Программа учебной дисциплины федерального компонента по специальности 050401. 65 История Заочная форма обучения Составитель - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история государственного... 2 989.17kb.
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 14 1 Самостоятельная... 3 557.63kb.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... 2 483.63kb.
Рабочая программа дисциплины Правоохранительные органы Степень выпускника... 1 403.07kb.
Рабочая программа дисциплины конституционный надзор в РФ и за рубежом... 3 711.58kb.
Рабочая программа дисциплины «Страховое право» Специальность: 030503... 2 412.79kb.
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... 2 359.33kb.
Рабочая программа учебной дисциплины литература курс: I форма обучения... 2 369.61kb.
Программа учебной дисциплины История США u. S. History федерального... 1 178.15kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины «история зарубежной литературы... 2 598.99kb.
Рабочей программы учебной дисциплины 1 308.4kb.
Выпускная работа по «Основам информационных технологий» 1 377.97kb.
- 4 1234.94kb.
Программа учебной дисциплины федерального компонента по специальности 050401. 65 - страница №1/2



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
Исторический факультет

Кафедра истории

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

________________И.В. Столярова

"____"________________2012 г.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа учебной дисциплины федерального компонента по специальности 050401.65 История
Заочная форма обучения

Составитель:

к.и.н., доцент


Шайпак Л.А.,


ассистент

Горбунов Н.А.

Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета исторического факультета (протокол от " " 20____ г. протокол № )

Ульяновск - 2012


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050401.65 «История», утверждённого Министерством образования Российской Федерации от 31 января 2005 г. (номер государственной регистрации №702 пед /сп). Положения об основной образовательной программе вуза, Положения о рабочей программе учебной дисциплины вуза.

Вспомогательные исторические дисциплины – комплекс предметов, который давно стал неотъемлемой частью процесса обучения на исторических факультетах российских высших учебных заведений. Вспомогательные исторические дисциплины разрабатывают общие и частные вопросы методики и техники исторического исследования и формирующих систему дополнительных знаний, необходимых историкам, работающим в различных сферах образования, науки и культуры. Предметом изучения вспомогательных исторических дисциплин являются отдельные, нередко взаимосвязанные явления, способствующие раскрытию исторического факта.
Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины
ДПП.Ф.08 Вспомогательные исторические дисциплины

Предмет и метод вспомогательных исторических дисциплин. Содержание, история развития и современное состояние вспомогательных исторических дисциплин: палеографии, хронологии, метрологии, сфрагистики, геральдики, генеалогии, нумизматики, ономастики. Функции вспомогательных исторических дисциплин в познании прошлого. Комплексное использование вспомогательных исторических дисциплин для овладения навыками внешней критики документов: их датировки, установления подлинности, авторства, места написания. Возможности использования вспомогательных исторических дисциплин для решения самостоятельных вопросов базового исторического исследования в области социально-экономической, политической истории, а также истории культуры и искусства.


Цели и задачи дисциплины

Целью курса «Вспомогательные исторические дисциплины» является изучение палеографии, исторической хронологии, исторической метрологии, нумизматики на предмет овладения методикой и техническими приемами комплексного источниковедения, необходимыми для: 1. внешней критики исторических источников (определение времени и места их написания, авторства, подлинности, копии или фальсификации); 2. получения выводов с помощью материалов вспомогательных исторических дисциплин в области политической, социально-экономической и культурной истории.

Задачи курса:

- выяснить состояние и основные этапы практического использования и научного изучения вспомогательных исторических дисциплин;

- изучить источниковую базу вспомогательных дисциплин и материал, на который они изучают;

- изучить фактический и теоретический материал каждой из вспомогательных дисциплин;

- рассмотреть важнейшие признаки вспомогательных исторических дисциплин в их взаимосвязи с историческим процессом, рассмотреть взаимосвязь вспомогательных исторических дисциплин друг с другом;

- проанализировать развитие и совершенствование методов и технических приемов каждой из вспомогательных исторических дисциплин;

- выяснить мультидисциплинарный подход во внешней критике исторического источника.

Курс «Вспомогательные исторические дисциплины» является прикладной при подготовке историков, ориентированных на профессиональную деятельность в научно-исследовательских, а также в средних и высших учебных заведениях на территории Российской Федерации.



Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

  • сущность, формы, функции исторического знания, место, смысл и назначение истории в обществе;

  • формирование и эволюцию вспомогательных исторических дисциплин;

  • методы и источники изучения вспомогательных исторических дисциплин;

  • роль теории в вспомогательных исторических дисциплинах;

  • основные исторические факты и события, их место, роль и степень влияния на развитие вспомогательных исторических дисциплин;

  • роль и место вспомогательных исторических дисциплин в системе наук; их значение для раскрытия истории культуры, науки и техники, для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости;

  • объективное содержание современных процессов, происходящих в вспомогательных исторических дисциплинах;


В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

  • владеть системой теоретических и практических знаний о каждой из изучаемых вспомогательных исторических дисциплин;

  • уметь показывать взаимосвязь тех или иных исторических источников с развитием исторического процесса;

  • уметь читать палеографические тексты XI-XVIII вв.;

  • владеть методами и техническими приемами вспомогательных исторических дисциплин;

  • уметь сопоставлять выводы вспомогательных исторических дисциплин друг с другом;

  • уметь использовать знание методик и технических приемов, теоретического и практического материала вспомогательных исторических дисциплин при работе с архивными и опубликованными источниками, при написании курсовых и дипломных работ и монографий..


Объем дисциплины и виды учебной работы:


№ п\п

Дисциплина

Курс

Всего часов

Аудиторных

Лекции

Практические

Самост. раб.

Форма отчетности

1

Вспомогательные исторические дисциплины

1

180

10

8

2

170

зачет

экзамен


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Наименование тем и разделов

Количество часов по формам организации обучения

Лекционные занятия

Практические занятия

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

1.

Введение во вспомогательные исторические дисциплины

1







10

2.

Палеография.

1

1




20

2.1

Предмет, задачи и методы палеографии.













2.2

История изучения палеографии.













2.3

Орудия и материалы для письма.













2.4

Проблема возникновения славянской азбуки – кириллица и глаголица.













2.5

Внешние признаки письменных источников Древней Руси (XI-XII вв.).













2.6

Внешние признаки письменных источников Руси XII-конца XV вв.













2.7

Внешние признаки письменных памятников Русского государства конца XV-ХVII вв.













2.8

Внешние признаки письменных источников России XVIII-начала XX вв.













3.

Историческая хронология.

1







20

3.1

Предмет, задачи и метод исторической хронологии.













3.2

История изучения исторической хронологии.













3.3

Природные основы календарных систем древности.













3.4

Юлианский и григорианский календари.













3.5

Отечественные календарные системы.













4.

Историческая метрология.

1







20

4.1

Предмет, задачи и метод исторической метрологии.













4.2

История изучения метрологии.













4.3

Метрология Древнерусского государства (Х-начало XII вв.).













4.4

Метрология периода феодальной раздробленности (ХII-конец XV вв.).













4.5

Метрология единого Российского государства (конец XV-XVII вв.).













4.6

Метрология XVIII-XX вв.













4.7

Международная метрическая (десятичная) система.













5.

Сфрагистика

1







20

5.1

Предмет, задачи и методы сфрагистики.













5.2

История изучения сфрагистики.













5.3

Печати Древнерусского государства (Х-ХII вв.).













5.4

Княжеские печати и печати Новгородской и Псковской феодальных республик (ХI-ХV вв.).













5.5

Печати единого Российского государства (XV-XVII вв.).













5.6

Печати Российской империи XVIII-начала XX в.













6.

Геральдика

1







20

6.1

Предмет, метод и задачи геральдики.













6.2

История изучения геральдики.













6.3

Государственные гербы России.













6.4

Дворянские гербы.













6.5

Гербы в современной истории России.













7.

Нумизматика

1







20

7.1

Предмет, задачи и методы нумизматики.













7.2

История изучения нумизматики.













7.3

Монеты и денежное обращение Древнерусского государства.













7.4

Русские монеты и денежное обращение XIV-XV вв.













7.5

Русская монетная система XVI-XVII вв.













7.6

Русская монетная система в ХVIII-начале XX в.













7.7

Монеты XX в.













8.

Историческая ономастика

1







20

8.1

Предмет, задачи и метод исторической ономастики.













8.2

История развития исторической ономастики.













8.3

Историческая топонимика как раздел ономастики.













8.4

Историческая этнонимика как раздел ономастики.













8.5

Историческая антропонимика как раздел ономастики.













