Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «онтология и теория познания» Нальчик 2013 - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 2 762.06kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 23. 1 64.27kb.
Программа вступительного экзамена по дисциплине Иностранный язык... 1 110.37kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по философии Уфа... 1 106.25kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки 46. 1 376.37kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 41. 2 635.59kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки 45. 1 261.09kb.
Программа вступительного экзамена Направление подготовки: 45. 1 160.78kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки 46. 2 387kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 05. 1 112.03kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по философии цели... 1 290.67kb.
Наталья Анатольевна Шлемова 2 1125.76kb.
- 4 1234.94kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «онтология и теория - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»


ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ»

Нальчик 2013

ПРОГРАММА

вступительного экзамена в аспирантуру

по дисциплине «Онтология и теория познания»

Раздел 1. Предметное самоопределение философии
Становление философии как формы теоретического сознания.

Понятие метафизики как беспредпосылочного знания и предельные уровни философии. Философия как рационально-теоретическое знание

Место философии среди иных форм знания и понимания мира. Знание и вера. Характер философских истин. Проблема существования философской теории. Философия и наука как формы рационально-теоретического отношения к миру. Специфика субъектно-объектных отношений в науке и философии. Философия как рационально-теоретическое знание.

Проблемное поле и смысловое пространство философии.

Особенности философского дискурса. Классические, неклассические и постнеклассические стратегии философствования. Образы философии в современной культуре: сциентизм и антисциентизм как основная дилемма современной культуры и ее проявления в философии.

Диалектический, феноменологический, герменевтический, диалектико-материалистический уровни освоения философской предметности. Универсальные теоретико-методологические функции философии: аналитическая, критическая, логико-эвристическая, методологическая, интегративная и др. Специфика точности и строгости философского рассуждения.

Раздел 2. Онтология
Понятие онтологии и ее место в структуре философии.

Философия как рефлексивный поиск предельных оснований бытия: онтологический уровень философии. Место онтологии как учения о бытии, теологии как учения о бытии бога, космологии как учения о взаимосвязях всего сущего и психологии как учения о душе в традиционной метафизике. Место и роль онтологии в современной философии. Критерии онтологического. Философская онтология и современная наука.

Бытие как центральная категория онтологии. Проблема критериев существования. Базовые понятия онтологии. Бытие и мышление. Категория бытия как философское обоснование истинности мышления (Парменид). Бытие, знание, добродетель (Сократ). Бытие, инобытие и универсум. Бытие – личная реальность (Демокрит) или – умопостигаемый мир идей (Платон)? Бытие и сущность.. Идеальное и материальное; онтологический статус идеального. Уровни и типы бытия. Бытие и мир. Бытие вещей и процессов. Бытие человека. Бытие и дух. Духовное бытие. Структура объективной реальности. Различение объективной и субъективной реальности.

Основные онтологические модели.

Материалистический субстанциализм..

Идеалистический субстанциализм.

Креационистские варианты онтологии.

Персоналистский субстанциализм.

Диалектико-материалистическая модель онтологии.

Проблема типологизации онтологических моделей. Монистическая, плюралистическая и дуалистическая онтологии. Эссенциалистские и антиэссенциалистские онтологии. Иерархические и неиерархические онтологические построения. Натурфилософские модели. Теистические модели. Экзистенциально-антропологические модели. Феноменолого-герменевтические модели.

Бытие и развитие

Проблема движения в истории философии. Соотношение движения, изменения и развития. Основные свойства движения. Философские модели развития: креационизм, теория эманации, преформизм, эмерджентизм, эволюционизм. Многообразие форм движения и структурные уровни бытия.

Развитие и возникновение новых форм бытия. Нелинейность развития. Законы и категории развития. Современные взгляды на эволюцию человека, общества и Вселенной. Человек как "био-логосное" существо.

Синергетика и процессы самоорганизации в открытых нелинейных системах. Глобальный эволюционизм в структуре современного сознания. Процессы самоорганизации в открытых нелинейных системах. Синергетика и ее основные понятия (аттракторы, точки бифуркации, флуктуации, фракталы). Глобальный эволюционизм. Роль информации в процессах развития.



Взаимообусловленность различных форм бытия

Основные типы и формы детерминации. Концептуальная структура принципа детерминизма, его универсальность и фундаментальность. Структурная, системная, кондициональная, генетическая, функциональная и информационная детерминации. Целевые и идеальные детерминации в жизни человека в социуме. Закономерность и случайность. Закономерность и формы ее проявления в мире. Понятие закона. Детерминизм и свобода человека.



Пространство и время в структуре бытия

Пространство, время, материя. Нефизические формы пространства и времени: социальные, психологические, биологические, геологические, семиотические и др.

Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Космологические модели Вселенной и их локальная применимость в масштабах Метагалактики.

Единство и многообразие мира.

Монистические и плюралистические подходы к пониманию мира. Модели материального единства и проблема его универсального единства. Субстанциальное, системное, структурное, эволюционно-генетическое единство мира. Смена картин мира в истории науки и философии. Мистические и религиозные варианты единства мира.

Системность бытия и уровни его структурной организации. Иерархия материальных систем в мире: от элементарных частиц до Метагалактики. Варианты структурации мира: несистемность, симметрия, порядок и беспорядок, гармония, тождество и различие.


Раздел 3. Теория познания
Предмет теории познания

Соотношение гносеологии и онтологии. Концептуальный строй гносеологии и ее базовые понятия: «познавательное отношение»; «субъект», «предмет», «объект»; «субъективное и объективное»; «интерсубъективное и общезначимое». Система традиционных гносеологических допущений.

Основные гносеологические программы и стратегии. Наивный реализм и «естественная установка». Платонизм, трансцендентализм, эмпиризм и натурализм. Феноменализм, конвенционализм, солипсизм. Скептицизм, критицизм и агностицизм. Рационализм и сенсуализм.

Познание как субъектно-объектное отношение

Проблема познаваемости мира и варианты ее решения. Границы познания и способы постановки вопросов о возможности познания. Категории субъекта и объекта познания. Сущность знания. Проблема субъекта в постклассической гносеологии.

Этапы и уровни познания. Виды познания.

Источники человеческого знания о мире. Антитеза рационализма и сенсуализма. Проблема получения и обоснования нового знания. Интуитивное знание. Виды интуиции (чувственная, эмоциональная, рациональная, логическая).

Специфика научного познания и знания. Типология вненаучных форм познания и их регулятивы. Виды вненаучного познания (обыденное, мистическое, художественное, эзотерическое, мифологическое). Идеалы, нормы, стандарты и критерии рациональности. Проблема критериев научности. Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного знания и их взаимодействие. Парадигма, исследовательская программа, научная картина мира – их гносеологический статус.

Познание и творчество

Сущность творчества. Творческое воображение. Продуктивное и репродуктивное в познавательной деятельности. Традиции и новации.

Экзистенциальные детерминанты познавательной активности..

Практика и познание. Истина

Роль практики в познании. Типологии практик: основания и критерии. Опредмечивание и распредмечивание. Практика и деятельность. Теоретико-деятельностный подход в познании.

Концепции истины. Классические модели истины: корреспондентская, семантическая, конвенциональная, априористская. Неклассические модели истины: когерентная, прагматическая, диалектико-материалистическая.

Соотношение истины и мнения, истины и веры, истины и заблуждения, истины и познавательной ошибки. Истина и ценности. Проблема критериев истины Логические, эмпирические и теоретические критерии. Истина и ценности.

Тенденции и перспективы развития гносеологии

Современная теоретико-познавательная ситуация. Компьютерное и человеческое мышление. Компьютер как средство интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания. От техносферы к ноосфере: антропокосмический поворот в современной культуре. Ограниченность логико-сциентистского и технократического подходов к познанию. Когнитивная типология культурных традиций (Запад-Россия-Восток) и перспективы органического синтеза различных стратегий понимания мира и человека.
Раздел 4. Философия как метод познания и аксиология
Сущность философской методологии

Понятия «метод» и «методология». Метод как система принципов познания. Основные классы (типы) методов. Соотношение общенаучных и частных методов познания.

Понятие философской методологии. Философская методология как система предельных средств и методов философского постижения бытия. Предметно-содержательный, операциональный и аксиологический уровни философской методологии.

Философия и общенаучные методы познания. Специфика философии как всеобщего метода познания.

Предпосылочные философские принципы познания. Принцип объективности. Принцип системностию Принцип историзма Принцип диалектической противоречивости познания. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Принцип единства логического и исторического.

Феноменологическая методология. Герменевтическая модель методологии. Логико-аналитическая методология.



Бытие, познание, ценность

Соотношение онтологии, гносеологии и аксиологии как частей метафизики. Познавательное и ценностное отношение человека к бытию. Ценностное поведение, ценностное сознание и философско-аксиологическая Ценностное измерение онтологической и когнитивной проблематикой в современной философии. Универсальность и фундаментальность ценностного отношения к миру.

Природа ценностей и их иерархия. Ценности, цели, идеалы. Виды ценностей: позитивные и негативные, субъективные и объективные, общечеловеческие и локально-культурные, индивидуальные и коллективные, материальные и духовные. Ценностные нормативы, императивы, постулаты. Материальные и духовные ценности. Абсолютные и относительные ценности: релятивизм и консерватизм.

