Проверочная работа по литературному чтению - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по литературному чтению (учебный предмет) 3 1067.27kb.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению л. 1 417kb.
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс 3 834.01kb.
Открытый урок по литературному чтению Тема: В. Осеева 1 80.08kb.
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса разработана... 2 470.07kb.
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Учитель Власова... 1 131.25kb.
Конспект урока по литературному чтению для 2 класса Тема: «Владимир... 1 57.76kb.
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса на 2013-2014... 2 604.19kb.
Урок по литературному чтению по произведению «Сказка о потерянном... 1 12.45kb.
Рабочая программа по литературному чтению для1 а и 1б кл. 1 522.38kb.
Абасовой Татьяны Александровны 1 квалификационной категории по литературному... 1 403.51kb.
Региональная олимпиада по русскому языку 1 63.75kb.
- 4 1234.94kb.
Проверочная работа по литературному чтению - страница №1/1


Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО. Апрель 2005

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ


Цель – определение уровня сформированности навыка осознанного чтения у учащихся, перешедших на II ступень обучения.
Параметры проверки:

  1. Проверка общего понимания содержания прочитанного текста, степени извлечения фактической (фактуальной) информации, т.е. информации, заданной в явном виде.

  2. Проверка степени извлечения информации, содержащейся в тексте в неявном виде, проверка умения формулировать выводы на основе явной и скрытой (подтекстовой) информации.

  3. Проверка степени успешности анализа языковых средств, понимания жанровых особенностей текста, умения составить план текста.

  4. Проверка степени извлечения концептуальной информации, умения интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию, понимать основную мысль текста.

Типы заданий:



  • Задания с выбором правильного ответа из 4-х предложенных (11 заданий)

  • Задания с кратким ответом (3 задания)

  • Задания со свободным развернутым ответом (6 заданий)

Прочитай текст. Выполни задания.



Не растерялся

Пока мой друг готовил ужин, я нашёл недалеко от дома с десяток подосиновиков, но хотелось набрать побольше. Грибы заманивают... Я так увлёкся, что незаметно оказался в незнакомом лесу, а вечер был пасмурный, по солнцу я не мог определиться. Пошёл направо и упёрся в болото. Повернул налево и увидел незнакомое озеро. Спустился к реке, но реки не оказалось на месте...

Я заблудился! Быстро темнело. Спина озябла. Я был в лёгкой куртке и даже без хлеба. Мне стало страшно. Я вспомнил, как один турист отошёл от палатки, хотел набрать грибов, и четыре дня его искали с вертолёта. Нашли еле живого.

«Главное – не уйти ещё дальше от дома», – сказал я себе. Я заставил себя думать и вдруг – нашёл спасение! Вокруг меня на десятки километров нет ни души, не считая моего друга. По срезанным корням я утром выйду к дому, а пока я должен оставаться на месте. «Придётся провести ночь у костра», – подумал я, и сердце похолодело от нехорошего предчувствия. Я похлопал себя по карманам – пусто! Спички остались в моей телогрейке. Впереди очень долгая ночь без огня, без тепла.

Я ещё раз обшарил карманы и вскрикнул от радости. Пальцы нащупали на дне кармана одну-единственную спичку, мою последнюю надежду. Любой мальчишка знает, что спичку плавным движением можно зажечь о стекло, о гладкую стену, о лист бумаги, если он лежит на столе. В нагрудном кармане куртки я всегда ношу блокнот, и на этот раз он оказался в кармане, я положил его на гладкий ствол поваленной берёзы и вовремя вспомнил, что надо приготовить кору и сухие еловые ветки для костра. От волнения я мог забыть об этом, и спичка сгорела бы зря. Я чиркнул спичкой по раскрытому блокноту, но неуверенно, серная головка не зажглась, я повторил движение быстрее, сера зашипела и вспыхнула! Прикрывая ладонями драгоценное пламя, я зажёг бересту и подсунул её под еловые ветки, уговаривая огонь: «Не гасни, не гасни...»

Наконец костёр разгорелся, через несколько минут он уже ярко пылал, всё дальше отгоняя тьму! Я нарезал еловых веток, сделал удобное мягкое ложе возле костра, притащил две большие коряги, положил их в костёр и оставил между ними небольшой промежуток. Теперь, если я засну, костёр не погаснет и не выгорит, между корягами до утра останутся горячие угли, и я легко раздую пламя.

