очень эффективен в диалоге с таким человеком метод «да – но».



Почемучка

Кажется, что этот человек только и создан для того, чтобы задавать вопросы независимо от того. Имеют ли они реальную основу или надуманы.

- все его вопросы, относящиеся к теме беседы, задавать всем собеседникам, а если вы беседуете с ним с глазу на глаз, то переадресовывать вопрос ему самому;

- на вопросы информационного характера отвечать сразу;

- без промедления признавать его правоту. Если нет возможности дать ему нужный ответ.

Д.Ягер (Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса: Пер с англ. –М., 1994) выделяет следующие типы собеседников: ломака, любитель решать все с ходу, разведчик, наставник, хвастун, рассказчик, манипулятор, ударник, вынашивающий скрытые планы, доморощенный психолог, везунчик, нытик.



Ломака. При первой встрече с такими людьми не требуйте от них ответить «да» или «нет». С такими собеседниками лучше встречаться несколько раз, чтобы между встречами проходило некоторое время.

Любитель решать все с ходу. Намерен принять решение к концу встречи. Если вы и дальше собираетесь иметь с ним дело, а от окончательного решения хотите уклониться при первой встрече, воспользуйтесь каким-нибудь предлогом, чтобы перенести принятие решения на другое время.

Разведчик. Прикрывается вниманием и заботой о вас. Выуживает конкретные сведения, а сам взамен ничего не сообщает. Все, чем вы с ним поделились, может использовать против вас или передать другой фирме ваши мысли, факты.

Наставник. Тот, кто действительно заботится об успехе ближнего, часто даже в ущерб себе. Если вам удастся распознать такого человека, вы можете извлечь большую пользу для себя, напр., наставник сведет вас с людьми, которые могут помочь вам в вашем деле.

Хвастун. Разговаривая с таким человеком, придется набраться терпения и выслушивать его рассказы о достижениях как на профессиональном поприще, так и на личном фронте. Старайтесь не подчеркивать ваши успехи. Нужно дать такому человеку нахвастаться вволю, а затем перейти к делу.

Рассказчик. Такие люди стремятся сообщить все до мельчайших подробностей, даже то, что не имеет отношения к теме деловой беседы. Напр., если у такого собеседника была какая-то важное событие, то он непременно должен поделиться с вами всем этим.

Манипулятор. Такому собеседнику надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он способен навязывать свою волю во всем, начиная от темы беседы и заканчивая вопросом, кому платить по счету. На самом деле он не уверен в себе, поэтому он пытается манипулировать любой фразой, ситуацией.

Ударник. Это человек, предназначением которого является работа. Он , возможно, будет говорить, что он «работает как проклятый». Отнеситесь к нему сочувственно, выразите восхищение его преданностью делу (для тех, кто страшится свободного времени, труд представляет скрытую форму защиты).

Вынашивающий скрытые планы. Обычно такие люди приглашают вас на деловое свидание под каким-нибудь предлогом. И только если вы будете проницательным и внимательным слушателем, вы догадаетесь, что истинная причина встречи была совсем иной. Напр., кто-то из сослуживцев зовет вас на пообедать и заодно обсудить отчет, над которым вы работаете. В разгаре обеда вы вдруг начинаете понимать, что этот скрытый аферист хочет у вас что-то выведать.

Доморощенный психолог. Такой собеседник непрерывно все анализирует. Надо подыграть такому доморощенному психологу, т.к. ему нужно подтверждение его домыслов. Можно сказать: «как вы проницательны, а я об этом даже не подумал». Или «Как тонко вы подметили! Из вас бы вышел настоящий психолог».

Везунчик. Этот человек уже достиг чего-то такого, чего пока не удалось другим участника встречи и жаждет поведать эту историю, не спрашивая, хотят другие это слушать или нет. Запаситесь терпением и выслушайте везунчика. Возможно, из его истории вы почерпнете что-то полезное для себя.

Нытик. Такой человек, независимо от того, как идут его дела, всегда живет своими и чужими неприятностями. Если вы при встрече с подобным субъектом будете излишне бодры и довольны, это может привести его в ярость, поэтому терпеливо слушайте и соглашайтесь, что в жизни порой приходится бороться; при этом вовсе не обязательно выглядеть таким же побитым и загнанным, как ваш собеседник. Старайтесь не упоминать о радостях жизни.