Программа учебно-методические материалы ижевск 2006 Составитель - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Программа учебно-методические материалы ижевск 2006 Составитель - страница №1/2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ИЖЕВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

ПРОГРАММА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Ижевск - 2006



Составитель:
Каркина Т.Л.., преподаватель кафедры обще гуманитарных

и социально-экономических дисциплин

Ижевского юридического института

Рецензент:
Войтович В.Ю., доктор юридических наук, профессор
Программа, учебно-методические материалы подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501.65 - «Юриспруденция» с учетом специфики обучения студентов в юридическом институте.

Материалы содержат целевую установку, организационно-методические указания, программу курса, тематические планы, планы семинарских занятий, примерную тематику рефератов и контрольных работ, вопросы для подготовки к зачету, экзамену, список учебно-методической литературы.

Программа рассчитана на студентов очной, заочной форм обучения, а также студентов, получающих второе высшее образование.


Программа и учебно-методические материалы обсуждены

и одобрены на заседании кафедры

обще гуманитарных и социально-экономических дисциплин

© Ижевский юридический институт (филиал) РПА МЮ РФ, 2006



ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

Знание истории государства и права зарубежных стран необходимо прежде всего для того, чтобы глубже понять современную государственность и уметь прогнозировать основные тенденции ее развития в ближайшем будущем.

Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современные государство и право, нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их форм и содержание.

История государства и права зарубежных стран исследует возникновение, развитие, функционирование государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности, анализирует содержание государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве, исследует присущие им причинно-следственные связи и раскрывает конкретно-исторические закономерности.

Таким образом, данный курс в числе важнейших проблем изучает возникновение и развитие прав человека и гражданина, правого государства, федерализма, разделения властей, парламентаризма, основных институтов частного и публичного права. Она дает возможность учитывать достижения прошлого, равно и учиться на ошибках, чтобы их не повторять.

Цели и задачи дисциплины

История зарубежного права охватывает период с древнейших времен и до наших дней, рассматривает различные аспекты эволюции государства.

Основной задачей дисциплины являются формирование исторического видения мира, приобретение навыков и умений интегрировать и применять полученные знания.

В результате обучения учащиеся должны:

- иметь представление о месте и роли дисциплины;

- знать и грамотно излагать фактический материал;

- иметь научное представление о историко-правовых явлениях, об основных закономерностях возникновения, формирования, функционирования государства;

- владеть элементами исторического анализа и объяснения;

- знать основные исторические этапы развития зарубежного государства и права , характерные черты и события внутренней политики, особенности историко-государственного и правового развития ;

- понимать роль государства и права в политической системе общества, общественной жизни в целом;

- понимать и учитывать ход исторического развития, многоплановые этнические и национальные связи, роль различных этносов в формировании государственности;

- уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать историческими понятиями и категориями;

- уметь работать с картой.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

История государства и права зарубежных стран изучается студентами всех форм обучения, занимающихся по программе высшего профессио­нального образования, а также студентами, получающими второе высшее образование по специальности «Юриспруденция».

Учебная программа подготовлена на базе требований действующего Государственного образовательного стандарта высшего профессиональ­ного образования по данной специальности, Различия в методике препо­давания, обусловленные неодинаковым количеством аудиторных занятий для студентов разных отделений, отражены в тематических планах и ре­комендациях по организации самостоятельной работы.

Содержание курса включает в себя несколько разделов в соответст­вии с эпохами исторического развития.

Вводный раздел предполагает рассмотрение общих вопросов исто­рии государства и права зарубежных стран: места дисциплины в системе юри­дических наук, ее предмета и методов изучения, а также критериев перио­дизации .

Последующие разделы соответствуют общепринятой периодизации исторического процесса:

Древний мир (Древний Восток, Древняя Греция и Древний Рим). Временные рамки - IV тыс. до н.э. - 476 н.э. (падение Рима).

Средние века. Эпоха традиционно датируется временем от паде­ния Рима до конца XVII в.

Новое время (XVII-XIX вв.) - эпоха буржуазных революций.

Новейшее время (XX в.) - эпоха империализма, социализма, нацио­нально-освободительных движений, кризиса социалистической системы.

Каждая из тем имеет следующие формы донесения учебного мате­риала до слушателей:


  • обзорная лекция;

  • предметно-проблемные лекции по наиболее сложным и спорным вопросам истории государства и права зарубежных стран;

  • самостоятельная работа по усвоению соответствующей темы, вклю­чая работу над учебной литературой и историко-правовыми источниками;

-закрепление материала, приобретение навыков подготовки сообще­ний и выступлений на семинарских занятиях.

Формы освоения учебного материала достаточно традиционны и не имеют каких-либо специфических особенностей по сравнению с другими учебными дисциплинами.

Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия. Студенты не имеют права пропускать без уважи­тельных причин аудиторные занятия, в противном случае они могут быть не допущены к зачету или экзамену.

На лекциях преподаватель излагает и разъясняет основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает ре­комендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студенты долж­ны внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.

Завершают изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины семинарские занятия. Они служат для контроля преподава­телем подготовленности студентов; закрепления изученного материала; развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по историко-правовой проблематике; приобретения опыта устных публичных вы­ступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты вы­двигаемых положений и тезисов.

