Произведения о семье. В. Осеева "Сыновья" - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Произведения о семье. В. Осеева "Сыновья" - страница №1/1

Тема урока: Произведения о семье. В. Осеева "Сыновья"

Цели:

Познакомить учащихся с рассказом В.Осеевой “Сыновья”

Расширять читательский опыт через слушание нового произведения.

Развивать память, воображение, речь.

Учить характеризовать героев произведений, выражать свое отношение к ним.

Воспитание интереса к чтению и книге, обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле.

Развитие нравственных чувств, уважение к женщинам.

Задачи:

1) развивать учебные и читательские умения: выделять главную мысль произведения, соотносить пословицу с содержанием произведения; выразительно читать произведение, диалоги; активизировать «вдумчивое чтение»;

2) формировать коммуникативные навыки работы в группе,  развивать позитивную самооценку учащихся;

3) способствовать воспитанию таких качеств характера, как честность, отзывчивость, смелость, внимательность через создание образов главных героев, воспитывать доброе отношение к семье




Предметные УУД:
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;
- выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной и групповой деятельности.
Регулятивные УУД:

-формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока;


- читать в соответствии с целью чтения.
Коммуникативные УУД

- строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы.



Личностные УУД

- эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;

- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности
- способность к самооценке своей работы на основе совместно выработанных критериев.

Метапредметные:

– продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в парах, в группах, уметь участвовать в обсуждении, в дискуссии.



Предполагаемые результаты:

1. Производить анализ данного произведения, опираясь на понимание идейного смысла.

2.Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

3.Умение давать оценку нравственным поступкам людей.



Оборудование: учебник литературного чтения Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», 2 часть - 2 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение №2», мультимедийный проектор, презентация, карточки с пословицами о семье, о матери, иллюстрации к произведениям, портрет В.А.Осеевой., карандаши цветные, карточки для групп.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний. Слайд 2

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

-Что такое семья?



(Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это любовь и забота, труд и радость, истории и традиции.)

-Что должны делать члены семьи, чтобы жизнь в ней стала лучше? Слайд 3

-Можно ли назвать наш класс семьёй?

-Если мы семья, то как должны себя вести, чтобы жизнь в классе стала лучше?

- Что бы вы пожелали себе и своим одноклассникам на уроке? Слайд 4

Быть …

Слушать…

Читать….

Отвечать….

Узнать…

Поделиться…

- Почему я начала урок с разговора о семье? Какой раздел мы изучаем? Слайд 5

Вспомните произведения этого раздела, с которыми мы уже познакомились, авторов.

Быль. Л.Н. Толстой "Лучше всех";

Пословицы;

Колыбельные

- Народная песня

- М.Ю. Лермонтов “Спи, младенец мой прекрасный” (Казачья колыбельная песня)

Рассказы: Е.Пермяк «Случай с кошельком», С. Аксаков «Моя сестра».

Какие произведения данного раздела подойдут к этой модели обложки? Слайд 6

Л. Толстой «Лучше всех»;

-Докажите, что быль Л. Н.Толстого тоже подойдёт.



Быль - рассказ о том, что было или бывает на самом деле.

Е. Пермяк«Случай с кошельком», С. Аксаков «Моя сестра».

3. Проверка домашнего задания. Слайд 7

Подробный пересказ. Е.Пермяк “Случай с кошельком” или С. Аксаков “Моя сестра”.

(на выбор ученика)

Ученики оценивают, удалось ли рассказать так, как написал автор. Голосом передавать отношения брата к сестре.

5.Физминутка. Слайд 8

Мамам дружно помогаем:

Сами в тазике стираем.

И рубашки, и носочки

Для сыночка и для дочки. (Наклоны вперёд, движения руками, имитирующие полоскание.)

Через двор растянем ловко

Для одежды три верёвки. (Потягивания — руки в стороны.)

Светит солнышко-ромашка,

Скоро высохнут рубашки. (Потягивания — руки вверх.)

6. Постановка целей и определение темы урока (совместное целеполагание, постановка учебной задачи).

- Посмотрите на портрет. Знаете ли вы, кому он принадлежит? Слайд 9



Осеева Валентина Александровна

-Знакомы ли вы с её произведениями? Вспомните их называния. Слайд 10

Предположите, с чем нам предстоит сегодня познакомиться?(с новым произведением В. Осеевой.)

Кто милее всех на свете?

Кого очень любят дети?

На вопрос отвечу прямо:

Всех милее наша... мама


Кто весёлый карапузик –

Шустро ползает на пузе,

Деловитый паренёк,

В папу весь растёт… сынок Слайд 11
- Как вы думаете, о ком будет произведение?

-Догадайтесь, как называется произведение. СоЫсНеОеВвЬаЯ. Слайд 12


- Какие цели и задачи мы себе поставим на урок? (Познакомиться с текстом произведения и увидеть позицию автора через образы и поступки героев.)

