Программа «Развитие общего образования, включая инклюзивное, и повышение квалификации работников данной сферы на 2014 2020 годы» - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Мастер-план Развитие системы фитосанитарной безопасности в Республике... 1 167.31kb.
Программа охватывает фактический и теоретический материал по истории... 1 321.21kb.
Ресурсное обеспечение 1 79.55kb.
Программа Порецкого района Чувашской Республики 1 292.72kb.
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе... 2 687.97kb.
Программа повышение квалификации по направлению «Основы духовно-нравственного... 2 666.43kb.
Постановление «30» сентябрь 2013 й. №1449 «30» сентября 2013 г 4 2802kb.
Программа начального общего образования на 2013-2014 учебный год 19 5965.19kb.
Образовательные услуги кузбасского регионального института повышения... 16 3139.33kb.
Анализ и повышение квалификации персонала в учреждении 4 900.54kb.
Рабочая программа по искусству 8- 9классы учитель: Колесникова Светлана... 1 350.35kb.
Приложение №5 1 126.68kb.
- 4 1234.94kb.
Программа «Развитие общего образования, включая инклюзивное, и повышение квалификации - страница №1/4



Подпрограмма «Развитие общего образования, включая инклюзивное, и повышение квалификации работников данной сферы на 2014 – 2020 годы»

Наименование подпрограммы

Развитие общего образования, включая инклюзивное, и повышение квалификации работников данной сферы на 2014 – 2020 годы (далее – Подпрограмма)

Государственный заказчик – координатор Подпрограммы

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Государственные заказчики Подпрограммы

Министерство информатизации и связи Республики Татарстан,

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан



Основные разработчики Подпрограммы

Министерство информатизации и связи Республики Татарстан,

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан



Цель Подпрограммы

Модернизация образовательных программ в системе общего образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации

Задачи Подпрограммы

Формирование образовательной сети и финансово-экономических механизмов, обеспечивающих равный доступ населения к услугам общего образования;

модернизация содержания образования и образовательной среды для обеспечения готовности выпускников общеобразовательных организаций к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологической экономике;

обновление состава и компетенций педагогических кадров, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию


Сроки реализации Подпрограммы

2014 – 2020 годы


Объемы финансирования Подпрограммы с разбивкой по годам и источникам

Объем финансирования мероприятий Подпрограммы за счет средств бюджета Республики Татарстан составит 127558806,9 тыс.рублей, в том числе по годам:

2014 год – 19 993 354,5 тыс.рублей;

2015 год – 17 865 084,9 тыс.рублей;

2016 год – 17 940 073,5 тыс.рублей;

2017 год – 17 940 073,5 тыс.рублей;

2018 год – 17 940 073,5 тыс.рублей;

2019 год – 17 940 073,5 тыс.рублей;

2020 год – 17 940 073,5 тыс.рублей



Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Подпрограммы (индикаторы оценки результатов реализации Подпрограммы)

Реализация мероприятий Подпрограммы позволит к 2020 году достичь:

увеличения удельного веса учащихся организаций общего образования, обучающихся в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом, до 98 процентов;

увеличения удельного веса численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций до 18 процентов;

сохранения отношения среднемесячной заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений к среднемесячной заработной плате в Республике Татарстан на уровне 100 процентов;

сохранения удельного веса численности детей-инвалидов, обучающихся по программам общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, в общей численности детей-инвалидов, которым не противопоказано обучение, на уровне 100 процентов;

сохранения удельного веса численности руководителей государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководителей организаций общего образования детей на уровне 11,3 процента;

увеличения удельного веса численности учащихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности учащихся по программам общего образования до 46 процентов;

результатов единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях со средним баллом по математике 60,3 балла;

результатов ЕГЭ в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях со средним баллом по русскому языку 68,2 балла;

увеличения доли школьников, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности школьников до 92 процентов;

уменьшения количества государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций и государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций с постоянным пребыванием детей, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, до 63 единиц;

сохранения доли детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов, на уровне 98,8 процента;

увеличения обеспеченности специальных (коррекционных) образовательных учреждений оборудованием до 70 процентов;

увеличения обеспеченности специальных (коррекционных) образовательных учреждений мебелью и инвентарем до 85 процентов;

оснащенности образовательных организаций общего образования автоматической пожарной сигнализацией на уровне 100 процентов;

сохранения доли детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов, на уровне 98,8 процента;

увеличения к 2015 году доли базовых образовательных организаций в общем количестве образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования в субъекте Российской Федерации, до 20 процентов;

