Программа рассчитана на 33 часа в год (1 раз в неделю) в 1 классе и 34 часа в год - страница №1/6
Музыка
Пояснительная записка
Рабочая программа педагога по музыке для 1-8 классов создана на основе Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Базисного учебного плана общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года и Учебного плана муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №2 VIII вида» города Дзержинска Нижегородской области на 2013-2014 учебный год.
Программа рассчитана на 33 часа в год (1 раз в неделю) в 1 классе и 34 часа в год (1 раз в неделю) во 2-8 классах.
Музыка формирует вкусы, развивает представления о прекрасном, способствует эмоциональному познанию объектов окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.
Цель музыкального воспитания и образования – формирование музыкальной культуры школьников, сочетающей в себе музыкальные способности, творческие качества, исполнительские умения, навыки эмоционального, осознанного восприятия музыки.
Занятия музыкой способствуют разностороннему развитию школьника, адаптации его в обществе. Этому, в процессе обучения музыке и пению, способствует соблюдение следующих принципов:
-
художественность и культурность содержания;
-
коррекционная направленность обучения;
-
оптимистическая перспектива образования;
-
индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
-
комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.
Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня — основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
В работе с солистами и при инсценировании песен внимание должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.
Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.
Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.
Уроки музыки проводятся в специально оборудованных помещениях: музыкальных кабинетах, залах. Оценка по предмету "Музыка и пение" учитывает индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность формирования его музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой или услышанной музыки нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно- двигательными проявлениями.
Песенный репертуар выделен в самостоятельный раздел и подразумевает свободный выбор песен учителем. Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций;
-
В качестве объекта восприятия и обсуждения;
-
в виде вокальных упражнений (наиболее яркие, доступные для пения мелодии);
-
как материал музыкальных викторин;
-
как материал для индивидуальных заданий творческого характера (изготовление рисунков, поделок на тему произведения, написание небольших сочинений, рассказов о музыке);
-
в виде музыкального сопровождения танцевально- ритмической деятельности, инсценировок сказок, ролевых игр и т.д.
Календарно-тематическое планирование по музыке
1а класс
№ п/п
|
Тема урока
|
Музыкальные термины и понятия
|
Музыкальные произведения
|
Дата
|
Коррект даты
|
1а
|
1а
|
I четверть
|
1
|
Музыка осени.
|
Характер музыки.
|
«Тучи в небе хмурятся» разучивание.-
|
|
|
2
|
Музыка осени
|
Грустная, веселая.
|
«Падают, падают листья» - слушание.
|
|
|
3
|
Связь жизненных впечатлений с художественными образами.
|
Темп.
|
«Падают, падают листья» - разучивание.
|
|
|
4
|
Повсюду музыка слышна.
|
Медленно, быстро.
|
Песня о школе.
|
|
|
5
|
Повсюду музыка слышна.
|
|
«Улыбка» - муз. Шаинского
|
|
|
6
|
Что нам осень принесет?
|
|
«Урожайная»-разучивание.
|
|
|
7
|
Хоровод.
|
Хор, хоровод.
|
«Во поле береза стояла»
|
|
|
8
|
Хоровод.
|
Русская народная песня
|
Спят усталые игрушки - слушание.
|
|
|
9
|
Обобщающий урок.
|
|
Повторение песен.
|
|
|
II четверть
|
|
|
|
|
|
1
|
Музыкальная азбука
|
Нотный стан. Ноты.
|
Маленькие попевки.
|
|
|
2
|
Музыкальные инструменты
|
Свирель, дудка, рожок.
|
П. Чайковский. «Танец маленьких лебедей»
|
|
|
3
|
Звучащая картина
|
Народная музыка
|
«Голубые санки».
|
|
|
4
|
Звучащая картина
|
Народная музыка
|
«Во кузнице»
|
|
|
5
|
Разыграй песню
|
|
Почему медведь зимой спит.
|
|
|
6
|
Родной обычай старины
|
Праздники, традиции.
|
Елочка
|
|
|
7
|
Обобщающий урок
|
|
В лесу родилась елочка.
|
|
|
III четверть
|
1
|
Край, в котором ты живешь.
|
Выразительные средства музыки.
|
«Здравствуй Родина моя!» - разучивание.
|
|
|
2
|
Край, в котором ты живешь.
|
Характер музыки
|
Песенка Винни-Пуха - слушание.
|
|
|
3
|
Композитор, исполнитель, слушатель.
|
|
«Голубой вагон» - муз. Шаинского.
|
|
|
4
|
Композитор, исполнитель, слушатель.
|
Характер ласковый, нежный.
|
«Спасибо – любимая страна».
|
|
|
5
|
Музыкальный портрет
|
|
«Антошка» - муз. Шаинского.