9.

Генеалогия и система социального этикета




1




20

9.1

Предмет, задачи, метод генеалогии.













9.2

Из истории изучения генеалогии.













9.3

Отечественная генеалогия.













9.4

Система социального этикета.
















Итого:

8

2




170




Общая трудоемкость (час)

180

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Введение во вспомогательные исторические дисциплины.

Вспомогательные исторические дисциплины и их место в исторической науке. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины. Взаимосвязь вспомогательных исторических дисциплин и комплексный метод их использования. Их практическое применение в работе с историческим источником: выявление подлинника, копии, подделки, времени, условий, места его составления и т.д. Использование методик этих дисциплин для выводов в области политической, экономической, социальной и культурной истории. Использование материала вспомогательных исторических дисциплин в школьной, музейной, архивной и краеведческой практике.

История изучения вспомогательных исторических дисциплин. Накопление фактических знаний и научное развитие. Дискуссионные и недостаточно изученные вопросы.
2. Палеография.

Предмет, задачи и метод палеографии. Взаимосвязь палеографии с другими вспомогательными историческими дисциплинами. История развития палеографии.

Возникновение письменности и причины, вызвавшие ее появление. Древнейшие сведения о письменности у восточных славян. Славянские алфавиты: кириллица и глаголица. Спорные вопросы о времени их возникновения и авторстве. Использование букв славянских алфавитов для цифровых обозначений. Реформы кирилловского алфавита. Старославянский язык и изводы. Кирилл и Мефодий и церковнославянский язык.

Внешние признаки письменных источников Древней Руси (XI-XII вв.). Характеристика письменности и наиболее известных рукописных памятников Древней Руси. Возникновение, производство и использование пергамена. Общая характеристика и типов уставного письма. Береста. Особенности графики берестяных грамот. Орудия письма, чернила, краски. Формат и переплет рукописей. Элементы украшения рукописных книг. Древнерусский (старовизантийский орнамент). Миниатюра.

Внешние признаки письменных источников Руси XII-конца XV вв. Характеристика письменности и наиболее известных рукописных источников. Причины вытеснения пергамена бумагой. Техника производства бумаги. Водяные бумажные знаки: филиграни, вержеры, пантюзо и их практическое значение для производства и быта. Использование филиграней для датировки бумаги. Поздний устав ХШ-ХIV вв. и причины его перехода в полуустав. Характерные черты полуустава и его разновидности. Орудия письма, чернила, краски. «Чудовищный» (тератологический) орнамент, его общие черты и местные особенности. Вопрос о происхождении «чудовищного» орнамента. Миниатюра. Тайнопись и ее наиболее распространенные системы. Вязь как декоративное письмо.

Внешние признаки письменных памятников Русского государства конца ХV-ХVII вв. Характеристика письменности и наиболее распространенных рукописных и печатных памятников XV-XVII вв. Приказная система и ее делопроизводство. Бумага как основной материал для письма. Бумажные водяные знаки иностранной бумаги, разнообразие их вариантов и постепенное усложнение формы. Справочники бумажных водяных знаков и практическое их использование в работе исследователя. Понятие «черной» и «белой» даты. Эволюция полуустава в скоропись. Особенности скорописи XV, XVI, XVII вв. Дальнейшие судьбы полуустава. Книжное письмо. Орудия письма, чернила, краски. Формат. Особенности столбцового и книжного приказного делопроизводства. Переплет. Балканский и неовизантийский орнамент. Характерные особенности этих художественных стилей. Вопрос о происхождении старопечатного орнамента и его характерные особенности. Распространение орнамента. Московское барокко и его художественные особенности. Поморский стиль. Миниатюра XV-XVII вв. и влияние на ее развитие художественных школ Андрея Рублева и Симона Ушакова. Вязь. Показатели вязи XV-XVII вв. Тайнопись и ее наиболее распространенные системы.

