Программа трехдневного курса «Методология биографического исследования» Первый день «Биография как социальный феномен» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа дисциплины «Методология исследования кино» 2 368.71kb.
Переходный период как социальный феномен: проблема концептуализации 1 418.15kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Методология исследования... 2 429.36kb.
Программа курса «качественные исследования в социологии» 1 47.06kb.
Русский спортивный дискурс: теория и методология лингвокогнитивного... 2 819.43kb.
Крепостничество как феномен русской государственности 1 295.61kb.
Ii международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование... 3 379.81kb.
Общие дисциплины направления Теория и методология современной коммуникативистики 2 461.12kb.
Программа дисциплины «Теория и методология политических исследований» 4 302.53kb.
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины история и методология... 1 313.96kb.
День работников радио, телевидения и связи 1 52.62kb.
"Термины" 1 18.71kb.
- 4 1234.94kb.
Программа трехдневного курса «Методология биографического исследования» Первый день - страница №1/1

Мещеркина Елена Юрьевна

к.филос.н., вед.н.с.

Институт социологии РАН
Программа трехдневного курса «Методология биографического исследования»

Первый день



«Биография как социальный феномен», его содержание:

  • Биография и жизненный путь, преемственность социологических категорий

  • Между хронологической упорядоченностью и поисками смысла: парадоксы биографии

  • Пространство и время биографии

  • От фрагмента биографии к гипертексту, особенности биографической формы

  • Что хранит и для чего биографическая память

  • Эмпирические штудии: реконструкция гендерной, социальной, этнической идентичности


«Биографическое интервью»:


  • Требования к поведению интервьюера: его компетенциям, невербальному языку, коммуникативным навыкам

  • Варианты стандартизации и различные типы интервью: частично структурированное, лейтмотивное, клиническое, биографическое, фокусированное, нарративное, дискурсивное; принятие решения о соответствии задачи методу.

  • Нарративное интервью: основной рассказ, нарративное расспрашивание и комментарий респондента; гомология пережитого рассказанному.

  • Планирование интервью: составление гайда вопросов, выборка респондентов, скрининг потенциальных респондентов, этика.

  • Проведение интервью: контроль над ситуацией интервью, фазы интервью, сопровождающая коммуникация, правила диктофонной записи и транскрипции, оформление мемо-записей.

  • Типичные ошибки при формулировании вопросов и проведении интервью.

Второй день



«Анализ текста биографического интервью», его содержание:
Анализ нарративного интервью на примере конкретных текстов:

  • секвенциональное деление текста,

  • сортировка текста (сообщения, аргументы, комментарии, собственно наррации),

  • его кодирование (открытое, осевое, выборочное),

  • правила генерализации и типизации,

  • методический контроль за интерпретацией (триангуляция, валидность).

Сопутствующие нарративному анализу виды интерпретаций:



  • Интент-анализ как анализ намерений (сфера политического дискурса, потребительского поведения).

  • Объективная герменевтика как пример анализа латентных структур сознания.

  • Дискурсивный анализ (сфера коллективных представлений, оформленных в виде дискурса)

  • Конверсационный анализ

Третий день



«Визуальные документы: герменевтика изображения»


  • Принцип секвенциональности в анализе изображений

  • Структурация визуального в 1) посыле изображения как триаде значения, смысла и символа, 2) в производителях посыла, 3) в адресатах посыла.

  • Концептуализация в трех измерениях культурных объективаций: 1) то, что мыслилось визуальными средствами автором изображения, 2) коммуникативные средства, нашедшие применение в фактически изображенном, 3) соотнесенность с культурно отыгранным взглядом: узнаваемость привычного с нормативной дельтой отклонения.

  • Методический подход к анализу изображения, который состоит из трех фаз: описания видимых данных, разделение их на структурные элементы во взаимоотношениях и поиск значения взаимосвязи текста и изображения в определенном социально-историческом контексте.

  • Объективирование субъектов в процессе фотографирования как цель фотографического типизирования

  • Анализ коллекции фотографий и видеохроники

БИБЛИОГРАФИЯ


Алексеев А.Н.Драматическая социология.-М.: Ин-т социологии РАН,1997

Алексеев А.Н.Наблюдающее участие в моделирующей ситуации (Познание через действие).-СПб.: Ин-т социологии,1997.

Альмодовар Ж.П.Рассказ о жизни и индивидуальная траектория: сопоставление масштабов анализа.\\ Вопросы социологии,1992,Т.1, N 1,с.98-104.

Белановский С.А.Свободное интервью как метод социологического исследования.// Социология 4 М. 1991.N 2.С.5-19.

Берто Д.,Берто-Вьям И.Семейное владение и семья: трансмиссии и социальная мобильность,прослеженные на 5 поколениях //Социологические исследования, 1992,N 2, с.132-140.

Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ./Под ред.В.Воронкова, Е.Здравомысловой.- СПб:ЦНСИ,1997.

Биографический метод: история, методология, практика./Под ред. Мещеркиной Е.Ю.,Семеновой В.В.-М.:ИС РАН,1994.

Биографическое интервью (Мещеркина Е., Нуркова В. И др.). Москва: Изд-во УРАО, 2001.

Бойм, С. Общие места. Мифология повседневной жизни.- М.: Новое литературное обозрение, 2002

Бок Г. История, история женщин, история полов // THESIS. М., 1994. Вып.4

Борисов С.Б Мир русского девичества 70-90-е годы ХХ века. М.: Ладомир, 2002

Борисов С.Б. Тридцать девичьих рукописных рассказов о любви. Обнинск, 1992

Бургос М.История жизни.Рассказывание и поиск себя.//Вопросы оциологии,1992, Т.1,N 2, с.123-130

Бурдье П. Биографическая иллюзия. Перевод Мещеркиной Е. и комментарий. //Интеракция. Интервью. Интерпретация. №1, 2002, с. 75-84

Васильева Т.С.Основы качественного исследования : обоснованная теория.// Методология и методы социологических исследований.-М.: Ин-т социологии РАН,1996, С.56-65.