Костёр спас меня от холода, я задремал и проснулся от свиста рябчиков. Сквозь облака светило солнце. Ножом я вырезал на берёзе стрелку, показывающую, куда я пойду. И дальше свой путь я помечал стрелами. Это отнимало время, зато я знал, что если Юрий – мой друг – выйдет к месту, где я ночевал, мы уже не разминёмся. Приметив старую высокую берёзу, я залез на неё и увидел сквозь деревья зеркало воды, это было озеро. Я обнаружил его совсем не там, где представлял. Вот как меня закружило в лесу. Я слез с берёзы и вскоре вышел к озеру. Залез на другую берёзу и увидел болото. Прошёл к болоту и радостно вскрикнул – на чёрной мокрой почве отпечатались мои вчерашние следы!

На склоне холма я заприметил корни срезанных грибов. Солнце вышло из облака, и мокрый лес блестел, на ёлках и на можжевельнике сверкали миллионы голубых холодных капель. Трава была мокрой. Я вымок до пояса, двигаясь то влево, то вправо, корни срезанных подосиновиков почернели, их трудно было находить, но корни белых я замечал издалека, не зря их зовут благородными. Отыскивая корни, я заодно срезал грибы, это придавало мне уверенности, я даже засмеялся от забавной мысли – корни срезанных грибов доставляли мне бόльшую радость, чем подосиновики и боровики, которые я находил.

Я снова шёл по склону незнакомого холма, но оказалось, что я его знаю, только с другой стороны. Сквозь деревья блеснула река, и я услышал шум далёкого порога. Всё! Теперь я знал, что выйду к дому, - вдоль реки. Я сделал несколько шагов и вдруг услышал крик:

– И - горь!

Я весело откликнулся. Навстречу мне с рюкзаком за плечами шёл мой друг. Глаза его были припухшие.

– Извини, я заблудился...

– Если бы ты знал...

Марухин не договорил. На всякий случай он приготовился к долгим поискам и положил в рюкзак верёвку, чайник, топор, еду, мой ватник... Пока я переодевался на берегу реки, мой друг молчал, как будто ничего особенного не случилось.

До чего же приятно, возвратившись домой, не торопясь съесть тарелку супа и напиться душистого чая с лесной малиной и брусникой. В доме тепло, уютно, пахнет сушеными грибами, из приёмника льётся любимая музыка, набитая сеном подушка и одеяло после кошмарной ночи... Нет, вы этого не оцените. Даже Юрий меня не сразу понял, когда я сказал:

– Мой суп вкуснее твоего!

– Почему?

– Мой хлеб вкуснее твоего! И чай вкуснее...

– А... – догадался мой друг и захохотал.

Игорь Шкляревский

1. Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста, и обведи букву рядом с выбранным ответом.

А Игорь провёл ночь без огня и тепла.

Б Игоря четыре дня искали с вертолёта.

В Игорь разжёг костёр с одной спички.

Г Юрий ждал возвращения друга дома.

2. Где происходит событие, описанное в тексте? Запиши свой ответ.

___________________________________________________________

3. Сколько времени Игорь провёл один в лесу?

___________________________________________________________

4. Игорь заблудился, потому что:

А никогда раньше не был в лесу

Б вокруг на сотни километров никого не было

В нашёл недалеко от дома с десяток грибов

Г увлёкся сбором грибов и не запомнил дорогу

5. Игорь не смог воспользоваться одним из известных ему способов ориентировки в лесу. Что это за способ, почему Игорь его не использовал?

___________________________________________________________ ___________________________________________________________



6. В тексте есть предложение: «Я заставил себя думать и вдруг – нашёл спасение!» Какая мысль пришла в этот момент Игорю в голову?

А набрать еловых веток и разжечь костёр

Б найти в карманах лёгкой куртки спички

В по срезанным корням выйти к дому

Г ждать помощи своего друга

7. Игорь положил в костёр две коряги. Он сделал это для того чтобы:

А костёр начал гореть

Б костер ночью не погас

В костёр ярко запылал

Г костёр разгорелся от спички

8. Игорь говорит, что корни срезанных грибов доставляли ему бόльшую радость, чем грибы, которые он находил. Как ты думаешь, почему?

А потому что эти корни указывали дорогу к дому

Б потому что не все грибы благородные

В потому что он теперь ненавидел собирать грибы

Г потому что трава была очень мокрой, срезать грибы было трудно

9. Были ли у Игоря знания о том, как выжить в лесу?

___________________________________________________________

Приведи два доказательства, которые подтверждают твой ответ.

1. ________________________________________________________

________________________________________________________

2. ________________________________________________________

________________________________________________________

10. Когда друзья встретились, глаза у Юрия были припухшими. Как ты думаешь, о чём это говорит?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________


11. Ты многое узнал об Игоре. Напиши, какой он.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Приведи примеры его поступков, которые подтверждают твоё мнение.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

12. Как ты понимаешь выражение «сердце похолодело от нехорошего предчувствия»?