|
|
|
6
|
Образ защитников Отечества
|
Марш
|
«Бравые солдаты»- слушание, разучивание.
|
|
|
7
|
Мамочка милая, мама моя.
|
Песня
|
Песня о маме.-разучивание.
|
|
|
8
|
Мамин праздник
|
Песня
|
Полонез Муз. Огинского
|
|
|
9
|
Обобщающий урок
|
|
«Солнечная капель»- разучивание.
|
|
|
lV четверть
|
1
|
У каждого свой музыкальный инструмент.
|
Тембр-гитара
|
Народная песня «Тонкая рябина»-слушание.
|
|
|
2
|
Движение в музыке.
|
|
«Голубой-вагон»-муз. Шаинского
|
|
|
3
|
Музыка в цирке.
|
Марш
|
И. Дунаевский «Выходной марш»
|
|
|
4
|
Образ защитников Отечества.
|
Военный марш.
|
«Моя армия» -разучивание.
|
|
|
5
|
Музы не молчали.
|
|
Третий танкист- слушание.
|
|
|
6
|
Ничего на свете лучше нету.
|
Песня
|
Песня о дружбе.
|
|
|
7
|
Музыкальная викторина
|
|
Изученные песни
|
|
|
8
|
Обобщающий урок.
|
|
Повторение песен.
|
|
|
Календарно – тематическое планирование по музыке
2а класс
|
№ п/п
|
Тема урока
|
Основные термины и понятия
|
Музыкальные произведения
|
Дата
|
Коррек. даты
|
2а
|
|
I четверть
|
|
1
|
Россия-Родина моя.
|
Жанры музыки.
|
«Здравствуй Родина моя»- разучивание.
|
|
|
2
|
Мелодия- душа музыки.
|
Песня- запев, припев.
|
«У моей России» - муз. Туликова
|
|
|
3
|
Знакомство с символами России.
|
Флаг, гимн, герб.
|
Гимн России.- муз. Александрова
|
|
|
4
|
Музыка осени.
|
Песня
|
«Падают, падают листья»- исполнение.
|
|
|
5
|
Музыка осени.
|
Характер музыки
|
«Дождливый денек»- разучивание. «Лебедь»- Сен-Санс.
|
|
|
6
|
Повсюду музыка слышна.
|
Нежная, ласковая.
|
«Во поле береза стояла»- русская народная песня.
|
|
|
7
|
Мир ребенка в образах.
|
Исполнитель. Музыкант, певец.
|
Песня о школе- разучивание.
|
|
|
8
|
Эти разные марши.
|
Ритм
|
П. Чайковский – Марш деревянных солдатиков.
|
|
|
9
|
Эти разные марши.
|
Энергичный, бодрый.
|
«Бравые солдаты»-исполнение.
|
|
|
II четверть
|
№ п/п
|
Тема урока
|
Основные термины
|
Музыкальные произведения
|
|
|
1
|
Что выражает музыка?
|
Русская народная песня
|
«Как на тоненький ледок»- разучивание
|
|
|
2
|
Интонация в музыке
|
Средства музыкальной выразительности
|
Голубые санки-разучивание
|
|
|
3
|
Изобразительность в музыке
|
Темп, ритм.
|
«Зимня сказка»-слушание
|
|
|
4
|
Музыка в народном стиле.
|
Характер музыки
|
«Почему медведь зимой спит»-разучивание
|
|
|
5
|
Слушание новогодних песен.
|
Театр песни
|
Почему медведь зимой спит- инсценирование.
|
|
|
6
|
Музыка на новогоднем празднике.
|
Хоровод
|
«Елочка, елочка»
|
|
|
7
|
Обобщающий урок
|
|
Новогодние песни
|
|
|
III четверть
|
|
1
|
Сказка будет впереди.
|
Многообразие жанров в вокальной музыке.
|
«Волк и семеро козлят» да на новый лад.
|
|
|
2
|
Призыв к мужеству
|
Марш- маршевость.
|
Песня о пограничнике – разучивание.
|
|
|
|
3
|
Проводы зимы
|
Напев, наигрыши.
|
«вот уж зимушка проходит»- рус. Нар. песня
|
|
|
|
4
|
Вот уж зимушка проходит
|
Песни-заклички
|
«Веснянка»-Укр. Нар.песня
|
|
|
5
|
Прощай Масленница
|
Игры, хороводы
|
«Ой бежит ручьем вода» Добрый жук музыка из к/ф Золушка.
|
|
|
6
|
Образ защитников Отечества
|
Марш
|
«Бескозырка белая»-разучивание.
|
|
|
7
|
Песни о маме
|
Песня-песенность
|
Колыбельная для мамы
|
|
|
8
|
Сегодня мамин праздник
|
|
«Мамочка моя» -разучивание.
