Программа сохранени я - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа для поступающих в магистратуру по направлению 080100 «Экономика»... 1 262.22kb.
Образовательная программа объединения «Юниорский союз «Дорога» «Знакомство... 1 176.19kb.
Программа учебного курса программа разработана в соответствии с государственным... 2 361.37kb.
Образовательная программа для 4-6 классов детских школ искусств Екатеринбург... 1 22.98kb.
Реализация программы по обучению детей плаванию в гаоу дод «дюсш 1 12.76kb.
Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. /Курдюмова Т. 1 264.38kb.
Кройтор Евгений Константинович Старый Оскол 2013 Дополнительная образовательная... 1 224.77kb.
Программа по подготовке ведущих преподавателей японского языка 1 235.05kb.
Пояснительная записка рабочая программа по «Эрзянскому языку» 1 201.18kb.
Мартинкенайте Кристина Витаутовна, учитель начальных классов Краснокамск... 1 234.65kb.
Муковнина Ирина Александровна пояснительная записка «Нынче много... 1 217.06kb.
Сводный план основных профессиональных мероприятий Российской библиотечной... 2 416.65kb.
- 4 1234.94kb.
Программа сохранени я - страница №1/3

М И Н И С Т Е Р С Т В О К У Л Ь Т У Р Ы

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

С О Х Р А Н Е Н И Я

БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


М О С К В А 2000

20 мая 1998 г состоялось заседание Коллегии Министерства культуры Российской Федерации, на котором рассматривался вопрос «О государственной политике сохранения библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса страны».

Коллегия заслушала информацию о состоянии сохранности и безопасности библиотечных фондов. Был сделан вывод, что несмотря на предпринимаемые российскими библиотеками усилия по сохранению фондов, за последние годы в результате хронического недофинансирования ситуация с обеспечением их безопасности и сохранности резко ухудшилась, а в ряде библиотек стала критической.

Для выхода из создавшегося положения наряду с острой необходимостью улучшения бюджетного финансирования требуется принятие целого комплекса мер по организации системного подхода к решению проблем обеспечения сохранности и безопасности библиотечных фондов, особенно важного в условиях нехватки финансовых средств.

Коллегия рассмотрела и одобрила разработанные в этих целях ведущими библиотеками страны по заказу и при участии Отдела библиотек Министерства культуры Российской Федерации Концепцию Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации.

В соответствии с приказом Министра культуры № 341 от 22.06.98 на базе Основ законодательства о культуре (1992 г.), Федерального закона о библиотечном деле (1994 г.), Федерального закона об информации, информатизации и защите информации (1995 г.), а также «Директив будущих международных действий по сохранению библиотечных материалов» (ЮНЕСКО, Вена 1986г.), Программы ЮНЕСКО «Память мира» (1992 г.), Программы ИФЛА «Preservation and Conservation» (1986 г.), а также утвержденной Коллегией Концепцией разработан проект Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации.

26 июля 2000 г. Программа была принята Коллегией Министерства культуры, рассмотревшей вопрос «О Национальной программе сохранения библиотечных фондов Российской Федерации», и утверждена Приказом Министра культуры № 540 от 13 сентября 2000 г.


НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СОХРАНЕНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ
Одним из мощных факторов развития общества в современных условиях стала его информатизация.

Информация, заключающая в себе весь мировой опыт человечества, служащая исторической памятью и основой дальнейшего экономического, интеллектуального и духовного прогресса общества, хранится в библиотеках и архивах мира. Сохранение для грядущих поколений этой бесценной информации и ее носителей, составляющих библиотечные фонды, стало глобальной задачей, которую решают все цивилизованные страны и мировое сообщество в целом.

В настоящее время состояние сохранности библиотечных документов вызывает большую тревогу - и не только в нашей стране. По заключению специалистов из 320 млн. книг США разрушено 20%, т.е. 64 млн. В Библиотеке Конгресса США примерно 25% фонда находится в критическом состоянии (это около 13 млн. единиц хранения). Исследования, проведенные Немецким библиотечным институтом показали, что 15% библиотечных и 20% архивных фондов Германии - под угрозой разрушения. В Российской национальной библиотеке около 25% документов требуют срочных консервационных мер, в Российской государственной библиотеке - около 30%.

На Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1986 г. были приняты «Директивы возможных международных действий по сохранению библиотечных материалов», которые предусматривают создание в каждой стране национальной программы обеспечения сохранности библиотечных фондов. Такие программы созданы и успешно реализуются в США, Швеции, Франции, Канаде, Австралии, Индии, Японии и др.

Проекты обеспечения сохранности библиотечных фондов, осуществляемые ИФЛА (IFLA - Международная федерация библиотечных ассоциаций), предполагают разработку международной стратегии сохранения библиотечных фондов в рамках центральной программы Preservation and Conservation (PAC), главными принципами которой являются:


  1. сохранение фондов как основное условие для выживания национальной и мировой культуры и науки;

  2. сохранение фондов только в кооперации на государственном и международном уровнях;

  3. ответственность каждой страны за сохранение собственных документных фондов как национальной части общемирового духовного наследия.