Семинарские занятия - это практические занятия под руководством преподавателя, на котором детально изучаются вопросы, указанные в про­грамме. Семинару предшествует самостоятельная работа студентов, свя­занная с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также литературе, рекомендованной преподавателем. По желанию студенты подготавливают рефераты по от­дельным темам программы.

Семинар начинается со вступительного слова преподавателя, фор­мулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблема­тику. Затем, как правило, заслушивается выступление студента, подгото­вившего доклад. Обсуждение доклада совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине заня­тия. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения намеченных вопросов, объявляет оценки выступавшим студентов и сооб­щает тему следующего занятия.

В целях контроля подготовленности студентов и привития им навы­ков кратного письменного изложения своих мыслей по предложенной те­матике преподаватель в ходе семинарских занятий может проводить кон­трольные работы.

Семинар может включать в себя элементы индивидуального собесе­дования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов; давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению истории государства и права зарубежных стран.

В процессе подготовки к семинару студенты могут воспользоваться консультациями преподавателя. Примерные темы докладов, рефератов и вопросов для обсуждения приведены в настоящих рекомендациях.

Семинары могут проводиться и в форме учебных конференций. Конференция включает в себя выступления студентов с подготовленными докладами по отдельным темам. Основу докладов, как правило, составляет содержание подготовленных студентами рефера­тов. Желательно, чтобы преподаватель предварительно ознакомился с текстом доклада.

Результаты контроля качества учебной работы студентов преподава­тель может оценивать, выставлять текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками.



Самостоятельная работа - это работа студентов по освоению оп­ределенной темы курса, которая предполагает: изучение лекционного ма­териала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку док­ладов и сообщений на семинарских занятиях, написание рефератов, выполнение дополнительных заданий преподавателя.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивиду­альных особенностей студентов.

Время и место самостоятельной работы (аудитории Академии, биб­лиотеки, дома) выбираются студентами по своему усмотрению.

Реферат - это самостоятельная письменная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной теме, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматривае­мых вопросов.

Подготовка реферата - один из видов исследовательской деятельно­сти. Его написанию предшествует изучение и осмысление широкого круга первоисточников, монографий, статей.



Требования, предъявляемые к оформлению реферата. Реферат представляет собой текст, написанный от руки разборчивым почерком, отпечатанный на пишущей машинке или набранный на компьютере, объ­емом 30-35 страниц рукописного текста или 20-25 страниц машинопис­ного текста. На титульном листе указывается наименование вуза, факуль­тет, курс, номер группы, тема реферата, фамилия и инициалы автора, год написания. На втором листе помещается план реферата, включающий введение, основную часть, заключение и список использованной автором литературы (в алфавитном порядке с полным и точным указанием авто­ров, названий публикаций, места и года издания).

Примерные темы рефератов приведены в настоящих методических рекомендациях. Кроме указанных тем, студенты могут, по согласованию с преподавателем, выполнить рефераты и на другие, не предусмотренные тематикой рефераты.

Изучение дисциплины завершается экзаменом, проводимом по все­му ее содержанию.

К экзамену допускаются студенты, систематически занимающиеся в течение всего учебного года; показавшие положительные знания по во­просам, обсуждавшимся на семинарских занятиях.

Основной вид работы студента, обучающегося по заочной форме обучения, - самостоятельная работа, которая включает изучение лекци­онного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, вы­ступление на семинарских занятиях, выполнение заданий преподавателя. Особое значение имеет выполнение предусмотренной учебным планом курсовой и контрольной работы.

Самостоятельную работу следует начинать с изучения программы, ко­торая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучае­мых. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий. Затем приступать к ознакомлению с отдельными разделами и темами в порядке, предусмотренном программой.

Получив представление об основном содержании раздела, темы не­обходимо изучить данную тему, представленную в учебнике. Затем по­лезно изучить первоисточники (или выдержки их них), т.е. работы вы­дающихся историков и правоведов. При желании или по рекомендации преподавателя можно составить их краткий конспект.

Изучение дисциплины завершается экзаменом .

Непосредственная подготовка к экзамену или зачету проводится по вопросам, представленным в данном пособии. Необходимо тщательно изучить формулировку каждого вопроса, осмыслить его, составить крат­кий план ответа.

Подготовка и оформление контрольной или курсовой работы. Выполнение курсовой (контрольной) работы является необходимым эле­ментом обучения, который начинается с выбора темы. Тему курсовой ра­боты следует выбирать с учетом интереса к определенным вопросам кур­са, наличия необходимой литературы по месту проживания.

Список рекомендованных тем курсовых (контрольных) работ приве­ден в настоящее программе. Студент может осветить какую-либо проблему курса, не нашедшую отражение в перечне рекомендованных тем. При выборе темы следует проконсультироваться с преподавателем.



Выполнение курсовой работы. В первую очередь необходимо внимательно ознакомиться с материалами лекций, учебников, учебных пособий. Затем изучить специальную литературу, по возможности кон­спектируя ее или делая необходимые выписки. В качестве источников мо­гут быть использованы периодические издания.

Курсовую (контрольную) работу студент выполняет самостоятельно. Недопустимо механическое переписывание текста учебника или другого источника. Нарушение этого требования влечет за собой возвращение ра­боты без рецензирования исполнителю для написания ее заново.