Веселкова Н.В.Проживание времени в интервью и адекватность коммуникации.// Методология и методы социологических исследований.-М.: Ин-т социологии РАН, 1996, С.39-45.

Витухновская М.На корме времени. Интервью с ленинградцами 1930-х годов СПб.: Нева, 2000

Волков, В. О концепции фоновых практик в социальных науках // Социологические исследования, 1997, №6

Герасимова, Е. Жилье как социальный институт: Ленинград, 1918-1941. Магистерская диссертация, ЕУСПб, Санкт-Петербург, 1997

Герасимова Е. Вербализация сексуальности: разговоры о сексе с партнерами // Воронков В., Здравомыслова Е. (ред.). Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ. СПб., 1997.С.100-109

Голоса крестьян. Сельская Россия ХХ века в крестьянских мемуарах М.: Аспект-пресс, 1996

Голофаст В.Б.Многообразие биографических повествований .//Социологический журнал, 1995,N 1, с.71-88.

Градскова Ю.В. «Обычная советская женщина»: Обзор описаний идентичности. М., 1999

Дмитриева М., Соколов В. (ред.). Расскажи свою историю СПб.: «На дне», 1999

Друговская А.Ю. Война и женская судьба. Курск, 2000

Женщины и вещественный мир культуры у народов России и Европы. Отв.ред Бернштам Т.А. СПб., 1998

Журавлев В.Ф.Нарративное интервью в биографических исследованиях. // Социология 4 М,1993-1994,N 3-4, 34-43.

Киселева И., Фирсов Б. Страницы повседневной жизни русской крестьянки // Социс.1992. №4

Козлов Е.М., Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях М.: Логос, 1999

Козлова Н.Крестьянский сын: опыт исследования биографии.// Социологические исследования, 1994.N 6.С.112-123.

Козлова Н.Н, Сандомирская И.И Я так хочу назвать кино. “Наивное письмо”: опыт лингво-социологического чтения. М.:Русское феноменологическое общество «Гнозис», 1996

Козлова Н.,Сандомирская И. “Наивное письмо” и производители нормы.// Вопросы социологии. Вып.7.1996.С.152-186.

Мещеркина Е.Ю. Качественные методы в гендерной методологии \\Гендерный калейдоскоп. Под ред.Малышевой М.Москва: Изд-во ИСЭПН, 2001

Мещеркина Е.Ю.Феминистский подход к интерпретации качественных данных: методы анализа текста, интеракции и изображения //Введение в гендерные исследования. Часть 1. Под ред. И.Жеребкиной. Харьков ИГИ, С.-Петербург: «Алетейя» 2001. С.197-237.

Мещеркина Е.Ю.Жизненный путь и биография: преемственность социологических категорий //Социс, № 7, 2002, с.61-67

Мещеркина Е.Ю. Как стать баронессой. Биография номера.//Интеракция. Интервью. Интерпретация. №1, 2002, с.87-94

Нассеи А.Чужой как ближний.Социологическое исследование конструкции идентичности и различия.// РЖ Социальные и гуманитарные науки.Отечественная и зарубежная литратура.1996.N 3.

С.104-111

Нуркова В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. М.: Изд-во УРАО, 2000

Пушкарева Н.Л. Частная жизнь женщины в доиндустриальной России: 10-й начало 19 века. Невеста, жена, любовница. М., 1997

Рикер П.Время рассказ. Т.1./ Пер. с фр.М., СПб, 2000

Рогалина Н.Л., Телицын В.Л. (сост.). «Ну, полно мне загадывать о ходе истории». Из дневника матери-хозяйки в годы революции в России // Отечественная история.1997.№3.С.76-95

Руус П.От фермы к офису: семья, уверенность в себе и новый средний класс.// Вопросы социологии, 1993, N 1/2, с.139-151.

Сандомирская, И. Книга о Родине. Опыт анализа дискурсивных практик. Wiener Slawistischer Almanach, Sonderband 50, Вена 2001

Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет,1998.

Судьбы людей : Россия ХХ век.Биографии семей как обьект социологического исследования.-М.:Ин-т социологии РАН,1996.

Томпсон П.История жизни и анализ социальных изменений // Вопросы социологии, 1993, N 1/2, с.129-138.

Трубина Е. Г. Рассказанное Я: отпечатки голоса. –Екатеринбург:Изд-во Урал.ун-та, 2002

Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы. –Екатеринбург:Изд-во Урал.ун-та, 2002

Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. / Пер с англ.- М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001

Фитцпатрик Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история Советской России в 30- годы: деревня. / Пер с англ.- М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001

Хархордин, О. Обличать и лицемерить. Генеалогия российской личности. –СПб, М.: ЕУ в СПб.: Летний сад, 2002

Хеннингсен Ю. Автобиография и педагогика. М.:Изд-во УРАО, 2000

Цветаева Н. Биографические нарративы советской эпохи // Социологический журнал. 2000. №1/2. С.150-163

Яницкий О.Н. Семейная хроника. 1852-2002. М.:LVS, 2002

Ярская-Смирнова Е.Р.Нарративный анализ в социологии // Социологический журнал , 1997, N 3.



Ярская-Смирнова Е.Р. Социологический анализ нетипичности. - Саратов: Изд-во Сарат.университета, 1997.