Федеральный Закон о библиотечном деле, принятый в России в 1994 г., установил «принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность». Закон констатировал, что «в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками».

В полной мере реализовать декларируемые Законом принципы возможно лишь при обеспечении сохранности информации и ее носителей.

Однако финансирование этого направления деятельности не могло обеспечить даже самую необходимую часть потребностей библиотек в этой области.

В библиотеках России по приблизительным подсчетам хранится около 1 млрд. единиц хранения документов (рукописных, печатных, аудио-визуальных, в электронной форме и т.п.). Среди них редкие и ценные материалы, книжные памятники, начиная с V в.

Фонды библиотек составляют часть общенационального культурного наследия России, являются ценнейшим историческим источником и информационным ресурсом страны, включают большое количество памятников мирового значения и, помимо научной, культурно-исторической и информационной, имеют огромную материальную ценность.

Библиотеки изначально предназначены для выполнения двуединой функции - хранить опубликованные и написанные в прошлом документы и обеспечивать доступ к ним нынешним и будущим поколениям. Функциональная задача сама по себе противоречива: не просто сохранять, а сохранять, используя. При этом степень доступности документа во многом определяется степенью его сохранности.


Однако с сохранением фондов в библиотеках России сложилась катастрофическая ситуация. Это объясняется тем, что обеспечение сохранности фондов, как никакой другой процесс библиотечной деятельности, зависит от объемов и своевременности финансирования.
Создание оптимального режима хранения и безопасности фондов, соответствующего государственным стандартам, может быть обеспечено только при выполнении следующих условий:



  1. Поддержание нормативного физического и санитарно-гигиенического состояния зданий, инженерных коммуникаций, помещений хранилищ.

  2. Расширение площадей хранилищ в соответствии с ростом библиотечных фондов.



  3. Оборудование библиотек современными комплексами технических средств безопасности, их постоянное совершенствование и обеспечение бесперебойной работы.

  4. Постоянное совершенствование материально-технической базы библиотек для обеспечения нормативных режимов хранения документов, их стабилизации и реставрации.



  5. Обеспечение процессов защиты, хранения и использования библиотечных фондов достаточным количеством квалифицированных кадров.



  6. Создание Единого страхового фонда документов библиотек.



  7. Четкая организация работы хранителей, служб консервации фондов и безопасности, контроль за безукоризненным выполнением ими своих должностных обязанностей в процессе сохранения и использования фондов.

Однако практически ни одно из этих условий в российских библиотеках не выполняется.

В настоящее время, как правило, хранилища библиотек расположены в малопригодных помещениях, зачастую находящихся в аварийном состоянии. Такие помещения сами по себе являются источником повышенной опасности для хранящихся там фондов.


В библиотеках периодически возникают аварийные ситуации различной степени тяжести: от протечек кровель до затоплений при прорыве систем тепло- и водоснабжения, канализации, от трещин в стенах, потолках и в оконных блоках в результате деформации конструкций до обрушивания потолков в рабочих помещениях и читательской зоне.
За последние 5 лет в Российской национальной библиотеке произошло 12 аварий в результате которых пострадали фонды - около 60000 единиц хранения; в Российской государственной библиотеке – 20 аварий; в Государственной публичной исторической библиотеке - 2; в Российской государственной библиотеке по искусству - 4 и т.д.

Хранилища библиотек переполнены, в них нет систем кондиционирования воздуха и вентиляции, отсутствуют оборудование для нейтрализации бумаги с повышенной кислотностью, для консервации и реставрации фондов, а также необходимые инструменты и материалы для реставрационных работ, ощущается острая нехватка квалифицированных специалистов хранителей и реставраторов.

В результате, несмотря на то, что в крупнейших библиотеках страны - Российской государственной библиотеке, Российской национальной библиотеке, Библиотеке Академии наук и др. разработаны новейшие технологии и методы, обеспечивающие долговечную сохранность книжных фондов на различных материальных основах, практически во всех библиотеках нет условий для выполнения нормативных требований.

Ярким примером сложившейся ситуации с обеспечением сохранности библиотечных фондов является Российская государственная библиотека. В крупнейшей библиотеке страны в книгохранилище, рассчитанном на 10 млн. томов, хранится 20 млн. томов. Концентрация пыли превышает допустимую норму в 2,5 раза, содержание сернистого газа в 4 раза, окиси азота в 22 раза, температура воздуха достигает +26 С при норме +18 , а относительная влажность - 90% при норме 50%. Во многих провинциальных библиотеках дела обстоят еще хуже. В некоторых библиотеках фонды редких и ценных книг, подвергшиеся затоплению в результате чрезвычайных ситуаций, требуют принятия немедленных мер по консервации и реставрации, которые не предпринимаются из-за нехватки финансовых средств и необходимых специалистов.

