Программа вступительного экзамена в аспирантуру по философии цели освоения дисциплины главными целевыми установками освоения дисципл - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по философии Уфа... 1 106.25kb.
Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Международное... 1 46.51kb.
Литература Цели освоения дисциплины 1 50.92kb.
Программа учебной дисциплины 1 87.29kb.
Дисциплины 6719 Культура Японии Цель и задачи дисциплины 1 43.51kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Деньги. Кредит. Банки» Направление... 1 200.84kb.
Рабочая программа дисциплины гидрология естественнонаучный цикл,... 1 269.18kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «История религий» 5 1357.72kb.
Программа дисциплины «история химии» 1 193.56kb.
Приложение 2 Аннотация рабочей программы дисциплины «Алгоритмизация... 1 32.59kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины «политическая социология» 1 512.5kb.
Учебное пособие Санкт-Петербург 2013 ; 001. 8 Ббк 87. 3 10 5708.19kb.
- 4 1234.94kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по философии цели освоения дисциплины - страница №1/1

Программа вступительного экзамена в аспирантуру по

философии


  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Главными целевыми установками освоения дисциплины «Философия» являются формирование философской культуры мышления, развитие интереса к теоретической системе знаний по философии, что должно способствовать не только овладению культурой мышления, но и позволять ориентироваться в ценностях бытия. Для достижения поставленных целей задействуется комплекс теоретических представлений классических и современных мыслителей о сущности самой философии, всего спектра проблем, которые она призвана освещать в контексте всего многообразия её направлений.

Основной задачей курса является формирование представлений у абитуриентов навыков философского рассуждения и мышления, освоение философского категориального аппарата. Решение этих задач позволит с одной стороны, успешно усвоить общекультурные компетенции, поскольку данная наука воспитывает общую культуру мышления. С другой стороны, это будет способствовать развитию многих профессиональных компетенций.



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Природа и предмет философии
Возникновение философии как проблема истории философии и культуры. Социальный и ценностный статус философии в его историческом развитии. Социально-историческая обусловленность представлений о природе философии и о ее культурной ценности.

Предмет философии. Исторические формы представлений о содержании, целях и функциях философии.

Проблема оснований философского знания. Принципы философского синтеза идей и представлений, вырабатываемых иными формами практической, интеллектуальной и духовной деятельности.

Философская картина мира и ее связь с общенаучной и специально-научными картинами мира. Философия как мировоззрение и как рационально-теоретическое знание.

Философия как «знание о бытии» и как «знание о знании». Единство онтологии и гносеологии. Онтологические и гносеологические аспекты философской антропологии.

Философия в культурном контексте. Философия в ее отношениях с наукой, политикой, экономикой и идеологией. Философия и власть. Философия и религия. Философия и искусство.

Образ философии и стратегии философствования в современной культуре.

Структура проблемного поля философии. Взаимосвязь элементов этой структуры: проблемы бытия, сознания, их соотношения; проблемы человека, его общественно-исторического и культурного бытия.

Философия как самосознание культуры. Выявление и конструирование предельных оснований культуры.
Тема 2. Античная философия

Типологические особенности древнегреческой философии. Ее социокультурная обусловленность. Милетская натурфилософия. Пифагор и раннее пифагорейство. Гераклит Эфесский. Элейская школа. Эмпедокл. Анаксагор. Софистика. Сократ и сократические школы. Атомистический материализм Демокрита. Платон. Учение об идеях. Диалектика Платона и судьбы абсолютного идеализма. Гносеология. Антропология и этика. Социальная утопия. Учение Платона и современность. Аристотель. Критика платоновской теории идей. Гилеморфистская онтология. Учение о категориях и диалектика. Теория познания. Антропология и этика. Социальная философия. Аристотель и современный мир. Скептицизм. Материализм Эпикура. Атомистическое учение Лукреция Кара. Греческий стоицизм. Римский вариант стоицизма. Неоплатонизм. Плотин. Порфирий. Ямвлих. Прокл. Неоплатонизм и культура поздней античности. Античная философия и современность.


Тема 3. Философия патристики и Средневековья.

Ветхозаветная традиция, христианство и античная философия как основания патриотической мысли. Филон Александрийский. Христианские апологеты. Тертуллиан. Климент и Александрийская богословская школа. Ориген и попытка синтеза христианского вероучения с неоплатонизмом. Капподокийские отцы церкви. Христианский платонизм Августина. Бог и мир. Вечность и время. Человек. Гносеология. Этика. Философия

Общество, культура и католическая церковь в эпоху раннего средневековья. Иоанн Скот Эриугена. Диалектика и антидиалектика. Реализм и номинализм. Ансельм Кентерберийский и реалистическая традиция. Номинализм Росцелина и Абеляра. Шартрская школа. Мистическое направление и Бернар Клервосский. Умеренный мистицизм. Сен-Викторской школы.

Общество, церковь и образование в Западной Европе 13-14 вв. Латинский аверроизм, Сигер Брабантский, Мистическое учение Бонавентуры. Оксфордская школа. Роджер Бэкон. Альберт Больштедт. Католический аристотелизм Фомы Аквинского. Бог и мир. Классические «пути богопознания». Умеренный реализм в гносеологии. Антропология, этика и социальная доктрина. Майстер Экхарт и мистическая традиция. Учение Дунса Скота. Уильям Оккам и номиналистическая традиция. Поздняя схоластика. Средневековая философия и современность.