|
|
|
9
|
Музыкальные инструменты
|
Ложки, трещетка, дудка.
|
«Когда мои друзья со мной»-муз. Шаинского
|
|
|
10
|
Обобщающий урок.
|
Исполнение песен.
|
Урок-концерт.
|
|
|
IV четверть
|
|
1
|
Повсюду музыка слышна
|
Изобразительность в музыке
|
«Жили у бабуси»-слушание, разучивание.
|
|
|
2
|
Музыкальный портрет
|
|
«Антошка»- муз. Шаинского
|
|
|
3
|
Музыкальный портрет
|
Выразительность в музыке
|
«Савка игришка» -Белорусская нар. песня
|
|
|
4
|
Народная музыка
|
Хор, солист, ансамбль, оркестр.
|
«Я на горку шла»-оркестр
|
|
|
5
|
Народная песня
|
Солист, хор.
|
«Земелюшка –Чернозем»
|
|
|
6
|
Песни о дружбе
|
исполнители
|
«Настоящий друг» муз .Б. Савельева
|
|
|
7
|
Дружба крепкая не сломается.
|
Исполнение песен о дружбе
|
«Ничего на свете лучше нету»-разучивание
|
|
|
8
|
Обобщающий урок.
|
|
Урок-концерт.
|
|
|
Календарно – тематическое планирование
3а класс
|
№ п/п
|
Тема урока
|
Основные термины
|
Музыкальные произведения
|
Дата
|
Коррек.даты
|
3а
|
|
I четверть
|
1
|
Здравствуй школа
|
Композитор, Исполнитель, Зритель
|
Песня о школе
|
|
|
2
|
День полный событий
|
Солист, Музыкант, Ансамбль
|
«Первоклашка» муз. Шаинского
|
|
|
3
|
Музыка осени
|
Лирическая музыка
|
«Дождливый денек» - муз. Варламова
|
|
|
4
|
Что нам осень принесет
|
Закрепление певческих навыков
|
П. Чайковский «Времена года»-слушание
|
|
|
5
|
Наш учитель самый лучший
|
Работа над дыханием
|
«Спасибо учитель»-разучивание. «Прекрасное далеко» -слушание
|
|
|
6
|
Мелодия душа музыки
|
Средства муз. выразительности
|
|
|
|
7
|
Песни о дружбе
|
Дикция, дыхание.
|
Раз. Два, три, четыре, пять
|
|
|
8
|
Дружба крепкая
|
Ритм, темп.
|
«Настоящий друг» - муз. Савельева
|
|
|
9
|
Обобщающий урок
|
|
Урок- концерт…
|
|
|
II четверть
|
|
1
|
День полный событий
|
Темп: быстро, медленно.
|
«Чему учат в школе» -муз. Шаинского
|
|
|
|
2
|
Образ природы в творчестве композиторов
|
Пауза
|
«Веселые путешественники»-разучивание
|
|
|
3
|
Образ природы
|
Длительность нот
|
П. Чайковский «Вальс цветов» из б. Щелкунчик
|
|
|
4
|
Добрый праздник в середине зимы
|
|
«Почему медведь зимой спит»- исполнение.
|
|
|
5
|
Зимнее утро
|
Закрепление певческих навыков.
|
«Бу-ра-ти-но» муз.А. Рыбникова
|
|
|
6
|
В гостях у деда Мороза
|
|
«Волшебная страна» муз. Варламова
|
|
|
7
|
Обобщающий урок
|
|
Новогодний праздник.
|
|
|
IIIчетверть
|
|
1
|
Звучащая картина
|
Вокальная и инструментальная музыка
|
«Кабы не было зимы!»-разучивание. П. Чайковский «Времена года» У камелька.
|
|
|
2
|
Русская народная песня
|
Ансамбль-дуэт.трио, квартет
|
«Голубые санки»-разучивание.
|
|
|
3
|
Певцы родной природы
|
Э.Григ,
|
Как на тоненький ледок»-исполнение. Э. Григ «Утро»
|
|
|
4
|
Певцы родной при роды
|
П. Чайковский
|
П. Чайковский «Времена года»
|
|
|
5
|
Образ защитников Отечества
|
Строевая песня. Марш
|
«Стой, кто идет» - муз.Соловьева-Седого
|
|
|
6
|
Эти разные марши
|
Спортивный, военный, детский
|
Песни о войне.-слушание
|
|
|
7
|
Портрет в музыке.
|
С. Прокофьев
|
«Болтунья»
|
|
|
8
|
Мама милая мама
|
|
Шуберт «Аве Мария»
|
|
|
9
|
Если с другом вышел в путь
|
|
Песни о дружбе.
|
|
|
10
|
Обобщающий урок
|
|
Урок-концерт
|
|
|
следующая страница >>