Расчет, проведенный в 1980-е гг. в Отделе консервации документов Российской национальной библиотеки, показал, что при сохранении нынешней ситуации для реставрации документов, хранящихся в Российской национальной библиотеке, потребуется примерно 400 лет, по расчетам специалистов Российской государственной библиотеки для восстановления их фонда - 500 лет. В то же время для стабилизирующей обработки около 13 млн. единиц хранения Библиотеки Конгресса США - необходимы 20 лет.

Объем разрушающихся фондов требует высокоэффективных способов обеспечения сохранности. Достаточно широко распространено мнение, что сохранение фондов означает, в основном, только реставрацию, но такое мнение не только не квалифицированно, но и опасно. Безусловно, реставрация была, есть и будет, но все большее значение приобретают меры как профилактические, так и специальные, консервационные, направленные на предупреждение повреждений всех типов документов.

Документы, хранящиеся в библиотеках, выполнены, в основном, на бумаге и неуклонно разрушаются в процессе хранения и использования. Естественное старение, нарушение режима хранения, неаккуратность читателей, а зачастую и халатность хранителей - основные причины утраты библиотечных документов, в том числе и являющихся культурными ценностями.

В наихудшем состоянии находятся документы второй пол. XIX - ХХ вв. Половина книг, напечатанных в этот период на бумаге с повышенной кислотностью, не пригодна для использования уже сейчас, поскольку такая бумага подвержена быстрому старению, желтеет, становится ломкой и разрушается при использовании.

Перевод информации в более компактные формы - микрофильмы, микрофиши, магнитные и оптические диски - позволяет создать страховые фонды, имеющие определенные преимущества: удобство перемещения и гарантии неприкосновенности, снижение вероятности хищения, возможность сохранения в экстремальных ситуациях. Однако новые носители информации рождают новую специфическую проблему их хранения, стабилизации и реставрации.

Не обеспечена в настоящее время безопасность библиотечных фондов. Как показывает практика, даже в крупнейших библиотеках России имеющиеся системы охраны, тревожной сигнализации, пожаротушения не могут гарантировать необходимую степень безопасности фондов. Подтверждением этому служат участившиеся в последнее время случаи хищения, пожары и другие экстремальные ситуации. В большинстве же библиотек России и такие системы обеспечения безопасности фондов отсутствуют.

Попытки решать все эти проблемы в отдельности не имели успеха, т.к. являлись попытками бороться со следствиями без устранения их причин: проекты предлагавшихся ранее программ консервации и реставрации фондов входили в противоречие с состоянием материально-технической базы хранилищ и профессиональной подготовки кадров, объективными возможностями хранения фондов. Проблема усугубляется недостаточной защищенностью книжного фонда российским законодательством и не в последнюю очередь оплатой труда людей, которым государство доверяет хранение многомиллионных ценностей. Оклады сотрудников библиотек и архивов более чем вдвое ниже средней по стране.

В условиях сложной криминогенной ситуации в стране, а также повышенного риска природных и техногенных катастроф, роста экологической опасности возрастает угроза физической утраты значимой части культурного и информационного наследия России.

Решать проблемы, связанные с обеспечением сохранности библиотечных фондов необходимо комплексно, на общенациональном уровне, в рамках единой Национальной программы.
Цели Программы
Сохранение в интересах настоящих и будущих поколений библиотечных фондов Российской Федерации, являющихся одной из важнейших составляющих духовного и материального богатства, культурного и информационного потенциала нации.
Задачи Программы


  1. Обеспечение нормативных условий хранения библиотечных фондов.

  2. Организация комплексной системы безопасности библиотечных фондов РФ.

  3. Создание федеральных и региональных центров сохранения библиотечных фондов.

  4. Проведение целенаправленной политики в сфере сохранения библиотечных фондов в процессе их использования.

  5. Создание системы единого общегосударственного учета библиотечных фондов России.

  6. Создание единой распределенной системы - Фонда книжных памятников России. Государственная регистрация книжных памятников.

  7. Сохранение информации. Создание Российского страхового фонда документов библиотек.

  8. Создание нормативной базы и методического обеспечения комплекса работ с библиотечными фондами.

  9. Техническое обеспечение программы, внедрение новейшей техники и технологий в процессы работы с библиотечными фондами.

  10. Создание системы специального образования, предусматривающей подготовку и переподготовку квалифицированных кадров библиотекарей, хранителей и реставраторов в средних и высших учебных заведениях. Обеспечение библиотек соответствующими штатными возможностями и квалифицированными специалистами

  11. Формирование общественного мнения по проблемам сохранности книжных фондов.