Тема 4. Философия Возрождения

Три периода в истории Возрождения. Возрожденческий гуманизм. Данте Алигьери. Ф. Петрарка. Эпикуреизм. Ренессансный неоплатонизм. Н. Кузанский. Флорентийские платоники. Леонардо да Винчи. Н. Коперник. Эразм Роттердамский. Т. Мор. Н. Макиавелли. Ренессансный аристотелизм П. Помпонацци. М. Монтень. Философия природы Б. Телезио. Пантеизм Д. Бруно. Утопия Т. Кампанеллы. Мистическое учение Я. Беме.


Тема 5. Философия 17 – 18 веков

Типологические черты философии Нового времени. Реформация и изменение картины мира. Наука и философия. Эмпиризм и рационализм. Ф. Бэкон и становление традиции эмпиризма Нового времени. Р. Декарт и рационализм. Б. Спиноза. Т. Гоббс. Г. Лейбниц.

Предпосылки формирования и основополагающие характеристики философии Просвещения. Английское Просвещение. Д. Локк. Д. Беркли. Д. Юм. Французское Просвещение. Вольтер. Э. Кондильяк. Д. Дидро. Ж.Л. Д' Аламбер, П. Гольбах, Ж. О. Ламетри. К. А. Гельвеции. Ж.-Ж. Руссо. Немецкое Просвещение. Г.Э. Лессинг. И.Г. Гердер. И. Кант и Просвещение. Просвещение, контрпросвещение и романтизм.
Тема 6. Немецкая классическая философия

Предпосылки становления и основные черты немецкой классической философии. Философия И. Канта. Теория познания. Антропология и этика. Философия истории. Философия И.Г. Фихте. Философия Ф.В.И. Шеллинга. Философия Г.В.Ф. Гегеля. Основополагающие принципы системы Г.В.Ф. Гегеля. Логика. Философия природы. Философия духа. Философия истории. Антропологический материализм Л. Фейербаха.


Тема 7. Формирование и развитие философии марксизма

Исторические корни и теоретические источники марксизма. Формирование философских воззрений К. Маркса и Ф. Энгельса. Развитие философии марксизма в период 1848-1871 гг. Эволюция взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса после Парижской коммуны. Формирование и развитие философских взглядов В.И. Ленина.


Тема 8. Русская философия

Философская мысль средневековой Руси. Русь и восточно-христианская традиция. Феодосии Печерский. Илларион. Владимир Мономах. Климент

Смолятич. Кирилл Туровский. Даниил Заточник. Нил Сорский и нестяжательство. Иосиф Волоцкий и идеология самодержавной московской государственности. Инок Филофей и идея «третьего Рима». Максим Грек. Идеи А. Курбского. Грекофилы и латинофилы 17 в. Ю. Крижанич и идея славянского единства. Братья Лихуды и Славяно-греко-латинская академия. Киево-Могилянская академия как центр культуры. Г. Сковорода. Ф. Прокопович. Т. Задонский и П. Величковский. Создание Московского университета и философское образование.Русское Просвещение. Н.И. Новиков. А.Н. Радищев. М.В. Ломоносов. Русское шеллингианство. Славянофильство. А.С. Хомяков. И.В. Киреевский. Западничество. П.Я. Чаадаев. Н.В. Станкевич. В.Г. Белинский. А.И. Герцен. Философия народничества. Мировоззрение Н.Г. Чернышевского. Д.Р1 Писарев. Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонтьев. Философские взгляды Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Метафизика всеединства B.C. Соловьева. Феномен русского космизма. Русский религиозный ренессанс начала 20 века и послеоктябрьская философская мысль эмиграции. Д. С. Мережковский. Н.А. Бердяев. В. В. Розанов. Л. Шестов. Г.П. Федотов. С.Л. Франк. Л.П. Карсавин.
Тема 9. Становление и развитие неклассической западной философии

Позитивизм и иррационализм как альтернативы классического теоретизирования. Позитивизм. О. Конт. Д.С. Милль. Г. Спенсер. Философия жизни А. Шопенгауэра. Экзистенциальная философия С. Кьеркегора. Философия жизни Ф. Ницше и В. Дильтея. Неокантианство. Неогегельянство. Эмпириокритицизм. Прагматизм. Логический атомизм. Логический позитивизм. Лингвистическая философия. Постпозитивизм. Экзистенциализм и герменевтика. Структурализм и постструктурализм.


Тема 10. Онтология


Место онтологии в структуре философского знания. Исторические этапы онтологии.

Античная метафизика Космоса. Аристотель: метафизика как учение о сущем (“первая философия”). Платоновская метафизика “идей” как первопричин, идеальных образцов и планов вещей.

Средневековая метафизика: философская интерпретация теологии. Примат веры над знанием. Рациональное конструирование мира – способ богопознания, подчиненный откровению. Метафизика Фомы Аквинского.

Метафизика эпохи Возрождения. Неоплатонизм как интерпретация самостоятельной ценности человеческого существования; человек-микрокосм, концентрирующий в себе содержание Макрокосмоса. Метафизический антропоцентризм. Социально-культурный контекст антропоцентрического гуманизма. Проблема свободы воли. Спор гуманистов (Эразм) и реформаторов (Лютер) о свободе как выражение главных метафизических противоречий эпохи. Метафизика как эвристический источник фундаментальных научных идей (Н. Коперник, Д. Бруно, И. Кеплер).

Метафизика Нового времени. Механистическая парадигма. Попытки метафизической интерпретации оснований научной картины мира (Декарт, Лейбниц), наполнение метафизической онтологии диалектическим содержанием (Спиноза). Разрушение догматической метафизики Кантом. Метафизика как “критика чистого разума”. Метафизика Шеллинга. Гегель: возрождение метафизики на пути диалектического метода. К. Маркс и Ф. Энгельс: метафизика - исторически ограниченная, но абсолютизированная “мировая схематика”, претендующая на законченную и фундаментальную картину мира в отрыве от результатов науки и социально-культурного контекста. Гносеологические и социальные корни метафизики.