7. Знакомство с рассказом «Сыновья», работа с текстом во время чтения:

- Как найти в учебнике рассказ? В оглавлении. Слайд 13

- На какой странице находится? стр. 79

- Приготовьтесь слушать и читать рассказ. Возьмите простой карандаш и отметьте слова, значение которых покажутся вам непонятными.

- Чтение рассказа до слов: «Ну что? Каковы наши сыновья Слайд 14

- Как вы думаете, понравились ли эти мальчики-«сыновья» старику?

(Дочитываем рассказ до конца) Слайд 15

- Вот так закончила свой рассказ Валентина Осеева.

Некоторые ваши предположения не совпали с событиями в рассказе. Как вы думаете почему?

8. Словарная работа.

- Во время чтения рассказа, вам встретились незнакомые слова? Какие? Слайд 16

Ловок да силен, никто с ним не сладит. (Никто не может его победить)

Поёт, как соловей ( Поёт звонко, красиво)

9. Беседа после чтения. Анализ рассказа. Повторное чтение:

- К какому жанру относится это произведение?

- Давайте с вами порассуждаем, а кто герои этого рассказа? Слайд 17

- Мальчики или сыновья? Почему вы так думаете?

- Давайте перечитаем ещё один раз.

- А когда будем читать, подумайте, какие бы вы задали вопросы своим одноклассникам по этому произведению? Но вопросы должны быть не простыми, а сложными и начинаться со слов: Зачем? Почему? С какой целью?



Вопросы детей и в учебнике.

10. Работа в группах. Слайд 18

Восстановите текст. Приложение 1

Подготовьте чтение по ролям. Приложение 2

Составьте план для пересказа.

Дайте характеристику мальчикам. Приложение 3

Соберите пословицы. Приложение 4

Орфографическая зоркость. (Найти в тексте словарные слова, выписать их крупно на лист, выделяя орфограмму зелёным цветом ) Приложение 5

Правило работы в группах.

Выступление каждой группы.

Пословицы вывешиваются на доску. Найти подходящую к рассказу.



Всякой матери своё дитя мило.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Оцените работу группы, каждого участника вашей группы. Слайд 19

11. Домашнее задание. Слайд 20

Посмотрите на иллюстрации. Интересно ли вам узнать кто эта девочка и что с ней произошло?

Узнать это вы сможете, прочитав сказку В.А. Осеевой «Волшебная иголочка»

В 1 части Хрестоматии на стр. 123-135 Слайд 21



12. Итог урока. Рефлексия. Слайд 22

-Чему научил вас этот рассказ?

-О чём заставил задуматься?

- Что сегодня на уроке вам больше всего понравилось делать? Задавать вопросы, читать, работать в группе или что-то ещё?

- Вспомните, какие цели и задачи мы себе на уроке ставили. Смогли ли мы их выполнить?

Ребята, совсем скоро вся наша страна будет праздновать замечательный праздник – 8 марта.

И у нас есть прекрасная возможность проявить себя, как настоящие сыновья и дочки!

И урок наш я хочу закончить ещё одной пословицей.



О любви к маме говорят дела, а не слова. Слайд 23

Приложение 1 (Распечатать и разрезать текст)



Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

_____________________________________________________

Вот говорит одна женщина другой:
– Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.
– А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.
А третья молчит.


______________________________________________________

Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.


– Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.


______________________________________________________


Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.


_________________________________________________

Спрашивают женщины старичка:
– Ну, что? Каковы наши сыновья?
– А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!

Приложение 2 (Распечатать по количеству ролей)

Распределите роли. Подчеркните свои слова. Подготовьте чтение по ролям.

Сыновья. В. Осеева.

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:


– Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.
– А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, – говорит другая.
А третья молчит.

– Что же ты про своего сына не скажешь? – спрашивают её соседки.


– Что ж сказать? – говорит женщина. – Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок – за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают.
Один через голову кувыркается, колесом ходит – любуются им женщины.
Другой песню поёт, соловьём заливается – заслушались его женщины.
А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:


– Ну, что? Каковы наши сыновья?
– А где ж они? – отвечает старик. – Я только одного сына вижу!

Приложение 3 (Распечатать в 3 экземплярах, чтобы ускорить работу группы)



Дайте характеристику мальчикам.

Заполните таблицу, распределив по колонкам слова, характеризующие мальчиков. При необходимости пользуйтесь словариком.

Заботливый Весёлый Сильный Талантливый Внимательный

Добрый Беззаботный Легкомысленный Беспечный



Первый сын

Второй сын

Третий сын










Словарь:

Беспечный - не проявляющий нужного внимания.

Беззаботный - не задумывается о своих делах. Нет никаких забот.

Легкомысленный - нерассудительный, нерасчетливый, непостоянный, переменчивый, пустой, легковерный.



Приложение 4 (Распечатать каждую пословицу крупно, на отдельном листе)

Пословицы

  • Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.

  • Нет ближе дружка, чем родная матушка.

  • На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

  • Всякой матери своё дитя мило.


Приложение 5g:\2 класс\литература 2 класс\отрытый урок методнеделя\орфогра.jpg