Программа призвана:

  1. вывести проблему обеспечения сохранности книжных фондов библиотек, архивов и музеев на государственный уровень, привлечь внимание ответственных лиц законодательной и исполнительной власти к решению этой проблемы, придать ей статус общегосударственной политики;

  2. скоординировать действия учреждений и частных лиц по собиранию, учету, сохранению и использованию библиотечных фондов;

  3. сконцентрировать средства, финансовые и трудовые ресурсы для создания необходимых базовых условий развития данного направления деятельности;

  4. способствовать привлечению научного и производственно-технического потенциала страны к решению проблем сохранения национального культурного и информационного наследия.

Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации рассчитана на 10 лет и включает в себя следующие основные направления, которым соответствуют 7 подпрограмм:



1. Консервация документных фондов библиотек.

2. Создание Российского страхового фонда документов библиотек. Сохранение информации.

3. Книжные памятники Российской Федерации.

4. Безопасность библиотечных фондов.

5. Сохранение библиотечных фондов в процессе использования.

6. Учет библиотечных фондов.

7. Кадровое обеспечение процессов сохранения фондов.

В качестве механизма реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов предусмотрено закрепление за каждой подпрограммой базовой организации, являющейся ее основным разработчиком, а также организационным, методическим и координационным центом ее реализации. Базовые организации работают в тесном контакте с федеральными и региональными библиотеками, другими учреждениями культуры.

Общую координацию Программы осуществляет Министерство культуры Российской Федерации и Российская библиотечная ассоциация. Межведомственное взаимодействие обеспечивает Межведомственный экспертный совет по проблемам сохранения библиотечных фондов при Министерстве культуры Российской Федерации.



  1. КОНСЕРВАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ *


Базовая организация - федеральный Центр консервации библиотечных фондов при Российской национальной библиотеке.

Руководитель Подпрограммы – С.А. Добрусина
Библиотечные фонды постоянного и длительного хранения представляют собой сложный и неоднородный массив документов, вышедших в свет в разное время, имеющих разные тиражность, читательское назначение, спрос, предпосылки к старению и повреждению и, соответственно, разную степень сохранности.

Неоднородность документов вызывает необходимость использования библиотеками разных форм консервации - превентивной, стабилизирующих обработок, реставрации. Внутри каждой формы существуют различные способы и технологические приемы, используемые по отдельности и в комплексе.

В мировой практике приоритет отдается форме консервации, позволяющей максимально повысить сохранность возможно большего количества документов с минимальным вмешательством консерватора в структуру документа. Такой формой признана превентивная (профилактическая) консервация как совокупность действий в целях защиты изданий и рукописей от внешних воздействий путем обеспечения нормативных условий хранения и использования, т.е. создания и поддержания благоприятных режимов хранения (светового, температурно-влажностного, санитарно-гигиенического) и применения фазового хранения. В России превентивной консервацией как комплексом мер стали заниматься недавно.

В настоящее время в библиотеках России отмечается значительное накопление ветхих и поврежденных документов. Их объем продолжает

_________________________________________________________________________________

*Проект подготовлен по заказу Министерства культуры Российской Федерации авторским коллективом специалистов в следующем составе: С.А.Добрусина, директор ФЦКБФ при РНБ, Е.С.Чернина, ст. науч. сотр. ФЦКБФ при РНБ, Ю.П.Нюкша, гл. консультант ОКД БАН, Н.И.Хахалева, зам директора РГБ, Г.А.Кисловская, зам. директора ВГБИЛ, З.П. Дворяшина , директор Центра консервации документов НБ РГГУ, Н.А.Щербачева, гл. специалист Министерства культуры РФ и др.

быстро увеличиваться вследствие критического состояния хранилищ, недостатка площадей и оборудования, отсутствия в большинстве библиотек служб консервации, а также недостаточной осведомленности работников библиотек в вопросах сохранности.

Неблагополучное состояние библиотечных фондов приобретает масштабный характер, противостоять которому можно только принимая комплекс глобальных мер, среди которых необходимо отметить первоочередные. На основании анализа существующего положения в качестве приоритетных направлений консервации выделены следующие:



  1. создание и поддержание нормативного режима хранения в существующих библиотеках, в реконструируемых и строящихся библиотечных зданиях;

  2. внедрение фазовой консервации (фазовое хранение как форма временной консервации);

  3. разработка методов массовой стабилизации;

  4. развитие массовой реставрации документов.

Реализация данных направлений при преимущественном развитии профилактической (превентивной) консервации, позволит наиболее оперативно и экономно обеспечить сохранность максимально большого количества документов.

1. Создание и поддержание нормативного режима хранения в существующих библиотеках, реконструируемых и строящихся библиотечных зданиях - главная компонента превентивной консервации, представляющей совокупность действий в целях защиты изданий и рукописей от неблагоприятных внешних воздействий. Режим хранения документов обеспечивается путем соблюдения нормативных температуры и влажности воздуха, освещенности, санитарно-гигиенического состояния помещений.