Оформление работы, срок сдачи и защиты. Курсовая работа пред­ставляет собой текст, написанный от руки, отпечатанный на пишущей машинке или набранный на компьютере. Общий объем работы 35-40 страниц рукописного текста или 25—30 страниц машинописного текста. Работа должна быть написана грамотно, аккуратно, разборчиво и оформ­лена следующим образом:

на титульном листе указывается наименование вуза, форма обуче­ния, курс, номер группы, дисциплина, тема работы, фамилия, имя, отчест­во студента и преподавателя, осуществляющего руководство данной рабо­той, а также место и год выполнения работы; на следующей странице приводится план работы;



  • структурно работа должна состоять из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы;

  • во введении указывается цель работы и ее основные задачи;

  • основная часть работы включает в себя последовательное, согласно пунктам плана изложение проблемы, заявленной в заглавии. Основная часть делится на разделы и подразделы, каждый раздел начинается с но­вой страницы;

  • в заключении содержатся выводы исследования, которые сделал автор на основе проделанной работы;

  • список использованной литературы оформляется в алфавитном порядке;

  • после списка литературы следует поставить подпись автора и дату написания работы;

  • работа должна иметь сквозную нумерацию страниц (кроме титуль­ного листа);

- цитаты приводятся в кавычках, с обязательной сноской в конце страницы, где указан автор, название первоисточника, место, год издания и страница цитируемого источника.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

ОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ (5 лет)


Темы дисциплины


Всего

Кол-во аудиторных часов


Лекции


Семинары

Самостоя­тельная работа

1. Предмет и задачи курса.

«История государства и права зарубежных стран»



4

2

2

-

2

2. Древневосточное государство и право.

Государство и право Древнего Египта.



6

2

2

-

4

3. Государство и право Древнего Шумера и Вавилона. Законы Хаммурапи.

6

4

2

2

2

4. Древнеиндийское государство и право.

Законы Ману.



6

4

2

2

2

5. Древнекитайское государство и право.

Основные черты права



6

4

2

2

2

6. Афинская рабовладельческая республика

6

2

2

-

4

7. Государство и право Древней Спарты.

6

2

2

-

4

8. Основные черты древнегреческого права.

8

4

2

2

4

9. Государство и право Древнего Рима

8

4

2

2

4

10. Законы XII таблиц. Римское право.

4

2

2

-

2

11. Возникновение раннефеодальных монархий.

Варварские правды.



8

4

2

2

4

12. Средневековая Франция

8

4

2

2

4

13. Средневековая Германия

6

2

2

-

4

14. Средневековая Англия.

Становление английского парламента.



8

4

2

2

4

15. Римско-католическая церковь.

8

4

2

2

4

16. Города и городские республики.

6

2

2

-

4

17. Феодальное право стран Западной Европы.

8

4

2

2

4

18. Феодальные государства в Восточной Европе.

6

4

2

2

2

19. Арабский Халифат.

Формирование шариата и его правовой системы.



6

2

2

-

4

20. История государства и права нового времени.

Основные черты буржуазного общества.



4

2

2

-

2

21. Буржуазная революция в Англии.

Образование буржуазного государства.



8

4

2

2

4

22. Соединенные Штаты Америки

6

4

2

2

2

23.Французская буржуазная революция и развитие буржуазного государства во Франции.

10

6

4

2

4

24. Германская государственность и право

в XIX – начале XX в..



6

2

2

-

4

25. Возникновение новых национальных государств

в Европе (Италия, Болгария, Сербия).



8

4

2

2

4

26. Япония.

6

2

2

-

4

27. Основные черты буржуазного права.

8

4

2

2

4

28. История государства и права Новейшего времени. Характеристика современного этапа истории государства и права.

4

2

2

-

2

29. Послевоенный мир.

8

6

4

2

2

30. Буржуазные демократии в период между двумя мировыми войнами. Великобритания.

8

6

4

2

2

31. Франция

6

2

2

-

4

32. Соединенные Штаты Америки.

6

2

2

-

4

33. Фашистские государства и военные диктатуры.

6

4

2

2

2

34. Вторая мировая война и ее последствия.

8

4

4

-

4

35. Основные страны капитализма после второй мировой войны.

10

6

4

2

4

36. Основные изменения в праве буржуазных государств.

8

4

2

2

4

37. Крушение колониальной системы

6

2

2

-

4

ИТОГО

250

126

84

42

124


ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (6 лет)



Темы дисциплины


Всего

Кол-во аудиторных часов


Лекции


Семинары

Самостоя­тельная работа

1. Предмет и задачи курса.

«История государства и права стран Древнего Востока»



22

2

2

-

20

2. Государство и право Античного мира.

22

2

2

-

20

3. Феодальные государства в странах Западной и Восточной Европы

26

4

2

2


22

4. Буржуазное государство и право. Основные черты буржуазного общества .

22

2

2

-

20

5.Буржуазная революция в и формирование буржуазного государства в Англии

22

2

2

-

20

6. Французская буржуазная революция и образование и развитие буржуазного государства во Франции

22

2

2

-

20

7.Германская государственность и право в XIX – начале XX века

22

2

2

-

20

8. Основные институты буржуазного права

24

2

2

-

22

9. Развитие государственной и правовой системы после I мировой войны.