А стало холодно

Б стало страшно

В стало плохо с сердцем

Г стало интересно

13. Как можно заменить выделенное слово в предложении:

На склоне холма я заприметил корни срезанных грибов.

А узнал


Б запомнил

В увидел

Г не заметил

14. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?

А Приключенческие рассказы

Б Рассказы о природе

В Рассказы о людях

Г Басни


15. Составь план текста.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

16. О чём главным образом хотел рассказать автор?

А о красоте и богатстве русских лесов

Б о поведении человека в сложной ситуации

В об опасностях, которые встречаются в лесу

Г о правилах разведения ночного костра

17. Какое предложение лучше других помогает понять главную мысль текста?

А Я заставил себя думать и вдруг – нашёл спасение!

Б До чего же приятно, возвратившись домой, не торопясь съесть тарелку супа.

В Вот как меня закружило в лесу!

Г Костёр спас меня от холода, я задремал и проснулся от свиста рябчиков.

18. Какова главная мысль этого текста?

А Хорошо, когда у тебя есть хороший друг, и он может прийти тебе на помощь.

Б Собирать лучше всего благородные грибы.

В Нельзя уходить далеко от дома, если точно не знаешь обратную дорогу домой.

Г Можно найти выход из любой сложной ситуации, если не поддаться панике.

19. Что имел в виду Игорь, когда сказал, что его суп, хлеб и чай вкуснее, чем у его друга?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

20. Понравился ли тебе этот текст? Объясни, почему.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________



Инструкция по проверке и оценке

проверочной работе по литературному чтению (5 класс, 1 четверть)

Задания с выбором ответа.

Если ученик приступил к выполнению задания с выбором ответа, его ответ может быть оценен 0 или 1 баллом. 1 балл ставится, если выбран только правильный ответ.



Коды правильных ответов к заданиям с выбором ответа

№ задания

Вариант № 1

1

В

4

Г

6

В

7

Б

8

А

12

Б

13

В

14

В

16

Б

17

А

18

Г


Задания с кратким или развёрнутым ответами

№№ № 2, 3, 5, 9, 10, 11, 15, 19, 20

Если учащийся приступал к выполнению задания, выполнение задания оценивается в соответствии с данной инструкцией.

Если учащийся не приступал к выполнению задания, то в клетку для внесения оценки за это задание ставится цифра «0».


Задание № 2

Где происходит событие, описанное в тексте?



1 балл – ответ принимается.

  1. • В глухом лесу в десятках километрах от ближайшего жилья

  2. • в лесу

0 баллов – ответ не является верным.
Задание № 3

Сколько времени Игорь провёл один в лесу?



1 балл – ответ принимается.

  1. • меньше суток: с вечера до обеда следующего дня

  2. • вечер, ночь и утро

  3. • ночь и утро

  4. • сутки

Примечание: ответ «ночь» так же оценивается 1 баллом, хотя и не является абсолютно правильным. Связано это с особенностями восприятия времени учениками начальной школы.

0 баллов – ответ не является верным, например:

  1. • 4 суток

  2. • два дня


Задание № 5

Игорь не смог воспользоваться одним из известных ему способов ориентировки в лесу.

Что это за способ и почему Игорь его не использовал?

1 балл – ответ принимается.


  1. • Игорь не смог ориентироваться по солнцу, поскольку вечер был пасмурным.

  2. • Это ориентировка по солнцу, потому что вечер был пасмурный.

  3. и т.п.

0 баллов – ответ не принимается, т.к. не является ответом на поставленный вопрос.

  1. • Всё было мокрое и была слякоть.

  2. • Я думаю, что ему помешала погода тем, что его спина озябла и он не мог идти.



Задание № 9

Были ли у Игоря знания о том, как выжить в лесу?

_______________________________________________________________________________

Приведи два доказательства, которые подтверждают твой ответ.

1. ______________________________________________________________________________

2. ______________________________________________________________________________



1 балл – ответ принимается. В ответе указывается, что у Игоря были знания о том, как выжить в лесу. В качестве доказательства приведены два утверждения из следующих возможных:

  1. • Знает, что можно ориентироваться по солнцу

  2. • Знает, как зажечь спичку без коробка.

  3. • Знает, как развести костёр с одной спички.

  4. • Знает как сделать так, чтобы костёр не погас в течение всей ночи.

  5. • Знает, что нужно положить две коряги в костёр, чтобы он не погас.

  6. • Знает, что лучше вырезать стрелки, указывающие направление пути.