При реконструкции старых и строительстве новых зданий библиотек надлежит строго соблюдать требования СНиП и ГОСТ 7.50 «Консервация документов. Общие требования».

Библиотеки должны быть оснащены необходимыми техническими средствами контроля окружающей среды и поддержания нормативных условий хранения документов.



2. Фазовая консервация. Внедрение фазовой консервации - временного хранения документов в контейнерах из специальных материалов, разрешенных к использованию, является другой составляющей превентивной консервации.

Назначение фазовой консервации состоит в предохранении документов от механических повреждений и воздействия агрессивных факторов окружающей среды на определенный период времени.

Документы помещают в коробки из бескислотного картона или другого материала, безвредного для объекта хранения. В тех же целях для листовых документов используют инкапсулирование - заключение документа в прозрачную полимерную инертную пленку.

3. Разработка методов массовой стабилизации документов - специальной обработки, замедляющей старение и предотвращающей повреждение документов. Это, в первую очередь, нейтрализациия кислотности бумаги, создание щелочного резерва, защита от биоповреждений с пролонгированным эффектом. Предпочтительна массовая стабилизация как более производительная и применимая к большей части документов постоянного и длительного хранения.

В России технологии массовой стабилизации практически отсутствуют.

Развитие форм превентивной консервации и массовой стабилизации позволит снизить потребность в реставрации документов.


4. Развитие массовой реставрация документов. В отечественной практике наибольшее распространение получила трудоемкая, малопроизводительная и дорогостоящая форма консервации - реставрация. Как правило, доля реставрируемого материала даже в библиотеках с крупными реставрационными подразделениями слишком мала по отношению ко всему массиву поврежденных документов. Именно поэтому документы должны подвергаться реставрации только по специальному решению хранителя и консерватора. Развитие массовой реставрации документов направлено на увеличение производительности и эффективности восстановления ветхих и поврежденных документов. Актуальность данного направления заключается в том, что доля реставрируемого материала даже в библиотеках с крупными реставрационными подразделениями слишком мала по отношению ко всему массиву поврежденных документов. Увеличение эффективности технологий и производительности массовой реставрации приведет к сокращению объема документов, требующих срочной реставрации.

Реставрация документов - наиболее трудоемкий и дорогостоящий процесс консервации документов, поэтому его развитие должно сопровождаться совершенствованием комплексной научной экспертизы документов, учитывающей уникальность, историко-культурную значимость, читательский спрос, физическое состояние документов.

Развитие превентивной консервации и модернизации в области стабилизации и реставрации осуществимы только при укреплении имеющихся и создании новых центров консервации документов, обслуживающих определенные регионы. Крайняя ограниченность финансовых возможностей государства является одной из причин, обусловливающих концентрацию материальных и кадровых ресурсов в немногочисленных центрах, оснащенных необходимым оборудованием.

Центры консервации осуществляют научно-исследовательскую, методическую, обучающую, практическую деятельность.

Научная деятельность состоит в проведении комплексной научной экспертизы и изучении процессов старения и повреждения документов, разработке и внедрении новых методов консервации, эффективном освоении оборудования. Научно-исследовательская деятельность должна развиваться на основе координации, что позволит полнее использовать научные кадры и инструментальную базу.

Методическая деятельность заключается в проведении консультаций, подготовке изданий и распространении методических пособий. В настоящее время существует настоятельная потребность в методической помощи по дальнейшему внедрению государственных стандартов и других нормативных документов, регламентирующих хранение и использование фондов.

Обучающая деятельность осуществляется путем преподавания научных основ консервации, чтения лекций и проведения стажировок для консерваторов и хранителей библиотек. В университетах и библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга накоплен опыт научной и практической работы, который может быть адаптирован для конкретных потребностей других библиотек. В дальнейшем центры должны разработать единую программу обучения и определить регионы обслуживания.

Практическая деятельность включает выполнение работ по консервации документов библиотек России, не имеющих собственных служб.

Подпрограмма рассчитана на 10 лет.

Цель подпрограммы:

Задачи подпрограммы:

ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ ПОДПРОГРАММЫ
1. Консервация библиотечных фондов


п/п

Проекты


Сроки

испол-


нения

Координаторы
Исполнители

Ожидаемые результаты



Источники

финансирова-ния



Стоимость (млн.

руб.)


1.

Комплексное обследование и экспертиза условий хранения документов в библиотеках

1999-2000 г.

Минкультуры , РБА

РГБ, РНБ, ВГБИЛ



Формирование базы данных, необходимой для разработки проектов по обеспечению нормативных условий хранения библиотечных фондов

Текущие расходы, в том числе из федерального бюджета




2.

Систематическое обследование состояния фондов в библиотеках. Выявление памятников письменности и печати и других документов, нуждающихся в срочной стабилизации и реставрации.