Споры о метафизике в философии XIX – XX вв. Антиметафизический поход позитивизма. “Возрождение метафизики” (Н. Гартман, М. Хайдеггер), критика сциентизма. Варианты экзистенциальной метафизики: фундаментальная онтология М. Хайдеггера. Мир трансцендентного бытия К. Ясперса. Постмодернизм и метафизический плюрализм.

Базовые понятия онтологии. Идеальное и материальное; онтологический статус идеального. Соотношение бытия и реальности в различных философских концепциях. Бытие, существование, становление и исчезновение. Бытие и ничто как предельные абстракции онтологии (Гегель). Бытие и сущее. Бытие, пребывание, становление.

Уровни и типы бытия. Бытие и мир. Бытие вещей и процессов. Бытие человека. Бытие и дух. Духовное бытие. Бытие и инобытие, жизнь и смерть. Бытие и материя. Бытие идей и духовных ценностей. Бытие, время, жизнь, сознание. Объективная и субъективная реальность, их структуры. Компьютер и виртуальная реальность.

Проблема субстанции. Субстанция, субстрат, атрибуты и модусы. Материалистический субстанциализм. Идеалистический субстанциализм. Пантеизм. Персонализм.

Системный характер бытия. Единство и многообразие форм бытия. Системно-структурный подход в онтологии. Законы системной организации и развития. Онтологические гипотезы и современная наука. Проблема части и целого в современной физике. Антропный принцип. Законы сохранения как основания научной онтологии. Симметрия, гармония, линейность и нелинейность, организация и самоорганизация, «порядок из хаоса» - онтологические категории современной науки и философии. Синергетические идеи в современной онто-гносеологии.

Развитие как характеристика природного мира, человека, общества, культуры. Представления о необратимых, направленных и закономерных изменениях сложных природных и социальных систем. Философия и научная космология, биологическая и геологическая теории эволюции. Трансляция идеи развития в сферу наук о человеке и обществе. Социальная и культурная история как развитие.

Философское исследование процессов развития. Диалектика от Лейбница и Спинозы до Гегеля и Маркса. Философская теория всеобщих законов развития. Универсальный механизм развития: возникновение, борьба противоположностей, разрешение противоречий как основа перехода к новому состоянию развивающейся системы. Эволюция и революция – основные формы процессов развития.

Развитие как локальный (внутрисистемный) процесс и развитие как взаимосвязанное закономерное изменение одних систем под воздействием других. Всеобщая взаимосвязь как объяснительный принцип развития. Проблема исторического развития человеческого общества.

Детерминизм и индетерминизм – онтологическая антиномия.. Связь представлений о развитии природных и социальных систем с принципом детерминизма. Универсальный характер причинно-следственных связей. Своеобразие причинно-следственных связей в различных природных сферах, зависимость их выражения от принятых концептуальных “каркасов”. Жесткие (однозначно-детерминированные) и вероятностные (статистические) причинно-следственные зависимости. Логические методы анализа причинно-следственных отношений. Естественнонаучный “индетерминизм” как методологический вывод из “копенгагенской” (Н. Бор) интерпретации квантовой физики. Детерминизм и культурно-историческая деятельность.

Пространство и время как категории онтологии. Развитие физических и философских представлений о пространстве и времени. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Философия и релятивистская физика. Направление времени: философский и научный аспекты проблемы. Космологические модели в современной науке и их философский смысл. Философский анализ научных гипотез о происхождении и эволюции Вселенной.

Философские и научные модели развития. Диалектика как логика и как онтология. Развитие и движение. Линейные и нелинейные формы эволюции. Процессы самоорганизации в открытых (нелинейных) системах. Синергетика и ее основные понятия. Глобальный эволюционизм.

Человек как природное и социальное бытие. Свобода и необходимость в бытии человека. Свобода и ответственность. Биосфера, техносфера и ноосфера. Онтология культуры.
Тема 11. Гносеология.

Античные и средневековые учения о познании. Дилемма гносеологии нового времени: субъект – природная система, испытывающая воздействия объектов и формирующая знание на основании этих воздействий; субъект – автономная субстанция, структура которой определяет собой характер и содержание знания об объекте. Декарт – основоположник «философии субъекта». Трансцендентальный субъект как активный (конструирующий) участник познавательного отношения. Критический трансцендентализм Канта. Диалектика субъекта и объекта в немецком классическом идеализме. Материалистическая диалектика Маркса. Критика трансцендентализма. Разрыв между трансцендентальным субъектом (чистой структурой сознания, обеспечивающей всеобщность и необходимость знания) и эмпирическим субъектом, не обладающим этими характеристиками. Иррационалистические и волюнтаристские трактовки субъекта (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше).

Поворот гносеологии к эмпирическому субъекту и его «жизненному миру», социально-культурные предпосылки этого поворота. Экзистенциалистские и персоналистские трактовки субъективности. Позитивистские модели субъекта; гипертрофия субъективности. Замена объективности интерсубъективностью (общностью значений элементов знания для любого субъекта). Социоцентристские модели субъекта познания. Идея детерминированности познавательных действий субъекта коллективными установками и господствующими догмами. Социология знания и социология науки. Психология научного открытия (Э. Дюркгейм, М. Шелер, Т. Кун). Понятие «коллективного субъекта» (Л. Флек). Постмодернизм и «смерть субъекта». Субъект как результат функционирования социальных и культурных структур, «культурная фикция». «Децентрация» структуры познавательного отношения (Ж. Деррида). Прагматическая модель субъективности (Р. Рорти).