Внешние признаки письменных источников России XVIII-начала XX вв. Характеристика письменности и наиболее распространенных рукописных и печатных источников. «Генеральный регламент» и установление порядка канцелярского делопроизводства. Создание архивов и архивного дела. Бумага как основной материал для письма. Организация отечественного производства бумаги. Гербовая бумага, филиграни, клейма, штемпели, цвет, плотность, химический состав, технология производства - показатели времени выпуска бумаги. Факторы, оказавшие воздействие на графику скорописи XVIII-XIX вв. Особенности скорописи XVIII-XIX вв. и ее приближение к современному письму. Академическое и канцелярское письмо и его почерковые особенности. Значение наблюдений за знаками препинания, орфографией, буквенными изменениями алфавита, почерками для датировки и определения авторства. Украшения. Поморский старообрядческий стиль в рукописном орнаменте. Практика использования старообрядцами вариантов более ранних художественных стилей. Художественные стили рококо (середина XVIII в.), Людовика XVI (вторая половина XVIII в.) и ампир (XIX в.) в русском книжном орнаменте. Миниатюра. Формат. Орудия письма XVIII, XIX, XX вв. Чернила и их химический состав (XVIII-XX вв.). Правила передачи архивных текстов. Археография, как отрасль исторического знания, и ее задачи. Из истории развития археографии. Археографическая передача текстов источников до начала XVI в. Передача текста архивных рукописей XVI-XVIII вв. и допустимые отступления от оригиналов источников. Воспроизведение архивных текстов ХIХ-ХХ вв. Правила лингвистического издания.
3. Историческая хронология

Предмет и задачи исторической хронологии. Из истории изучения исторической хронологии. Математическая хронология и понятия астрономических суток, лунного (синодического) месяца и астрономического (тропического) года. Несоизмеримость природных и искусственных (календарных) единиц времени и невозможность создания идеального календаря. Понятие календаря. Солнечные, лунные и лунно-солнечные календари. Древнейшие календарные системы: вавилонская, древнеегипетская, древнегреческая, римская и византийская. Юлианский календарь. Григорианский календарь. Взаимоотношение Юлианского и Григорианского календарей. Эры и их виды.

Русская система счета времени. Земледельческий календарь славян и названия месяцев. Дни недели. Деление суток. Начало года. Мартовский, ультрамартовский и сентябрьский календарные стили. Эра от сотворения мира. Реформы календарей 1699 и 1918 гг. Проекты всемирного календаря. Прямая и косвенная датировка. Перевод древнерусских дат на современное летосчисление. Использование формул и таблиц. Счет индиктами. Круги солнца и определение дня недели. Датировка по переходящим и непереходящим праздникам церковного календаря. Определение дат по астрономическим явлениям (солнечным и лунным затмениям, активности солнца, комете Галлея). Использование косвенных данных других вспомогательных исторических дисциплин для датировки.
4. Историческая метрология

Предмет, задачи и метод исторической метрологии. Источники изучения метрологии. Из истории изучения метрологии.

Метрология Древнерусского государства (Х-начало XII в.). Меры длины: пядь, локоть, сажень, поприще, их разновидности, подразделения. Народно-бытовые меры длины. Меры поверхности (площади). Меры веса и их связь с денежными единицами (гривна, золотник). Меры объема сыпучих и жидких тел.

Метрология периода феодальной раздробленности (ХП-конец XV в.). Меры длины, поверхности, сыпучих тел, жидкостей и веса. Разнообразие местных единиц измерения и причины этого явления. Сохранение некоторых общерусских мер.

Метрология единого Российского государства (конец XV-XVII вв.). Правительственная политика в области унификации мер в едином Российском государстве и пережитки феодальной раздробленности в системе мер: новгородская и московская системы. Меры длины (путевые и межевые сажени, аршин, вершок.) Меры поверхности: четверть (четь), коробья, десятина. Меры налогового обложения: соха, обжа, четверть, выть, копна. Сошное письмо. Социальная сущность сошного обложения. Меры сыпучих тел: четверть и ее части, приимочные и раздаточные меры. Меры для измерения соли. Меры жидких тел: ведро и его части. Меры веса: пуд, фунт, золотник и др.

Метрология XVIII-XX вв. Первые попытки организации научного обоснования русских мер в 1737 г. и поверочного дела. Указы 1797 г. и Закон 1835 г. «О системе российских мер и весов» и перевод русских мер на английскую систему мер. Меры длины: аршин, сажень, верста. Английские заимствования: фут, дюйм, линия, точка. Меры поверхности. Меры сыпучих и жидких тел. Меры веса. Аптекарский вес.

