Программа рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю - shikardos.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Кройтор Евгений Константинович 2013-2014 учебный год пояснительная... 3 835.28kb.
Рабочая программа мазуриной Наталии Владимировны 1 195.59kb.
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе примерной... 1 154.76kb.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов, 2 ч в неделю. Учебник 1 351.13kb.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного... 1 419.06kb.
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю): из них Всеобщая... 1 260.44kb.
Для реализации программного обеспечения используется умк 1 78.97kb.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов). Из них: уроков... 1 339.24kb.
Администрация мо «светловский городской округ» 1 141.98kb.
Рабочая программа по курсу история России в 7 классе рассчитана на... 1 326.26kb.
Программа рассчитана на 30 часов. По учебному плану 2004 года, совместно... 3 460.9kb.
Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения... 1 172.54kb.
- 4 1234.94kb.
Программа рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю - страница №1/1


Пояснительная записка

Рабочая программа курса изобразительного искусства для 4 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б.Н. Неменского.

Программа рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю.

Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4 классе является формирование представлений о многообразии художественных культур народов Земли и единстве представлений народов о духовной красоте человека. Многообразие культур не случайно - оно выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его жизнь, его история. Эти отношения не неподвижны - они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В этом основа своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур - богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры - важнейший элемент содержания, которое должны постичь дети. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов, поэтому каждую культуру нужно донести до ребенка как целостную художественную личность.

В данной Рабочей программе художественные представления даются как зримые сказки о культурах. В 4 классе дети еще не готовы к историческому мышлению. Но им присущи чуткость, стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Приобщаясь к истокам культуры народа, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

Учебные задания в 4 классе предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества. В 4 классе возрастает значение коллективных работ. Поэтому на уроках используются индивидуальные и коллективные формы работы. Предусматривается использование музыкальных произведений, позволяющих создать целостное преставление о культуре того или иного народа.

Для реализации Рабочей программы используется учебно- методический комплект: учебник (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская . «Каждый народ – художник». Учебник для 4 класса – М.: Просвещение ,2009 г.

Содержание учебного курса

Общая тема: «Каждый народ - художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)»- 35 часа:

• Истоки искусства твоего народа – 9 часов

• Древние города нашей земли- 7 часов

• Каждый народ-художник - 10 часов

• Искусство объединяет народы- 9 часов



ИСТОКИ ИСКУССТВА ТВОЕГО НАРОДА (9ч.)

Пейзаж родной земли

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.



Материалы: гуашь, акварель, бумага, мелки, тонированная бумага.

Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин русских художников-пейзажистов. Музыкальный ряд: русские народные песни.

Украшение деревянных построек и их значение. Образ традиционного русского дома (избы)

Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Задание: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.



Материалы: бумага, картон, ножницы; пластилин, стеки.

Зрительный ряд: слайды деревянных ансамблей.

Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее построек.

Гармония жилья и природы. Деревня — деревянный мир

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.



Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы.

Образ красоты человека. Женский портрет.

Мужской портрет.

У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).

Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».

Материалы: бумага, гуашь, клей, ножницы.

Зрительный ряд: слайды материалов этнографических музеев, книги о народном искусстве, работы художников И. Билибина, И. Аргунова, А. Венецианова, М. Врубеля и других.

Литературный ряд: фрагменты былин, русских сказок, отрывки из поэм Н. Некрасова.

Музыкальный ряд: народные песни.

Народные праздники. Коллективное панно.

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.

Материалы: склеенное полотнище обоев для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, ножницы, клей.

Зрительный ряд: работы Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина; произведения народного декоративного искусства.

Литературный ряд: И. Токмакова. «Ярмарка». Музыкальный ряд: Р. Щедрин. «Озорные частушки»; Н. Рим-ский-Корсаков. «Снегурочка».

Обобщение темы четверти.

Обобщить свои знания по теме «Истоки родного искусства». Закончить создание коллективного панно.



ДРЕВНИЕ ГОРОДА ТВОЕЙ ЗЕМЛИ (7 ч.)

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.



Древнерусский город-крепость

Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания.



Материал: согласно выбранному варианту задания.

Древние соборы

Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа.

Материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки.

