Программа вступительных испытаний на магистерскую программу - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа вступительных испытаний по специальности 1 73.28kb.
Программа вступительных испытаний по специальности «Психиатрия» 1 168.43kb.
Программа вступительных испытаний по специальности «Травматология... 1 118.37kb.
Оценка вступительных испытаний 1 42.77kb.
Программа вступительных испытаний творческой направленности по специальности... 1 45.03kb.
Программа вступительных испытаний творческой направленности по специальности... 1 40.29kb.
Программа для поступающих в магистратуру по направлению 080100 «Экономика»... 1 262.22kb.
Программа вступительных испытаний творческой направленности по специальности... 1 44.66kb.
Программа вступительных испытаний по дисциплине «Теория и методика... 1 364.07kb.
Программа вступительного экзамена по специальности «Микробиология» 1 140.32kb.
Программа вступительных испытаний для поступающих в магистратуру... 1 142.33kb.
Инвентаризация нематериального культурного наследия в армении 1 60.35kb.
- 4 1234.94kb.
Программа вступительных испытаний на магистерскую программу - страница №1/1

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор Института сравнительных исследований модернизации обществ

Казанского ( Приволжского)

федерального университета


доц. ___________И.Б.Кузнецова

« » ________ 2013 г.










ПРОГРАММА


вступительных испытаний на магистерскую программу

«Политика, право и общество Европейского союза и евразийского пространства» по направлению подготовки 030200 Политология

Института сравнительных исследований модернизации обществ

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

для поступающих на магистерскую программу

«Политика, право и общество Европейского союза и евразийского пространства» по направлению подготовки 030200 Политология

Института сравнительных исследований модернизации обществ


Вступительные испытания для абитуриентов, поступающих на магистерскую программу, проводятся в форме собеседования. Вопросы для собеседования составляются с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (бакалавриат) и позволяют оценить качество знаний, необходимых для освоения программы подготовки магистра.
Основные темы
История политических учений и теория политики

Политические учения от античности до Реформации.

Политические учения в Древней Греции. Общая характеристика политических учений в Древней Греции. Пифагор и пифагорейцы. Гераклит.

Софисты. Сократ. Теория совершенного государства Платон, правильные и неправильные типы правления у Аристотеля. Эпикур. Древнегреческие стоики. Полибий. Политические учения в Древнем Риме. Лучшее государственное

устройство по Цицерону. Римские стоики. Раннее христианство. Августин.

Политические учения в Средние века. Фома Аквинский. Политические учения эпохи Возрождения. Макиавелли. Политические идеи Реформации. Бодэн. Бэкон. Идеи утопического коммунизма.

Политические учения ХVII – XIX веков.

Политические учения в Англии. Гоббс. Локк. Политические учения эпохи Просвещения. Монтескье. Руссо. Политические учения в США. Пейн. Джефферсон. Гамильтон. Мэдисон. Политические учения в Германии. Кант. Гегель.



Классический период в развитии современной политической теории

Место политических теорий. Проблемы методологии. Карл Маркс и политическая теория. Макс Вебер: власть и бюрократия. Природа человека и политическая теория. Проблема оснований политической теории. Концепт власти. Методы политических исследований.



Основные течения современной западной политической мысли

Институционализм. Утилитаризм. Деонтологический либерализм. Роулс. Либертаризм. Хайек. Нозик. Коммунитаризмм. Консерватизм. Берк. Шмитт.

Марксизм. Грамши. Хабермас. Структурализм и постструктурализм. Стросс.

Деррида. Фуко. Модернизм и постмодернизм. Гиддернс. Бодрийар.



Политические институты

Политическая система. Государство как политический институт. Типы государственного устройства. Президентство и парламентаризм. Негосударственные институты в политической системе. Политические партии и партийные система. Гражданское общество. Группы интересов. Институт выборов. Избирательные системы. Государство и гражданское общество в современной России.


Политические процессы

Типология политических процессов. Личность в политике. Политические лидерство. Политические режимы. Политические идеологии. Политическая культура. Политические изменения. Политическое развитие и модернизация. Демократические транзиты. Политические конфликты. Политические процессы в современной России.



Политические системы и политические культуры лидеров развития

Основные политические традиции современности. Исходное ядро и периферии модернизации. Англосаксонская политическая традиция. Политические институты Великобритании и США. Британская традиция за пределами Великобритании. Германская и французская политические традиции. Политическая система Европейского союза.