Создание международной метрической (десятичной) системы во Франции и вопрос о ее введении в России в конце ХIХ-начале XX в. Переход к метрической системе мер в России в 1919-1927 гг. Общая характеристика метрической системы мер. Дальнейшее уточнение и стандартизация мер. Эталоны мер. Международная система единиц измерения.
5. Сфрагистика

Предмет, задачи и методы сфрагистики. Связь сфрагистики с другими вспомогательными историческими дисциплинами. Из истории изучения сфрагистики.

Происхождение печатей. Виды печатей. Матрицы и оттиски. Способы прикрепления печатей к документам.

Печати Древнерусского государства (Х-ХII вв.). Княжеские печати «архаической традиции» и «греко-русского типа». Изображения на печатях. Церковные печати домонгольского периода. Стремление к унификации церковных печатей. Печати должностных лиц. Печати с русской благопожелательной надписью, печати с надписью «дънъслово», печати с патрональным изображением двух святых, с изображением княжеского знака и святого. Древнерусские пломбы «дрогического типа». Персональная атрибуция анонимных печатей.

Печати Новгородской и Псковской феодальных республик (ХI-ХV вв.). Новгородские владычные печати: именные и анонимные. Печати новгородских посадников, тысяцких и тиунов. Печати новгородского совета господ. Новгородские кончанские и монастырские печати. Печати Псковской феодальной республики.

Княжеские печати периода феодальной раздробленности. Анонимные княжеские печати ХII-начала XIV в. (печати Александра Невского и Андрея Александровича). Княжеские печати XIV-XV вв., потеря анонимного принципа их оформления (печати Ивана Даниловича Калиты, Дмитрия Ивановича Донского, Василия I Дмитриевича, Василия Васильевича Темного.) Расшатывание иконописного типа патронального святого на печатях.

Печати единого Российского государства (XV-XVII вв.). Большая государственная печать и ее символика. Малая государственная печать («кормленая»). Печати центральных государственных учреждений и отражение в их символике функций конкретных приказов. Печати местных учреждений. Печати должностных лиц. Городские и областные печати.

Печати Российской империи XVIII-начала XX в. Государственная печать Петра I. Регламентирование применения большой, средней и малой государственных печатей в 1882-1883 гг. Печати центральных и местных учреждений. Печати частных лиц.

Печати XX в. Государственная печать Временного правительства. Государственные печати РСФСР, СССР. Печати учреждений.
6. Геральдика

Предмет, метод и задачи геральдики. Связь геральдики с другими вспомогательными историческими дисциплинами. Из истории изучения зарубежной и отечественной геральдики. Спорный вопрос определения «что такое герб».

Происхождение гербов. Социальная сущность гербов. Теоретическая геральдика. Составные части герба: щит, его формы. Деление щита и его цель. Гербовые цвета (финифти), металлы и меха. Их графическое изображение. Геральдические и негеральдические фигуры щита и их смысл. Дополнительные (необязательные) элементы герба: шлем, короны, нашлемник, мантия, намет, щитодержатели, сень, девиз. Смысл этих фигур. Геральдическая терминология и порядок описания герба. Строгие правила теоретической геральдики. Наказания герба и его владельца.

Государственный герб России. Его происхождение и смысл символики. Вопрос византийского и западного заимствования двуглавого орла. Внесение дополнительных элементов в государственный герб при Алексее Михайловиче, Петре I, Екатерине II, Николае I. Учреждение Большого, Среднего и Малого государственных гербов в 1882-1883 гг. и их эмблематика. Изменение государственного герба при Временном правительстве. Создание государственного герба РСФСР, СССР, союзных и автономных республик. Их символика. Возвращение к «старому» Российскому государственному гербу в 1993 г. Начало составления городских гербов в России. Их символика. Реформа 1775 г. и введение системы соотношения губернской и уездной символики. Современные городские гербы Российской Федерации.

Частные гербы. Первые упоминания о дворянских гербах в России в конце XVII в. Начало составления частных гербов при Петре I. Оформление герба и условия его получения. Составление «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи». Гербы потомков князей Рюриковичей, князей Гедиминовичей и характеристика их эмблематики. Гербы княжеские, графские, баронские, дворянские (родовые и выслуженные), гербы «выезжих» родов из стран Западной Европы и Востока. Примеры гербов и их эмблематика. Возрождение дворянских гербов (конец XX в.).
7. Нумизматика

Предмет, задачи и методы нумизматики. Монеты как важнейший исторический источник. Связь нумизматики с другими вспомогательными историческим дисциплинами. Из истории изучения нумизматики. Классификация и систематизация монет. Монетные каталоги. Коллекции монет. Нумизматические общества.