увеличения охвата учащихся старшей ступени профильным образованием от общего количества учащихся 10 – 11 классов до 76,1 процента;

сохранения охвата учащихся 9 классов предпрофильным образованием на уровне 99 процентов;

увеличения доли руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций до 99,8 процента




1. Характеристика сферы общего образования, описание основных проблем и прогноз развития
В Татарстане в настоящее время функционирует 1591 общеобразовательная организация, в том числе 1561 муниципальная, 17 вечерних, 11 негосударственных, 2 образовательные организации, подведомственные Министерству культуры Республики Татарстан (Казанское  хореографическое  училище) и Министерству по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан (Казанское училище олимпийского резерва).

Численность обучающихся в них составляет 375 557 человек, в том числе 1 364 – обучающихся в негосударственных общеобразовательных организациях .

Определяющее влияние на развитие общего образования оказывают демографические тенденции. Следствием спада рождаемости и уменьшения численности обучающихся в 90-е годы ХХ века стало сокращение числа общеобразовательных организаций: с 2552 школ в 2000/2001 учебном году до 1591 школы в 2012/2013 учебном году.

В период реализации Подпрограммы продолжится рост численности детей, что потребует создания дополнительных мест в образовательных организациях общего образования.

В 2000/2001 учебном году в две смены работали 432 школы, в 2012/2013 учебном году – 162 школы.

Вместе с тем сохраняется, несмотря на снижение, угроза сокращения учащихся в отдаленной сельской местности. В 2012/2013 учебном году сельские малокомплектные школы составляют 28,9 процента от общего количества сельских школ.

Тенденция незначительного роста с 2000 по 2013 год количества негосударственных школ ( с 9 по 11) обусловлена высокими ставками арендной платы, низкой окупаемостью образовательных услуг при значительных затратах в инфраструктуру частной школы.

Более стремительная динамика роста таких организаций ожидается после введения в законодательные акты Республики Татарстан и Российской Федерации статей, обеспечивающих доступ к бюджетному финансированию:



  1. Федеральный закон от 28 февраля 2012 года № 10-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

  2. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.07.2012 № 623 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета Республики Татарстан негосударственным общеобразовательным учреждениям, реализующим основные общеобразовательные программы»;

  3. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.03.2013 № 146 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации второго этапа Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 – 2015 годы» «Килэчэк» – «Будущее» на 2013 год».

В 2012 году численность учителей в общеобразовательных организациях (в том числе в негосударственных) составила 32310 человек (в 2011 году – 32438 человек).

Оптимизация сети и реализация новых финансово-экономических механизмов привели к сокращению численности учителей в Татарстане с 2005 года примерно на треть и увеличению показателя соотношения учащихся и преподавателей в средней школе с 8,9 до 12,8.

В 2011 году в результате оптимизационных мероприятий высвободились 1918 педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций Республики Татарстан (из них 1139 человек трудоустроились в образовательные организации, 401 вышел на заслуженный отдых в связи с достижением пенсионного возраста или по выслуге лет), в 2012 году высвободился 81 педагогический работник (из них 52 человека трудоустроились в образовательные организации, 10 – вышли на заслуженный отдых в связи с достижением пенсионного возраста или по выслуге лет) (по состоянию на 13 марта 2013 года).

В течение предстоящих лет динамика высвобожденных педагогических работников будет снижаться, но тенденция сокращения педагогов в связи с реорганизацией и ликвидацией ряда общеобразовательных организаций муниципальных районов Республики Татарстан сохранится.

На текущий момент в сфере общего образования детей обострились проблемы, требующие решения, в том числе:


  1. Разрыв в качестве образовательных результатов между общеобразовательными организациями, работающими в разных социокультурных условиях.

В 2012 году удельный вес лиц, сдавших ЕГЭ по математике и русскому языку, в общей численности выпускников дневных общеобразовательных организаций, сдававших математику и русский язык, составил 99,3 процента, что равно аналогичному республиканскому показателю в 2011 году и выше аналогичного показателя в 2010 году на 0,6 процентов.

Уровень освоения образовательного стандарта по обязательным предметам по итогам ЕГЭ (основной этап) 2011/2012 учебного года на 100 процентов показали Аксубаевский, Алькеевский, Атнинский, Бавлинский, Бугульминский, Дрожжановский, Мамадышский, Новошешминский, Нурлатский, Сармановский, Спасский, Тюлячинский и Чистопольский муниципальные районы.