Деятельностная концепция субъекта. Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или группа), источник активности, направленной на объект.

Концепция онтологической относительности (У. Куайн). Логико-методологические проблемы перехода от одной языковой (концептуальной) системы к другой (неполная детерминированность перевода, тезис о «несоизмеримости»). Различение предмета и объекта знания. Онтологический и гносеологический статус идеальных, теоретических, абстрактных объектов. Объективность знания как ценность культуры.

Основные гносеологические программы и стратегии в их исторической эволюции. Реализм и естественная установка. Платонизм, трансцендентализм, эмпиризм, натурализм. Феноменализм, конвенционализм, солипсизм. Скептицизм, критицизм и агностицизм. Рационализм и сенсуализм.

Что такое «знание»? Личностное и анонимное знания. Источники человеческого знания. Теории врожденных идей. Проблема априорного и апостериорного. Антитеза рационализма и сенсуализма. Дилемма "чувственное-рациональное". Виды чувственного познания. Проблема "первичных" и "вторичных" качеств, образного и знакового. Проблема получения и обоснования нового знания. Дискурс и рефлексия.
Интуитивное знание. Виды интуиции (чувственная, эмоциональная, рациональная, логическая). Проблема интерсубъективной проверки и трансляции интуитивного знания. Связь интуиции и дискурса в процессах познания, обоснования и трансляции знания.

Проблема рациональности. «Логоцентрическая» парадигма европейской философии от античности до классического рационализма. Идеал рациональности как совпадение с Абсолютным Разумом (Аристотель, Гегель).

Рациональность и логика. Невозможность редукции рациональности к логичности. Рациональность (действий, способов поведения, рассуждений) как целесообразность, эффективность, экономия средств для достижения цели, гармоничность и согласованность, объяснимость на основе причинно-следственных связей, систематичность, успешная предсказуемость. Выбор существенных характеристик рациональности как основание для исторической типологии рациональности (античная рациональность, средневековая рациональность, научная рациональность нового времени, неклассическая и пост-неклассическая рациональности ХХ века и др.).

Рассудок и разум (Кант, Гегель). Оценка рассудочной рациональности по определенным критериям (законы логики и математики, правила и образцы действия, каузальные схемы объяснения, принципы систематики, фундаментальные научные законы и др.). Разумная рациональность - способность оценки и отбора критериев, их обсуждения и критики, ее связь с интеллектуальной интуицией, творческим воображением, конструированием. Разумная рациональность как основание критической рефлексии над рассудочной рациональностью.

Понятие научной рациональности. Попытки определить сферу научной рациональности при помощи жестких критериев («критериальный подход»). Конфликт этого подхода с историей науки. Плюралистическая трактовка научной рациональности (Т. Кун, постмодернизм).«Формальная рациональность» (М. Вебер). «Рациональность» как особый конструкт, выполняющий методологическую роль. Модели рациональности, основанные на понятиях согласованности, эмпирической адекватности, простоты, роста эмпирического содержания. Рациональность как «интерсубъективность» или обеспечение продуктивной интеллектуальной и практической коммуникации. Многообразие форм «интерсубъективности». «Критико-рефлексивный» подход к определению рациональности. Проблема рационального изменения критериев рациональности. Идея дополнительности как базисный методологический принцип теории рациональности.

Проблема истины. Истина – категория философии и культуры, характеризующая идеал знания и способ его достижения (обоснования). Истина как характеристика знания и как ценность культуры. Взаимосвязь категории «истина» с общей категориальной структурой философского мировоззрения. Связь проблемы истины с вопросом о познаваемости мира. Классическая концепция истины (Аристотель): истина - соответствие знания вещам. Проблема «соответствия» в «корреспондентной» концепции истины: чему именно и как именно соответствуют знания в действительности? Проблема критерия истины: как проверяется соответствие знания действительному положению вещей? Проблема обоснования критерия истины (парадокс «регресс в обосновании»). Семантические парадоксы, связанные с классической концепцией истины.

Иерархия критериев истины в гносеологии Нового времени: очевидность чувственных данных, логическая корректность, рациональная интуиция. Понимание истины как завершенного и неизменного знания. Р. Декарт: истина - ясность и очевидность знания, основанного на «врожденных» идеях разума. Г. Лейбниц о истинах факта и логических истинах. И. Кант: зависимость истины от априорных форм созерцания и рассудка, критерий истины - согласованность мышления с самим собой. Г. Гегель: истина - характеристика процесса развития знания. Диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс) об объективности и конкретности истины; истина как «адекватное» отображение действительности в развивающемся знании. Диалектика абсолютного и относительного в понимании истины.

Изменение культурной ценности и содержания понятия истины в связи с общим кризисом рационализма, специализацией и секуляризацией познавательных процессов. Трактовка истины как личного переживания субъекта. М. Хайдеггер: сущность истины - свобода. Позитивизм: истинность как согласованность предложений науки с чувственным опытом индивида. Конвенционализм: истинность - продукт базисных соглашений о смысле используемых понятий. «Критический рационализм» - научное знание имеет гипотетический характер, вопрос об «окончательной» истинности суждений не имеет научного смысла. Истина как синоним «рациональной коммуникации», социального консенсуса (Ю. Хабермас).

Попытки реставрации абсолютной духовной ценности истины. Истина - одна из высших и вечных ценностей культуры, обладающая неизменным значением, регулятивный идеал и горизонт познания (неокантианство, Ф.Брентано, философы Львовско-Варшавской школы). Современный трансцендентализм: истина определяется рамочными условиями опыта, сформулированными фундаментальной объяснительной теорией.