Политические системы и политические культуры в зонах динамичного или наверстывающего развития

Политические системы и политические культуры стран Латинской Америки. Политические системы и политические культуры стран Центральной и Восточной Европы. Политическая система и политическая культура Японии.



Политические системы и политические культуры в зонах вызова развития

Сравнительное изучение политической модернизации и политического развития. Восток как культурно-исторический, цивилизационный, социополитический и социоэкономический феномен. Культурно-политические традиции новых независимых государств Центральной Азии



Крупные структуры, долгие процессы, масштабные сравнения. Предметные аспекты

Изучение глобализационных процессов. Государство в эпоху глобализации. Гиганты мировой политики. БРИК в мировой политике. Европа как центр силы в мировой политике.




Мировая политическая система

Начальное развитие мировой политической системы. Этапы развития Вестфальской модели мира. Эрозия Вестфальской модели мира. Варианты политической структуры мира XXI века.


Теоретические школы в международных исследованиях

Реализм и неореализм. Либерализм и неолиберализм. Неомарксизм и постмодернизм в изучении мировой политической системы.



Примерный перечень экзаменационных вопросов для подготовки к собеседованию (экзамену)

для поступления на магистерскую программу

«Политика, право и общество Европейского союза и евразийского пространства»


  1. Охарактеризуйте основные этапы становления современных представлений на политику. В чем специфика политической науки?

  2. Коротко охарактеризуйте основные современные методы и методики политических исследований. Объясните, для чего они нужны?

  3. Может ли власть быть неполитической? Если может, то чем политическая власть отличается от иных видов власти? Когда власть легитимна?

  4. Особенности политических процессов в Европейском союзе.

  5. Политические и социальные аспекты Евразийского Союза и евразийского пространства.

  6. Почему в теории политической системы Дэвида Истона система представлена в виде «черного ящика»?

  7. Какие критерии могут быть использованы при сравнении структурных и функциональных характеристик политических систем?

  8. В чем сложность определения понятия государства? Дайте характеристику основных подходов к осмыслению сущности государства.

  9. Каковы истоки федеративных идей? Является ли федерализм универсальным принципом государственного устройства?

  10. Что Вы знаете об историческом генезисе негосударственных политических институтов? Как исторически менялось отношение к негосударственным политическим институтам (в особенности, к партиям)?

  11. Охарактеризуйте различные типы партийных систем. Каким образом выражается институциональная зависимость между способом голосования и конфигурацией партийной системы?

  12. Какие критерии могут быть использованы при построении типологии политических режимов?

  13. С какой целью в политологии применяется понятие полиархии? Какая модель демократии в наибольшей мере соответствует условиям многосоставного общества?

  14. Назовите отличительные признаки авторитарных режимов. В каких странах, на Ваш взгляд, возможно появление корпоративно-авторитарных режимов?

  15. Почему уровень политического участия в тоталитарных режимах выше, чем в демократиях? Какова специфика политического участия в тоталитарных режимах?

  16. Охарактеризуйте основные условия демократии и демократизации. Какова значимость сильного и эффективного государства для процесса демократизации в России?

  17. Как взаимодействуют процессы демократизации и глобализации? Возможна ли универсальная модель демократического транзита?

  18. Что такое политическая культура? Каковы основания типологий политической культуры?

  19. В чем состоит различие между идеологией и политической теорией?

  20. Сопоставьте ключевые идеи либерализма и консерватизма. Как эволюционировали либерализм и консерватизм?

  21. Охарактеризуйте основополагающие принципы социализма. Какие версии социализма Вы можете назвать? Что общего и особенного в различных версиях социализма?

  22. Каковы особенности немецкой версии фашизма?

  23. Возможно ли возрождение анархизма в XXI в.? С чем оно может быть связано?

  24. Охарактеризуйте структуру и фазы политического процесса. Что такое расстановка и соотношение социально-политических сил на политической сцене?

  25. Что такое «современность» (модерн)? Можно ли назвать современным все то, что нас окружает здесь и сейчас?

  26. С какими проблемами сталкиваются общества «позднего старта»? В чем заключается различие между спонтанной и направляемой модернизацией?

  27. Какие функции выполняет политическая система? Назовите и охарактеризуйте типы ее подсистем.

  28. Сравните исторические и современные разновидности демократического правления.

  29. В чем различия между тоталитаризмом, авторитаризмом и гибридными политическими режимами?

  30. На каких институциональных принципах основывается полиархии.