Максимальная доля увеличения данного индикатора наблюдается в Спасском (+4,8 процента), Тетюшском (+3,8 процента) муниципальных районах. Ухудшение результатов наблюдается в Менделеевском (- 0,8 процента), Пестречинском (- 0,6 процента), Азнакаевском (- 0,3 процента) муниципальных районах.

В 2012 году продолжено проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования, с использованием механизмов независимой оценки знаний по 14 предметам: русскому языку, татарскому языку, математике, истории России, физике, географии, иностранному (английскому, французскому, немецкому) языку, обществознанию, химии, биологии, литературе, информатике, информационно-коммуникационным технологиям с всеобщим охватом девятиклассников.

Согласно распоряжению Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.01.2012 № 60-р аттестация в новой форме по обязательным предметам (русскому языку и математике) и предметам по выбору проводилась с полным охватом выпускников 9 классов.

Количество человеко-экзаменов в 2012 году достигло 98446 (в 2011г. – 80239). Для проведения ГИА в новой форме созданы 148 пунктов проведения экзаменов.

Для обработки использовался программный комплекс, предоставленный федеральным государственным учреждением «Федеральный центр тестирования».

Результаты выпускников 9 классов общеобразовательных организаций Республики Татарстан на государственной (итоговой) аттестации в текущем году по пяти предметам (русский язык, география, информатика и информационно-коммуникационные технологии, немецкий язык, литература) из тринадцати выше республиканских показателей прошлого года. Повышение средней оценки ГИА в новой форме по отдельным предметам позволяет отметить улучшение качества обученности школьников на ступени основного общего образования по данным предметам.

Общий охват участников по предметам по выбору составил 25 243 человеко-экзамена. В 2012 году выпускники 9 классов отдали предпочтения обществознанию (11 161), физике (3970), биологии (3655).

Средний балл по предметам по выбору варьируется от 10,97 до 56,32, средняя оценка – от 3,22 до 4,34. Низкие показатели среднего балла и оценки приходятся на литературу и обществознание, высокие – на иностранные языки;



  1. низкие темпы обновления состава и компетенций педагогических кадров.

В 2011/2012 учебном году согласно новому Порядку аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций, (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 года № 209) аттестованы 12 647 работников образования, что составляет 20 процентов общей численности педагогических работников отрасли (в 2011 году – 17604 человека, 25 процентов; в 2010 году – 13433 человека, 21 процент), в том числе на подтверждение соответствия занимаемой должности – 3960 педагогических работников (в 2011 году – 3915 человек), для получения квалификационных категорий – 8788 работников (в 2011году – 13689 человек).

Проведены квалификационные испытания в письменной форме, с которыми успешно справились 3960 аттестуемых (100%), (в 2011 году – 3909 человек, 99,8 процента). 3770 аттестованных работников повысили свои квалификационные категории (в 2011 году – 7336 человек, в 2009 году – 6774 человека). Средние республиканские показатели по наличию высшей квалификационной категории у работников отрасли возросли с 13,1 до 13,5 процента.

В Республике Татарстан в рамках Стратегии развития образования Республики Татарстан «Килэчэк» – «Будущее» третий год ведется активная и последовательная работа комплексного характера, приоритетной целью которой является кадровое и научно-технологическое обеспечение инновационного развития системы общего образования.

Отметим лишь некоторые мероприятия. Были выделены значительные средства на развитие инфраструктуры информатизации образования. Все учителя и руководители общеобразовательных организаций получили персональные ноутбуки, установлены точки беспроводного доступа к сети «Интернет», 34 тысячи учителей общеобразовательных школ республики являются участниками 1940 сетевых педагогических сообществ в сети «Интернет» на сайте Национального фонда подготовки кадров. Доля школьных учителей-предметников, достаточно уверенно владеющих навыками работы с компьютерными программами, возросла до 65,3 процента. Реализация проекта «Электронное образование» привела к росту охвата педагогических и управленческих кадров сетевыми формами обучения на 75 процентов. В школу пришло новое поколение молодых учителей по учебному предмету «Информатика». Формируется и функционирует в тестовом режиме новая система повышения квалификации учителя на основе бюджетного именного сертификата и модульного принципа обучения, в наибольшей степени отражающая профессионально-личностные интересы педагогов;

3) межмуниципальная дифференциация качества школьной инфраструктуры и недостаточное развитие сетевого взаимодействия.

В каждом муниципальном образовании Республики Татарстан реализованы муниципальные целевые программы развития организаций образования на период 2010 – 2012 годов.