Методологическое значение концепций истины. «Когерентная» концепция: истина как согласованность и непротиворечивость знания. Прагматическая концепция: истина как полезность. Применимость логико-семантических методов к определению понятия «истина» (А. Тарский). Истинность как характеристика отдельных высказываний и как свойство теоретических систем. Истина как основание выбора теории.

Понятие истины в философских дискуссиях вокруг рациональной реконструкции истории науки. Релятивизм в понимании целей и ориентиров научного развития. Сведение проблемы истины к вопросу о свойствах знаковых систем. Постмодернистская критика понятия истины (Ж. Деррида, Р. Рорти).

Истина как норма. Проблема социальных и культурных предпосылок легализации определенных типов оправдания и обоснования рассуждений. Историческая относительность норм. Зависимость норм от наиболее успешных форм познания. Проблема применимости истинностной оценки к действиям и их результатам за пределами науки. Истинность повседневного опыта, традиции, истина в искусстве, в морали. Философские дискуссии ХХ века об истине как составная часть поисков перспективы культуры.

Проблема возникновения нового знания. Традиция и творчество. Интуиция, воображение, фантазия в процессах познания. Проблема понимания. «Герменевтический круг». Понимание как усвоение смысла. Понимание как наделение смыслом. Понимание как совместное творение смысла в процессах творческой коммуникации. Система личностных смыслов и творчество. Сознание, подсознание, бессознательное в творчестве. Гуманизм и творчество. Экзистенциальные детерминанты познавательной активности. Значение личного опыта и волевого творческого начала в когнитивном процессе. Проблема становления и развития творческих способностей познающей личности. Роль практики в познании. Практика и опыт. Типологии практик, основания и критерии. Исторические формы связи материально-технической и общественно-политической практики с познавательной деятельностью. Противоречивый характер взаимоотношений практики и познания. Утилитаристские подходы к пониманию сущности познавательной деятельности. Эвристика как комплексная проблема теории познания. Единство логико-методологических, психологических, историко-культурных методов исследования эвристических процессов.

Тема 12. Проблема сознания

Сознание как предмет гносеологии. Философские и научные исследования сознания. Проблема генезиса сознания. Природно-биологические предпосылки сознания. Антропосоциогенез. Современные взгляды на движущие силы и этапы филогенетического становления сознания. Онтогенез и филогенез сознания.

Структура сознания. Основные компоненты сознания (чувственно-перцептивные, эмоциональные, ценностно-мотивационные, логические, волевые). Уровни сознания (психическое, рефлексивно-сознательное, подсознание, сверхсознание). Феномены сознания.

Проблема "Я". Бихевиоралистские и функционалистские концепции сознания. Социокультурные образы сознания (сознание отчужденное, ложное, несчастное, игровое; превращенные формы сознания). Сознание и бессознательное. Природа бессознательного. Основные концепции бессознательного в психологии и философии. Индивидуальное и коллективное бессознательное. Онтология бессознательного. 

Сущность самосознания. Сознание и самосознание. Самосознание и процесс социализации личности.

Проблема идеального. Идеальность сознания. Объективная и субъективная реальность. Психофизическая проблема. Постановка и решение проблемы идеального в истории философии. Философский анализ  категории "идеальное". Идеальность сознания. Природа символа. Типы символических систем. Идеальное и культурный символизм.

Мышление как объект логики, гносеологии и когнитивных наук. Психологизм и антипсихологизм. Филогенез и онтогенез мышления. Формы мышления. Вербальное и невербальное мышление. Рефлексия. Рассудок, разум, интеллект, ум. Взаимосвязь сознания и мышления.

Мышление как деятельность. Формы мыслительной деятельности, их взаимосвязь с практикой. Проблема моделирования мыследеятельности в свете современной науки. Искусственный интеллект. Гносеологические, социально-философские и этические аспекты моделирования мышления в технических системах.

Гносеологические исследования языка. Вербальное и невербальное мышление. Роль языка в познании. Философские интерпретации роли языка в мышлении и познании. Язык и речь. Проблема косвенной референции. Перлокуция и иллокуция.

Язык и письмо. Проблема лингвистической относительности: слабая и сильная версии.


Знак, значение и смысл. Семиотическая реальность. Рациональность и метафора.

Текст, контекст и интертекстуальность. Наррация и интерпретация. Объяснение и понимание. Понимание и предпонимание: герменевтический круг. 4. Тема 13. Методологические проблемы науки

Методы и формы научного познания. Научная рациональность. Природа науки. Наука как деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Соотношение науки и обыденного познания. Критерии научного знания. Эмпирический уровень научного познания. Теоретический уровень исследования. Формы научного познания. Идеалы науки. Этика ученого. Проблема научной рациональности. Наука классическая, неклассическая и позднеклассическая.

Тема 14. Философские концепции государства и общества

Философские взгляды на происхождение и значение государства. Учение Аристотеля о государстве. Утопические концепции Платона и Мора. Антиутопии. Теории общественного договора Гоббса, Локка, Руссо. Учения о коммунистическом государстве Маркса и Ленина. Понятие правового государства.

Социальная структура общества. Особенности социологии как науки. Общество как развивающаяся система. Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории общества. Идеи прогресса и теории круговорота и цикличности. Смысл истории. Идеи К. Маркса, Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, К. Ясперса, П. Сорокина и др. Единство и многообразие мировой истории.

Тема 15. Философский анализ культуры

Понятие культуры. Сущность культуры. Культура как результат предметно-практической деятельности. Диалоговой характер культуры. Общезначимость культуры. Культура как система, целостный организм. Области культуры. Субстанциональные элементы культуры. Функции культуры: освоение природы, коммуникация, накопление и хранение информации, социализация, самореализация личности и т. д. Культура как развивающееся явление. Запад, Восток, Россия как культурно-исторические типы. Культура постмодернизма и проблемы образования. Культура и цивилизация.