Понятия и термины нумизматики. Обменные операции и эквиваленты денег в древности. Переход к денежному обращению. Древнейшие монеты, их внешний вид и территориальное распространение. Клады как основной объект и важный исторический источник нумизматического исследования. Методика изучения кладов. Виды кладов. Их датировка и топография.

Монеты и денежное обращение Древнерусского государства. Римские монеты на территории Восточной Европы (денарии, антонианы). Византийские (солиды, милиарисии), восточные (дирхемы), западноевропейские монеты (денарии) на территории Древней Руси. Возникновение русской денежно-весовой системы. Первые русские монеты (златники и серебряники). Дискуссионность вопроса о времени и причинах их появления. Внешний вид первых русских монет.

Древнерусская денежная терминология и денежный счет домонгольской Руси.

Серебряные платежные гривны-слитки. Безмонетный период в истории Руси (XII-ХIV вв.).

Русские монеты и денежное обращение XIV-XV вв. Возобновление самостоятельной чеканки монет. Русские монеты XIV-XV вв. Техника монетного производства. Центры монетного производства: Москва, Нижний Новгород, Суздаль, Рязань, Тверь, Новгород Великий, Псков. Особенность местных монетных систем. Московский и новгородский денежный счет. Создание предпосылок для единой монетной системы Русского государства в середине XV в. как результат развития экономических связей.

Русская монетная система XVI-XVII вв. Реформа 1534 г. Создание единой общегосударственной денежной системы. Копейка и деньга. Происхождение термина «копейка». Постепенное понижение монетной стопы. Польско-шведская интервенция и денежное обращение. Попытка введения крупного монетного номинала и медных денег. Реформа 1654-1663 гг. Талеры в русском денежном обращении и их использование в производстве русских серебряных денег. Новые денежные номиналы. Технология чеканки. Расстройство денежно-рыночных отношений. «Медный» бунт. Восстановление дореформенной денежной системы. Монетная стопа конца XVII в.

Русская монетная система в ХVIII-начале XX в. Монетная реформа Петра I. Цели реформы, ее проведение и значение. Появление новых номиналов серебряных и медных монет. Типы монет. Их названия. Новая техника производства монет. Монетные дворы. Введение проб для монетного металла. Завершение сложения десятичного принципа в денежном счете.

Монетная система России в послепетровское время. Изменения монетной стопы. Выпуск бумажных денег во второй половине XVIII в. Денежная реформа Е. Ф. Канкрина. Кредитные билеты. Чеканка золотых монет. Их основные номиналы. Денежная реформа С. Ю. Витте и переход к золотому денежному обращению. Эмиссия бумажных денег в годы первой мировой войны. Расстройство денежного обращения.

Монеты XX в. Эмиссия бумажных денег как следствие гражданской войны и иностранной интервенции. Новая экономическая политика и деноминация денежных знаков. Первый выпуск советских серебряных монет и их вес. Денежная реформа 1922-1924 гг. и ее значение. Денежные монетные выпуски 20-30-х гг. Монетный металл и изображения на монетах. Денежные реформы 1947 и 1961 гг. Монетный металл и изображения на монетах. Юбилейные и памятные монеты. Изменение внешнего вида монет в 90-х гг. XX в.
8. Историческая ономастика

Предмет, задачи и метод исторической ономастики. Связь ономастики с другими вспомогательными историческими дисциплинами, историей и социологией. Из истории развития исторической ономастики.

Социальная обусловленность имен собственных. Доономастическое, ономастическое и отономастическое значения. Форманты имен собственных и их изучение.

Историческая топонимика как раздел ономастики. Предмет и задачи. Законы ряда и относительной негативности названий. Роль топонимики для изучения этногенеза и колонизационно-миграционных процессов. Топонимический субстрат. Гидронимия территории России. Речные форманты. Этимологические типы названий населенных пунктов. Микротопонимия. Топонимия родного края.

Историческая этнонимика как раздел ономастики. Предмет и задачи. Связь топонимики с этнонимикой. Происхождение названий народов России, «ближнего зарубежья» и крупнейших стран.