Программами были предусмотрены мероприятия по выстраиванию оптимальной сети общеобразовательных организаций путем реорганизации малокомплектных общеобразовательных организаций и присоединения их к базовым школам.

За два года реализации программ:

ликвидирована 201 общеобразовательная организация (в том числе 48 филиалов, структурных подразделений) в связи с уменьшением или практическим отсутствием контингента обучающихся, ветхостью зданий, несоответствием зданий школ требованиям СанПин;

изменили вид деятельности 511 общеобразовательных организаций (в том числе 12 филиалов, структурных подразделений);

временно приостановили деятельность 49 общеобразовательных организаций (в том числе 5 филиалов, структурных подразделений).

На начало 2012/2013 учебного года в 20 муниципальных районах республики 202 общеобразовательные организации переведены в статус филиалов базовых школ.

В республике в настоящее время функционируют 460 базовых школ, из них 388 – в сельской местности. Осуществляется подвоз 19262 учеников к месту обучения в базовые школы.

В муниципальных образованиях продолжается работа по созданию оптимальной сети общеобразовательных организаций путем присоединения к лучшим общеобразовательным учреждениям неконкурентоспособных малокомплектных школ. В ряде районов (Азнакаевский, Актанышский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Нурлатский, Рыбно-Слободский и др.) за последние 10 лет число средних общеобразовательных школ уменьшилось в 2 раза.

Муниципальным органам управления образованием предстоит разработать и продолжить реализацию государственных программ развития сети организаций образования на период с 2014 по 2020 год с учетом:

создания оптимальной сети общеобразовательных организаций путем присоединения к лучшим общеобразовательным организациям неэффективных малокомплектных школ;

определения сети средних школ (базовых школ) для организации среднего (полного) общего образования в сельских населенных пунктах для реализации общедоступного и бесплатного образования в зависимости от численности обучающихся в них с учетом отдельных востребованных профилей подготовки (например, технологический) с контингентом в средней школе в среднем 150 человек с изменением логистики по подвозу обучающихся;

развития сети кадетских школ-интернатов;

создания единой сети школ-интернатов для одаренных детей;

постепенного перехода всех школ на работу в одну смену с учетом демографической ситуации;

4) высокая доля школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности;

5) недостаточные условия для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в программах дистанционного и инклюзивного образования, психолого-медико-социального сопровождения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие возможность обучаться в массовых школах, учатся по месту жительства. В настоящее время их число составляет 6577 детей, т.е. 50,5 процента от общего количества детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста.

Для детей, не имеющих возможности по состоянию здоровья временно или постоянно посещать образовательную организацию, организовано обучение на дому. В настоящее время такой формой обучения охвачены 2016 детей (в том числе 1492 ребенка обучаются по программам массовых школ, 565 детей – специальных (коррекционных) учреждений).

В настоящее время действует Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Татарстан (от 30.05.2012 06.G65.24.0046/479) о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на проведение мероприятий по формированию в субъекте Российской Федерации сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающие совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. В рамках реализации указанных мероприятий определены 35 массовых общеобразовательных организаций, где планируется создать безбарьерную среду, позволяющую обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов, провести модернизацию зданий школ, приобрести специальное оборудование, технические средства обучения, учебники;

6) несоответствие темпов обновления учебно-материальной базы требованиям ФГОС.

Отсутствие эффективных мер по решению указанных проблем может привести к возникновению:

ограничения доступа к качественным услугам общего образования в отдельных муниципальных организациях Республики Татарстан;

неудовлетворенности населения качеством образовательных услуг.

Благодаря комплексу мероприятий изменения будут происходить в следующих направлениях:

качественное изменение содержания и методов преподавания с акцентом на развитие интереса и активности обучающихся, формирование полноценной системы профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов, опережающее обновление программ обучения математике, технологии, иностранным языкам;

развитие механизмов, способствующих эффективности деятельности кадров системы общего образования, привлечение на работу в организации общего образования лучших выпускников вузов (в том числе – непедагогических) и талантливых специалистов, омоложение педагогического состава республики, рост профессионального уровня педагогических и руководящих кадров;

формирование эффективной системы выявления и поддержки молодых талантов.

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.

1. Обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе:

создание сети инновационных образовательных организаций интернатного типа для одаренных детей для реализации поликультурной модели образования;

обновление структуры сети образовательных организаций в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов;

обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;

обновление механизмов финансирования образовательных организаций в соответствии с задачами инновационного развития;

обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных организаций в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики, и выше его.

2. Модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе:

создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;

создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;

создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;

развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты.

3. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе:

создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций;

создание системы подготовки и переподготовки кадров для организации учебно-воспитательного процесса на двух государственных языках Республики Татарстан;

создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования.

Установлены следующие целевые ориентиры развития системы образования к 2020 году:

формирование инфраструктуры и институциональных условий академической мобильности студентов и преподавателей;

создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании не менее 50 процентов граждан трудоспособного возраста ежегодно;

введение в действие единого механизма государственной (итоговой) аттестации выпускников на всех уровнях системы образования, обеспечивающего прохождение выпускниками итоговой аттестации во внешних независимых аттестационных центрах;

внедрение системы ежегодной поддержки до 100 организаций, реализующих лучшие инновационные программы непрерывного профессионального образования;

внедрение новых организационно-правовых форм организаций образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля за их деятельностью;

обеспечение возможности каждому ребенку до поступления в первый класс освоить программы дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения;

расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных организациях;

институциональное обеспечение поддержки семейного воспитания детей во всех муниципальных образованиях;

обеспечение условий, при которых показатели качества образования в российских образовательных организациях будут находиться в начале рейтинг-листа результатов международных сопоставительных исследований;

предоставление возможностей всем учащимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку;

создание программ развития персонала, включающих в себя финансирование программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников не менее чем 60 процентов предприятий и организаций;

обеспечение возможности каждому учащемуся получать образование в современных условиях.

Воплощением программно-целевого метода формирования бюджета является Федеральная целевая программа развития образования. В результате реализации мероприятия «Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на территории Республики Татарстан будут распространены современные модели доступного и качественного дошкольного и общего образования и модели региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающие государственно-общественный характер управления образованием. В республике созданы стажировочные площадки для тиражирования опыта и повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования, ориентированные на удовлетворение образовательных потребностей городского и сельского населения. Программой предусмотрено формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования и разработка примерных основных образовательных программ основного и среднего (полного) общего образования.

Предусматривается расширение поддержки на конкурсной основе организаций общего образования, внедряющих инновационные программы образования, с обеспечением целенаправленного формирования, выявления, апробации и последующего распространения передовых методик преподавания и лучшей практики их работы, отвечающих задачам инновационного развития. Также будет поддержано развитие инфраструктуры индивидуальных образовательных программ, углубленного и профильного обучения по программам общего и дополнительного образования, в том числе системы многопрофильных и разнопрофильных школ старшей ступени, образовательных центров, интегрирующих общее и дополнительное образование, а также предоставляющих возможности профессиональной подготовки. Ключевым условием поддержки, создания и развития таких школ будет обеспечение полноценной доступности их для одаренных детей из малообеспеченных семей и удаленных и труднодоступных территорий. Деятельность школ для одаренных учащихся при вузах будет развиваться не только по естественно-научному профилю и направлениям точных наук, но также и по другим направлениям подготовки. В каждом из ведущих классических и федеральных университетов и не менее чем в половине национальных исследовательских университетов предусматривается создание указанных школ, обеспечивающих как очное, так и дистанционное образование. Основными направлениями предоставляемой поддержки станут обеспечение современных условий организации образовательного процесса, в том числе на основе использования новейших информационных технологий, обеспечение для учащихся широких возможностей для совместной, сетевой, проектной деятельности и учебно-профессиональной коммуникации с молодыми исследователями, включение их в проекты и исследования, реализуемые вузами, в том числе через финансовую поддержку конкретных проектов и образовательных программ. В федеральных и национальных исследовательских университетах эта работа будет осуществляться в рамках программ их создания и развития.

Переход к использованию новых образовательных технологий и методов в школе будет обеспечен путем аттестации кадров, формирования современных профессиональных стандартов деятельности педагогических и управленческих кадров и обновления квалификационных требований (в том числе в рамках поддержки создания и функционирования саморегулируемых профессиональных организаций). Для подготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров планируется:

обновить образовательные программы бакалавриата, магистратуры и дополнительного образования по педагогическим специальностям;

усовершенствовать профессиональную ориентацию будущих учителей, в том числе за счет привлечения к педагогической работе граждан, не имеющих педагогического образования, но любящих и умеющих работать с детьми. С учетом региональной принадлежности общеобразовательных организаций на федеральном уровне предстоит обеспечить возможность стажировки для большинства работников системы общего образования; сформировать кадровый резерв системы общего образования, развивать механизмы регулярной ротации руководящего состава; регулярно обновлять требования к образовательной деятельности, в том числе к условиям образовательного процесса и структуре образовательных программ, с целью продвижения инновационных образовательных технологий и формирования новой школьной инфраструктуры.