Зрительный ряд: репродукции произведений А. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха; слайды на темы «Прогулка по Кремлю», «Соборы Московского Кремля».

Древний город и его жители

Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города или работа над композицией пейзажа с церквью.



Материалы: тушь, перо (пастель), бумага.

Зрительный ряд: произведения А. Васнецова; книги, слайды с видами древних русских городов.

Древнерусские воины-защитники

Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов.



Материалы: гуашь, бумага.

Зрительный ряд: репродукции работ И. Билибина, В. Васнецова; иллюстрации детских книг.

Города Русской земли

Знакомство с своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.



Материалы: графическая техника (мелки, монотипия) или живопись (гуашь, кисти), бумага.

Узорочье теремов

Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего задания.



Материалы: бумага (тонированная или цветная), гуашь, кисти.

Зрительный ряд: слайды «Древние палаты Московского Кремля»; В. Васнецов. «Палаты царя Берендея»; произведения И. Билибина, А. Рябушкина.

Праздничный пир в теремных палатах

Создать изображение на тему праздничного пира. Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.



Материалы: склеенные обои для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, клей, ножницы.

Зрительный ряд: слайды палат Московского Кремля, иллюстрации к русским сказкам В. Васнецова.

Литературный ряд: А. Пушкин. «Руслан и Людмила».

Музыкальный ряд: произведения Ф. Глинки, Н. Римского-Корсакова.

Обобщение темы.

Обобщить свои знания по теме «Древние города нашей земли». Использовать свои знания в выражении своих ответов. Закончить создание коллективного панно и дать оценку совместной деятельности.



КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК (10 ч.)

Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира.

Учитель может выбрать три культуры, чтобы успеть интересно «прожить» их с детьми. Мы предлагаем три культуры в контексте их связей с культурой современного мира: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока. Но учитель может взять для изучения/например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.

Художественные культуры мира — это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметные миры культуры, в которых выражается душа народа.

Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по разным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).

Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.



Образ художественной культуры Древней Греции

Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).

Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.

Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).



Материалы: гуашь, ножницы, клей, бумага.

Зрительный ряд: слайды современного облика Греции, произведений древнегреческих скульпторов.

Литературный ряд: мифы Древней Греции.

Образ художественной культуры Японии

Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.

Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.

Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.



Материалы: большие листы бумаги для коллективной работы, гуашь, пастель, карандаши, ножницы, клей.

Зрительный ряд: гравюры японских художников Утамаро, Хо-кусай — женские образы, пейзажи; слайды современных городов Японии.

Литературный ряд: традиционная японская поэзия.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.

Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

Материалы: большие листы бумаги, гуашь, пастель, кисти, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды городов Западной Европы, средневековой скульптуры и одежд.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не заучиванием памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у разных народов очень разные.



ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (9 ч.)

Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.

Темы года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все — и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники — разное. Дети и должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные.

Теперь задачи принципиально меняются, они как бы противоположны—от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любых различиях люди остаются людьми и есть нечто воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное.

Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории..

Все народы воспевают материнство

Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.

Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу.

Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти.

Зрительный ряд: икона «Владимирская Богоматерь»; Рафаэль. «Сикстинская мадонна»; М. Савицкий. «Партизанская мадонна»; Б. Неменский. «Тишина» и др.

Музыкальный ряд: колыбельная песня.

Все народы воспевают мудрость старости

Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.

Задание на изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир.

Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти.

Зрительный ряд: портреты работы Рембрандта, автопортрет В. Тропинина, автопортрет Леонардо да Винчи, автопортрет Эль Греко.

Сопереживание — великая тема искусства

С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).

Материалы: гуашь (черная или белая), бумага, кисти.

Зрительный ряд: С. Боттичелли. «Покинутая»; П. Пикассо. «Нищие»; Рембрандт. «Возвращение блудного сына».

Литературный ряд: Н. Некрасов. «Плач детей».

Герои, борцы и защитники

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов.

Эскиз памятника герою, выбранному автором(ребенком). Материалы: пластилин, стеки.

Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памятники эпохи Возрождения, скульптурные произведения XIX и XX веков.

Юность и надежды

Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.