22

2

2

-

20

10. Основные страны капитализма после второй мировой войны.

22

2

2

-

20

11.Основные изменения в праве буржуазных государств.

24

2

2

-

22

ИТОГО


250


24


22


2


226


ПРОГРАММА ПО КУРСУ

« ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»
1. Предмет и задачи курса: «История государства и права зарубежных стран»

Предмет и метод науки, значение истории государства и права как науки. Место истории государства и права зарубежных стран в системе юридических дисциплин. Основные направления историко-правовой науки. Периодизация курса, источники и литература.


2. Древневосточное государство и право. Государство и право Древнего Египта.

Возникновение права и периодизация древнеегипетского государства. Древнее (3000-2400 гг. до н.э.), Среднее (2160-1750 гг. до н.э.), Новое царство (1580-1160). Общественный строй и его эволюция. Создание единого централизованного государства (3200г. до н.э.). Система государственной администрации в центре и на местах (фараон, гати, номархи и др.). Армия. Неферу. «Дом оружия» и наемничество. «Жрецы богини истины». Суд «6 великих палат». Высший суд из 30 судей. Судебные функции храмов. Законы бога Тота. Кодекс фараона Бокхориса (VIII до н.э.).


3. Государство и право Древнего Шумера и Вавилона. Законы Хаммурапи.

Древний Шумер. Возникновение государства. Общественный и государственный строй Древнего Шумера. Возвышение централизованного государства Вавилона (XVIII до н.э.). Общественный и государственный строй Вавилона. Судебные реформы. Армия и суд. Законы царя Хаммурапи. Право собственности, правовое регулирование имущественных отношений, брачно-семейные отношения, торговое и обязательное право, Уголовное право и процесс.


4. Древнеиндийское государство и право. Законы Ману.

Периодизация истории Древнеиндийского государства. Образование государства. Древнейшие государственно-политические объединения (II тыс. до н. э. – IV в. до н. э.), централизованное государство Маурьев (IV-III вв. до н.э.). Кризис и феодализация индийского государства (III в. до н.э. – IV в н.э.). Раджа. Система государственной администрации: министры, советники, смотрители, надзиратели. Паришад. Сабха. Провинции. Формирование сословно-варнового строя (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры.). Сельская община. Рабство в Древней Индии. Армия. Суд. Царский и внутриобщинный суды. Источники права. Связь нрава с религией. Законы Гаутамы и Апастамбы (I тыс. до н.э.), Законы Яджиавалкьи (III в. н.э.), Законы Брихаспати (III –IV вв. н.э.), Законы Парады (IV-V вв. н.э.). Дхарма. Сутры. Школы Древнеиндусского права - Митакшара и Дайябхага.

Законы Ману (II в. до н.э – II в. н.э.). Право собственности. Обязательное право. Брачно-семейные отношения. Суд и процесс. Система преступлений и наказаний.
5. Древнекитайское государство и право. Основные черты права.

Становление и основные этапы развития государства в древнем Китае. Государство Шан (Инь) (XVIII в. до н.э. – XII в до н.э.). Государство Чжоу (XII в. до н.э. – 221 г. до н.э.). Царство Цинь (221 г. до н.э. – 207 г.до н.э.). Царство Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). Государственный и общественный строй. Формирование права Древнего Китая. Легизм и конфуцианство. «Книга правителя области Шан». Нормы «ли» и «фа», «Записки о ритуалах», «Чжоусские ритуалы». Правило о «восьми снисхождениях».

Основные черты права. Право собственности, обязательное право, брачно-семейные отношения, уголовное право и процесс.
6. Афинская рабовладельческая республика.

Полисный этап истории Древней Греции.

Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.). Архаический период (VIII -VI вв. до н.э.). Классический период (V-IV вв. до н.э.). Возникновение Афинского государства (VII-IV вв. до н.э.), его эволюция (V-IV вв. до н.э.), кризис и упадок (IV – III в. до н.э.).Социальная структура: эвпатриды, всадники, зевгиты. Архонты. Ареопаг. Буле. Наукрарии. Драконт (621 г. до н.э.). Реформы Солона. (594 г.до н.э.). Реформы Клисфена (509 г. до н.э..). Общественный строй Древних Афин. Граждане. Демосы. Метеки. Рабы. Система высших органов власти и управления.. Экклесия (народное собрание). Буле (Совет полиса). Ареопаг. Должностные лица. Судоустройство. Законы Драконта. Право собственности и обязательство. Ипотека. Договорное право. Обеспечение обязательств. Брак и семья. Преступления и наказания. Атимия. Судопроизводство. Хины. Клипсидра.
7. Государство и право Древней Спарты.

Возникновение древнеспартанского государства. Особенности социально-правовой организации. Спартиаты. Периэки. Илоты. Криптии. Государственный строй. Царская власть. Совет старейшин (герусия). Апелла. Коллегия эфоров. Реформы Ликурга (VIII в. до н.э.). Передел земли. Общественные трапезы, единогобразное и обязательное воспитание. Судоустройство. Армия. Обычное право и его роль в регулировании общественных отношений. Право собственности. Общинная собственность на землю. Дарения и завещания. Брачно-семейные отношения.


8. Основные черты древнегреческого права.

Особенности древнегреческого права. Имущественные отношения. Семейное и наследственное право. Уголовное право. Судебный процесс. Преступление и наказание.


