Программа вступительных испытаний для абитуриентов, имеющих среднее общее образование (при приеме по очной, очно-заочной и заочной ф - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа проведения аттестационных испытаний для поступления на... 1 207kb.
Учебно-методический комплекс для студентов очной, очно-заочной и... 1 357.72kb.
Методические указания для написания контрольных работ студентами... 2 506.45kb.
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление... 2 431.67kb.
Результаты вступительных испытаний абитуриентов 1 потока (15 августа... 1 89.62kb.
Программа вступительных испытаний по специальности 1 73.28kb.
Программа вступительных испытаний по специальности «Психиатрия» 1 168.43kb.
Программа вступительных испытаний по специальности «Травматология... 1 118.37kb.
Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения г. 2 300.33kb.
Экзаменационные вопросы по дисциплине «История культуры и искусств»... 1 27.61kb.
Оценка вступительных испытаний 1 42.77kb.
Особенности содержания тау –протеина в сыворотке крови больных гепато-церебральной... 1 84.8kb.
- 4 1234.94kb.
Программа вступительных испытаний для абитуриентов, имеющих среднее общее образование - страница №3/3


Основные умения и навыки.

Экзаменующийся должен уметь:

Производить арифметические действия над числами, заданными в виде обыкновенных и десятичных дробей; с требуемой точностью округлять данные числа и результаты вычислений; пользоваться калькуляторами или таблицами для вычислений;

Проводить тождественные преобразования многочленов, дробей, содержащих переменные, выражений, содержащих степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции;

Строить графики линейной, квадратичной, степенной, показательной, логарифмической, тригонометрических и обратных тригонометрических функций;

Решать уравнения и неравенства первой и второй степени; уравнения и неравенства, приводящиеся к ним; решать системы уравнений и неравенств первой и второй степени и приводящиеся к ним;

Решать уравнения и неравенства, содержащие степенные, показательные, логарифмические, тригонометрические и обратные тригонометрические функции;

Решать задачи на составление уравнений и систем уравнений;

Изображать геометрические фигуры на чертеже и производить простейшие построения на плоскости;

Использовать геометрические представления при решении алгебраических задач, а методы алгебры и тригонометрии - при решении геометрических задач;

Проводить на плоскости операции над векторами (сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число) и пользоваться свойствами этих операций;

Пользоваться понятием производной при исследовании функций на возрастание (убывание), на экстремумы и при построении графиков функций;

Вычислять несложные пределы функций в точке и на бесконечности;

Вычислять производные элементарных функций, используя справочные материалы;

Вычислять неопределенный и определенный интеграл в различных задачах;

Вычислять определители и матрицы; находить обратную матрицу; решать простейшие матричные уравнения;

Решать системы линейных уравнений с несколькими переменными.
Литература для подготовки:


  1. А.Б. Будак, Б.М. Щедрин Элементарная математика. Руководство для поступающих в вузы. Изд. 3-е, перераб. и доп. — М. Издат. отдел УНЦ ДО, 2001 - 690 с.

  2. Вавилов В.В., Мельников И.И., Олехник С.Н., Пасиченко П.И. Задачи по математике. Алгебра. Справочное пособие. - М.: Наука. Гл. ред. физ.мат.лит. 1987. - 432 с.

  3. Гусак А.А., Гусак Г.М., Бричикова Е.А. Математика для поступающих. Обучающий курс. Мн.: Выш. шк., 2003.— 493 с.

  4. Иванов О.А. Элементарная математика для школьников, студентов и преподавателей.- М.: МНЦМО, 2009.- 384с.

  5. Крамор В. С. Готовимся к экзамену по математике: Учебное пособие / В. С. Крамор. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. — 544 с: ил.

  6. Крамор В. С. Задачи на составление уравнений и методы их решения /В. С. Крамор. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2009. — 256 с.: ил. —(Школьный курс математики).

  7. Лурье М.В. Алгебра. Техника решения задач: Учеб.пособие.-М.: Издательство УНЦ ДО, 2005.-190с.

  8. Севрюков П. Ф., Смоляков А.Н. Тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства: учебное пособие. — М., 2008. — 352 с. — (Серия «Изучение сложных тем школьного курса математики»).

  9. Супрун В.П. Математика для старшеклассников. Задачи повышенной сложности - М., Либроком, 2009.

  10. Хорошилова Е.В. Элементарная математика: Учеб. пособие для слушателей подготовительных отделений, абитуриентов и старшеклассников. Часть 2. – М.:Изд-во МГУ, 2010. – 435 с. (Ч.2)

  11. Яковлев Г. Н. Алгебра и начала анализа. - М.: Наука, 2010.

  12. Лисичкин В. Т., Соловейчик И. Л. Математика. - М.: Высшая школа, 2009.

  13. Богомолов Н. В. Практические занятия по математике: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. - М.: Высшая школа, 1990.

  14. Филимонова Е.В. Математика: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений. – Феникс, 2008.


2.2. Русский язык
Основные лингвистические понятия. общие сведения о языке.