  31. Дайте временную и сущностную характеристику «волнам» демократизации.

  32. Назовите основные временные и сущностные этапы эволюции института государства.

  33. В чем заключается смысловое содержание категории Современности / Модерна?

  34. Сравните президентские и парламентские системы.

  35. Дайте характеристику специфики политических, образовательных и социальных отношений России и ЕС.

Литература для подготовки к собеседованию

Основная литература
Алексеева Т.А. Современные политические теории. - М: МГИМО, 2000.

Ачкасов В., Ланцов С. Мировая политика и международные отношения. – М.: Аспект Пресс, 2011.

Антология мировой политической мысли. В 5 томах. - М.: Мысль. 1997.
Боришполец К.П. Методы политических исследований: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2005
Европейский Союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями / [отв. ред. С.Ю. Кашкин, д.ю.н., проф.; пер.: А.О.Четвериков, к.ю.н., доцент.] – Москва:ИНФРА-М [и др.], 2008.-696с.
Европейский Союз: учеб. пособие / О.В.Терехина. – Казань: Казан. ун-т. 2013. – 116 с.
Ларсен Ст.У. Моделирование Европы в логике Роккана // Полис. - 1995. -№5.
Лебедева М.М. Мировая политика: Учебник для ВУЗов. - М.: Аспект Пресс, 2003.
Мир политической науки. Учебник в 2 кн. // Отв. редактор А.Ю. Мельвиль; МГИМО-Университет МИД России. - М.: Просвещение, 2004.
Мировая политика: учебник для бакалавров / Г.А.Дробот. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 476 с.
Мировая политика: Учебник для вузов / М.М.Лебедева. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 365с.
Мировая политика и международные отношения: Учебное пособие / Под ред С. А Ланцова. В. А. Ачкасова. — СПб.: Питер. 2007 — 448 с.
Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. - М: Норма, 2007.
Политическая наука: новые направления. Гудин Р.И., Клингеманн Х.-Д. (ред.) – М.: Вече, 1999.
Политические процессы: Науч.-метод. комплекс / Под ред. А.Д.Воскресенского. – М.: Аспект Пресс, 2011.
Политические системы и политические культуры Востока. – М.: АСТ: Восток– Запад, 2007.
Политические системы и политические культуры. Сборник учебных материалов. - М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2008.
Политология: учебник / В. И. Буренко [и др.] ; под ред. В.И. Буренко. - М.: КноРус, 2012. - 392 с.
Политология: учеб. / А.Ю. Мельвиль [и др.]. - М.: МГИМО, Велби, Проспект,

Современные международные отношения и мировая политика. - М.: МГИМО,:Просвещение, 2005.


Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии. М.: Аспект-пресс, 2008, Гл.5
Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. – М.: Прогресс-Традиция, 2004.
Хелд Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э., Перратон Дж. Глобальные трансформации. – М.: Праксис, 2004.
Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (античность – первая четверть XIX в.) – М.: МГИМО; РОССПЭН, 2001.

Дополнительная литература

Аристотель. Политика. (Любое издание)



Бжезинский З. Великая шахматная доска. - М.: Международные отношения, 1998.

Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. - СПб.: Университетская книга, 2001.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. (Любое издание)

Гегель. Философия истории. Введение.

Гоббс Т. Левиафан. (Любое издание).

Грамши. А. Тюремные тетради. (Любое издание)

Дюверже М. Политические партии. - М.: Академический Проект, 2000.

Ильин М.В. Перспективы сравнительного изучения политической модернизации // Политическая наука. Политическое развитие и модернизация: современные исследования. - 2003. - №2.

Карозерс Т. Конец парадигмы транзита // Политическая наука. – 2003. – № 2.

Кожев А. Понятие власти. М., 2007.



Лебедева М.М. Мировая политика. 2-е изд. М., 2006.

Левый поворот в Латинской Америке: причины, содержание, последствия. // Латинская Америка. - 2006. - №6.

Локк Дж. Два трактата о правлении. (Любое издание).



Луков В.Б. «Группа восьми». Учебное пособие. М.: Научная книга, 2004.

Макиавелли Н. Государь. (Любое издание)



Мировая политика и международные отношения: Учеб. пособие / Под ред. С.А.Ланцова, В.А.Ачкасова. СПб., 2007.

Могунова М.А. Скандинавский парламентаризм. Теория и практика. М, РГГУ, 2001.

Монбриаль Т. Действие и система мира. М., 2005.