Материалы: гуашь или пастель, бумага. \

Зрительный ряд: В. Тропинин. «Портрет сына»; 3. Серебрякова. «Девочки у рояля»

Искусство народов мира (обобщение темы)

Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.



Материалы: бумага для оформления работ, клей, ножницы и т. д.

Зрительный ряд: лучшие работы за год или за всю начальную 1 школу, коллективные панно, собранный детьми по темам искусствоведческий материал.

Литературно-музыкальный ряд: по усмотрению учителя как иллюстрация к сообщениям экскурсоводов.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» обучающиеся 4 класса должен



знать/понимать:

- освоить основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображении на плоскости и в объеме; украшения или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графики, скульптуре, основах дизайна, декоративно - прикладных видах искусства;

- приобрести первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров изобразительного искусства;

- развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

- развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

- освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

- приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;

- научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;

- овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;

- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

- приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира;

- сформировать представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино).



уметь:

- правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;

- свободно работать карандашом, проводить линии различной толщины;

- правильно располагать лист бумаги в зависимости от характера изображения;

- анализировать произведения искусства;

- активно использовать различные термины и понятия;

- выполнять узоры из декоративно переработанных фигур животного и растительного мира, геометрических форм;

- рисовать кистью, смешивая цвета, отличая теплые от холодных.



- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учебно-тематический план 4 класс

урока

Дата

Тема урока

Цель урока

Результат

1 четверть (9 часов)

1.

1 нед.

Пейзаж родной земли

Познакомить детей с разнообразием пейзажных сюжетов; показать роль искусства в понимании красоты природы; учить передавать впечатления, полученные в жизни; развивать воображение, творческую фантазию, графические навыки.

Обучающиеся должны учиться определять средства выразительности настроения и чувств в искусстве, рисовать по памяти.

2-3.

2-3 нед.

Украшение деревянных построек и их значение. Образ традиционного русского дома.

Познакомить с образом традиционного русского дома – избы; рассмотреть конструкцию избы и назначение ее частей, ее украшения; воспитывать у детей интерес к искусству.

Обучающиеся должны раскрыть гармоничную связь человека с окружающим миром природы, жилья с природой.

4.

4 нед.

Гармония жилья и природы. Деревня - деревянный мир.

Познакомить с деревянной храмовой архитектурой; рассмотреть разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворот, колодцев и т. д.; воспитывать у детей любовь к природе, художественный вкус.

Обучающиеся должны учиться определять средства художественной выразительности, используемые в своих работах.

5.

5 нед.

Образ красоты человека. Женский портрет.

Познакомить с жанром портрета, красотой русской народной одежды женщин; показать роль искусствам в понимании красоты русской женщины; учиться определять средства выразительности настроения и чувства в искусстве.



Обучающиеся должны учиться показать отражение пропорций и мимики лица в портрете, творческую фантазию.

6.

6 нед.

Образ красоты человека. Мужской портрет.

Познакомить с изображением образа русского богатыря в живописи; дать представление о вооружении древнерусского воина; развивать умения определять средства художественной выразительности; воспитывать у детей интерес к живописи.

Обучающиеся должны совершенствовать навыки работы с гуашью, последовательность операций при выполнении работы.

7-8.

7- 8 нед.

Народные праздники. Коллективное панно.

Дать представление о языческих богах древних славян; познакомить с народными праздниками, обычаями; развивать творческое воображение; воспитывать интерес к традициям русского народа.

Продолжать совершенствовать навыки изображения людей в движении.

9.

9 нед.

Обобщение темы четверти.

Дать представления о проведении ярмарки; познакомить с обычаями в проведении ярмарки; обобщить знания по теме: «Историки родного искусства»; укреплять меж предметные связи. Закончить создание коллективного панно.

Обучающиеся должны учиться подбирать художественные приемы для изображения задуманного.

2 четверть (7 часов)

1.

10

нед.


Древнерусский город крепость.

Рассказать обучающиеся об архитектуре города-крепости; развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности; воспитывать любовь к родному краю.

Обучающиеся рисуя должны учиться определять пропорции крепостной башни. Умение конструировать крепостные башни, ворота. Умение применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии с замыслом.

2.

11 нед.