Предстоит обеспечить дальнейшее совершенствование стандартов образования, в особенности в части обновления условий осуществления образовательной деятельности. Данные условия должны позволять использовать в образовательных организациях современные инновационные образовательные технологии и возможности для обновления школьной архитектуры и дизайна.

Будет обеспечено формирование целостной системы непрерывного образования, отвечающей требованиям, предъявляемым инновационной экономикой, а также создание стимулов и условий для постоянной переподготовки и повышения квалификации всего экономически активного населения страны.

В рамках модернизации системы общего и профессионального образования будет обеспечен переход к использованию современных методов и технологий обучения, направленных на непрерывное развитие и дальнейшее совершенствование творческого мышления, навыков и мотивации, выявления и постановки проблем, создания нового знания, направленного на их решение, поиска и обработки информации, самостоятельной и командной работы и иных компетенций инновационной деятельности. В этих целях в вузах и других образовательных организациях, предоставляющих услуги профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки, будет обеспечено внедрение кредитно-модульных технологий организации учебного процесса с индивидуальными образовательными траекториями для каждого обучающегося.


2. Основные цели, задачи и мероприятия Подпрограммы, описание конечных результатов, сроков и этапов ее реализации
Целью Подпрограммы является модернизация образовательных программ в системе общего образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации.
Задачами Подпрограммы являются:

формирование образовательной сети и финансово-экономических механизмов, обеспечивающих равный доступ населения к услугам общего образования;

модернизация содержания образования и образовательной среды для обеспечения готовности выпускников общеобразовательных организаций к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологической экономике;

обновление состава и компетенций педагогических кадров, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию.


Характеристика основных мероприятий Подпрограммы
1. Оснащение общеобразовательных организаций мебелью и современными кабинетами, закупка автобусов
В основе оснащения общеобразовательных организаций мебелью и современными кабинетами лежит Перспективный план перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Республики Татарстан, в соответствии с которым определяются необходимое количество и стоимостное выражение требуемого оборудования для образовательных организаций (учебного, учебно-производственного, компьютерного, для школьных столовых и т.д.), транспортных средств, учебников и человеко-курсов в рамках повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и учителей общеобразовательных организаций.

Обеспечение введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предусматривает обеспечение оснащенности учебным оборудованием кабинетов начальных классов в базовых школах. В 2012 году начальная школа пополнилась 154 современными кабинетами. Ожидаемая динамика роста оснащенности учебным оборудованием и спортивным инвентарем базовых и полнокомплектных школ с 2011 по 2015 год представлена в следующей таблице:




Наименование показателя

Год реализации проекта

2011

2012

2013

2014

2015

Оснащенность учебным оборудованием кабинетов начальных классов в базовых школах (процентов)

45

55

60

65

70

Оснащенность спортивным инвентарем базовых и полнокомплектных школ (процентов)

50

68

86

100

-

Для обеспечения учащихся горячим питанием в 2013 году закуплено современное технологическое оборудование для школьных столовых на сумму 60 млн.рублей. Это позволило расширить ассортимент блюд школьного рациона и обеспечить 95-процентную оснащенность оборудованием школьных столовых в среднем по республике, а к 2020 году довести этот показатель до 100 процентов.




2. Оснащение всех кабинетов естественнонаучных дисциплин
В настоящее время наблюдается недостаток в возможности практического освоения учащимися среднего и старшего звена общеобразовательных организаций республики программ профильного обучения в соответствии с требованиями к результатам обучения, заявленными федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования от 17.12.2010 №1897, в которых учащиеся должны:

владеть элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды (география);

приобрести опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов (физика);

приобрести опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга окружающей среды (биология);

приобрести опыт использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов (химия) и др.

Таким образом, формирование у учащихся навыков практической работы по изучению естественнонаучных объектов и явлений обуславливает необходимость оснащения всех предметных кабинетов общеобразовательных школ республики современными комплектами (комплексами) цифровых естественнонаучных лабораторий. Оснащение комплектами цифровых лабораторий позволит обеспечить доступность освоения образовательных программ естественнонаучного цикла среди учащихся как городов, так и сельских районов республики и повысит качество естественнонаучной подготовки выпускников образовательных организаций Республики Татарстан.