9. Государство и право Древнего Рима.

Образование государства (Царский период -сер. VIII - VI вв. до н.э.). Период республики (V в. до н.э. – 27 г. до н.э.). Период империи (27. г. до н.э.- 476 г.н.э.). Борьба патрициев и плебеев. Реформы Срвия туллия (VI в. до н.э.). Правовое положение населения и государственный строй в период республики. Граждане, латины, перегрины. Институты кминтеллы . Рабы. Колонат. Народные собрания-центуриатные, трибутные и куриатные. Сенат. Власть магистров. Ординарные и экстраординарные магистратуры. Консулы. Преторы. Цензоры. Квесторы. Эдилы. Плебейские трибуны. Диктатор. Военное устройство. Обострение социально-экономических и политических отношений в Риме во II- I вв. до н.э.. Нобилы и всадники. Законодательство Гракхов. Военная реформа Мария. Диктатура Суллы. Восстание Спартака. Изменения в общественном строе и правовое положение населения в I- V вв. н.э.

Эдикт Каракаллы (212 г. н.э.). Принципат. Упадок республиканских учреждений. Формирование империи. Финансовое ведомство. Роль армии. Доминат. Реформы Диоклетиана. Законодательство Константина. Разделение империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи.
10. Законы XII таблиц. Римское право.

Общая характеристика. Законы XII таблиц о праве собственности, семейном праве, уголовно-правовых постановлениях, судебном процессе. Римское право в период поздней республики и принципата (классическое). Право частное и публичное. Право собственности. Сервитут. Обязательное право. Типы договоров. Семейное право. Наследственное право. Характеристика уголовного права. Суд и процесс.


11. Возникновение раннефеодальных монархий. Варварские правды.

Образование раннефеодальных монархий. Германские племена, франки, славяне. Становление и развитие государства у франков. Государство франков VI – IX вв. Основные черты развития. Монархия Меровингов. Монархия Каролингов. Центральные органы государственного управления. Местные органы управления. Войско. Судебная система, королевский суд. Общая характеристика «Варварских правд» (Салическая, Рипуарская и Бургундская правды). Салическая правда. Правовое положение различных слоев населения. Регулирование общинных и имущественных отношений. Брак и семья. Система наследования. Преступление и наказание. Судебные штрафы. Ордалии. Соприсяжничество.


12. Средневековая Франция.

Период феодальной раздробленности. Основные черты общественного строя. Государственный строй. Правовой статус короля. Королевская курия. Управление на местах. Суд и судебный процесс. Вооруженные силы. Начало объединения страны. Судебная реформа. Финансовая реформа. Период сословно-представительной монархии (XIV – XV вв). Основные черты общественного строя. Сословия. Государственный строй. Органы государственной власти. Королевская власть. Генеральные штаты. Органы государственного управления. Местные органы управления. Суд. Армия. Период абсолютной монархии (XVI – XVIII вв.). Общественный строй и государственный строй. Органы государственной власти и управления. Центральные и местные органы государственного управления. Финансы. Суд. Армия.



13. Средневековая Германия.

Распад Франкийской империи и образование феодального государства Германии. Социальная структура: герцоги, фогты, «шеффенское сословие», крестьянство, чиншевики, меты и т.д.. «Священная Римская империя». Политическая децентрализация в империи. Золотая Булла 1356г. Власть князей. Управление в княжествах и городах. Военная организация. Военная реформа Генриха I (919-936 гг.). Германия в период сословно-представительной монархии. Органы сословного представительства. Рейхстаг и ландтаги. Имперский суд и полиция. Особенности абсолютизма в Германии. Крестьянская война 1525 г. и ее последствия. Княжеский абсолютизм в Австрии. «Полицейское» государство Пруссии. Эволюция феодального права Германии: период преобладания обычного права (X-XIV вв.), период рецепции римского права (XIV-XVII вв.). Источники права. Обычаи. Саксонское зерцало, Швабское зерцало, Каролина, Бамбергское уложение 1507 г., Брандербургское уложение 1516 г. Прусское земское уложение 1794. Их

общая характеристика и основные институты. Регулирование гражданско-правовых отношений. Брачно-семейное и уголовное право. Инквизиционный процесс.
14. Средневековая Англия. Становление английского парламента.

Формирование феодальных отношений у англосаксов. Расцвет феодальных отношений. Нормандское завоевание. Государственный строй. Реформы Генриха II. Судебная реформа. Военная реформа. Великая хартия вольностей (1215 г.). Образование сословно-представительной монархии (XII - XV вв.). Основные сословия английского общества: бароны, рыцари, фригольдеры, горожане, зависимое крестьянство. Возникновение и развитие парламента (1256). Оксфордские (1258 г.) и Вестминстерские (1259 г.) провизии. Формирование местного самоуправления. Эволюция судебной системы. Возникновение суда присяжных. Большое (обвинительное) и Малое жюри. Суд королевской скамьи. Суд общих тяжб. Суд казначейства. Суд лорд-канцлера. «Суд справедливости». Предпосылки образования абсолютной монархии. Восстание У. Тайлера. «Кровавое законодательство». Политическая централизация. Незавершенный характер абсолютизма. Взаимоотношения короля и парламента. Королевская администрация и органы государственной власти. Местное самоуправление. Своеобразие источников права. Статуты и судебные прецеденты. Трактаты английских юристов (Г.Брактон и Литтльтон). Формирование двух систем права: общего и справедливости. Королевская юстиция. Странствующие судьи. Регулирование права собственности. Институт доверительной собственности. Статуты 1535 и1601 гг. Основные институты обязательного, семейного, наследственного и уголовного права.