Древние соборы

Познакомить обучающиеся с историей создания соборов Москвы; дать представление об особенностях архитектуры древних соборов; показать духовные и нравственные ценности памятников искусства для установления связи прошлого с настоящим и грядущим. Получить представление о конструкции древнерусского каменного собора. Моделировать древнерусский храм.

Обучающиеся должны освоить особенности архитектуры, учиться рисовать по памяти или моделировать древнерусский храм.

3.

12 нед.

Древний город и его жители

Познакомить обучающиеся с организацией внутреннего пространства города; рассмотреть характер жилых построек; учить выделять средства художественной выразительности в произведениях живописи; развивать композиционное мышление.

Совершенствовать навык рисовать по памяти и представлению. Работать над композицией пейзажа с церковью.

4.

13 нед.

Древнерусские воины – защитники. Коллективное панно.

Дать представление об образе жизни людей (князя, его дружины, ремесленников); повторить знания о вооружении древнерусских воинов-защитников воспитывать патриотизм и любовь к Родине.

Обучающиеся должны развивать навыки изображения человека, эмоциональное, эстетическое, образное восприятие. Изображать в графике древнерусских воинов (князя и его дружину).

5.

14 нед.

Города Русской земли

Дать представление об исторической архитектуре и памятниках древне русских городов; познакомить с особенностями в облике городов, сформированном историей и характером деятельности жителей; воспитывать художественный вкус.

Обучающиеся должны развивать навыки графики, композиционного мышления.

6.

15 нед.

Узорочье теремов

Познакомить с образами теремной архитектуры; дать представление о вариантах украшения царских палат (роспись, орнамент, изразцы) подготовить фон теремных палат; развивать творчество, композиционное мышление.

Обучающиеся должны учиться выражать настроение в живописи. Умение изобразить праздничную нарядность, узорочье интерьера терема.

7.

16

нед.


Праздничный пир в теремных палатах. Коллективное панно.

Дать представление обучающимся о роли постройки, украшения и изображения в создании образа древне русского города; познакомить уч-ся с праздничными одеждами бояр, купцов; показать стилистическое единство костюмов людей и облика архитектуры. Создать изображение на тему праздничного пира.

Развивать у обучающиеся изобразительные навыки, творчество, композиционное мышление. Умение создавать много фигурные композиции в коллективном панно, изображать предметный мир праздника «Княжеский пир».


3 четверть ( 10 часов)

1.

17 нед.

Образ художественной культуры Древней Греции

Беседа о художественной культуре Древней Греции. Дать представление о архитектуре Древней Греции, архитектура Акрополя.

Обучающиеся должны совершенствовать конструктивный и изобразительный навык.

2-3.

18 -19 нед.

Древнегречиские праздники.

Познакомить с античным искусством Древней Греции (древнегреческая вазопись, знание скульпторов изображающих богов).
учить изображать олимпийских спортсменов и участников шествия, (фигуры в традиционных одеждах).

Обучающиеся должны совершенствовать изобразительный навык и глазомер.

4.

20 нед.

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Беседа о многообразии представлений народов мира о красоте. Знакомство с особенностями японской культуры. Показать различия образов японского и русского пейзажей. Изображение японской природы через детали.

Обучающиеся должны развивать умения работы с акварелью, воспитывать уважение к культуре другого народа.

5.

21 нед.

Изображение японок в национальной одежде.

Познакомить с традиционными представлениями красоты японской и русской женщинами.
Знакомство с произведениями японских художников. Выполнение портрета японской женщины в национальном костюме.

Обучающиеся должны развивать воображение, творчество; совершенствовать изобразительные навыки.

6.

22 нед.

«Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем»

Дать представление о характере архитектуры в Японии; познакомить с традиционным японским праздником «Цветение вишни-сакуры»; беседовать о единстве форм, костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении; воспитывать интерес к культуре, искусству других народов.


Обучающиеся должны развивать воображение, творчество; совершенствовать изобразительные навыки.

7.

23 нед.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

Познакомить с образом готических городов средневековой Европы, готические витражи. Беседовать о единстве форм, костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении.

Обучающиеся должны совершенствовать конструктивный и изобразительный навык.

8-9.

24-25 нед.

Портрет средневекового жителя.