Постоянно

Минкультуры, РБА
РГБ,РНБ,

РГГУ, ВГБИЛ,



Создание базы данных о состоянии документов в библиотеках для осуществления неотложных и плановых работ по консервации фондов библиотек

Текущие расходы, в том числе из федерального бюджета




3.

Проведение научных исследований в области консервации документов.

Еже-годно

РБА
РГБ, РНБ,

РГГУ, ГНИИР,



Создание научной базы для совершенствования и развития процессов консервации документов, разработки надежных технологий, использования новых материалов

Текущие расходы, в том числе из федерального бюджета




п/п

Проекты


Сроки

испол-


нения

Координаторы
Исполнители

Ожидаемые результаты



Источники

финансирова-ния



Стоимость (млн. руб.)

4.

Разработка нормативной и научно-методической базы для осуществления консервации документов. Составление библиографии по проблемам консервации документов.

1998-2000 г.

Минкультуры, РБА

РГБ, РНБ, ВГБИЛ, РГГУ,



Создание системы нормативных и методических документов по консервации документов библиотечных фондов.

Текущие расходы, в том числе из федерального бюджета




5.

Подготовка библиотечных кадров разных уровней и специальностей, ответственных за обеспечение сохранности фондов. Воспитательная работа с пользователями.

Постоянно

Минкультуры, РБА

РГБ, РНБ,

РГГУ, ВГБИЛ, Школа "Раритет"


Создание системы обучения и повышения квалификации кадров. Разработка учебных программ и методических пособий

Текущие расходы, в том числе из федерального бюджета




6.

Создание и развитие федеральных и региональных Центров консервации документов, а также библиотечных служб консервации и реставрационных мастерских.

1998-2000 г.


Минкультуры, РБА

РГБ, РНБ



Концентрация материальных и кадровых ресурсов в немногочисленных центрах, оснащенных необходимым оборудованием для осуществления научно-исследовательской, методической и практической деятельности по консервации и реставрации фондов библиотек.

Текущие расходы, в том числе из бюджетов всех уровней






2. Создание и поддержание нормативного режима хранения в существующих

библиотеках, в реконструируемых и строящихся библиотечных зданиях.


п/п

Проекты


Сроки

испол


нения

Координаторы
Исполнители

Ожидаемые результаты



Источники

финанси-рования



Стои-мость (млн.руб

7.

Экспертиза проектов строительства и реконструкции библиотечных зданий

Постоянно

Минкультуры РФ

Обеспечение соблюдения требований нормативных документов по строительству и реконструкции библиотечных зданий, а также государственных стандартов по консервации документов

Текущие расходы, в том числе из федерального бюджета




8.

Внедрение рациональных технологий и новой техники в процессы создания и поддержания нормативных условий хранения библиотечных фондов

2001-2010 гг.

Минкультуры , РБА

РГБ, РНБ, ВГБИЛ



Оснащение хранилищ библиотек надежными системами контроля и регулирования режима хранения библиотечных фондов

Текущие расходы, в том числе из бюджетов всех уровней




9.

Обеспечение сохранности документов при их использовании

Постоянно

Минкультуры , РБА

Создание системы типовых нормативных документов по обеспечению сохранности документов при их использовании. Оснащение читальных и экспозиционных залов библиотек необходимым оборудованием. Внедрение безопасных технологий копирования, экспонирования, транспортировки документов.

Текущие расходы, в том числе из бюджетов всех уровней




п/п

Проекты


Сроки

испол


нения

Координаторы
Исполнители

Ожидаемые результаты



Источники

финанси-рования



Стои-мость (млн.

руб.)


10.

Разработка и внедрение системы мер по спасению фондов при возникновении аварийных ситуаций в библиотеках

2001 - 2003 гг.

Минкультуры, РБА

РГБ,РНБ,


РГГУ, ВГБИЛ, БАН, Школа

«Раритет»




Обеспечение готовности к спасению библиотечных фондов при возникновении аварийных ситуаций

Текущие расходы, в том числе из бюджетов всех уровней





3 . Фазовая консервация


п/п

Проекты


Сроки

испол-


нения

Координаторы
Исполнители

Ожидаемые результаты



Источники

финанси-рования



Стои-мость (млн.

руб.)


11.

Развитие и совершенствование форм фазовой консервации. Внедрение новых технологий и материалов.

Организация работ по фазовой консервации документов в библиотеках



Посто-янно

Минкультуры , РБА

РГБ, РНБ, ВГБИЛ , РГГУ



Предохранение документов от воздействия агрессивных факторов окружающей среды и механических повреждений.

Текущие расходы, в том числе из бюджетов всех уровней







4. Массовая стабилизация и реставрация.


п/п

Проекты


Сроки

испол-


нения

Координаторы
Исполнители

Ожидаемые результаты



Источники

финанси-рования



Стои-мость (млн. руб.)

12.

Создание и внедрение новой техники и технологий в процессы реставрации и стабилизации документов

2001 - 2003г.