15. Римско-католическая церковь

Возникновение и развитие раннего христианства. Легализация церкви в IV столетии. Никейский собор 325 г. Реформы папы Григория VII (XI в.). Разрыв римской и константинопольской церквей (1054 г.). Католицизм и православие. Роль католической церкви в феодальном обществе. Право на собственную юрисдикцию церкви. Инквизиция.


16. Города и городские республики.

Образование городов. Расцвет городов XII – XV вв. Борьба городов с сеньорами. Виды городского самоуправления. Внешний вид и быт средневекового города. Городской патрициат. Цехи и их организация. Развитие торговли. Зарождение банков. Влияние развитие городов на социальную жизнь деревни.


17. Феодальное право стран Западной Европы.

Новые источники феодального права. Юристы. Применение права. Судоустройство и судопроизводство. Имущественные правоотношения. Брачно-семейные отношения. Уголовное право и процесс.


18. Феодальные государства в Восточной Европе.

Восточная Римская империя- Византия..(395 г.). Развитие феодальных отношений в Византии (IV – XI вв.). Особенности государственного строя. Свод законов Юстиниана. Дигесты. Институции. «Новеллы». Интерполяции. Византийские кодификации: «Эклог» (VIII в.), «Базилики» - императора Льва (890 г.). Падение Константинополя. (1453 г.).



19. Арабский Халифат. Формирование шариата и его правовой системы.

Возникновение арабского халифата. Общественный строй. Правовой статус мусульман и зиммиев. Организация государственной власти при Омелдах и Абассиах. Халиф. Визирь. Диваны. Местное управление. Эмиры. Нанбы. Суд. Коллегия богословов. Кади. Немусульманская судебная система. Армия. Упадок халифата. Особенности становления и развития мусульманского права. Источники права. Коран. Сунна. Основные школы мусульманского права. Право собственности и обязательное право. Преступление и наказание. Судебный процесс.


20. История государства и права нового времени. Основные черты буржуазного общества.

Разложение феодализма и генезис капитализма. Формирование нового сословия – буржуазии. Капиталистическая мануфактура. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Период промышленного (домонополистического) капитализма..


21. Буржуазная революция в Англии. Образование буржуазного государства.

Возникновение буржуазного государства. Расстановка социальных сил накануне революции. Пуританизм - идеологи революции. Предпосылки революции. Короткий парламент. Долгий парламент. Гражданская война.. Конфликт между парламентом и армией. Индепендентская республика. Протекторат Кромвеля. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. Билль о правах 1689 г. Образование конституционной монархии. Акт об устроении 1701 г. Развитие конституционной монархии. Парламент. Кабинет министров. Политическая система в начале XIX в. Борьба за избирательную систему. Избирательная реформа 1832 г.и ее значение. Чартистское движение. Борьба за новую избирательную систему. Новое избирательное право 1867 г. Изменений в политической системе в конце XIX – начале XX вв. Политические партии. Избирательная система 1884-1885 гг. Судебная реформа. Реформы местного управления. Новое положение палаты лордов. Акт о парламенте 1911 г. Акт о защите государства 1914 г. Англия 1871 -1918 гг. Колониальные войны. Положение Ирландии и Индии. Имперские конференции.


22. Соединенные Штаты Америки.

Образование США. Американские колонии Англии. Колониальные хартии. Война за независимость. Декларация независимости 1776 г. Создание конфедерации и Статьи конфедерации 1781 г. Переход от конфедерации к федерации. Конституция США 1787 г. Билль о правах 1791 г. Закон о судоустройстве 1789 г. Конституционный надзор Верховного суда. США. Основные изменения в государственном строе. Возникновение и оформление двухпартийной системы. Избирательное право. Изменение в положении конгресса. Комитетская система. Возрастание роли президентской власти. Организация власти и управления в штатах. Судебная система. Особенности становления буржуазного права США. Роль английского общего права и его модификация в США. Право федеральное и право штатов. Президенты. Судебный кодекс 1911 г.


23.Французская буржуазная революция и развитие буржуазного государства во Франции.

Революция 1789-1794 гг. и образование буржуазного государства во Франции. Основные этапы революции. Учредительное собрание. Законы от 4-11 августа 1789 г. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Конституция 1791 г. Политические группировки. Жирондистская республика1792 г. Якобинская республика и конституция 1793 г. Революционное правительство. Конвент. Комитет общественной безопасности. Комиссары конвента. Создание революционных комитетов. Переворот 9-го термидора. Реорганизация правительства. Конституция 1795 г. Установка консульства. Конституция 1799 г. Организация законодательной власти. Государственный совет. Законодательный корпус. Трибунат. Исполнительная власть. Организация административного управления. Армия и полиция в период империи. Падение империи Наполеона Бонапарта. Реставрация монархии Бурбонов.. Хартии 1814 и 1830 гг. Революция 1848 г. Конституция 1848 г. Вторая империя Президентский переворот. Конституция 1852 г. Реставрация империи. Сентябрьская революция 1870 г. и восстановление республики. Поражение Франции. Парижская коммуна 1871 г. Третья республика Разработка и принятие Конституции 1875 г. Учреждение республики. Функционирование режима республики. Правительство. Бюрократия. Местной управление. Выборные местные органы.