Тема 16. Проблема человека в философии

Античная, средневековая, нововременная и современная постановки проблемы человека. Происхождение и сущность человека. Диалектика сущности и существования человека в марксизме, философии жизни, психоанализе, экзистенциализме. Человек как существо космическое, биологическое, духовное и социальное. Проблема личности в философии и психологии. Концепция личности. Составные элементы личности и их интеграция. Свобода и ответственность. Познание, нравственность, деятельность. Смысл жизни. Проблема гуманизма в современном мире: идеалы и реальность. Духовно-практическое освоение мира человеком. Понятие "ценности". Проблема ценностей в философии. Типы ценностей, их соотношение. Классовые и общечеловеческие ценности. Проблема ценностей в религии. Ценности и становление личностных свойств. Проблема переоценки ценностей. Кризис гуманизма и пути выхода из кризиса. Основные этические системы.



Тексты по философии для индивидуального

изучения и интерпретации абитуриентов

Антология мировой философии в 4-х т. М., 1969-1972.

Антология даосской философии. М., 1994.

Абеляр Пьер. Логика для начинающих // Абеляр Пьер. Теологические трактаты. М., 1991.

Т. Адорно, М. Хоркхаймер. Диалектика просвещения. М., 1997.

Ансельм Кентерберийский. Прослогион // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М, 1995.

Аврелий Августин. Исповедь. М., 1991.

Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. М, 1984. Т. 4.

Беркли Д. Трактат о принципах человеческого знания // Сочинения. М., 1978.

Беркли Д. Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований // Сочинения. М., 1978.

Бэкон Ф. Новый Органон // Соч.: В 2-х Т. М., 1972. Т. 2.

Бэкон Ф. Новая Атлантида // Соч.: В 2-х Т. М., 1972. Т. 2.

М. Вебер. Критические исследования в области логики наук о культуре // М. Вебер. Избранные произведения. М., 1990.

В. Виндельбанд. Философия культуры и трансцендентальный идеализм. // В. Виндельбанд. Дух и история. М., 1995.

Вольтер. Философские письма // Сочинения. М., 1988.

Вольтер. Философские письма // Сочинения. М., 1988.

Вольтер. Основы философии Ньютона // Вольтер. Сочинения. М., 1988.

Х.-Г. Гадамер. Истина и метод. М., 1998.

Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3-х Т. М., 1970. Т. 1.

Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Соч.: В 13-ти т. М.; Л.: Госсоцэкономиздат, 1935. Т. 8.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль,1990.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1.

Гельвеций К. А. О человеке // Соч.: В 2-х Т. М., 1986. Т. 2.

Гоббс Т. Левиафан // Соч.: В 2-х Т. М., 1989. Т. 1.

Гоббс Т. О гражданине // Соч.: В 2-х Т. М., 1989. Т. 2.

Гольбах П.А. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного // Избранные произведения в 2-х Т. Т. 1. М., 1963.

Декарт Р. Рассуждение о методе // Соч.: В 2-х Т. М., 1989. Т. 1.

Декарт Р. Первоначала философии // Соч.: В 2-х Т. М., 1989. Т. 1.

Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.

Дидро Д. Мысли к истолкованию природы // // Соч.: В 2-х Т. М., 1986. Т. 1. С.

Дидро Д. Разговор Д’Аламбера и Дидро // Соч.: В 2-х Т. М., 1986. Т. 1.

В. Дильтей. Философия гуманитарных наук // Собр. соч. Т. 1. М., 2000.

В. Дильтей. Принципы методологии гуманитарных наук // Собр. соч. Т. 1. М., 2000.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

Древнекитайская философия. Т. 1-2. М., 1972-73.

4. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961.

Кант И. Критика чистого разума // Сочинения: В 6-ти т. М.: Мысль, 1964. Т. 3.

Кант И. Критика практического разума // Сочинения: В 6-ти т. М.: Мысль, 1965. Т. 4 (1).

Кант И. Критика способности суждения // Сочинения: В 6-ти т. М.: Мысль, 1966. Т.5.

Кант И. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Сочинения: В 6-ти т. М., 1966. Т. 6.

Кант И. Кант И. К вечному миру // Сочинения: В 6-ти т. М., 1966. Т. 6.

Э. Кассирер. Избранное. Опыт о человеке // Опыт о человеке. М., 1998.

Ламетри Ж. О. Человек-машина // Сочинения. М., 1976.

Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии // Соч.: В 4-х Т. М., 1989. Т. 2.

Лейбниц Г.В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла // Соч.: В 4-х Т. М., 1989. Т. 4.

Ленин В.И. Государство и революция // Полн. собр. соч. Т. 33.

Ленин В.И. Карл Маркс // Полн. собр. соч. Т. 26.

Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч. Т. 18.

Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Сочинения: В 3-х т. М.: Мысль, 1985. Т.1.

Локк Д. Два трактата о правлении // Сочинения: В 3-х т. М.: Мысль, 1988. Т.3.



Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Изд. 2-е. Т. 1.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Изд. 2-е. Т. 42.



Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е., Т. 3.

Г. Маркузе. Эрос и цивилизация. Киев, 1995. С. 75-105.

Материалисты Древней Греции. М., 1956.

Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Соч.: В 2-х Т. Т 1. М., 1990.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч.: В 2-х Т. Т 2. М., 1990.

Ницше Ф. Антихрист // Соч.: В 2-х Т. Т 1. М., 1990.

Платон. Государство // Соч.: В 3-х т. М, 1971. Т. 3, ч. 1.