Историческая антропонимика как раздел ономастики. Предмет, задачи и метод. Социальная обусловленность личного имени. Системы личных наименований и их изменения. Закон ряда в антропонимике. История русских личных имен. Дохристианские имена. Христианизация и адаптация календарных имен. Некалендарные имена. Отчество и дедичество. Возникновение фамилий. Разветвление фамилий. Фамилия с формантом -ский. Посадские фамилии. Фамилии духовенства. Крестьянские фамилии. Именники разных территориальных и социальных групп. Мода на имена.


9. Генеалогия и система социального этикета

Предмет, задачи, метод генеалогии. Связь генеалогии с другими вспомогательными историческими дисциплинами. Из истории изучения генеалогии. Роль генеалогии в изучении политической истории и процессов классообразования и экономики. Значение генеалогии для архивного дела и историко-биографических исследований. Методика генеалогического исследования: генеалогические таблицы и росписи. Генеалогические источники. Особенности изучения дворянской и недворянской генеалогии. Матримониальные связи и редукция предков.

Отечественная генеалогия. Рюриковичи, Гедиминовичи и выезжие князья. Старомосковское боярство. Формирование дворянского сословия. Дворянство XVI-XVII вв. Дворянство XVIII-XIX вв.: потомственное и «выслуженное». Генеалогия посадских людей и купечества. Генеалогия крестьянства. Генеалогия рабочего класса и формирование кадрового пролетариата. Перспективы изучения трудовых династий XX в.

Система социального этикета. Чины и награды в Российском государстве ХV-ХVII вв. Табель о рангах 1722 г. Развитие системы чинов и званий в дореволюционной России. Сословно-классовый характер наградной системы в дореволюционной России. Ордена, медали, знаки отличия в царской России. Введение знаков различия в Красной Армии. Введение в СССР персональных воинских званий и развитие их системы. Невоинские звания в СССР. Возникновение и развитие советской наградной системы. Ордена и медали. Ордена и медали в Российской Федерации с 1992 г.



Темы семинарских (практических) занятий:

1. Палеография.

Предмет, задачи и методы палеографии.

История изучения палеографии

Проблема возникновения славянской азбуки – кириллица и глаголица.

Орудия и материалы для письма.

Внешние признаки письменных источников Древней Руси (XI-XII вв.).

Внешние признаки письменных источников Руси XII-конца XV вв.

Внешние признаки письменных памятников Русского государства конца XV-ХVII вв.


2. Генеалогия и система социального этикета

Предмет, задачи, метод генеалогии.

Из истории изучения генеалогии.

Отечественная генеалогия.

Система социального этикета.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические рекомендации преподавателю

По каждой теме дисциплины предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельная работа, т.е. чтение лекций, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний. Предусматриваются также активные формы обучения, такие как, чтение актов, написанных различными типами письма, перевод мер и весов из одной русской системы в метрическую, перевод и определение дат на современное летосчисление.

Подготовка и проведение лекций, практических занятий должны предусматривать определенный порядок.

Для подготовки студентов к практическому занятию на предыдущем занятии преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения.

Методы проведения практических занятий: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение практических задач, упражнений, тестов и другие.

В конце каждого практического занятия преподаватель подводит итог, раскрывая теоретическое значение обсуждаемых проблем и оценивает работу, ответы и выступления студентов на занятии.


Методические рекомендации студенту

В соответствии с учебным планом специальности дисциплина «Вспомогательные исторические дисциплины» изучается студентами очниками во 2 семестре.

Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления и работы с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой.

Лекции по дисциплине «Вспомогательные исторические дисциплины» имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также способствуют формированию навыков работы с научной литературой. В конце лекции преподаватель оставляет время для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу.

Подготовка к практическим занятиям, важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. На практическом занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала, показать знание базовых понятий. Участие в семинаре позволяет студенту соединить полученные теоретические знания с решением конкретных практических задач по истории.

Практические занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, а также ведения дискуссий. Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, практическими заданиями.

В ходе изучения курса предполагается проработка студентами избранных тем и защита рефератов в ходе практических занятий по избранным историческим проблемам. При подготовке тем проходят консультации студентов с преподавателем для полного раскрытия изучаемой проблемы.

Основной формой итогового контроля и оценки знаний студентов по дисциплине «Вспомогательные исторические дисциплины» является экзамен во 2 семестре.


следующая страница >>