Монтескье Ш.-Л. О духе законов. (Любое издание).



Най. Дж. Лидерство в преобразованиях и национальная стратегия США.// Россия в глобальной политике. - №4. – 2006.

Пай Л. Незападный политический процесс// Политическая наука. – 2003. №2.

Платон. Государство. (Любое издание)



Полис. – 1997. - № 4,5.

Политическая наука: новые направления. Гудин Р.И., Клингеманн Х.-Д. (ред.) – М.: Вече, 1999.

Политические системы современных государств: энциклопедический справочник. Т.1. Европа / МГИМО (У) МИД РФ, ИНОП. – М.: ОАО «Московские учебники и картолитография», 2009.

Политические системы современных государств: энциклопедический справочник. Т.1. Европа / МГИМО (У) МИД РФ, ИНОП. – М.: ОАО «Московские учебники и картолитография», 2009.

Пономарева Е.Г. Социально-политические размежевания и развитие партийных систем на постюгославском пространстве. Политическая наука. Социально-политические размежевания и консолидация партийных систем. - М., ИНИОН, 2004

Растоу Д. Переходы к демократии: попытка динамической модели. // Полис.– 1996. - № 5.

Роулс. Дж. Теория справедливости. (Любое издание)

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре (любое издание).

Токвиль А. Демократия в Америке. М., 2000. (Любое издание)

Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998.

Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. (Любое издание)

Хайек Ф. Дорога к рабству. (Любое издание)



Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. // Полис. – 1994. - № 1.

Цицерон. Диалог. О государстве. О законах. (Любое издание)



Чумаков А. Н. Глобализация: Контуры целостного мира. М., 2005.

Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование общества. Сравнительное изучение цивилизаций. – М.: Аспект Пресс, 1999
Критерии оценки ответа абитуриента
В ходе вступительных испытаний предполагается, что абитуриент должен дать развернутый ответ, который позволяет определить качество усвоения знаний и умений по политологии, оценить уровень общей культуры и аналитические способности поступающего.

Поступающий должен продемонстрировать способность аргументированно, логически верно и содержательно ясно строить свой ответ; обладать культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению, анализу политической информации, способностью анализировать социально и личностно значимые проблемы. Поступающий должен понимать место и значение политологии как области предметного знания в системе других наук; знать структуру политической науки, предмет политологии, историю политологии, основные теоретические направления и отрасли политологии.





Оценка ответа осуществляется по следующим направлениям: содержательная

полнота ответа, доказательность и аргументированность ответа, понимание и

осознанность излагаемого материала, самостоятельность суждений, речевое

оформление ответа.
90-100 баллов - в ответе отражены основные концепции и теории по данному вопросу, проведен их критический анализ и сопоставление, описанные теоретические положения иллюстрируются практическими примерами и данными. Абитуриентом формулируется и обосновывается собственная точка зрения на заявленные проблемы, материал излагается профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов.

70-90 баллов – в ответе описываются и сравниваются основные современные

концепции и теории по данному вопросу, описанные теоретические положения иллюстрируются практическими примерами, абитуриентом формулируется собственная точка зрения на заявленные проблемы, однако он испытывает затруднения в ее аргументации. Материал излагается профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов.

50-70 баллов – в ответе отражены некоторые современные концепции и теории по данному вопросу, анализ и сопоставление этих теорий не проводится. Абитуриент испытывает значительные затруднения при иллюстрации теоретических положений практическими примерами. У абитуриента отсутствует собственная точка зрения на заявленные проблемы. Материал излагается профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов.

30-50 баллов – ответ отражает одну современную концепцию или теорию по данному вопросу, Абитуриент не может привести практических примеров в подтверждение или опровержение определенной теории, концепции. У абитуриента отсутствует собственная точка зрения на заявленные проблемы. Материал излагается преимущественно книжным стилем речи, используются отдельные понятия и термины, наличествуют ошибки и неточности при определении понятийного содержания терминов.

10-30 баллов – в содержании ответа отражены фрагментарные либо общие представления о материале, связанном с данным вопросом. Излагаемое содержание аргументируется неубедительно. Представления о концепциях или теориях недостаточны, либо отсутствуют, как и сведения о «персоналиях», связанных с этими теориями и концепциями. Материал излагается доминированием разговорного или стиля речи, не используются понятия и термины соответствующей научной области, либо же используя понятия и термины, абитуриент не в состоянии определить их понятийное содержание.

0 баллов – ответ отсутствует.