Минкультуры , РБА

РГБ, РНБ, ВГБИЛ

РГГУ,БАН


Обеспечение долговечности и стабильности библиотечных фондов, повышение производительности процессов реставрации и консервации.


Текущие расходы, в том числе из бюджетов всех уровней




13.

Организация экстренной помощи для нуждающихся в срочном спасении памятников письменности и печати федерального значения, хранящихся в библиотеках России

2001 - 2003 г

Минкультуры , РБА

РГБ, РНБ, ВГБИЛ , РГГУ, БАН и др. центры консервации документов




Выявление памятников письменности и печати федерального значения, хранящихся в библиотеках России и находящихся в критическом состоянии, принятие неотложных мер по их консервации и реставрации

Текущие расходы, в том числе из федерального бюджета



Приложение


Принципы отбора документов для первоочередной консервации.

Выбор объектов и определение форм консервации осуществляются в точном соответствии с результатами комплексной научной экспертизы и базируются на четырех основных критериях: уникальность, историко-культурная значимость, состояние, спрос.

1. Уникальность - критерий, отделяющий от основной массы документов прежде всего рукописи, редкие книги, архивные материалы. Для них обязательно создаются улучшенные условия хранения и, при необходимости, обеспечиваются реставрация и стабилизация.

Для огромного объема документов, не являющихся уникальными, важны сведения, касающиеся трех других критериев.



2. Историко-культурная значимость. К группе документов для первоочередной консервации относят документы, имеющие высокую историко-культурную значимость. В подавляющем большинстве таковыми являются уникальные документы.

3. Состояние документа - критерий, характеризующий степень изменения свойств материалов под влиянием факторов внешней среды.

Первоочередной консервации подвергаются документы, имеющие значительные повреждения.

4. Частота использования. Очередность консервации документов по приведенным выше критериям корректируют согласно частоте и характеру использования.

Повышенный спрос документов является основанием для перевода на нетрадиционные носители, срок существования оригиналов продлевают посредством специальных обработок.

На основе полученной комплексной характеристики принимается регламент работы с документом. В особо сложных случаях заключение дает реставрационный совет или иной коллегиальный орган. Он же рекомендует условия и правила дальнейшего хранения и использования документа, определяет сроки и виды последующих обработок и форм контроля. В соответствии с основными установленными признаками документа, записанными в паспорте, совет принимает во внимание научно-практические возможности консервации, в том числе стоимость необходимых обработок.

Для совершенствования отбора документов на первоочередную консервацию, определения формы консервации необходимы:

- компьютерное обеспечение для создания базы данных, позволяющей получить статистические и аналитические сведения по каждому документу или группе документов;

- кадровое и материально-техническое обеспечение прогрессивных технологий консервации;

- наличие инструментальной базы для физико-химических и биологических исследований;

- наличие системы сравнительных оценок трудоемкости и стоимости рекомендуемых технологических процессов.

2.СОЗДАНИЕ СТРАХОВОГО ФОНДА ДОКУМЕНТОВ БИБЛИОТЕК И

СОХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ*
Базовая организация Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино.

Руководитель проектаГ.А. Кисловская
Богатое интеллектуальное наследие России рассредоточено в фондах тысяч библиотек, несущих ответственность за обеспечение сохранности и доступности документов, созданных на разных носителях с помощью разных средств записи информации. Все документы с течением времени теряют свои эксплуатационные свойства в силу их активного использования, естественного старения материального носителя, неблагоприятных условий хранения, аварийных и чрезвычайных ситуаций. Поэтому задача сохранения ценнейших информационных ресурсов, обеспечивающих поступательное развитие России, приобретает особую значимость и важность.

В мировой практике различают два подхода к обеспечению сохранности документа:



  1. сохранение собственно документа;

  2. сохранение интеллектуального содержания документа.

Второй подход связан с использованием технологий переформатирования, то есть перевода информации с одного носителя на другой.

Анализ тенденций в области обеспечения сохранности документов во всем мире свидетельствует о растущем признании методик, позволяющих обеспечить долговременную сохранность больших массивов


*Проект подготовлен группой авторов в составе: Кисловская Г.А., зам. директора ВГБИЛ (руководитель проекта), ДубининС.С., Звягин В.Д., НИИрепрографии (г. Тула), Лихоманов А.В., зав. отделом РНБ, Туголукова Л.Ф., зам. директора Свердловской ОУНБ, Хахалева Н.И., зам. директора РГБ, Щербачева Н.А., зам. начальника отдела библиотек МКРФ, Ястржембская Е.А., зам. директора ГПИБ.

документов или информации, заложенной в них. К их числу относится микрофильмирование документов, которое несмотря на бурное развитие компьютерных технологий остается основным способом сохранения информации, поскольку методика оцифровывания, при всей ее очевидной привлекательности с точки зрения доступности информационных ресурсов, таит в себе немало скрытых и явных проблем с точки зрения обеспечения долговременности доступа и сохранности цифровой информации.