3. Внедрение профильного обучения
В республике осуществляется целенаправленная подготовка учащихся старших классов к будущей профессиональной деятельности на основе профильных учебных планов. Создан банк данных профильных школ, разработаны и утверждены базисный учебный план и примерные учебные планы для учащихся профильных классов по 15 направлениям.

Наиболее востребованные профили: социально-экономический, физико-математический, химико-биологический, социально-гуманитарный, физико-химический, филологический, информационно-технологический.

Широкий спектр направлений профильного обучения для старшеклассников (более 10) реализуется в г.г.Казани, Набережные Челны, Бугульме, Мензелинске, в Балтасинском и Нурлатском муниципальных районах.

Значительное внимание уделяется развитию оборонно-спортивного, технологического и технического профилей.

В сельских районах (Агрызский, Бугульминский, Дрожжановский, Рыбно-Слободский, Арский, Мамадышский, Сабинский, Спасский) продолжена реализация программ агротехнологического профиля.

В системе профильного обучения Республики Татарстан функционируют различные организационные варианты сетевого взаимодействия: внутришкольная (внутри одной школы) и сетевая (когда обучение конкретного ученика выходит за рамки одной школы, ученик получает образование фактически в нескольких учебных заведениях).

Существует опыт создания «горизонтального» сетевого взаимодействия профильного обучения (партнерами выступают общественные организации). Организация базовых школ и ресурсных центров позволяет получать качественное профильное образование в сельской местности.

«Вертикальный» вариант сетевого взаимодействия (когда партнерами школ выступает организация дополнительного и профессионального образования, предприятия и организации экономической и социальной сферы), характерен для школ г.г.Казани, Набережные Челны, Бугульмы, Елабуги, Заинска, Чистополя, которые активно сотрудничают с организациями высшего профессионального образования: К(П)ФУ1, КНИТУ2 им. Туполева, Камской государственной инженерно-экономической академией. Преподаватели вузов занимаются со старшеклассниками исследовательской работой, для реализации профильного обучения используют свой библиотечный фонд и лабораторную базу.

Взаимодействие общеобразовательных организаций с территориальными управлениями по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан позволяет привлекать для педагогической работы в системе профильного обучения кадры из системы профессионального образования и успешно реализовывать программы оборонно-спортивного профиля, в том числе в кадетских образовательных организациях.

В городских и сельских базовых общеобразовательных школах создана система автоклассов, в которых учащиеся старших классов получат профессии водителей категории «В» и автослесарей.


4. Реализация проекта «Электронное образование в Республике Татарстан»

Проект «Электронное образование в Республике Татарстан» является одним из ключевых в Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 – 2015 годы.

Реализация данного проекта осуществляется по четырем направлениям. Это техническое оснащение образовательных организаций, предоставление доступа к цифровым образовательным ресурсам, непрерывная подготовка педагогических кадров в области инфокоммуникационных технологий и трансформация образовательного процесса на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Значительные результаты достигнуты в рамках реализации первых трех направлений.

В школах обновлен парк стационарной компьютерной техники, все педагогические работники обеспечены персональными ноутбуками с возможностью доступа к ресурсам сети «Интернет» по беспроводному каналу WiFi. Все образовательные организации объединены в единую республиканскую интрасеть с выходом в сеть «Интернет» через информационную систему «Электронное образование в Республике Татарстан» по высокоскоростным каналам, в том числе 27 процентов – по волоконно-оптическим линиям связи.

Ежегодно растет количество предметных кабинетов, оснащенных проекционными или интерактивными комплектами оборудования, – с 16 процентов в 2010 году до 52 процентов на конец 2012 года.

Использование электронных образовательных ресурсов становится необходимой частью организации и содержания образовательного процесса.

В информационной системе «Электронное образование в Республике Татарстан» педагогам и школьникам предоставлен большой спектр образовательных ресурсов. Прежде всего, это ссылки на бесплатные образовательные ресурсы сети «Интернет», рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации. В системе размещены республиканские цифровые образовательные ресурсы, в том числе на татарском языке, система дистанционного обучения некоммерческого партнерства «Телешкола» (базовые и профильные предметы, подготовка к сдаче единого государственного экзамена), одно из крупнейших электронных изданий «Кирилло-Мефодиевская Школа» («КМ - школа») и другие. Педагоги имеют возможность создавать в системе виртуальные методические сообщества и виртуальные факультативы, размещая в них учебные и методические материалы.

За последние три года в три раза возросло количество школ и учащихся, использующих дистанционные образовательные ресурсы. Количество востребованных учителями ресурсов электронного издания «КМ-Школа», размещенного в указанной системе, в течение учебного года возросло более чем в 15 раз. Порядка 1300 школ стали участниками общероссийского проекта «Школа цифрового века» Издательского дома «Первое сентября».