0 баллов – ответ является неполным (приведено только одно доказательство) или не принимается, т.к. указывает на непонимание учащимся смысла вопроса:

  1. • У него была только одна спичка.

  2. • Он заблудился.


Задание № 10

Когда друзья встретились, глаза у Юрия были припухшими. Как ты думаешь, о чём это говорит?



1 балл – ответ принимается. В ответе указывается на то, что Юрий волновался за своего друга Игоря, возможно не спал всю ночь, возможно плакал.

  1. • Юрий всю ночь искал Игоря.

  2. • Он не спал ночью, а ждал Игоря.

0 баллов – ответ не принимается.

  1. • У него были больные глаза.

Иногда ответ указывает на то, что учащийся спутал Юрия и Игоря, за такой ответ также ставится 0 баллов:

  1. • Он всю ночь провёл у костра.


Задание № 11

Ты многое узнал об Игоре. Напиши, какой он.

________________________________________________________________

Приведи примеры его поступков, которые подтверждают твоё мнение.



2 балла – ответ принимается, правильно выполнены обе части задания – учащийся получает 1 балл за правильное выполнение первой части задания и 1 балл за правильное выполнение второй части задания.

Первая часть задания считается выполненной, если ответ содержит указание на такие черты характера Игоря, как:



  1. • Игорь находчивый и умный.

  2. • Игорь был настойчивым и находчивым.

  3. • Игорь умеет сосредоточиться, не поддаться панике, он умный.

и т.п.

Вторая часть задания считается выполненной, если в качестве подтверждения приведены такие поступки:



  1. • Он не растерялся один в лесу, а сосредоточился и стал искать выход.

  2. • Он придумал, как ему выйти из леса к дому и упорно шёл и шел вперёд.

1 балл – ответ принимается, но представлен не в полном объёме: выполнена первая или вторая часть задания.

0 баллов – ответ не принимается: содержащиеся в ответе предложения свидетельствуют о непонимании учащимся смысла вопроса. Если в ответе содержатся указания на характер Юрия. (Он был верным другом и не бросил товарища в беде.), за задание также ставится 0 баллов.
Задание № 15

Составь план текста.



2 балла – ответ принимается. Предложенный план является правильным, в плане присутствуют все основные смысловые части текста, нет пропусков.

Возможный вариант такого плана:

1. Сбор грибов.

2. Я заблудился!

3. Костёр.

4. Дорога по срезанным грибам.

5. Встреча с другом.

6. Как замечательно дома!

Возможный вариант плана:



  1. 1. Начал собирать грибы и заблудился.

  2. 2. Нашёл спасение.

  3. 3. Ночной костёр. (Ночь в лесу.)

  4. 4. Дорога к дому. (Поиск дороги к дому.)

  5. 5. Встреча с другом.

  6. 6. Хорошо дома!

2 баллами оценивается также сжатый, но точный план:

1. Заблудился.

2. Спасение на ночь.

3. Поиски дома.



1 балл – ответ принимается, но не является совершенным. Предложенный план содержит пункты, представляющие разную степень отражения событий текста: часть событий передана в плане очень подробно, а часть слишком сжато, таким образом, план не является хорошо сбалансированным.

0 баллов – ответ не принимается, т.к. в плане перепутана последовательность смысловых частей текста.


Задание № 19

Что имел в виду Игорь, когда сказал, что его суп, хлеб и чай вкуснее, чем у его друга?



2 балла: ответ принимается, в нём содержится указание на то, что имел в виду Игорь, и объяснение этого; как правило, ответ представлен развернутыми предложениями:

  1. • Игорь провел ночь один в лесу, без еды, и теперь он был счастлив оказаться дома и поесть.

1 балл: ответ принимается, но в нем указывается только на факт того, что Игорь был голодным, но не объясняется, что он счастлив оказаться дома и поесть:

  1. • Он проголодался и теперь ест с аппетитом.

  2. • Он был голодным.

0 баллов: ответ не принимается.


Задание № 20

Понравился ли тебе этот текст? Объясни, почему.



2 балла: ответ принимается, он представлен развернутыми предложениями, т.е. присутствует мини рассказ о своих впечатлениях по прочитанному:

  1. • Мне рассказ понравился, потому что в нём рассказывается о смелых людях, один из них не растерялся и нашел спасение.


1 балл: ответ принимается, но является слишком сжатым, нет развернутого объяснения:

  1. • Рассказ понравился, интересный.


0 баллов: ответ не принимается.

ПРИМЕЧАНИЕ: Наличие орфографических ошибок не влияет на оценку работы.