Становление правовой системы. Конституционное закрепление основных принципов буржуазного права в ходе революции. Закон в системе источников права. Кодификация права. Гражданский кодекс 1804 г. Развитие торгово-промышленного законодательства в XIX. Влияние кодекса Наполеона на становление и кодификации гражданского права других стран. Слияние общего права и права справедливости в XIX в. Реформы уголовного, гражданского и брачно-семейного права. Развитие законодательства о компаниях. Развитие уголовного права во Франции. Уголовный кодекс Франции 1791 г. Уголовный кодекс 1810 г. и его последующие изменения. Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. Развитие законодательства о труде.
24. Германская государственность и право в XIX – начале XX в..

Германия после 1815 г. Таможенный союз. Роль Австрии. Революция 1848 г. и ее влияние на развитие германского государства. Прусская монархия. Конституция 1850 г. Король. Правительство. Ландтаги. Северогерманский союз. Конституция 1867 г. Образование Германской империи. Конституция 1871 г. Император. Союзный совет (бундесрат). Рейхстаг. Канцлер. Вооруженные силы. Полиция. Судебная система.. Прокуратура и адвокатура. Становление буржуазного права Германии. Саксонское гражданское уложение. 1863 г. Создание общегерманских законов – Вексельный устав 1847 г., Общегерманское торговое уложение 1861 г. Кодификация права Германской империи. Германское гражданское уложение 1900 г. Изменения в гражданском законодательстве. Германское торговое уложение 1879 г. Уголовное уложение 1871 г. Законодательство о труде. Германский промышленный устав. Законы о запрещении детского труда в промышленности (1891 г.), о страховании от несчастных случаев (1891 г.) и др.


25. Возникновение новых национальных государств в Европе (Италия, Болгария, Сербия).

Объединение Италии. Социально-экономическая характеристика Италии (XV- началоXIX вв.). Гарибальди. Конституция – Пьемонтский статут 1848 г. Изменения в избирательном праве 1882 и 1912 гг. Роль папства .

Образование Болгарского государства. Провозглашение независимости Болгарии 5 сентября 1908 г.

Образование Сербского государства. Сан-Стефанский договор 1878 г. и провозглашение полной независимости Сербии. Дальнейшее развитие Сербии.


26. Япония.

Революция Мэйдзи. Восстание японских крестьян 1867-1868 гг. Восстановление власти императора. Реформы конца 60-80 - х гг. XX в.. Изменение в политической системе Японии. Политические партии. Роль государства в становлении экономики. Конституция 1889 г. Государственный строй Японии. Император Пиро. Правительство. Государственный совет. Парламент. Армия. Судебная система. Прокуратура и адвокатура. Местное управление. Кодификация права. Гражданский кодекс Японии 1894 г. Уголовный кодекс 1880 г. Уголовно-процессуальный кодекс 1890 г. Положение о судоустройстве..



27. Основные черты буржуазного права.

Становление национальных правовых систем. Две главные системы буржуазного права. Континентальные правовые системы. Англосаксонские правовые системы. Конституционное право.

Развитие буржуазного гражданского права. Развитие буржуазного уголовного права. Судоустройство и процесс. Социальное законодательство.
28. История государства и права Новейшего времени. Характеристика современного этапа истории государства и права.

Основные этапы развития буржуазного государства в новейшей истории. Изменение функций буржуазного государства. Развитие регулирующей роли государства в сфере экономики и социальных отношений. Структурные изменения в государственном аппарате. Развитие парламентской демократии и политического плюрализма в демократических государствах. Фашистские и авторитарные режимы. Крах колониальной системы и образование независимых государств в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Усиление тенденции взаимозависимости государств мирового сообщества.


29. Послевоенный мир.

Октябрьская революция в Германии. Падение империи. Учредительное собрание и Веймарская конституция. Итоги революции 1918-1919 гг. Социалистическая революция 1919 г. в Венгрии и образование Венгерской Советской Республики. Образование независимых национальных государств. Учредительный сейм Польши (1919 г.) и первая польская конституция (1921 г.) Военный переворот в Польше (1926 г.) и новая конституция (1935 г.). Распад Австро-венгерской монархии и образование Чехословакии и Югославии. Провозглашение Чехословацкой республики (1918 г.) и конституция (1920 г.). Образование единого королевства сербов, хорватов и словенцев, будущей Югославии с 1929 г. Учредительное собрание и принятие конституции Югославии (1921 г.). Демократические реформы в капиталистических странах. Национально-освободительное движение в колониях и зависимых странах.


30. Буржуазные демократии в период между двумя мировыми войнами. Великобритания.

Эволюция системы политических партий. Основные изменения в государственном строе. Избирательные реформы 1918, 1948, 1969 гг. Усиление роли исполнительной власти. Акт о министрах короны 1937 г. Развитие делегированного законодательства. Акт о чрезвычайных полномочиях 1920 г. с дополнениями. 1964 г. Рост государственного аппарата. Попытки реформ государственного управления. Полицейские и судебные органы Великобритании. Новые акты о местном самоуправлении 1929, 1933 1978 гг.