Русский язык. Российской Федерации и язык межнационального общения. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Литературный язык и язык литературы. Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Русский литературный язык - нормированная и обработанная форма общенародного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, лексические, стилистические, грамматические, нормы правописания. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Основные особенности устной и письменной речи. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения. Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (информационная переработка). Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.



Система языка. Фонетика.

Система гласных и согласных звуков русского языка: гласные ударные и безударные; согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые. Фонетический принцип правописания. Интонация. Основные элементы интонации (логическое ударение, пауза, повышение - понижение голоса, тон речи и др.). Смыслоразличительная функция интонации.



Лексика и фразеология.

Слово как основная единица языка. Лексическое и грамматическое, прямое и переносное значения слов, однозначные и многозначные слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словарное богатство русского языка. Группы слов по особенностям происхождения и употребления. Исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова и неологизмы. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения. Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, слова-термины. Стилистическая окраска слов. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Использование фразеологизмов в речи. Лексические средства выразительности речи. Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением - важное условие речевого общения.



Состав слова (морфемика) и словообразование.

Морфемы русского языка. Основа слова и окончание. Корень. Приставка, суффикс. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в слове. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочносуффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Морфологический принцип русского правописания.



Морфология.

Части речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи. Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. Основные морфологические нормы русского литературного языка. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи. Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению. Междометия и звукоподражательные слова. Омонимия слов разных частей речи. Словари грамматических трудностей. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.



Синтаксис.

Словосочетание и предложение как синтаксические единицы. Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Простое предложение. Типы предложений по цели высказывания. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. Восклицательные предложения. Грамматическая основа и способы выражения главных членов. Второстепенные члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Двусоставные и односоставные предложения. Виды односоставных предложений. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения. Обращения. Вводные слова и вводные (вставные) конструкции: слова, словосочетания, предложения. Сложное предложение. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Виды сложноподчиненных предложений. Сложные синтаксические конструкции. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Диалог. Основные синтаксические нормы русского литературного языка. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.



Орфография.

Русское правописание как система общепринятых норм письма. Принципы русской орфографии. Орфограмма. Русское правописание как система общепринятых норм письма. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении между людьми. Орфография как система правил. Разделы русской орфографии и принципы написания. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Принцип единообразного написания морфем - ведущий принцип русского правописания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания. Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов. Орфографические правила:

1) правописание гласных в корне; 2) правописание согласных в корне; 3) употребление прописных букв; 4) разделительные Ь и Ъ; 5) правописание приставок; 6) гласные после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях; 7) правописание имен существительных; 8) правописание имен прилагательных; 9) правописание сложных слов; 10) правописание имен числительных; 11) правописание местоимений; 12) правописание глаголов; 13) правописание причастий; 14) правописание наречий; 15) правописание предлогов и союзов; 16) правописание частиц; 17) правописание междометий и звукоподражательных слов.

Пунктуация.

Принципы русской пунктуации. Пунктуация как способ отражения на письме смысловой стороны речи, ее синтаксического строя и пунктуационных особенностей. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом предложении и в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Сочетание знаков препинания. Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.



Пунктуационные правила.

1. Простое предложение:

1) знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи; 2) тире между членами предложения; 3) знаки препинания в предложениях с однородными членами; 4) знаки препинания в предложениях с обособленными членами; 5) знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

2. Сложное предложение:

1) знаки препинания в сложносочиненном предложении; 2) знаки препинания в сложноподчиненном предложении; 3) знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем и т. п.; 4) знаки препинания в бессоюзном сложном предложении; 5) способы передачи чужой речи; прямая и косвенная речь.

Речь. Текст.

Виды речевой деятельности. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Текст как речевое произведение. Основные признаки текста. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательное расположение частей текста. Типы текстов по функционально-смысловым особенностям (повествование, описание, рассуждение) и стилям речи (разговорные, официально-деловые, публицистические, научные и художественные). Интерпретация содержания прочитанного и/или прослушанного текста. Тема. Основная мысль. Микротема. Абзац. Ключевые слова. Способы и средства связи предложений в тексте. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата, ситуации общения.



Функциональные стили современного русского языка.

Система функциональных стилей современного русского языка. Официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный, разговорно-обиходный. Взаимодействие функциональных стилей.

Разговорная речь. Разграничение разговорности и просторечия. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Официально-деловой стиль.

Понятие, сфера функционирования, жанровое разнообразие. Общая характеристика и языковые особенности. Функции официально-делового стиля, его характерные особенности.

Языковые черты официально-делового стиля: лексические особенности, особенности словообразования, морфологии и синтаксиса. Языковые и текстовые нормы делового стиля.

Общие правила составления и оформления деловых документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.

Понятие делового документа и его композиционно-языковые особенности. Требования к составлению и оформлению документов. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка деловых документов. Язык и стиль распорядительных, инструктивно-методических документов, коммерческой корреспонденции.