Ценность и истина. Проблема критериев всеобщности и необходимости ценностных суждений (теоретическая очевидность, культурная традиция, власть и идеология).

Аксиология и культура: перспективы развития

Культура как система ценностей. Национальные и общечеловеческие ценности. Запад, Россия, Восток как "ценностные" миры. Проблемы и перспективы межкультурного диалога. Аксиосфера культуры и прогресс человеческой цивилизации. Современный кризис техногенно-потребительской ценностной ориентации. Постмодерн как кризисное мироощущение.

Ценностный фундамент XXI века. Ценность человеческой жизни и ценность человеческого разума, межличностного и межкультурного взаимопонимания, политической и духовной свободы.
 

Литература (учебники).


  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия — М.: Проспект, 2013.

  2. Кочесоков Р.Х. Философия: курс лекций — Нальчик: КБГУ, 2009.

  3. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник М.: Гардарики, 2005.

  4. Спиркин А.Г. Философия: учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2010.

  5. Философия: учебник для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко. — М.: Юрайт, 2012.

  6. Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной — М.: Гардарики, 2007.

  7. Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина — М.: Проспект, 2009.

  8. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-н/Д: Феникс, 2009.


Дополнительная литература


  1. Аксиология, или философское исследование природы ценностей: Антология. -М., 1996.

  2. Арлычев А.Н. Онтология и теория познания. Издательство: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010г.

  3. Вартофский М. Эвристическая роль метафизики в науке // Структура и развитие науки. -М., 1978.

  4. Вяккерев Ф.Ф., Иванов В.Г., Липский Б.И., Марков Б.В.и др Основы онтологии. М., 1997.

  5. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. -М., 1988.

  6. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. -М., 1998.

  7. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. -М., 1986.

  8. Каган М.С. Философская теория ценностей. -СПб., 1997.

  9. Корет Э. Основы метафизики. –Киев, 1998.

  10. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. -М., 1980.

  11. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. -М., 2000.

  12. Полани М. Личностное знание. -М., 1985.

  13. Поппер К. Логика и рост научного знания. -М., 1983.

  14. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. -М., 1986.

  15. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. -М., 2003.

  16. Уитроу Дж. Естественная философия времени. -М. 2003.

  17. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. -М. 1986.

  18. Философская энциклопедия в 5-ти томах. -М., 1960 – 1970.

  19. Хайдеггер М. Бытие и время. -М., 1997.

  20. Хилл Т. Современные теории познания. -М., 1965.

Интернет-источники.

1. Электронная библиотека по философии // http: //www.filosof.historic.ru



2. «Золотая философия» // http: //www.philosophy.alleu.net

ВОПРОСЫ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ


  1. Бытие как центральная категория онтологии.

  2. Эмпирическое знание и его структура.

  3. Бытие и мышление.

  4. Теоретическое знание и его структура

  5. Бытие, сущность, существование

  6. Вненаучное познание (обыденное, мистическое, художественное, эзотерическое, мифологическое)

  7. Гипотетико-дедуктивный метод

  8. Природа научного познания и его особенности

  9. Научный факт. Гипотеза

  10. Уровни и типы бытия

  11. Проблема критериев научности

  12. Методы научного познания

  13. Понятие субстанции и бытие. Поиски субстанциальной основы бытия в истории философии.

  14. Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного знания и их взаимодействие.

  15. Понимание, объяснение, интерпретация.

  16. Диалектический метод.

  17. Социокультурные детерминанты познания.

  18. Объяснение, предвидение, предсказание. Нормативное и поисковое прогнозирование. Прогноз и проект.

  19. Детерминизм и индетерминизм.

  20. Традиция и новация в познании.

  21. Логика и интуиция. Виды интуиции. Проблема творческого мышления.

  22. Объективные и субъективные аспекты понимания пространства и времени

  23. Личностное и коллективное знание

  24. Структура и функции научной теории.

  25. Основные концепции истины

  26. Науки о природе и науки об обществе. Проблема специфики гуманитарного знания.

  27. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

  28. Классические и неклассические модели истины.

  29. Понятие и типы научных революций.

  30. Истина и ценности.

  31. Ценность и рациональность. Ценностные ориентации научного знания.

  32. Субстанциальное, системное, структурное, эволюционно-генетическое единство мира.

  33. Революция в науке: исторический, методологический и культурологический аспекты.

  34. Традиции и новации в научном познании.

  35. Системность бытия и уровни его структурной организации.

  36. Рациональность: критерии и типы научной рациональности.

  37. Эволюционная эпистемология: основные подходы, понятия, проблемы.

  38. Проблема единства мира в науке и философии. Мистические и религиозные варианты единства мира.

  39. Системный подход. Основные понятия и проблемы.

  40. Проблема искусственного интеллекта и моделирование мышления.




ё