П. Рикер. Конфликт интерпретаций. М., 1995.

П. Рикер. Память, история, забвение. М., 2004.

Г. Риккерт. Науки о природе и науки о культуре // Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Г. Риккерт. Философия истории // Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права //Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998.

Спиноза Б. Этика // Избр. произведения: В 2-х Т. М., 1957. Т. 1.

Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Избр. произведения: В 2-х Т. М., 1957. Т. 2.

Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Избр. Произв. В 2-х Т. М., 1955. Т.1.

Фейербах Л. К критике философии Гегеля // Избр. Произв. В 2-х Т. М., 1955. Т.1.

Фейербах Л. Предварительные тезисы к реформе философии // Избр. Произв. В 2-х Т. М., 1955. Т.1.

Фома Аквинский. Сумма теологии. Киев, 2004-2005. Ч. 1. Т. 1-3; Ч.2. Т. 1. Киев, 2006.

Фома Аквинский. Из прозведений Фомы Аквинского // Боргош Ю. Фома Аквинский. М, 1975. С. 143-176.

Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989.

М. Фуко. Порядок дискурса // Воля к истине. М., 1996.

М. Фуко. Надзирать и наказывать. М.,1999.

М. Фуко. Субъект и власть // Интеллекуалы и власть. Т. 3. М.,2006.

Ю. Хабермас. Демократия, разум, нравственность. М., 1992.

М. Хайдеггер. Бытие и время. М., 1997.

М. Хайдеггер. Письмо о гуманизме // Время и бытие. М., 1993.

М. Хайдеггер. Время картин мира // Время и бытие. М., 1993.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. В 2-х Т. М., 1993.



Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е., Т. 21.

Юм Д. Сокращенное изложение трактата о человеческой природе // Сочинения: В 2-х т. М., 1966. Т.1.

Юм Д. Исследование о человеческом познании // Сочинения: В 2-х т. М., 1966. Т.1.

Юм Д. О принципах морали // Сочинения: В 2-х т. М., 1966. Т.1.



Блок 1. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Асмус В.Ф. История античной философии. М., 1976.

Богомолов А.С. Античная философия. М, 1985.

История философии: Запад-Россия-Восток. Под ред. Н.В. Мотрошиловой. В 4-х Т. М., 1995-1999.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2003.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия 2-й половины XVIII-начала XIX века. М., 1989.

Новая философская энциклопедия. В 4 Т. М., 2001.

Лосев А.Ф. История философии в конспективном изложении. М, 1989.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1974.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1973.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. М., 1976.

Соколов В.В. Европейская философия XV- XVII веков. М., 1984.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

Чанышев А.К. Курс лекций по древней философии. М.,1981.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М.,2001.

Асмус В.Ф. Античная философия. М.,1976.

Современная западная философия: Словарь. М., 1998.

Новая философская энциклопедия., Т. 1-4. М., - 2001.

Философия истории. Антология. /Под ред. Ю.А.Кимелева.

М., 1995.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Н.С. Автономова. Деррида и грамматология // Ж. Деррида. О грамматологии. М., 2000. Асмус В.Ф. И. Кант. М.,1973.

Асмус В.Ф. Платон. М., 1969.

Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

Быховский Б.Э. Л. Фейербах. М., 1969.

Гайденко П.П. Время, длительность, вечность. М., 2006.

Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

Губман Б.Л. Современная философия культуры. М., 2005.

Ю.Н. Давыдов. Критика социально-философских воззрений Франкфуртской школы. М., 1977.

Длугач Т.Б. Иммануил Кант: от ранних произведений к “Критике чистого разума”. М., 1990.

Заиченко Г.А. Дж. Локк. М., 1988.

Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

Ляткер Я.А. Декарт. М., 1975.

Майоров Г.Г. Теоретическая философия Г. Лейбница. М., 1973.

Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.

Мееровский Б.В. Томас Гоббс. М., 1975.

Митрохин Л.Н. Дискуссии о Марксе // Философия и современность. М.: Наука, 1971. С. 71-112.

Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к "Науке логики". М., 1984.

Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990.

Мотрошилова.  Н.В. Философия Нового и Новейшего времени // Новая философская энциклопедия. Том IV.

Нарский И.С. Давид Юм. М., 1973.

Неретина С.С. Абеляр и специфика средневекового философствования // Абеляр Пьер. Теологические трактаты. М., 1991.

Овсянников М.Ф. Гегель. М., 1970.

Ойзерман Т. И. Формирование философии марксизма. М., 1986.

Ойзерман Т.И. Апология ревизионизма. М., 2006.

Свасьян К. Фридрих Ницше: мученик познания // Соч.: В 2-х Т. Т 1. М., 1990.

Соколов В.В. Спиноза. М., 1977.

Степанянц М.Т. Восточная философия. М., 1997; М., 2000;

Французское Просвещение и революция. М., 1989.

Фролова Е.А. История средневековой арабо-мусульманской философии. М., 1995.

Чанышев А.К. Аристотель. М., 1981.

Шохин В.К. Первые философы Индии. М., 1997.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Сайты: www. philosophy.ru ; www.intencia.ru ; www.anthropology.ru; www.ido.rudn.ru
Блок 2. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Барулин В.С. Социальная философия [Текст] : учебник, Ч. 1 / В. С. Барулин. - М. : МГУ, 1993. – 336с.

  2. Губин В.Д. Философия: Элементарный курс / В.Д. Губин. - М. : Гардарики, 2003. - 334 с.

  3. Канке В.А. Философия: исторический и систематический курс / В. А. Канке. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2006. - 376 С.

  4. Крапивенский С.Э. Социальная философия: учебник / С. Э. Крапивенский. - 4-е изд., испр.. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 416 с.