Классификация документов по характеру (служебные, частные) и по назначению (организационно-распорядительные, информационно-справочные). Создание частных деловых документов (заявление, доверенность, расписка, объяснительная, характеристика, автобиография, резюме). Деловая переписка. Виды писем. Композиция и правила оформления делового письма. Логика изложения. Языковые формулы делового письма. Речевой этикет делового письма. Язык и стиль деловой беседы. Реклама в деловой речи.



Коммуникативные качества речи.

Роль языка и речи в общении. Культура речи как необходимое условие эффективного общения. Нормы русского литературного языка. Норма как социальное явление. Речь правильная и речь хорошая.

Коммуникативные качества речи как система, обеспечивающая целесообразное применение языка в целях общения.

Правильность и чистота речи.

Богатство и точность речи. Виды точности (фактическая, предметная, понятийная, образная). Виды речевых и коммуникативных ошибок, связанных с нарушением точности речи, причины их появления.

Выразительность речи. Типы выразительности (содержательная, структурная, интонационная, эмоциональная и др.), формы их проявления.

Проявление выразительности в текстах различных жанров и стилей. Условия и средства создания выразительности.

Специфика проявления выразительности в профессиональной учебно-научной речи.

Логичность речи. Специфика проявления логики в речи. Риторическая логика.

Типичные логические ошибки и пути их устранения.

Взаимодействие и взаимовлияние коммуникативных качеств речи в процессе общения

Диспут. Дискуссия. Спор. Основные стратегии, тактики и приемы.

Взаимодействие аргументирующих (аргументативных) высказываний в процессе обмена мнениями при обсуждении спорных, проблемных вопросов.

Спор, дискуссия, полемика, прения, обсуждение, дебаты, диспут. Общее и различное в этих формах общения.

Дискуссия как разновидность полемического общения, в процессе которого сталкиваются различные (противоположные) точки зрения.

Цели дискуссии. Типы дискуссии в зависимости от целевой установки: императивный, конфронтационный, информационный.

Типы дискуссии в зависимости от их конечного результата: результативные; «ничейные»; неопределенные.

Требования к формулировке темы дискуссии (наличие в ней проблемного, спорного момента – наличие предмета спора; актуальность темы для данного состава участников дискуссии; яркость, «публицистичность» формулировки темы и др.).

Культура дискуссии, требования к поведению полемистов.

Умение выделить предмет спора и «не потерять» его в процессе дискуссии.

Определенность позиций и взглядов участников дискуссии как необходимое условие её эффективности. Умение правильно оперировать понятиями и терминами.

Уважительное отношение к оппоненту как необходимое условие успешной дискуссии.

Владение искусством аргументации.

Умение пользоваться полемическими приемами, такими как опровержение; критика доводов оппонента; сведение тезиса или аргумента к абсурду; атака вопросами и др. Юмор, ирония, сарказм как полемические приемы.

Умение отвечать на вопросы. Виды вопросов и ответов.

Нечестные приемы в поведении полемистов. Позволительные и непозволительные уловки в споре.

Взаимодействие монолога и диалога в дискуссионной речи.



Речевой этикет.

Повседневная речевая практика и норма в речевом этикете. Речевой этикет и речевая ситуация. Понятие. Специализированные единицы речевого этикета в системе языка. Этикетные требования к интонационному оформлению высказывания. Особенности русского речевого этикета. Речевой этикет устной деловой речи. Речевой этикет в исторической и этнокультурной перспективе.


Литература для подготовки:

  1. Большой грамматический словарь / авт.-сост. Л. 3. Бояринова, Е. Н. Тихонова, М. Н. Трубаева. - Т. 1. - М.: Флинта, 2011.

  2. Давайте говорить правильно! Трудности грамматического управления в современном русском языке / Г. Н. Скляревская, Е. Ю. Ваулина. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2004.

  3. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. - М.: Флинта, 2011.

  4. Розенталь Д. Э. Словарь трудностей русского языка / Д. Э. Розенталь, М. А.Теленкова. - 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2003.

  5. Русский орфографический словарь / [О. Е. Иванова и др.]; [отв. ред. В. В.Лопатин]. - 3-е изд., стер. - М.: АСТ-Пресс, 2010.

  6. Русский язык: энциклопедия / [под ред. Ю. Н. Караулова]. - М.: Большая Российская энциклопедия: Дрофа, 2007.

  7. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л.П. Крысин. - 5. изд.,стер. - М.: Рус. яз., 2003.

  8. Бирюкова В.Т. Учебный словарь трудностей русского языка для школьников / [В. Т. Бирюкова и др.]. - 5-е изд., стер. - М.: Дрофа: Русский язык-Медиа, 2011.

  9. Русский язык: Учебник для СПО / Герасименко Н.А и др. ; Под ред Н.А.Герасименко. – М.: Академия, 2008.

  10. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи :дидакт. материалы : Учеб. Пособие для СПО. – М.: Академия, 2009.

  11. Правила русской орфографии и пунктуации: Полный академический справочник/ Под ред. В.В.Лопатина. – М.: Эксмо,2007.

<< предыдущая страница