Дать представление о сословиях разделения людей, средневековых готических костюмах(вертикальные линии, удлиненные пропорции). Развитие навыков изображения человека.

Обучающиеся должны учиться соблюдать пропорции в изображении человека

10.

26 нед.

Многообразие художественных культур в мире. Обобщение темы.

Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ художник». Осознавать целостность каждой культуры. Обобщать свои знания по теме четверти.

Обучающиеся должны развивать познавательные потребности, творчество и воображение.

4 четверть ( 9 часов)

1-2.

27-28 нед.

Все народы воспевают материнство

Дать представление, о едином образе матери в искусстве разных народов; совершенствовать навыки и умение в изображении человека; воспитывать уважение к женщине, к матери. Изобразить образ матери и дитя.

Обучающиеся должны развивать навык рисования по представлению.

3.

29 нед.

Все народы воспевают мудрость старости

Дать представление о роли живописи в изображении внутренней красоты человека, красоты его душевной жизни; учить выделять средства художественной выразительности; развивать воображение, творчество и композиционное мышление; воспитывать любовь и уважение к пожилым людям. Выполнение портрета пожилого человека.


Обучающиеся должны совершенствовать навыки рисования по представлению, навыки изображения человека.

4.

30 нед.

Сопереживание великая тема искусства

Показать учащимся, как художник через искусство выражает свое сочувствие, учит сопереживать чужому горю; познакомить учащихся с работами В. Перова и Рембрандта; совершенствовать изобразительные навыки; развивать композиционное мышление; воспитывать любовь и сочувствие ко всем. Изобразить в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.

Обучающиеся должны учиться определять средства художественной выразительности.

5.


31 нед.

Герои, борцы и защитники

Расширить представления о работе скульптора, познакомить с этапами его работы, с монументальной скульптурой, ее характером; развивать воображение, творчество и художественный вкус; осуществлять меж предметные связи; воспитывать патриотизм. Выполнение памятника героям войны в скульптуре.

Развивать у обучающихся умение уловить и передать пропорции, соотношение масс частей тела, компоновать части в единое целое.

6.

32

нед.


Юность и надежды

Дать представление об изображении в искусстве разных народов радости детства; познакомить с творчеством некоторых художников и их произведениях о детях; развивать композиционное мышление, творчество и воображение; укреплять меж предметные связи; прививать аккуратность.

Продолжить формирование у обучающихся навыков изображения людей.

7.

33 нед.

Обобщить свои знания по теме «Искусство народов мира». Контрольная работа.

Подвести итоги учебно-воспитательной работы за год; создать благоприятную атмосферу для проявления изобразительных способностей, знаний детей; воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства.

Обучающиеся должны развивать познавательные потребности, творчество и воображение.

8-9.

34-35 нед.

Резерв.

Участие в конкурсах и фестивалях детского творчества ( по мере поступления положений)




Учебно-методические средства обучения.

1.Все любят пряники. Кайдаш С.В.-_М.:Малыш, 1991

2.История от средних веков до 1914 года. Миллард Энн. - М.: Росмэн, 1997.

3.«Каждый народ – художник». Учебник для 4 класса – Б.М. Неменский, Л.А. Неменская - М.: Просвещение ,2004г).

4.Семь чудес света. Нейхардт А.А.. - М.: Учебно-педагогическое изд-во, 1963.Русская народная живопись: книга для учащихся старших классов. С.К.Жегалова-М.: Просвещение, 1984.

5.100 великих тайн. Непомнящий Н.Н. -М.: Вече, 2001.

6.Русский праздник: праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. –СПБ, Искусство, 2005.

7.Русь деревянная. А.Околовников, Г.Островский-М.: Изобразительное искусство, 1983.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г. Нижние Серги

ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНО:

педагогическим советом. Приказ ОУ от 30.08.2013г. № 47-ОД.

Протокол от 30.08.2013г. №1. Директор ________ Е.Н. Кучмина

Рабочая программа

за курс «Изобразительное искусство» (4 класс)



Составитель:

Кривоногова Любовь Алексеевна,

учитель изобразительного искусства



2013 год


http://semejnyj-dosug.ru/wp-content/uploads/2011/10/moi-uchitelya.jpg

http://www.stihi.ru/pics/2013/03/20/4493.jpg