  5. Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. Философия ХХ века: учебное пособие / С. Н. Мареев, Е. В. Мареева, В. Г. Арсланов. - М. - Академический Проект, 2001. - 464 С.

  6. Спиркин А.Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. - 2-е изд. - М. : Гардарики, 2001. - 816 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА



  1. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1998.

  2. Башляр Г. Новый рационализм. –М., 1987.

  3. Беркли Д.Ж. Трактат о началах человеческого знания. –М., 1934.

  4. Боннар А. Греческая цивилизация. –Т. 1, 2. –Ростов-Дон, 1994.

  5. Бэкон Ф. Новый Органон. –М., 1935.

  6. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. –М., 1958.

  7. Гаджиев К.С. Политическая философия. - М., 1999.

  8. Гегель Г. Наука логики. –М., 1998.

  9. Гайденко П. Эволюция понятия науки (ХУП-ХУШ вв.). –М., 1987.

  10. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. –М., 1987.

  11. Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. –М., 1983.

  12. Гуревич А.П. Категория средневековой культуры. –М., 1972.

  13. История философии: Запад-Россия-Восток. (под ред. Мотрошиловой Н.В. и Руткевича А.М.) - М., 1996. - Кн. 2.

  14. История философия: Запад- Россия - Восток. (под ред. Мотрошиловой Н.В. и Руткевича А.М.) - М., 1998. - Кн. 3.

  15. История философия: Запад- Россия - Восток. (под ред. Мотрошиловой Н.В. и Руткевича А.М.) - М., 2000. - Кн. 4.

  16. Кант И. Критика чистого разума. –М., 1993.

  17. Каратини Р. Введение в философию.  М., 2003.

  18. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. С-Петербург, 1997.

  19. Коплстон Ф. Аквинат. - М., 1999.

  20. Коул М. Скрибнер С. Культура и мышление. –М., 1977.

  21. Культура, человек и картина мира. –М., 1987.

  22. Кун Т. Структура научных революций. –М., 2001.

  23. Мамардашвилли М., Пятигорский Л. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символе и языке. М., 1997.

  24. Моисеев Н. Человек и ноосфера. –М., 1990.

  25. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. - М., 1998.

  26. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. Ее генезис и обоснование. –М., 1988.

  27. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. - М., 1997.

  28. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. М., 1998.

  29. Петров М.К. Язык, знак, культура. –М., 1991.

  30. Пригожин М., Стенгерс И.М. Порядок из хаоса. –М., 1986.

  31. Полани М. Личностное знание. – М., 1985.

  32. Рассел Б. История западной философии. –Т.1,2. Новосибирск, 1994.

  33. Рассел Б. Введение в математическую философию. - М., 1996.

  34. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. - М., 1999.

  35. Степин В.С. Теоретическое знание. - М., 2000

  36. Степин В.С., Кузнецов Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. –М., 1994.

  37. Степин В.С. Философская антропология и философские науки. – М., 1992.

  38. Тулмин С. Человеческое понимание. –М., 1984.

  39. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

  40. Хайдеггер. Бытие и время. –М., 1997.

  41. Чудинов Э.М. Природа научной истины. –М., 1977.

  42. Швырев О. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. – М., 1978.

  43. Шпенглер О. Закат Европы. –М., 1993.

  44. Штыков Н.Н. Проблемы онтологии и теории познания в истории философии. Часть первая. Хрестоматия. – Иркутск, 2003.

  45. Штыков Н.Н. Проблемы онтологии и теории познания в истории философии. Часть вторая. Хрестоматия. – Иркутск, 2004.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Сайты: www. philosophy.ru ; www.intencia.ru ; www.anthropology.ru; www.ido.rudn.ru



ВОПРОСЫ ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ

  1. Философия как теоретическое мировоззрение. Основной круг ее проблем.

  2. Основные черты философии античности. Ведущие школы древнегреческой мысли.

  3. Философия Гераклита.

  4. Атомизм Демокрита.

  5. Философское учение Платона.

  6. Философия Аристотеля.

  7. Средневековая философия Запада. Основные черты.

  8. Европейская философия Нового времени. Основные черты.

  9. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.

  10. Немецкая классическая философия.

  11. Философия Э. Канта.

  12. учение Г.В.Ф. Гегеля. Разработка им теории диалектики.

  13. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

  14. Марксизм. Основные этапы развития марксистской философии.

  15. Русская философия 19-20 вв.

  16. Основные особенности и направления западной философии 20 в.

  17. Проблема бытия в философии.

  18. Пространство и время как философская проблема.

  19. Движение и развитие. Классические и современные концепции диалектики.

  20. Проблема сознания в философии. Сознание и психика. Сознание и язык.

  21. Проблема субъекта и объекта в теории познания.

  22. Взаимосвязь чувственного и рационального в процессе познания. Познание и творчество.

  23. Проблема истины и ее критериев в философии.

  24. Научное познание. Эмпирическое и теоретическое. Формы и методы научного познания.

  25. Научная теория и ее функции.

  26. Развитие научного знания как теоретическая проблема.

  27. Общество, его институты и основные сферы.

  28. Природа и общество.

  29. Проблема общественного развития в философии.

  30. Глобальные проблемы современности.

  31. Экономика и политика. Их взаимосвязь в эпоху глобализации.

  32. Проблема человека в классической и современной философии.

  33. Личность и общество.

  34. Культура и ее основные формы.

  35. Миф и религия.

  36. Мораль и культура.

  37. Наука и культура.

  38. Искусство как форма культуры. Искусство в век науки.

  39. Традиционный, индустриальный и информационный типы общества.

  40. Классические и современные западные теории социального развития.