31. Франция.

Изменения в государственном аппарате Третьей республики после первой мировой войны. Партийная и избирательная системы. Формирование Народного фронта в 30-х г. и его политическая деятельность. Крах Третьей республики в ходе Второй мировой войны.


32. Соединенные Штаты Америки.

Основные тенденции государственно-правового развития. «Великая депрессия» в 1929-1933 гг. Изменения в партийной системе. Основные изменения в государственном аппарате. «Новый курс Рузвельта». Антикризисное законодательство. Законы о банках, о восстановлении промышленности и о регулировании сельского хозяйства 1933 г. Государственные меры борьбы с безработицей. Закон о социальном страховании. Закон Вагнера 1935 г.


33. Фашистские государства и военные диктатуры.

Италия. Кризис конституционной монархии. Возникновение первых фашистских организаций. Муссолини – премьер-министр Италии и его первые указы. Формирование политического режима итальянского фашизма. Характеристика особенностей итальянского фашизма.

Гитлеровская Германия. Приход фашистов (национал-социалистов) к власти. Политический режим и государственное устройство. Руководство экономикой. Агрессивная внешняя политика. Особенности германского фашизма. Вторая мировая война. Поражение Германии Потсдамская конференция.

Япония. Новая политическая и экономическая структура. Фашинизация японского государства в начале второй мировой войны. Особенности японского фашизма.


34. Вторая мировая война и ее последствия.

Агрессивная внешняя политика германского фашизма. Пакт трех держав – Германии, Италии и Японии (1940 г.). Оккупация Дании, Норвегии, Бельгии, Голландии и Люксембурга. 22. июня 1941. – новый этап войны. Декабрь 1941 – вступление в войну Японии. Формирование антигитлеровской коалиции.

Август 1941. – «Атлантическая хартия». Ноябрь 1942 г. – третий этап войны – Сталинградская битва. Ее общемировое значение. Июль 1944 г – открытие второго фронта. Зимняя компания 1945 г. Последствия второй мировой войны.
35. Основные страны капитализма после второй мировой войны.

США. Ревизия «Нового курса». Усиление регулирующей роли государства в сфере социальных отношений. Структурные изменения в государственном аппарате. Поправки к конституции и дальнейшая демократизация избирательного права. Законодательство 50-60 - гг. Развитие политической системы США 70-90 гг. XX в.

Великобритания. Избирательная компания 1945 г. Политическая послевоенная система. Рост государственного аппарата. Попытки реформ государственного управления. Полицейские и судебные органы Великобритании. Реформы судоустройства 1971 и 1981 гг. Новый акт о местном самоуправлении 1978 г.

Франция. Установление четвертой республики Изменения в партийной системе. Конституция 1946 г. и последующие конституционные реформы. Падение четвертой республики и установление парламентское - президентской Пятой республики во Франции. Конституция 1958 г. и ее последующие изменения. Развитие политической системы во Франции в 50-60 гг. XX.

Германия. Крах фашисткой Германии Потсдамские соглашения с Германией. Образование ФРГ и

ГДР. Оккупационный статус ФРГ 1949 г., его пересмотр в 1951 г. и отмена в 1955 г. Боннская конституция 1949 г. Система органов власти. Партийная система ФРГ. Объединение Германии 1990 г. и его конституционное закрепление. Изменения в политической системе после объединения.


36. Основные изменения в праве буржуазных государств.

Гражданское и торговое право. Главные направления развития. Источники права. Субъекты права. Развитие института юридического лица. Вещное право. Сервитуты. Обязательственное право. Антитрестовские законы: Закон Штермана в США, законы о монополиях и ограничительной торговой практики Англии; антитрестовские законы Японии и ФРГ. Изменения в семейном праве. Расширение прав женщин и детей в США. «Международная конвенция прав ребенка». Развитие трудового и социального законодательства. Новое законодательство о профсоюзах и забастовках. Изменения в законодательстве о труде; о сокращении рабочего времени; о пенсиях; о социальном страховании и т.д. Основные изменения в уголовном праве и процессе. Либерадизация уголовного права и процесса. Новые уголовные кодексы. Законодательство о политических преступлениях. Современные направления развития международного права. Международное права и решение глобальных проблем человечества.


37. Крушение колониальной системы.

Индия. Национально-освободительное движение в Индии. Закон от 15 августа 1947 г. о расчленении на два доминиона: Индии и Пакистана. Создание правительств Индии и Пакистана. Принятие конституции и провозглашение независимости Индии в 1950 г. Аграрная реформа и политика индустриализации страны.

Египет. Конституция 1923 г. Англо-египетский договор 1936 г. Национально-освободительная революция 1952 г. Временная конституция Арабской республики Египет 1956 г. Декреты президента 1961 г. Конституционная декларация 1964г. Курс на «либерализацию экономики» и «открытых дверей» для иностранного капитала.

Тропическая Африка. Начало 50-х г. волна национально-освободительных революций. Освобождение французских колоний и английских колоний. Возникновение национальных политических партий. Заявление президента Франции де Голля (1958 г.). Возникновение и крушение авторитарных режимов (ЮАР, Греция, Чили, Парагвай и др.)



ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

следующая страница >>