Подтверждением этому являются многочисленные зарубежные исследования, в частности, проводимые под эгидой Совета по библиотечным и информационным ресурсам США (в прошлом Комиссией по доступности и сохранности).

Преимущества микрофильмирования перед оцифровыванием определяются следующими факторами:



  1. микрофильм как аналоговый носитель информации при необходимости может читаться без использования специального оборудования;

  2. наличие международных стандартов в области микрофильмирования обеспечивает доступ к микрофильмам, сделанным в любой стране мира;

  3. микрофильмы более экономичны в изготовлении, тиражировании, распространении и хранении;

  4. микрофильмирование позволяет достигнуть высокой разрешающей способности при меньших затратах;

  5. микрофильм относится к долговременным аналоговым носителям, чья доступность поддерживается относительно недорогими ресурсами в течении длительного периода времени. По заключениям американских специалистов качественные архивные микрокопии могут храниться до 500 лет при соблюдении необходимого режима хранения;

  6. хранение изображения размером 9 х 5 дюймов на оптическом диске в 20 раз дороже чем на 35-мм пленке;

  1. в настоящее время на рынке нет систем или форм хранения цифровой информации, строго соответствующих требованиям архивного хранения;

  2. техническая база микрофильмирования остается прежней на протяжении уже нескольких десятилетий, в то время как для поддержания долговременного доступа к цифровым документам нужны постоянные вложения на перекопирование и обновление цифрового носителя, что необходимо для того, чтобы он считывался новыми программно-аппаратными средствами, которые меняются приблизительно один раз в 18 месяцев.

Микрофильмирование документов является эффективным и экономичным методом обеспечения сохранности и доступности как оригинала, так и содержащейся на нем информации.

Задача сохранения информации решается путем создания фондов страховых микрофильмов с организацией их хранения в специально оборудованных государственных хранилищах за пределами библиотек, а ее доступность обеспечивается с помощью одновременного формирования в библиотеках пользовательского фонда на микроносителях.

Микрофильмирование сочетается с компьютерными системами обработки документов и обеспечения доступа к ним, что позволяет легко сканировать микрофильмы при реализации так называемого гибридного подхода, смысл которого состоит в микрофильмировании оригинала документа в целях его сохранения и изготовлении цифровой копии с микрофильма в целях обеспечения доступности информации, запечатленной в оригинале документа. Микрофильм остается доступным для дальнейшего переноса на электронные носители в любое время, что дает ему полное право на жизнь в электронную эру.

В результате работы по микрофильмированию библиотечных фондов появляются новые возможности обеспечения сохранности документов, а именно:



  1. потребителям предоставляются вместо ценного или редкого оригинала, подлежащего максимально длительному хранению, его микрофильм или ксерокопия, сделанная с микрофильма, что предотвращает износ оригинала, возможности его порчи и хищения;

  2. осуществляется планомерный переход к технологии, при которой каждый оригинал подвергается однократному копированию на микрофильмирующем оборудовании для изготовления всех последующих копий, в том числе бумажных и цифровых.


Состояние микрофильмирования в целях обеспечения

сохранности библиотечных фондов в стране
Для подавляющего большинства библиотек ни в советское, ни в постсоветское время микрофильмирование не стало решением проблем в области сохранения информации, имеющей непреходящее значение для развития науки и культуры.

До сих пор библиотеки, как правило, не рассматривали этот зарекомендовавший себя во всем мире способ обеспечения сохранности библиотечных фондов, как реальную возможность сохранения интеллектуального содержания определенных категорий документов для будущих поколений исследователей.

Лишь считанные библиотеки - по преимуществу федерального подчинения - могли позволить себе выделение средств на покупку микрофильмирующего оборудования, расходных материалов, оплату квалифицированного персонала. Однако и они имеют, как правило, устаревшее оборудование, хранят микрофильмы в неприспособленных помещениях и изготавливают страховые микрофильмы без учета стандартов качества.

Ни в одной региональной библиотеке собственной лаборатории микрофильмирования нет.

Это положение объясняется несколькими причинами, главными из которых являлись и по-прежнему являются следующие:


  1. отсутствие специальных хранилищ для страховых микрофильмов;

  2. ограниченные средства или их отсутствие на изготовление и /или приобретение микрофильмов;

  3. резкая нехватка аппаратов для чтения;

  4. недостатачная информированность библиотекарей о возможностях микрофильмирования и стандартах на изготовление микрофильмов;

  5. отсутствие координации в области микрофильмирования.

Дублирование и нескоординированность действий могли бы быть преодолены при помощи общероссийского сводного каталога страховых микрофильмов, однако, такой инструмент создан не был.

По существу, планомерная деятельность по микрофильмированию документов в целях сохранения информации в российских библиотеках до сих пор не начата.
Цель подпрограммы:


следующая страница >>