В условиях активного использования инфокоммуникационных технологий возрастает роль обучения, постоянной методической и консультационной поддержки педагогических кадров в области информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим Министерством образования и науки Республики Татарстан создана система тьюторской поддержки (республиканский тьютор – муниципальный тьютор – школьный тьютор), учрежден грант «Лучший учитель в области информационно-коммуникационных технологий».

Особое внимание уделяется переходу на оказание государственных, муниципальных и социально значимых услуг населению в электронном виде. Одной из услуг является ведение во всех школах электронного классного журнала и дневника учащегося.

Для дальнейшего развития информатизации системы образования республики необходимо сосредоточиться на мероприятиях, направленных на трансформацию учебного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий. При этом необходимо постоянно обновлять техническую базу с учетом развития технологий, осуществлять постоянное непрерывное обучение педагогов, создавать новые цифровые интерактивные образовательные ресурсы, отвечающие требованиям государственных стандартов и учитывающие региональные особенности.

В рамках мероприятия «Реализация проекта «Электронное образование в Республике Татарстан» осуществляется разработка электронных образовательных ресурсов по предметам для учащихся среднего и старшего звена для их размещения в разделе «Цифровые образовательные ресурсы» информационной системы «Электронное образование в Республике Татарстан».

В последние годы в Республике Татарстан проведена масштабная модернизация сети общеобразовательных организаций. Созданы базовые школы и школы-центры компетенций, обновлен парк компьютерной техники, учителя обеспечены личными ноутбуками, в школах развернуты проводные и беспроводные сети доступа к сети «Интернет», 50 процентов всех предметных кабинетов оснащены современным проектным мультимедийным оборудованием, создан единый образовательный портал для учащихся Республики Татарстан «Электронное образование в Республике Татарстан». Таким образом, техническая база для разработки и использования электронных образовательных ресурсов (далее – ЭОР) в школах республики создана, необходимо наполнить ее электронным образовательным содержанием по всем предметам.

Существующий механизм разработки ЭОР нуждается в коренной перестройке, т.к. множество разработанных ЭОР уже не отвечают актуальным задачам образования, не способствуют формированию и развитию декларированных федеральными государственными образовательными стандартами компетенциям. Планируется изменение подход к созданию ЭОР с когнитивного на личностно-ориентированный и деятельностный, на основе которых созданы новые госстандарты всех уровней образования, что обеспечит приоритетные требования к ЭОР: интерактивность и продуктивность, – с учетом которых необходимо реализовать механизм проектирования, разработки и рецензирования ЭОР.

Кроме того, наполнение единого информационного образовательного пространства Республики Татарстан новыми интерактивными ЭОР будет способствовать обеспечению равного качества образовательных услуг школьникам независимо от места жительства.



5. Разработка ЭОР по предметам для учащихся среднего и старшего звена для размещения в разделе «Цифровые образовательные ресурсы» информационной системы «Электронное образование в Республике Татарстан»
В последние годы в Республике Татарстан проведена масштабная модернизация сети общеобразовательных организаций. Созданы базовые школы и школы-центры компетенций, обновлен парк компьютерной техники, учителя обеспечены личными ноутбуками, в школах развернуты проводные и беспроводные сети доступа к сети «Интернет», 50 процентов всех предметных кабинетов оснащены современным проектным мультимедийным оборудованием, создан единый образовательный портал для учащихся Республики Татарстан «Электронное образование в Республике Татарстан». Таким образом, техническая база для разработки и использования ЭОР в школах республики создана, необходимо наполнить ее электронным образовательным содержанием по всем предметам.

Существующий механизм разработки ЭОР нуждается в коренной перестройке, т.к. множество разработанных ЭОР уже не отвечают актуальным задачам образования, не способствуют формированию и развитию декларированных федеральными государственными образовательными стандартами компетенциям. Планируется изменение подхода к созданию ЭОР с когнитивного на личностно-ориентированный и деятельностный, на основе которых созданы новые госстандарты всех уровней образования, что обеспечит приоритетные требования к ЭОР: интерактивность и продуктивность, – с учетом которых необходимо реализовать механизм проектирования, разработки и рецензирования ЭОР.

Кроме того, наполнение единого информационного образовательного пространства Республики Татарстан новыми интерактивными ЭОР будет способствовать обеспечению равного качества образовательных услуг школьникам независимо от места жительства.


следующая страница >>